Д.М. Рыжов
Развитие научных представлений о психологической защите и ее исследование у детей младшего школьного возраста
В статье раскрывается история изучения психологической защиты в психологии, рассматривается современное представление о ней, ее сущность, структура, предназначение. Показаны результаты экспериментального исследования психологической защиты у детей младшего школьного возраста. Сделаны выводы по изучению данного понятия.
Ключевые слова: психологическая защита, копинг-поведение, защитные механизмы.
Психологическая защита и копинг-поведение играют важнейшую роль в полноценном развитии детей младшего школьного возраста. В связи с этим представляется необходимым подвергнуть научному анализу основные положения теорий, посвященных процессам психологической защиты и копинг-поведения, а также провести их исследование у младших школьников.
Обращение к научным источникам, касающимся становления проблематики психологической защиты, позволяет выделить несколько причин сложности и противоречивости определения статуса этого явления как объекта научных исследований. Как научный факт феномен психологическая защита, впервые зафиксирована в парадигме психоаналитической теории, позже она активно изучается в различных ответвлениях глубинной психологии. однако отношение к этому феномену продолжает оставаться довольно сложным и противоречивым и в современной психологии.
Являясь нормальным механизмом здоровой психики, психологическая защита свойственна всем людям; ее полезный эффект состоит в том, что человек приобретает способность к осуществлению намеченного плана действий несмотря на возможные трудности. Вредный эффект возникает в результате неадекватной (избыточной, болезненно обостренной) психологической защиты, когда человек оказывается закрытым не только для критики, но и для самокритики, когда он вопреки очевидным фактам пребывает в искренней уверенности, что его сложности возникают где-то вовне, по воле других людей.
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
В психологической науке особая роль в изучении механизмов психологической защиты и копинг-поведения принадлежит Р.М. Грановской, А.И. Захарову, М. Кляйн, Р. Лазарусу, Л. Мерфи, И.М. Никольской, Е.С. Романовой, Н.А. Сироте, В.А. Ташлыкову, С. Фрайбергу, З. Фрейду, А. Фрейд, Е.В. Чумаковой.
Психологическая защита определяется субъективной значимостью события для человека. Принципиально важным является то, что в этих процессах человек не отдает себе отчета. И только в конце, когда защита перестает действовать, он осознает факт улучшения своего состояния. Поэтому очень важно, считает И.М. Никольская, является не изолировать ребенка полностью от возможных потенциальных проблем, а давать ему возможность самому решать некоторые проблемные ситуации, самому принимать решения, самому анализировать результаты своих действий [6].
Первостепенная роль в изучении психологической защиты принадлежит З. Фрейду. Им была выделена очень важная сторона данной проблемы: психологическая защита это природная особенность любого человека, как здорового, так и больного. Впервые о защите было написано в конце второй части «Предварительного сообщения» Бройера и Фрейда в 1893 г. Этот термин был использован им в ряде работ для описания борьбы «Я» против болезненных или невыносимых мыслей и аффектов. В более поздних работах термин «защита» был изменен З. Фрейдом на «подавление» [9]. Позднее, в 1926 г., З. Фрейд вернулся к старой концепции защиты, введя вместе с подавлением и обозначение других механизмов защиты, которые используются до сих пор.
Психологическая защита сегодня признается и описывается во всех теориях личности, в разных подходах к человеку. И хотя типологии защитных механизмов различаются, в целом сохраняется определение психологической защиты, предложенное З. Фрейдом.
Только в отечественных источниках В.И. Журбиным выделено более десятка вариантов определений психологической защиты [3]. Защита в них определяется через видовые либо функциональные характеристики, такие как: цель, результат, познавательные процессы, аффекты и др.
Мы определяем психологическую защиту как приспособление к себе за счет изменения себя и содержания своей психики. когда включается психологическая защита, то психические процессы начинают работать так, что поступающая в психику ребенка информация либо игнорируется, либо искажается, либо фальсифицируется.
Активное непринятие психоанализа в отечественной науке на рубежах 50-х-70-х гг. XX в. не позволило исследователям внести весомый вклад в разработку проблем психологической защиты. Использование данного
термина тщательно избегалось либо заменялось на другие, например «психологический барьер» [12], «защитная реакция», «смысловой барьер» [2], «компенсаторные механизмы» [5] и др. Поэтому само понятие «психологической защиты» стало использоваться уже по истечении этих лет.
В отечественной психологии большая роль в изучении психологической защиты принадлежит Ф.В. Бассину. Критикуя психоанализ за отсутствие научной основы, он рассмотрел выдвинутое в практике психоанализа феномены на основе «иной методологии», под которой понимается диалектический материализм [1]. По мнению других исследователей, например, - Б.В. Зейгарник, А.А. Налчаджяна, Е.Т.Соколовой, К. Мягер - психологическая защита является нормальным повседневно работающим механизмом человеческого сознания. Исследователи Ф.Е. Василюк, В.С. Роттенберг, В.А. Ташлыков считают психологическую защиту однозначно непродуктивным, вредоносным средством решения внутренне-внешнего конфликта.
Меньше всего разногласий среди исследователей встречает понимание цели психологической защиты. Большинство из них склонно относить эту цель к области внутрипсихической адаптации и характеризовать ее как преодоление.
Таким образом, психологические механизмы выступают как специфические «маневры», удерживающие неприятные эмоциональные состояния (тревога, стресс, фрустрация) и бессознательные конфликты вне сознания. С позиций психодинамики основная функция тревоги -помогать человеку избегать осознанного выявления у себя негативных импульсов и поощрять удаление их надлежащими способами. Защитные механизмы и помогают осуществлению этих функций.
Количество самих механизмов психологической защиты у каждого из исследователей различно. Например, в монографии А. Фрейд описано 15 механизмов. Д. Колеман, автор учебника по патопсихологии, предлагает список из 17 защитных механизмов психологической защиты. В словаре справочнике по психиатрии, опубликованном американской психиатрической ассоциацией в 1975 г., перечислены 23 механизма психологической защиты. В словаре справочнике по психологической защите Вайллента их насчитывается 18.
Защитные механизмы, указывал Б.Ф. Ломов - это одна из форм сопротивления, бессознательной, автоматической реакции организма на попытки проникнуть за фасад ее личности, в ту ее часть, которую сам человек предпочитает не афишировать [4].
В своей работе Л. Хьелл и Д. Зиглер обращают внимание на то, что защитные механизмы - это неосознанные реакции, защищающие инди-
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
] й
видуума от таких неприятных ситуации, как тревога и чувство вины; эго-защитные тенденции, искажающие или скрывающие угрожающие импульсы от человека, - так определяют авторы фрейдовскую трактовку защитных механизмов [10].
Защитные механизмы принято различать по определенным параметрам: по степени обработки внутреннего конфликта, степени количества энергии, затрачиваемой субъектом на поддержание того или иного механизма, степени инфантильности (т.е. зависимости от предыдущей определенной стадии развития данного человека) и, наконец, по типу возможного душевного расстройства, возникающего вследствие прибегания к тому или иному защитному механизму.
На основе анализа литературных данных, Е.В. Чумакова выделяет два взаимодополняющих взгляда на онтогенез психологической защиты через призму детско-родительского взаимодействия. Защитные механизмы возникают у ребенка, утверждает она, как результат: 1) усвоения демонстрируемых родителями образцов защитного поведения; 2) негативного воздействия со стороны родителей [11].
Решение вопроса о позитивном или негативном эффекте механизмов психологической защиты представлено в литературе довольно противоречивыми позициями. С одной стороны, неизменно подчеркивается их оберегающий характер (помогают совладать с действительностью, предотвращают дезорганизацию и распад поведения, поддерживают нормальный психический статус). С другой - за понятием механизмов психологической защиты закрепились и такие разрушительные характеристики, как неадекватные способы адаптации, обусловливающие патологические коммуникации, ослабляющие реальный контакт личности с действительностью, обедняющие развитие личности, и даже способствующие становлению девиантного поведения.
Таким образом, в психологических исследованиях считалось, что психологическая защита носит неосознанный и неосознаваемый характер. Это классический подход глубинной психологии. Но исследование данного феномена в других направлениях психологии показали, что психологические защитные механизмы от негативных, отрицательных переживаний не только могут носить осознаваемый характер, но и формироваться самим ребенком. Л. Мерфи предлагает дать другое название этому психологическому явлению. Он назвал его копинг-поведение (сов-ладающее поведение).
В психологической литературе копинг-поведение рассматривается как всегда осознанная стратегия, которая формируется позже, чем психологическая защита. Копинг - это активные, преимущественно сознатель-
й 101
ные усилия личности, предпринимаемые в ситуации психологической к угрозы и направленные на овладение трудной ситуацией. Для обозна- | о
чения сознательных усилий личности, предпринимаемых в ситуации | §
психологической угрозы, используется понятие копинг-поведение, или с ^
осознанные стратегии совладания со стрессом и с другими порождающими тревогу событиями. Впервые термин «совладание» был использован л. Мерфи при исследовании способов преодоления детьми требований, выдвигаемых кризисами развития.
По своему содержанию понятие «копинга» близко к понятию «психологической защиты». действительно, если происходит стрессовое событие, человек реагирует на него либо подсознательно (автоматически адаптивными ответными реакциями), либо потенциально осознанными целенаправленными адаптивными действиями. Основным отличием защитных механизмов от копинг-стратегий является неосознанное включение первых и сознательное использование вторых.
копинг-стратегии имеют не только разное содержание, но и разное функциональное значение в защитном поведении ребенка. Они могут быть биологически, психологически и социально обусловлены; иметь самостоятельное значение и проявляться в сочетании с другими механизмами совладания.
Таким образом, несмотря на близость сравниваемых понятий, их можно разграничить. кроме указанных критериев надо отметить принципиальную возможность обучения совладанию, поскольку это преимущественно осознанные стратегии за счет овладения определенной последовательностью действий, которые могут быть восприняты и описаны человеком.
H.А. Сирота и В.М. Ялтонский выделяют три теоретические модели копинг-поведения: активное адаптационно-функциональное копинг-поведение, псевдоадаптивное дисфункциональное копинг-поведение и пассивное дисфункциональное дезадаптивное копинг-поведение. к первой модели относятся сбалансированность поведенческих стратегий, активное разрешение проблемы, поиск социальной поддержки, сбалансированность когнитивного, эмоционального и поведенческого компонентов, ориентация на достижение успеха, осознанная направленность на источник стресса, интервальность, развитость эмпатии и аффиляции [7].
В исследованиях В.А.Ташлыкова выделены критерии и показатели отличия между копинг-поведением и защитными механизмами:
I. Инерционность. Механизмы психологической защиты не приспособлены к требованиям ситуации и являются ригидными. Техники созна-
Проблемы1 практической психологии
тельного самоконтроля являются пластичными и приспособлены к ситуации.
2. Непосредственный и отложенный эффекты. Механизмы психологической защиты стремятся к возможно более быстрому уменьшению возникшего эмоционального напряжения. При использовании сознательного самоконтроля человек может многое вытерпеть и даже доставляет себе иногда мучения.
3. Тактический и стратегический эффекты. Механизмы психологической защиты «близоруки», создают возможность только разового снижения напряжения, тогда как стратегии совладания рассчитаны на перспективу.
4. Разная мера объективности восприятия ситуации. Механизмы психологической защиты приводят к искажению восприятия действительности и самого себя. Механизмы самоконтроля связаны с реалистическим восприятием, а также со способностью к объективному отношению к самому себе [8].
С помощью методик И.М. Никольской, теста детской апперцепции и опросника копинг-стратегий, адаптированного Н.А. Сиротой и В.М. Ялтон-ским, мы выявили защитные механизмы и копинг-стратегии, которые используют дети младшего школьного возраста.
Рассмотрим данные о психологических защитных механизмах, полученных по авторской методике И.М. Никольской с помощью специально подобранных тематических рисунков («Автопортрет», «Моя семья», «Если б у меня была волшебная палочка»).
Анализ детских рисунков на заданные темы проходил по принятым нормам интерпретации проективных методов. В таблице 1 представлены общие данные об использовании детьми механизмов психологической защиты.
Сформированность психологических защитных механизмов мы выявляли также с помощью теста детской апперцепции (САТ) (таблица 2).
Из данных таблиц видно, что в целом младшие школьники активно используют различные механизмы психологической защиты. Они дают основание заключить, что самыми востребованными механизмами у младших школьников в этой выборке, являются отрицание, идентификация и изоляция. Менее всего дети используют механизмы регрессии и обмана.
данные обеих методик частично совпадают друг с другом. Это может объясняться тем, что отрицание (в его незрелых формах пассивного и активного протеста - отказ и оппозиция) развивается довольно рано, еще в 1-2 года, а вытеснение (сначала в форме подавления) имеет место до
трех лет. Как показано в таблице 2, регрессию используют всего 10,7%. Это связано с тем, что она только начинает играть особую роль в младшем школьном возрасте.
Таблица 1
Сформированность механизмов психологической защиты (по методике И.м. никольской)
^'''\Испытуемые младшие школьники
№ п/п механизмы абсолют. число (кол-во) относит. число (%) Ранг
1 Отрицание 98 61,6 II
2 Подавление 78 49,1 III
3 Вытеснение 62 39 V
4 Проекция 75 47,2 IV
5 Идентификация 126 79,3 I
6 Рационализация 23 14,5 VII
7 Замещение 35 22 VI
8 Сублимация 19 12 VIII
Таблица 2
механизмы психологической защиты (по методике САТ)
Испытуемые младшие школьники
№ п/п механизмы абсолют. число (кол-во) относит. число (%) Ранг
1 Отрицание 112 70,4 I
2 Идентификация 96 60,4 II
3 Изоляция 64 40,3 III
4 Реакция формирования 61 38,4 IV
5 Проекция 45 28,3 V
6 Символизация 34 21,4 VI
7 Обман 21 13,2 VII
8 Регрессия 17 10,7 VIII
Анализ данных по методике И.М. Никольской показывает, что ведущими защитными механизмами у детей являются идентификация, отрицание и подавление; по методике «CAT» ведущими механизмами психологической защиты у младших школьников являются отрицание и идентификация. В научной литературе идентификация часто рассматривается как разновидность проекции (в качестве незрелой формы проявляется как имитация). Данные механизмы формируются в виде тенденции к присоединению и начинают развиваться в одному-двум годам. Изоляция
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
и реакция формирования также являются наиболее предпочитаемыми, но использование данных механизмов значительно меньше двух предыдущих. Проекция используется детьми намного меньше, причем девочки используют ее чаще. А регрессия и обман младшими школьниками используются крайне редко. Как мы уже говорили выше, данные механизмы развиваются намного позднее. Тем не менее, механизм обмана используется девочками заметно чаще.
Таким образом, можно говорить о том, что в младшем школьном возрасте являются сформированными почти все основные защитные механизмы, которые мы рассматриваем. Тем не менее, их использование детьми различно. Механизмы сублимации и рационализации используются учащимися младших классов, но крайне редко.
кроме бессознательных защитных механизмов, используемых детьми, мы выявляем сознательные формы защиты. Такими являются копинг-стратегии. С помощью опросника копинг-стратегий, адаптированного
Н.А. Сиротой и В.М. Ялтонским, мы выявили ведущие копинг-стратегии у детей младшего школьного возраста (таблица 3).
Таким образом, наиболее используемыми копинг-стратегиями, которые используют младшие школьники, являются «думаю об этом», «говорю сам с собой», «прошу прощения или говорю правду», «сплю», «смотрю телевизор, слушаю музыку», «гуляю вокруг дома или по улице». Менее всего дети используют стратегии «дразню кого-нибудь», «схожу с ума», «делаю что-то подобное», «борюсь или дерусь с кем-нибудь», «бегаю или хожу пешком».
Из вышесказанного можно сделать следующие выводы.
1. Психологическая защита присуща каждому человеку, она субъективно значима для него. Ее цель заключается в ослаблении внутрилич-ностного конфликта. Ослабляя данный конфликт, защита регулирует поведение человека, повышая его приспособляемость и уравновешивая психику.
2. Формирование психологической защиты происходит по мере взросления ребенка, в процессе его индивидуального развития и научения. Формирование отдельных механизмов зависит от включения ребенка в сложную проблемную ситуацию, из которой он не может найти выход. В онтогенезе они возникают у него как результат усвоения демонстрируемых близкими взрослыми образцов защитного поведения, а также от негативного воздействия со стороны сверстников, родителей.
3. Формирование копинг-поведения - это всегда осознанное действие. оно формируется позже, чем неосознаваемые психологические защитные механизмы. Это осознанные усилия личности, которые она предпри-
. с
нимает в ситуации психологическои угрозы, направленные на овладение проблемной ситуацией. Копинг-стратегии могут иметь разное содержание и разное функциональное значение для ребенка, кроме того, необходимо отметить возможность обучению копинг-стратегиям.
Таблица 3
выборы копинг-стратегий младшими школьниками (по н.А. Сироте и в.м. Ялтонскому)
№ п/п Испытуемые копинг-стратегии кол-во наблюдений в выборке
абсолют. число (кол-во) относит. число (%) Ранг
1 Остаюсь сам по себе, один 52 32,7 XVII
2 Кусаю ногти или ломаю суставы пальцев 44 27,8 XXI
3 Обнимаю или прижимаю к себе кого-то близкого, любимую вещь или глажу животное (собаку, кошку и пр.) 68 42,8 X
4 Плачу и грущу 76 47,8 VIII
5 Мечтаю, представляю себе что-нибудь 67 42,1 XI
6 Делаю что-то подобное 32 20,13 XXIV
7 Гуляю вокруг дома или по улице 81 50,9 VII
8 Рисую, пишу или читаю что-нибудь 65 40,9 XII
9 Ем или пью 51 32,1 XVIII
10 Борюсь или дерусь с кем-нибудь 38 24,9 XXIII
11 Схожу с ума 22 13,8 XXV
12 Бью, ломаю или швыряю вещи 45 28,3 XX
13 Дразню кого-нибудь 21 13,2 XXVI
14 Играю во что-нибудь 54 34,9 XV
15 Бегаю или хожу пешком 41 25,8 XXII
16 Молюсь 69 43,4 IX
17 Прошу прощения или говорю правду 88 55,4 III
18 Сплю 83 52,2 V
19 Г оворю сам с собой 91 57,2 II
20 Г оворю с кем-нибудь 62 39,9 XIII
21 Думаю об этом 102 64,2 I
22 Стараюсь забыть 82 51,6 VI
23 Стараюсь расслабиться, оставаться спокойным 54 34,9 XVI
24 Гуляю, бегаю, катаюсь на велосипеде 61 38,3 XIV
25 Смотрю телевизор, слушаю музыку 87 54,7 IV
26 Воплю, кричу 48 30,2 XIX
105
Педагогика и психология
Проблемы практической психологии
4. Младший школьный возраст является возрастным периодом, в котором особенно проявляются следующие психологические защиты: отрицание, вытеснение, идентификация, изоляция; копинг-стратегии: «думаю об этом», «говорю сам с собой», «прошу прощения или говорю правду», «сплю», «гуляю вокруг дома или по улице».
5. В данном возрасте большинство рассматриваемых нами защитных механизмов уже сформировано и они активно используются детьми в сложных жизненных ситуациях.
Библиографический список
1. Бассин Ф.В. О силе «Я» и психологической защите // Вопросы философии. 1969. № 2.
2. Божович Л.И. Проблемы формирования личности // Избр. психол. тр. М., 2001.
3. Журбин В.И. Понятия психологической защиты в концепциях З. Фрейда и К. Роджерса // Вопросы психологии. 1990. № 4.
4. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
5. Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.
6. Никольская И.М. Практика исследования неосознаваемых процессов у детей младшего школьного возраста // Психол. газета. 1997. № 4.
7. Сирота Н.Я., Ялтонский В.М. Копинг-поведение и психопрофилактика психосоциальных расстройств у подростков // Обозрение психиатрии и медицинской психологии. 1994. № 1.
8. Ташлыков В.А. Психологическая защита у больных с неврозами и психосоматическими расстройствами: Пособие для врачей. СПб., 1992.
9. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции. М., 1991.
10. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). СПб., 1997.
11. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Автореф. дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1999.
12. Якубовская М.Л. «Психологические барьеры» как защитные механизмы личности ребенка в тяжелых жизненных и конфликтных ситуациях // А.В. Запорожец и современная наука о детях: Тезисы конференции, посвященной 90-летию А.В. Запорожца. М., 1995.