УДК 37
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ФОРМ ГРАЖДАНСКОГО и ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ: ПО МАТЕРИАЛАМ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
THE EFFECTIVENESS OF FORMS OF SOCIAL AND PATRIOTIC EDUCATION OF THE YOUTH: MATERIALS OF THE SOCIOLOGICAL RESEARCH
© 2015
Л.С. Деточенко Южный Федеральный университет (Россия, Ростов-на-Дону)
L.S. Detochenko Southern Federal University (Russia, Rostov-on-Don)
В статье представлены основные результаты социологического исследования «Образ Великой Отечественной войны в представлениях студентов вузов», проведенного среди студентов, магистрантов и аспирантов Южного Федерального университета. Особый акцент сделан на исследовании эффективности форм гражданско-патриотического воспитания молодежи. Данный аспект исследования является интересным как с теоретической точки зрения, поскольку является весьма малоизученным в педагогике и социологии, так и с практической точки зрения. Данные исследования позволяют осуществить научный подход в построении воспитательной системы высшего учебного заведения и конструировании граждан-ско-патриотического воспитания в частности.
The article presents the main results of the sociological research «The image of the Great Patriotic War as the university students see it» held among students, graduates and postgraduates of the Southern Federal University. Particular emphasis is made on identifying the most effective forms of social and patriotic education. This aspect of the study is interesting both from a theoretical point of view, because of lack in pedagogical and sociological studies on the issue, and from a practical point of view as well. The research contributes to the scientific approach in developing the formative methodology of institutions of higher education, social and patriotic education in particular.
Ключевые слова: гражданское воспитание; патриотизм; методы воспитания; технологии воспитания; Великая Отечественная война.
Keywords: social education; patriotism; education methodology; education technologies; the Great Patriotic War.
Молодежь является тем активным потенциалом общества, который определяет его будущее. В связи с этим приоритетная задача современной педагогики -воспитание у молодого поколения ценностей патриотизма, уважения к истории государства и народа, национальной чести и достоинства. «Ориентация государственной политики на формирование патриотических качеств молодежи подчеркивается в государственных программах патриотического воспитания граждан на 2001-2005 гг., 2006-2010 гг., 20112015 гг., в государственной программе «Развитие образования» на 2013-2020 гг. Дальнейшее совершенствование системы патриотического воспитания, как указывается в программах, требует обогащения его содержания, использования целенаправленных, эффективных форм, методов,
средств воспитательной работы» [1, с. 35]. Новые вызовы, в рамках которых осуществляется социализация молодого поколения граждан, предопределяют необходимость конструирования новой концепции воспитательной среды, в которой особое место должно быть отведено проблеме эффективности форм и методов гражданско-патриотического воспитания. На сегодняшний день является очевидным тот факт, что интуитивное построение воспитательной среды или применение стандартных, типичных методов и приемов, большинство из которых давно «устарели» и не приносят ожидаемых результатов, недопустимо. Исходным пунктом действенной системы воспитания является диагностика ситуации, выявление предпочтения молодежью тех или иных форм и методов гражданско-патриотиче-
ского воспитания, исследование частоты применения различных технологий и выявление уровня «доверия» молодежи к тем или иным формам и методам воспитания.
Анализ исследований по проблеме гражданско-патриотического воспитания молодежи позволяет говорить о наличии своеобразного парадокса: с одной стороны, существует довольно высокий уровень разработанности общей методологии гражданско-патриотического воспитания молодежи, с другой - требуют разработки отдельные отрасли методологии граждан-ско-патриотического воспитания, в частности исследование эффективности различных форм гражданско-патриотическо-го воспитания. Описание различных форм гражданско-патриотического воспитания можно найти в концепциях воспитательных систем А.Г. Акберовой [2], С.Т. Алиевой [3], В.В. Гаврилюк [4], А.Е. Дания-ровой [5], Т.Г. Морозовой [6], К.А. Силковой [7], С.И. Федоровой [8] и др. Граж-данско-патриотическому воспитанию студентов и молодежи посвящены работы Н.Н. Дубининой [9], Л.А. Пономаревой [10], Н.Г. Тимановой [11], Н.В. Адаевой [1], Ф.Н. Алипхановой [12], А.В. Баранова [13]. Среди исследований, посвященных проблеме эффективности гражданско-патриотического воспитания, можно назвать коллективную работу Г.В. Муха-метзянова, А.З. Гильманова, О.Л. Панчен-ко, Е.Н. Коноваловой [14]; интерес представляют исследования эффективности форм гражданско-воспитательной деятельности в контексте различных форм воспитательных систем (Ю.А. Копцева [15], И.П. Финский [16]); направления и
условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания изучают З.В. Кузнецова, В.И. Дунаева [17]. Однако в большинстве из приведенных публикаций, посвященных проблеме эффективности гражданско-патриотиче-ского воспитания, не описаны и не проанализированы подходы к оценке эффективности и методы повышения эффективности. Исключение составляет работа Г.Г. Визера и Е.П. Шаблиной [18].
В данной статье мы попытаемся показать некоторые закономерности построения воспитательной среды вуза, выявленные на основе социологического исследования «Образ Великой Отечественной войны в представлениях студентов вузов», проведенного среди студентов, магистрантов и аспирантов Южного Федерального университета в 2015 году. Одной из задач исследования являлось выявление эффективных форм гражданско-патриотического воспитания.
Анализируя ответы студентов, мы отмечали, что, оценивая различные формы патриотического воспитания с точки зрения эффективности, они отдают предпочтение живым формам общения перед опосредованными формами трансляции опыта. Личное общение является важным источником сохранения эмоциональной памяти о событиях минувших дней. Отметим, что важность живого общения с носителями памяти отмечают многие исследователи [14]. К сожалению, с каждым годом становится все меньше свидетелей Великой Победы 1945 года. Редкими становятся личные встречи с ветеранами -наиболее эффективная форма трансляции патриотического и гражданского опыта.
Таблица 1
Наиболее эффективные формы патриотического воспитания, с Вашей точки зрения
Студенты Магистры Аспиранты
Вахта памяти 7,1% 11,3% 4,3%
Встречи с ветеранами ВОВ 39,8% 50,4% 32,6%
Выставки патриотической направ- 3,9% 3,8% 2,2%
ленности
Школьный военно-исторический 5,5% 2,3% 4,3%
музей
Военно-исторические реконструкции боевых действий ВОВ 11,7% 9,8% 2,2%
Деятельность патриотических клу- 15,8% 17,3% 23,9%
бов, центров, в том числе детских,
молодежных
Литература патриотической направ- 15,8% 10,5% 15,2%
ленности
Экскурсии в военно-исторические 23,6% 17,3% 30,4%
музеи и места боевой славы
Военно-патриотические игры 5,3% 6,0% 2,2%
Экскурсии на Парад Победы 9,8% 9,0% 6,5%
Показ документальных и художественных фильмов о ВОВ 28,6% 29,3% 28,3%
Фестивали, конкурсы патриотиче- 7,6% 8,3% 4,3%
ской направленности
Эффективной формой, с точки зрения молодежи, является просмотр документальных и художественных фильмов о Великой Отечественной войне. Однако несмотря на высокую степень популярности выбора средств кинематографа в качестве важного источника информации о ВОВ, студенты часто сомневаются в достоверности получаемой посредством этого источника информации. 36,7% опрошенных считают кинематограф источником искажений и фальсификаций информации о Великой Отечественной войне. 14,7% студентов считают кинематограф
той сферой, в которой наиболее объективно и правдиво излагаются и интерпретируются факты о Великой Отечественной войне. Подчеркнем, что кино в любой его форме (документальное, художественное) действительно является ценным источником гражданско-патриотического воспитания, позволяющим визуализировать опыт, чувства, радость победы и боль утраты. Остается только помочь молодому поколению подобрать качественный кинематограф, форирующий патриотические ценности молодежи [19].
Рис. 1. Оценка достоверности представления истории Великой Отечественной войны
в кинематографе
Экскурсии в военно-исторические музеи и места боевой славы как эффективную форму гражданско-патриотичес-кого воспитания отметили 23,6% студентов. Однако только 26,9 % студентов ответили утвердительно на вопрос: «Приходилось ли вам посещать музеи и места боевой славы в этом году?». Таким обра-
зом, мы можем констатировать невысокий уровень использования данного эффективного с точки зрения самих студентов механизма воспитания.
Деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодежных, как эффективную форму воспитания гражданина-патриота отметили
15,8% студентов. В то же время в их работе участвовали только 7,8% опрошенных. Отметим, что сама форма гражданско-патриотического воспитания зародилась еще в XIX веке [13, с. 28]; высокая оценка роли патриотических клубов в воспитательной работе интенсивно осмысливается и в современной педагогике.
В качестве действенного источника информации и успешного механизма воспитания 15,8% студентов отметили литературу о Великой Отечественной войне. Однако только 13,3% студентов приходилось приобретать литературу патриотической направленности. Снизилось и количество тех, кто читает подобную литературу: если в 2012 году 29,6% студентов того же самого вуза отметили регулярное чтение исторической литерату-
ры патриотического содержания, то в 2015 году их количество составило 27,3%. Военно-исторические реконструкции являются одной из инновационных форм гражданско-патриотического воспитания. 11,7% студентов отметили их значение в воспитании патриотизма. Участвовали в реконструкции только 4,1% студентов.
Одной из форм актуализации интереса и внимания к истории Великой Отечественной войны можно считать проведение Парада Победы. Исследование мнения студентов о такой форме актуализации знаний показало, что 89,9% студентов ЮФУ считают, что Парад Победы необходимо отмечать 9 мая, несмотря на то, что ветеранов войны становится все меньше.
Рис. 2. Актуальность Парада Победы с точки зрения студентов ЮФУ Ежегодный Парад Победы является тех студентов, которые ходят на Парад
эффективной формой массового воздей- Победы.
ствия на молодежь. Крайне высок процент
Рис. 3. Посещение студентами ЮФУ ежегодного Парада Победы
С Парадом Победы праздник ассоциируется у 51,1% студентов Юфу (49,7% студентов г. Ростова-на-Дону и 56,1% студентов ЮФУ г. Таганрога). Такая форма актуализации уступает место только памяти о героизме родственников -участников Великой Отечественной войны (69,6% студентов ЮФУ в целом; 71,7% студентов ЮФУ г. Ростова-на-Дону, 62,6% студентов ЮФУ г. Таганрога). На третьем месте респонденты указали память о героизме родственников - участников войны: 26,8% студентов Юфу в целом, 27,0% студентов ЮФУ г. Ростова-на-Дону и 25,9% студентов ЮФУ г. Таганрога. На
четвертом месте - ассоциация с показом художественных и документальных фильмов, передач о Великой Отечественной войне (17,9% студентов ЮФУ в целом; 18,9% студентов ЮФУ г. Ростова-на-Дону, 14,4% студентов ЮФУ г. Таганрога). Праздничные мероприятия, концерты, выставки как ассоциацию отметили 7,0, 7,5 и 5,0% студентов соответственно. А вот традиционный салют Победы является ассоциацией с Праздником Победы только у 3,2% студентов ЮФУ, 2,5% ЮФУ студентов г. Ростова-на-Дону, 5,8% студентов г. Таганрога.
Рис. 4. Образные ассоциации студентов ЮФУ с Праздником Победы
Однако на вопрос: «Какие формы патриотического воспитания вы считаете наиболее эффективными?» - только 9,4% студентов ЮФУ отметили, что участие в Параде Победы являются эффективным средством патриотического воспитания. При этом значительно отличается доля
студентов ЮФУ из городов Ростова-на-Дону и Таганрога, считающих ее эффективной. Возможно, более масштабный и яркий характер Парада Победы в Ростове влияет на результат.
Считаете ли вы Парад Победы
Таблица 2
ЮФУ в целом Высшее учебное заведение
ЮФУ (г. Ростов-на-Дону) ИТА ЮФУ (г. Таганрог)
9,4% 10,1% 7,2%
Бакалавры и магистры по-разному оценивают эффективность одних и тех же форм работы с молодежью. Аспиранты практически все формы патриотического воспитания оценивают ниже с точки зрения эффективности, чем магистры и студенты. Исключение составляют деятельность патриотических клубов, центров, в том числе детских и молодежных объединений; литература патриотической направленности; экскурсии в военно-исторический музей и места боевой славы; показ документальных и художе-
ственных фильмов о Великой Отечественной войне.
Статичные формы восприятия информации: патриотические выставки (3,9%), школьные музеи (5,5%) - весьма низко оцениваются студентами с точки зрения эффективности. Нами выявлен следующий факт: в выставках принимали участие 18,2% студентов, в школьных музеях побывали около 26,9% респондентов. Это значит, что некоторым опрошенным не понравился сам формат данного способа актуализации знания и воспитания патриотизма.
Обратная тенденция выявляется при анализе оценки студентами эффективности таких форм гражданско-патриотиче-ского воспитания, как военно-патриотические игры (5,3%) и фестивали, конкурсы патриотической направленности (7,6%). Число принимавших в них участие и число тех, кто считает данные формы граж-данско-патриотического воспитания эффективными в воспитательной работе, примерно одинаково. Это говорит о том, что необходимо расширять участие молодежи в подобных мероприятиях. Отметим, что низкая оценка студентами некоторых форм и методов не означает, что они должны быть исключены из воспитательной работы вуза. По мнению С.И. Федоровой, требуется просто найти соответствующее им место в концептуальной модели воспитательной системы и наполнить их новым «ценностным содержанием» [8, с. 57].
Студенты, окончившие ПТУ до поступления в ЮФУ, продемонстрировали высокий уровень скепсиса к большинству форм патриотического воспитания. Ни один человек из окончивших ПТУ не назвал эффективными такие формы граж-данско-патриотического воспитания, как вахта памяти, выставки патриотической направленности, военно-исторические реконструкции боевых действий, литература патриотической направленности, военно-исторические игры и посещение Парада Победы, фестивали, конкурсы патриотической направленности, участие в военно-исторических поисковых отрядах.
Однако 80% окончивших ПТУ отметили показ документальных и художественных фильмов как эффективное средство, 60% выбрали в качестве продуктивной формы гражданско-патриотического воспитания встречи с ветеранами, 20% - школьные военно-исторические музеи, деятельность патриотических клубов и экскурсии в военно-исторический музей. При этом следует отметить, что студенты, прежде обучавшиеся в ПТУ, весьма активно вовлекались в деятельность различного рода мероприятий патриотической направленности; исключение составили поисковые отряды, незнакомые молодым людям, окончившим ПТУ.
Отличается степень оценки студентами эффективности способов патриотического воспитания. Так, юноши и девушки в целом солидарны в своих предпочтениях. На первом месте вне зависимости от пола студенты выбрали встречи с ветеранами (46,8% девушек, 33,1% юношей). Далее отмечается показ документальных и художественных фильмов (31,1% девушек, 25,0% юношей), экскурсии в военно-исторические музеи (23,4% девушек и 21,6% юношей) и т.д. Отметим, что юноши считают указанные формы менее эффективными, чем девушки. Студенты мужского пола отдают явное предпочтение более активным формам гражданско-патриотического воспитания, например юноши оценили эффективность военно-исторических реконструкций на 12,7%, в то время как девушки - на 9,2%.
Какие формы патриотического воспитания Вы считаете наиболее эффективными (юноши)
7,2 9,3
I Вахта памяти
I Встречи с ветеранами ВОВ
I Выставки патриотической направленности
Школьный военно-исторический музей
I Военно-исторические реконструкции боевых действий ВОВ
Деятельность патриотических
клубов, центров, в том числе
детских, молодёжных I Литература патриотической
направленности
I Экскурсии в военно-исторические музеи и места боевой славы
I Военно-патриотические игры
12,3
Экскурсии на Парад Победы
Рис. 5. Эффективность различных форм патриотического воспитания (оценка юношей)
Какие формы патриотического воспитания Вы считаете наиболее эффективными (девушки)
I Вахта памяти
Встречи с ветеранами ВОВ
7,1 6,8
16,1
17,6
I Выставки патриотической направленности
I Школьный военно-исторический музей
I Военно-исторические реконструкции боевых действий ВОВ
Деятельность патриотических
клубов, центров, в том числе
детских, молодёжных I Литература патриотической
направленности
I Экскурсии в военно-исторические музеи и места боевой славы
I Военно-патриотические игры
Экскурсии на Парад Победы
I Показ документальных и художественных фильмов о ВОВ
I Фестивали, конкурсы патриотической направленности
Рис. 6. Эффективность различных форм
Для формирования плана воспитательной деятельности студентов важно учитывать их доверие к тем или иным источникам информации о Великой Отечественной войне. Опросы студентов показывают, что высокий уровень доверия вызывают сведения, получаемые в школьном (35,8%) и высшем образовании (41,7%). Доверие вызывает информация, полученная от родственников (47,6%). Студенты мало склонны доверять таким источникам, как компьютерные игры (1,1%), СМИ (5,0%), ТВ-передачи и ТВ-программы (8,1%). Однако следует обратить внима-
отического воспитания (оценка девушек)
ние на негативную тенденцию, которая видна при сопоставлении данных 2012 и 2015 гг. Если уровень доверия к информации, полученной в школе, у студентов повысился (2012 год - 23,0%, 2015 год -35,8%), то уровень доверия к информации, полученной в высших учебных заведениях, снизился (2012 г. - 54,9%, 2015 г. - 41,7%). В целом за этот период наблюдается снижение доверия почти ко всем источникам информации. Исключение составляют школа и СМИ (2012 г. -2,7%, в 2015 г. - 5,0%).
Таблица 3
Динамика изменения мнения студентов, оценивающих объективность различных источников информации об истории Великой Отечественной войны
Высшее учебное заведение
ЮФУ в целом ЮФУ -центр
(Ростов-на-Дону)
2012 2015 2012 2015
1 ^ м ю а ° н На ТВ (в передачах, ТВ- 8,0% 8,1% 7,8% 6,7%
1 £ 1 3 3 9 сериалах)
В кинематографе 19,5% 14,7% 18,8% 14,1%
Я & £ 2 £ & о ^ * ё 3 & к 5 В Интернете 15,0% 9,3% 18,8% 8,6%
В средствах массовой информации 2,7% 5,0% 3,1% 5,5%
5 й 5 ^ к ® В сфере школьного 23,0% 35,8% 18,8% 36,0%
и л образования
и И С ей го ^^ 8 3 СС В сфере высшего образо- 54,9% 41,7% 39,1% 44,4%
вания
5 2 о 3 а « « % « В рассказах родственников 47,6% 49,9%
03 Ч нн РО " 2 в« 5 К О 03 В компьютерных играх 1,1% 1,1%
5 8 о я чд а * Э £ Во всех сферах 1,0% 1,1%
Другое 10,6% 7,8%
Я й О ^ Й « М К « о Ь о С 53 со Ни в какой 6,2% 3,4% 10,9% 2,7%
Затрудняюсь ответить 15,9% 13,5% 20,3% 13,1%
Исследования показали, что Великая кой Отечественной войны со своими
Отечественная война становится объектом сверстниками, 5,0% затруднились отве-
коммуникации у большой части студен- тить на поставленный вопрос.
тов. Только 8,8% респондентов отметили, что никогда не обсуждали историю Вели-
Таблица 4
Обсуждаете ли Вы дома историю Великой Отечественной войны?_
ЮФУ в целом Высшее учебное заведение
ЮФУ (Ростов-на-Дону) ИТА ЮФУ (Таганрог)
2015 г. 2015 г. 2015 г.
Обсуждаете ли вы историю Великой Отечественной войны со своими сверстниками? Да, постоянно 17,2% 16,1% 20,9%
Да, крайне редко 69,0% 69,8% 66,2%
Нет, никогда 8,8% 9,4% 6,5%
Затрудняюсь ответить 5,0% 4,6% 6,5%
Выводы
1. Целостная система патриотического воспитания, отвечающая современным требованиям, должна опираться на комплексное использование индивидуальных и групповых, эмоциональных, мотивацион-ных, когнитивных и др. форм воспитательной работы и строиться с учетом постоянного комплексного мониторинга граждан-ско-патриотического воспитания в вузе.
2. В проектировании системы граж-данско-патриотического воспитания вуза необходимо учитывать принцип адресного подхода, который предполагает использование специфических форм и методов актуализации гражданско-патриотического воспитания с учетом возрастных, социальных, профессиональных и других особенностей молодежи.
3. Немаловажным является учет региональных условий в пропаганде патриотических идей и ценностей. Ограниченный доступ к некоторым видам гражданско-патриотического воспитания молодых людей, ранее проживавших в сельской местности, должен быть восполнен в период обучения в высшем учебном заведении.
4. Следует более широко использовать формы непосредственного межпоко-ленческого диалога как форму наиболее эффективной гражданско-патриотической работы с молодежью.
5. Высокая оценка художественных и документальных фильмов открывает перспективы для использования кинолекториев как эффективного механизма формирования гражданско-патриотических ценностей молодежи. Выбирая различные формы актуализации героического прошлого, следует выбирать яркие эпизоды, интересные формы диалога и трансляции опыта.
6. Необходимо развивать молодежные объединения и клубы патриотической направленности, клубы и центры, занимающиеся пропагандой знаний о Великой Отечественной войне и ценностей мира и гуманизма, патриотизма и гражданственности.
7. Необходимо обеспечить доступ молодежи к литературе патриотической направленности.
8. Следует обратить внимание на падение авторитета вуза как источника знаний об истории Великой Отечественной войны.
•к к к
1. Адаева Н.В. Патриотическое воспитание студентов техникума средствами народной педагогики // Орел: ОГУ; Тверь, 2014.
2. Акберова А.Г. Способы и средства модернизации системы патриотического воспитания учащейся молодежи // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2013. №1. - С. 101-104.
3. Алиева С.Т. Патриотическое воспитание молодежи в современных условиях // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Педагогические науки. -2012. №1. - С. 19-23.
4. Гаврилюк В.В. Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи // Социс. -2007. №4. - С. 44-50.
5. Даниярова А.Е. О патриотическом и нравственном воспитании молодежи на современном этапе // Современные проблемы науки и образования. - 2013. №1. - С. 250.
6. Морозова Т. Гражданская активность и самоорганизация молодежи // Человек и труд. -2010. №5. - С. 65-68.
7. Силкова К.А. Патриотизм и патриотическое воспитание в системе ценностей современной российской молодежи // Вестник Новосибирского государственного педагогического университета. - 2013. №2. - С. 36-47.
8. Федорова С.И. Формирование ценностного отношения студентов к героическому прошлому России: Автореф. дис. ... канд. пед. наук - М.: МПГУ, 2015.
9. Дубинина Н.Н. Патриотизм и патриотическое воспитание: междисциплинарный аспект // Известия Южного федерального университета. Педагогические науки. - 2011. №3. - С. 17-25.
10.Пономарева Л.А. Патриотическое воспитание студентов // Специалист. - 2011. №4. -
С. 27.
11. Тимакова Н.Г. Патриотическое воспитание студенческой молодежи // Среднее профессиональное образование. - 2011. №5. - С. 24-25.
12.Алипханова Ф.Н. Формы и направления воспитательной работы педагогического вуза в воспитании патриотизма студентов // Мир науки, культуры, образования. - 2013. №1. - С. 34-36.
13. Баранов А.В. Роль военно-патриотических клубов в духовно-нравственном воспитании молодежи // Вопросы воспитания СПО. - 2011. №2. - С. 8-29.
14. Справка о результатах социологического опроса студентов Ставропольского края «Великая Победа - глазами студенческой молодежи» [Электорнный ресурс] - Режим доступа: http://www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=38 (дата обращения 27.12.2015).
15. Копцева Ю.А. Повышение эффективности патриотического воспитания студентов негосударственных вузов: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - М., 2005.
16. Финский И.П. Педагогические условия эффективности патриотического воспитания в системе высшего военного образования: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Томск: ТГУ, 2009.
17.Кузнецова З.В., Дунаева В.И. Основные направления и условия повышения эффективности системы военно-патриотического воспитания молодежи в современных условиях // Модели, системы, сети в экономической, технической, природе, обществе. - 2012. №3. - С. 185187.
18.Визер Г.Г., Шабанина Е.П. Мотивационный программно-целевой подход как средство оценки эффективности педагогической системы в военно-патриотическом воспитании учащихся // Мир науки, культуры, образования. - 2012. №2. - С. 16-20.
19. Филоненко В.И., Штомпель Л.А., Штомпель О.М., Понеделков А.В. Интерпретации образа Великой Отечественной войны в восприятии современных студентов [Электорнный ресурс] : Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и экономика. Август. 2015. - Режим доступа: http://www.journal-nio.com/ (дата обращения 27.12.2015).
20.Полищук И.А. Диагностика гражданско-патриотического воспитания школьников // Теория и практика общественного развития. - 2013. №1. - С. 146-148.