УДК 314.7
Елена ХАХАЛКИНА
ИММИГРАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА Д. КЭМЕРОНА (2010-2015 гг.).
Аннотация. Роль и численность иммигрантов, их включенность в общество и вклад в экономику находятся в фокусе общественно-политического внимания современной Британии. Иммиграционная тематика оставалась одной их самых острых и значимых проблем на прошедших выборах в парламент 2015 г.
В статье представлены мифы или стереотипные представления, сложившиеся в британском обществе вокруг иммиграционной политики в период пребывания у власти коалиционного кабинета Д. Кэмерона, и определена их взаимосвязь с другими направлениями внутренней и внешней политики страны.
Ключевые слова: Британия, иммиграция, Д. Кэмерон, государство благосостояния, Европейский Союз, исламофобия, мультикультурализм.
Значительное увеличение численности мигрантов в Великобритании произошло после Второй мировой войны. Благодаря существованию империи страна уже обладала опытом по приёму иностранцев. За длительное время вокруг иммиграционной политики Соединённого Королевства сложилось немало мифов, затрудняющих понимание сути и логики миграционных потоков и место иммигрантов в структуре принимающего сообщества. На сегодняшний день в Соединённом Королевстве, по разным оценкам, проживают до 7,5 млн иностранцев [7.5 million...] при общей численности населения в 64,1 млн чел [UK population., 2013]. В одном только Лондоне находится 2,5 млн чел., представляющих 270 национальностей и говорящих на 300 языках [270 nationalities.., 2012]. Такая палитра этнических, языковых и конфессиональных оттенков даёт Британии все основания позиционировать себя как сложившееся мультирасовое общество.
Внутри этого общества существует комплекс разного рода проблем, усугубившихся с началом мирового экономического кризиса в 2008 г. В 2010 г. по итогам выборов в палату общин был сформирован коалиционный кабинет консерваторов и либерал-демократов под руководством Д. Кэмерона. Правительство взяло курс на пересмотр иммиграционной политики в сторону её ужесточения. Такой курс соот-
© Хахалкина Елена Владимировна - канд.ист.наук, доцент, Национальный исследовательский Томский государственный университет (ТГУ). Адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 36. E-mail: ekhakhalkina@mail.ru DOI: http://dx.doi.org/10.15211/soveurope420154758
ветствовал антикризисным замыслам правящего кабинета. Д. Кэмерон ещё в рамках предвыборной программы Консервативной партии озвучил задачу сократить сальдо миграции - разницы между численностью людей, въехавших на территорию страны, и теми, кто эмигрировал, - до 100 тыс. чел. к следующим парламентским выборам 2015 г. [Conservative manifesto.., 2010]. Эта задача не только не была выполнена, но, скорее, наоборот, сальдо миграции увеличилось в 2014 г., что подтверждают данные Таблицы 1.
Таблица 1.
Динамика сальдо миграции в 2010-2014 гг. (составлено по данным Национальной службы статистики Великобритании) в тыс. чел.
2010 2011 2012 2013 2014
Иммиграция в целом 591 566 498 526 624
Иммиграция из стран ЕС 176, из них: EC15- 76 ЕС8 - 86 Другие -14 177, из них: EC15 - 83 ЕС8 - 77 Другие - 14 158, из них EC15 - 83 ЕС8 - 77 Другие - 13 201, из них: EC15- 104 ЕС8 - 70 Другие - 27 251, из них: ЕС15- 128 ЕС8- 78 ЕС2 - 37 Другие - 8
Иммиграция из стран вне ЕС 322 314 260 249 292
Иммиграция британских граждан 93 73 80 76 82
Иммиграция с целью работы 151 150 180 214 271
Иммиграция с целью учебы 238 282 197 177 192
Эмиграция 339 351 321 314 326
Сальдо миграции 256 205 177 212 298
Источники: Statistical bulletin: Migration Statistics Quarterly Report, February 2015. URL:
http://www.ons.gov.uk/ons/rel/migration1/migration-statistics-quarterly-report/february-2015/stb-msqr-feb-
2015.html
В условиях продолжительного экономического спада и признания правительством Д. Кэмерона неэффективности мультикультурной стратегии, ощущается потребность в формулировании нового курса, сплачивающего полиэтничное британское общество. Для понимания трудностей, сопровождающих выработку такого курса, попробуем разобраться в том, какие стереотипы сложились в британском обществе в отношении иммигрантов и понять их современную актуальность. Инструментом для их определения послужили данные по численности иммигрантов, материалы британской прессы и опросы общественного мнения за 2010-2015 гг., анализ которых позволил представить общую картину в динамике.
Миф первый. В Британии слишком много иммигрантов, социальные расходы на которых превышают их вклад в экономику страны.
Этот миф не имеет чисто "британской" окраски: любое государство, принимающее значительное количество иностранцев, сталкивается с подобной реакцией населения, особенно в условиях экономических проблем. В Британии восприятие приезжих продолжает оставаться сопряжённым с дискуссиями вокруг существующей мо-
дели государства благосостояния. Ещё в середине 1950-х гг. лорд Солсбери, председатель палаты лордов, назвал именно государство благосостояния главной причиной резкого увеличения въезда на территорию Соединённого Королевства выходцев из колоний и стран Содружества. Он предупреждал, что свободный въезд, установленный по Акту о британском гражданстве 1948 г., грозит стране в будущем серьёзными миграционными проблемами [British Documents.., 1994: 391].
Признанием таких проблем стало выступление премьер-министра Д. Кэмерона на конференции по безопасности в Мюнхене в 2011 г. "Доктрина государственного мультикультурализма, - заявил Д. Кэмерон, - в рамках которой мы поощряли обособленное проживание разных культур, себя не оправдала". Причинами премьер-министр назвал пассивность толерантного британского общества и недостаточное продвижение в среду мигрантов таких ценностей, как свобода слова, демократия, верховенство закона, равные права, вне зависимости от расы, пола или сексуальной ориентации: "Страна должна сказать своим гражданам - эти ценности делают нас единым обществом. Принадлежать ему значит верить и разделять его ценности" [Cameron D., 2011].
Речь британского премьера стала и признанием трудностей в политике социального сплочения. Основы этого курса были разработаны ещё в конце 1940-х гг. в рамках модели всеобщего благоденствия и предусматривали справедливое распределение помощи разным группам населения, включая иммигрантов. Экономический кризис значительно снизил финансовые возможности государства по оказанию социальной помощи в прежнем объёме, что вызвало напряжение в обществе.
Показателем усиления социальной поляризации стал рост коэффициента Джини -макроэкономического показателя, демонстрирующего уровень социального расслоения. Индекс Джини увеличился с 31% в 2008 г. до 38% в 2010 г. [Income Inequalities.., 2009; Gini Index.., 2010]. Хотя в 2012-2013 гг. коэффициент снизился до 34,0% [Inequality falling.., 2014], он по-прежнему превышает докризисные показатели.
Кабинету Д. Кэмерона удалось достичь существенной экономии бюджета "путём частичной приватизации и разделения услуг государственного сектора", проведения образовательной, пенсионной реформы и реформы здравоохранения [Еремина М.Ю., 2013: 59-61]. Такое сокращение социальных трат, в том числе (если не прежде всего) расходов на иммигрантов (предоставление жилищных пособий въехавшим иностранцам только при наличии у них работы и другие меры), вероятно, оправданны с точки зрения бюджетной политики, но с точки зрения политики социального сплочения возникает ряд сложных и неоднозначных вопросов. Среди них и в первую очередь - "место иммигрантов в новом социальном контракте", принимая во внимание общий кризис европейской социальной модели [Громыко Ал.А.: 33].
Несмотря на ряд уже принятых в 2013/2014 финансовом году реформ, на социальную сферу потрачено 220 млрд ф.ст., что составило более трети от общего объёма госрасходов [Дилеммы Британии...: 195-196]. Дополнительную нагрузку на бюджет дают пенсионеры, численность которых растёт с каждым годом. В 2013 г. пенсии получали 12,9 млн чел., что на 70 тыс. больше, чем в 2012 г. [First Release., 2014], и по прогнозам экспертов к 2037 г. доля пенсионеров вырастет до 16,1 млн чел [National Population.., 2013].
Рост продолжительности жизни и низкая рождаемость в среде коренного населения привели к увеличению численности иностранных работников в Британии. Если в 1995 г. 8% экономически активного населения были рождены за пределами страны,
то в 2012 г. - уже 14,5%, или 5,9 млн взрослых [Centre.., 2014: 1]. Сложившаяся ситуация порождает в обществе спекуляции на тему роли иммигрантов в экономике страны и опасения в том, что они занимают рабочие места коренных британцев, соглашаясь на более низкую заработную плату. В литературе уже получил распространение термин "социальный туризм" (benefit tourism).
В медиа и в восприятии британских обывателей иммигранты выступают как некая однородная масса. Такой взгляд ведёт к упрощению ситуации. Среди иммигрантов -приехавшие на заработки специалисты разной квалификации, студенты, беженцы и другие категории иностранцев. Роль каждой из этих групп в отдельных секторах экономики различна. Согласно недавним исследованиям, в инновационных секторах экономики (например, IT-технологии) иммигранты создают здоровую конкуренцию и способствуют созданию новых технологий, обладая "особым человеческим капиталом", или "мягкими навыками" (soft skills) [Venturini A.: 8] - управленческими и коммуникативными способностями, независящими от профессиональных компетенций, но важными с точки зрения работы в коллективе.
Согласно данным доклада, опубликованного Центром исследований и анализа миграции при колледже Университета Лондона в конце 2013 г., мнения о распространении "социального туризма" сильно преувеличены. Иммигранты в меньшем объёме, чем коренные жители, получают государственные пособия или налоговые льготы и используют социальное жильё [Dustmann C., Frattini T., 2013: 4]. Эксперты указали на отсутствие данных, подтверждающих, что иностранцы занимают рабочие места коренных британцев или влияют на средний размер заработной платы в сторону ее понижения. Более того, в последние годы наметилась тенденция к въезду в Британию преимущественно молодых и лучше образованных, чем местные жители, иммигрантов, имеющих мало шансов попасть в категорию безработных и не претендующих на жилищные пособия или социальное жильё [Centre.., 2014: 4, 8].
В то же время специалисты по миграции зафиксировали разницу между приезжими из Европейской экономической зоны и вне её. В 2011 г. уровень занятости среди выходцев ЕЭЗ был немного выше, чем среди местных - 75% против 70%, среди приехавших из стран вне ЕЭЗ - 62%. Более того, недавние иммигранты из ЕЭЗ внесли налогов в среднем на 34% больше, чем они получили в виде трансфертов [Dustmann C., Frattini T., 2013: 19-20, 27-29, 41].
Этот доклад в начале ноября 2014 г. оказался в центре внимания британских ТВ и СМИ. 5 ноября 2014 г. газета "Индепендент" вышла под громким заголовком "Мигранты из Европейского союза принесли британской экономике 20 млрд ф.ст. за десять лет" [European Union.., 2014]. Со ссылкой на выводы К. Дастмэнна приводятся следующие расчёты: "С 2000 г. иммигранты принесли в британскую казну 20 млрд ф. ст. "чистыми" в виде налогов, то есть почти на 5 млрд больше, чем получили в виде государственных пособий и иных услуг, таких, как образование и здравоохранение. Это верно как для стран ЦВЕ, так и остальных государств ЕС" [European Union.. , 2014].
Миф второй. Среди безработных возрастает доля приехавших из стран Восточной Европы.
В "Санди Телеграф" осенью 2013 г. была опубликована статья, в которой авторы со ссылкой на отчёт Еврокомиссии назвали впечатляющую цифру безработных среди мобильных граждан ЕС, проживающих в Британии - 600 тыс. чел. [Are there.., 2013]. В основном они приехали из Польши, Литвы, Чехии и Словакии. Эти цифры, опубликованные и в других изданиях, были подвергнуты экспертным сообществом со-
мнению: среди этих безработных - школьники старших классов, люди, находящиеся в поиске работы, студенты, пенсионеры, воспитывающие детей и другие категории лиц [Media claims.., 2013]. Согласно данным Министерства занятости и пенсий Великобритании, в 2011 г. из 1 440 тыс. чел., обратившихся за пособиями, 8,5% (122 400 чел.) не являлись гражданами страны, из них менее 38 тыс. чел. были выходцами из стран ЕС. Обновленные данные, опубликованные в августе 2013 г., показывают увеличение доли безработных среди мобильных граждан ЕС до 60 тыс. чел., но всё равно это всего лишь 2,9% от численности всех претендентов на пособия [Media claims.., 2013].
Упор современных британских СМИ именно на мобильных граждан ЕС симптоматичен. Если раньше коренные жители видели угрозу преимущественно в азиатской иммиграции, то теперь - в увеличении численности въезжающих иностранцев из государств ЕС с уровнем жизни ниже британского.
В 2013 г. впервые численность мобильных граждан ЕС, въехавших на территорию Британии, превысила прежние показатели - 201 тыс. чел. [Migration Statistics.., 2014: 12-18]. Самая большая группа прибыла в Британию из Испании - 27 тыс. чел. [Most Immigrants.] и Румынии и Болгарии - 23 тыс. чел [Migration Statistics.., 2014:1]. Такая динамика стала восприниматься частью британского общества как следствие участия страны в Евросоюзе. Среди комментариев к многочисленным статьям по миграционной проблематике встречаются довольно характерные - "если Евросоюз открыл двери для мигрантов, то пусть он и оплачивает все их счета", "либеральная политика ЕС по стиранию границ привела к обнищанию людей и уничтожению уникальных национальных качеств стран-членов Евросоюза", "слишком много полномочий национального правительства передано на уровень Евросоюза", "мы больше не можем позволить себе заботиться об остальном мире", "Соединённое Королевство превратилось в периферийную провинцию Брюсселя" и т.д. (430 comments.., 2013)
В конце августа 2013 г. газета "Телеграф" привела цифры, опубликованные накануне Министерством занятости и пенсий Великобритании: 407 тыс. чел., не являвшихся гражданами страны, но проживающих на её территории, получали пособия в 2012 г. Этот показатель увеличился с 2008 г. на 118 тыс. чел., главным образом, за счёт иммигрантов из Польши и ещё семи восточноевропейских государств, вступивших в Евросоюз в 2004 г. [Barett D., Goldhill O., 2013].
Эта статья вызвала массовый эмоциональный отклик - на сайте было оставлено 430 комментариев. Одна из пользователей сайта, Мартина Вайч - единственная из многих, не пряталась за выдуманным ником и выставила фото - она вполне справедливо охарактеризовала статью как "разжигающую ксенофобию и паникёрство". Она подвергла сомнению приведенные в ней цифры и задалась вопросом, почему нет данных о тех иммигрантах, которые исправно вносили и вносят свой вклад в существующую социальную систему. М. Вайч призвала не делить проживающих на территории страны на "своих" и "приезжих": "Мы все граждане мира. Нужно быть солидарными с мигрантами". Её незримый оппонент отвечал: "Солидарность с теми, кому повезло меньше? Они должны разбираться со своими проблемами сами, а не импортировать их сюда, мы не граждане мира, как показывают мои посещения могил предков.... Мы являемся нацией с фантастической культурой и наследием, мигранты угрожают нам потерей нашей исключительности" (430 Comments.., 2013).
Обсуждения подобного рода выводят на поверхность глубоко укоренившиеся стереотипы и страхи британского общества, накопленные не за одну сотню лет. Среди них - проблемы восприятия "своего" и "чужого" обществ, возможности бесконфликтного сосуществования разных культур на одной территории и страх потери
идентичности. Эти вопросы уже не первый год на повестке дня и очевидно нуждаются в осмыслении.
Миф третий. Высокая численность иммигрантов - результат навязанной Лондону миграционной политики ЕС.
Рост численности иностранцев в Британии начался после Второй мировой войны. Лондон сам открыл приезжим двери задолго как до создания Европейских сообществ, так и до вступления в них. Британский Акт о гражданстве 1948 г., вводивший статус "граждан Соединённого Королевства и колоний", был принят ещё лейбористским правительством К. Эттли и, по сути, стал реакцией на начавшийся процесс деколонизации. В 1947 г. независимость в качестве республик получили Индия и Пакистан, пополнив вслед за этим ряды Содружества наций.
Акт 1948 г. гарантировал иммигрантам из Содружества и колоний право селиться, голосовать и пользоваться всеми услугами, предоставляемыми Великобританией своим гражданам, включая получение британского паспорта. По этому акту в Британию преимущественно прибывали выходцы из бедных стран Карибского бассейна, Индии, Пакистана и других государств. В чёрно-белых роликах, доступных на You-Tube, мы можем видеть счастливых мигрантов, прибывших из Вест-Индии в июле 1948 г. в раскрытые объятия метрополии на знаменитом корабле "Эмпайр Виндраш" на заработки.
Такая радужная картина характерна только для небольшого периода конца 1940-х - первой половины 1950-х гг., когда иммигранты заполняли ниши малоквалифицированного труда в условиях нехватки рабочих рук для послевоенного восстановления экономики. В дальнейшем увеличение их численности вело к конфликтам на расовой почве. В 1958 г. в Ноттинг-хилле представители коренного населения инициировали получившие широкую общественную огласку столкновения с иммигрантами. Эти происшествия обсуждались в палате общин и на заседаниях кабинета министров. Тревогу правительственных чиновников вызывали как рост численности иностранцев, так и их преимущественное сосредоточение в Лондоне и других крупных городах, что даже чисто зрительно создавало впечатление массового присутствия иммигрантов с другим цветом кожи в стране. В реальности в 1961 г. в Британии насчитывалось около 300 тыс. выходцев [British Documents.., 2000: 771] из колоний и Содружества. И хотя от общей численности населения - 53 млн чел. - такая численность составляла всего лишь 0,5%, свободный въезд на территорию Соединённого Королевства продолжал внушать опасения правящим кругам.
По оценкам правительственных экспертов, нерегулируемая иммиграция могла привести к увеличению "цветной миграции" (именно этот термин фигурировал в правительственных документах) до 2 млн чел в течение 15 лет [British Documents.., 2000: 773]. Такие прогнозы всё больше убеждали консерваторов в необходимости ограничить свободный доступ на территорию Британии. В 1962 г. был принят Акт об иммигрантах Содружества, вводивший систему квот на въезд выходцев из стран Содружества. В последующие десятилетия законодательство постоянно пересматривалось в сторону ужесточения, но его корректировка не привела к значительному сокращению иммиграции.
Присоединение Великобритании к Европейским сообществам в 1973 г. влекло за собой принятие ряда обязательств, в том числе в области свободного передвижения рабочей силы, что до определённого времени не вызывало противодействия со стороны наиболее развитых стран организации. Вызовом стало масштабное расширение ЕС в 2004 г., приведшее к увеличению иммиграции из Польши, Литвы, Чехии и других стран.
Британия наряду со Швецией и Республикой Ирландия не стала присоединяться к переходным соглашениям, ограничивающим право свободного въезда выходцев из вступивших в ЕС стран Восточной Европы. Такое решение привело к росту численности иностранцев из этих государств: если в 2004 г. в Великобританию въехали 49 тыс. чел., то в 2006 г. - 81 тыс. чел [Statistical bulletin.., 2015].
После вступления Болгарии и Румынии в ЕС Британия учла прежний опыт и ввела ограничения на свободный въезд трудовых мигрантов из этих стран. Срок действия переходных соглашений закончился 1 января 2014 г. В ожидании значительной иммиграции из двух новых стран ЕС заголовки британской прессы пестрели предупреждениями о новой волне "социального туризма". Эти прогнозы оказались оправданны: на территорию Соединённого Королевства въехали 37 тыс. граждан из Болгарии и Румынии, что на 13 тыс. больше, чем в 2013 г. [Net migration.., 2015], но лидерство продолжают удерживать выходцы из стран вне ЕС.
На этом фоне требует осмысления позиция британского населения по вопросу свободного движения рабочей силы. Данные Таблицы 2 показывают положительную динамику, невзирая на общие евроскептические настроения, отношения британцев к этому принципу.
Таблица 2.
Отношение жителей Британии к принципу свободы передвижения в ЕС
Британия выступает за продолжение или отказ? Британия должна...
Возможность получения работы в любой другой стране ЕС За в% Против в % Покинуть ЕС в % Уменьшить давление ЕС в %
2014 Очень важно 76 20 13 37
Достаточно важно 61 32 20 47
Совсем не важно 39 53 43 30
1997 Очень важно 67 22 16 26
Достаточно важно 61 22 13 34
Совсем не важно 43 49 30 33
Источник: British Social Attitudes. Vol. 32. Britain and Europe. P. 15. http://www.bsa.natcen.ac.uk/media/38924/bsa32_eu.pdf
Миф четвёртый. Британия столкнётся с ростом численности мусульманской диаспоры, угрожающей превысить коренное население.
Перепись населения 2011 г. зафиксировала ислам как вторую религию Соединённого Королевства с численностью последователей в 2,7 млн чел., или 4,4% населения. Наиболее сосредоточено мусульманское население в Англии и Уэльсе - 4,8% от 56,1 млн постоянно проживающего населения в этих частях страны [Ь й.., 2014]. Каждый десятый младенец и ребёнок до пяти лет в Англии и Уэльсе - мусульманин. Этот показатель почти вдвое превышает аналогичный показатель среди населения в целом. Из 3,5 млн детей в возрасте до 4 лет в Англии и Уэльсе почти 318 тыс., или 9%, являются приверженцами ислама.
Эти цифры, опубликованные Службой национальной статистики после обработки данных переписи в мае 2012 г., обладают заметной статистической погрешностью: единственным добровольным ответом в ходе переписи был вопрос: какова ваша религия? 7% предпочли не отвечать на этот вопрос, а 34% детей в возрасте до 5 лет бы-
ли зарегистрированы как не обладающие религиозной принадлежностью [к 11.., 2014]. В будущем такие показатели могут оказать влияние на идентичность и численность конфессиональных групп.
Самым популярным в разных исследованиях на протяжении последних лет как в зарубежной, так и отечественной литературе является прогноз о том, что к 2050 г. мусульманская диаспора численно превзойдёт коренное население. Это утверждение как одно из самых часто встречаемых, так и одно из самых опасных с точки зрения политических спекуляций. В Таблице 3 даны показатели роста рождаемости, основанные на подсчёте среднего уровня рождаемости среди мусульман и немусульман,
Таблица 3.
Коэффициент рождаемости среди мусульманского и немусульманского населения
Страна 2005-2010 2025-2030
Албания мусульмане немусульмане мусульмане немусульмане
1.9 1.7 1.9 1.7
Австрия 2.4 1.3 2.1 1.4
Бельгия 2.5 1.7 2.2 1.7
Босния- 1.2 1.2 1.4 1.4
Герцеговина
Болгария 1.8 1.3 1.7 1.4
Дания 2.7 1.8 2.4 1.8
Финляндия 3.3 1.8 2.8 1.8
Франция 2.8 1.9 2.4 1.9
Грузия 1.8 1.6 1.9 1.7
Германия 1.8 1.3 1.7 1.4
Греция 1.8 1.6 1.9 1.7
Ирландия 3.0 1.9 2.6 1.9
Италия 1.9 1.4 1.8 1.4
Косово 2.4 1.1 1.9 1.1
Хорватия 2.5 1.5 2.3 1.7
Нидерланды 2.7 1.6 2.3 1.7
Норвегия 3.1 1.8 2.6 1.8
Республика Македония 1.7 1.3 1.8 1.5
Румыния 1.4 1.3 1.4 1.4
Сербия 3.1 1.6 2.7 1.7
Испания 1.6 1.4 1.5 1.4
Швеция 2.5 1.8 2.3 1.8
Швейцария 2.4 1.4 2.2 1.6
Украина 1.9 1.5 1.9 1.7
Соединённое Королевство 3.0 1.8 2.5 1.8
Источник: Pew: Fertility Rates for Muslims vs. Non-Muslims in Europe. // URL: http://muslimstatistics.wordpress.com/2014/02/06/pew-fertility-rate-for-muslims-and-non-muslims-in-europe/
проживающих на территории Великобритании и других европейских государств. Именно на основе таких данных делается вывод об угрожающих коренному населению темпах роста численности мусульман.
Противники сугубо "механического" подсчёта прироста населения вполне справедливо указывают на то, что он не учитывает изменения в системе жизненных и семейных ценностей молодых мусульманок в долгосрочной перспективе. Такие изменения могут привести к отказу женщин мусульманского вероисповедания от рождения двух-трёх и более детей или повлиять на конфессиональную идентификацию будущих поколений.
Кроме демографических проблем, уже вступивших в хроническую фазу, правительство Д. Кэмерона столкнулось с серьёзными мультикультурными вызовами, требующими осмысления.
Одним из них стали массовые беспорядки августа 2011 г., продолжавшиеся на улицах Лондона, Бирмингема, Бристоля, Манчестера и других городов Великобритании в течение нескольких дней и сопровождавшиеся столкновениями с полицией. Среди причин волнений были названы высокий уровень безработицы и, как следствие, социальная напряжённость в бедных кварталах. Недовольство молодёжи вызывали действия полицейских, усиленно патрулирующих неблагополучные кварталы. Один из зачинщиков погромов жаловался, что полиция часто останавливает жителей таких кварталов на улице с целью проверки документов и наличия оружия [London riots.., 2011].
Охватившие Англию волнения произошли через две недели после потрясшей весь мир трагедии в Норвегии, где А. Брейвик совершил двойной теракт, жертвами которого стали 77 человек. Брейвик, признанный вменяемым, объяснял свои действия спасением Норвегии и Европы от исламизации и мультикультурализма, разрушающими европейскую цивилизацию [Anders Behring Breivik.., 2012].
Среди проблем, имеющих на первый взгляд внутреннюю окраску, в начале сентября 2014 г. стало обсуждение событий в Ротерхэме, Южный Йоркшир, Англия: согласно официальному докладу властей, 1 400 детей в 1997-2013 гг. подверглись сексуальному насилию. В городе процветала торговля детьми и проституция. Среди причин в отчёте были названы экономический упадок региона (большая часть территории - сельская местность), значительный имущественный разрыв в доходах и безработица - выше средних показателей по стране. Среди преступников - в основном представители этнических меньшинств - выходцы из Пакистана и Кашмира [Independent Inquiry.., 2014:3], хотя авторы доклада подчёркивают, что не видят прямой связи между расой преступника и сексуальным насилием. Как представляется, прямая связь существует между уровнем безработицы и криминализацией территории и, в свою очередь, между уровнем интегрированности иммигранта в общество и уровнем преступности. Радикализация настроений населения в условиях продолжающейся безработицы нашла выражение в политическом выборе: если в прежнем составе управляющего совета города у ПНСК был только один депутат, то по итогам прошедших в мае 2014 г. местных выборов - уже десять депутатов.
Накануне выборов в палату общин 2015 г. опросы показывали равные позиции консерваторов и лейбористов - по 34%, у ПНСК - 14%, у либеральных демократов -8% и партия Зелёных - 5% [The UKPolling Report.., 2015].
Согласно опросам социологической службы Ипсос МОРИ, иммиграция оставалась главной темой для британских избирателей в 2014 г., но в начале 2015 г. таковой
была названа Национальная служба здравоохранения (НСЗ). В марте иммиграция вновь вышла на первое место в рейтинге наиболее насущных проблем страны, но ненадолго - в апреле НСЗ вытеснила её на второе место. Наиболее сильными позициями в этом вопросе, по мнению экспертов, обладала Лейбористская партия, что увеличивало её шансы на победу [Economist/Ipsos MORI.., 2015].
Однако прошедшие выборы принесли победу консерваторам, увеличившим свое представительство в парламенте до 331 места против 307 в 2010 г. И наоборот, позиции лейбористов и либерал-демократов заметно ослабли по сравнению с итогами прошлой избирательной кампании. ПНСК же, вопреки прогнозам экспертов, провела только одного депутата в палату общин [Election 2015. Results, 2015].
Такие итоги выборов не только требуют осмысления, но и демонстрируют пристальное внимание населения к иммиграционным проблемам и запрос общества на выработку новой, взамен объявленной несостоятельной концепции мультикультура-лизма модели, сплачивающей расколотое британское общество. Названные стереотипы об иммигрантах показывают, что многие проблемы в этой сфере достались коалиционному правительству Д. Кэмерона "в наследство" от предыдущих кабинетов. За прошедший период и это правительство не смогло разрешить весь комплекс сложившихся противоречий, и они вновь достаются для урегулирования Д. Кэмерону. Только на этот раз сформированному кабинету вряд ли удастся ограничиться отдельными мерами в области иммиграции, не затрагивая фундаментальных основ этой политики.
Палата общин Соединённого Королевства в сентябре 2015 г. одобрила законопроект, подготовленный новым кабинетом Д. Кэмерона, о проведении в конце 2017 г. референдум о выходе из состава Европейского союза [EU referendum.., 2015]. Дебаты в нижней палате парламента по этому вопросу проходили на фоне массовых беспорядков мигрантов, нелегально пытавшихся попасть в Британию через Евротоннель летом 2015 г. По данным опросов общественного мнения Ипсос МОРИ, в конце августа 50 % населения назвали иммиграцию среди самых важных проблем британского общества. Этот показатель является самым значительным за всю историю опросов, связанных с иммиграцией, побив рекорд декабря 2007 г. - 46%. По мнению управляющего директора исследовательского института Ипсос МОРИ Б. Даффи, "такая обеспокоенность иммиграционными вопросами свидетельствует о том, что общество считает необходимым решать эти вопросы в срочном порядке" [Economist/Ipsos MORI August.., 2015].
Продолжающийся массовый наплыв беженцев в европейские страны на фоне отсутствия чёткой стратегии на уровне Европейского союза по преодолению сложившейся ситуации очевидно служит символом системного кризиса организации. Соответственно, определять нынешний Евросоюз как "Единую Европу" уже не представляется возможным. Смогут ли страны ЕС всё же найти выход из кризиса совместными усилиями, избежав фрагментации на отдельные государства, остаётся открытым вопросом.
Список литературы
Громыко Ал.А. (2012) Новая развилка для Старого Света. Судьбы Европы: территория фрагментов или целого. //Мир и политика. №11(74), ноябрь 2012.
Дилеммы Британии: поиск путей развития (2014) / Под ред. Ал.А. Громыко (отв. ред.), Е.В. Ананьевой. М.
Еремина М.Ю. (2014) Д. Кэмерон. Социальная политика коалиционного правительства (2010-2013 гг.). // Современная Европа. №3.
References
Gromyko Al.A. (2012) Novaya razvilka dlya Starogo Sveta. Sud'bi Evropi: territoriya fragmentov ili celogo. // Mir ipolitika. №11(74), noyabr' 2012.
Dilemmi Britanii: poisk putei razvitiya. (2014) / Pod red. Al.A. Gromyko and E.V. Anan'eva Е.В. M. Eremina M.Yu. (2014) D. Cameron. Social'naya politika koalicionnogo pravitel'stva (2010-2013). // Sovremennaya Evropa. №3.
Anders Behring Breivik, Norway Killer, Not Criminally Insane, Says New Psychiatric Evaluation. 04 October 2012. URL: http://www.huffingtonpost.com/2012/04/10/anders-behring-breivik-insane-psychiatric-evaluation_n_1414228.html
Are there 600 000 unemployed EU migrants in the UK? URL: http://fullfact.org/factchecks/are_there_600000_unemployed_eu_migrants_in_the_uk-29237 (дата обращения: 10.11.2014)
Barrett D. and Goldhill O. (2013) Number of foreign nationals on benefit soars to 400 000. 28 Aug 2013. The Telegraph. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/immigration/10271855/Number-of-foreign-nationals-on-benefits-soars-to-400000.html (дата обращения: 08.08.2014)
British Documents on the End of Empire (BDEE). (1994) Ed. by D. Goldsworthy. The Conservative Government and the End of Empire. 1951-1957. Series A. Vol. 3. Part I. International Relations. L.
BDEE. Series A. Vol. 4. The Conservative Government and the End of Empire. 1957-1964. Ed. by R. Hyam and W.R. Louis. Part II. Economics, International Relations and the Commonwealth. L., (2000).
Cameron D. (2011) PM's speech at Munich Security Conference. Munich. 5 February 2011. URL: http://webarchive.nationalarchives.gov.uk/20130109092234/http://number10.gov.uk/news/pms-speech-at-munich-security-conference/ (дата обращения: 04.10.2014)
Centre for economic performance. Immigration and the UK Labour Market: The Latest Evidence from Economic Research. URL: http://cep.lse.ac.uk/pubs/download/pa014.pdf (дата обращения: 22.06.2014)
430 Comments. // http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/immigration/10271855/Number-of-foreign-nationals-on-benefits-soars-to-400000.html#disqus_thread
Conservative manifesto: 2010 general election party policy. 13 April 2010. // http://www.telegraph.co.uk/news/election-2010/7165000/conservative-manifesto.html
Dustmann C., Frattini T. (2013) Centre for Research and Analysis of Migration. Discussion Paper Studies. CDP No 22/13. The Fiscal Effects of Immigration to the UK. November 2013. URL: http://www.cream-migration.org/publ_uploads/CDP_22_13.pdf (дата обращения: 03.07.2014)
Economist/Ipsos MORI April 2015 Issues Index. URL: https://www.ipsos-mori.com/researchpublications/researcharchive/3566/EconomistIpsos-MORI-April-2015-Issues-Index.aspx (дата обращения: 01.05.2015)
Economist/Ipsos MORI August 2015 Issues Index. The highest level of concern about immigration Ipsos MORI has ever recorded. URL:https://www.ipsos-
mori.com/researchpublications/researcharchive/3614/EconomistIpsos-MORI-August-2015-Issues-Index.aspx (дата обращения: 15.09.2015)
Election 2015. Results.URL: http://www.bbc.com/news/election/2015/results
European Union migrants add 20bn to the British economy - in just a decade. URL: http://www.independent.co.uk/news/uk/home-news/european-union-migrants-add-20bn-to-the-british-economy-in-just-a-decade-9839890.html (дата обращения: 13.11.2014)
EU referendum bill gets Commons Approval. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-25152028 (дата обращения: 15.09.2015)
First Release. DWP Quarterly Statistical Summary. URL:
https://www.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/311176/stats_summary_may14.p df (дата обращения: 10.05.2014)
Gini Index - World Bank Estimate. 2010. URL: http://data.worldbank.org/indicator/SI.POV.GINI Income Inequalities. 2009. URL: http://www.poverty.org.uk/09/index.shtml
Independent Inquiry into Child Sexual Exploitation in Rotherham. URL: http://www.rotherham.gov.uk/downloads/file/1407/independent_inquiry_cse_in_rotherham (дата обращения: 05.09.2014)
Inequality falling by one measure, rising by another. URL: https://fullfact.org/live/2014/jun/inequality_gini_coefficient_lowest_level_rising-33044
Is it true there is a "startling" rise in the birthrate of British Muslims. URL: http://www.theguardian.com/news/datablog/2014/jan/10/rise-british-muslim-birthrate-the-times-census (дата обращения: 02.04.2014)
London riots: What caused the Tottenham riots? 8 August 2011. URL: http://www.bbc.co.uk/newsround/14443623
Media claims that 600 000 unemployed EU migrants live in the UK are "a gross and irresponsible misrepresentation". URL: http://blogs.ec.europa.eu/ECintheUK/media-claims-re-unemployed-migrants-a-gross-and-irresponsible-misrepresentation/(дата обращения: 19.07.2014)
Migration Statistics Quarterly Report, May 2014. URL: http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171778_362934.pdf (дата обращения: 24.09.2014)
Most Immigrants to the UK now come from the China, figures show. URL: http://www.telegraph.co.uk/news/uknews/immigration/10480785/Most-immigrants-to-the-UK-now-come-from-China-figures-show.html (дата обращения: 10.05.2014)
National Population Projections, 2012-based Statistical Bulletin. (2013). URL: http://www.ons.gov.uk/ons/dcp171778_334975.pdf (дата обращения: 22.09.2014)
Net migration up to 298,000 as Conservative target missed. 26 February 2015. URL: http://www.bbc.com/news/uk-politics-31638174
Statistical bulletin: Migration Statistics Quarterly Report, February (2015). URL: http://www.ons.gov.uk/ons/rel/migration1/migration-statistics-quarterly-report/february-2015/stb-msqr-feb-2015.html
Venturini A. Innovation and Human Capital: the Role of Migration. October (2013). Migration Policy Centre. Brief. URL: http://www.migrationpolicycentre.eu/docs/policy_brief/2013-0ctober_Venturini.pdf (дата обращения: 13.07.2014)
The UKPolling Report Polling Average. URL: http://ukpollingreport.co.uk/uk-polling-report-average-2 UK population estimates 2013. URL: http://ons.gov.uk/ons/rel/pop-estimate/population-estimates-for-uk--england-and-wales--scotland-and-northern-ireland/2013/sty-population-estimates.html (дата обращения: 24.10.2014)
7.5 million migrants live in Britain. URL: http://www.express.co.uk/news/uk/364176/7-5-million-migrants-live-in-Britain (дата обращения: 29.07.2014)
270 nationalities and 300 different languages: how a United Nations of workers is driving London forward. URL: http://www.standard.co.uk/news/270-nationalities-and-300-different-languages-how-a-united-nations-of-workers-is-driving-london-forward-6572417.html (дата обращения: 10.09.2014).
UK Immigration Policy (from 2010-2015)
Author. Khakhalkina E.V., Candidate of Science in History, Associate Professor, Department of Modern, Contemporary History and International Relations, History Faculty. National Research Tomsk State University (TSU). Address: 36, Lenina pr., Tomsk, 634050, E-mail: ekhakhalkina@mail.ru
Abstract. The role and number of immigrants, their social inclusion, and their contribution to the economy are in focus of public and political attention in contemporary Britain. The migration issues remained one the most topical during the 2015 general election campaign. The article points out the myths over immigration policy, which were developed in British society during the D.Cameron's coalition government, and determines their relationship with other areas of foreign and domestic policy.
Key words: Britain, immigration, David Cameron, welfare state, European Union, islamophobia, multi-culturalism.