Драфт: молодая наука
А.В. КРАПИВИНА
(г. Екатеринбург, Россия)
УДК 372.882 ББК 4426.83-27
“ВЕЧНАЯ ТЕМА” В ПРОЗЕ XXI ВЕКА:
МАТЕРИАЛЫ К УРОКУ В 11 КЛАССЕ
Аннотация. В статье представлена разработка урока внеклассного чте-ни я «“Вечная тема” в прозе XXI века», проведённого в 11 классе; поми мо подробного сценария, в неё вошёл краткий анализ продуктов деятельности учащихся на уроке и при подготовке к нему (отзывы, ответы на вопросы, презентация сборни ка рассказов, мнения, высказанные в ходе ди скусси и ).
Ключевые слова: урок внеклассного чтения, современная литература, Д. Быков, И. Сахновски й, Д. Руби на.
То или и ное произведение искусства можно объективно назвать шедевром только по истечении значительного количества времени. Это неоспоримый факт, и именно в нём кроется вечная проблема преподавания современной литературы в школе. Именно ввиду того, что про зведен я ещё не прошл «проверку временем», к н м не смогло сформ роваться более-менее определенного отношен я со стороны ч тателей кр т ков, уч телей род телей, сам х учащ хся.
Ситуация сегодня такова: одни с восторгом отзываются о новинках на любой вкус, свободных от цензуры (выдержка из блога: «мно-г е творен я современных авторов стрем тельно получают популярность соб рают м лл оны ч тателей, соперн чая с класс ческой литературой» [Литературный блог 2013]); говорят о «литературном буме» в России, продукты которого «фильтруют» многочисленные л тературные прем , сч сляемые даже не десяткам , а сотням ; друг е вообще отказывают современной л тературе в существован : «Над русской прозой тяготеет как проклятие ненароком оброненная фраза: “У нас нет литературы”. Современникам кажется, что все самое нтересное в л тературе л уже было, л только должно про зойт . Поэтому анализ современной прозы считается чем-то вроде неприличного жеста» [Яркевич 1996].
Так м образом, перед уч телем встаёт вопрос: как преподавать современную л тературу, которая не меет однозначной оценк , устоявшейся репутац , общепр нятой трактовк ?
Помимо этого, есть и ещё одна, объективная проблема: где взять на преподаван е современной л тературы часы, ведь в программы для общеобразовательных школ она, по сут , не включена? Н по тому, н
Драфт: молодая наука
по другому вопросу на сегодня не существует с стемно разработанных рекомендаций учителю. Будем надеяться, что когда-нибудь они всё-так появятся, а пока уч теля делятся опытом проведен я конкретных уроков по произведениям последних лет. 4аще всего, это разработки уроков внеклассного чтен я. Предлагаем разработку урока внеклассного чтения в 11 классе «“Вечная тема” в прозе XXI века». Нами были выбраны следующие произведения: Д. Быков «Отпуск» (2007), И. Сахновский «Нелегальный рассказ о любви» (2005), Д. Рубина «Область слепящего света» (2003).
Учащ еся получ л опережающее задан е: проч тав предложенные тексты (уч тельск й выбор был определён общей темой малым объёмом про зведен й, чтобы дать ребятам возможность познако-м ться с тремя рассказам разных авторов, в то же время, сключ в возможность массового «непрочтен я»), нап сать о н х отзыв; пр -чём, сдать его следовало за неделю до самого урока.
Результаты анал за работ учащ хся был неож данным : практ -чески все отзывы имели в той или иной степени негативный, осуждающий характер. Встречались интересные, абсолютно противоположные откл к на каждое конкретное про зведен е, пр ведём два з н х:
1. «“Нелегальный рассказ о любви” - еди нственное произведение, которое мне немного понрав лось. Там повествуется о любв по н-тернету. Хоть здесь тоже присутствует измена, но эта современная тема любв бл же всего ко мне пр ход тся, потому что я ощущала её на своём опыте. К этой современности я приближена, поэтому верю, что такая любовь существует».
Автор этого же отзыва по поводу рассказа «Отпуск» отмечает, что рассказ «не впечатл л, потому что я не верю, что в наше время ж вёт ещё такая любовь».
2. «“Нелегальный рассказ о любв ” мне не понрав лся, потому что я не верю в любовь по интернету». А рассказ «Отпуск» этому автору, наоборот, понравился: «...только потому, что я верю в такую “высокую” любовь».
В отзывах прослеж вается общая мысль: рассказы не понрав -л сь, так как геро зменяют супругам, без романт ческого ореола показана любовь, «не понрав лся язык». Но в то же время, авторы отзывов соглашал сь с достоверностью того, что зображает автор («я пон маю, что всё это реальность 21 века») - тут же осуждал п са-теля за то, что он не оп сал возвышенные, ч стые отношен я. В одном з отзывов была рефлекс я по поводу данного прот вореч я: «Я не смогла по достоинству оценить язык Рубиной. Может, потому что она
Драфт: молодая наука
резко жестоко окунула меня в м р реальност современной любв , не украшая его крас вым словам ».
Мысл эмоц учащ хся по поводу проч танного был фрагментарно озвучены на первом этапе урока, а также послуж л матер -алом для организации дискуссии в его финале. Также для диску ссион-ного этапа урока уч телем была подобрана нформац я о разл чных, в том ч сле негат вных, отзывах кр т ков ч тателей, которые был современн кам класс ков, чтобы уч тель пр необход мост мог использовать их в качестве аргумента в защиту современной литературы. Например, можно познакомить ребят с высказыванием И.С. Тургенева - старшего современн ка Л.Н. Толстого отчаст его уч теля в литературе - о романе «Война и мир»: «Где тут черты эпохи - где краски исторические?»; «Роман Толстого плох не потому, что он тоже зараз лся “рассуд тельством”: этой беды ему бояться нечего; он плох потому, что автор н чего не зуч л, н чего не знает под менам Кутузова Баграт она вывод т нам как х-то рабск сп санных современных генеральч ков» [Б рюков 2013].
Двум ученицам было дано индивидуальное опережающее задан е, требующее осуществлен я проектной деятельност : предлагалось создать обложку для сборн ка, в который бы вход л рассказы, обсуждаемые на уроке, нап сать для сборн ка аннотац ю презентовать его на уроке. Проектная работа учащ хся была спользована на этапе д скусс .
Воссоздад м в общ х этапах лог ку урока.
1. Вступительное слово учителя, анализ отзывов и постановка цел урока:
- после вопроса к учащ мся о том, что объед няет предложенные для прочтен я рассказы, ф кс руется тема урока;
- сообщение учителем кратких сведени й об авторах с использован ем компьютерной презентац . Пр мерное содержан е уч тель-ского слова:
Дмитрий Быков родился в 1967 году в Москве; русский писатель и поэт, журналист, кинокритик, сценарист, биограф Бориса Пастернака и Булата Окуджавы, а также учитель русского языка и литературы, преподаватель в Инст туте журнал ст к л тературного творчества. Дм тр й Быков - автор десятков кн г лауреат многоч слен-ных прем й.
Игорь Сахновский - уральский писатель, поэт, член Союза росс йск х п сателей, род лся в 1958 году в городе Орске Оренбургской области. В 1981 году окончил филологический факультет Уральского государственного ун верс тета. Автор множества поэт ческ х про-
Драфт: молодая наука
за ческ х про зведен й, лауреат разл чных л тературных прем й. Книги Сахновского издаются в Германи и , Великобритани и , Франци и , Итал , Серб Болгар .
Дина Рубина родилась в 1953 году в Ташкенте. Самый издаваемый израильский автор, пишущий по-русски. Автор эссе, рассказов, повестей романов, мног е з которых автоб ограф чны. В её коп л-ке - многоч сленные л тературные прем . Адрес её персонального сайта, на котором представлены автобиография, тексты, блог, где она л чно общается с ч тателям [Д. Руб на 2013].
- анализ ученических работ и фиксация основных «за» и «против»;
- как продолжен е разговора о неоднозначност оценок - обозначение учителем специфи ки современной литературы.
- постановка проблемы урока силами учащихся (учащи мися были предложены следующ е вар анты: как зображена любовь в современной прозе? почему именно так пишут сегодня о любви ?).
2. Беседа о про зведен ях по следующ м вопросам:
- 4то в эт х рассказах говор т о том, что эт про зведен я рассказывают о ж вой современност ?
На этом этапе учащ еся ф кс руют следующ е детал подроб-ност рассказов: эт рассказы, действ тельно, о современност , в н х встречаются упом нан я о современных сполн телях, показан н-тернет как способ знакомства, подн маются злободневные проблемы, напр мер, проблема террор зма, эвтаназ . Данные черты времен призваны создать ощущение общей атмосферы драматизма, неблаго-получ я вокруг героев: он как будто ж вут «на гран », ходят рядом со смертью.
- Вопросы:
к рассказу «Отпуск» Дмитрия Быкова:
- Сразу ли вы поняли, кем является говорящи й? Почему?
- 4то затрудн ло ваше пон ман е? С какой целью автор менно так стро т рассказ?
- Подозревает л геро ня, что с ней едет не просто незнакомец?
- 4то происходит после смерти с чувствами, с любовью обоих героев? Как вы это понял ?
- В чём смысл назван я рассказа? Как в этом назван раскрывается характер ТОЙ, неземной жизни ?
Пр мерные ответы учащ хся:
То, что герой - отпускн к з загробного м ра, пон маешь не сразу. В начале рассказа будто всё перепутано, и только когда перечитываешь, чтобы разобраться, пон маешь, что даются параллельно два пласта - память (воспом нан я героя о с туац ях, когда он ещё был
Драфт: молодая наука
ж в, ждал свою жену так же, как сейчас) реальность (волн тельное ож дан е жены умерш м героем, находящ мся на земле в чужом теле). Благодаря такому построен ю рассказа, можно в деть, как герой воспр н мал те л ные с туац до смерт как воспр н мает х сейчас. 4 татель невольно пр ход т к мысл о том, что нужно цен ть бл зк х, вообще ж знь. А это уже вечные вопросы о ценност , смысле ж зн . По дее, н чего не поменялось - в основе современных про з-ведени й лежат те же вопросы, что и в классике.
Герой выдаёт себя фразам , речевым пр вычкам . Как мы говор м, так мысл м, а мысл - это, наверное, часть душ , поэтому манера говор ть остаётся у героя после смерт . Герой сам говор т, что словечк эт - это его опыт, а опыт - это уж точно часть душ .
После смерти любовь героев не умирает. Оба героя продолжают люб ть друг друга после ухода одного з н х. Вера помн т о муже, раз он смог пр йт в этот отпуск. Яркая деталь, св детельствующая о чувствах героев: «Он лежал в темноте, закрыв глаза, н как не умея осво ться в неловком, тучном теле, внаглую захваченном в Москве на сутк , - чувствовал, как худая светло-русая женщ на рядом все крепче закусывает губу; такую вещь в темноте не разгляд шь, но чувство, чувство куда денешь?». Любовь героев - несчастная з-за смер-т , но не прерванная ею, пр чём, возможно, менно после смерт это чувство, помутневшее с годам совместной ж зн , стало как-то осознаннее, с льнее.
О назван : меется в в ду отпуск душ умершего з загробного м ра на землю, через вторжен е в чужое тело; он разрешается раз в год, только в случае, есл о человеке кто-то помн т, пр том, под строжайш м запретом выдавать себя. В тексте, вроде, не сказано, что душам плохо в ном м ре, но всё равно возн кает образ некой тюрьмы, где «св дан я» с бл зк м разрешены л шь раз в год.
к рассказу «Нелегальный рассказ о любви» Игоря Сахновского:
- Как вы относитесь к способу знакомства, который описан в рассказе? Почему?
- 4ем Ирина «зацепила» Локтева? Вспомните, что автор рассказывает о героях, об х вза моотношен ях в семье.
- Найдите в тексте описание чувства, которое возни кло между героям .
- Г ерои сразу определяют свои отношения: «Мы с тобой, Локтев, не встрет мся НИКОГДА». Почему? И почему он всё-так решаются на встречу?
- Как вы понимаете последнюю фразу героини ?
- Какое значение имеет в рассказе эпизод с роди нкой?
Драфт: молодая наука
Пр мерные ответы учащ хся:
Оп санный Сахновск м способ знакомства очень распространён сейчас, есть немало пр меров создан я крепк х счастл вых семей в результате интернетных знакомств. Есть много замечательных людей, которые з-за своей стесн тельност не могут знаком ться в реально-ст . Для некоторых такой в д знакомства не пр емлем. Невозможно узнать человека, не в дя его глаз, фотограф я здесь не помощн к, тем более что в сет уйма поддельных стран ц с чуж м фотограф ям , за которым скрываются, напр мер, афер сты.
Геро оказал сь в чате случайно, з любопытства. Ир на очень отл чалась от друг х посет тельн ц чата: «На этой площадке х щного молодняка она выглядела чуть растерянной, подраненной ант лопой, которой некуда уйти от алчных бойких львят: им ещё не под силу порвать её на сахарные кусочк , но поза грывать покусаться - одно удовольств е. Она л бо не успевала реаг ровать на подколы прямые дерзости, либо отвечала на них с вяловатым простодушием. От львят не отставали их ревнивые подружки («Орхидея», «Ведьмочка», «Мулатка»), углядевш е дефектность чужачк в её недостаточной бойко-ст ». По дее, с туац я в чате очень напом нает спасен е девушк от нападен я хул ганов.
Сахновск й подчерк вает, что семейная ж знь героев переж вает не лучш е времена. Несмотря на это, геро полагают, что встречаться м не следует, полагая, что встреча будет зменой. Возможно, геро не хотят встреч еще потому, что боятся разочароваться друг в друге. Так часто происходит на самом деле в реальной жизни.
Последняя фраза геро н означает, что всё, как раньше, в х ж з-нях уже не будет. Пусть внешне всё останется как прежде, но внутренне геро змен л сь, не случайно Сахновск й акцент рует такую деталь, как род нка: х встреча - как вновь открытая род нка, о которой не забудешь. Сахновск й оставляет ф нал открытым.
К рассказу Дины Рубиной «Область слепящего света»:
- Найдите в тексте и зачитайте момент, когда между героями вспых вает чувство. Найд те пс холог ческ е детал , передающ е состоян е героев в момент первой встреч .
- Думали ли герои, что ещё когда-ни будь встретятся? Какое слово он не про зносят, но подразумевают пр прощан ?
- 4то чувствуют герои, встретившись вновь?
- 4то пон мает геро ня пр последнем прощан ?
- Почему менно так заканч вает Руб на свой рассказ?
- В чём смысл названия? (о какой области говорит писатель-н ца?)
Драфт: молодая наука
Пр мерные ответы учащ хся:
Для оп сан я первой встреч спользована метафора вспышк (невольно вспоминается «Солнечный удар» И.А. Бунина): «Этот мгновенный бл ц лунного полул ца ослеп л ее такой вспышкой любовной жалобы, словно ей вдруг показал з-за ш рмы того, кого давно потеряла и ждать уже зареклась». Д. Рубина использует детали: «слепые руки», «её растерянные руки», «его беспризорные руки» и т.д. Автору хватает одной детал варь рован я эп тетов, чтобы передать не только волнен е героев, но х неустроенность в ж зн , од ночество,
беспр зорность.
Как в предыдущем рассказе, над следующей встречей, а знач т над совместной судьбой героев, пов сло слово НИКОГДА.
Вторая встреча героев оп сана так: «Она жадно смотрела в его шевелящ еся губы, словно боясь пропуст ть нечто главное, что он сейчас про знесет тем самым спасет обо х навсегда». Но этого не про зошло, он не могут быть вместе по тем же пр ч нам, что геро предыдущего рассказа, поэтому последнее слово в этой ц тате -«навсегда» сменяется пр х расставан уже ф гур ровавш м анто-
н мом «н когда».
О назван : Это область любв счастья, но человек в ней слеп,
будто безумен. Финал глубоко трагичен, героиня погибает (это реальная катастрофа). Их отношен я не меют права на существован е, смерть геро н збавляет х от эт х отношен й.
3. Этап рефлекс .
• организация дискуссии по вопросам:
- 4то общего в раскрыт «вечной темы» у рассмотренных авторов?
- Счастливая ли любовь изображается в современной прозе? Почему?
- 4то мешает счастью в любви сегодня?
Пр мерные ответы учащ хся:
Любовь в рассказах зображена несчастная, потерянная, «нелегальная». Судьба дарует героям лишь несколько дней, даже часов счастья. Почему? «Потому, что жизнь такая...». В двух рассказах фигур рует слово НИКОГДА (да в «Отпуске» это слово, хоть не названо, но подразумевается, ведь после смерт - это есть «н когда»), оно определяет невозможность существован я счастл вой любв , то есть совместной с жизнью, не «на расстоянии », не прерванной смертью. Современный человек наход тся в многоч сленных «клетках», «сетях» обстоятельств: общественного мнения, привычек, страхов, он наход тся на гран це ж зн смерт , в любой момент может случиться непоправимое.
Драфт: молодая наука
• презентация сборника:
После того, как учащиеся выскажутся, им предлагается познакомиться с проектной деятельностью учениц - это презентация сборника рассказов о любви. На экран выведена обложка (девочки выбрали название «Нелегальные», подобрали картинку - поцелуй мужчины и женщины, головы которых обмотаны серой тканью). Также выведена на экран озвучена в качестве рекламного текста аннотац я к сборн -ку: «НЕЛЕГАЛЬНЫЕ - это слово насквозь пронизывает все три рассказа, объясняя всю суть любви, её жертвенность и запретность... Все три рассказа, вошедшие в сборник, - это зарисовки, наброски современной жизни. Они затягивают нас в пучину страстей и эмоций героев. Заставляют нас задуматься о вечных проблемах, ставящих человека, казалось бы, в безвыходное положен е. о том, что людям свойственно ош баться, порой пр н мая ложное за подл нное».
• после знакомства с продуктом проектной деятельност уча-щ мся предлагается высказать собственное мнен е по поводу ув денного: согласны ли они с такой версией? почему? как бы они оформили обложку? какой текст бы составили для рекламы?
В ходе дискуссии учащимися были высказаны следующие суж-ден я:
- Моё мнение о рассказах Сахновского и Рубиной не поменялось, мне такая любовь чужда, змена - это вечный людской порок, это предательство. В современном м ре очень легко найт того, кто несчаст-л в в браке хочет найт тепло на стороне, есть для этого даже отдельные сайты. Может, поэтому крепк х браков всё меньше, люд разучились решать проблемы и идти на компромиссы; сталкиваясь с первой же проблемой, они расстаются и ищут себе идеал дальше, а отношен я требуют работы над собой, наче ты р скуешь остаться в старост в полном од ночестве, несмотря на кучу романов , возможно, даже не один брак.
- Наверное, авторы правы, что п шут об этом, подн мают так е важные проблемы, мы ведь часто говор м, что п сатель хочет пр влечь внимание к чему-то, заставляет задумываться нас над чем-то, нужно просто делать прав льные выводы, а не пон мать всё буквально.
- Всё так есть в современном м ре, нам просто непр ятно это осознавать, пр ятнее ч тать о возвышенных чувствах, оп санных со-ответствующ м фразам .
- Рассказы Сахновского Руб ной очень похож : в н х подняты проблемы несчастл вых браков без любв , глухост к бл зкому человеку, од ночества человека, даже есл у него есть семья, невозможно-
Драфт: молодая наука
сти быть с любимым человеком из-за ряда причин. В рассказе Быкова, наоборот, показана ценность бл зкого человека, семь , которая не осознаётся людьм , пока он это не потеряют. 4увства знаш ваются, ст раются в рут не, быту, люд об жают друг друга, отдаляются, а потом каются в нят себя всю оставшуюся ж знь.
- Думаю, эти рассказы может объединять мысль о том, что нельзя «плыть по течен ю», подч няться сво м пр вычкам, страхам, общественному мнен ю. Нужно цен ть то, что даёт тебе ж знь (бл зкого человека, как в «Отпуске») делать всё для того, чтобы не потерять
такой дар судьбы, как любовь, бороться за него, хотя бы делать шаг навстречу (как нужно было поступ ть героям в рассказах Сахновского и Рубиной). Кто знает, может, через много лет эти рассказы будут изучать школьни ки как классику XXI века.
ЛИТЕРАТУРА
Бирюков П.И. Биография Л.Н. Толстого (том 2, глава 3). «Война и мир» (обзор критической литературы) БЯЬ: http://tolstoy.lit-info.ru/tolstoy/bio/biryukov/ Ь^гайуа-Ьцуикоу-2-3 .Мш.
Литературный блог 2013 - БЯЬ: http://www.e-progress.com.ua/category/ modem-literature.
Рубина Д. Сайт Дины Руби ной 2013 URL:http://www.dinarubina.com/ news.html.
Яркевич И. Журнальный зал 1996 URL: http://mag.russ.ru:81/voplit/1996/1/ xx_vek1 .Ыш1.
© Крапивина А.В., 2013