Научная статья на тему 'Веб-сайты как средство презентации музеев (на примере муниципальных музеев Алтайского края)'

Веб-сайты как средство презентации музеев (на примере муниципальных музеев Алтайского края) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1118
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕБ-САЙТ / ИНТЕРНЕТ-САЙТ / МУЗЕЙ / МУНИЦИПАЛЬНЫЕ МУЗЕИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ МУЗЕЙНАЯ СЕТЬ / WEBSITE / INTERNET-SITE / MUSEUM / MUNICIPAL MUSEUMS OF ALTAI KRAI / REGIONAL MUSEUM NETWORK

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Рыгалова М. В.

Проанализировано содержание коммуникативной функции сетевых информа-ционных ресурсов муниципальных музейных структур современного Алтайского края, охаракте-ризованы некоторые особенности содержания собственных интернет-сайтов учреждений регио-нальной музейной сети. Автор отмечает ряд актуальных проблем регионального музейного дела, препятствующих расширению масштабов присутствия музеев края в русскоязычном веб-пространстве. Сетевой ресурс рассматривается автором в качестве важного инструмента позици-онирования музейного учреждения на современном рынке профильных услуг, канала коммуника-ции с реальными и потенциальными посетителями музея, средства обеспечения открытого досту-па исследователей к информации о музейных фондах и коллекциях, аккумулированных на терри-тории Алтайского края.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WEBSITES AS A MEAN FOR A MUSEUM PRESENTATION (CASE OF MUNICIPAL MUSEUMS OF ALTAI KRAI)

The article analyses communicative function of informational web resources of munici-pal museums of the today's Altai Krai, discusses some peculiarities of content of internet sites managed by institutions that are among regional museum network. The author of the paper notes a set of actual problems that the regional museum business is suffered from, and these problems obstruct the widening of museums presence in the Russian-speaking web space sector. An internet site is considered by the author as an important tool to assert a museum in market for services, as well as a channel for communication with actual and potential a museum's visitors, a tool of gating to information about museums stock and collections accumulated within the Altai Krai for researchers.

Текст научной работы на тему «Веб-сайты как средство презентации музеев (на примере муниципальных музеев Алтайского края)»

4. Голованов, А .Т. Быт и народная архитектура русских на Юго-Западном Алтае : путеводитель. -Усть-Каменогорск : Медиа-Альянс, 2005. - 10 с.

5. Поправко, Е. А. Музееведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Поправко ; редактор М. А. Касаткина. - Электрон. дан. - Владивосток, 2006. - Режим доступа : http://abc.vvsu.ru/books/muzeebed (дата обращения: 25.03.2017 г.).

Eugenia Yu. Rakhmatulina, Researcher East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape

(Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan) [email protected]

ELABORATION OF MUSEUM ETHNOGRAPHIC EXHIBITION (BY THE EXPERIENCE OF EAST-KAZAKHSTAN REGIONAL RESERVE OF ARCHITECTURE AND ETHNOGRAPHY, NATURE AND LANDSCAPE)

Abstract. The paper considers some methodic peculiarities of working-up of museum exhibitions managed in East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape (Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan), which is one of the biggest museums of the today's Kazakhstan Republic. The author bases on the experience of several ethnographic exhibitions of the "Russian" sector of ethnic park called "Zhastar" describes scientific goals of an exhibition, approaches to managing the informational interaction between a museum exhibition and a museum's visitor.

Keywords: museum in Butakovo village; East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape; a museum history; museum exhibitions; "Russian" sector of the "Zhastar", ethnographic park.

УДК [069-22+069-37](571.150):004.738.5

М. В. Рыгалова, кандидат исторических наук, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)

[email protected]

ВЕБ-САЙТЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00112

Аннотация. Проанализировано содержание коммуникативной функции сетевых информационных ресурсов муниципальных музейных структур современного Алтайского края, охарактеризованы некоторые особенности содержания собственных интернет-сайтов учреждений региональной музейной сети. Автор отмечает ряд актуальных проблем регионального музейного дела, препятствующих расширению масштабов присутствия музеев края в русскоязычном веб-пространстве. Сетевой ресурс рассматривается автором в качестве важного инструмента позиционирования музейного учреждения на современном рынке профильных услуг, канала коммуникации с реальными и потенциальными посетителями музея, средства обеспечения открытого доступа исследователей к информации о музейных фондах и коллекциях, аккумулированных на территории Алтайского края.

Ключевые слова: веб-сайт, интернет-сайт, музей, муниципальные музеи Алтайского края, региональная музейная сеть.

Развитие маркетинговых технологий становится одним из ведущих направлений работы современных музеев. Это вызвано необходимостью позиционирования себя как учреждения, а также предоставляемых услуг на аналогичных рынках, в целях поддержания конкурентного

спроса и интереса со стороны посетителей, отслеживания современных тенденций в музейном пространстве с целью развития музея. Эффективность работы музея во многом зависит от правильного использования маркетинговых технологий. Синтез маркетинговых и информационно -коммуникационных технологий (ИКТ) открывает новые возможности предоставления открытого доступа к музейным ценностям. В настоящее время происходит определение смысла и назначения музеев в электронной среде. При этом практически отсутствуют разработки в области продвижения музейной информации средствами информационных технологий. Одним из способов поддержания имиджа, «лицом», является сайт музея.

Отечественные исследователи обращаются к изучению вопроса создания качественных веб-ресурсов для музеев [1].

При этом сайты музеев могут существенно отличаться между собой. На одних представлена общая информация (контактные данные, история музея, состав коллекций, экспозиции, программы), на других - подробное описание экспонатов, информация об экскурсиях, формах работы музея). Зачастую не учитывается специфика музеев и их профилей, сайт не наполнен информацией [2, ^ 56]. Пользователи стремятся получить информацию удаленно, воспользовавшись доступными информационными технологиями, Интернет. В условиях развитого информационного общества существенная доля познавательной деятельности человека происходит в виртуальной среде [3, а 436]. Веб-сайт дает пользователю первичную информацию о музее, составе его фондов и коллекций, услугах, научно-просветительной деятельности, формах работы с посетителями, тем самым позволяя сформировать первое впечатление об учреждении.

Развитие современного общества, интернета ведет к изменениям в социально-культурной сфере. Тем самым формируется информационно-культурное пространство, в которое входят, в том числе, музеи. Последние вынуждены приспосабливаться под современные реалии и искать технологии и методы работы для привлечения в современных условиях новых посетителей [4]. Первые отечественные музейные сайты появились с середины 1990-х гг. Это были не полноценные сайты, а домашние страницы с минимальным набором информации.

Музейный мир XXI века изменился. Поменялись информационно-коммуникативные способы взаимодействия с посетителями. Редко на сайтах можно встретить информацию об образовательных программах, хотя это важная часть работы музея [5].

Вместе с тем, музеи стремятся расширить информацию о себе, чтобы привлечь новых пользователей. Типовая структура музейного сайта включает разделы с информацией о возможностях посещения музея, историей, экспозициях, выставках, реже о коллекциях, экскурсиях, публикациях. Музей через сайт реализует свои функции для представления информации о себе, об услугах.

Тенденция такова, что все больше сайтов живут по законам Интернета, вовлекают пользователей в свою сферу, стремятся расширять возможности сайтов и их информационную наполненность [6].

Музейная сеть Алтайского края представлена различными группами музеев. Большую часть из них представляют муниципальные музеи (музеи в населенных пунктах Алтайского края, преимущественно районные музеи и музейные учреждения).

Музеи в своем регионе, на определенной территории, всегда выполняют важнейшие научно-просветительные, воспитательные, культурные функции, которые являются существенно выраженными по сравнению с крупными региональными музеями, музеями городов. Районные музеи муниципального подчинения являются центрами научного документирования региона. Ни один такой музей не может пройти мимо истории собственной территории, истории заселения, развития. В музеях хранятся не только предметы, но часто и документы, в которых зафиксированы исторические свидетельства. Муниципальные музеи выступают научными центрами, на базе которых изучается и формируется база для проведения исследовательской работы. Эта работа может вестись как относительно музейных предметов, так и в области изучения района, отдельных населенных пунктов. Музей представляет и культурный пласт региона, так как хранит, популяризирует культурное наследие отдельно взятой территории, представляет его в контексте краевого, общероссийского исторического развития. Таким образом, муниципальные музеи являются культурно-образовательными центрами своей территории, способствуют активному ее изучению, популяризации [7].

На сегодняшний день информация об этих музеях представлена в виртуальной среде посред-ствам ряда порталов общегосударственного значения («Музеи России», «Госкаталог», «Культу-ра.рф»). Стоит отметить, что информация по районным музеям на порталах представлена в разрозненном, неполном виде, иногда является неактуальной. Вместе с тем, музеям сегодня важно заявить о себе в информационном пространстве, занять свою нишу, быть доступными для виртуальных пользователей, которые являются и потенциальными посетителями музеев. Муниципальные музеи, в свою очередь, являются «сокровищницами» местного, регионального, а иногда и всероссийского уровня. Это места культурной и научно-просветительной жизни населенных пунктов Алтайского края. Потому их следует позиционировать на краевом и всероссийском уровне в сети Интернет.

Обращение к анализу веб-сайтов музеев находит свое развитие в научных исследованиях. Например, работа Е. В. Павловой и Д. М. Прохоровой посвящена анализу музейных сайтов Псковской области. Основной акцент в ходе работы исследователи делают на необходимости представления музеев для туристической сферы [8].

Объектами нашего исследования стали сайты муниципальных (районных и городских) музеев и музеев при учреждениях культуры, имеющих муниципальное подчинения, за исключением музея «Город» г. Барнаула. Поскольку расположенный в столице Алтайского края музей является активно развивающимся во всех направлениях деятельности, в том числе в направлении позиционирования себя через веб-ресурсы и находится в явно выигрышном положении по сравнению с музеями, расположенными в районных центрах края, он может стать объектом самостоятельного исследования.

Из 63 музеев 35 не представлены в сети Интернет собственными веб-сайтами. При этом информация, представленная на имеющихся сайтах, отличается по наполнению и разнообразию. Так, преимущественно на всех из них присутствует базовая информация о музее (контактные данные, краткая историческая справка, реже описан состав фондов и экспозиции). Как примеры позитивной работы сотрудников с сайтами можно выделить музеи в селе Мамонтово и в Табунах. В первом, кроме общей информации, представлены издания музея, список экскурсий с описанием, выставки, мероприятия, даны описания некоторых экспонатов. О том, что сайт обновляется, свидетельствует раздел новостей с актуальной информацией. На сайте Табунского районного краеведческого музея размещена общая информация о музее, экспозициях и отдельных экспонатах. Солонешенский районный краеведческий музей разместил на сайте возможность онлайн-бронирования экскурсий, а также информацию об археологических памятниках района. Но при этом отсутствует информация об основных экспозициях самого музея. На сайте Волчихинского района подробно представлена история музея и самого района, его населенных пунктов. Информация иллюстрируется сканированными копиями архивных документов.

Позитивным примером ведения сайтов являются музеи городов Алтайского края: Рубцовска, Бийска, Новоалтайска, Змеиногорска, Славгорода. На сайтах этих музеев подробно представлена информация о музее, экспозициях, экскурсиях, афиша, новости. Интерес представляет и сайт Павловского историко-художественного музея им. Г. Ф. Борунова в Павловске. Здесь, кроме подробной информации о музее, размещена анкета для посетителей. Такой раздел не присутствует на других сайтах. Некоторые музеи имеют свои сайты, но страницы не ведутся несколько лет (Ключевский, Шелаболихинский, Топчихинский районные краеведческие музеи). Часть музеев представлена страницами на сайтах районной администрации (Благовещенский. Бурлинский музеи, музей в городе Камень-на-Оби).

Несомненно, работа над созданием и особенно поддержанием веб-сайта требует значительных временных затрат, в то время как штат единиц в некоторых муниципальных музеях составляет несколько человек, иногда 1-2. Большинство музеев, имеющих сайты, публикуют на них анонсы мероприятий и фотоотчеты по их результатам, тем самым стремятся «оживить» страницы. Но сегодня этой информации уже не достаточно. Веб-сайты небольших музеев, к которым можно отнести районные и городские музеи муниципального подчинения, зачастую являются единственным источником информации о музее, истории населенных пунктов, знаменитых людях районов, о культурной и исследовательской жизни, которая ведется в отдаленных населенных пунктах. Многие коллекции районных музеев богаты ценными и уникальными музейными

предметами, документами, которые могут являться важным дополнением в ходе исторических исследований. Ну и, конечно же, нельзя обойти стороной туристическую отрасль, активно развивающуюся в Алтайском крае. Одним из векторов притяжения туристов в отдельные населенные пункты и районы может стать их богатая история и культурное наследие, хранящееся в музеях. В этой связи необходимо обратить пристальное внимание на возможности унификации сайтов муниципальных музеев, их развитие и поддержание, в том числе с использованием инструментов маркетинга и исследовательской практики.

Список литературы

1. Гук, Д. Ю. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в межмузейных научных проектах: онтология и прогноз / Д. Ю. Гук, В. В. Определёнов // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. - Москва : Этерна, 2015. - С. 374-386.

2. Самаковская, О. В. Формирование контента сайтов этнографических музеев: проблемы качественного представления музейной информации в интернете и пути их решения // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2012. - № 3. - С. 55-61.

3. Тарумова, Н. Т. Интернет как инструмент репрезентации результатов исторических исследований, осуществленных на базе музейных собраний // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки. - Москва : Этерна, 2015. - С. 434-445.

4. Тайляшева, А. О. Интернет-технологии в деятельности современного музея// Молодёжь и наука: сб. матер. 1Х Всерос. науч.-тех. конф. студентов, аспирантов и молод. учёных с междунар. участием, посвящ. 385-летию со дня основания г. Красноярска (Красноярск, 15-25 апр. 2013 г.) [Электронный ресурс] / Сиб. федер. ун-т. - Электрон. дан. - Красноярск, 2013. - Режим доступа: http://conf.sfu-kras.ru/sites/mn2013/thesis/s092/s092-014.pdf (дата обращения: 12.02.2018 г.).

5. Анциферова, Т. Н. Проблема конструирования музейных представительств в сети интернет // Информационный бюллетень Ассоциации «История и компьютер». - 2010. - № 36. -С. 123-124.

6. Касьянов, В. Н. Музеи и интернет [Электронный ресурс] / «Информационные технологии и письменное наследие» ["Textual heritage"]. - Электрон. дан. - [Б. м.], 2008-2017. - Режим доступа: http://textualheritage.org/content/view/93/68/ (дата обращения: 12.02.2018 г.).

7. Комлев, Ю. Э. Музей как социально-культурный центр региона [Электронный ресурс] // Теория и практика общественного развития : электрон. период. изд-е. - Электрон. дан. - Краснодар, 2005-2018. - Режим доступа: http://teoria-practica.ru/rus/files/arhiv_zhurnala/2011/3/kulturologiya/komlev.pdf (дата обращения: 12.02.2018 г.).

8. Павлова, Е. В. К проблеме качества контента сайтов музеев Псковской области /Е. В. Павлова, Д. М. Прохорова // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. - 2013. - № 4. -С. 160-164.

Maria V. Rygalova, Ph. D. in History, Senior Lecturer Altai State Institute of Culture (Barnaul, Russia) [email protected]

WEBSITES AS A MEAN FOR A MUSEUM PRESENTATION (CASE OF MUNICIPAL MUSEUMS OF ALTAI KRAI)

The reported study was funded by Russian Fund of Basic Research according to the research project № 18-39-00112

Abstract. The article analyses communicative function of informational web resources of municipal museums of the today's Altai Krai, discusses some peculiarities of content of internet sites managed by institutions that are among regional museum network. The author of the paper notes a set of actual problems that the regional museum business is suffered from, and these problems obstruct the widening of museums presence in the Russian-speaking web space sector. An internet site is considered by the author as an important tool to assert a museum in market for services, as well as a channel for communication with actual and potential a museum's visitors, a tool of gating to information about museums stock and collections accumulated within the Altai Krai for researchers.

Keywords: website, internet-site, a museum, municipal museums of Altai Krai, regional museum network.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.