УДК 159.9
ВЕДУЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗАЩИТ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
© Анна Викторовна СКУРАТОВА
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, аспирант кафедры общей психологии, документовед отдела договоров и подготовки конкурсной документации, e-mail: sck.anna@yandex.ru
В статье раскрыта суть понятий «психологическая защита» и «механизмы психологической зашиты», рассмотрены основные классификации механизмов психологической защиты; на эмпирическом материале выявлены ведущие и основные механизмы психологической защиты у детей младшего школьного возраста, имеющих разные уровни тревожности.
Ключевые слова: психологическая защита; механизмы психологической защиты; тревожность; деструктивные и конструктивные механизмы психологической защиты.
Система психологической защиты относится к феномену, который привлекает внимание и исследуется многими специалистами, но тем не менее эту проблему без преувеличения можно назвать одной из самых неразработанных в психологии личности.
Проблема психологической защиты впервые была поставлена в психоанализе (З. Фрейд, А. Фрейд) и нашла свое отражение в разных психологических концепциях. В психологии, несмотря на постоянный интерес исследователей к проблемам эмоционального развития и защитных проявлений личности, данные вопросы изучены недостаточно, как на теоретическом, так и на эмпирическом уровне, на что неоднократно указывали отечественные психологи (А.Г. Асмолов, Ф.В. Бассин, Б.В. Зейгарник, А.В. Петровский, др.). В наибольшей степени это относится к детям начальных классов, хотя имеется достаточное количество исследований, которые доказывают, что основы личности закладываются именно в младшем школьном возрасте (Л.И. Божович, М.И. Лисина, В.С. Мухина, Т.А. Репина и др.). В этом возрасте появляются представления ребенка о своем «Я», стремление сохранить и защитить его целостность. Потребность быть принятым в социуме и неумение установить желаемые отношения с окружающими требуют комплексного подхода к воспитанию таких детей [1]. В противном случае у ребенка формируются чувства одиночества и отчуждения, которые становятся источником тревоги и причиной проявления тех или иных психологических проблем [2]. В случае повторения подобных ситуаций в межличност-
ных отношениях младшего школьника складывается устойчивая система защитного поведения, которая оказывает влияние на дальнейшее формирование личности. Именно в этом возрасте, по мнению исследователей, определяются базовые защитные стратегии поведения, и возникает объективная необходимость в изучении средств психологической защиты и факторов, влияющих на их становление [3, с. 3-5, 66-79].
Отношение к психологическим защитам в психологии всегда было неоднозначным. С одной стороны, в напряженных конфликтных ситуациях они помогают индивиду обрести эмоциональное благополучие, устраняют тревогу и напряженность, с другой - сохраняют причину неблагополучия, т. е. действительного разрешения противоречия они не приносят. В результате личность, как инструмент самостоятельного разрешения жизненных проблем, не развивается, происходит накопление проблем, портится характер, что в дальнейшем приводит человека к социальной дизадаптации либо к клинике [4].
К сожалению, в отечественной литературе до настоящего времени отсутствует источник, содержащий сколько-нибудь систематизированные сведения по проблеме механизмов психологической защиты у детей. Основное внимание придается роли отношений между родителями и детьми в формировании механизмов психологической защиты, а не изучению их проявления и функционирования в психике конкретного ребенка.
Среди исследователей нет единой точки зрения на общее количество защит, степень их соотнесенности друг с другом, нет даже
общепринятого определения понятия защиты. Ощущается недостаток адекватных методов для изучения данного феномена, следствием чего является отсутствие надежных экспериментальных данных о генезисе психологической защиты. Все это осложняет выявление инвариантных характеристик защиты и ее роли в социально-психической адаптации человека.
Трудности практического изучения психологической защиты обусловлены тем, что до сих пор не ясны (однозначно не определены) многие стороны и закономерности этого психического явления. Сколько всего существует защитных механизмов? Как можно их разграничить? Каков генезис их формирования? Как соотносятся понятия «психологическая защита» и «копинг-поведение»? Достоверных ответов на эти вопросы пока нет, а это значит, что они, несомненно, нуждаются в обсуждении.
Итак, нам представляется необходимым, прежде всего, уточнить понятие психологической защиты, разобраться, какие механизмы использует защита для выполнения своих функций, и ответить на вопрос, что побуждает человека включать механизмы защиты?
Психологическая защита - это специальная система стабилизации личности, направленная на ограждение сознания от неприятных, травмирующих переживаний, сопряженных с внутренними и внешними конфликтами, состояниями тревоги и дискомфорта. Для выполнения своих функций защита использует специальные механизмы: отрицание, подавление, рационализацию, вытеснение, проекцию, идентификацию, замещение, сновидение, сублимацию, катарсис, отчуждение.
Как указывал З. Фрейд, основная проблема человеческого существования заключается в том, чтобы справиться со страхом и тревогой, которые возникают в самых разных ситуациях. Поэтому ликвидация тревоги и избавление от страха - это наиболее мощный критерий эффективности действия защитных механизмов. Фрейд различал три вида тревоги (страха):
1) реалистический страх (перед реальной опасностью внешнего мира);
2) моральную тревогу, или чувство вины (перед лицом собственной совести, внутренней цензуры своих идеалов и ценностей);
3) невротическую тревогу (перед силой и характером собственных страстей и желаний).
Страх трансформируется и приобретает новые формы вместе с развитием человека. Сначала это биологическая эмоция, лежащая в основе витальной тревоги по поводу предстоящего наказания («Что за это со мной сделают?»). Затем страх трансформируется в человеческие чувства, лежащие в социальной или моральной сфере: стыд и вину. Стыд возникает в результате давления общественной морали и ориентирован на внешнюю оценку («Что обо мне подумают?»). Вина отражает личные представления ребенка о себе (автономная мораль) и самооценку («Что теперь я сам о себе должен думать?»).
Таким образом, по Фрейду, принцип организации психологической защиты можно выразить формулой: «Нет страха и тревоги -нет защитных механизмов». Возникновение в онтогенезе различных типов тревоги стимулирует развитие разновидностей защитных механизмов. При этом вначале страх и тревога побуждают человека включать механизмы защиты неосознанно, и только потом они начинают действовать сознательно и целенаправленно. В одной из последних работ Фрейд определяет защиту как общее наименование всех тех механизмов, которые, будучи продуктами развития и научения, ослабляют диалектически единый внешневнутренний конфликт и регулируют индивидуальное поведение. Тем самым она связывается с такими функциями психики, как уравновешивание, приспособление и регуляция [5, с. 352].
Далее необходимо ответить на вопрос: сколько всего существует защитных механизмов? В отечественных источниках
В.И. Журбиным выделено более десятка вариантов определения психологической защиты. Большинство из них не выдерживают критики, защита там определяется через видовые либо функциональные характеристики, такие как цель, результат, познавательные процессы, аффекты, деятельность, регуляция и др.
Итак, среди авторов нет единства мнений о том, сколько же механизмов защиты существует у человека. Например, в оригинальной монографии Анны Фрейд описано 15 механизмов защиты. Колеман, автор
учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов. В словаре-справочнике по психиатрии, опубликованном Американской психиатрической ассоциацией в 1975 г., перечисляется 23 механизма защиты. В словаре-справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18. Обобщив список всего лишь двух классификаций, Л.И. Вассерман с соавторами в качестве примера приводят список из 34 механизмов психологической защиты. Это вытеснение, отрицание, перемещение, обратное чувство, подавление (первичное и вторичное), идентификация с агрессором, аскетизм, интеллектуализация, изоляция аффекта, регрессия, сублимация, расщепление, проекция, прожективная идентификация, всемогущество, девалюация, примитивная идеализация, реактивное образование (реверсия и формирование реакции), замещение, или сублимация (компенсация, или сублимация), смещение, или интроекция, идеализация, сновидение, рационализация, отчуждение, катарсис, творчество, инсценирование реакции, фантазирование, заговаривание, аутоагрессия.
И.М. Никольская и Р.М. Грановская в своих исследованиях дифференцируют 11 механизмов защиты у взрослых (отрицание, вытеснение, подавление, рационализация, проекция, идентификация, отчуждение, замещение, сновидение, сублимация, катарсис) и 5 детских поведенческих реакций (отказ (пассивный протест), оппозиция (активный протест), имитация, компенсация и эмансипация). Эта классификация, созданная на основе работ французских детских психиатров, широко используется в нашей стране [5].
Итак, из сказанного выше следует, что именно тревожность побуждает человека неосознанно включать механизмы защиты. И только потом копинг-поведение начинает действовать сознательно и целенаправленно, ослабляет внешне-внутренний конфликт и регулирует индивидуальное поведение [6, с. 181].
С целью проверки данных утверждений было проведено эмпирическое исследование на базе МОУ г. Тамбова (лицей № 13) с участием 72 детей младшего школьного возраста.
Исследование проводилось с помощью следующего диагностического инструментария: тест тревожности Р. Тэммла, М. Дорки, В. Амена; опросник Плутчика-Келлермана-
Конте «Индекс жизненного Стиля» [7, с. 3335], адаптированный нами для детей младшего школьного возраста.
Мы исходили из предположения о том, что дети с высоким уровнем тревожности чаще прибегают к защитному поведению и пользуются в основном деструктивными психологическими защитами, а дети с низким уровнем тревожности в основном пользуются конструктивными психологическими защитами. Приведем последовательность действий, предпринятых нами для проверки данного предположения.
С помощью теста тревожности Р. Тэмм-ла, М. Дорки, В. Амена мы выяснили, что 40 % детей имеют повышенную тревожность в межличностных отношениях. Мы считаем, что это связано с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста. Младшие школьники - возраст поиска достойного положения среди взрослых и сверстников, а потому межличностные отношения имеют для них особое значение.
Многие авторы отмечают более выраженную тревожность у мальчиков. Авторы объясняют это, в частности, их физиологическими особенностями: мальчики в большинстве случаев отличаются большей активностью, подвижностью, что, несомненно, отражается на поведении. А это ведет к большим, чем у девочек, ограничениям, отрицательным эмоциональным контактам, наказаниям, что может способствовать формированию тревожных состояний, беспокойства, чувства вины. В этой связи В.И. Гарбузов отмечает: «Нарушения у детей и подростков чреваты для них психической травматизацией (санкции со стороны воспитателей и сверстников, возникновение трудных и опасных ситуаций), что способно привести к их неврозу или психосоматическому заболеванию» [8, с. 153-164].
По нашим данным, напротив, уровень тревожности у девочек значительно превышает показатели уровня тревожности у мальчиков. Девочек с высоким уровнем тревожности оказалось 68 %, а мальчиков только 32 %. Как видим, девочек с высоким уровнем тревожности в 2 раза больше, чем мальчиков.
Для определения типичных ситуаций, провоцирующих тревогу, нами был проведен анализ положительных и отрицательных выборов детьми ситуаций, изображенных на 14
рисунках: «Игра с младшими детьми», «Ребенок и мать с младенцем» «Объект агрессии», «Одевание», «Игра со старшими детьми», «Укладывание спать в одиночестве» и др. Результаты исследования представлены на рис. 1.
Как видим, наибольший уровень тревожности проявляется в ситуациях: объект агрессии (84 %), выговор (80 %). Высокий процент отрицательных эмоциональных выборов приходится на ситуации: агрессивность (72 %), изоляция (75 %), собирание игрушек (68 %) и укладывание спать в одиночестве (66 %), игнорирование (51 %).
Авторы теста считают, что особенно высокое проективное значение имеют следующие ситуации: одевание, укладывание спать в одиночестве, еда в одиночестве, и предполагают, что дети, делающие в этих ситуациях отрицательный эмоциональный выбор, с высокой степенью вероятности будут обладать наивысшим уровнем тревожности. В этой связи нас насторожили отрицательные выборы в ситуации № 6 (самостоятельное укладывание спать). Они составляли 66 %, из чего можно сделать предположение о наличии негативного эмоционального опыта в данной (или подобной) ситуации у более половины обследованных детей.
Значительно ниже уровень тревожности в ситуациях, моделирующих отношения «ребенок - взрослый» («Ребенок с родителями» - 5 % негативных выборов, «Ребенок и мать с младенцем» - 14 %), а также в ситуациях, моделирующих бытовое поведенные действия («Еда в одиночестве» - 2 %, «Умывание» - 22 %, «Одевание» - 19 %).
Таким образом, мы выяснили, какие именно ситуации вызывают повышенную тревожность у детей младшего школьного возраста.
Это следующие ситуации:
- объект агрессии,
- выговор,
- агрессивность,
- изоляция,
- собирание игрушек,
- укладывание спать в одиночестве,
- игнорирование.
На наш взгляд, ситуации, которые вызывают повышенную тревожность у детей младшего школьного возраста, можно объединить в следующие группы:
1) ситуации, когда я один и мне не по себе («Изоляция», «Укладывание спать в одиночестве»);
Рис. 1. Ситуации, в которых дети испытывают тревогу (% выборов): 1. Игра с младшими детьми (19 %); 2. Ребенок и мать с младенцем (14 %); 3. Объект агрессии (84 %); 4. Одевание (19 %); 5. Игра со старшими детьми (25 %); 6. Укладывание спать в одиночестве (66 %); 7. Умывание (22 %); 8. Выговор (80 %); 9. Игнорирование (51 %); 10. Агрессивность (72 %); 11. Собирание игрушек (68 %); 12. Изоляция (75 %); 13. Ребенок с родителями (5 %); 14. Еда в одиночестве (2 %)
Рис. 2. Частота выбора механизмов психологической защиты тревожными и не тревожными детьми (в %): 1. Вытеснение; 2. Регрессия; 3. Замещение; 4. Отрицание; 5. Проекция; 6. Компенсация; 7. Гиперкомпенсация; 8. Рационализация
2) ситуации, когда я в конфликте («Объект агрессии», «Агрессивность»);
3) ситуации, когда меня ругают, оценивают, наказывают («Выговор», «Собирание игрушек», «Игнорирование»).
Итак, мы выяснили типичные ситуации, которые вызывают повышенную тревожность у детей младшего школьного возраста. Далее предстояло определить, какими именно механизмами психологической защиты пользуются дети в подобных ситуациях. Для этого мы использовали опросник Плутчика-Кел-лермана-Конте «Индекс жизненного стиля».
Полученные данные показали, что у детей с высоким уровнем тревожности (1 группа) к ведущим механизмам психологической защиты относятся: вытеснение (84 %) и проекция (78 %) (оба механизма считаются деструктивными). Остальные механизмы по мере убывания числа выборов в данной группе расположились следующим образом: отрицание (65 %), компенсация (52 %), гиперкомпенсация (48 %), рационализация (45 %), замещение (41 %), регрессия (31 %).
Проведя аналогичное исследование среди детей с низким уровнем тревожности (2 группа), мы получили следующую иерархию защит по частоте использования их в группе: компенсация (70 %), рационализация (65 %), проекция (63 %), отрицание (58 %), гиперкомпенсация (50 %), вытеснение (44 %), за-
мещение (40 %), регрессия (27 %). Обращает на себя внимание тот факт, что дети с низким уровнем тревожности используют, прежде всего, конструктивные защитные механизмы, такие как компенсация и рационализация.
Сравнение данных, полученных в группах тревожных и нетревожных детей, позволяет обнаружить в них не только качественные, но и количественные различия. Так, если подсчитать среднее количество выборов защитного поведения детьми первой и второй групп, то обнаружим, что первые (тревожные) в сложных ситуациях прибегают к защитам более чем в половине случаев (56 %), а вторые (нетревожные) - менее чем в половине (44 %).
Наглядное представление о ведущих механизмах психологических защит и частоте использования их тревожными и не тревожными детьми младшего школьного возраста дает рис. 2.
Итак, предположение, выдвинутое нами в начале исследования, подтвердилось: дети с высоким уровнем тревожности используют большее количество защит и это в основном деструктивные защитные механизмы; дети с низким уровнем тревожности в целом реже прибегают к психологическим защитам и используют преимущественно конструктивные защитные механизмы.
1. Косырев В.Н. Индивидуальный подход и воспитание в коллективе // Народное образование. 1984. № 2. С. 49-51.
2. Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений // Психологический журнал. М., 2000. № 1.
С. 28-36.
3. Кочубей Б.И., Новикова Е.В. Эмоциональная устойчивость школьника. М., 1988.
4. Косырев В.Н. Клиническая психология. Тамбов, 2003.
5. Грановская Г.М., Никольская И.М. Психологическая защита у детей. СПб., 2006.
6. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. М., 2000.
7. Тэммл Р., Дорки М., Амен В. Тест тревожности. М., 1992. С. 33-35.
8. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж, 2000.
Поступила в редакцию 20.07.2011 г.
UDC 159.9
LEADING MECHANISMS OF PSYCHOLOGICAL PROTECTIONS OF JUNIOR SCHOOL AGE CHILDREN Anna Viktorovna SKURATOVA, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Post-graduate Student of General Psychology Department, Document Specialist of Contract and Contest Documentation Preparation Department, e-mail: sck.anna@yandex.ru
The article reveals the essence of notions “psychological protection” and “mechanisms of psychological protection”, the main classifications of mechanisms of psychological protection are considered; based on empirical material the leading and main mechanisms of psychological protection of junior school children having different levels of anxiety are revealed.
Key words: psychological protection; mechanisms of psychological protection; anxiety; destructive and constructive mechanisms of psychological protection.