развития профессионального образования в Архангельской губернии в первой половине XIX века: государство инициировало развитие учреждений профессионального образования, исходя из общероссийских тенденций развития экономики и с учетом особенностей региона, частично финансировало образовательные учреждения; профессиональное обучение строилось на базе общего образования; содержание обучения выстраивалось с учетом индивидуальных интересов и склонностей обучающихся; в учебных заведениях создавалась материально-техническая база для подготовки специалистов; подготовка профессиональных кадров велась с учетом потребностей регионального рынка труда (в Архангельской губернии готовили специалистов для коммерции, образования, морского промысла, канцелярских служащих). В целом, в данный период начинают складываться элементы уровневого, профильного профессионального образования, адаптированного к возможностям и потребностям личности, специфике региона.
Библиографический список
1. Антология педагогической мысли в России первой половины XIX века (до реформ 60-х гг.) / Сост. П.А. Лебедев. - М.: Педагогика, 1987. - 560 с.
2. Государственный архив Архангельской области, ф. 2, д. 2785, л. 1
3. Историческая записка Архангельской Ломоносовской гимназии (1811-1911) / Сост. Н.К. Ки-зель, В.И. Мазюкевич. - Архангельск, 1911. - 501 с.
4. Кузьмин Н.Н. Низшее и среднее специальное образование в дореволюционной России. -Челябинск, 1971. - 280 с.
5. Очерки истории школы и педагогической мысли народов СССР. XVIII - первая половина XIX века / Редкол.: А.И. Пискунов, А.М. Арсеньев, М.Ф. Шабаева. - М., 1973. - 608 с.
6. Синицына П. Т. Развитие народного образования на Европейском Севере (досоветский период). - Архангельск: Изд-во Поморского педу-ниверситета, 1996. - 142 с.
7. Шперк Ф. Ф. Краткий очерк народного образования в Архангельске. - Архангельск, 1905. - 95 с.
УДК 377.5 Б 44
Н.Н. Бельков
ВЕДУЩИЕ АСПЕКТЫ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННЫМ ТЕХНИКУМОМ
В статье раскрываются основные подходы к построению системы управления качеством в современном автотранспортном техникуме. Определяются цели и стратегические линии педагогического управления.
Ключевые слова: управление качеством, качество образования, образовательный продукт, компетентность, процесс управления качеством, системное управление качеством.
Современный мир обладает динамическими характеристиками организации всех сфер деятельности, кардинальные изменения происходят в самые короткие отрезки времени. При рассмотрении этих изменений можно выделить ключевое - это повышение требований общества к качеству не только товаров и услуг, но и к качеству технологий, что приводит к изменению качества жизни человека в современном обществе. Сегодня соответствие образования социальным запросам зависит от повышения качества предоставляемых образовательных услуг.
Данные изменения затрагивают в полной мере и техникумы, в связи с чем повышаются потребности общества в качестве профессионального технического образования. Это обусловлено также тем,
что на настоящий момент в промышленности востребованы специалисты, способные осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с запросами современного производства.
Наряду с этим, происходит обновление технологий обучения, быстро меняются организационные и экономические условия деятельности техникумов, обостряется конкурентная борьба на рынке образовательных и научных услуг, что ведет к смене позиции государства по отношению к ним. Конкурентоспособным становится тот техникум, который стремится предоставить эффективное практическое образование наиболее высокого качества.
Усиление конкуренции связано с недостаточной сформированностью рынка труда и инвестиционных ресурсов образовательной сферы при
прогнозируемом демографическом сокращении потребителей образовательных услуг в течение первых 13 лет XXI века.
Сегодня можно лишь предположить степень вероятности того, что может потребоваться от человека в ближайшем будущем. Однако сейчас уже можно утверждать, что будет востребована личность созидающая, с высокой степенью сфор-мированности профессиональной мобильности, экономически и социально устойчивая.
Качество образования зависит от значительного количества взаимодействующих факторов и включает в себя множество компонентов. При этом основным аспектом качества образования является «адекватность результата образования существующим потребностям». В соответствии с этим под обеспечением качества среднего профессионального образования предлагается понимать любую политику, систему или процесс, направленные на сохранение и повышение качества образовательного продукта, создаваемого средними специальными учебными заведениями.
Качественное профессиональное образование - это средство социальной защиты, гарант стабильности профессиональной самореализации человека на разных этапах жизни. Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической адекватностью, т.е. способностью удовлетворять вполне конкретные потребности общества и экономики в специалистах среднего звена, образовательные потребности личности.
В динамичных и сложно прогнозируемых условиях успешная работа любого учебного заведения СПО невозможна без постоянного совершенствования его деятельности по улучшению качества образовательных, научных, информационных и других услуг. Эти услуги и есть тот товар (продукт), который средние специальные технические учебные заведения предъявляют на национальном и региональном рынках. По мнению В.Г. Попова и П.В. Голубкова, «образовательным продуктом» является выпускник техникума, обладающий таким уровнем «качества образования», которое обеспечит его готовность к успешному включению в процесс развития региона». Этот подход должен быть основополагающим в стратегии управления техникумом.
В связи с этим, повышение качества является одной из наиболее актуальных проблем в области образования в современных условиях. Это от-
ражено в основополагающих документах, определяющих развитие образования в России. Так, в Национальной доктрине образования Российской Федерации предполагается, что государственная политика в области образования должна гарантировать необходимые условия для полноценного качественного образования, учитывать интересы и способности личности, обеспечивать достижение конкурентоспособного уровня для всех ступеней образования.
Качество образования - понятие относительное: каждый, кто им пользуется, вкладывает в него субъективный смысл. Этот смысл связан с соответствующими потребностями, запросами, ожиданиями, предпочтениями. Круг его «потребителей» достаточно широк, и он предъявляет свои требования к образовательным учреждениям. В первую очередь «потребителями» образовательных услуг являются участники образовательного процесса, - педагоги, студенты и их родители. Во вторую очередь это - работодатели, разные производственно-профессиональные группы, общество в целом, государственные органы и структуры и т.д. и каждый из них «качество образования» воспринимает не однозначно, вкладывает в него свой смысл. Взаимосвязь сферы образования и других сфер деятельности человека определяет разделение качества образования на «внутреннее системно-социальное» и «внешнее системно-социальное». «В первой, измерение качества образования - это его «кухня», во втором - это то, «что подается на стол». Иными словами, преподавателей, администрацию, методистов в большей степени интересует качество реализуемых учебных программ, педагогических технологий, а общество в целом - состоятельность образовательного учреждения как института социализации» [11].
Качество образования на любом уровне (педагогического объекта или педагогического процесса) может быть как потенциальным, так и реальным. Можно обеспечить высокое качество планирования и проектирования образовательного процесса, но при этом не подкрепить его высоким качеством реализации намеченных проектов и планов. Анализируя качество образования, можно и нужно говорить о раскрытии его потенциала, об исходных условиях, повлиявших на достижение результата. В этом случае потенциальным считается качество образования абитуриентов, реальным - качество образования
выпускников техникума. Вместе с тем качество образования рассматривается нами как качество разных уровней профессионально-педагогической системы, при этом выделяются: качество усвоения материала занятия, усвоения темы, освоения дисциплины; качество образования на уровне студента, на уровне учебной группы, на уровне техникума, на уровне района (города) и т.д.
В концепции модернизации российского образования отмечается, что повышение качества образования необходимо для того, чтобы выполнялась основная цель профессионального образования - «подготовка квалифицированного работника соответствующего уровня и профиля, компетентного, ответственного, свободно владеющего своей профессией и ориентированного в смежных отраслях деятельности, способного к эффективной работе по специальности, готового к постоянному профессиональному росту» [7]. Кроме того, в концепции декларируется, что государство возвращается в образование как гарант качества образовательных услуг, и обозначены основные цели - доступность, эффективность и качество.
Соответственно современный производственно-промышленный техникум занимает важное место в образовательной составляющей регионального социума, воздействуя на уровень качества передачи знаний и передовых достижений науки и основ будущей профессии представителям «нового» поколения. Техникум выступает в качестве механизма регулирования потока выпускающихся кадров на рынок труда, удовлетворения запросов, особенно северных территорий, в молодых людях, потенциально пригодных к усвоению профессиональных компетенций.
Таким образом, особое внимание в деятельности автотранспортного техникума сегодня должно уделяться созданию системы управления качеством образования, без которой невозможно будет пройти не только государственную аттестацию и аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее развитие учебного заведения.
Говоря о качестве образования, многие исследователи и авторы выделяют в нем качество результатов, качество процессов и качество управления. Высокое качество процессов закономерно обеспечивает высокое качество результатов, а первое, в свою очередь, обеспечивается качеством управления этими процессами.
Цели подготовки специалистов в техникуме задаются государственным образовательным стандартом, определяющим требования к уровню подготовки выпускников (минимальные требования к знаниям, умениям и навыкам, обеспечивающих готовность к профессиональной деятельности; необходимый уровень профессиональной культуры и специальной подготовки).
Следует подчеркнуть, что результаты образовательного процесса многообразны и не сводятся только к услуге. Они - итог деятельности по обучению, воспитанию студентов, научно-методической работы, самореализации участников (субъектов) образовательного процесса, совершенствования многостороннего взаимодействия автотранспортного техникума с его социальным окружением. При этом результатирующими характеристиками качества мы рассматриваем:
- уровень компетентности выпускников и преподавателей;
- результаты совершенствования образовательной системы техникума, его образовательного процесса;
- достижения техникума, уровень его влияния на общество и другие образовательные системы;
- выполнение учебного плана, запланированных мероприятий, полнота реализации целевых и долгосрочных программ;
- социальная эффективность деятельности техникума.
Обобщая выше рассмотренные позиции, можно констатировать, что качество образования понятие многомерное, многоаспектное и включает в себя как общее, философско-методологическое содержание, так и специфическое, выражающее меру полезности образования для конкретного субъекта.
Вместе с тем, управление системой образования рассматривается в настоящее время и как важная социальная задача, решение которой позволит обеспечить необходимое улучшение качества подготовки специалистов в автотранспортном техникуме.
По определению, данному В.Я. Белобраги-ным: «Управление качеством - это целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на предметы, орудия и средства труда, системы и комплексные системы, коллектив и отдельных работников, обеспечивающий достижение высшего общественного качества и относительной его устойчивости». Система управления ка-
чеством продукции в его трактовке - это «комплекс постоянно действующих организационных, технических, экономических и идеологических мероприятий, методов и средств, направленных на установление, обеспечение и поддержание необходимого уровня качества продукции, соответствующего высшему общественному качеству, при ее разработке, производстве, хранении, транспортировке, эксплуатации или потреблении» [11].
По мнению А.И. Субетто [13], теорию управления качеством можно представить в виде трех основных «слоев»: общей теории управления качеством (методология, технология и типология); специальных (аспектных) теорий управления качеством (экономического регулирования качества; технологического и правового; организационного управления качеством и т.д.); объектных (предметных) теорий управления качеством (управления качеством продукции; качеством труда; качеством процессов и т.п.).
Сложный предметный состав теории определяет многообразие подходов к определению самого понятия «управление качеством». Анализ ряда определений [1; 4; 5; 9; 11; 15] показывает, что разные авторы акцентируют такие основные моменты:
- управление качеством рассматривается с точки зрения жизненного цикла - объекта;
- в определение закладывается принцип оптимальности;
- управлению качеством отводится роль средства совершенствования существующей (функционирующей) системы;
- управление качеством является одной из функций органов управления.
Управление качеством образовательного процесса можно определить как комплексный, целенаправленный, скоординированный процесс воздействия на него в целом, так и на его основные элементы с целью достижения наибольшего соответствия параметров его функционирования и результатов необходимым требованиям, нормам, стандартам и ожиданиям.
Зачастую управление качеством образования рассматривается как управление процессом целостного развития человека педагогическими средствами образовательного учреждения.
Управление качеством образования является частным случаем программно-целевого управления и носит подчиненный характер по отношению к общему управлению образовательной системой. Идея управления качеством образования
может быть успешно реализована только на основе концепции системы качества [3; 6; 9; 12]. Эта система предполагает ситуационный подход к формированию организационных структур, системное представление объекта управления, достижение оптимального сочетания функционально-линейных и программно-целевых структур, наличие в технологическом блоке двух взаимосвязанных контуров управления (управление качеством текущего функционирования, управление качеством развития), а также отработанных методик и процедур диагностики и оценивания.
Концептуальную основу управления качеством образования в современном техникуме, на наш взгляд, составляют:
- ведущие положения философского учения о качестве, в основу которого положен системный подход, позволяющий рассматривать систему образования как открытую, динамическую, эволюционирующую систему и определять источники ее развития;
- личностно-деятельностный подход, ориентированный на реализацию целей образования, исходя из приоритета личностного развития обучающихся;
- аксиологический подход, определяющий условия согласования внешних и внутренних целей развития системы образования и деятельности по управлению ее качеством;
- технологический подход, обеспечивающий универсальный характер концептуальных подходов к управлению качеством образования.
В исследованиях П.Ф. Анисимова, А.С. Вострикова, В. Загвоздкина, К.И. Костенко, Б.Е. Левицкого, В.П. Панасюка, В.Е. Сосенко и др. выделяются основные методологические положения системы управления качеством образовательного учреждения:
- многовариантность технологических решений конкретных задач по управлению качеством объектов и процессов с учетом наличного потенциала, средств воздействия, обозначенных приоритетов и т.п.;
- ориентированность на свое постоянное развитие и совершенствование, развитие и совершенствование технологий управления качеством образования по мере расширения информационных баз данных, достижения результатов;
- многообразие видов педагогической деятельности (от воспитательной, методической, учебной до управленческой, оценочно-диагностической, прогностической);
- временное пространство системы качества образовательного учреждения наполняют жизненные циклы объектов педагогической деятельности (учебные планы, авторские образовательные программы, воспитательная работа, система дополнительного образования, система оценки качества и др.), процессов разной продолжительности (от нескольких месяцев до 10 лет и более), характеризующиеся повторяемостью, часто на новом качественном уровне.
В.П. Панасюк [11] выделяет основные положения управлением качеством образования, к ним он относит:
1) управление качеством на основе передовых достижений науки и техники, на основе передовой технологии и бездефектного труда, на основе регламентированных условий и форм обслуживания);
2) управление качеством, построенное на принципах общей теории управления: планирование уровня качества, сбор, обработка информации, оценка на ее основе фактического уровня качества и сравнение его с заданным, выработка управляющих воздействий, направленных на обеспечение заданного уровня;
3) наличие комплекса стандартов, регламентирующих элементы педагогической системы внутри образовательного учреждения.
В.В. Окрепилов [10] сформулировал основные законы управления качеством (единство систем управления, соотносительность управляющей и управляемой систем, оптимальное сочетание централизации и децентрализации), а также вывел структурный ряд принципов: принципы управления качеством (плановость, эффективность, оптимальность), принципы формирования структур управления качеством (системно-целевой, иерархичности, единства распоряжений, рационального сочетания коллегиальности и единоначалия), принципы формирования процесса управления качеством (динамичность, непрерывность, оптимальность, цикличность) и требования процессу управления (оперативность, пропорциональность, экономичность, эффективность).
В настоящее время система подходов к проблеме управления качеством наиболее сжато, представлена в концепции TQM - Total Quality Management (Всеобщее управление качеством), реализованной в международных стандартах качества ISO серии 9000:2000 [2].
Термин «процесс управления качеством» в стандартах ISO трактуется как совокупность взаи-
мосвязанных ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, методических) и деятельности, которая преобразует вход и выход. Ресурсы являются непременным условием функционирования любого процесса. В международных стандартах ШО различаются понятия «обеспечение качества» и «управление качеством». В плане отображения характеристик процесса управленческой деятельности в системе управления качеством можно выделить единые для всех уровней и сфер функции управления, реализуемые в определенном временном интервале (фазе управления). Условно эти фазы принято разделять на управление перспективным развитием, текущее и оперативное управление. На каждой фазе управления выполняется одна и та же последовательность функций: прогнозирование, планирование, функциональное регулирование, учет и контроль, оценка и анализ.
Следовательно, системное управление качеством - это новая парадигма управления в сфере образования, связанная с выдвижением качества в ряд приоритетных задач функционирования организации, учреждения. Эффективность системы качества, например, образовательного учреждения достигается тогда, когда весь педагогический коллектив исповедует идеологию системного управления качеством, практически участвует в управленческой деятельности.
Резюмируя вышесказанное, можно сказать, что анализ состояния качества образования в России осуществляется по двум главным линиям [9]:
- по внешнему социальному качеству (сфера, обеспечивающая воспроизводство интеллектуальных ресурсов общества). Используются индикаторы образовательного ценза населения, массовости образования, его доступности, участие в нем государства, образованности населения, показатель отчисления обучаемых из образовательных учреждений);
- по внутреннему качеству (институциональное качество) используются индикаторы качества подготовки выпускников, содержания образования, кадрового потенциала, материально-технической базы, показатели состояния здоровья обучающихся и др.
Управление качеством образования в техникуме строится на основе конструктивного переноса общих закономерностей и принципов управления, характерных для экономического, организационного, социального и других типов управления на образовательные системы.
Управление качеством образования в учебном заведении начинается с выделения цели, основных идеологических подходов и приоритетов. Определяя основную цель своей деятельности как обеспечение качества образования, техникум выполняет заказ трех потребителей: личности, получающей образование; предприятий и организаций, для которых готовятся квалифицированные специалисты; общества в целом.
Целью профессионального образования в Красноярском автотранспортном техникуме является развитие готовности личности к жизнедеятельности в статусе техника, связанной с самоактуализацией, с видением и осуществлением жизненных перспектив. В образовательной среде автотранспортного техникума в плоскости изучения и развития оказываются в первую очередь конкурентно способность специалиста на рынке труда, его техническая грамотность, готовность к использованию современного технологического оборудования для обслуживания и эксплуатации автомобильного транспорта, профессиональная мобильность.
Особенностью управления автотранспортным техникумом является акцентуация управленческих усилий не только на организационно-структурных, но и на содержательных аспектах деятельности. Управление техникумом направлено на получение конечного результата - обеспечение заранее заданного качества подготовки специалистов к профессиональной деятельности.
Сама сущность техникума видится нами в -«обслуживании целей». Цели - стержень развития техникума, побуждение к действию - «опережающее отражение» [8]. Мы считаем, что в своей деятельности техникуму важно соотнести цели-ориентации (цели, формируемые педагогическим коллективом техникума) с целями-заданиями. Цели-задания - это оформленные как программа общих действий поручения, формируемые внешней средой - надсистемой - нормативные цели образования, определенные государственными документами. Одной из таких целей является удовлетворение текущих и перспективных потребностей общества в квалифицированных специалистах, соответствующих требованиям социального и научно-технического прогресса, обладающих широким общеобразовательным и профессиональным кругозором, профессиональной мобильностью [14].
Что же касается целей-ориентаций, то, по нашему мнению, техникум должен оказывать сту-
дентам помощь во «вхождении» в профессию и в подготовке к переменам: формировать социально-техническое видение мира, способствовать развитию умения оперативно и эффективно, творчески решать возникающие проблемы.
Таким образом, особое внимание в деятельности автотранспортного техникума сегодня должно уделяться созданию системы педагогического управления, без которой невозможно будет пройти не только государственную аттестацию и аккредитацию, но и обеспечить достаточно высокое качество профессионального образования и дальнейшее развитие учебного заведения.
Библиографический список
1. Анисимов П.Ф., Сосенко В.Е. Управление качеством среднего профессионального образования. - Казань, 2001. - 256 с.
2. ГОСТ Р. ИСО 9000:2001. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. -М.: Изд-во стандартов, 2001. - 26 с.
3. Загвоздкин В. Качество образования: тенденции развития и инструменты реализации // Директор школы. - 2003. - №8. - С. 18-24.
4. Качество образования. Достижения. Проблемы: Материалы 4-й международной научно-методической конференции / Под общ. ред. А.С. Вострикова. - Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2001.
5. Кортов С.В., Солонин С.И. Развитие системы управления качеством образования в УГТУ // Университетское управление. - 2000. - №3 (14). -
С. 42-45.
6. Марухина О.В., Берестнева О.Г. Системный подход к оценке качества образования // Открытое образование. - 2002. - №3. - С. 38-42.
7. Методические рекомендации по применению стандартов серии ГОСТ Р. ИСО 9000:2001 в высших учебных заведениях / Д.В. Пузанков, А.В. Олейник, В.С. Соболев, С.А. Степанов. - СПб.: Изд-во СПбГЭТУ «ЛЭТИ», 2003. - 220 с.
8. Морозова А.В. Структура целей современного ССУЗА как социальной организации // Среднее профессиональное образование. - 2002. -№5. - С. 39-41.
9. Обеспечение качества обучения государственных и муниципальных служащих Российской Федерации: информационные, методические, аналитические материалы. Вып. 2. Управление качеством подготовки специалистов / Под общ. ред. Ф.Д. Демидова, М.Ф. Королева. - М.: РАГС, 2004.
10. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. - СПб.: СПбГУЭР, 1996 - 454 с.
11. Панасюк В.П. Системное управление качеством образования в школе / Под ред. А.И. Су-бетто. 20-е изд. - СПб.; М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. - 239 с.
12. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - М.: Госстандарт России, 2001.
13. Субетто А.И. Классификация видов, методов и решений по управлению качеством // Матер. Всесоюз. конф.: Системные исследования
проблем управления качеством и автоматизации процессов управления качеством, 27-29 сентября 1983. - Львов, 1984. - С. 113-120.
14. Типовое положение об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении) Российской Федерации. Утверждено постановлением правительства Российской Федерации от 18 июля 2008 г. - № 543.
15. Фейгенбаум А. Комплексное управление качеством // Управление качеством на фирме. -М.: Издательство стандартов, 1970. - С. 47-56.
УДК 378.147
Е.В. Воробьева
ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РАЦИОНАЛЬНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА В ФОРМИРОВАНИИ ЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ И СОЦИОКУЛЬТУРНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТЕЙ
У БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Аудирование как действие, входящее в состав устной коммуникативной деятельности, используется в любом устном общении. Без овладения этим видом деятельности невозможно выучить язык и пользоваться иноязычной речью на том уровне, который необходим на современном этапе развития общества в связи с повысившимися требованиями к овладению речевыми навыками и умениями. Недооценка аудирования может крайне отрицательно сказаться на языковой подготовке студентов. Решению данной проблемы может способствовать использование аутентичных, ценных в познавательном отношении песенных материалов, адекватно отражающих особенности языка, жизни, культуры, быта, образа мысли и действительности страны изучаемого языка. Песня на изучаемом языке может быть средством формирования языковой личности студента, его профессиональной компетентности, развития его эмоциональной сферы, памяти, речевых навыков.
Ключевые слова: песни, аудирование, иностранный язык, лингвистическая компетентность, социокультурная компетентность, языковая личность студента.
Развитие деловых и личных контактов, рас ширение и укрепление экономических и культурных связей между народами выдвигают перед учебными заведениями в области обучения иностранному языку на первый план задачу воспитания человека, главным достоянием которого являются общечеловеческая культура и общечеловеческие ценности. Эта задача непосредственно связана с проблемой «взаимопонимания людей, их духовной связи и поиска общих путей осуществления прогресса» [1, с. 24]. Одним из путей решения этой проблемы может быть гуманизация образования, т.е. приобщение обучаемых к культурному наследию и духовным ценностям своего и других народов.
Культура - это сфера развития личности в целом, ценностные ориентации личности, понима-
ние себя в мире и мира вокруг себя, уровень общей культуры, способность к развитию своего творческого потенциала.
Целью обучения иностранному языку является не только приобретение знаний, формирование у студентов навыков и умений, но и усвоение ими сведений лингвистического, лингвострановедческого и социокультурного характера и познания новых человеческих отношений и новых ценностей.
В познавательном плане на занятиях иностранным языком студенты приобретают также определённые знания о культуре, строе самого языка, его особенностях, сходстве и различии с родным языком.
Человек, владеющий иностранным языком, отличается иным мировоззрением, так как полу-