Научная статья на тему 'Ведущие принципы социокультурной адаптации детей-инвалидов в интегративном образовательном пространстве детской школы искусств'

Ведущие принципы социокультурной адаптации детей-инвалидов в интегративном образовательном пространстве детской школы искусств Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
531
121
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Филология и культура
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДЕТСКАЯ ИНВАЛИДНОСТЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ АДАПТАЦИЯ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / АРТТЕРАПИЯ / ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ / ПРИНЦИП ГУМАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ / ПРИНЦИП АБИЛИТАЦИИ / КОМПЬЮТЕРНАЯ ГРАФИКА / ПРИНЦИП САМОРАЗВИТИЯ / ПРИНЦИП ИНТЕГРАЦИИ / ПРИНЦИП ФАСИЛИТАЦИИ / CHILDREN'S ARTS SCHOOL / CHILDREN DISABILITY / SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION / SOCIALIZATION / ART THERAPY / PRINCIPLE OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT HUMANIZATION / HABILITATION PRINCIPLE / COMPUTER GRAPHICS / PRINCIPLE OF PERSONAL DEVELOPMENT / INTEGRATION PRINCIPLE / FACILITATION PRINCIPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Салахов Расых Фарукович

В статье дан обзор системообразующих принципов социокультурной адаптации детей-инвалидов, которые обусловливают абилитационный потенциал образовательного поля детской школы ис-кусств. Подчеркивается эффективность изложенных принципов в решении задач самораскрытия, саморазвития уникальности детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE GUIDING PRINCIPLES OF DISABLED CHILDREN SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION IN THE FRAMEWORK OF CHILDREN'S ARTS SCHOOL INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

This article reviews the leading principles of social and cultural adaptation that cause the habilitation po-tential of Children's Art School educational environment. The author emphasizes the effectiveness of the stated principles in solving the problem of self-disclosure and personal development.

Текст научной работы на тему «Ведущие принципы социокультурной адаптации детей-инвалидов в интегративном образовательном пространстве детской школы искусств»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2010. №4(22)

УДК 316.614:37.062.1

ВЕДУЩИЕ ПРИНЦИПЫ СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В ИНТЕГРАТИВНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ

© Р.Ф.Салахов

В статье дан обзор системообразующих принципов социокультурной адаптации детей-инвалидов, которые обусловливают абилитационный потенциал образовательного поля детской школы искусств. Подчеркивается эффективность изложенных принципов в решении задач самораскрытия, саморазвития уникальности детей.

Ключевые слова: детская инвалидность, социокультурная адаптация, социализация, арттерапия, детская школа искусств, принцип гуманизации образования, принцип абилитации, компьютерная графика, принцип саморазвития, принцип интеграции, принцип фасилитации.

Одной из самых острых социальных проблем современной России является высокий уровень заболеваемости детей и неуклонный рост детской инвалидности. В настоящее время у каждого седьмого из десяти новорожденных выявляются различные нарушения здоровья, не более 310% детей (в зависимости от возраста) можно признать здоровыми. Общее количество инвалидов по Республике Татарстан составляет около 300 тыс. человек, в том числе детей-инвалидов, более 15 тыс. человек. Сегодня каждый восемнадцатый житель республики - инвалид. Детская инвалидность неуклонно растет. Для детей инвалидность означает существенное ограничение жизнедеятельности, способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, профессиональной ориентации в будущем. В связи с этим в современном обществе актуализируются проблемы социокультурной адаптации детей-инвалидов.

Необходимо отметить, что вопрос социокультурной адаптации тесно связан с социализацией личности, поскольку человек как член общества должен стать прежде всего не столько объектом, сколько субъектом социализации. Именно в роли субъекта саморазвития и самореализации он усваивает заложенные в обществе социальные нормы и культурные ценности. Более того, он не только адаптируется к окружающему его миру, он еще и влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства, что ведет, в свою очередь, к его влиянию и на окружающих людей.

С точки зрения социализации образование является важнейшим средством внедрения растущего человека в общее для всех жизненное пространство. Поэтому весьма важно, чтобы в процессе образования ребенок-инвалид смог

стать полноценным членом общества, готовым не только к самостоятельной жизни, но и к решению сложных социальных проблем, которые непременно будут ожидать его на жизненном пути. В данном случае речь идет о проблеме подготовки таких детей к преодолению трудностей социализации, о создании условий для их самореализации и раскрытии личностного потенциала.

Уникальной средой для самореализации и творческого развития детей-инвалидов является Детская школа искусств, обучение в которой строится на основе принципов арттерапии и интегративного обучения. Как способ социальной адаптации арттерапия особенно важна для детей-инвалидов, которые в силу физических и психических особенностей своего состояния зачастую культурно дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений позволяют им более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора, развития творческого потенциала человека, способствуют развитию возможностей принимать решения, более успешно строить свою жизнь.

Для определения основных путей реализации адаптивно-развивающего характера образовательного пространства детской школы искусств необходимо раскрыть ведущие системообразующие принципы социокультурной адаптации детей-инвалидов. Такими важнейшими принципами, которые полноценно обусловливают аби-литационный потенциал образовательного поля детской школы искусств, на наш взгляд, являются принципы гуманизации образования, абилитации, саморазвития, интеграции и фаси-литации.

Принцип гуманизации образования. Гуманизация - это социально-ценностная и нравст-

венно-психологическая основа общественной жизни, отношений между людьми. Именно это определяет ее характеристику как идейной основы образования и его направленности на развитие активно-творческих возможностей человека, его интеллектуально-нравственной свободы.

В контексте нашего исследования принцип гуманизации определяет положение ребенка-инвалида в образовательном процессе и означает признание его активным субъектом этого процесса. Согласно данному принципу, образование должно обеспечить наиболее благоприятные условия для свободного творческого развития ребенка. Кроме того, принцип гуманизации диктует необходимость строить отношения с детьми-инвалидами на основе уважения личности ребенка и его права на самостоятельную организацию собственной жизни. Позиция взрослого заключается не в регламентации и жестком управлении учебно-воспитательным процессом, а в том, чтобы вывести ребенка на уровень самоактуализации. Естественно, что подобный подход полностью отвергает авторитарное давление на ребенка, не признает даже во имя благих целей манипулирования его психикой и поведением.

Важно подчеркнуть, что в образовательном учреждении, в котором обучаются дети-инвалиды, первостепенное значение для организации учебно-воспитательного процесса имеет не столько знание воспитателем особенностей возраста и индивидуальности ребенка, сколько учет личностных характеристик и возможностей воспитанников. В связи с этим деятельность педагога должна отвечать следующим требованиям:

1) постоянное изучение и хорошее знание индивидуальных особенностей темперамента, черт характера, взглядов, вкусов, привычек своих воспитанников;

2) умение диагностировать и знание реального уровня интеллектуального развития, мотивов, интересов, установок, направленности личности воспитанника, его отношения к жизни, к труду, ценностных ориентаций, жизненных планов, уровня тревожности и конфликтности (поскольку это влияет на снятие трудностей социализации), а также уровня психологического самочувствия, соотношения оценки и самооценки;

3) максимальная опора на собственную активность воспитанников, постоянное привлечение к посильной для него и постепенно усложняющейся деятельности;

4) своевременное выявление и устранение причин, мешающих полноценному развитию личности ребенка-инвалида, его самореализации;

5) стимулирование самовоспитывающей активности ребенка и помощь ему в этом процессе.

Таким образом, гуманизацию образования нельзя свести к какой-то конкретной методике обучения и воспитания, поскольку она представляет собой ценностную ориентацию и личностную установку самого педагога, поэтому и требуется в условиях образовательного учреждения любого уровня и направления создание комфортной среды и гармонизации взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса. Особенно это касается работы с деть-ми-инвалидами.

Принцип абилитации предполагает ориентацию на наиболее полное развитие потенциальных возможностей детей-инвалидов. В психоло-го-педагогической литературе по коррекционной педагогике и психолого-педагогической коррекции нет четкого определения этого понятия. Понятие "абилитация" близко по значению с используемым в Дании и Швеции понятием "нормализация" (normalisation). В переводе с латинского habilitation означает буквально "предоставление прав, возможностей, обеспечение формирования способностей". В медицинской, психологической и педагогической литературе понятие "абилитация" часто дается в сравнении с понятием "реабилитация". В этом контексте реабилитация - это восстановление утраченных возможностей и способностей, а абилитация -развитие потенциальных возможностей детей.

Так, З.Н.Нуртдинова считает, что абилитация

- это процесс обучения детей-инвалидов самообслуживанию, умению общаться со сверстниками и взрослыми, формирования начальных профессиональных навыков, т.е. обучения тому, чего они пока не знали и не умели, а реабилитация предполагает помощь человеку в восстановлении имевшихся, но утраченных в силу инвалидности навыков и умений [1]. Той же точки зрения придерживается Л.И.Боровиков: "Абилитация - это не компенсация и, тем более, не реабилитация. Это именно работа по формированию социально -психологических и духовно-нравственных новообразований, обеспечивающих рост качества жизни детей-инвалидов" [2: 3]. Для нашего исследования наиболее близко определение И.П.Чепурышкина: "Абилитация - это адаптивно развивающая деятельность, стимулирующая потенциальные возможности детей с дефектами развития и направленная на формирование оптимальных навыков социальной адаптации, на создание новых возможностей, наращивание социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в данном сообществе" [3: 14].

Опираясь на принцип абилитации, мы обращаемся к тем средствам, которые позволяют наиболее полно реализовывать потенциал ребен-

ка с ограниченными возможностями здоровья. К подобным технологиям относится сравнительно недавно появившийся предмет компьютерной графики. Компьютерная графика расширяет традиционные возможности арт-терапии. Возникают отсутствовавшие ранее возможности исправления и дополнения, можно сочетать не сочетаемые до этого техники, смешивать трехмерные и двухмерные, рисовать на поверхностях трехмерных объектов и строить модели из заготовок. Компьютерные технологии предоставляют де-тям-инвалидам возможность свободно и самостоятельно обращаться к творчеству, самостоятельно экспериментировать. Использование этих технологий способствует повышению эффективности обучения детей-инвалидов, развитию их творческих и интеллектуальных возможностей, формированию навыков работы с техническим оборудованием, приобретению сквозных профессиональных навыков, повышению эстетического вкуса, а также является способом борьбы со стрессами, избавляет от чувства одиночества, комплекса неполноценности.

Принцип интеграции - следующий принцип социокультурной адаптации детей-инвали-дов, тесно связан с принципом абилитации. В этом плане интересна точка зрения О.А.Герасименко и Р.П.Дименштейн, которые проводят параллель между понятиями "абилитация", "адаптация" и "интеграция". Абилитацию они рассматривают как процесс развития социального потенциала, т.е. возможности личности реализоваться в обществе. В данном случае имеются в виду те функции и способности, которые в норме появляются без специальных усилий окружающих, а у ребенка с проблемами могут возникнуть только в результате целенаправленной работы специалистов. Отсюда адаптация - это реализация накопленного социального потенциала в обществе. Интеграция же - процесс, в рамках которого данное сообщество обеспечивает условия для реализации максимального социального потенциала каждого индивида этого сообщества. Интеграция - это процесс взаимной адаптации индивида и общества друг к другу. Абилитация, адаптация и собственно интеграция справедливо рассматриваются данными авторами как этапы единого сложного процесса интеграции [4].

В контексте принципа интеграции дети с ограниченными физическими возможностями усваивают учебную программу художественного отделения Детской школы искусств п. Кукмар Республики Татарстан наравне и вместе с остальными ребятами. Такая педагогическая интеграция предполагает формирование у детей с ограниченными возможностями здоровья способ-

ности к усвоению учебного материала, способствует их социальной адаптации в обществе, "выравнивает" возможности ребенка, имеющего инвалидность, приближая его к возможностям других детей, создает предпосылки для полного и активного участия в жизни общества.

Принцип саморазвития. Критериями жиз-неустойчивости личности являются стремление человека к совершенству; психическое здоровье; тяготение к гармонии между собой и обществом и ярко выраженная творческая сила. Идея саморазвития, как известно, связана прежде всего со свободой выбора, социализацией и самостоятельностью ребенка. Призвание человека как чувствующего и мыслящего существа - довести до самого себя свою сущность, свое назначение, чтобы оно стало для него достижением реальности. Следуя воззрениям экзистенциалистов, можно сказать, что ребенок должен сам конструировать себя, родить себя как личность и процесс этот должен быть беспрерывным. Данные положения в полной мере, если не в большей степени, относятся к детям-инвалидам.

Для реализации данного принципа необходимо создание такой воспитательной среды, которая позволяла бы ребенку принимать осознанные решения относительно собственной свободы, при этом не давать готовых ответов, а предлагать детям самим находить свое собственное уникальное решение. Педагогам важно понять, чтобы их ребенок не просто принимал определенные знания и ценности, но главное, чтобы он мог прожить и пережить их в себе. Иначе говоря, все изучаемое им всегда должно иметь для него жизненный смысл. При этом важна свобода выбора, которая состоит в том, чтобы ребенок сознательно предпочитал определенную линию поведения, касается ли это труда, игр, приготовления домашних заданий, манер, привычек и т.д. И все это с точки зрения гуманистического воспитания означает прежде всего нравственный выбор со стороны ребенка, который и действует сообразно ему в каждых конкретных обстоятельствах.

Доводом "за" использование принципа саморазвития является то, что он уже по своему определению предполагает субъектный подход и с этих позиций ребенок становится активным участником образовательного процесса, способным перестроить его в соответствии с потребностями своей личности, интересами самореализации. Данная ситуация стимулирует активное отношение ребенка к жизни, культуре, познавательной деятельности. Здесь нет места принуждению, его занимает самостоятельность и свобода. Любой вид жизнедеятельности ребенка, будь то учение,

труд, игра и т. д., основан исключительно на личном интересе.

Принцип саморазвития с необходимостью подводит нас к принципу фасилитации. В контексте рассматриваемой проблемы обучение и воспитание ребенка-инвалида представляется как процесс педагогической помощи индивиду с проблемами здоровья в становлении его субъ-ектности, социализации, жизненного самоопределения.

Сегодня мы все пришли к осознанию того положения, что педагог в современных условиях

- не тот, кто учит, а тот, кто понимает и чувствует, как ребенок учится и развивается. Иначе говоря, истинный педагог всегда чувствует жизнь ребенка как свою и тактично помогает его внутреннему, душевному росту. В то же время он растет сам и, развивая детей, способствует укреплению сообщества детей и взрослых. Поэтому настоящим педагогом сегодня становится не просто человек знающий, а человек, способный к культурному саморазвитию и творческому сотрудничеству с детьми и взрослыми.

Для гуманизации образования важно, насколько воспитатель способен помочь своим воспитанникам в сложном процессе их развития и личностного становления, насколько он готов обеспечить для всего этого необходимые условия. Подобная способность - помогать развитию ребенка, его становлению и росту - означает быть фасилитатором. Таким образом, основными качествами педагога-фасилитатора являются способность понимания, способность уважения, способность помощи и поддержки.

Все это в конечном счете приводит к главному императиву педагогической деятельности -готовности педагога к помощи и поддержке, способности его в любой момент прийти на помощь ребенку, прежде всего незащищенному и ранимому. Педагогическая помощь и поддержка - это не только система действий по разрешению проблем и конфликтов, по торможению и прекращению отрицательных воздействий окружения на личность. Это также и создание условий для самостоятельного противостояния различным негативным воздействиям и влияниям. Педагогическая поддержка осуществляется на основе понимания особенностей развития ребенка как реали-

зации его жизненных потребностей, отказа от насилия и давления на ребенка в любой форме; обращения к личностному началу в человеке, к его внутренним силам и потенции; уделения внимания инициативе ребенка в познавательной деятельности; создания атмосферы эмоциональной искренности, взаимного принятия и сотрудничества, реального, а не декларируемого равноправия взрослых и детей, отношений доверия и уважения между ними.

Необходимо отметить, что выше изложенные принципы, практически создающие предпосылку для эффективной социокультурной адаптации детей-инвалидов, никогда не выступают автономно, изолированно, но только в тесной взаимосвязи, комплексно решая задачу самораскрытия, саморазвития уникальности детей-инвали-дов. Рассмотренные системообразующие принципы направлены не просто на абилитацию, но и на собственно развитие личности, ее социализацию, создание условий для ее творческой активности и, в конечном счете, на самореализацию каждого ребенка с ограниченными возможностями. Но самое главное, эти принципы направлены на воспитание в растущем человеке уважения к самому себе, к своим талантам и способностям, ибо, только научившись уважать себя, ребенок научится уважать других людей, культуру, природу.

1. Нуртдинова З.Н. Состояние и перспективы рабо-

ты по социальной реабилитации инвалидов в системе организаций БРО ВОИ // иКЬ: Шр://уоі-ufa.narod.ru/doklad1.htm (дата обращения

12.09.2010).

2. Этюды абилитационной педагогики: из опыта работы "Школы Бороздина" / Под ред. Л.И.Борови-кова. - Новосибирск: Изд-во НИПК и ПРО, 2000.

- 145 с.

3. Чепурышкин И.П. Моделирование абилитацион-но-воспитательного пространства специального (коррекционного) образовательного учреждения: Автореф. дис. ... канд. педагог. наук. - Ижевск, 2006. - 25 с.

4. Герасименко О.А., Дименштейн Р.П. Несколько слов к вопросу об интеграции // иЯЬ: http://www.detisite.ru/experts/integration/ (дата обращения 12.09.2010).

THE GUIDING PRINCIPLES OF DISABLED CHILDREN SOCIAL AND CULTURAL ADAPTATION IN THE FRAMEWORK OF CHILDREN’S ARTS SCHOOL INTEGRATIVE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

R.F.Salahov

This article reviews the leading principles of social and cultural adaptation that cause the habilitation potential of Children’s Art School educational environment. The author emphasizes the effectiveness of the stated principles in solving the problem of self-disclosure and personal development.

Key words: children disability, social and cultural adaptation, socialization, art therapy, Children’s Arts School, principle of educational environment humanization, habilitation principle, computer graphics, principle of personal development, integration principle, facilitation principle.

Салахов Расых Фарукович - заведующий кафедрой теории искусства и художественного образования Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 17.09.2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.