Научная статья на тему 'Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста'

Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
709
100
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АБИЛИТАЦИЯ / АБИЛИТАЦИОННАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ / МЛАДЕНЦЫ И ДЕТИ РАННЕГО ВОЗРАСТА / ПРОГРАММА РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ ПОМОЩИ / МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ КОМАНДА СПЕЦИАЛИСТОВ / HABILITATION / HABILITATION COMPETENCE OF PARENTS / INFANT AND CHILD EARLY AGE / A PROGRAM OF EARLY INTEGRATED CARE / INTERDISCIPLINARY TEAM OF SPECIALISTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

В статье раскрывается понятие «абилитационная компетентность родителей». Приводится описание исследования данного феномена, а также показывается, что эффективность формирования данного свойства личности зависит от соблюдения ряда социально-педагогических условий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тюрина Надия Шамильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION HABILITATION COMPETENCE OF THE PARENTS HAVING INFANT AND CHILD EARLY AGE WITH CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

In article the concept «habilitation competence of parents» reveals. The description of research of the given phenomenon is resulted, as well as shows, that efficiency of formation of the given property of the person depends on compliance of some sociallypedagogical conditions.

Текст научной работы на тему «Социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста»

УДК 376.1

СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ АБИЛИТАЦИОННОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ РОДИТЕЛЕЙ, ИМЕЮЩИХ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ МЛАДЕНЧЕСКОГО И РАННЕГО ВОЗРАСТА

Тюрина Надия Шамильевна, учитель-дефектолог, кандидат педагогических наук ГОУ «Центр Развития Ребенка - детский сад №1678», г. Москва, Россия nadia_moscow@rambler. ru

В статье раскрывается понятие «абилитационная компетентность родителей». Приводится описание исследования данного феномена, а также показывается, что эффективность формирования данного свойства личности зависит от соблюдения ряда социально-педагогических условий.

Ключевые слова: абилитация; абилитационная компетентность родителей; младенцы и дети раннего возраста; программа ранней комплексной помощи; междисциплинарная команда специалистов.

SOCIALLY-PEDAGOGICAL CONDITIONS OF FORMATION HABILITATION COMPETENCE OF THE PARENTS HAVING INFANT AND CHILD EARLY AGE WITH CHILDREN WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES

Tyurina Nadia, the special teacher, Ph.D. in Pedagogical Science

The state Educational institution the Center of Development of the Child -a kindergarten №1678, Moscow, Russia nadia_moscow@rambler. ru

In article the concept «habilitation competence of parents» reveals. The description of research of the given phenomenon is resulted, as well as shows, that efficiency of formation of the given property of the person depends on compliance of some socially-pedagogical conditions.

Keywords: Habilitation; habilitation competence of parents; infant and child early age; a program of early integrated care; interdisciplinary team of specialists.

Изменение государственного и общественного отношения к институту семьи детерминирует процесс научного исследования различных аспектов ее функционирования. Приоритетным направлением психолого-педагогических и социально-педагогических исследований является изучение проблем помощи семье в реализации ее репродуктивной и воспитательной функций. Особую актуальность такая помощь приобретает на ранних этапах жизни человека, когда складываются основы и механизмы его социального функционирования.

Важность младенческого и раннего периода в формировании личности ребенка, роль социального окружения, влияние опыта отношений с близкими людь-

ми отмечается в отечественных и зарубежных психолого-педагогических исследованиях (Л.С.Выготский и др.). Авторы подчеркивают необходимость изучения и внедрения программ помощи семье и поддержки родителей именно в первые годы жизни ребенка. Особое положение занимают семьи, имеющие ребенка с нарушениями психофизического развития. Взаимообусловленность негативных факторов, связанных с нарушением психофизического развития, указывает на необходимость включения ребенка и семьи в программы помощи уже на ранних этапах его жизни. В современной педагогической науке ранняя комплексная помощь детям от 0 до 3 лет признана эффективным средством профилактики и компенсации имеющихся нарушений развития (Л.И.Аксенова, Е.В.Кожевникова, Р.Ж. Муха-медрахимов и др.). Основной целью реализации программ ранней комплексной помощи является абилитация младенца и ребенка раннего возраста.

Абилитация - современный термин, используемый в медицине, психологии, специальной и социальной педагогике. С точки зрения специальной педагогики, абилитация (от лат. hаbilis - быть способным, приспособленность) - комплекс услуг, мер, направленных на формирование новых и усиление имеющихся ресурсов социального и психофизического развития ребенка. Исследователи констатируют, что важной задачей процесса абилитации младенца и ребенка раннего возраста является содействие формированию компетентности родителей (H.Weis и др).

Компетентность - широко используемое понятие, обозначающее, в первую очередь, результат профессиональной подготовки специалиста, включающее когнитивную, операционально-технологическую, мотивационную, этическую, социальную и поведенческую составляющие (Дж. Равен и др.). В последние годы в педагогике и психологии возрос интерес к исследованию феномена компетентного родительства. Авторы подчеркивают интегративную природу изучаемого свойства личности, объединяющую разум, чувства и действия родителя.

В соответствии с принятыми в современной науке уровнями методологического знания, конструирование основ феномена абилитационной компетентности родителей, и условий его формирования было реализовано на философском, общенаучном и конкретно-научном уровнях.

Философскими основаниями абилитационной компетентности родителей являются положения антропологического, феноменологического, экзистенциального, синергетического, диалогического подходов. Философские основания феномена абилитационной компетентности родителей позволяют признать за каждым родителем право на индивидуальность и различия, формирование у них собственных представлений о «жизненном мире» своей семьи и своего ребенка. Признание человеческой способности к саморазвитию и самоактуализации изменяет методологию педагогического взаимодействия. Современный подход, строится на основе диалога всех участников взаимодействия как «открытых» систем. Диалогический подход позволяет принимать членов семьи, как активных субъектов становления своего родительского опыта, конструирующих свои модели родительского поведения, в зависимости от разнообразных (внешних и внутренних) факторов.

Кроме этого, важной методологической установкой является философская концепция о безусловной ценности жизни. Особое значение такой императив приобретает в сфере помощи лицам с нарушениями в развитии. Принятие данного

этического подхода способствует гуманизации социально-педагогической деятельности, являясь важной предпосылкой для нравственного развития и саморазвития ее субъектов.

На общенаучном уровне основой методологии исследования является системный подход - связующее звено между философской и конкретно-научной методологией. Системный подход позволяет рассматривать абилитационную компетентность родителей, как систему взаимосвязанных компонентов. Каждый компонент системы оказывает взаимное влияние на эффективность родительского поведения.

Конкретно-научный уровень теоретико-методологических основ понимания феномена абилитационной компетентности родителей представлен совокупностью научных подходов к реализации социально-педагогических условий обеспечивающих формирование компетентности родителей: личностно-ориентированный, средовой, деятельностный, компетентностный.

Феномен абилитационной компетентности родителей представляет собой сложное явление, различные аспекты которого выступают объектом исследования многих научных дисциплин. Прежде всего, это психология, социология и педагогика. Интеграция знаний данных областей наук на основе междисциплинарных методологических оснований в социально-педагогическом исследовании позволила выявить целостную картину данного феномена, определить содержание и условия деятельности по его формированию.

В отечественной системе специального образования второй половины ХХ века помощь семье ребенка с нарушениями психофизического развития является приоритетом ученых и практиков в области психологии (Ткачева В.В. и др.). Несмотря на разность методологических подходов, авторами подчеркивается влияние семейного окружения на гармоничное развитие ребенка на протяжении всего детства, предлагаются пути нормализации психического состояния каждого члена семьи, а также их внутрисемейного взаимодействия. Роль семьи в воспитании детей с нарушениями психофизического развития, рассматривалась и в работах по специальной педагогике второй половины ХХ и начала ХХ! века, среди них особое значение имеют исследования Л.М.Шипицыной и др. Кроме психолого-педагогических исследований, различные аспекты помощи семье, воспитывающей ребенка с психофизическими нарушениями в развитии, находят свое отражение в исследованиях по социальной педагогике и социальной работе (Л.И.Аксенова, Е.Р.Смирнова-Ярская и др.).

В целом следует отметить, что, несмотря на многообразие аспектов изучения нетипичной семьи в различных научных дисциплинах, семья и родители признаются главной воспитательной силой подрастающего поколения, особенно на этапе раннего детства, когда закладываются социальные, когнитивные и эмоциональные основы функционирования личности в социуме. Этот же период в случае рождения ребенка с нарушениями психофизического развития признается наиболее тяжелым, стрессовым для родителей. Предотвращение социальных, психологических и соматических изменений семейной системы оказывается возможным путем всестороннего повышения родительской компетентности в специально созданных педагогических условиях.

В зарубежной литературе к вопросу компетентности родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития, исследователи обращаются

достаточно часто (М.П.Краузе, М.Селигман, K.Ziemen, H.Weis и др.). В исследованиях подчеркивается многоплановость изучаемой проблемы, признается важность понимания компетентности родителей не только как способности к воспитанию и обучению нетипичного ребенка. По мнению немецкого исследователя в области ранней помощи K. Ziemen, компетентность родителей - это возможность решать многочисленные противоречия, которые возникают в семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. Автор выделяет эмоциональную, познавательную и социальную компетентность данной категории родителей.

Необходимо подчеркнуть, что анализ отечественных и западных исследований по проблемам абилитации ребенка показывает, что подход, ориентированный на проблемы и трудности этих семей, не является исчерпывающим. Имеются семьи и родители, которые справляются с кризисными ситуациями, связанными с рождением нетипичного ребенка. Так, изучение возможностей преодоления стрессовых ситуаций в зарубежной литературе находит отражение в концепции салю-тогенеза (Salutogenez) израильского ученого Аарона Антоновски. В ходе изучения специальной литературы выявлено, что концепция салютогенеза, так же, как и широко применяемый в западной системе социальной помощи процесс предоставления полномочий (empowerment), способствовали постепенной переориентации взглядов профессионального сообщества на проблемы семей и родителей, имеющих детей с нарушениями психофизического развития. Зарубежные и отечественные авторы указывают на смену дефекториентированной модели помощи подходом, ориентированным на силы и ресурсы, а также компетентность заинтересованного лица. В данном исследовании заинтересованным лицом является родитель, имеющий ребенка с нарушениями психофизического развития младенческого и раннего возраста.

Система комплексной помощи, направленная на абилитацию младенца и ребенка раннего возраста ориентирована на стимуляцию потенциальных возможностей ребенка. Реализация программ абилитации носит семейно-центрированный характер. Участие родителей в процессе абилитации ребенка определяет его эффективность, так как позволяет реализовать преемственность в деятельности специалистов образовательного учреждения с занятиями родителей в условиях семьи. Кроме этого, нормализуется психоэмоциональное состояние членов семьи, предотвращая негативные изменения семейной системы, что является фактором профилактики социального сиротства.

Аналитический обзор литературы по проблеме исследования позволяет предположить, что компетентность родителей, имеющих детей с нарушениями в психофизическом развитии, представляет собой систему ценностей, знаний и навыков, помогающих им участвовать в процессе абилитации ребенка младенческого и раннего возраста. Аксиологические компетенции абилитационной компетентности родителей представляют собой систему мировоззрения родителей, их ценностные и мотивационные ориентации. Когнитивные компетенции включают практико-ориентированные знания из различных областей науки, способствующие выполнению задач процесса абилитации ребенка. Праксиологические компетенции предполагают разнообразные умения и навыки, сформированные под влиянием когнитивной составляющей. Эти значимые составляющие компетентности родителей выражают готовность родителей к активному участию в процессе абилитации ребенка младенческого или раннего возраста.

Сущностная характеристика понятия абилитационной компетентности родителей включает совокупность аксиологических, когнитивных, праксиологических компетенций по следующим структурным компонентам: эмоционально-ценностный, социальный, коммуникативный, педагогический. В структуре каждого компонента абилитационной компетентности родителей выделены компетенции, которые позволяют эффективно участвовать в процессе абилитации ребенка.

Представленная теоретическая модель абилитационной компетентности родителей помогает осмыслить всю совокупность данного феномена, выявить и обосновать социально-педагогические условия ее формирования. Важно подчеркнуть, что предложенные социально-педагогические условия направлены на формирование внутренних личностных ресурсов родителей, а так же на их социально-психологическую адаптацию в социуме.

1. Максимально раннее включение и активизация участия родителей в процессе абилитации и ребенка раннего возраста. Исследования отечественных и западных специалистов убедительно свидетельствуют, что раннее начало абили-тационого процесса в максимальной степени снижает отставания в развитии, предотвращает риски их возникновений. Кроме того, психолого-педагогическая аби-литация способствует профилактике возникновения семейного неблагополучия и стимулирует становление компетентного родительского поведения.

Опираясь на положения компетентностного и деятельностного подходов, мы считаем, что становление компетентного родительства может быть эффективно только в случае активного участия семьи в социально-педагогической деятельности.

Активность личности зависит от мотивов ее поведения, мировоззрения, ценностных ориентаций, характера и темперамента индивидуума. Мотив поведения человека определяется в первую очередь значимостью и удовлетворенностью тех или иных потребностей определяющих его готовность к какому-либо виду деятельности. В данном исследовании такой деятельностью является процесс аби-литации ребенка младенческого и раннего возраста. Всвязи с этим, большое значение придается оценке (выявлению) потребностей родителей (готовности родителей к участию в процессе абилитации), и формированию у них устойчивой мотивации к участию в процессе абилитации ребенка.

Формированию положительной мотивации родителей к участию в процессе абилитации способствуют развивающая среда, в которой каждый имеет возможность стремиться к значимой цели; отношения партнерства и сотрудничества между специалистами и родителями; выявление и привлечение лидера среди родителей. Кроме того, формированию мотивации способствует предоставление родителям разнообразной информации, соответствующей современному уровню научных знаний, реального опыта успешной абилитации и последующей социализации ребенка с нарушениями в психофизическом развитии. Особое значение здесь приобретает изменение внутреннего отношения родителя к наличному уровню своих воспитательных возможностей, а так же к перспективе их развития. При этом формированию и развитию мотивации способствуют такие условия и ситуации развертывания активности, где желательные мотивы и цели складывались и развивались бы с учетом индивидуальности, внутренних устремлений, социальной ситуации каждого родителя.

Реализация данного условия предполагает следующее:

- родитель участвует в комплексной оценке уровня развития ребенка, разработке его Индивидуальной программы развития и реализации ее задач в процессе взаимодействия с ребенком совместно с членами междисциплинарной команды специалистов;

- взаимодействие команды специалистов и семьи в процессе абилитации ребенка направлено на активизацию личностных и социальных ресурсов семьи, формирование эмоциональных и интеллектуальных компетенций родителей. Интеллектуальные ресурсы родителей подразумевают интеграцию знаний, умений и навыков через их эмоционально-ценностное переживание и выработку смыслового отношения к ним. Ценностное отношение является детерминантой активности родителя, переводит его из позиции пассивного исполнителя инструкций и предписаний специалиста в позицию субъекта социально-педагогической деятельности. Ресурсная ориентация подразумевают способность семьи оценивать и использовать социальный потенциал, имеющийся в ее распоряжении (инфраструктура помощи, материальное положение, социальное окружение).

2. Совместная деятельность родителей и междисциплинарной команды специалистов в процессе абилитации младенца и ребенка раннего возраста.

Комплексный подход к оценке уровня развития ребенка, построение кор-рекционно-развивающей программы на основе интеграции усилий специалистов разного профиля доказал свою успешность и эффективность. Кроме того, широко распространенные социально-педагогические программы ранней помощи основаны на модели междисциплинарной работы команды специалистов.

Применение междисциплинарного подхода в данном контексте позволяет специалистам разного профиля согласованно подходить к процессу взаимодействия с семьей, имеющей нетипичного ребенка. Таким образом, данный подход позволяет проводить комплексную работу по формированию абилитационной компетентности родителей. Взаимодействие специалистов разного профиля способствует равноценному участию педагогов и психологов в процессе выявления и становления абилитационной компетентности родителей, минимизирует влияние субъективного отношения к ребенку и его семье. Кроме этого, позволяет специалистам разного профиля строить процесс абилитации ребенка младенческого и раннего возраста в соответствии с сензетивными периодами развития основных психических и моторных функций.

3. Обеспечение интерактивного взаимодействия участников процесса аби-литации ребенка.

Современная педагогическая парадигма ориентирована на восприятие человека как уникальной целостной личности, развивающейся в процессе активной самореализации своего творческого потенциала в системе взаимодействия с другими людьми. Такое взаимодействие предполагает изменение методов передачи знаний, где обучение происходит в диалоге всех обучающихся, включая педагога. Примером такого метода может служить метод интерактивного обучения, все более активно применяемый в современной педагогической практике. Понятие интерактивности заимствовано из научных направлений современной социологии и социальной психологии, рассматривающих взаимодействие как диалог, в процессе, которого люди наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них.

Слово «интерактив» в переводе с английского («interact» = «inter» - «между», «взаимный», «act» - действовать) означает взаимодействие. Интерактивность означает способность взаимодействовать или находиться в режиме беседы, диалога с чем-либо (например, компьютером), кем-либо (человеком). Отсюда «интерактивное обучение» - это обучение, построенное на взаимодействии. Интерактивные методы предполагают со-обучение, когда обучаемый и обучающий являются субъектами учебного процесса. Особая ценность интерактивного взаимодействия состоит в том, что все участвующие в нем оказываются вовлеченными в процесс познания, имеют возможность рефлексировать по поводу того, что они знают и думают, востребуется их субъективный опыт и формируется их личностная позиция. Приоритетной целью интерактивного взаимодействия является развитие личности обучающегося, формирование индивидуального опыта. Именно поэтому, для взаимодействия с родителями мы выбираем интерактивные методы социально-педагогической деятельности. По нашему мнению применение интерактивных методов обучения является обязательным требованием к программно-методическому обеспечению и организации педагогической работы по формированию абилитационной компетентности родителей.

Выявленные социально-педагогические условия способствуют активизации личностных ресурсов родителей, их социально-психологической адаптации в социуме. Экспериментальные данные свидетельствуют, что созданные социально-педагогические условия формирования абилитационной компетентности родителей, детерминируют максимальные изменения в социальном и коммуникативном развитии ребенка, позволяющем ему овладевать социальным опытом и достигать максимально возможной степени независимости и автономии.

Литература

1. Выготский Л.С. Основы дефектологии /Л.С.Выготский. - Москва: Педагогика, 1983. - с.62.

2. Аксенова Л.И. Ранняя комплексная помощь детям с отклонениями в развитии как одно из приоритетных направлений современной специальной (кор-рекционной) педагогике /Л.И.Аксенова// Дефектология.- 2002.- №3.-С.9-20.

3. Кожевникова Е.В. «Абилитация младенцев» - первая в России программа раннего вмешательства /Е.В.Кожевникова, Л.А.Чистович // Дети с ограниченными возможностями. Хрестоматия. - М.- 2001.

4. Ткачева В.В. Система психологической помощи семьям, воспитывающим детей с отклонениями в развитии: дис. доктора псих. наук: 19.00.10.- М. -2006. - 422 с.

5. Мухамедрахимов Р.Ж. Мать и младенец, психологическое взаимодействие/ Р.Ж. Мухамедрахимов. - Изд-во С.-Петербургского университета.- 1999.288 с.

6. Weiß H. Eltern stark machen! Eltern und Therapeuten/innen - ein Verhältnis, das in Spannung hält //Geistige Behinderung. 3/2001 S. 210-222

7. Равен. Дж. Компетентность в современном обществе/Дж.Равен. - М.: Когито - Центр.- 2002.- 396 с.

8. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта/Л.М.Шипицына. - Спб.: «Дидактика Плюс».- 2002.- 496с.

9. Краузе М.П. Дети с нарушениями развития: психологическая помощь родителям/ М.П. Краузе. - М.: -Издательский центр «Академия»- 2006.-208 с.

10. Селигман М. Обычные семьи, особые дети. Системный подход к помощи детям с нарушениями развития/ М.Селигман, Р.Б.Дарлинг.-М.: Теревинф -2007.- 368 с.

11. Смирнова Е.Р. Семья нетипичного ребенка: социокультурные аспекты / Е.Р. Смирнова. - Саратов: Изд-во Рос. учеб. центра: Изд-во Сарат. ун-та.- 1996.

12. Ziemen K. Die Situation von Eltern behinderter Kinder unter Berücksichtigung der Kompetenzen/ K.Ziemen K.//Die neue Sonderschule.-2002.-№4.- S. 277-290.

УДК 159.9.072.43

ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ ПРОЯВЛЕНИЯ ВНУТРИЛИЧНОСТНОГО ТЕНДЕРНОГО РОЛЕВОГО КОНФЛИКТА У МУЖЧИН И ЖЕНЩИН С «Я-АДРЕ С ОВАННЫМ ПЕРФЕКЦИОНИЗМОМ»

Шакирова Гульшат Фиразовна, аспирант Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет г. Казань, Россия gkharis@gmail. com

В статье обосновывается необходимость рассмотрения перфекционизма, как одного из факторов проявления внутриличностного гендерного ролевого конфликта у мужчин и женщин, находящихся в браке. Описываются и интерпретируются полученные результаты.

Ключевые слова: внутриличностный гендерный ролевой конфликт; пер-фекционизм; «я-адресованный» перфекционизм.

RESEARCH OF FEATURES DISPLAYING OF THE INNER PERSONAL GENDER ROLE CONFLICT AT MEN AND WOMEN WITH SELF-ADDRESSED PERFECTIONISM

Shakirovа Gulshat, postgraduate Tatar state pedagogical-humanitarian university, Kazan, Russia [email protected]

The necessity of consideration perfectionism, as one of the displaying factors of inner personal gender role conflict of men and the women who are in marriage is proved in this article. The received results are described and interpreted.

Keywords: the inner personal gender role conflict; perfectionism; self-addressed perfectionism.

Множество требований, предъявляемых со стороны общества, изменения, происходящие в социуме, способствуют постоянному изменению личности и его поведения. Данные изменения могут сопровождаться внутренними противоречиями, которые в зависимости от пола и гендерной принадлежности, а также ро-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.