УДК 72.012::004.946:72.012-051
Т. В. Пойдина, кандидат искусствоведения, доцент Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
tatiana.870@mail.ru
Ю. В. Савченко, магистрант Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
sav4enko.jv@yandex.ru
ВЕБ-ДИЗАЙН В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОГО ДИЗАЙНЕРА
Аннотация. Рассмотрена актуальность преподавания основ дизайна сетевого информационного ресурса в системе современного художественного образования, анализируется состав основных его функций и задач. Перечислены основные стадии проектирования веб-сайта, кратко раскрыто их содержание. Феномен веб-дизайна рассмотрен в контексте культурной и профессиональной деятельности современного специалиста по художественному проектированию эстетического облика элементов предметной среды. На взгляд авторов, веб-дизайн оказывает существенное влияние на уровень эстетической культуры различных категорий современной Internet-аудитории, их визуальное мышление и мировосприятие.
Ключевые слова: веб-дизайн, культура, визуализация, визуальное мышление, проект, инфо-графика, анимация, творческое мышление.
В настоящее время дизайн является востребованной и неотъемлемой частью любого проекта, изделия, упаковки и сайта. В современной научной литературе дизайн рассматривается как «вид проектно-художественной деятельности, связанный с разработкой предметного окружения человека, систем визуальной коммуникации и информации, организацией жизни и деятельности человека на функциональных, рациональных началах» [1, с. 6]. Как показывает практика, в структуре профессиональной деятельности дизайнер пользуется широким инструментарием проектных средств: техническое конструирование, композиционное формообразование, стилеобразование, функциональный анализ и разработка организационных, концептуальных моделей предметной среды. При этом арсенал проектных практик подчиняется выявлению общекультурного, художественно-образного понимания дизайнером всего комплекса проблем предметного мира и мира коммуникации. Творческие умения, навыки и знания в сфере культуры и искусства являются основой в таких профессиональных отраслях как графический дизайн, цифровой дизайн, дизайн архитектурной среды и интерьера.
Одним из актуальных направлений цифрового дизайна является веб-дизайн, представляющий отрасль веб-разработки, основу которой составляет проектирование и создание пользовательских интерфейсов для различных сайтов и приложений. Цель современного дизайнера -научиться гармонично и эстетично визуализировать структуру сайта, максимально эргономично расположить информацию в удобной, доступной и понятной для пользователя форме. В реализации творческих идей в веб-проектировании необходимы специальные базовые художественные навыки и знания в области профессиональной и современной проектной культуры. Для формирования визуальной культуры дизайнеру необходимо знать современные информационные технологии, владеть специальными базовыми графическими программами: Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, Corel Drow. При создании веб-сайта необходимо владение инструментарием проектной деятельности: композиция и ее средства, стиль, психология цвета, знаковая система, инфографи-ка. Отсутствие данных знаний способствует неправильной подаче информации, некорректному размещению знаков навигации, в результате чего пользователю будет трудно найти нужную информацию и, соответственно, уменьшится посещаемость веб-страницы.
Профессиональный поиск в веб-проектировании связан с факторами стилеобразования. С точки зрения Т.Ю. Китаевской, стиль для веб-сайта представляет систему визуальных элементов, призванную обеспечить целостность восприятия как веб-сайта в целом, так и отдельной его страницы [2, с. 569]. Любой сайт должен быть единым по стилю, его блоки должны быть взаимосвязаны и представлять собой целостную картину. Одним из основополагающих нюансов стиля
является эстетичное и логическое сочетание шрифтов, форм и цветовых сочетаний. В процессе проектирования веб-сайта также важно композиционное решение, грамотное размещение текста, изображений и элементов навигации.
В веб-дизайне проектирование принято разделять на определенные стадии: концептуальная стадия (выявление противоречия, формулирование и определение проблематики, определение целей, выбор критериев); стадия моделирования (построение, оптимизация моделей, выбор модели (принятие решения); стадия конструирования системы (декомпозиция, агрегирование, исследование условий, построение программы); стадия технологической подготовки [3, с. 293]. При этом на концептуальной стадии проектирования необходимо учитывать целевую аудиторию пользователей, их возрастную категорию и возможные профессиональные интересы.
Создание веб-сайта требует глубокого изучения аналогов, траектории взаимодействия пользователей с интерфейсом, механизма построения и использования модульных сеток, а также исследования трендов и стилей современного дизайна. Для развития творческого мышления, культуры восприятия и успешного воплощения идей на практике дизайнеру нужно постоянно развивать навыки в создании различных аналогий образных решений в искусстве и дизайне. Так, на стадии моделирования происходит построение модульной сетки с учетом размеров разрешения нужных экранов (для компьютеров, планшета, мобильных телефонов), что требует профессиональных умений. Профессиональные компетенции дизайнера реализуются в композиционном размещении элементов, их цветовом сочетании, выборе шрифта, компоновке графических изображений, а также в выборе стиля. Дизайнер занимается разработкой новых композиционных приемов и поиском новых средств выразительности. На стадии конструирования системы все элементы объединяют в единую систему, выстраивают в определенном порядке, с учетом всевозможных отступов, размеров и форм. Также могут вноситься некоторые изменения, правки. На стадии технологической подготовки идет проверка дизайнерского макета сайта и подготовка его к верстке, в соответствии с определенными нормами и требованиями.
В связи со стремительным развитием информационных технологий возникает потребность в формировании знаний, умений и навыков посредством визуализационных методов обучения. В веб-дизайне одной из основных областей коммуникативного дизайна является инфографика. Основу инфографики составляет графический способ четкой и быстрой подачи информации, что позволяет в упрощенной форме сделать акцент на важных моментах и фактах. В современных условиях инфографика направлена на решение таких задач как стремление к выразительности минимальными средствами, организация визуально-эстетической составляющей. Целью инфо-графики является оперативное информирование пользователей о фактах, проблемах, событиях. Также в задачи инфографики входит: организация больших объемов информации, акцентуализа-ция визуальных данных, визуальное представление различных фактов, ключевых моментов, наглядное пояснение трудного в восприятии материала, соотношение фактов и предметов во времени и пространстве, демонстрация конструкции предметов.
Существует два вида инфографики: статичная и динамичная. Статичная - самый распространенный вид графики (рисунок, схема, таблица). Динамичная - графика с применением анимиро-ванных элементов, позволяющая уместить больше информации в одном изображении. В основе любого вида инфографики лежит структурирование и схематизация, созданная в результате тщательной обработки информации и сочетающая в себе текст и графику.
Одним из современных и актуальных направлений в создании веб-графики сайта является анимационная графика. Анимированные эффекты часто применяют в рекламных целях, заставках, для создания движущихся композиций. Это делает сайт живым и более привлекательным. Для этого необходимо владеть такими графическими программами, как After Effects, Premiere Pro, 3ds Max.
В структуре современного веб-проектирования существуют три вида анимации в создании сайтов:
1. Gif-анимация - один из простых видов веб-анимации, где для отображения графических элементов браузеру не нужно подгружать сторонние плагины и расширения. Этот вид анимации является внедрением в структуру сайта графических элементов с последовательно сменяющимися картинками, каждая из которых имеет свой временной интервал.
Gif-анимации имеют небольшой размер и практически не влияют на скорость загрузки сайта, то есть загружаются всего один раз и не требуют постоянной связи с сервером.
Минусом является невысокий уровень качества и плавности анимации.
2. Flash-анимация - реализуется с помощью средства Adobe Flash. Ее целью является привлечение внимания, акцент на стиль и динамическую визуализацию образа сайта.
Примером Flash-анимации служат flash-баннеры, открытки, электронные каталоги продукции, презентации и прочие элементы. Данный вид анимации требует установки библиотеки Flash-плеера.
3. Web-анимация с помощью java-скриптов, html5 и css3. Для её реализации на сайте не требуется установка дополнительных плагинов на компьютер, так как она реализуется движком браузера и не требует установки библиотеки flash-плеера. Сайты с данной анимацией намного быстрее загружаются и менее затратны в финансовом плане в сравнении с flash-анимацией.
Общие плюсы применения анимационной графики в создании сайтов: динамичность и подвижность, визуальное выделение из общей информации, акцентирование внимания на определенных элементах, активное взаимодействие пользователя с сайтом. Также существуют некоторые минусы при использовании flash-анимации: снижение скорости загрузки веб-страницы, для просмотра некоторых анимаций требует установки flash-плеера в браузере. Но уже в настоящее время данный первый вид анимации утрачивает свою актуальность и постепенно заменяется третьим видом.
Интернет-культура является одной из моделей культуры общества, которая выражает систему ценностей современного общества. Веб-дизайн оказывает непосредственное воздействие на культуру пользователей, на их визуальное мышление и мировосприятие, на формирование целей и вкуса. В монографии «Дизайн как он есть» В. Л. Глазычев отмечает: «Восприятие продукта дизайна включает эмоциональную реакцию (прежде всего эстетическую) не только от созерцания самого продукта, но и от собственных переживаний индивидуального потребителя по поводу продукта дизайна. В то же время восприятие произведения массового искусства также включает целый комплекс эстетических, этических и иных эмоциональных реакций» [4, с. 106]. Р. Арнхейм характеризовал визуальную культуру, как культуру восприятия и представления визуальной информации через художественное творчество [5, с. 9]. По его мнению, источником визуального мышления и восприятия является художественное творчество. Развитию творческого мышления способствует обогащение культурного и художественного опыта посредством восприятия произведений искусства, дизайнерских работ высокого уровня, а также развитие способности переживать и «вживаться» в объекты искусства и дизайна, развитие способности креативно мыслить, генерировать интересные идеи и воплощать их посредством творчества на практике. Для освоения визуальной культуры дизайнеру необходимо развивать умение анализировать визуальные образы, интерпретировать, оценивать, сопоставлять, представлять, создавать на этой основе индивидуальные художественные образы. Создаваемые дизайн-проекты призваны благоприятно влиять на психику человека, развивать уровень культуры человека, быть привлекательными с эстетической точки зрения, легко восприниматься, чтобы пользователю было удобно и приятно работать с веб-сайтом. Для любого дизайнера очень важна культурная составляющая его профессиональной деятельности, он должен быть компетентен и ответственен при выполнении дизайнерских проектов.
Список литературы
1. Лаврентьев, А. Н. История дизайна. - Москва : Гардарики, 2007. - 303 с.
2. Китаевская, Т. Ю. Альтернативные стили в веб-дизайне // Вестник Томского государственного университета. - 2014. - № 2. - С. 569-570.
3. Батышев С. Я. Профессиональная педагогика / С. Я. Батышев, А. Н. Новиков. - Москва : Эгвес, 2009. - 456 с.
4. Глазычев, В. Л. Дизайн как он есть. - Москва : Европа, 2006. - 320 с.
5. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / сокращ. пер. с англ. В. Н. Самохина ; общ. ред. и вступ. статья В. П. Шестакова. - Москва : Прогресс, 1974. - 392 с.
Tatiana V, Poydina, Ph. D. in Art History, Associate Professor Altai State University (Barnaul, Russia) tatiana.870@mail.ru
Yulia V. Savchenko, graduate student Altai State University (Barnaul, Russia) sav4enko.jv@yandex.ru
WEB DESIGN IN A TODAY'S DESIGNER'S PROFESSIONAL CULTURE
Abstract. The authors consider a need for including principles of web design in context of the today's artistic education system, analyze a set of its key functions and objectives. The main stages of a web site projection and essence of these stages are briefly described. The web design is considered in the context of cultural and professional activities of a today's specialist in artistic projection of aesthetic face of elements belonging to object environment. On the authors' opinion, web design has substantial influence on a level of an Internet user's aesthetical culture, on his or her visual thinking and worldview.
Keywords: web design, professional culture, a visualization process, visual thinking, a project, info-graphics, animation, creative thinking.
УДК 7.071.Раменский:769.2=512.151
Ю. В. Раменская, доцент кафедры архитектуры и дизайна
Алтайский государственный технический университет им. И. И. Ползунова (Барнаул, Россия)
eto-uspeh@yandex.ru
ЭТНИЧЕСКИЕ МОТИВЫ ТРАДИЦИОННОЙ АЛТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЫ В КНИЖНОЙ ГРАФИКЕ В. А. РАМЕНСКОГО
Аннотация. Проанализированы ключевые художественные особенности книжной графики заслуженного художника России, педагога Владимира Александровича Раменского (1927— 2017 гг.). Автор статьи впервые в отечественном искусствоведении ставит вопрос о необходимости обстоятельного философского осмысления присутствия этнических мотивов традиционной алтайской культуры в графических произведениях художника и предпринимает первые шаги в этом направлении.
Ключевые слова: этнические мотивы, традиционная алтайская культура, искусство книжной иллюстрации, графика, художник книги, Алтай.
Интерес к национальным культурам, имеющим большую историю, сегодня как никогда ярко проявляется в искусстве. Обращение к архитепическим образам, архаическим интертекстам в произведениях современного искусства оказывается весьма плодотворным в плане порождения новых смыслов работы художника, к формированию новых идеалов в искусстве, выполняющих важные социальные функции.
Это направление привлекает немало художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного искусства, в том числе живущих и работающих на Алтае. Между тем, были мастера, для которых тема Алтая, природы и культуры народов, населяющих край - не дань моде, а многолетняя работа, дело всей жизни. Среди них Владимир Александрович Раменский (1927-2017) -художник книжной графики, преподаватель, общественный деятель. Его работы известны самому широкому кругу зрителей. Их можно увидеть не только в выставочных залах. Они уже десятилетиями живут в руках многих поколений читателей произведений классиков отечественной литературы, книг алтайских писателей, сказок, легенд алтайской земли. Они известны даже тем, кто еще только учится читать. Всё это - книги, оформленные Владимиром Александровичем за 50-летнюю плодотворную деятельность в области графики.
Творчество В. А. Раменского в области книжной графики предстает масштабным, цельным явлением в культуре Алтайского края. Художник в совершенстве владел всеми графическими техниками - офорт, акватинта, гравюра на картоне, цинкография, тушь и перо, акварель, сухая