Научная статья на тему 'Великобритания'

Великобритания Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
565
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Современная Европа
Scopus
ВАК
ESCI
Ключевые слова
ИЩУЩИЕ УБЕЖИЩЕ / БЕЖЕНЦЫ / СОЛИДАРНОСТЬ / ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ / ВЫСЫЛКА / ВЕЛИКОБРИТАНИЯ / ИММИГРАЦИЯ / Д. КЭМЕРОН / МУЛЬТИКУЛЬТУРАЛИЗМ / АССИМИЛЯЦИЯ / "СОЦИАЛЬНАЯ ЗАВИСИМОСТЬ" / ЛЕЙБОРИСТСКАЯ ПАРТИЯ / ПАРТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ ВЕЛИКОБРИТАНИИ (UKIP) / МИГРАНТСКИЙ КРИЗИС В ЕС

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ананьева Елена Владимировна

На основе данных об иммиграции в Британию в статье анализируются причины, по которым правительство страны заявило о “провале” мультикультурализма, попытках социально-экономическими мерами снизить приток иммигрантов извне стран ЕС и мобильных граждан ЕС, особенно в свете мигрантского кризиса в Евросоюзе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Великобритания»

УДК 323; 325; 329; 32.019.5 Елена АНАНЬЕВА

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ

Аннотация. На основе данных об иммиграции в Британию в статье анализируются причины, по которым правительство страны заявило о "провале" мультикультурализма, попытках социально-экономическими мерами снизить приток иммигрантов извне стран ЕС и мобильных граждан ЕС, особенно в свете мигрантского кризиса в Евросоюзе.

Ключевые слова: Великобритания, иммиграция, Д. Кэмерон, мультикультурализм, ассимиляция, "социальная зависимость", Лейбористская партия, Партия независимости Великобритании (иК1Р), мигрантский кризис в ЕС.

Британия, пользуясь исключениями из иммиграционной политики ЕС и не входя в Шенгенскую зону, практически не сталкивается непосредственно с актуальным потоком иммигрантов из Северной Африки и Ближнего Востока и не участвует в разрешении мигрантского кризиса в ЕС. В течение пяти лет Лондон планирует разместить на своей территории 20 тыс. сирийских беженцев из лагерей, непосредственно расположенных в районе конфликта. Д. Кэмерон выступает за урегулирование проблем в регионах исхода мигрантов, а также за обустройство лагерей беженцев, чтобы снизить их поток в Европу. Британия выделяет помощь развивающимся странам, прежде всего Африке, в размере 0,7% ВНД, а также является вторым по объёму содействия донором в Сирии (свыше 1 млрд ф.ст.). Тем не менее иммиграционная проблема в целом оказывает серьёзное влияние на внутреннюю и внешнюю политику страны.

Чистая ежегодная иммиграция составляет 300 тыс. человек, и половина - приезжие извне стран ЕС. Так, с июня 2014 по июнь 2015 г. в Великобританию въехало рекордное количество китайцев - около 90 тыс., индийцев - более 86 тыс. человек (индийцы - самая крупная неевропейская диаспора в стране).

На 2014 г. 8,3 млн жителей (13%) Британии родились за рубежом, из них 5,3 млн в странах, не входящих в ЕС; 40% британцев, родившихся за рубежом, получили или уже имели подданство Соединённого Королевства. С 2013 г. ежегодный приток мобильных граждан ЕС превысил приток иммигрантов из третьих стран.

Нелегальную иммиграцию оценивают в 1,1 млн человек (на 2010 г.), и она продолжает расти. Доля депортированных или легализованных иммигрантов ничтожно мала. Более того, в 1998 г. при лейбористах был отменён пограничный контроль при выезде из страны, что не позволяет вести учёт нелегальной иммиграции. Лишь в мае 2015 г. при консерваторах учёт был восстановлен (транспортные компании

© Ананьева Елена Владимировна - кандидат философских наук, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: e-ananieva@yandex.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016113115

обязаны предоставлять сведения о выезде по билетам), но официальные данные ещё не опубликованы.

Британия в период правления лейбористов (1997-2010 гг.) проводила политику мультикультурализма, делавшую упор на правах групп в лице различных этнических и конфессиональных общин, а не на индивидуальных правах граждан. Данный способ социокультурной адаптации иммигрантов пришёл на смену попыткам проводить ассимиляцию. В тот период активно внедрялась модель "жёсткого" мультикультурализма: была принята широкая система мер по поддержке национальных меньшинств с целью сохранить их культуру и традиции, а также ряд законов против любых форм дискриминации по национальному, религиозному или расовому признакам.

Самая активная часть иммигрантского сообщества в Великобритании - мусульмане, большинство которых сосредоточено в мегаполисах. Переписи 2001 и 2011 гг. показывают, что в Англии и Уэльсе (основные районы проживания иммигрантов и их потомков) доля мусульман возросла с 3,07 до 4,8%, или 2,8 млн человек, причём около 60% из них моложе 30 лет. 46% мусульман проживают в 10% самых депрессивных районах страны. Возникли монорелигиозные и моноэтнические кварталы, даже "зоны шариата", в которых законы страны не действуют в полную силу.

Партия лейбористов была заинтересована в притоке иммигрантов, поскольку они по большей части голосовали за неё. Однако из-за военных операций Британии в Афганистане и Ираке симпатии мусульманских избирателей сместились от лейбористов к либерал-демократам, осудившим войну в Ираке. С ростом доли мусульманского населения межпартийная борьба за голоса мусульман усиливается.

Консервативная партия не разделяла политику мультикультурализма, настаивая на ассимиляции. Д. Кэмерон ещё в 2008 г. указывал, что мультикультурализм ведёт к легализованному "культурному апартеиду" и к росту радикализма за счёт государственного финансирования части экстремистски настроенных этнических общин и религиозных организаций. В 2011 г. Кэмерон на Мюнхенской конференции по безопасности признал провал мультикультурализма, поскольку, по его мнению, он способствует отчуждению новых поданных от единой гражданской "британской идентичности", параллельному и замкнутому существованию общин в составе одного государства. Основной угрозой Кэмерон считает террористические атаки на страну, которые проводят собственно граждане Британии - представители второго и третьего поколения иммигрантов.

Толерантность всё более уступает место идентификации личности на основе этнических, культурных или конфессиональных признаков. Кроме того, британцы убеждены, будто в стране находится вдвое больше иммигрантов, чем это есть на самом деле. Неприятие "чужаков" распространяется и на граждан других стран ЕС. В сентябре 2015 г. иммиграцию считали основной проблемой для Британии 71% респондентов (в мае 2015 г. так думали только 52%). А в 1997 г., когда лейбористы пришли к власти, таковых насчитывалось лишь 5%.

Проблема иммиграции приобрела политический характер. Откровенно праворадикальные партии - Британская национальная партия, Лига английской обороны -не обладают широким влиянием, но Партия независимости Соединённого Королевства, несколько снизив радикальный тон, привлекает всё новых сторонников. На парламентских выборах 2015 г. она получила 12,6% голосов (3,9 млн избирателей), но лишь 1-е место в парламенте из-за мажоритарной избирательной системы. Зато ПНСК выиграла выборы в Европарламент в 2014 г., обойдя консерваторов и лейбористов и последовательно набирает голоса на местных выборах.

Терпимость к иммигрантам свойственна сочувствующим Партии либеральных демократов и Партии "зелёных" - лишь 8 и 12% из них признают, что "не любят иммигрантов". Среди сторонников тори 24% испытывают скрытую или явную вражду к иммигрантам; лейбористов - 18% (2011 г.).

Учитывая настроения избирателей, в попытке снизить привлекательность страны для иммигрантов любой страны происхождения консерваторы ещё в период коалиционного правительства начали перестраивать систему социальных пособий, чтобы изжить "социальное иждивенчество" и "социальный туризм", хотя на деле не более 16% приезжих трудоспособного возраста претендуют на пособия.

В 2014 г. правительство провело иммиграционный закон (Immigration Act 2014). После победы на выборах 2015 г. тори объявили ряд новых мер. Так, нелегальное пребывание в стране будет считаться не административным, а уголовным нарушением; владельцы арендуемого жилья обязаны проверять миграционный статус арендаторов, а незаконным иммигрантам запрещено выдавать водительские удостоверения и открывать банковский счёт. Заработок нелегальных иммигрантов предполагается отчуждать в пользу государства, а работодателей за трудоустройство нелегалов будут облагать штрафами. Наличие семьи теперь не может служить основанием для апелляции на решение о депортации. Кроме этого, стало невозможно обжаловать решения о депортации, если она признана актом, способствующим общественному благу. Создан фонд для обучения супруг иммигрантов английскому языку, что призвано способствовать интеграции приезжих женщин в британское общество. Однако если они не достигнут прогресса за 2,5 года, то подлежат депортации. Ликвидировать кадровый голод по ряду специальностей (учителя, инженеры, врачи) и, как следствие, необходимость привлекать мигрантов на эти вакансии, планируется за счёт подготовки кадров из местного населения.

Массовую миграцию в Британию правительство расценивает как неизбежный продукт глобализации, считая, что иммиграцию надо не блокировать, а регулировать, поскольку экономика нуждается в притоке рабочей силы. Британия вряд ли сможет перейти от укоренившейся практики мультикультурализма к ассимиляции. В этих условиях Лондон будет пытаться снизить иммиграцию за счёт ограничительных мер социально-экономического характера.

Список литературы

Громыко Ал.А. (2014) Британские мусульмане и исламский экстремизм / В: Дилеммы Британии. Поиск путей развития / Под ред. Ал.А. Громыко (отв.редактор), Е.В. Ананьевой. - М.: "Весь Мир". -С. 237-240.

Карпов Г.А. (2014) Ужесточение миграционной политики в 2010-2014 гг.: pro et contra / В: Великобритания в преддверии всеобщих парламентских выборов в 2015 г. / Доклады Института Европы, №309. М.: Институт Европы РАН. - С. 79-86.

Кондратьева Т.С. (2011) Великобритания в ловушке мультикультурализма. URL: http://www.perspektivy.info/book/velikobritanija_v_lovushke_multikulturalizma_2011-10-07.htm

Остапенко Г.С. (2014) Лейбористы и политика мультикультурализма. / В: Дилеммы Британии. Поиск путей развития / Под ред. Ал.А. Громыко (отв.редактор), Е.В. Ананьевой. - М.: "Весь Мир". -С. 221-236.

Остапенко Г.С. (2014) Проблема иммиграции на выборах 2010 г. и в деятельности коалиции / В: Дилеммы Британии. Поиск путей развития / Под ред. Ал.А. Громыко (отв.редактор), Е.В. Ананьевой. - М.: "Весь Мир". - С. 241-260.

References

Gromyko Al. A. (2014) Britanskie musul'mane i islamskij jekstremizm / V: Dilemmy Britanii. Poisk putej razvitija / Pod red. Al.A. Gromyko (otv.redaktor), E.V. Anan'evoj. - M.: "Ves' Mir". - S. 237-240.

Karpov G.A. (2014) Uzhestochenie migracionnoj politiki v 2010-2014 gg.: pro et contra / V: Ve-likobritanija v preddverii vseobshhih parlamentskih vyborov v 2015 g. / Doklady Instituta Evropy, №309. M.: Institut Evropy RAN. - S. 79-86.

Kondrat'eva T.S. (2011) Velikobritanija v lovushke mul'tikul'turalizma. URL: http://www.perspektivy.info/book/velikobritanija_v_lovushke_multikulturalizma_2011-10-07.htm

Ostapenko G.S. (2014) Lejboristy i politika mul'tikul'turalizma. / V: Dilemmy Britanii. Poisk putej razvitija / Pod red. Al.A. Gromyko (otv.redaktor), E.V. Anan'evoj. - M.: "Ves' Mir". - S. 221-236.

Ostapenko G.S. (2014) Problema immigracii na vyborah 2010 g. i v dejatel'nosti koalicii / V: Dilemmy Britanii. Poisk putej razvitija / Pod red. Al.A. Gromyko (otv.redaktor), E.V. Anan'evoj. - M.: "Ves' Mir". - S. 241-260.

United Kingdom

Author. Ananieva E.V., Candidate of Sciences, director of the Center of Britain Studies, Institute of Europe, Russian Academy of Sciences. Address: 11/3 Mokhovaya Street, Moscow, Russia, 125009. E-mail: e-ananieva@yandex.ru

Abstract. The article analyzes the immigration flow to the UK and explores reasons which led to the UK government proclaiming the failure of multiculturalism, looks into its immigration policy under the coalition and Tory governments, the political impact of the EU migration to the UK in the light of the EU migration crisis.

Key words: UK, immigration, D.Cameron, multiculturalism, assimilation, "social dependence", Labour party, UKIP, migration crisis in the EU.

УДК 323; 325; 328; 329 Екатерина ТИМОШЕНКОВА

ГЕРМАНИЯ

Аннотация. В статье анализируются меры правительства Германии по решению иммиграционного кризиса, его влияние на общественное настроение и партийно-политическую дискуссию в стране.

Ключевые слова: Германия, иммиграция, А. Меркель, "большая коалиция", политические партии, интеграция.

Миграционный волна, захлестнувшая Европу в 2015 г. и спровоцировавшая "кризис солидарности" внутри ЕС, оказала существенное влияние на экономические и политические процессы в Германии. Страна, в которой доля населения "с миграционным происхождением" составляет 20,5% (16,5 млн человек), была вынуждена принять в течение года 1,1 млн беженцев. Необходимость реализации мер по их первичному размещению и дальнейшей интеграции поставили немецкое государство и общество перед огромными вызовами. Это привело к пересмотру федерального и местных бюджетов, колоссальной нагрузке на инфраструктуру земель и

© Тимошенкова Екатерина Петровна - кандидат исторических наук, главный научный сотрудник Института Европы РАИ. Адрес: 125009, Россия, Москва, ул. Моховая, д. 11, стр. 3. E-mail: katerinatim@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope22016116119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.