Научная статья на тему 'Методологические подходы к организации управления современным техникумом как социальной организацией'

Методологические подходы к организации управления современным техникумом как социальной организацией Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
297
73
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ / УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ / ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ СТРУКТУР / СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ / СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ADMINISTRATIVE PROCESSES / METHODS OF MANAGEMENT / MANAGEMENT OF INFLUENCE / OPTIMIZATION OF ADMINISTRATIVE STRUCTURES / SOCIAL ORGANIZATION / SOCIAL ORDER / STRATEGICAL MANAGEMENT / DEVELOPMENT OF THE PERSON

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Бельков Николай Николаевич

В статье раскрываются основные методологические подходы к построению системы управления техникумом как социальной организацией. Определяются проблемы и направление стратегического управления техникумом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The methodological Approaches to the organizational of a modern technical school as a social organization

In the article are determined the basis methodological approaches to the construction of the system of the technical school management as a social organization. The problems and the direction of strategic management of the technical school are defined in the article.

Текст научной работы на тему «Методологические подходы к организации управления современным техникумом как социальной организацией»

УДК 377.5 ББК 44

Бельков Николай Николаевич преподаватель г. Иркутск Belkov Nikolai Nikolaevich

Teacher

Irkutsk

Методологические подходы к организации управления современным техникумом как социальной организацией The methodological Approaches to the organizational of a modern technical school as a social organization

В статье раскрываются основные методологические подходы к построению системы управления техникумом как социальной организацией. Определяются проблемы и направление стратегического управления техникумом.

In the article are determined the basis methodological approaches to the construction of the system of the technical school management as a social organization. The problems and the direction of strategic management of the technical school are defined in the article.

Ключевые слова: управленческие процессы, методы управления, управленческие воздействия, развитие личности, оптимизация управленческих структур, социальная организация, социальный заказ, стратегическое управление.

Key words: administrative processes, methods of management,management of influence? Development of the person, optimization of administrative structures, social organization,social order,strategical management.

В условиях перехода к рыночной экономике важнейшее место в анализе

путей общественного развития российского общества заняли управленческие процессы, актуализировались проблемы принципов, форм, моделей, методов управления.

Согласно «классическим» подходам управление представляет собой обособленную организационную деятельность, необходимую для того, чтобы управляемый объект в своей деятельности достиг тех целей, которые перед ним поставлены. Управляемым объектом в контексте нашего исследования является среднее профессиональное учебное заведение (техникум).

В соответствии с Законом РФ «Об образовании» и типовым положением «Об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)» «техникум - среднее специальное учебное заведение, реализующее основные профессиональные образовательные

программы среднего профессионального образования базовой подготовки»1 в нашем случае реализующий государственный образовательный стандарт профессионального образования технической направленности; являющийся юридическим лицом, государственно-общественное объединение, осуществляющее деятельность в области профессионального образования.

При рассмотрении подходов к управлению профессиональной подготовкой специалистов необходимо обратиться к понятию «управление», которое есть «элемент, функция организованных систем различной природы (биологической, социальной, технической), обеспечивающая сохранение их определенной

структуры, поддерживание режима деятельности, реализацию программы, цели

2

деятельности» .

Специфика управленческой деятельности по отношению к образованию определяется особенностями объекта управления. Этим объектом является образование как социальный институт, то есть «элемент социальной структуры, исторической формы и организации и регулирования общественной жизни3. Педагогические системы функционируют и развиваются по закономерностям социальных институтов. Происходящие в них изменения носят упорядоченный характер благодаря целенаправленному правлению взаимодействием ее составных элементов.

Состояние исследования управления в образовании позволяет говорить о двух типах управления:

— управление, направленное на результат, где управленческие решения подчинены, интересам организации. Управление соответствует схеме: управленческое воздействие - желаемый результат. Реализация данного вида управления происходит в рамках функционального, системного, ситуационного, оптимизационного, исследовательского подходов (Ю.А. Конаржевский,

Н.В. Кузьмина, B.C. Лазарев, М.М. Поташник, Т.И. Шамова);

1 Постановление правительства РФ от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»

2 Большая советская энциклопедия. - М.: СЭ, 1977.- Т.27. - 661 с. - С.87

3 Большая советская энциклопедия. - М.: СЭ, 1977. - Т.27. - 661 с

— управление, направленное на развитие личности, на создание условий для реализаций потенциала управляемых, самореализации субъектов управления. Основу данного вида управления составляет человекоцентристкий, мотивационный, рефлексивный подходы (Т.М. Давыденко, Н.В. Немова, П.И. Третьяков, И.К. Шалаев, Т.И. Шамова и др.).

По мнению ряда исследователей (В. Караваева B.C. Рапопорта, М. Райсе, В.Н. Смирнова, В.Терентьева и др.), управление внутри образовательного учреждения - сложный процесс, поэтому его осмысление может осуществляться с разных позиций. Каждый из рассмотренных типов успешно решает определенный круг управленческих задач, детерминированных предметом исследования в рамках конкретного подхода. В то же время, как пишет Т.М. Давыденко4, в последние годы отчетливо наметилась тенденция синтеза подходов в направлении развития личности подчиненного.

Положение о том, что управление должно в своей сущности ориентироваться на личность (обучающегося, преподавателя, руководителя учебного заведения), на сегодняшний день является основополагающим и нуждается не столько в доказательстве, сколько в уточнении, в чем эта ориентация заключается5.

Американские теоретики менеджмента М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедо-ури рассматривают менеджмент как специфический вид управленческой деятельности, вращающийся вокруг человека, с целью сделать людей способными к совместному сотрудничеству, придать их действиям эффективность и способствовать развитию коммуникации между сотрудниками, их индивидуальной ответственности6. Основу деятельности управляющего составляют: уважение к человеку, доверие к нему, фокусирование внимание на развитие личности, создание ситуаций успеха для управляемого субъекта.

Подход, ориентированный на личность управляемого субъекта, в своей основе опирается на теорию управления в социальных организациях. Одним из

4 Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой: теория и практика. - М., 1995.-355 с.

5 Давыденко Т.М Рефлексивное управление школой: теория и практика. - М., 1995.-355 с., с.7

6 Мескон М.Х. Основы менеджмента/ М.Х. Мескон, Ф. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992.- 702 с.

видов таких организаций является образовательное учреждение, в том числе и техникум.

Исходя из тенденции развития управления внутри учебного заведения в ориентации на личность, реализацию ее потребностей, интересов можно утверждать, что совершенствование и появление новых подходов, в управлении образовательным учреждением, обусловлено необходимостью создания условий, обеспечивающих эффективность развития системы, в нашем случае, оптимизации управленческих структур средней профессиональной школы реализующей заочную форму обучения.

При многообразии точек зрения и подходов к управлению в образовательном учреждении, проблеме управления образовательным учреждением реализующим заочную форму обучения, как в теории, так и на практике уделяется недостаточное внимание. Вместе с тем нестабильность экономической системы, отсутствие возможности в приобретении образования людьми по очной форме обучения, а также из отдаленных районов в силу недоступности Интернет ресурсов (в контексте дистанционного образования), а также невозможности получения прикладных (технических) навыков обслуживания автотранспортных средств при помощи компьютера с одной стороны, и развитие современной профессиональной школы, протекание в ней инновационных процессов, повышение требования к подготовке специалистов с другой повышают роль и значимость реализации заочной формы обучения и актуализируют проблему управления данным видом образовательных учреждений среднего профессионального образования.

Современный техникум занимает важное место в образовательных составляющих регионального социума. Он воздействует на уровень качества передачи знаний и передовых достижений науки и практики автотранспортного дела молодым специалистам, на регулирование потока кадров молодых рабочих на рынке труда, на дифференцированный отбор молодых людей, потенциально пригодных к достижению различного уровня освоения технической профессией посредством профессиональной социализации. При этом техникум не ограни-

чивает будущих техников приобретением профессионального образования среднего уровня, а, учитывая социально-образовательную динамику региона, нацеливает выпускников, имеющих более высокий образовательный потенциал, на приобретение высшего специального образования и даже переход к научно-исследовательской деятельности.

Техникум служит материальной и социальной базой приобретения общих и профессиональных знаний, умений и навыков, регулирует состав, структуру и динамику социальных взаимодействий, аккумулирует людей и трансформирует их личностные и профессиональные характеристики, преобразует традиции, в том числе, профессионально-этического взаимодействия, выполняет функцию социального регулирования, участвует в становлении человека как личности и профессионала. Техникум содействует личности в социально-профессиональной ориентации, развитии и саморазвитии, совершенствовании и самосовершенствовании. Он способствует развитию творческих способностей, интенсификации духовной, культурной жизни, повышению общей и формированию профессиональной культуры.

Обозначенные позиции находят свое подтверждение в исследованиях проводимых за действующими организациями, которые показывают, что наиболее характерным и важным свойством организаций является способность подобно живому организму адекватно отвечать на вызовы или, другими словами, способность выявлять и удовлетворять свои потребности, или выявлять и решать социальные проблемы7.

Таким образом, техникум является не только фактором формирования профессиональной элиты общества, но и одним из компонентов общей социальной эволюционной динамики профессиогенеза в пределах региона. И рассматривается нами как социальная организация.

Социальная организация - это относительно устойчивая социальная целостность (социальная общность), проявляющая разумное поведение подобно живому организму. При этом под разумным поведением понимается способ-

7 HallR.H. Organizations: structures, processes and outcomes. L, Prentice-Hall International, 1987.

ность организаций адекватно отвечать (реагировать) на вызовы (стимулы), способность выявлять и решать свои проблемы, понимаемые как отклонения от

8

принятых в организации социальных норм .

Социальная организация «среднее профессиональное учебное заведение (автотранспортный техникум)» должен обеспечить становление будущего техника - профессионала как компетентную и профессионально мобильную личность.

«Управление социальной системой представляет собой сложнейший, многомерный, разноуровневый социальный процесс. От того, насколько оперативно, качественно и комплексно вырабатываются стратегии управления... , принимаются и исполняются управленческие решения, напрямую зависит жизнедеятельность всей социальной системы»9 производства и общества.

По мнению В.И. Франчука менеджмент не объясняет, каким образом (за счет чего) социальные организации продолжительное время сохраняют свою целостность и жизнеспособность, поскольку как средство достижения цели (целей) организации не обеспечивают ее целостность, «традиционная теория организаций не дает адекватного представления о реальных организациях. Она скорее принимает желаемое за действительное. В этом заключается характерная ошибка рационалистического подхода к изучению социальных и экономических организаций. В результате отсутствия правильного представления об организациях старые методы проектирования и совершенствования организаций, основанные на применении рационалистических моделей, оказались невостребованными практикой, а новые методы еще не созданы, поэтому уже несколько десятилетий российские создатели (учредители) организаций вынуждены обходиться без научных методов и методик проектирования, используя в основном известные зарубежные аналоги»10.

8 В.И. Франчук Общая теория социальных организаций VERSUS. Традиционная теория организации // Социально-гуманитарные знания № 6, 2005 С. 191-208

9 Романенко Л.М. Конфликтологический менеджмент в современной России // Власть и управление: Сб. докл. Всерос. науч.-практ. конф. Ростов-на-Дону, 1997. Вып.2. С.42.

10 В.И. Франчук Общая теория социальных организаций VERSUS. Традиционная теория организации // Социально-гуманитарные знания № 6, 2005 С. 193

Автор считает, что главное свойство социальных организаций, заключающееся в выявлении (обнаружении) и решении проблем, причина целостности социальных организаций объясняется не тем, что они являются социальными системами (с этим никто не спорит), а тем, что они своевременно выявляют проблемы и адекватно реагируют на них. Каждый новый вызов, каждая новая неординарная проблема оставляет после себя заметный «след», который определенным образом изменяет культурное пространство организации, включающее институционально-правовое, структурное, ценностное, инновационное, межорганизационное пространства.

В связи с чем, на наш взгляд, образовательные учреждения среднего профессионального образования (в нашем случае техникум) для обеспечения выживаемости и решения не только профессиональных, но и социальных проблем вынуждены постоянно адаптироваться к изменяющимся внешним условиям, что порождает массу управленческих проблем. Деятельность любого образовательного учреждения зависит от изменения условий внешней и внутренней среды. Организационная структура управления должна адекватно реагировать на эти изменения и быть оптимальной с точки зрения выбора соответствующих возможностей и ресурсов.

Иерархия структур управления теснейшим образом связана со степенью централизации управления, которая является одним из основных факторов, влияющих на эффективность структур управления. А. Файоль отмечал, что «централизация есть явление естественного порядка» и «в большей или меньшей мере она существует всегда. Вопрос о централизации или децентрализации

- вопрос меры. Дело сводится к нахождению степени централизации, наиболее благоприятной для предприятия»11.

Современная управленческая парадигма в качестве технологии эффективного управления в условиях повышенной нестабильности и неопределенности внешней среды предполагает стратегическое управление, под которым понимается «деятельность по экономически эффективному достижению перспектив-

11 Файоль А. Общее и промышленное управление. - М.: Контроллинг, 2002.

ных целей предприятия на основе удержания конкурентных преимуществ и

12

адекватного реагирования на изменения внешней среды» .

Значение стратегического поведения, позволяющего выживать в конкурентной борьбе в долгосрочной перспективе, резко возросло в последние десятилетия. Все образовательные учреждения среднего профессионального образования в условиях жесткой конкуренции, быстро меняющейся ситуации должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел в учреждении, но и вырабатывать стратегию долгосрочного выживания, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении.

Анализ основных подходов к управлению [Л.И. Абалкин, А.Н. Бурмистров, В.И. Бовыкин, М.П. Синявина и др.] позволяет нам прийти к выводу о том, что стратегическое управление современным техникумом - это в первую очередь продукт творчества высшего руководства, это управление опирающееся на педагогический потенциал преподавателей, как основу образовательного учреждения, ориентирует образовательную деятельность техникума на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей.

С точки зрения О.С. Виханского13 стратегическое управление характеризуется следующими компонентами: наличие миссии, предназначения, объект концентрации внимания менеджмента, учет фактора времени, основа построения системы управления, подход к управлению персоналом, критерии эффективности управления. В связи с чем, для современного техникума реализующего заочную форму обучения становится актуальным определение:

- миссии, предназначения позволяющей выжить техникуму в долгосрочной перспективе посредством установления динамичного баланса с окружением, позволяющего решать проблемы заинтересованных в деятельности техникума лиц;

12 Ансофф И. Стратегическое управление. М.: Экономика, 1989.

13 Виханский О.С. Стратегическое управление. - М.: Гардарика, 1998. - 296 с.

- объекта концентрации внимания менеджмента направленного на взгляд вовне техникума, поиска новых возможностей в конкурентной борьбе на рынке образовательных услуг (формы, средства, методы организации образовательного процесса), отслеживание и адаптация к изменениям в окружении техникума;

- фактора времени с ориентацией на долгосрочную перспективу;

- основы построения системы управления включающей студентов, преподавателей, потенциальных потребителей, систему информационного обеспечения, рынок образовательных услуг;

- подхода к управлению персоналом с позиции взгляда на преподавателей и студентов как на основу организации, ее главную ценность и источник ее благополучия.

- критериев эффективности управления, своевременность и точность реакции техникума на новые запросы рынка и изменения в зависимости от изменения потребностей потенциальных заказчиков образовательных услуг.

Как мы определили выше техникум это социальная организация, его «поведение» в обществе определяется двумя позициями: он является ведомственным учреждением и занимается узкой профессиональной подготовкой специалистов, и выполняет функции социальной организации - его деятельность осуществляется в широком социокультурном контексте с позиции реализации в конкретных условиях особой миссии образования как общественного явления. Эта миссия образования связана с интерпретацией, передачей (освоением) всечеловеческого опыта во всем его многообразии (и практической роли, и надси-туативных смыслов) и проявляется в его многогранной взаимосвязи с полифо-ничностью человеческой жизни.

Это социальный заказ общества, который прослеживается во всех последних документах связанных с модернизацией образования в нашей стране и концепцией развития среднего профессионального образования. Проблема обеспечения социальной и профессиональной подготовки специалистов особенно актуальна в условиях формирования рыночных отношений: обществу нужны творческие, инициативные люди, способные к самостоятельному ответствен-

ному выбору, готовые к постоянному профессиональному росту как в вертикальной составляющей (карьера), так и в горизонтальной составляющей (расширение сфер профессионально-прикладной деятельности).

Если мы говорим о построении стратегического управления техникумом реализующим заочную фору обучения, то нам необходимо учитывать специфику заочного обучения. К ней мы можем отнести несколько моментов, это: разновозрастная аудитория обучающихся от 17 до .....лет требующих особого подхода к

организации учебно-воспитательного процесса, исходя из разновозрастных особенностей обучающихся встает проблема подбора педагогических кадров осуществляющих процесс передачи знаний, способных при построении обучения активизировать субъектный опыт одних более старших учащихся и обеспечить накопление такого опыта у более молодой аудитории, еще одной проблемой является на наш взгляд разный уровень готовности учащихся к усвоению профессиональных знаний, следующей проблемой является специфика организации обучения студентов, не имеющих возможность (в силу разных обстоятельств) выехать за пределы территории проживания, следовательно, проблема построения обучения в месте проживания учащихся и компоновка групп. Не достаточный уровень образования так же является проблемой, как показывает практика, для поступающих на базе неполной средней школы заочное обучение зачастую оказывается непосильным: срок обучения большой, зачастую в техникумах не предусматривается система заочного обучения на базе 9 классов, если абитуриент окончил вечернюю школу, то у него слабо сформированы навыки самостоятельного умственного труда. Зачастую, проучившись более двух лет, такие учащиеся прекращают обучение, так и не получив образования. Группа проблем, связанных с управлением системой заочной подготовки специалистов, имеет главное направление - рациональное сочетание интересов отрасли и региона.

Оптимизация системы стратегического управления техникумом основная форма обучения, которого - заочная, возможна на наш взгляд с позиции реализации идей непрерывного образования. Рассматривающая не только образование через всю жизнь, но и носящая элементы интеграционного обучения, плав-

ного перехода школьника из системы школы в систему профессионального образования на уровне взаимодействия в этих системах управления.

На наш взгляд, реализация стратегического управления на непрерывноинтеграционном уровне позволит обучающимся в системе овладеть профессиональными умениями и навыками, обеспечивая выживаемость и развитие техникума в условиях современного рынка образовательных услуг.

Библиографический список

1. Ансофф И. Стратегическое управление. М. Экономика, 1989

2. Виханский О.С. Стратегическое управление. -М.: Гардарика, 1998.-296с.

3. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой. Теория и практика. - М., 1995.355с.

4. Давыденко Т.М. Рефлексивное управление школой. Теория и практика. - М., 1995.-355с.с.7

5. Мескон М.Х. Основы менеджмента. Мескон. ф. Альберт, Ф. Хедоури. - М.: Дело, 1992.-702с.

6. Романенко Л.М. Конфликтологический менеджмент в современной России. Власть и управление: Сб. Докл. Всерос. Науч.-практ. Конф. Ростов-на-Дону.1997.Вып.2С.42

7. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М.: Контролллинг, 2002.

8. Франчук В.И.. Общая теория социальных организаций VERSUS. Традиционная теория организации. Социально-гуманитарные знания №6, 2005 С.191-208.

9. Франчук В.И.. Общая теория социальных организаций VERSUS. Традиционная теория организации. Социально-гуманитарные знания №6, 2005 С.193.

10. Hall R.H. Organizations, processes and outcomes. L. Prentice-Hall International. 1987.

11. Большая советская энциклопедия.- М.: СЭ, 1977.-Т.27.-661с.-С.87

12. Большая советская энциклопедия.- М.: СЭ, 1977.-Т.27.-661с

13. Постановление правительства Рф от 18.07.2008 № 543 «Об утверждении типового положения об образовательном учреждении среднего профессионального образования (среднем специальном учебном заведении)»

Bibliography

1. Ansoff “ Strateqics of manaqement” M.Economics, 1989

2. Vichaskij O.S. “Strategics of management” M. Gardarika, 1998-296p

3. Davijdenko T. M. “Reflexive management of School” Theory and Practice”. M. 1995-

355c.

4. Davijdenko T. M. “Reflexive management of School” Theory and Practice”. M. 1995-355c.c.7

5. Mekson “Basis of management”Mekson. F. Albert, F. Chedouri. M Delo, 1992-702p.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Romanenko L.M. “Conflictoloqical management of modern Russia. Power and management”. Collected addresses All-Russian scientific - practical conference Rostov-on-Don. 1997.

7. Fajol A. “ General and Industrial management”- M. Controlling, 2002.

8. Franchuk “General Theory of the Social Organizations Versus. “ Traditional Theory of the Organization. Social-humanities Knowledge. №6,2005 p.191-208.

9. Franchuk “General Theory of the Social Organizations Versus. “ Traditional Theory of the Organization. Social-humanities Knowledge. №6,2005 p.193.

10. Hall R.H. Organizations, processes and outcomes. L. Prentice-Hall International. 1987.

11. The Big Soviet Encyclopedia. M. 1977^27-661с-С87

12. The Big Soviet Encyclopaedia. M. 1977-T27-66^

13. The Government Regulation of the Russian Federation Fran 18.07.2008 № 543. «Establishment the Type Proposition of The Educational institution”.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.