УДК 316.614
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА В ПРЕДСТАВЛЕНИЯХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: ПРОБЛЕМЫ, ПОИСКИ, РЕШЕНИЯ (ЭМПИРИЯ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ)
Никулина Марина Алексеевна (г. Ростов-на-Дону), доцент кафедры социальных технологий Института философии и социально-политических наук ФГАОУ ВО «Южный федеральный университет», кандидат философских наук, доцент.
e-mail: [email protected]
Аннотация: в статье анализируются представления студенческой молодежи о патриотизме через основные события, итоги и образы Великой Отечественной войны. Статья основана на результатах, полученных в ходе прикладного социологического исследования.
Ключевые слова: студенты, молодежь, патриотизм, война, гражданственность.
THE GREAT PATRIOTIC WAR IN REPRESENTATIONS OF STUDENT'S
YOUTH: PROBLEMS, SEARCHES, DECISIONS (EMPIRIYA OF THE
SOCIOLOGICAL RESEARCH)
Nikulina Mаrina Alekseevna, associate professor of social technologies of Institute of philosophy and socio-political sciences of Southern Federal University, candidate of philosophical sciences, associate professor.
e-mail: [email protected]
Summary: in article are analyzed representation to student's youth about patriotism through the main events, totals and images of the Great Patriotic War. Article is based on the results received during the applied sociological research.
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
Keywords: students, youth, patriotism, war, civic consciousness.
Воспитание российской гражданственности и патриотизма предполагает целевую ориентацию на реализацию таких сущностных признаков, как уважение к прошлому своей Родины, традициям и обычаям своего народа, знание истории Родины и ее законов; активная гражданская позиция личности, гражданское самоопределение, стремление к укреплению могущества Родины, готовность к защите Родины, содействие развитию Отчества при сочетании личных и общественных интересов [2, c. 8-15].
За последние годы проведено немало социологических исследований по проблеме гражданского и патриотического сознания молодежи, которые с той или иной степенью полноты и глубины характеризуют это сложное явление, показывают особенности воспитания гражданственности и патриотизма.
В этой статье мы представим специфику патриотических установок молодёжи г. Ростова-на-Дону и Ростовской области, сформулированную на основе анализа результатов социологического исследования «Образ Великой Отечественной войны в представлениях студентов вузов» (руководитель -д.с.н., профессор В.И. Филоненко), проведенного в 2015 году Центром социально-политических исследований Института философии и социально-политических наук Южного федерального университета.
Направления подготовки и специализации, охваченные опросом: инженерно-технологические - 32,9%, экономические - 25,6%, естественнонаучные - 12,9%, социально-гуманитарные - 10,8%, сельскохозяйственное - 9,8%, архитектура и дизайн - 4,0%, психолого-педагогическое - 3,9% (см. Рис. 1).
Причем естественнонаучные, сельскохозяйственные архитектуры и дизайна и психолого-педагогические направления представлены профильными вузами, а остальные имеют место быть в вузах разных типов.
Сельскохозяйственное
Экономическое
£ Архитектура и дизайн
\
9,8
125,6
I 4,0
га а. с га I
Психолого-педагогическое
Инженерно-технологическое
Естественнонаучное
Социально-гуманитарное
61
I 3,9
60
I 32,9
12,9
10,8
151
198
166
393
505
100
200
300
400
500
600
□ Частота □ Процент
0
Рис. 1. Соотношение респондентов по направлениям обучения (частота -количество респондентов, процент - в % к числу опрошенных)
В проведенном социологическом исследовании удалось выдержать пропорции респондентов по курсам обучения, отражающим реальное положение дел: 1 курс - 16,6%, 2 курс - 18,4%, 3 курс - 14,5%, 4 курс - 15,8%, 5 курс - 7,7%, 1 курс магистратуры - 12,0%, 2 курс магистратуры - 6,2%, аспирантура - 8,8% (см. Рис.2).
Аспиранту ра
2 курс магистратуры
1 курс магистратуры
~| 8,8
д
6,2
12,0
5 курс 4 курс 3 курс
I 7,7
2 курс 1 курс
15,8
14,5
18,4
16,6
135
] 95
184
Ц 118
243
223
282
254
50
100
150
200
250
300
□ Частота □ Процент
0
Рис. 2. Соотношение респондентов по курсам обучения (частота -количество респондентов, процент - в % к числу опрошенных)
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
Такое широкое представительство респондентов позволило сделать в большей степени объективные выводы при анализе представлений, оценок, суждений, интерпретаций периода Великой Отечественной войны, сформированных различными источниками, определить уровень знаний о событиях, фактах, итогах Великой Отечественной войны студенческой молодежи Дона и разработать реальные рекомендации по патриотическому воспитанию.
Респонденты 1-4 курсов - это студенты первой ступени образования -бакалавриата, респонденты 5 курса - студенты, заканчивающие образование в рамках специалитета. Необходимо отметить, что определенная часть студентов 3,4,5 курсов принимали участие в исследовании, проведенном нашим Центром в 2012 г., что дает нам право сравнивать результаты 2012 и 2015 гг. Респонденты 1-2 курсов магистратуры - это студенты второй ступени образования, и срок их обучения - 5-6-й год университетской подготовки. И наконец, респонденты-аспиранты. Как известно, по новому ФЗ об образовании аспирантура - третий уровень высшего образования. Ее выпускники -потенциальные представители профессорско-преподавательского состава вузов, будущие научные работники. Совокупный полный срок их обучения - 9 лет.
В качестве социальной практики, отражающей патриотические установки, можно рассмотреть чувство гордости за свою страну.
Гражданская идентичность (с россиянами) относится к числу устойчивых самоидентичностей молодежи Ростовской области. От 63,9% до 82,15% респондентов по всем направлениям подготовки в первую очередь гордятся тем, что они россияне. Однако проявляется достаточно любопытная тенденция: респонденты социально-гуманитарных направлений (64,5%) и архитектуры и искусства (63,9%) в меньшей степени горды своим гражданством. Наивысший процент (82,15%) по этому ответу показали студенты сельскохозяйственных направлений (см. Таблица 1). Наверное, уже нужно говорить о кризисе социально-гуманитарного образования и возрождении российского села, которое еще сильно своими традициями, семейными связями.
Таблица 1.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Выскажите свое отношение к тому, что Вы являетесь гражданином Российской Федерации?» в зависимости от направления обучения (в % к числу опрошенных)
Направление подготовки
Социа Инже Психо Архит
льно- Естест нерно- лого- ектура Сельс
гуман венно техно педаго и Эконо кохозя
итарн научн логич гическ дизаи мичес истве
ое ое еское ое н кое нное
Выскажите Я горжусь 64,5% 78,3% 80,0% 71,7% 63,9% 78,9% 82,1%
свое тем, что я
отношение россиянин
к тому, что Это мало что 11,4% 9,1% 8,5% 8,3% 11,5% 8,7% 6,0%
Вы значит для
являетесь меня
гражданино Я 11,4% 3,5% 4,8% 6,7% 8,2% 3,6% 4,6%
м скептически
Российской Федерации? отношусь к этому факту
Я стыжусь ,6% ,5% ,6% ,0% ,0% ,3% ,7%
того, что
являюсь
россиянином
Затрудняюсь 12,0% 8,6% 6,1% 13,3% 16,4% 8,7% 6,6%
ответить
Активный поиск новых идентичностей на фоне «постимперского
синдрома», выраженного в кризисе самоидентификации, позволяет говорить о существенном резерве для формирования новой гражданской идентичности в молодежной среде. Об этом говорят и ответы на вопрос «Ощущаете ли Вы себя патриотом России?». Только представители инженерно-технологических (46,5%) и сельскохозяйственных (46,4%) направлений ответили «Да, безусловно» с результатом, превышающим другие ответы. Печально и то, что респонденты экономического и социально-гуманитарного направлений показали наибольший процент ответа «Затрудняюсь ответить» (8,1% и 7,8% соответственно) (см. Таблица 2). Если такие результаты у экономистов возможно объяснить мировым кризисом и общей корпоративной реакцией на него, то гуманитарии еще раз подтверждают кризис образования и ценностный кризис.
Таблица 2.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Ощущаете ли Вы себя патриотом России?» в зависимости от направления обучения (в % к числу опрошенных)
Направление подготовки
Социа льно-гуман итарн ое Естест венно научн ое Инже нерно- техно логич еское Психо лого-педаго гическ ое Архит ектура и дизай н Эконо мичес кое Сельс кохозя йстве нное
Ощущаете ли Вы себя Да, безусловно 33,1% 36,4% 46,5% 36,7% 32,8% 38,2% 46,4%
патриотом России? Скорее да 37,3% 48,0% 38,4% 51,7% 42,6% 44,3% 41,1%
Скорее нет 19,9% 9,1% 7,1% 8,3% 16,4% 8,1% 6,6%
Безусловно нет 1,8% ,5% 1,8% ,0% 1,6% 1,3% ,0%
Затрудняюсь ответить 7,8% 6,1% 6,1% 3,3% 6,6% 8,1% 6,0%
Своеобразный социальный диссонанс, с одной стороны, вызванный
возрастающей фрагментацией российского социума, с другой стороны, нарастанием асимволизма публичных пространств в России вследствие виртуализации социально-политической сферы мы видим в ответах на вопросы уже более конкретные, касающиеся авторства литературных произведений или личного участия настоящих участников Великой Отечественной войны. Большинство респондентов всех направлений подготовки верно определили авторство романа «Молодая гвардия», но процент верных ответов колеблется от 34,6% респондентов архитектуры и дизайна до 76,6% у респондентов сельскохозяйственного направления подготовки. Настораживает процент неправильных ответов респондентов психолого-педагогического направления (1) и архитектуры и дизайна (2). Респонденты первого из них на 29,1% считают автором романа М.А. Шолохова, а на 25,5% - А.И. Солженицына, а респонденты второго направления М.А. Шолохова считают автором романа на 38,5%, а А.И. Солженицына - на 25,05 (см. Таблицу 3).
Таблица 3.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Кто является автором романа «Молодая гвардия»?» в зависимости от направления обучения (в % к числу опрошенных)
Направление подготовки
Инже Психо Архит
Социал Естест нерно- лого- ектура Сельс
ьно- венно техно педаго и Эконо кохозя
гуманит научн логич гическ дизаи мичес истве
арное ое еское ое н кое нное
Кто М.А. 17,1% 10,1% 18,6% 29,1% 38,5% 19,4% 10,2%
является Шолохов
автором А.И. 6,6% 14,0% 11,3% 25,5% 25,0% 10,7% 11,7%
романа Солженицы
«Молодая н
гвардия»? А.А. Фадеев 69,1% 72,5% 67,8% 43,6% 34,6% 65,5% 76,6%
М.М. 6,6% 2,8% 1,8% 1,8% 1,9% 4,3% ,7%
Зощенко
А.Т. ,7% ,6% ,5% ,0% ,0% ,0% ,7%
Аверченко
Весьма любопытными выглядят ответы представителей разных
направлений подготовки на вопрос «Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний?». Студенты сельскохозяйственного (1), экономического (2), психолого-педагогического (3), инженерно-технологического (4) и естественнонаучного (5) направлений подготовки в разных процентных соотношениях, но выразили свое убеждение в том, что наша страна смогла бы победить в подобной войне (56,3% - 54,7% - 55,0% - 63,6% - 52,0% соответственно). И только респонденты архитектуры и дизайна (1) и социально-гуманитарного направлений показали большую долю сомнения (45,9% - 47% соответственно) (см. Рис.3).
% 0%
Сельскохозяйственное -1 1 3 9%- 29,8% ¡,3% 7% 0%
-1 56
£ Экономическое -1-1-, -1 16 3%— 29,0%
-1 54
й- Архитектура и дизайн 1 1 1 -1 45 ,9%
-|-Щ,и% -,36 ,1% 0%
Е Психолого- педагогическое 1 п по • ' 1 35
1 55,
С Инженерно-Щ технологическое - МП 9%-125 ,5%
-1 63 Р
X Естественнонаучное -!-|-|7 7% !' 30,3% 'о
52,0%
Социально- -1-1-1-1-1 4 гуманитарное 1 |6,3% 1 | 3^ 7% 7,0%
,0% 10,0% 20,0% 30,0% 40,0% 50, 0% 60, 0% 70,
□ Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний? Затрудняюсь ответить □ Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний? Нет □ Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний? Да
Рис. 3. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний?» в зависимости от направления обучения (в % к числу опрошенных)
Анализ ответов на вопрос «Какие формы патриотического воспитания реализовывались в Вашей школе?» дает понять, в большинстве российских школ патриотическое воспитание проводится в тех самых формах, которые респонденты назвали эффективными. На первом месте - встречи с ветеранами ВОВ (от 79,3% у аспирантов до 86,6% у студентов), на второй позиции -экскурсии в военно-исторические музеи и места боевой славы (от 52,6% у аспирантов до 57,0% у магистрантов) и третью позицию заняли экскурсии на Парад Победы (от 41,5% у аспирантов до 45,9% у магистрантов) (см. Таблица 4). При анализе ответов аспирантов невольно возникает вопрос не только об эффективности школьной воспитательной работы, но и об уровне сформированного профессионального сознания, об уровне гражданской активности интеллектуальной студенческой элиты.
Таблица 4.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Какие формы патриотического воспитания реализовывались в Вашей школе?» в зависимости от уровня обучения (в % к числу опрошенных)_
Категории учащихся
Студенты Магист ранты Аспира нты
Какие формы Вахта памяти 29,4% 30,8% 25,2%
патриотического Встречи с ветеранами 86,6% 79,9% 79,3%
воспитания ВОВ
реализовывались в Вашей Школьный военно- 44,6% 38,4% 32,6%
школе? исторический музей
Экскурсии в военно- 54,2% 57,0% 52,6%
исторические музеи и места боевой славы
Участие в работе военно- 8,3% 10,0% 8,9%
исторических поисковых
отрядов
Экскурсии на Парад Победы 45,2% 45,9% 41,5%
Показ документальных и 57,4% 43,7% 36,3%
художественных фильмов о ВОВ
Другое 3,7% 2,5% 7,4%
Затрудняюсь ответить 2,1% 1,8% 2,2%
В качестве наиболее распространенной формы гражданской активности
молодежи можно обозначить «рекреационную» - участие в праздничных и культурно-массовых мероприятиях. Крайне редко студенты, магистранты всех курсов и аспиранты обсуждают историю Великой Отечественной войны со своими сверстниками. Таков был самый распространенный ответ респондентов. И только чуть больше четверти респондентов-аспирантов постоянно общаются на эту тему в кругу друзей, сокурсников (27,4%) (см. Таблица 5.).
Таблица 5.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы историю Великой Отечественной войны со своими сверстниками?» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)_
Курс обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 1 курс магист ратур ы 2 курс магис трату ры Аспи ранту ра
Обсуждаете ли Вы историю Великой Отечественн ой войны со своими сверстниками ? Да, постоян но 13,4% 13,5 % 12,1 % 22,2% 19,5 % 17,4% 23,2% 27,4 %
Да, крайне редко 70,1% 72,0 % 72,6 % 65,0% 73,7 % 71,7% 65,3 % 64,4 %
Нет, никогда 11,4% 9,2% 7,2% 9,9% 2,5% 8,7% 10,5 % 5,9%
Затрудн яюсь ответит ь 5,1% 5,3% 8,1% 2,9% 4,2% 2,2% 1,1% 2,2%
Уходит традиция обсуждать историю Великой Отечественной войны и
участие в ней родственников в кругу своей семьи. Как показали результаты нашего исследования, крайне редко студенты, магистранты всех курсов и аспиранты касаются этих тем в кругу семьи. Это самый популярный ответ. Однако, как и в предыдущем вопросе, аспиранты показали гораздо больший процент (35,6%) ответа «Да, постоянно» в отличие от других категорий респондентов (см. Таблица 6). Не приведет ли это к тому, что «Иваны, не помнящие родства», станут основной частью нашего общества? Таблица 6.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Обсуждаете ли Вы историю Великой Отечественной войны и участие в ней Ваших родственников в кругу своей семьи?» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)_
Курс обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 1 курс магист ратур ы 2 курс магист ратур ы Аспи ранту ра
Обсуждаете ли Вы историю Да, посто янно 26,4% 21,3% 22,0% 26,7% 28,0% 31,0% 31,6% 35,6 %
Великой Отечественн ой войны и участие в ней Ваших родственнико в в кругу своей семьи? Да, край не редко 61,0% 64,2% 66,8% 60,5% 61,9% 57,1% 54,7% 57,8 %
Нет, никог да 8,7% 9,6% 6,7% 10,3% 6,8% 7,6% 11,6% 5,9%
Затру дняю сь ответ ить 3,9% 5,0% 4,5% 2,5% 3,4% 4,3% 2,1% ,7%
Парадоксальными выглядят ответы на вопрос «Участвовал ли кто-либо из
Ваших родственников в Великой Отечественной войне?» респондентами всех курсов и уровней обучения. Не знают о таком важном факте своей семьи 4,5% первокурсников, 9,2% студентов 2 курса, 7,6% - 3 курса, 8,2% - 4 курса, 5,9% - 5 курса, 7,1% - 1 курса магистратуры, 10,5% - 2 курса магистратуры, 8,9%-аспирантов (см. Таблица 7). Предыдущие поколения молодежи гордились своими предками-героями. Таблица 7.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Участвовал ли кто-либо из Ваших родственников в Великой Отечественной войне?» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)_
Курс обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 1 курс магис тратур ы 2 курс магист ратур ы Аспира нтура
Участвовал ли кто-либо из Ваших родственнико в в Великой Отечественн ой войне? Да 88,2% 85,5% 86,5% 86,8% 83,9% 87,0% 81,1% 84,4%
Нет 7,5% 5,3% 5,8% 4,9% 10,2% 6,0% 8,4% 6,7%
Не знаю 4,3% 9,2% 7,6% 8,2% 5,9% 7,1% 10,5% 8,9%
Культурная составляющая в общей истории ВОВ играет немаловажную
роль. С песнями «Катюша», «Синий платочек», «Землянка», «Священная война» солдаты шли в атаки, отдыхали. Несколько вопросов исследования касались именно этой стороны войны. Студенты всех курсов более чем на 60,0% назвали 3-4 песни о ВОВ. Лучший результат показали аспиранты - 80,7% (см. Рис.4).
Аспирантура
2 курс магистратуры
1 курс магистратуры
3,3%
I 80,7%
I 33,7%
38,0%
62,0%
| 22,9%
1
| 30 9%
77,1%
66,8%
,0% 20,0% 40,0% 60,0% 80,0% 100,0
%
□ Назовите 3 — 4 песни о Великой Отечественной войне Песни не указаны / названо менее 3 песен
□ Назовите 3 — 4 песни о Великой Отечественной войне Названо не менее 3 песен
Рис. 4. Распределение ответов респондентов на вопрос «Назовите 3 - 4 песни о Великой Отечественной войне» в зависимости от курса обучения (в % к
числу опрошенных)
Все чаще появляются факты, подтверждающие желания политиков отдельных государств переписать историю ВОВ, пересмотреть роль советского народа в ней. Спекуляция идет в связи с депортацией некоторых народов СССР, а так же неоднозначного отношения к присоединению к СССР, например, Прибалтики после освобождения ее от фашизма. В связи с этим респондентам был задан вопрос: «Степень согласия: После освобождения своей территории Советский Союз впоследствии оккупировал ряд европейских стран (Молдавия, Польша, Литва, Эстония и т.д.)». От 1,1% на 2 курсе магистратуры до 9,1% на 1 курсе респонденты выразили согласие с этим утверждением. Не согласны с такой трактовкой итогов ВОВ от 38,6% респондентов 1, 3 курсов до 57,8% респондентов-аспирантов (см. Таблица 8). Однако и столь высокие «проценты» согласия, и столь невысокие «проценты» несогласия настораживают. Страна-победительница в сознании определенной части молодого поколения ассоциируется и как страна-оккупант.
Таблица 8.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Степень согласия: После освобождения своей территории Советский Союз впоследствии оккупировал ряд европейских стран (Молдавия, Польша, Литва, Эстония и т.д.)» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)
Курс обучения
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс 1 курс магис тратур ы 2 курс магис трату ры Аспира нтура
Степень согласия: Согласе н 9,1% 6,7% 7,2% 7,8% 3,4% 3,3% 1,1% 7,4%
После освобождени Скорее согласен 9,4% 9,6% 10,8% 8,2% 7,6% 5,4% 12,6 % 6,7%
я своей территории Советский Скорее не согласен 14,2% 17,4% 16,1% 12,3% 22,9% 18,5% 10,5 % 14,8%
Союз впоследствии оккупировал Не согласен 38,6% 40,8% 38,6% 47,3% 51,7% 52,2% 55,8 % 57,8%
ряд европейских стран (Молдавия, Польша, Литва, Эстония и т.д.) Затрудн яюсь ответить 28,7% 25,5% 27,4% 24,3% 14,4% 20,7% 20,0 % 13,3%
Может быть это потому, что в школе читают меньше произведений о
ВОВ, о героическом подвиге нашего народа. На 1, 2, 3, 4 курсах на вопрос: «Как называлась повесть Б.Н. Полевого, прототипом главного героя которой стал летчик Алексей Маресьев?» дано неверных ответов больше, чем правильных - 66,5%, 51,4%, 66,7%, 63,4% соответственно. Но процент правильных ответов не превышает 62,1% у респондентов 2 курса магистратуры. А у аспирантов он - 61,5% (см. Рис. 5). Совсем недавно в историческом летоисчислении Алексей Маресьев был кумиром молодежи, примером стойкости.
£
Аспирантура
2 курс магистратуры
1 курс магистратуры
5 курс 4 курс 3 курс 2 курс 1 курс
66,7%
□ Как называлась повесть Б.Н. Полевого, прототипом главного героя которой стал летчик Алексей Маресьев? Неверно / не указано
□ Как называлась повесть Б.Н. Полевого, прототипом главного героя которой стал летчик Алексей Маресьев? Верно ("Повесть о настоящем человеке")
66,5%
,0% 10,0 20,0 30,0 40,0 50,0 60,0 70,0
_% % % % % % %
Рис. 5. Распределение ответов респондентов на вопрос «Как называлась повесть Б.Н. Полевого, прототипом главного героя которой стал летчик Алексей Маресьев?» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)
Уверены в том, что наша страна не победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний на 14,2% -студенты 1 курса, на 11,3% - 2 курса, на 17,0% - 3 курса, на 12,8% - 4 курса, на 12,7% - 5 курса, на 16,3% - 1 курса магистратуры, на 10,5% - 2 курса магистратуры и на 20,0% - аспиранты. А в среднем по курсам обучения 1/3 респондентов затрудняется ответить на этот вопрос. Можно предположить, что в этих формальных цифрах опосредованно выражены патриотизм, гражданский долг и желание защитить свою Родину поколения, которое совсем скоро вступит во взрослую жизнь (см. Таблица 9).
Таблица 9.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний?» в зависимости от курса обучения (в % к числу опрошенных)_
Курс обучения
1 курс 2 курс
магис магист
тратур ратур Аспира
1 курс 2 курс 3 курс 4 курс 5 курс ы ы нтура
Как Вы Да 52,0% 59,2% 48,9% 54,3% 61,9% 52,7% 58,9% 54,8%
считаете,
наша страна Нет 14,2% 11,3% 17,0% 12,8% 12,7% 16,3% 10,5% 20,0%
победила бы сейчас в
Затру 33,9% 29,4% 34,1% 32,9% 25,4% 31,0% 30,5% 25,2%
войне, дняю
подобной Великой сь ответ
Отечественн ить
ой войне по
масштабу,
тяжести
испытаний?
Результаты ответов на этот вопрос заметно изменились в сравнении с
2012 г. У студентов прибавилось уверенности в том, что наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний с 36,1% до 54,8%. Ответ «Нет» потерял более 30% респондентов, но заметно увеличилась часть затрудняющихся ответить на этот вопрос с 19,3% до 31,0% (см. Таблица 10). Парад Победы в честь ее 70-летия , мы думаем, развеял сомнения, если не всех сомневающихся, то большей ее части, а это может стать предметом нашего следующего исследования. Таблица 10.
Распределение ответов респондентов на вопрос «Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний?» за 2012, 2015 гг. (в % к числу опрошенных)
Студенты вузов
2012 2015
Как Вы считаете, наша страна победила бы сейчас в войне, подобной Великой Отечественной войне по масштабу, тяжести испытаний? Да 36,1% 54,8
Нет 44,6% 14,3
Затрудняюсь ответить 19,3% 31,0
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016
Выводы. Из приведённого выше анализа результатов опроса студенческой молодёжи, следует признать, что в современном образовании существует много нерешённых проблем в гражданско-патриотическом воспитании обучающихся. Как отмечалось, историческая память, являясь интеллектуальным и эмоциональным отражением событий минувших веков, обращена к опыту текущей жизни и будущему народа, страны и государства. Именно поэтому в совокупности представлений, оценок, настроений и других форм проявления общественной психики, связанных с восприятием отечественной и мировой истории, наблюдается широкое многообразие суждений. Это выражается, в частности, в особенностях понимания исторического прошлого и настоящего представителями разных направлений подготовки в вузах. Однако в целом историческая память в современном российском обществе не утратила своих интегрирующих качеств [1, с. 44-52].
Подводя итог уместно заметить, что радикальные изменения, происходящие сейчас во всех областях жизни российского общества, накладывают существенный отпечаток на массовое восприятие событий прошлого. Стало быть, в решении задач формирования исторического сознания необходимо искать новые подходы, соответствующие нынешним реалиям [1, с. 44-52].
Первостепенную роль необходимо отвести гражданственно-патриотическому воспитанию молодого поколения в семье, школе, вузах, овладению патриотическими знаниями и развитию гражданственно-патриотического поведения, активизации молодежных организаций патриотической направленности.
Для формирования чувства гражданской солидарности очень важно знать историю отечества, его культурное наследие, положительный и отрицательный опыт. Материалы опроса свидетельствуют о том, что представления студентов о прошлом России противоречивые, наблюдается неразвитость исторического мышления, непонимание сущности исторических процессов. Молодежь недостаточно хорошо знает историю своей страны, но если и знает, то в
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 большей степени по современным кинофильмам, а не по учебникам и книгам, поэтому историческая картина представляется как разрозненная мозаика фактов. Недостаточный уровень знания истории не давал студентам возможности в полной мере оценить достижения страны и ее проблемы [3, с. 123-129].
Гражданское и патриотическое сознание молодых людей интегрировано в их мировоззрение и является его частью. Как мировоззрение человека не может быть сформированным и целостным без развитого гражданского и патриотического сознания, так и сознание не может полноценно реализовываться вне общего состояния мировоззрения человека. Только при развитии мировоззренческого кругозора, целостных взглядов на функционирование общества и природы возможно полноценное формирование гражданских и патриотических качеств.
Поднятые социологическим исследованием социокультурные проблемы неоднозначны и неявно выражены в социальной практике, но они существуют и предполагают регулярный комплексный анализ с междисциплинарных позиций социально-гуманитарных наук.
Система образования, в том числе педагогического, не может оставаться в стороне от таких важных проблем, как формирование целостного научного мировоззрения школьников и студентов, овладение ими достижений нашей отечественной культуры, сохранение исторической памяти, выработка общенациональной идеи как мотивирующего фактора к социальной реализации молодежи. Эти проблемы носят и самостоятельный характер, но они являются системообразующими для воспитания российской гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения [2, с. 8-15].
Результаты исследования демонстрируют наличие определенного парадокса - с одной стороны, большинство молодежи определяет себя в качестве «граждан»; с другой стороны, реальные формы гражданской активности демонстрирует значительно меньшая ее часть. Можно говорить о том, что гражданско-патриотическая самоидентификация не связана с четко
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 обозначенными ролевыми предписаниями и моделями поведения в современной молодежной среде.
В качестве наиболее распространенной формы гражданской активности молодежи можно обозначить «рекреационную» - участие в праздничных и культурно-массовых мероприятиях.
Молодое поколение выражает готовность поддерживать и принимать участие в мероприятиях, направленных на гражданско-патриотическое воспитание граждан, однако эта готовность не подтверждается реальными практиками участия. Это свидетельствует о наличии потенциала вовлечения молодежи в гражданско-патриотические мероприятия.
Поскольку большинство молодых людей считает, что гражданско-патриотическим воспитанием должны заниматься учреждения образования и органы власти, то необходима интенсификация усилий именно со стороны данных субъектов.
Содержание гражданско-патриотических мероприятий должно быть направлено, прежде всего, на знакомство с историей, культурой и ценностями страны и родного края, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, направленные на укрепление государства, а также на воспитание чувства гордости за свою страну.
Список литературы:
1. Бойков В.Э. Историческая память в современном российском обществе: состояние и проблемы формирования // Социология власти. - 2011. -№ 5. - С. 44-52.
2. Быков А.К. Социокультурные проблемы воспитания российской гражданственности и патриотизма в системе образования // Педагогическое образование и наука. - 2011. - № 2. - С. 8-15.
3. Воронцов В.С., Черниенко Д.А. Представления студенческой молодежи об историческом опыте российского государства (по материалам
НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК КРЫМА, 5(5) 2016 социологического исследования) // Вестник Удмуртского университета. - 2014. - № 5-3. - С. 123-129.
4. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Магранов А.С., Штомпель О.М., Никулина М.А., Ткачев М.В. Великая Отечественная война в представлениях учащихся вузов: формирование российской гражданской идентичности (анализ результатов социологических исследований): монография / под общей редакцией В.И. Филоненко, Л.А. Штомпель, А.С. Магранова: Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. - 364 с. [Электронный ресурс] URL: http://eHbrary.ru/item.asp?id=25113361 (Дата обращения: 22.05.2016).