Муниципальный контроль
ВЕДОМСТВЕННЫЙ (ВНУТРЕННИЙ) КОНТРОЛЬ И АУДИТ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ И ПРАКТИЧЕСКИЙ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ
Н.И. ДАНИЛЕНКО, кандидат экономических наук, доцент, Заслуженный экономист России, проректор по общим вопросам и режиму, Магнитогорский государственный технический университет,
Магнитогорск, Российская Федерация
Предмет. Создание действенной и эффективной системы внутреннего контроля и внутреннего аудита, отвечающей потребностям управления органов государственной (муниципальной) власти Российской Федерации, на современном этапе является востребованным и необходимым. Данный контроль должен играть принципиально новую роль, иметь важное самостоятельное значение и предполагает совершенствование и развитие научных основ его организации, реализацию совокупности мер методологического, организационного характера, что и обусловливает актуальность выбранной темы.
Цели. Целью исследования является адаптация теории и методологии внутреннего контроля, признанных в нашей стране, к концептуальным разработкам, имеющим широкое применение в мировой практике.
Задачи научных изысканий - сформировать и обосновать концептуальную модель, определяющую последовательность и взаимосвязь процедур и элементов внедрения и дальнейшего функционирования внутреннего контроля и внутреннего аудита в системе управления ведомства и его структурных подразделений.
Методология. В настоящей работе автором использованы научные методы сбора и обработки экономической информации, мониторинга практической деятельности и другие приемы контроля, способы документальной проверки.
Результаты. На основе теоретического анализа, обобщения и систематизации материалов по проблеме исследования предложены методические, организационные и технические исходные положе-
ния, механизм исполнения внутреннего контроля и внутреннего аудита.
Обсуждение и применение. На основе проведенного теоретического обобщения определены основные этапы институционального подхода к становлению внутреннего контроля и внутреннего аудита и выявлены предпосылки их внедрения в систему управления. Данный контроль рассматривается как целостное единство его методических, организационных и технических элементов.
Выводы. Предложенная методология позволяет усовершенствовать механизм исследования контрольной среды, определить уровень надежности внутреннего контроля. Реализация предложенного механизма контроля позволит стать действенным инструментом в повышении эффективности бюджетных ресурсов и управлении общественными финансами.
Ключевые слова: внутренний контроль, внутренний аудит, принципы, функции внутреннего контроля, уровни надежности контроля
В условиях, связанных с санкциями в отношении России, актуальной остается задача рационального и эффективного использования ограниченных финансовых и материальных ресурсов обеспечения органами государственного (муниципального) управления и их подведомственными учреждениями максимально эффективного выполнения предписанных функций по достижению высокого качества услуг, предоставляемых обществу и гражданам Российской Федерации.
Значительное изменение в подходах к управлению в государственном секторе, возможность применения современных информационных технологий, тенденции развития контрольной деятельности в сторону смещения акцента на предварительный и текущий контроль свидетельствуют о необходимости внедрения системы внутреннего контроля и внутреннего аудита с регулярной оценкой и мониторингом рисков, препятствующих достижению намеченных целей.
Именно на систему этого контроля ложится основная нагрузка в части соблюдения субъектом проверки законодательных нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность организаций и ведомств, своевременного выявления и предупреждения рисков, она позволяет оценивать эффективность деятельности структурных подразделений и должностных лиц, ответственных за решение поставленных задач, а также проводить оценку эффективности бюджетных расходов.
Внутренний контроль как управленческая функция должен осуществляться на всех уровнях управления. Действующая в настоящее время в бюджетной сфере система внутреннего контроля фиксирует лишь факт нарушения и не дает обоснованного ответа на вопросы: как предупредить нарушения; как обеспечить целевое использование бюджетных средств, повысить эффективность их расходования [23, с. 77].
Мировая практика свидетельствует, что от уровня организации и результативности внутреннего контроля и аудита в значительной мере зависит не только эффективность деятельности соответствующего исполнительного органа власти, но и реализация процессов социально-экономических преобразований в стране в целом.
Современный этап унификации требований к системе внутреннего контроля начался в 1985 г. в Соединенных Штатах Америки. В этот период при участии и на средства нескольких профессиональных саморегулируемых организаций, таких как Американский институт сертифицированных бухгалтеров, Американская Ассоциация по учету и отчетности, Институт внутренних аудиторов и Институт специалистов управленческого учета, была создана Комиссия по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью. В 1987 г. Комиссия подготовила отчет, в котором предлагалось объединить усилия по достижению общих для мирового сообщества понятий внутреннего контроля. Основываясь на этом предложении, рабочая
группа под покровительством Комиссии по борьбе с недостоверной финансовой отчетностью осуществила обобщение и анализ существовавшей на тот момент литературы по внутреннему контролю и в 1992 г. общественности была представлена Интегрированная концепция внутреннего контроля (Internal Control-lntegrated Framework). Этот документ принято называть концепцией COSO или моделью COSO [16, с. 143].
Данная модель с учетом международных профессиональных стандартов внутреннего аудита, выработанных Институтом внутренних аудиторов, может быть максимально адаптирована для применения в органах государственного (муниципального) управления.
Универсальность внутреннего аудита заключается в высокой степени адаптации его инструментария к конкретным вменяемым ему функциям, целям и задачам.
Необходимо отметить, что главным инструментом внутреннего аудита в современных условиях является концепция риск-ориентированного контроля. Именно этот инструмент позволяет отделить в ходе проверки случайную ошибку работника от отсутствия или нарушения контроля и процессов. Выявление недостатков или нарушений может являться риском более глобальной проблемы, связанной с отсутствием или неправильной работой контроля, и этот риск требует глубокого анализа причин и понимания процесса [7, с. 53; 13, с. 21; 12, с. 59].
Зарубежной и российской практикой подтверждено, что гибкость и быстрота реакции на изменения среды и большая эффективность являются основными преимуществами риск-ориентированного контроля по сравнению с ревизионным контролем [14, с. 24; 22, с. 121].
Таким образом, внутренний контроль и внутренний аудит, с точки зрения автора, должны быть встроены в организационную структуру организации для образования единой функциональной системы.
Исторически сложилось, что теоретические разработки и практическое воплощение контроля в нашей стране, в отличие от стран с развитой рыночной экономикой, в большей степени сосредоточены на финансовой и хозяйственной составляющих контроля, а не на его управленческом аспекте.
Публикации последних лет [1, 2, 3, 4, 7, 9, 11, 18, 19], посвященные внутреннему контролю, содержат научно обоснованные подходы к его ор-
Таблица 1
Принципы построения системы внутреннего контроля и аудита
Принцип Характеристика
Законности Неукоснительное, точное и повсеместное исполнение требований законодательства и нормативных правовых актов РФ, соблюдение в процессе осуществления деятельности всеми структурными подразделениями и их должностными лицами установленных норм и правил
Объективности Проведение контрольных мероприятий с использованием методов, позволяющих получить полную и достоверную информацию посредством исключения субъективных факторов и отражения тех или иных фактов деятельности, основанных только на документальных данных
Ответственности и разделения полномочий Распределение обязанностей между структурными подразделениями и (или) работниками и установление границ их ответственности в рамках функциональных и властных полномочий в процессе осуществления процедур, принятия решений или иных действий
Системности Единство норм и правил, единых методик и процедур при проведении контрольных мероприятий, включая периодичность их проведения, позволяющих проанализировать качество выполнения функций, возложенных на структурные подразделения и (или) работников, эффективность их деятельности с регулярной оценкой и мониторингом рисков, препятствующих достижению намеченных целей
Действенной обратной связи Использование результатов проведенных контрольных мероприятий и принятых по ним решений для совершенствования функциональной деятельности и в качестве превентивной меры для обеспечения соблюдения нормируемой деятельности и правовых положений
ганизации в различных экономических субъектах с традиционной точки зрения и с использованием международного опыта. Однако в них не затрагивается проблематика адаптации и синтеза теории и методологии внутреннего контроля, признанных в нашей стране еще в прошлом столетии, с концептуальными разработками по организации внутреннего контроля Комитета спонсорских организаций Комиссии Тредвея (COSO), имеющими широкое применение в мире [5, с. 29; 10, с. 85]. Для создания системы внутреннего контроля необходимо построить процесс, направленный на формирование правовой базы, норм, процедур, приемов и организационных структур, с учетом накопленного опыта и лучшей практики, разработанных для обеспечения разумной гарантии того, что цели будут достигнуты, а нежелательные события - предотвращены или обнаружены и исправлены.
Первым весьма важным и базовым условием для проведения контроля является регламентация деятельности. Существующая в настоящее время регламентация деятельности недостаточно систематизирована. Разработка и внедрение документов, регламентирующих деятельность каждого работника, позволят в дальнейшем при проведении контроля выявлять отклонения от утвержденных правил, а также устанавливать причины, вызвавшие отклонения.
Принципы построения системы внутреннего контроля и аудита представлены в табл. 1.
На рис. 1 представлена структура системы внутреннего контроля и аудита.
Рис. 1. Структура системы внутреннего контроля и аудита
Как любая системообразующая структура, система внутреннего контроля и аудита состоит из организационной структуры или участников (руководство, работники, структурные подразделения), выполняющих соответствующие функции, документальной базы, поскольку деятельность участников системы как институциональных единиц должна быть документально оформлена. К ней относятся прежде всего документы, регламентирующие деятельность каждого участника, а также документы, используемые в процессе деятельности или обеспечивающие деятельность (нормативные документы для проведения контрольных мероприятий по вопросам организации деятельности) и отражающие результаты деятельности (акты, справки, рабочие документы контроля и аудита, заключения, приказы и иные документы по результатам контрольных мероприятий).
Поскольку контроль в системе управления реализует механизм обратной связи между объектом и субъектом управления, то с его помощью доводится объективная информация о состоянии объекта управления.
На рис. 2 показано, что любая управленческая деятельность базируется на планировании, организации, контроле и принятии соответствующего решения для осуществления последующей деятельности, что в итоге обеспечивает непрерывность процесса управления функциональной деятельностью.
Система внутреннего контроля и аудита - это управленческая функция. При планировании деятельности каждый раз определяется механизм реализации, и по мере реализации осуществляется контроль. После оценки реальности планируемых мероприятий принимается соответствующее решение, которое может быть принято в предварительном, текущем или последующем режимах.
Для повышения эффективности системы управления необходимо постоянно совершенствовать систему контроля. При этом основным условием ее развития является обеспечение непрерывности осуществления контрольных функций - системности.
Объекты внутреннего контроля выбираются в соответствии с его целями. Необходимо разграничивать объект внутреннего контроля и предмет внутреннего контроля. В философской трактовке предмет познания - это определенная сторона, свойство и отношение объекта, исследуемые с определенной целью в данных условиях и обстоятельствах. Предмет определяет границы, в пределах которых изучается объект исследования.
Концептуально система внутреннего контроля и аудита в учреждении представлена автором на рис. 3.
Планирование
Л \
Корректировка Организация
Контроль
Рис. 2. Процесс управления
Задачи внутреннего контроля и аудита состоят:
- в организации и проведении внутреннего контроля и аудита исполнения законодательных и нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих деятельность ведомства и его территориальных органов;
- в контроле за полнотой и достоверностью отчетности о реализации государственных (муниципальных) программ, в том числе отчетности об исполнении государственных (муниципальных) заданий;
- в осуществлении структурными подразделениями и их работниками установленных полномочий;
- в соблюдении законности (эффективности и экономности) использования бюджетных средств, предусмотренных на содержание и обеспечение деятельности ведомства и его территориальных органов;
- в порядке ведения бюджетного учета, составления и представления внутренним и внешним пользователям соответствующей отчетности. К задачам аналитической деятельности относятся:
- проведение анализа выявленных отклонений от установленных показателей деятельности, причин, лежащих в основе нарушений, принятие мер по их предупреждению;
- определение эффективности и целесообразности проводимых финансово-хозяйственных операций, применения действующих норм и правил ведения таких операций;
- анализ результатов реализации нормативных правовых актов, а также внутренних приказов, инструкций, распоряжений и иных локальных актов;
- изучение результатов деятельности, выявление отрицательных и положительных тенденций организации процессов, оценка надежности внутреннего контроля и разработка на этой основе предложений по устранению рисков и негативных тенденций, распространение положительного опыта работы;
- проведение финансового анализа и оценка эффективности результатов деятельности. Задачами информационной деятельности являются:
- подготовка документов об устранении выявленных отклонений и нарушений, предложений,
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ И ВНУТРЕННИЙ АУДИТ
Выявление, предупреждение и устранение фактов нарушений и неисполнения законодательных и иных нормативных правовых актов, нецелевого и неэффективного использования государственных ресурсов и государственной собственности. Обеспечение законности в установленной сфере деятельности. Содействие развитию и совершенствованию надлежащей системы управления. Обеспечение эффективности и результативности деятельности ведомства и его территориальных органов
1
1 > Г \
Организационная Контрольно- Аналитическая дея- Информационная
деятельность проверочная дея- тельность деятельность
тельность
Функция контроля
Аналитическая функция
Информационная функция
Координационная функция
Финансовый, административный, технологический
Предварительный контроль, текущий (оперативный) контроль, последующий контроль
\ Г
По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся: - документальная проверка; - автоматическая проверка; - фактическая проверка; - камеральная проверка По способу (методике) получения информации проводятся: - выборочная проверка; - сплошная проверка По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся: - тематическая (целевая) проверка; - комплексная проверка
Законности
Ответственности
Объективности
Системности
Обратной связи
Рис. 3. Концепция внутреннего контроля и аудита
направленных на совершенствование деятельности в целом;
- осуществление процесса информирования внутренних пользователей о результатах контрольных мероприятий и принятых по ним решениях, регулярное предоставление отчетности внешним пользователям.
Функции внутреннего контроля и аудита подразделяются:
1) на контрольную функцию: выявление нарушений требований законодательных и иных нормативных правовых актов при осуществлении деятельности в установленной сфере;
2) на аналитическую функцию: анализ и оценка выявленных нарушений и рисков, причины возникновения, предложения по их устранению и совершенствованию деятельности;
3) на информационную функцию: представление информации по контрольным мероприятиям для принятия решений, по минимизации рисков, устранению недостатков и нарушений деятельности;
4) на координационную функцию: организация контрольной деятельности с учетом ее видов, форм и методов для обеспечения системности внутреннего контроля и аудита.
Для решения поставленных задач необходимы методики - алгоритм или механизм решения, который опирается в зависимости от поставленной цели на виды, формы и методы внутреннего контроля и аудита [6, с. 9; 15, с. 55].
К основным видам и формам внутреннего контроля относятся:
- финансовый контроль - проверка соответствия проводимых финансово-хозяйственных операций и их отражения в бюджетном учете и отчетности требованиям законодательных и нормативных правовых актов при осуществлении функций главного распорядителя (распорядителя) и получателя средств федерального (муниципального) бюджета;
- административный контроль - проверка соответствия осуществляемых процессов, выполняемых финансово-хозяйственных операций внутренним регламентам, персонифицированным полномочиям работников, приказам и иным локальным актам, а также соответствия их требованиям законодательных и нормативных правовых актов;
- технологический контроль - проверка соблюдения норм и правил ведения процессов и (или) установленной последовательности
выполняемых процедур при осуществлении финансово-хозяйственных операций. По отношению к контролируемым процессам и операциям в зависимости от времени и последовательности их выполнения проводятся:
- предварительный контроль - процедуры, направленные на предотвращение возможных ошибок и (или) незаконных действий до проведения финансово-хозяйственных операций;
- текущий (оперативный) контроль - процедуры, направленные на предотвращение ошибок и (или) незаконных действий в процессе проведения финансово-хозяйственных операций;
- последующий контроль - процедуры, направленные на выявление и устранение ошибок и (или) незаконных действий после проведения финансово-хозяйственных операций. Различными могут быть и методы (приемы,
способы и средства) осуществления проверок [20, с. 113; 17, с. 321; 21, с. 59].
По объектам и средствам контроля, месту их нахождения (нахождения источника данных) проводятся:
- документальная проверка, заключающаяся в проверке учетных и иных документов;
- автоматическая проверка, заключающаяся в проверке на уровне специальных программных средств контроля за компьютерной обработкой данных при проведении и учете финансово-хозяйственных операций;
- фактическая (выездная) проверка, заключающаяся в проверке документов, наличия денежных средств и материальных ценностей, компьютерных баз данных, проводимых процессов и операций по месту нахождения контролируемого объекта;
- камеральная проверка - проверка, проводимая по месту нахождения контролирующего органа на основе имеющегося массива данных и (или) документов и компьютерных баз данных, представленных контролируемым объектом.
По способу (методике) получения информации проводятся:
- выборочная проверка - проверка определенной совокупности документов, материальных ценностей, компьютерных баз данных, процессов и операций в целях изучения и выводов обо всей проверяемой совокупности;
- сплошная проверка - проверка всех без исключения документов, материальных ценностей, компьютерных баз данных, процессов и опе-
раций на конкретном участке или направлении деятельности за определенный период. По предмету контроля (направлению деятельности, участку, виду операций) или совокупности вопросов, подлежащих проверке, проводятся:
- тематическая (целевая) проверка - проверка определенной темы, вида финансово-хозяйственных операций или их совокупности, участка или направления деятельности;
- комплексная проверка - проверка двух и более тем, видов операций, участков или направлений деятельности.
Для оценки системы внутреннего контроля предлагается использовать четыре уровня надежности, представленные в табл. 2.
При проведении контрольных мероприятий в рамках системы внутреннего контроля необходимость и целесообразность применения указанных видов, форм и методов контроля или их комбинации определяются конкретно для каждой решаемой задачи, изучаемого вопроса или предмета контроля.
Используя простейшие приемы контроля, например проверку наличия документов, регламентирующих порядок проведения финансово-хозяйственных операций в соответствующем подразделении, можно определить уровень надежности внутреннего контроля и затем провести оценку организации его деятельности, т.е. аудит деятельности. Виды внутреннего аудита аналогичны видам внутреннего контроля. Это финансовый, административный и технологический аудит. Формы внутреннего аудита реализуются по тому же принципу - предварительный (превентивный), текущий (оперативный), последующий.
Кроме того, качество контроля в условиях компьютерной обработки документов напрямую
зависит от знания программного обеспечения.
Организация и проведение контрольных мероприятий в настоящее время должны быть направлены на освоение новых форм проведения контроля. Это может быть как выборочный контроль выполнения отдельных процедур, так и камеральные проверки, которые проводятся в режиме текущего контроля, а также тематические проверки.
В теоретико-методологическом аспекте для развития системы внутреннего контроля и аудита в учреждениях бюджетной сферы в современных условиях необходимо решение целого ряда новых задач:
- развитие механизмов проведения бюджетного аудита в отношении территориальных органов (аудит эффективности использования бюджетных средств, риск-аудит, аудит контроля);
- трансформация подходов к реализации систематического самоконтроля и регулярным камеральным проверкам от документального -. к технологическому и административному с использованием автоматизированных средств контроля;
- дальнейшее совершенствование инструментария и процедур внутреннего контроля, в частности за счет дистанционной модели (удаленного доступа);
- осуществление мониторинга выявленных нарушений, их классификация, практическая реализация механизма «обратной связи» с целью минимизации рисков повторного возникновения указанных нарушений (путем совершенствования нормативной базы, доработки применяемых прикладных программных продуктов);
- комплексное формирование и развитие нормативной методической базы системы внут-
Таблица 2
Уровни надежности внутреннего контроля
Уровень Описание
1-й (ненадежный) Контроль и соответствующие процедуры существуют в неполном объеме и не задокументированы. Персонал не осведомлен о своих обязанностях относительно процедур контроля. Операционная эффективность процедур контроля не оценивается систематически
2-й (недостаточный) Контроль и соответствующие процедуры существуют в достаточном объеме, но не задокументированы. Недостатки контроля могут быть определены, но не исправлены своевременно
3-й (надежный) Контроль и соответствующие процедуры существуют и задокументированы в полном объеме. Недостатки контроля определяются и своевременно исправляются
4-й (оптимальный) Контроль и соответствующие процедуры соответствуют всем характеристикам уровня 3. Существует система внутреннего контроля и управления рисками, которая обеспечивает своевременное документирование и постоянную переоценку существенных процессов при проведении организационных изменений или изменении нормативных правовых актов. Осуществляется оценка эффективности внутреннего контроля
реннего контроля, составными элементами которой должны стать процессы формализации процедур контрольных мероприятий, их унификация и стандартизация, обновляемые методики проведения внутреннего контроля и аудита с использованием лучшей практики;
- углубление взаимодействия с органами государственного финансового контроля всех уровней и правоохранительной системой (на основе соответствующих законодательных, нормативных актов, а также заключаемых соглашений) по формированию единого информационного ресурса, доступного в соответствии с установленной сферой деятельности не только собственно субъектом государственного финансового контроля, но и заинтересованным правоохранительным органом;
- придание контролю процессного, интегрированного, постоянного и эффективного вида.
В международной теории и практике внутреннего аудита можно выделить два направления его развития. Первое из них предполагает включение в систему аудита качественных показателей, отражающих эффективность использования ресурсов и достижение поставленных целей. Это направление зачастую представляется в терминах «качественное управление» (Good Governance), «аудит результативности» (Performance audit), «аудит эффективности». Второе направление ориентируется на контроль за соблюдением нормативных правовых актов, совершенствованием системы учета и составлением финансовой отчетности.
Определяющую роль в обеспечении действенного внутреннего контроля и внутреннего аудита призвана сыграть, с точки зрения автора, эффективная кадровая политика, направленная на развитие навыков и компетенций внутренних контролеров.
Практика организации системы внутреннего контроля и аудита позволяет сделать вывод о том, что большинство нарушений, выявляемых в ходе контрольных мероприятий, относится к человеческому фактору и контрольной среде. В одном случае сотрудники боятся сделать ошибку и стараются выполнять свои функции по минимуму, скрывают результаты проведенного внутреннего контроля. В другом - отсутствие четкого определения и закрепления полномочий и ответственности за ними. Это в свою очередь снижает объективную оценку адекватности и результативности системы внутреннего контроля, не позволяет определить оперативность реагирования на все проблемы, выявляемые в ходе
осуществления внутреннего контроля. Таким образом, необходимым элементом выполнения поставленных задач и достижения целей является закрепление за специалистами полномочий и персональной ответственности, а также заинтересованность в ней сотрудников учреждения, призванных обеспечить эффективную работу системы внутреннего контроля. Вопрос совершенствования внутреннего контроля непосредственным образом затрагивает проблему повышения квалификации специалистов ведомства и его структурных подразделений. Та форма обучения, которая существует сегодня, очевидно, недостаточна. Программы обучения носят скорее теоретический, чем практический характер.
Активно расширяя круг решаемых задач, специалисты внутреннего контроля и внутреннего аудита объективно нуждаются во внедрении автоматизированных систем поддержки контрольной деятельности. Информационно-технические решения позволяют оптимизировать время на разработку программ контроля и отчетности, структурировать процедуры документирования, профессионально распределять ресурсы для выполнения контрольных заданий. Дополнительную ценность принесет создание электронных баз данных.
Реализация указанных мероприятий позволит органам государственного (муниципального) управления создать эффективную систему внутреннего контроля и внутреннего аудита, позволяющую контролировать не только правомерность расходования и целевое назначение используемых бюджетных средств, но и основную деятельность с точки зрения эффективности осуществления затрат на ее реализацию.
Список литературы
1. Бурцев В.В. Организация системы внутреннего контроля коммерческой организации. М.: Экзамен, 2003, 320 с.
2. Воронин Ю.М. Государственный финансовый контроль: вопросы теории и практики. М.: Финансовый контроль, 2005. 432 с.
3. Воропаев Ю.Н. Оценка внутреннего контроля // Бухгалтерский учет. 1996. № 8. С. 17-20.
4. Даниленко Н.И. Казначейский контроль: вопросы теории и практики: монография. М.: Финансовый контроль, 2005. С. 22.
5. Даниленко Н.И. Методика проведения внешнего аудита бюджетного учреждения // Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. 2010. № 4. С. 27-34.
6. Даниленко Н.И. Стандарт: методика организации и проведения проверки (ревизии) в бюджетном учреждении. М.: Финансовый контроль. 2005. 120 с.
7. Данил енко Н. И. Теоретико -методологиче ский аспект внутреннего контроля: практика и развитие // Финансы и кредит. 2012. № 22. С. 52-58.
8. Горшенина О.В. Реформа бюджетной сферы: проблемные вопросы // Бюджет. 2011. № 3. С. 11.
9. Зырянова Т.В., Даниленко Н.И., Терехова О.Е. Финансовый контроль: аспекты теории и практики: науч. монография / под общей и научн. ред. д.э.н., профессора Т.В. Зыряновой. Екатеринбург: Издательство УрГАС, 2007. С. 149-160.
10. Логинова Н.А. Презентация Концепции развития системы внутреннего контроля и аудита в Федеральном казначействе в 2006-2008 годах // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Практика осуществления ведомственного финансового контроля и аудита». Уфа: Белая речка, 2006. С. 82-95.
11. Макальская А.К. Внутренний аудит: учебно-практич. пособие. М.: Дело и Сервис, 2001, 112 с.
12. Максимов Ю.Ю., Максимов Ю.Н. Аудиторская практика в государственном секторе и государственный контроль // Финансы. 2007. № 11. С.58-61.
13. Никифорова Е.В., Шумилова И.В. Внутренний аудит в организации: виды, задачи, функции // Аудиторские ведомости. 2006. № 7. С. 20-23.
14. Парасоцкая Н.Н. Аудит импорта товаров. Цель, задачи и информационная база аудита //
Экономический анализ: теория и практика. 2005. № 14. С. 23-30.
15. Прокофьев С.Е. Федеральное казначейство: ведомственный контроль в процессе реализации административной реформы // Бюджет. 2006. № 6. С.12-16.
16. СеменовД.А. Внутренний контроль и внутренний аудит в органах Федерального казначейства // Государственный контроль: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Уфа: Белая река. 2006. С. 142-148.
17. Скобара В.В. Аудит: Методология и организация. М.: Дело и Сервис, 1998, 576 с.
18. Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организация, методика, практика). М.: Альянс Пресс. 2006. С. 132.
19. Сонин А. Внутренний контроль и внутренний аудит - необходимость для компании. М.: Институт внутренних аудиторов. 15 сентября 2005 г. URL: http://www.gaap.ru/articles/vnutrenniy_ kontrol_i_vnutrenniy_audit_nbsp_ndash_nbsp_neob-khodimost_dlya_kompanii/.
20. Сотникова Л.В. Внутренний контроль и аудит: учебник. М.: Финстатинформ, 2000. 239 с.
21. Сотникова Л.В. Оценка состояния внутреннего аудита: практ. пособие / под ред. В.И. Подольского. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. 144 с.
22. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. М.: ИНФРА-М, 2002. 448 с.
23. Щелканов В.В. Современные методы организации внутреннего финконтроля в органах власти // Бюджет. 2011. № 3. C. 77.