Научная статья на тему 'Художественное своеобразие драматической сказки Н. Колтышевой «Игорек в табакерке»'

Художественное своеобразие драматической сказки Н. Колтышевой «Игорек в табакерке» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
523
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННАЯ ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА / ДРАМАТУРГИЯ / ИНСЦЕНИРОВКА / КОНЦЕПЦИЯ ГЕРОЯ / МОДЕЛЬ СЕМЬИ / В.Ф. ОДОЕВСКИЙ / Н.В. КОЛТЫШЕВА / MODERN CHILDREN’S LITERATURE / CHARACTER’S CONCEPTION / V.F. ODOYEVSKY / N.V. KOLTYSHEVA / DRAMA / PERFORMANCE / FAMILY MODEL

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Хабибьянова Э. И.

В статье анализируется пьеса современного драматурга, написанная по мотивам рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке». Подробнее рассмотрены модель семьи и образы героев, описана авторская концепция интуитивно-интеллектуального познания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Characteristic features of the dramatic fairy tale by N. Koltysheva “Igoryok in a Snuff-Box”

The article analyses the play of a modern playwright, based on the short story by V. Odoyevsky “Little Town in a Snuff-box”. The family model, the character images and the author’s conception of intuitive-intellectual cognition are described in detail.

Текст научной работы на тему «Художественное своеобразие драматической сказки Н. Колтышевой «Игорек в табакерке»»

Драфт: молодая наука

Э.И. ХАБИБЬЯНОВА (г. Екатеринбург, Россия)

УДК 821.161.1.2 (Колтышева И.)

ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,43

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ДРАМАТИЧЕСКОЙ СКАЗКИ Н. КОЛТЫШЕВОЙ «ИГОРЕК В ТАБАКЕРКЕ»

Аннотация. В статье анализируется пьеса современного драматурга, напи санная по моти вам рассказа В. Одоевского «Городок в табакерке». Подробнее рассмотрены модель семьи и образы героев, описана авторская концепция и нтуи ти вно-и нтеллектуального познания.

Ключевые слова: современная детская литература, драматургия, инсценировка, концепция героя, модель семьи, В.Ф. Одоевский, Н.В. Колтышева.

Одно из заметных явлений в драматургии современности -«уральская школа» Николая Коляды. Молодые драматурги - воспи -танни ки Н. Коляды - пи шут не только для взрослых, но и для детей, и в этом «детском репертуаре» особое место отводится инсценировкам.

Ярким представителем драматургической школы Коляды является Надежда Вячеславовна Колтышева, драматург, сценарист. С 2001 года она работает литературным редактором в журнале «Урал». Ее произведения публиковались в журналах «Современная драматургия», «Урал», альманахе «Чудеса под вишней», сборниках пьес современных драматургов «Репетиция», «Театр в бойлерной», сборнике «Новые писатели». Надежда Вячеславовна - участница многих драматургических фестивалей, награждена литературной премией «Новый стиль», а также премией журнала «Современная драматургия» за пьесу «Ментовская новогодняя».

Детская драматургия Н.В. Колтышевой - это и новые оригинальные пьесы, нсцен ровк звестных детск х сказок. Так, пьеса «Муфта, Полботинка и Моховая Борода» написана по мотивам произведения Эно Рауда, название пьесы «Тараканища» перекликается со сказкой Чуковского, а сюжет - с совсем не детским рассказом Кафки, «Игорек в табакерке» - вольная инсценировка «Городка в табакерке» В.Ф. Одоевского.

В творчестве В. Одоевского слож лось своеобразное представление о природе познания и функциях детской литературы. Именно этот автор традиционно воспринимается как основоположник концепции обучающей сказк . По мнен ю п сателя, задач детской сказк состоят в утвержден учен я как одной з главных ценностей. Пр этом

Драфт: молодая наука

ст нное учен е, по мнен ю п сателя, сочетает нтеллект нту -ц ю, включает в себя дв жен е от предзнан я к разумен ю. «Городок в табакерке» - это сказка, оп сывающая подсознательно-творческое познан е (пон ман е того, как устроена шкатулка, пр ход т к М ше во сне). Главным кр тер ем разв того сознан я у Одоевского станов тся пытл вость, способность пр чудл во сочетать фантаз ю действительность, познавать мир через игру воображения [Тиманова, Ша-рафадина 2010].

Сюжет про зведен я Одоевского хорошо знаком взрослым, детям (по некоторым программам сказку «Городок в табакерке» изучают в школе): М ша получает в подарок от отца музыкальную табакерку, завораж вающую своей красотой нтересным внутренн м устройством. Мальчик хочет узнать строение табакерки, и его желание сполняется во сне. Путешествуя по сказочному городу, М ша открывает для себя законы перспект вы в ж воп с , музыкальную теор ю контрапункта. А главное, когда он просыпается, то понимает, как работает «музыкальный ящик». Сказка носит воспитательный характер. Главная мысль её заключается в том, что всё в мире дви жется трудом и всё взаимосвязано. А городок в табакерке оказывается своеобразной м кромоделью м ра.

Н. Колтышева сохраняет общую канву стор Одоевского, но то же время углубляет и по-своему раскрывает сказочный сюжет. Игорек в пьесе современного драматурга не только совершает путешеств е в табакерку узнает, как она устроена, но помогает своему брату по-друж ться с девочкой, а семье в целом - обрест гармон ю. Драматургу важно показать не только путешеств е по табакерке, но семью главного героя.

В основу своих произведений В.Ф. Одоевский и Н.В. Колтышева кладут разные модел семь . Одоевск й показал ж зненный быт вос-п танного в добропорядочной семье мальч ка, ж вущего в благополу-ч достатке. Отношен я в семье патр архального т па: отец является главой, нос телем ценностей, пр мером для сына, пр н мает основные решен я, , кроме того, определяет будущее для него: «Но ты это ещё лучше поймешь, когда будешь учиться механике» [Одоевский 1889: 39]. Мама в сказке появляется только в конце, а на протяжении про зведен я о ней только упом нается в разговоре героев. Главный герой про зведен я - М ша - очень вежл вый несколько на вный мальчик, он любознателен, хочет познать мир, поэтому он любит задавать вопросы вн мательно выслуш вает ответы.

Инсцен ровка Колтышевой по-своему разв вает концепц ю ребенка Одоевского и в то же время представляет читателю вполне со-

Драфт: молодая наука

временную модель семьи. Характер Колтышевского героя соответствует в концепци и Одоевского идеальному «проснувшемуся» ребенку (проснувшийся - заинтересованный в мире, любопытный, пытливый). Гога из «Табакерки» заворожен музыкальной шкатулкой (как и Миша из сказки Одоевского), его вдумчивая заинтересованность не ситуативна, это постоянная черта. В финале пьесы во время семейного праздника все спокойны и умиротворены, и «только Гога подходит к д вану, достает оттуда девочк н подарок с любопытством нач нает его распечатывать... Гога. А чё за подарок? (Раскрывает.) Коробочка. Прикольно...» [Колтышева] *.

Игорь ведет себя как вполне взрослый человек. Он мечтательный и задумчивый, часто «уходит в себя», засматривается в окно: «Гога од н. Он подход т к аквар уму достает оттуда жабу, задумчиво рассматривает»; или, когда мама оставляет рядом с мальчиком жабо, он «примеряет его, задумывается»; у него хороший музыкальный слух: «может, это только слыш тся Гоге - коньк выводят свою мелод ю»; Игорь очень бережл вый, так как «н когда н чего не выбрасывает - вдруг пр год тся». Кроме того, он, самый младш й член семьи, постоянно поправляет взрослых. Маме он говорит: «Я не Гога, я Игорь, маменька. И не “ф и”, а “фу”!» Старшему брату: «Не “Хой!”, а “Хай”! И я не.», - и готов отстаивать свою самостоятельность.

Брат Г оги Миша - подросток, вовлеченный в субкультуру («Ми -ша - панк»), он слушает подобающую этому направлению музыку и соответствующим образом изъясняется («хой», «жаба»). И хотя Миша старше Игоря, он выгляд т в пьесе гораздо более мпульс вным.

Однако самым «непроснувш м ся» героям в верс Колтыше-вой оказываются не дет , а взрослые. Возн кает ощущен е, что в доме все «перевернулось»: дет в пьесе показаны серьезным , род тел , наоборот, нфант льным .

Род тел у Игоря М ш не совсем обычные, х поведен е напом нает детское. Он оба связаны с врачеван ем, но есл папа «приверженец методов традиционной медици ны», то мама, экстрасенс, предпоч тает нетрад ц онное лечен е. С родом деятельност связаны и их увлечения: мама страстно интересуется «чакрами», «мантрами», загадочным дв жен ям , «к нжалов дным ударам », отец зан мается пр готовлен ем лекарств.

1 Текст пьесы здесь и далее цитируется по: Колтышева Н. Игорек в табакерке [Электронный ресурс]. Режим доступа: Ьйр://(1гата1е8Ька.т/Мех.р11р/к/5278-коШЬ811еуа-п^огек-у^аЪакегке.

Драфт: молодая наука

Ведущая роль в семье отведена маме героя. Мама Гог - «жен-щ на увлеченная», «у нее много энерг », поэтому ей сложно ус деть на одном месте. Она очень эмоц ональна, на что указывают ее экспресс вная речь, стрем тельные мпульс вные действ я мгновенные реакции на события, происходящие в доме. В Гошином сне о пу-тешеств в музыкальную шкатулку мама отчетл во соотнесена с Вал ком - в ж зн мама «цепляет» папу, тот нач нает восп тывать М шу, который в свою очередь пр сматр вает за Игорем.

Отец, по сравнению с мамой, кажется более пассивным. Но когда у него появляется возможность заняться люб мым делом - операц ей, то он станов тся человеком, полностью захваченным сво м занят ем, н чего не замечает вокруг, как ребенок, увлеченный грушкой.

Род телей от детей отл чает спец ф ческая речевая манера. Язык сыновей наполнен молодежным сленгом и жаргонизмами, заметно, что драматург стрем тся зобраз ть героев макс мально пр бл -женным к ж зн . Но, несмотря на эт особенност реч , детям пр -суща большая языковая свобода, тогда как род тел не выходят за рамк определенной речевой модел : напр мер, папа Гош по любому поводу сыплет пословицами и поговорками («Легко дитятко нажить, нелегко вырастить, Лечиться - всегда пригодится! Не волнуйся, сынок. Хоть дело хворо, да скоро!»). Речь мамы наполнена туманным , м -стическими фразами и восклицаниями: «Этого! Не может! Быть!!!»

л «Ты должен что-то сделать, Богдан!!!», слова она про знос т отрыв сто: «О! Горе! Горе какое! Мальч к мой», быстро переключается с одной темы на другую (напр мер, это показывает ее репл ка «Хорошая девочка. Хорошая музыка. Хорош й мальч к»), не проговар вая пр этом н чего существенного.

Младш е старш е в пьесе говорят по-разному часто не пон -мают друг друга. Однако отсутствие полноценного диалога между роди -телями и детьми становится в пьесе источником не драматизма, а ком зма. В «Игорьке в табакерке» любящ е род тел сво м действ ям только запутывают с туац ю: мама папа всю пьесу ловят старшего сына, думая, что у него «жаба в голове». На самом же деле это ч сто языковое недоразумен е, поскольку «жаба» на «панковском нареч » сына означает «девочка». В пьесе с мягкой рон ей обыгрывается вечное стремлен е род телей леч ть, помогать, оберегать, не вн кая особенно в ситуацию. Именно с действиями взрослых связывается в пьесе ощущен е легкого сумасшеств я, неразбер х , однако неразбер ха не пр вод т к катастрофе, а, напрот в, создает поз т вный эффект.

В сказке «Городок в табакерке» В.Ф. Одоевски й ставил перед собой обучающую восп тательную задач : ему было важно через по-

Драфт: молодая наука

нятные маленькому мальч ку вещ объясн ть устройство м ра, вос-п тать чувство бережл вост . Образ семь способствует дост жен ю этого - род тел дают сыну рац ональные знан я. Геро Колтышевой не так много размышляют рассуждают, но х отношен я построены на доброй, нерац ональной заботе, эмоц онально-чувственной коммун кац . Меняя местам взрослых детей, драматург решает развлекательную задачу: взрослость младш х членов семь детское поведен е старш х вызывают ком ческ й эффект, вместе с тем не л шен-ный восп тательного элемента: несмотря на разл ч е между род те-лями и детьми, их объеди няют взаимопомощь и забота. Для этого драматургом не только детал з руются образы, но создаются цельные живые характеры, раскрывающиеся в динамично развертывающемся сюжете.

В сказке Одоевского центральным эп зодом был сон героя, в снов дческой реальност герою пр ход ло знан е об устройстве за нте-ресовавшей его шкатулки. Через эту коллизию знакомства с устройством конкретной вещ маленьк й ч татель должен был пр йт к мысл , что все в ж зн орган зовано разумно.

Как В. Одоевск й, современный драматург спользует мот в сна, но расш ряет его значен е. Путешеств е по табакерке ввод тся в пьесу не только для того, чтобы объяснить ребенку физические явления, как это было у Одоевского. Сон выполняет здесь и психологическую функцию. Драматург объясняет юным читателям происхождение сна: то, что зан мало ум главного героя в течен е дня, попадало в поле его зрен я, пр хотл вым образом трансформ руется в снов ден е. И каждая «деталь» табакерки имеет прототип в окружени и мальчика.

Попадая в чудесный м р, Игорек знаком тся с ее ж телям , а затем замечает сходство между героям шкатулк собственной семьей. И в од н момент даже в шутку задумывается об этом, когда Колокольч к говор т: «Кто ж тебе не дает, оставайся! Назначат тебя младшим мальчиком-колокольчиком (младшим братом) <...>

Папенька станет молоточком <.> А маменька - Валиком».

Сходство между папой Молотком можно прослед ть на лек-с ческом уровне: оба говорят поговоркам . Так, когда папа хочет «вы-леч ть» Гогу, он про знос т: «На всякую болезнь зелье вырастает», Молоток же бьет Колокольчика, приговаривая: «Болен - лечись, а здоров - берег сь». Показательна полем ка о поговорках, когда Гога «ц т рует» пап но высказыван е, а Колокольч к - поговорку Молоточка. В итоге оба мальчика опираются на мнение «отцов» (старших):

- А вот папенька говорит, что нехорошо привыкать к поговоркам.

- А вот дядька говорит, что на весь мир не будешь мил!

Драфт: молодая наука

В пятой картине, услышав мелодию «шуры-муры», Г ога замирает и говорит «мама», отмечая сходство голоса Мамы и Валика. И, как Мама следит за всеми и все контролирует (причем «у людей непосвященных может создаться впечатление, что мама Гоги и Миши - женщина. увлеченная и все её действия бессмысленны и бесполезны»), так Вал к, н чего, в общем-то, не делая, оказывается «надз рате-лем», своего рода контролером процесса.

Старший брат Гоги - Миша - становится прототи пом Колокольчика, живущего в табакерке: Колокольчик оказывается ближе всех Мальчику, отношения дядьки-молоточка и Колокольчика - проекция отношений Миши с отцом, и Миша, и Колокольчи к - влюблены, и т.д. Главный герой сразу замечает сходство между мальч ком з табакер-к старш м братом: «Гораздо с льнее ты напом наешь мне другого мальчика».

Интересна роль девочки Лиды в пьесе. Она завораживает своим танцем всех членов семь . Глядя в окно, ею любуется Игорь, М ша влюблен в нее, мама, ув дев девочку, «зам рает от восторга» - возвращается к действ тельност , только когда Л да счезает. Во сне Г оги танцовщица трансформируется в царевну из табакерки (что подтверждает мелодия пружинки «зиц, зиц, зиц», которую в реальности «выводят» коньк девочк ). И менно Л да оказывается той самой «жабой» в голове М ш , з-за которой началась суматоха в доме.

У Н.В. Колтышевой мир сна и реальность равноценны, они взаи -мопроникают и дополняют друг друга: драматург не только объясняет, как устроена табакерка показывает вза мосвязь ее компонентов, но делает ее метафорой современной семь , в которой ж знь старш х младш х предстает в орган ческом соед нен .

Ист нным событ ем пьесы, так м образом, станов тся нахожде-н е соответств й между снов ден ем реальностью, герой познает устройство мира через эти соответствия, получает не интеллектуальное, а нту т вное представлен е о ж зненной «пруж не», которое связывается с любовью / влюбленностью. Момент этого нту т вного «прозрения» маркируется гармонизацией реальной обстановки: «Начинается суета. Но в данном случае это уже совсем другая, радостная суета. В комнате появляется елка, накрытый стол. Все нарядные, звуч т прекрасная музыка. Все улыбаются, чувствуется, что всем хорошо наступил настоящий праздник. Папа приглашает на танец девочку, Миша - маму. И только Гога подходит к дивану, достает оттуда девочкин подарок и с любопытством начинает его распечатывать.».

Концепц я Одоевского об нту т вно- нтеллектуальном познании у Колтышевой трансформируется. Движение от предзнания к зна-

Драфт: молодая наука

нию, которое и совершает Миша из сказки Одоевского, у Колтышевой расщепляется: ее герой пр ход т к нту т вному пон ман ю м ра, нтеллектуальное дв жен е (пон ман е сут про сходящего) остается читателю. В результате научно-популярная сказка в интерпретации современного драматурга пр обретает новое - д алог ческое - зме-рен е.

Установка на д алог, в ходе которого автор все время акт в з -рует ч тателя, требует его сужден й, уч тывает предугадывает возможные реакции и т.д., наиболее отчетливо проявляется на уровне паратекста пьесы. Непр вычно «расш ренные» ремарк форм руют особую зону контакта драматурга с ч тателям , задают атмосферу, в которой будет протекать действ е, порой берут на себя функц ю «психологического комментария», объясняют поведение героев. Так, в «Табакерке» - после того как читатель «накопит» некоторое недо-умен е по поводу поведен я мамы - автор дает сво разъяснен я: «У людей непосвященных может создаться впечатлен е, что мама Гог Миши - женщина. увлеченная и все ее действия бессмысленны и бесполезны. Ну, напр мер, что ей будто бы нечем заняться. Ил , может, что она бегает по кругу, вместо того, чтобы постав ть цель до-ст гать ее любым средствам . На самом деле это, конечно, не так. Мама Гоги с Мишей - экстрасенс, у нее много энерги и, и этим все сказано».

В тоге в драматург Колтышевой создается образ открытого для ребенка- сследователя м ра: это касается м ра героя (в котором любое столкновен е с м ром - очередной шаг в его познан ), м ра ч тателя, которого все в тексте пр глашает к разговору.

Подведем тог . В. Одоевск й Н. Колтышева в основу сво х произведений кладут разные модели семьи. Это различие объясняется эпохой: Одоевский изображает семью XIX века, Колтышева - XXI (современные родители инфантильны и легко увлекаются, а дети выглядят более взрослым , чем старшее поколен е) - целью нап сан я сказки. В.Ф. Одоевский с помощью магии сна открывает ребенку законы механики и живописи, Н.В. Колтышева показывает взаимосвязь всех членов его семь объясняет про схожден е так х семейных ценностей, как вза мопомощь, забота любовь.

Современная детская л тература, представ телем которой является Надежда Колтышева, вносит в традиционную сказку новое со-держан е, которое перекл кается с наш м временем. У В.Ф. Одоевского Н.В. Колтышевой сказочная сторона показана через сон. Детское воображение воплощает в сновидении самые фантастические явлен я, волшебное возн кает в обыденной обстановке. Только в этом

Драфт: молодая наука

невероятном м ре могут ож ть детал ещё не звестной, но очень н-тересной и грушки и поведать детскому сознанию тайны жизни.

ЛИТЕРАТУРА

Колтышева Н. Игорек в табакерке // Драматешка БЯЬ: Ьйр:/Мгата1е8Ька. ш/тс1ех.рЬр/к/5278-коШЬ8Ьеуа-п^огек-у-1аЬакегке (дата обращения: 10.09.13) Одоевский В.Ф. Сказки и рассказы дедушки Иренея. - СПб.: Издани е А. Суворина, 1889.

Тиманова О.И., Шарафадина К.И. Отечественная «сказочная» кни жность XIX века в и нфосфере познавательного чтения: семанти ка и прагмати ка // Ми р лингвистики и коммуникации - 2010 - 7 2 (19). БЯЬ: Ьир:/Луег1^иа.га (дата обращения: 10.09.13).

© Хабибьянова Э.И., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.