3. Еще К. Д. Ушинский писал: «Приучите же ребенка делать не только то, что его занимает, но и то, что не занимает, — делать ради удовольствия исполнить свою обязанность» (Ушинский К. Д. Собрание соч. М., 1952. Т. 6. С. 252).
4. Имеются еще косвенная физическая и косвенная вербальная агрессия, которые к насилию над человеком не имеют отношения. Вследствие этого можно сказать, отвечая на второй и третий поставленные выше вопросы, что любое совершаемое насилие — это агрессия, но не любая агрессия является насилием.
Т. А. Круглякова
вехи на пути развития онтолингвистических исследований:
к юбилею с. н. цейтлин
Своя история есть у каждой науки, но подчас ученым приходится проводить специальные исследования, чтобы установить, когда возникли и как развивались научные идеи и представления. Историю молодой науки онтолингвистики (отрасль знания об овладении языком в онтогенезе) проследить проще, и во многом ее зарождение и развитие проходило в стенах Герценовского университета.
Имена многих пионеров онтолингвистических исследований связаны с РГПУ им. А. И. Герцена: здесь читали лекции Л. В. Щерба и Л. С. Выготский, А. М. Леушина возглавляла кафедру дошкольной педагогики, К. И. Чуковский встречался с ленинградскими учителями. Но, к сожалению, традиция пристального внимания к речи детей в нашей стране оказалась прерванной на многие годы, а ее возрождение связано с именем Стеллы Наумовны Цейтлин.
С. Н. Цейтлин окончила историко-филологический факультет МГПИ им. В. И. Ленина и в 1967 г. поступила в аспирантуру ЛГПИ им. А. И. Герцена. Ее диссертационное исследование «Субстантивные предложения в современном русском языке и их темпоральная характеристика», выполненное под руководством А. В. Бондарко, до сих пор не потеряло своей актуальности. В 1969 г. С. Н. Цейтлин начала преподавать на кафедре русского языка Герценовского института, с самого первого дня работы она искала точки пересечения интересов языковедов и студентов педагогического вуза, поэтому занялась проблемами освоения языка ребенком. Вела лингвистический кружок, на заседаниях которого анализировали книгу К. И. Чуковского «От двух до пяти» и на основе веселых глав этой книги делали серьезные выводы об основных путях освоения языка ребенком. Так в сотрудничестве со студентами зародилась новая наука — наука о языке ребенка.
В эти же годы Стелла Наумовна стала собирать коллекцию удивительных детских словечек: «Жил король со своей королицей», «Полетел вверх кармашками», «Я на лавочке сидю, кашку манную едю». Работала с архивами К. И. Чуковского, прислушивалась к речи дочки, общалась с молодыми матерями — студентками ЛГПИ. На материале серьезнейшего анализа фактов детской речи в 1989 г. С. Н. Цейтлин защитила докторскую диссертацию на тему «Детская речь: инновации формообразования и словообразования (на материале современного русского языка)». По словам самой Стеллы Наумовны, в то время она была «чистым лингвистом»: в детских ошибках в первую очередь искала ответы на вопросы, волнующие языковедов: как устроена, функционирует и развивается система русского языка. И детская речь действительно открывает широкие просторы для размышлений, помогает объяснить многие языковые факты. Но, изучая детскую речь, С. Н. Цейтлин не могла не повернуться к самому ребенку. Сегодня С. Н. Цейтлин и ее
ученики рассматривают речь ребенка с позиции не только языковедения, но и психологии речи и психолингвистики, изучая, каким образом ребенок пользуется доступными ему языковыми средствами, как он выстраивает собственную языковую систему, необходимую для общения с окружающими его людьми.
В конце 90-х гг. стало очевидным, что научные исследования, проводившиеся С. Н. Цейтлин и ее коллегами, имеют свой предмет, особые цели и задачи, собственную методологическую базу. На одной из ежегодных конференций по детской речи С. Н. Цейтлин предложила назвать новую науку онтолингвистикой, и этот термин прочно вошел в современный научный обиход. Молодая наука онтолингвистика существует на стыке научных дисциплин — лингвистики, психологии, дефектологии, педагогики — и отнюдь не оторвана от жизни за окном: наблюдения и открытия онтолингвистов помогают выстраивать научно обоснованные методики развития речи, обучения русскому языку как первому и как второму, коррекционной работы с детьми, страдающими речевым дизон-тогенезом.
В 1991 г. благодаря труду, научному и организаторскому таланту С. Н. Цейтлин на факультете дошкольного воспитания появилась кафедра детской речи. За годы своего существования кафедра стала широко известна в России и за рубежом как первый и до сих пор единственный в стране коллектив исследователей речи русского ребенка. На кафедре был разработан курс детской речи, который сейчас преподается не только в РГПУ им. А. И. Герцена, но и в СПбГУ, МГУ, РГГУ, университетах Архангельска, Барнаула, Владивостока, Орла, Перми, Саратова, Тюмени, Череповца. Курс «Онтолингвистика», созданный С. Н. Цейтлин, входит в набор специализаций по филологическому образованию, занимает прочное место в ряду учебных дисциплин специализации «Психолингвистика».
Под руководством С. Н. Цейтлин разработаны три магистерские программы: «Детская речь в дошкольном образовании», «Психолингвистика и психология речи», «Начальное языковое образование и речевое развитие иноязычных детей», которые на протяжении многих лет успешно реализовывались в Институте детства. Выпускники «речевых» магистратур работают учителями и воспитателями в школах и детских садах, в том числе с полиэтническим составом воспитанников, специалистами в области раннего развития. Благодаря существованию этих программ десятки выпускников факультета коррекцион-ной педагогики смогли совершенствовать свои знания в области речевого онтогенеза.
В 1993 г. была организована лаборатория детской речи, и ее заведующей с первого дня и по настоящий момент является С. Н. Цейтлин. В лаборатории разрабатывается широкий круг проблем, связанный с конструированием ребенком системы родного языка в норме и при речевой патологии, формированием языковых систем в ситуации двуязычия. Сотрудниками лаборатории создан фонд данных детской речи — крупнейшее в мире собрание видео-, аудио-, дневниковых записей, рассказывающее о становлении речи русского ребенка и речи ребенка-инофона на русском языке. Фонд данных детской речи сейчас служит основой для многочисленных исследований речи русского ребенка в нашей стране и за рубежом и одновременно продолжает пополняться. Все, кто знает Стеллу Наумовну, оказываются вовлеченными в наблюдения за речью своих внуков, детей, младших братьев, учеников и воспитанников.
В 1990 г. С. Н. Цейтлин стала членом Международной ассоциации исследователей детской речи (IASCL) и в течение 6 лет входила в ее исполнительный комитет, являясь координатором исследований от России.
Более 260 научных работ опубликовано Стеллой Наумовной, среди них «Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи», изданные в 2009 г. в Москве, сборник работ разных лет «Лингвистические этюды», увидевший свет в 2012 г. в изда-
тельстве РГПУ, первый в России учебник по детской речи («Язык и ребенок: лингвистика детской речи»), пособие «Речевые ошибки и их предупреждение», выдержавшее 4 переиздания и широко известное учителям русского языка, методистам, лингвистам. Под руководством С. Н. Цейтлин сотрудниками кафедры детской речи был создан целый ряд методических пособий к курсу детской речи (например, «Сборник упражнений по онто-лингвистике» и «Речевые ошибки: Практикум для студентов»), успешно используемых не только в нашем университете, но и в других города России, и за рубежом. (Недавно Стелла Наумовна получила письмо от студентов-русистов Университета Гумбольдта в Берлине с благодарностью за книги и просьбой помочь выполнить некоторые задания из «Речевых ошибок».)
Стелла Наумовна — не только талантливый ученый, но обладает и еще одним редким талантом — даром объединять вокруг себя людей, увлекать их своим любимым делом. Под руководством С. Н. Цейтлин защищено 15 кандидатских диссертаций, подготовленных к защите в РГПУ им. А. И. Герцена, ИЛИ РАН (Санкт-Петербург), Череповецком университете, Поморском университете им. М. В. Ломоносова (Архангельск), а в конце 2012 г. под ее руководством в Стокгольмском университете была блестяще защищена докторская диссертация Натали Рингблом, посвященная речи русско-шведских билингвов.
В 1994 г. начались заседания постоянно действующего семинара по онтолингвистике, который после создания в 1998 г. Петербургского лингвистического общества получил
и и Л П и
статус одной из его секций. Семинар связывает ученых России с важнейшими научно-исследовательскими центрами за рубежом. В течение 15 лет функционирует филиал семинара в Череповецком университете, проводятся выездные семинары, вебинары, ежемесячные заседания, на которых делают доклады не только крупнейшие лингвисты и психолингвисты, но и студенты, и магистранты, и аспиранты.
Одна из основных форм работы семинара — организация международных конференций «Проблемы онтолингвистики», которые ежегодно проходят в РГПУ на протяжении последних двадцати лет. На ежегодные весенние конференции в Петербург приезжают с разных концов света: из российских городов — Москвы, Орла, Вологды, Пскова, Новгорода, Владивостока, Саратова, Ульяновска, Кемерова, Перми, Белгорода, Иванова, Барнаула, Воронежа, Ростова-на-Дону, Абакана, а также из Германии, Нидерландов, Швеции, Израиля, Китая, США, Польши, Болгарии, Чехии, Литвы, Латвии, Эстонии, Финляндии, Украины, Белоруссии, Казахстана.
Круг проблем, обсуждаемых на конференциях, ежегодно расширяется: формирование грамматического компонента языковой системы, становление семантических категорий в речи, освоение чтения и письма, проблемы восприятия речи, в том числе художественного текста, овладение словарем и вопросы строения ментального лексикона ребенка, метаязыковая деятельность детей, особенности речи, обращенной к маленькому ребенку и др. Кроме «классического» возраста, обозначенного К. И. Чуковским, — от двух до пяти — ученые обращаются и к самым ранним стадиям освоения речи, и к особенностям речи школьников, и к русской речи взрослых иностранцев и носителей языка. Границы онтолингвистики постоянно расширяются: теперь это наука, изучающая не только язык ребенка, но и речь людей разного возраста в ее становлении и изменении.
23 февраля доктор филологических наук, почетный профессор РГПУ им. А. И. Герцена и Череповецкого государственного университета, заведующая лабораторией детской речи, бессменный руководитель отделения Петербургского лингвистического общества «Постоянно действующий семинар по онтолингвистике» Стелла Наумовна Цейтлин отметила свой юбилей.
Это событие вызвало широкий отклик у ученых и педагогов. На празднование юбилея собрались выпускники разных лет, преподаватели и сотрудники Института детства, фа-
культета коррекционной педагогики, филологического и психолого-педагогического факультетов РГПУ им. А. И. Герцена, ученые из Института нейрофизиологии им. И. П. Павлова РАН, сотрудники и аспиранты Института лингвистических исследований РАН, представители ЛГУ им. А. С. Пушкина, СПбГУ, Санкт-Петербургского педиатрического медицинского университета. Поздравить Стеллу Наумовну пришли лингвисты, физиологи, психологи, дефектологи, методисты по развитию речи, преподаватели русского языка, специалисты в области преподавания иностранных языков и русского языка как иностранного, сотрудники дошкольных учреждений. В адрес С. Н. Цейтлин поступили поздравительные телеграммы из разных городов России: Дальневосточного федерального университета, Орловского, Воронежского, Ивановского университетов. Юбиляра поздравил Центр детской речи Рижской Академии педагогики и управления образованием, отдел «Билингвизм и детская речь» Центра общего языкознания ZAS Берлина, сотрудники Казахского национального университета им. Аль-Фараби (Алма-Ата).
Торжественное юбилейное заседание онтолингвистического семинара продолжалось более 4 часов, без перерыва раздавались поздравительные речи, много было творческих выступлений. И все без исключения говорившие отмечали, какую удивительно теплую, душевную атмосферу умеет создать вокруг себя Стелла Наумовна, как тянутся к ней люди, как рядом с ней хочется размышлять, стремиться к познанию речи ребенка и искать пути ее совершенствования.
Послушаем голоса «онтофанатиков», именно так подписали свое поздравление профессора Уральского государственного университета доктор филологических наук Т. А. Гри-дина и доктор филологических наук Н. И. Коновалова.
Череповецкий государственный университет, ректор ЧГУ Д. В. Афанасьев: «Вам принадлежит огромная заслуга в развитии онтолингвистики в России. Результат Вашей многолетней подвижнической деятельности — возглавляемая Вами научная школа, признанная и авторитетная не только в России, но и за ее пределами. Фундаментальная проблематика детской речи успешно разрабатывается под Вашим руководством в диссертациях, монографиях, учебниках и словарях. Без Вас невозможно представить современную лингвистику».
Институт коррекционной педагогики РАО (Москва): «В течение многих лет отечественная логопедия обогащается интереснейшими исследованиями детской речи, которые расширяют границы и эффективность логопедического воздействия при разных формах речевых отклонений, обосновывают приоритетные направления превентивного подхода к их предупреждению. В этом великая Ваша заслуга! Мы ценим Ваш вклад в теорию языковой нормы детской речи, предложенные Вами принципы квалификации и дифференциации речевых ошибок, которые широко используются в современных исследованиях».
Институт психолого-педагогических проблем детства РАО (Москва): «Благодарим Вас за многолетнее плодотворное сотрудничество и научное содружество с лабораторией развития речи и творческих способностей, активное творческое участие и внимательное отношение ко всем, кто занимается проблемами развития детской речи».
Институт языкознания РАН (Москва): «Вы являетесь всемирно признанным специалистом в области онтолингвистики, а кафедра детской речи, которой Вы руководили более 20 лет, по праву считалась ведущим научным центром лингвистических исследований детской речи не только в России, но и за рубежом».
Институт лингвистических исследований РАН (Санкт-Петербург): «Роль Стеллы Наумовны в интеграции исследователей детской речи в России огромна. Секрет популярности книг С. Н. Цейтлин кроется в том, что даже самые глубокие теоретические положения она излагает легко, интересно и понятно для читателя».
Коллектив филологов Белгородского университета: «В дни замечательного юбилея мы видим в Вас олицетворение настоящей науки. Вы столько сделали для развития науки, стольких вдохновили и поддержали».
Научная школа «Фонетические аспекты билингвизма» Ивановского государственного университета: «Ваши научные труды и творческие идеи, труды Ваших учеников и соратников вносят огромный вклад в развитие отечественной онтолингвистики и высоко оцениваются мировой научной общественностью».
Пермская научная школа социопсихолингвистики, Пермский государственный университет: «Мы знаем Вас как талантливого ученого-лингвиста, основателя первой в России кафедры детской речи, автора первого учебника по детской речи, основателя отечественной школы онтолингвистики. Вы уникальный человек и потрясающая личность! Вы открыли дорогу в Храм Науки многим молодым и талантливым ученым, и Вам удалось объединить вокруг себя специалистов из разных областей России. Ваша активная жизненная позиция и в то же время открытость и доброжелательность, умение уважать и понять точку зрения другого — это бесценный дар, которым Вы щедро делитесь с нами! Приятно осознавать, что жизнь подарила нам счастье общения с Вами!»
Воронежская психолингвистическая ассоциация: «Стелла Наумовна Цейтлин — отечественный онтолингвист № 1».
Лаборатория психолингвистики развития ребенка Переяслав-Хмельницкого педагогического университета им. Григория Сковороды: «Мы высоко ценим Ваш творческий вклад в развитие проблематики детской речи, ее креативности, Вашу благородную кропотливую многолетнюю работу по подготовке молодых ученых, титанический труд, воплощенный в многочисленных монографиях, учебниках и учебных пособиях, на которых вырастало и формировалось не одно поколение преподавателей высшей школы, а также студентов России и других стран ближнего и дальнего зарубежья. Ваши научные труды дарят радость познания загадочного и удивительного мира детской речи, открывают пути воздействия на развитие и становление речевой личности ребенка. Они читаются, воспринимаются и оцениваются всей научной общественностью как эталон психолингвистических и онтолингвистических изысканий. Мы с искренней благодарностью и глубоким уважением отмечаем государственное и международное значение созданной Вами онтолингвистической научной школы, которая генерирует новые идеи и открывает инновационные пути развития психолингвистической науки и подготовки научно-педагогических кадров. Мы ценим бесспорный профессионализм по проведению научных конференций, а также новаторские перспективные идеи, обсуждаемые на них. Они вдохновляют всех исследователей детской речи на поиск и творчество».
Кафедра русского языка Самарского университета: «По существу именно Вами создана мощная школа онтолингвистики. Вами и Вашими замечательными коллегами и учениками сформирована богатая библиотека онтолингвистической литературы. Это и монографии (в первую очередь — Ваши), и диссертации, и сборники практически ежегодных международных конференций! А еще — и обширнейшие собрания многожанровых записей детской речи! А скольким мы обязаны Вам! Это и пропаганда (и переиздание) трудов А. Н. Гвоздева, и вовлечение в онтолингвистические исследования целого ряда членов нашей кафедры. Сердечно благодарим Вас не только за многообразную помощь в нашей работе, но в еще большей степени — за общий масштаб Вашей деятельности, обеспечивающей онтолингвистику, имеющую неоценимое значение для решения общетеоретических проблем языкознания и других наук, в том числе — проблем когнитивной лингвистики».
Кафедра логопедии и психолингвистики, кафедра начального языкового и литературного образования Саратовского университета им. Н. Г. Чернышевского: «Ваши глу-
бокие, новаторские труды по онтолингвистике хорошо известны, нами они воспринимаются как образец содержательного и всегда убедительного, аргументированного научного текста. Мы благодарны Вам за рождение и становление онтолингвистики, за Ваши блестящие идеи, которые Вы щедро дарите окружающим, за семинары и конференции, которые сплотили огромный круг ученых, российских и зарубежных. Ваши эрудиция, мастерство неутомимого лектора, увлеченность восхищают, покоряют не только студентов, но всех, кто слышал Ваши выступления».
Кафедра русского языка и стилистики МГУП им. И. Федорова: «Вы дарите нам радость открытия мира ребенка. Пусть Ваша деятельность продолжает быть такой же творческой, яркой, приносит вам удовлетворение, а нам — счастье посещать Ваши конференции, эти незабываемые научные встречи-общения, читать Ваши новые книги, испытывать чувство сопричастности к изучению (вместе с Вами!) удивительного мира детства и убежденности в том, что мы делаем важное дело. Эту уверенность и оптимизм вселяете в нас Вы!»
Главный редактор издательства «Языки славянских культур» А. Д. Кошелев: В работах С. Н. Цейтлин убедительно показано, что "одна из центральных проблем языкознания — это объяснение той загадочной легкости, с которой ребенок за несколько первых лет жизни овладевает родным языком, несмотря на фрагментарность, бессистемность, а иногда и неправильность его инпута (звучащей в окружении ребенка речи)"».
1 марта в продолжение юбилейных торжеств в Институте лингвистических исследований РАН, ведущим научным сотрудником которого много лет является С. Н. Цейтлин, состоялся доклад «О чем свидетельствуют оговорки в нашей речи?», в котором на материале речи ведущих радиостанции «Эхо Москвы» были блестяще проанализированы причины возникновения оговорок и предложена их классификация. Студенты и преподаватели филологического факультета и факультета иностранных языков РГПУ, сотрудники ИЛИ, присутствовавшие на докладе юбиляра, могли убедиться в том, что научный поиск продолжается: в своем докладе Стелла Наумовна снова в который раз затронула тему, никем еще не исследованную. И кто знает, возможно, в будущем в РГПУ им. А. И. Герцена суждено вырасти еще одному приоритетному направлению исследований под руководством профессора С. Н. Цейтлин.
В. С. Волков
у истоков
ленинградской-петербургской школы ИнтЕллИГЕнтоВЕДЕния:
борис иванович сандин
Совсем недавно на высшем государственном уровне — в Послании Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному собранию — прозвучало признание огромной значимости роли творческих личностей — «креативного класса» в общественном прогрессе. Креативный класс, — говорил Президент, — «а если использовать традиционное слово интеллигенция — это прежде всего врачи, учителя, преподаватели вузов, работники науки, культуры, и такие люди работают в каждом регионе, в каждом городе» [1]. В этом отношении Герценовский университет — не исключение. Напротив, креативные, творческие личности всегда были движущей силой развития университета как научно-образовательного учреждения, они создали ему добрую славу и потому заслуживают широкого признания, а те, кто ушел навсегда, еще и благодарной памяти. К их числу принадлежал и Борис Иванович Сандин (1928-1967), оставивший яркий след в истории университета.