Научная статья на тему 'Векторная диагностика при построении толерантной среды в образовательном учреждении'

Векторная диагностика при построении толерантной среды в образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
195
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТОЛЕРАНТНОСТЬ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / ВЕКТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА / TOLERANCE / EDUCATIONAL ENVIRONMENT / VECTOR DIAGNOSTIC

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пчелинцева Ирина Геннадьевна, Чумакова Анна Викторовна

В статье предложена векторная диагностика образовательной среды вуза на предмет построения толерантной среды. Обозначены четыре типа толерантной среды и дана их характеристика.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A vector diagnostic method in creating of the tolerant environment in higher school

The article presents diagnostic method of creating of the tolerant environment in higher school. Four types of tolerant educational environment are described.

Текст научной работы на тему «Векторная диагностика при построении толерантной среды в образовательном учреждении»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

матерей, как планирование решения проблемы или отказ от попыток ее разрешить, связаны с обращением к религии их детей-подростков. А также использование в трудных ситуациях матерями алкоголя и наркотиков связано с использованием в трудных ситуациях подростками юмора и неоднозначно влияет на извлечение подростками урока из сложной ситуации и попыток вырасти как личность в результате этого опыта. При этом прямое влияние выявлено между ментальным отстранением матерей и использованием той же стратегии подростками в сложной ситуации. Также использование в трудных жизненных ситуациях их матерями выражения своих эмоций и чувств или сдерживания собственной активности напрямую влияет на сосредоточение внимания подростков на проблеме и нежелание отвлекаться на посторонние дела.

Полученные нами результаты являются основой для анализа особенностей становления совладающего поведения в подростковом возрасте. Практическая значимость исследования определяется возможностью использования полученных результатов психологами, социальными педагогами и непосредственно родителями при определении путей оптимизации психологического развития подростков с целью формирования у них более эффективных копинг-стра-тегий.

Библиографический список

Ю. А. Дружинина // Дружининские чтения : материалы X Все-рос. науч.-практ. конф., г. Сочи, 9—11 июня 2011 г. / под ред. И. Б. Шуванова, Ю. Э. Макаревской, А. А. Никифоровой, С. С. Новиковой, Л. В. Кравченко, С. В. Вороника. В 2 т. Т. 2. — Сочи : РИЦ ФГБОУ ВПО «СГУ», 2011. - С. 167-169.

2. Никольская, И. М. Психологическая защиты у детей / И. М. Никольская, Р. М. Грановская. — СПб. : Речь, 2006. — 352 с. — КВК 5-9268-0457-4.

3. Реан, А А. Психология человека от рождения до смерти / А. А. Реан. — СПб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. — 656 с. — КВК 5-93878-029-2.

4. Дементий, Л. И. К проблеме диагностики социального контекста и стратегий копинг-поведения / Л. И. Дементий // Журнал прикладной психологии. — 2004. — № 3. — С. 20 — 25.

5. Наследов, А. Д. Математические методы психологического исследования. Анализ и интерпретация данных : учеб. пособие. / А. Д. Наследов. — 3-е изд., стереотип. — СПб. : Речь, 2007. — 392 с. — КВК 5-9268-0275-7.

ДРУЖИНИНА Юлия Александровна, аспирантка кафедры социальной психологии Омского государственного университета им. Ф. М. Достоевского, педагог-психолог Высшей школы народных искусств (институт), Омский филиал.

Адрес для переписки: [email protected]

1. Дружинина, Ю. А. Совладающее поведение родителей как функциональная модель в стрессовой динамике жизни /

Статья поступила в редакцию 19.10.2012 г. © Ю. А. Дружинина

УДК 3739 И. Г. ПЧЕЛИНЦЕВА А. В. ЧУМАКОВА

Тюменский государственный нефтегазовый университет

ВЕКТОРНАЯ ДИАГНОСТИКА ПРИ ПОСТРОЕНИИ ТОЛЕРАНТНОЙ СРЕДЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье предложена векторная диагностика образовательной среды вуза на предмет построения толерантной среды. Обозначены четыре типа толерантной среды и дана их характеристика. Ключевые слова: толерантность, образовательная среда, векторная диагностика.

Образовательная среда — это динамическое един- включения их в социокультурный контекст жизне-ство субъектов образовательного процесса и сис- деятельности других людей.

темы их отношений, а процесс образования — это В условиях толерантной среды происходит ста-

процесс последовательного изменения отношений новление мировосприятия человека, открытого к ученика и учителя с образовательной средой, свое- диалогу культур, к целостному видению окружа-образный «путь» субъектов образовательного про- ющего мира, признающего уникальность и равно-цесса в образовательном пространстве. Такой «путь» ценность культур каждого и проявляющего искрен-трактуется как образовательная программа, цель нюю заинтересованность в других людях. Для этого которой определяется направленностью движения участники образовательного процесса поддержи-субъектов в образовательном пространстве. вают взаимодействие между культурами; опровер-

Толерантная среда предполагает взаимодействие, гают этноцентрические и основанные на социальных при котором осуществляется взаимообогащение предрассудках критерии оценки и полностью отка-культур, социального опыта студентов на основе зываются от них; признают значимость различных

Проявления интолерантности и толерантности в образовательной среде вуза

Объект наблюдения Проявление интолерантности Проявление толерантности

Использование языковых средств при взаимодействии с окружающими людьми Присутствие в речи негативных эпитетов, насмешек, оскорблений по поводу любого отличия другого от группы или своих представлений Отсутствие очернительных эпитетов по какому-либо признаку: расовому, этническому, гендерному и пр., недопущение предвзятых оценок

Участие в совместных культурных мероприятиях Игнорирование, высмеивание, саботаж планируемого мероприятия, если оно не затрагивает личный интерес, или не является значимым для собственной культуры Активное участие и заинтересованность каждого в проведении и подготовке мероприятий, которые имеют особое значение для определенной группы людей

Совместная деятельность Невозможность организации совместной деятельности, неумение работать в сотрудничестве, поиск «козла отпущения», на которого возлагается ответственность за принятие решения или вина за провал всего дела Совместная деятельность осуществляется на основе сотрудничества. Каждый ощущает ответственность за общее дело или решение проблемы

культур, способствуя деликатному отношению к культуре мигрантов и не допуская доминирования, пусть и неявного, какой-либо одной культуры; осуществляют поликультурный подход на всех уровнях образовательного пространства вуза и во всех сферах жизнедеятельности; утверждают взаимную солидарность и взаимное признание в студенческом сообществе; признают значимость разных родных языков в студенческом социуме и умеют ценить многообразие языков; поддерживают развитие критического мышления и плюралистический подход в передаче знаний; поощряют межкультурное взаимодействие между студентами;

Рассмотрим некоторые признаки интолерантной и толерантной среды по некоторым показателям, которые проявляются при осуществлении непосредственных контактов с окружающими объектами в пределах образовательного пространства вуза и которые легко наблюдаемы, представленные в следующей таблице (табл. 1).

Говоря об объективном наличии в образовательном пространстве вуза толерантного и интолерант-ного отношений к окружающей действительности, мы предполагаем и наличие соответствующих сред, которые могут сосуществовать, оказывая определенное влияние на студенческое сообщество вуза.

В рамках образовательного пространства вуза переход от интолерантной к толерантной среде означает культивирование отношений открытости, реальную заинтересованность в культурных различиях, признание многообразия, развития способности распознавать несправедливость и предпринимать шаги по ее преодолению, а также способность конструктивно разрешать разногласия и обеспечивать продвижение от конфликтных ситуаций к примирению и разрешению противоречий [1].

При проведении векторной диагностики на основе исследований С. Д. Дерябо, В. А. Ясвина [2, 3] нами была расширена область применения данной методики за счет введения вектора толерантность/ интолерантность. Для определения уровня сформи-рованности толерантности применялись методики, традиционно используемые в педагогических исследованиях, и оценки эффективности, соответствующие поставленным целям: экспресс-опросник «Индекс толерантности» (О. А. Кравцова, Г. У. Солдатова, О. Е. Хухлаев, Л. А. Шайгерова), «Вопросник для измерения толерантности» (В. С. Магун, М. М. Ма-гура), «Методика диагностики общей коммуникатив-

ной толерантности» (В. В. Бойко), «Шкала социальной дистанции» (Э. Богардус).

Сравнительно-сопоставительная характеристика весовых соотношений векторно-выраженных параметров (толерантность/интолерантность, активность/пассивность), дает определенную возможность типологизации образовательной среды: мы определили толерантно-пассивный, толерантно-активный, интолерантно-активный, интолерантно-пассивный типы толерантной среды.

Пассивное состояние толерантной и интолерант-ной сред характеризуется безразличным отношением друг к другу участников образовательного процесса, игнорированием событийных мероприятий, отказом от высказывания собственного мнения, нежеланием взаимодействовать, сарказмом, замкнутостью и отсутствием стремления к диалогу, даже при наличии встречной инициативы. Взаимодействие субъектов затруднено: толерантно-пассивный тип среды больше соответствует взаимодействие на уровне наблюдения со стороны, невмешательства, для интолерантно-пассивного типа среды характерна позиция «не трогайте меня». И в той и другой среде наблюдается повышенная тревожность студентов и преподавателей.

Наоборот, показатель активности достаточно четко разграничивает проявления интолерантности и толерантности в среде. В первом случае интоле-рантно-активная среда характеризуется наличием постоянных конфликтов различного характера, нередки случаи проявления враждебности, непринятие выражается в остракизме, бойкотировании и прочих проявлениях интолерантности. В толерантно-активной среде преобладает адекватная оценка собственных сил и способностей, обладание навыками критического мышления, вера в возможность преодолеть препятствия, признание самобытности внутреннего мира другого человека (национальные, религиозные и др. особенности), многомерный подход к оценке окружающей жизни и принятие адекватных сложившимся обстоятельствам решений, сопереживание проблемам других людей, доброжелательность, эмоциональная оценка событий, умение посмеяться над собой, признание возможности совершения ошибки; открытость и стремление к конструктивному диалогу.

Отношения преподавателя и студента представляют собой «перенос порядка», формы организации деятельности студента, соответствующих «идеальной форме среды», которая тем самым стано-

ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012 ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ОМСКИЙ НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК № 5 (112) 2012

инголерантно сть

толерантность

-пер выи этап -второнэтап

ттассттность

Рис. 1. Векторная диагностика типов толерантной среды в вузе

вится, по выражению Л. Выготского, функцией личности студента, его внутренним достоянием [4]. В этих отношениях активность студента заключается в том, что он отбирает предложенную ему форму порядка в соответствии со своими возможностями, склонностями, создавая к этой форме определенное отношение. Представленность среды во внутреннем отношении к ней студента Л. Выготский назвал «переживанием», единицей анализа отношения со средой. Результатом переживания должны стать такие внутренние изменения, которые вновь потребуют активности, обращения к «идеальной форме среды» [4].

Активность преподавателя заключается в том, что он в соответствии со своими возможностями и интересами, представлениями определяет и предлагает студенту спектр возможных форм упорядочения способов присвоения «идеальной формы среды», а значит, и сам постоянно варьирует этот спектр, насыщая среду, подбирая оптимальные варианты, тем самым осваивает «идеальную форму среды», делая ее все в большей мере достоянием своей личности. Таким образом, взаимодействие субъектов образовательного пространства, с одной стороны, обеспечивает их единство и общность, с другой — способствует проявлению и развитию их индивидуальности.

Наглядно векторная диагностика толерантной среды отражена на рис. 1.

Данный рисунок отражает трансформацию образовательной среды вуза от интолерантно-пассивной к толерантно-активной посредством применения механизмов перехода от интолерантной к толерантной среде, включающие такие действия, как:

— визуальное наполнение среды (плакаты, рисунки, информационные стенды и др.);

— информирование посредством включения в программу лекций, практических занятий сведений о толерантности, толерантных отношениях; включение в программу вуза спецкурсов; «Конфликтология», «Культура межнационального общения» и др., способствующих пониманию идей толерантности;

— насыщение среды событийными моментами и мероприятиями, связанными с проявлениями толерантности;

— поддержание и развитие идей самоуправления в вузе;

— проведение тренингов по формированию толерантного межличностного взаимодействия;

— проведение дискуссий, «круглых столов», семинаров по проблемам толерантности.

В условиях толерантной среды все участники образовательного процесса получают не только знания и информацию о толерантности, но, прежде

всего, приобретают опыт жизни в открытом демократическом обществе, в котором свобода каждого развивать свою индивидуальность не ограничивается рамками неприятия, отчужденности, враждебности, независимо от социокультурной принадлежности каждого участника к определенной группе по любому признаку, определяющему его как «другого». Процесс перехода от интолерантности к толерантности может быть осуществлен, с одной стороны, только в контексте интериоризации ценностей и развития полезных навыков, а с другой — гибкого реагирования на различные социальные воздействия, в формировании запаса творческих решений реальных социально значимых задач, в выработке потребности творческих исканий, принятии оптимальных решений, уверенности в своих возможностях.

Успешность построения толерантной среды, с одной стороны, предполагает преимущество толерантных субъектов и соответственных взаимоотношений между ними, с другой — не означает насильственное подавление интолерантности. Отмечая объективное присутствие последней как результата влияния объективных неблагоприятных факторов развития социума на макро- и микроуровнях, задача педагогов заключается в поиске таких путей формирования толерантности и толерантных отношений, которые способствовали бы добровольному и ответственному выбору толерантности в качестве жизненной позиции всеми субъектами образовательного пространства вуза.

Библиографический список

1. Пчелинцева, И. Г. Построение толерантной среды в образовательном пространстве высшего учебного заведения: автореферат дис. ... д-ра пед. наук / И. Г. Пчелинцева. — СПб., 2006. - С. 26.

2. Дерябо, С. Д. Диагностика эффективной образовательной среды / С. Д. Дерябо. — М., 1997. — 102 с.

3. Ясвин, В. А. Экспертиза школьной образовательной среды / В. А. Ясвин. — М. : Сентябрь, 2000. — 128 с.

4. Выготский, Л. С. Психология / Л. С. Выготский. — М. : Эксмо-Пресс, 2000. — 1008 с.

ПЧЕЛИНЦЕВА Ирина Геннадьевна, доктор педагогических наук, заведующая кафедрой иностранных языков.

Адрес для переписки: [email protected] ЧУМАКОВА Анна Викторовна, кандидат педагогических наук, доцент (Россия), доцент кафедры иностранных языков.

Адрес для переписки: [email protected]

Статья поступила в редакцию 15.05.2012 г.

© И. Г. Пчелинцева, А. В. Чумакова

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.