УДК 069.5(574.42):39(=161.1)
Е. Ю. Рахматулина, научный сотрудник Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник (Усть-Каменогорск, Казахстан)
О СОЗДАНИИ ЭТНОГРАФИЧЕСКИХ ЭКСПОЗИЦИЙ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОГО ОБЛАСТНОГО АРХИТЕКТУРНО-ЭТНОГРАФИЧЕСКОГО И ПРИРОДНО-ЛАНДШАФТНОГО МУЗЕЯ-ЗАПОВЕДНИКА)
Аннотация. Рассмотрены некоторые особенности методов музейного экспонирования, применяемых в работе одного из крупнейших музеев современной Республики Казахстан -Восточно-Казахстанского областного этнографического и природно-ландшафтного
музея-заповедника (г. Усть-Каменогорск Восточно-Казахстанской области). На примере ряда этнографических экспозиций «русского» сектора этнографического парка «Жастар» подробно охарактеризованы конкретные научно-экспозиционные задачи, коммуникативные особенности действующих музейных экспозиций и способы информационного взаимодействия музейной выставки с посетителями музейного учреждения.
Ключевые слова: музей в селе Бутаково, Восточно-Казахстанский областной музей-заповедник, история музея, экспозиции, «русский» сектор этнопарка «Жастар».
Бурное развитие современного общества определяющим образом привносит изменения в мир человека, пространство его быта и материальной культуры: то, что еще вчера для нас было на пике новых технических и социальных достижений (предметы: электрические печатные машинки, аудиокассеты; некоторые марки автомобилей; виды одежды, ткани и т. д.), сегодня рассматривается, как пройденный этап истории. Находясь во временном потоке, человек зачастую не усматривает этих изменений, и с течением времени спокойно отказывается от уже нефункциони-рующего либо немодного элемента быта.
По определению философа Г. Люббе, «наше собственное прошлое все быстрее превращается в чужое прошлое» и для его понимания, сохранения и усвоения «требуется специальная работа научно-дисциплинированного исторического сознания» [1, с. 93]. Именно, в сохранении социальной памяти, устойчивой связи между поколениями и видится одна из базовых музейных функций. Что наглядно достигается путем интерпретации памятников материальной культуры в музейной реконструкции.
В 2018 году одному из крупнейших музеев Республики Казахстан и постсоветского пространства - Восточно-Казахстанскому областному архитектурно-этнографическому и природ-но-ландшафтному музею-заповеднику исполняется 50 лет. За прошедшее время научными сотрудниками музея-заповедника приобретен богатейший музееведческий опыт в реконструкции исторического прошлого и презентации базовых социально-экономических и культурных процессов региона, проведены десятки тематических выставок, оформлены ставшие явлением культуры региона уникальные экспозиции.
Обращение к опыту, которым обладает музей-заповедник в плане конструирования постоянных экспозиций, прояснит специфику самой музейной работы и позволит выделить индивидуальные черты действующих этнографических экспозиций.
Как правило, история бытования музейных предметов делится на две неравные части: первая - «жизнь» предмета до поступления в музей, вторая - «жизнь» в составе музейного собрания [2, с. 292]. Зачастую от личности исследователя (его профессиональных навыков, вкуса, интуиции и т. д.) зависит, будет ли материальный предмет помещен в коллекцию и в дальнейшем будет «жить» в пространстве экспозиции, или останется на полке в запасниках музея.
Если в начальный период истории этнографического музея-заповедника главными собирателями и интерпретаторами материальных памятников выступали школьники села Бутаково, то в настоящее время главными интерпретаторами артефактов являются специалисты-историки,
а в вопросы презентации коллекций активно подключаются профессиональные дизайнеры и архитекторы.
Однако и с высоты сегодняшних дней впечатляет масштаб и уровень работы, проделанной юными музейщиками со дня основания музея в 1968 году. Несмотря на отсутствие профессиональных основ, благодаря интуиции, азарту и ответственности за короткое время ребята из села Бутаково смогли собрать бесценный уходящий мир артефактов русской этнографии региона, включающий одежду крестьян-староверов, разнообразные предметы быта, коллекцию икон и прикладного искусства. Уникальность собранной школьниками восьмилетки коллекции по русской этнографии была признана докторами исторических наук С. С. Черниковым и А. А. Ка-приеловым на международном симпозиуме по вопросам этнографии в Ленинграде в 1972 г. [3].
В начальный период жизни музея основным методом экспонирования (будь то представление икон либо предметов быта) был систематический метод (см. фото 1). Его цель - выделение предметных комплексов по функциональному критерию. Несмотря на простоту, этот метод широко используется в музейной среде, он позволяет выделить внутренние взаимосвязи, проследить эволюцию предметов и доступно донести до зрителя. Во многом подход не утратил своей актуальности и в формировании современных тематических выставок.
Пройдя определенные «точки роста», музей-заповедник приобрел богатую палитру применяемых подходов и принципов экспонирования, что отчетливо проявилось в разработке этнографического комплекса парка «Жастар». Остановимся на некоторых экспозиционных приемах и методах, примененных в разработке при восстановлении исторических интерьеров. Размещенная на сравнительно небольшой площади экспозиция под открытым небом этнографического парка «Жастар» содержит нескольких секторов: павильон казахских писателей Восточно-Казахстанской области, оседлые жилища казахов на рубеже Х1Х-ХХ вв., татарский дом 1950-х гг., белорусская хата первой половины ХХ века.
Русский сектор этнографического парка «Жастар» состоит из пяти усадеб, включающих усадьбу зажиточного мараловода (начало XX века). Центром усадьбы является высокий деревянный жилой дом, который был доставлен в город из села Черновая Катон-Карагайского района ВКО (бывшее одним из мест расселения русских староверов). В планировке дом представляет «крестовую связь» с балконом и крыльцом. Строение на подклети (для содержания молодняка животных), состоит из четырех комнат, связанных сенями. Три комнаты - жилые, а четвертая служила кладовкой. Попарно комнаты объединяют сени, проходящие от крыльца до балкона. Типы таких домов на территории Юго-Западного Алтая встречались редко (см. фото 2).
Одна из комнат - «прихожка», где стоял сундук с девичьим приданым, швейная машинка и другое. Во второй комнате - избе, где размещалась русская печка, готовили и принимали пищу, ткали, выполняли другую домашнюю работу.
Особым убранством отличалась горница (см. фото 3). Здесь были развешены красочные полотенца, пол застелен половиками. Горница предназначалась для молодых, здесь же проводили праздники, семейные торжества. Также в усадьбу включен амбар с «предамбарьем», курятник, верстак, погребица, конная сельскохозяйственная техника. Ограждает усадьбу бревенчатый заплот с тесовыми воротами и калитка с навершием [4, с. 5].
Для передачи обстановки дома начала ХХ века был применен ансамблевый метод экспонирования, предполагающий показ вещей в их «жизненном сочетании». Особенностью интерьерно-го экспонирования является максимальное использование подлинных предметов, бытовавших в крестьянской среде, как-то: лестовки (старообрядческие разновидности чёток), прекрасные образчики ручного ткачества (тканые дорожки, вышитые полотенца, пестрядиновые скатерти), предметы гончарного искусства и мебели (венские стулья начала ХХ века, канапель, лавки, сундуки, «камот» ручной работы т. д.). Каждая комната характерно убрана и демонстрирует реальный быт большой зажиточной семьи. Дополнительную выразительность экспозиции придает теплота природных материалов и красочность рукотворных изделий, а также тщательно подобранные «мелочи» в виде украшений из соломки и птичьих хвостов.
На примере Усадьбы зажиточного мараловода убедительно показано, как применение ансамблевого метода привело к рождению законченного экспозиционного целого, убедительно воссоздающего духовный и материальный уклад крестьян-староверов Юго-Западного Алтая.
Фото 1. Пример систематического метода музейной экспозиции, выставка икон в с. Бутаково, начало 1970-х гг.
Фото. 2 Усадьба зажиточного мараловода-старовера, начало ХХ века
Фото 3. Фрагмент горницы, музейная реконструкция
4. Фрагмент экспозиции дома П. П. Бажова
Другим удачным примером создания современной музейной экспозиции стало оформление интерьера дома Павла Петровича Бажова, в котором жил писатель в 1919-1920 гг. в Усть-Каменогорске. Автором идеи проекта является архитектор В. В. Бильков, применивший в экспозиции тематический метод. Задача метода - раскрыть посредством музейных предметов определенный сюжет, создать в сознании посетителя музейный образ отображаемых явлений или процессов [5, с. 13].
Дом, где ныне размещена экспозиция, был восстановлен. Подлинный дом, в котором проживал П. П. Бажов в Усть-Каменогорске, ранее принадлежал крестьянке М. А. Рябовой и находился в поселке Верхняя Пристань Томской губернии (ныне улица Кабанбай Батыра). Дом представляет собой бревенчатый сруб под тесовой крышей, на кирпичном фундаменте, и был перенесен в эт-нопарк в 2002 г.
Посетитель попадает в активно работающее «перевернутое» экспозиционное пространство, где на потолке можно увидеть прикрепленные стулья и панно. Выполненная в духе русского конструктивизма экспозиция через узнаваемый предметный ряд 1920-х годов: фотографии, коллажи, керосиновую лампу, швейную машинку, а также смелое сочетание локальных цветов (красный, синий, зеленый) и материалов раскрывает мятежный дух эпохи. Как отсылка к творчеству писателя - фигурки маленьких разноцветных ящерок, присутствующих в разных частях экспозиции. Центром пространства стала инсталляция из утративших первоначальные функции предметов (см. фото 4).
Интересна находка автора с выкрашенным в красный цвет стулом и конструкцией, символизирующие новую советскую технику, перевернутые предметы как символ отрицания старой эпохи и ряд других; все это не умаляет достоинств представленного, а придает предметам особую художественную выразительность.
В отличие от убранства интерьера дома зажиточного мараловода, где акцентами стали подлинность, вещественная материальность предметов, интерьер дома П. П. Бажова собрал лишь «представление» о предметах и образах эпохи 1920-х годов. Автор проекта ушел от предметности в мир символизма.
Современные музейные специалисты не ограничиваются применением одного подхода. Так, при реконструкции торговой лавки конца XIX - начала XX века видим удачное сочетание ансамблевого и тематического подходов, что позволило воссоздать колоритный, исторически точный уголок деревенской торговли
Проведенный анализ реконструкций историко-этнографических экспозиций парка «Жастар» показывает, что для построения прошлого специалистами активно используются основные методы: ансамблевый, тематический и систематический, либо их сочетание. Каждый из представленных путей решает свои специфические задачи, помогая специалистам создать убедительный, научно обоснованный образ исторического прошлого в музейном пространстве. Также отметим важность использования эмоционального компонента. Какой бы экспозиционный метод ни применялся, он вызывают у посетителей особые чувства сопереживания, помогая ощутить прошлое собственного народа или же почувствовать реалии жизни и быта людей иной культуры. Практический опыт сообщает, что ныне действующие экспозиции этнографического парка «Жастар» легко воспринимаются посетителями всех возрастов, они ненавязчивы и вместе с тем оказывают сильное эмоциональное воздействие на зрителей, гармонично сочетая в себе черты познавательного и интересного.
Список литературы
1. Чувилова, И. В. История в музейном пространстве: materia prima // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки : сб. ст. - Москва : Этерна, 2015. - С. 93-102.
2. Юмашева, Ю. Ю. Вещественные источники как «потенциальная источниковая база исторической науки» // Роль музеев в информационном обеспечении исторической науки : сб. ст. - Москва : Этерна, 2015. - С. 290-300.
3. [Коммунальное государственное казенное предприятие] «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». История музея [Электронный ресурс] / КГУП «Восточно-Казахстанский областной архитектурно-этнографический и природно-ландшафтный музей-заповедник». - Электрон. дан. - Усть-Каменогорск, 2018. - Режим доступа: http://www.vkoem.kz/index.php/ru/museumhistory (дата обращения: 18.10.2017 г.).
4. Голованов, А .Т. Быт и народная архитектура русских на Юго-Западном Алтае : путеводитель. -Усть-Каменогорск : Медиа-Альянс, 2005. - 10 с.
5. Поправко, Е. А. Музееведение [Электронный ресурс] : учеб. пособие / Е. А. Поправко ; редактор М. А. Касаткина. - Электрон. дан. - Владивосток, 2006. - Режим доступа : http://abc.vvsu.ru/books/muzeebed (дата обращения: 25.03.2017 г.).
Eugenia Yu. Rakhmatulina, Researcher East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape
(Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan) [email protected]
ELABORATION OF MUSEUM ETHNOGRAPHIC EXHIBITION (BY THE EXPERIENCE OF EAST-KAZAKHSTAN REGIONAL RESERVE OF ARCHITECTURE AND ETHNOGRAPHY, NATURE AND LANDSCAPE)
Abstract. The paper considers some methodic peculiarities of working-up of museum exhibitions managed in East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape (Ust'-Kamenogorsk, Kazakhstan), which is one of the biggest museums of the today's Kazakhstan Republic. The author bases on the experience of several ethnographic exhibitions of the "Russian" sector of ethnic park called "Zhastar" describes scientific goals of an exhibition, approaches to managing the informational interaction between a museum exhibition and a museum's visitor.
Keywords: museum in Butakovo village; East-Kazakhstan Regional Reserve of Architecture and Ethnography, Nature and Landscape; a museum history; museum exhibitions; "Russian" sector of the "Zhastar", ethnographic park.
УДК [069-22+069-37](571.150):004.738.5
М. В. Рыгалова, кандидат исторических наук, старший преподаватель Алтайский государственный институт культуры (Барнаул, Россия)
ВЕБ-САЙТЫ КАК СРЕДСТВО ПРЕЗЕНТАЦИИ МУЗЕЕВ (НА ПРИМЕРЕ МУНИЦИПАЛЬНЫХ МУЗЕЕВ АЛТАЙСКОГО КРАЯ)
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ в рамках научного проекта № 18-39-00112
Аннотация. Проанализировано содержание коммуникативной функции сетевых информационных ресурсов муниципальных музейных структур современного Алтайского края, охарактеризованы некоторые особенности содержания собственных интернет-сайтов учреждений региональной музейной сети. Автор отмечает ряд актуальных проблем регионального музейного дела, препятствующих расширению масштабов присутствия музеев края в русскоязычном веб-пространстве. Сетевой ресурс рассматривается автором в качестве важного инструмента позиционирования музейного учреждения на современном рынке профильных услуг, канала коммуникации с реальными и потенциальными посетителями музея, средства обеспечения открытого доступа исследователей к информации о музейных фондах и коллекциях, аккумулированных на территории Алтайского края.
Ключевые слова: веб-сайт, интернет-сайт, музей, муниципальные музеи Алтайского края, региональная музейная сеть.
Развитие маркетинговых технологий становится одним из ведущих направлений работы современных музеев. Это вызвано необходимостью позиционирования себя как учреждения, а также предоставляемых услуг на аналогичных рынках, в целях поддержания конкурентного