УДК 004.91 ББК Ч448.1-245.3
Власова Наталья Сергеевна
соискатель кафедра информационных технологий Институт электроэнергетики и информатики Российский государственный профессионально-педагогический университет
г. Екатеринбург Vlasova Natalya Sergeevna Applicant for a Degree Chair of Processing Technology Institute of Electrical Power Engineering and Computer Science Russian State Professional-and-Pedagogical University
Ekaterinburg
Инновационный подход к подготовке студентов при обучении Web-дизайну Innovation Approach to Students' Web-Design Teaching
В данной статье рассмотрен инновационный подход к подготовке студентов нехудожественных специальностей при обучении Web-дизайну в контексте дизайн-образования. Сформулировано понятие Web-дизайна, описаны основные этапы создания web-сайта при обучении студентов. Рассмотрено значение обучения Web-дизайну для формирования проектной культуры и вкуса, а также влияние на художественно-эстетическое воспитание студентов.
The article considers the innovation approach to the non-art students' Webdesign teaching in the context of design-education. The concept of Web-design is formulated; the basic web-site creation stages while teaching students are described. The importance of Web-design teaching for design culture and taste forming, as well as the influence on the students' art-aesthetic education are considered in this article.
Ключевые слова. Дизайн-образование, Web-дизайн, web-сайт, проектная культура, информационная архитектура, информационный дизайн, композиция, вкус, эстетическое воспитание.
Key words: design-education, Web-design, web-site, design culture, information architecture, information design, composition, taste, aesthetic education.
Состояние современного образования характеризуется сменой педагогических парадигм. Появляющиеся в современном образовании новые системы, технологии, подходы рождают новое психолого-педагогическое отношение к процессу обучения, которое получило название инновационного. Инновационные процессы - новшество в образовании, введение нового содержания и новых методов, обладающих иными свойствами, связанными с изменением смысловых ориентиров [1].
Одним из инновационных направлений современного профессионального образования является дизайн-образование - «...особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно-мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал.» [4]. Основные положения концепции дизайн-образования изложены в трудах Ткачен-ко Е.В., Кожуховской С.М., Климова В.П.и др.
Мировую практику дизайна определяет постоянное осознание того, что современный человек живет в среде полностью проектируемой и постоянно обновляемой путем проектирования. В связи с этим возникло определение нашей цивилизации как эпохи проектной культуры, в которой дизайн является основным методом создания материальной, социальной и духовной среды, окружающей человека [5].
Сегодня проектная деятельность в сфере дизайна все более демонстрирует свой разноплановый и многоаспектный характер. Феномен интеграции многих элементов культуры: искусства, техники и производства - дизайн - все интенсивнее и точнее, чем прежде, отражает динамику их развития, вторгается в иные сферы социального воспроизводства, распространяя на них свою методологию, осваивает и адаптирует при этом новые для себя предметные области знаний и технологий [2].
Происходят фундаментальные изменения форм общественного производства и потребления, связанные с развитием и внедрением новых информационных технологий. В результате стремительного роста глобальной сети Интернет появилась новая область - Web-дизайн, одна из самых динамично развивающихся систем, которая позволяет формировать особую информационную среду для творческой работы художников, дизайнеров и специалистов в области информационных технологий.
Как следствие в последнее десятилетие сильно вырос запрос на специалистов в области нового средства визуализации - Web-дизайна. Этот запрос удовлетворяется в основном либо за счет выпускников технических вузов, обладающих опытом работы с электронными технологиями, либо за счет профес-
сионалов художников, самостоятельно осваивающих новые технические средства. В первом случае в сферу визуального творчества попадают люди, не имеющие художественных знаний, необходимых для создания визуального образа. Во втором, перед художником встает задача самостоятельного освоения технологического комплекса, что можно сравнить с получением новой специальности, так как возникающие технические задачи являются принципиально иными, чем освоенные им ранее художественные технологии.
Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы интеграции знаний из столь различных областей человеческой деятельности. «Дизайн предстает здесь и как феномен культуротворчества и как фундаментальная общеобразовательная система, обладающая стратегическими потенциями и методологией, позволяющими формировать всесторонне развитую личность,... готовить специалистов, обладающих проектно-творческим, интегрирующим, междисциплинарным мышлением» [2].
В литературе нет единого мнения относительно определения Web-дизайна. Некоторые авторы рассматривают эту область как вид графического дизайна, отделяя ее от web-программирования. Другие на первое место ставят удобство пользования web-сайтом и простоту интерфейса. Даная концепция Web-дизайна получила название «юзабилити».
Для обозначения дизайнерской деятельности в разных ее аспектах и проявлениях в русском языке, наряду с термином «дизайн», существуют и другое -«художественное конструирование».
В русском языке слово «дизайн» приобрело другой смысл, нежели оно имеет в английском. В строгом смысле слова дизайн (design) - это разработка, конструирование. Сочетание «machine design» - переводится как «конструирование станков», а не как их эстетическое внешнее оформление.
Web-дизайнер в зарубежном понимании - это не кто иной, как web-разработчик - верстальщик (web-master/web-coder), специалист по информационной архитектуре (web-developer), программист (web-programmer), администратор (system administrator) в одном лице.
В русском же языке дизайн ближе к эстетике, изобразительному или оформительскому искусству - в таком понимании web-дизайнер это в первую очередь художник. То есть, то, что в английском языке соответствует слову web-artist, web graphical designer.
На наш взгляд, давая определение Web-дизайну, необходимо объединить в одно определение эти две точки зрения.
Web-дизайн - проектирование и разработка информационной архитектуры Web-сайта (логической и физической структуры), ее реализация средствами Web-технологий, художественное оформление Web-сайта, оптимизация его программного кода с целью наиболее эффективного использования и продвижения в Интернет.
Таким образом, как и в любом дизайн-проектировании, web-дизайнер, реализует четыре основных требования, предъявляемые к проекту: функциональные, эргономические, эстетические, социально-экономические.
В нехудожественных вузах Web-дизайн преподается в рамках многих дисциплин, таких как «Система Интернет» (специальность «Прикладная математика и информатика»), «Вычислительные системы, сети и системы телекоммуникаций» (специальность «Математические методы в экономике») «Web-дизайн» (специальность «Профессиональное обучение») и др.
Необходимо дать студентам нехудожественных специальностей определенную подготовку в области дизайна, тем самым реализуя одну из установок дизайн-образования - подготовку специалиста, обладающего проектной культурой.
Web-дизайн является частью информационного дизайна. Первичная функция содержимого web-сайта состоит в информировании и привлечении пользователей. В этом смысле Web-дизайн ближе всего стоит к дизайну книг и журналов, сочетаемому с дизайном интерактивных компьютерных программ. Кое-какие черты он унаследовал от дизайна рекламы, теле- и видеопродукции. Эту смесь можно определить термином информационный дизайн, так как его главное назначение - помогать потребителю воспринимать и усваивать некую ин-
формацию, а не пользоваться вещью (промышленный дизайн) или делать выбор (реклама). Дизайн здесь выступает в качестве метода формирования информационного продукта.
Во многих образовательных программах при изучении Web-дизайна акцент ставится на основы создания web-страниц, как нового вида информационного документа, что сводится к знакомству с языком гипертекстовой разметки HTML и основными языками web-программирования (PHP, JavaScript и др.). В результате обучаемые усваивают только технологическую составляющую web-проекта.
На наш взгляд, рассматривая web-сайт как цельную информационную систему, необходимо уделить особое внимание этапу проектирования информационной архитектуры сайта, его функциональности, удобству и художественному оформлению. При таком подходе реализуются две основные функции дизайна: утилитарная, который предполагает техническое совершенство, технологическую целесообразность, экономическую и эргономическую эффективность и эстетическая, отражающая потребность в прекрасном, гармоничном, что обусловливает положительность эмоций, эстетическую выразительность, художественную образность, знаковую ассоциативность.
Процесс создания web-сайта включает несколько этапов.
На первом этапе определяется основная идея сайта, его цели, аудитория, основные функции, происходит сбор содержимого. Web-дизайнеру необходимо иметь полное представление обо всем контенте сайта (текст, таблицы, рисунки и др.) до начала создания проекта. Не имея всего контента, трудно создать правильную тематическую рубрикацию и систему навигации web-сайта.
На втором этапе начинается непосредственно проектная дизайнерская деятельность. Web-дизайнер создает информационную архитектуру web-сайта.
Информационная архитектура - принципы систематизации информации и навигации по ней с целью помочь посетителям более успешно находить и обрабатывать нужные им данные.
Возможность найти информацию (findability) - решающий фактор для удобства сайта в целом. Если пользователи оказываются не в состоянии найти нужные им сведения, просматривая web-страницы, выполняя поиск по сайту и задавая вопросы, сайт надо считать провалившимся.
Также недостаточно ориентироваться только на конечного пользователя при проектировании. Необходимо учесть задачи организаций и тех, кто управляет информацией. Информационная архитектура должна приводить в равновесие потребности пользователей и задачи бизнеса. Большое значение имеют разработка стратегии web-сайта, эффективное управление содержимым, четко определенные процедуры и информационная политика сайта.
При неправильно спроектированной информационной архитектуре стоимость поиска информации может оказаться достаточно высокой. Во сколько обойдутся лишние пять минут, затрачиваемые на поиск информации интрасети всеми служащими компании? Во что обойдется разочарование клиентов от плохо организованного web-сайта? Сколько ошибочных решений ежедневно принимается в организации из-за того, что служащие не могут найти требующуюся им информацию? Сколько лишней энергии тратится по этой причине? Сколько клиентов теряет фирма из-за того, что они не смогли найти на ее web-сайте нужный им продукт? Во сколько обходится ежедневная поддержка по телефону тех клиентов, которых не устраивает онлайновая база данных технической поддержки фирмы?
Интернет-сайты российских компаний оказались худшими корпоративными сайтами в Европе в 2007 году. Самый лучший российский портал, принадлежащий ЛУКОЙЛу, не попал даже в сотню, составленную специалистами компании Hallvarsson & Hallvarsson. Аналитики отмечают ограниченность английских версий корпоративных сайтов российских компаний и недостаток информации. Лучшим сайтом в Европе был признан портал итальянской компании Telecom Italia (www.telecomitalia.com).
На основании этого можно предположить, что правильная информационная архитектура web-сайта - одно из главных условий успешности всего проек-
та в целом. Информационная архитектура подразумевает построение логической структуры web-сайта, которая включает набор тематических рубрик с распределенными по разделам документами и заранее спроектированными гиперсвязями между всеми страницами ресурса, и физической структуры - размещением физических файлов по поддиректориям папки, в которой опубликован web-сайт.
На третьем этапе определяются технологии, которые будут использоваться для создания web-сайта. Это зависит от результатов первого этапа, когда были определены цели и функции сайта. Например, если планируется проводить на сайте регистрацию пользователей с присвоением логинов и паролей, то потребуются серверные языки программирования и создание баз данных. Если сайт будет только информационным, можно обойтись средствами HTML.
Второй и третий этапы можно считать техническим конструированием, когда создается функциональная основа будущего продукта и тем самым реализуется утилитарная цель дизайна web-проекта.
На четвертом этапе web-дизайнер приступает к художественному конструированию, что наполняет web-проект эстетической выразительностью, гармонией, красотой.
Так как речь идет о студентах нехудожественных специальностей, то есть смысл говорить о формировании элементарного дизайнерского мышления, которое включает основные структурные компоненты зрелого дизайнерского мышления. Оно формируется через специальную информацию, постановку задач по созданию отдельной среды и поиск способов их реализации.
Сначала создается блочная композиция макета web-сайта в виде чертежа на бумаге или в графическом редакторе. При выполнении чертежа макета web-сайта в качестве главной задачи следует выдвигать перед студентами обеспечение точности, которая достигается не только глубоким пониманием изображения, но и аккуратностью в работе, правильностью использования графических инструментов. «Графическая подготовка как компонент инженерного образования должна выполнять следующие взаимосвязанные функции: общеобразо-
вательные, общетехнические, специальные, общекультурные» [7]. Все это способствует формированию графических компетенций у студентов вуза в процессе обучения web-дизайну. На данном этапе начинает формироваться композиционная культура обучаемых.
Композиция - построение целостного произведения, все элементы которого находятся во взаимном и гармоничном единстве. Важнейшими формообразующими категориями композиции являются масштаб, пропорции, ритм и метр, контраст и нюанс, симметрия и асимметрия. Необходимо сформировать у студентов четкое представление о каждой из перечисленных категорий.
На пятом этапе на основе блочной композиции детально прорабатываются детали общей композиции web-страницы. При создании композиции включаются «... специфические рецепторы не художественных, а эстетических начал, точнее эстетического вкуса.», «.созданные композиции, безусловно, имеют некое абстрактное содержательное начало или могут вызывать какие-то смысловые ассоциации» [2].
Затем осуществляется цветовое оформление web-сайта с детальной прорисовкой всех элементов средствами компьютерной графической программы, например, PhotoShop. Изучение возможностей и технологических тонкостей компьютерной графики стало неотъемлемой частью профессиональной подготовки не только дизайнеров, но и студентов нехудожественных специальностей. Благодаря применению компьютеров уменьшается время, затрачиваемое на рутинную работу, при этом повышается презентабельность продукта.
В результате создается макет будущего web-сайта в виде изображения. На данном этапе необходимо учесть современные направления web-дизайна, сформировать у студентов понимание роли цвета в композиции, как важнейшего качества формы, его эмоционально-психологического воздействия. Создание макета в графическом редакторе дает возможность студентам разработать собственный стиль, что немаловажно для профессионального становления специалиста. Однако, наряду с преимуществами, компьютерные технологии имеют достаточно серьезные недостатки, ибо они способствуют развитию «алгорит-
мического» мышления, которое не отвечает творческой направленности деятельности web-дизайнера на данном этапе. «Скрытую опасность представляют библиотеки готовых изображений и шаблонов, что приводит студентов к нежеланию создавать собственные разработки, к замене оригинальной идеи большим количеством спецэффектов... Т.е. непродуманный подход к использованию компьютерной графики может привести к депрофессионализации будущего специалиста еще во время обучения. И тем не менее технологии компьютерной графики позволяют готовить специалиста, соответствующего потребностям современного производства, интенсифицировать образовательный процесс...» [6].
Таким образом, на четвертом и пятом этапах осуществляется эстетическая функция дизайна web-проекта. Следует отметить, что в результате такой деятельности у обучаемых формируется вкус, который выступает как творчество и мера в дизайн-образовании.
Категории вкуса могут являться оценочными критериями проектной культуры: проявление творческой самости, профессиональной креативности, самопрезентации и т.д. [3].
Вкус связан «непосредственно с таким феноменом как организация внутреннего мира человека и его продуктивной рефлексией в социальном пространстве эпохи. В этом случае, профессиональными категориями дизайн-образования, непосредственно связанными со вкусом, могут быть названы «композиционное мышление», «формообразование», «художественное моделирование», «пластическая культура», «пластические чувства и интуиция» и
др.» [3].
Все это способствует эстетическому воспитанию студентов непрофильных специальностей, где учебным планом не предусмотрены художественные дисциплины, формированию способности воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни и в искусстве, участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты путем приобщения к художественно-творческой деятельности.
На последующих этапах происходит технологическое исполнение всего web-проекта, наполнение web-сайта контентом и продвижение в сети Интернет.
Таким образом, сфера Web-дизайна является достаточно сложной областью информационных технологий, так как требует знаний из различных областей. С одной стороны web-дизайнер должен владеть технологиями web-программирования, с другой уметь придать web-проекту художественную, эстетическую выразительность. В результате пересечения двух отраслей человеческой деятельности грамотный web-дизайнер должен быть знаком с последними web-технологиями и обладать соответствующими художественными качествами. Только проектная культура в форме дизайн-образования способна решать проблемы такой сложной интеграции знаний.
Проектный подход к созданию web-сайта в ходе обучения Web-дизайну, на наш взгляд, способствует подготовке «.специалистов, обладающих проектно-творческим, интегрирующим, междисциплинарным мышлением» [2]. Изучение основных категорий дизайна также существенно повышает эффективность процесса художественно-эстетического воспитания в вузе. Предложенный подход к организации проектирования при обучении студентов Web-дизайну позволяет приблизить их к требованиям времени, делая возможным формирование у будущих специалистов эмоционально-оценочного отношения к гармонии окружающей предметной среды, а также творческих созидательных качеств личности.
Библиографический список
1. Бухарова, Г.Д. Современное образование: тенденции и направления развития [Текст] / Г. Д. Бухарова // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С. 92-101.
2. Климов, В.П. Развитие идей дизайн-образования в профессионально-педагогической парадигме [Текст]: моногр. / В.П. Климов, Г.П. Климова. ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.- пед. унт». Екатеринбург, 2009. 110 с.
3. Климова, Г.П., Климов, В.П. Эстетический вкус как проектная культура и творчество личности [Текст]: моногр. / под ред. Г.П. Климовой; В.П. Климова; ГОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. ун-т». Екатеринбург, 2009. 110 с.
4. Кожуховская, С.М. Организация, структура и содержание подготовки специалистов в области дизайн-образования [Текст] / С.М. Кожуховская // Образование и наука. Будущее в ретроспективе. Екатеринбург: Изд-во УрО РАО, 2005. С. 224.
5. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Дизайн-образование. Теория, практика, траектория развития [Текст] / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская. Екатеринбург: Аква-Пресс, 2004. 240 с.
6. Ткаченко, Е.В., Кожуховская, С.М. Организация, структура и содержание подготовки педагогов профессионального образования в области дизайна [Текст] / Е.В. Ткаченко, С.М. Кожуховская // Образование и наука. - 2001. - №4. - С. 136-147.
7. Червова, А.А., Лагунова, М.В. Графическая культура как компонент профессиональной культуры инженера [Текст] / А. А. Червова, М.В. Лагунова // Образование и наука. -2001. - №4. - С. 109-117.
Bibliography
1. Bukharova, G.D. Modern Education: Tendencies and Development Directions [Text] / G.D. Bukharova // Education and Science. The future in Retrospective. - Ekaterinburg: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2005. - P. 92-101.
2. Chervova, A.A, Lagunova, M.V. Graphic Culture as a Component of an Engineer's Professional Culture [Text] / A.A. Chervova, M.V. Lagunova // Education and Science. - 2001. - №4.
- P. 109-117.
3. Klimov, V.P. Development of design-education ideas in Professional-and-Pedagogical Paradigm [Text]: Monograph / V.P. Klimov, G.P. Klimova. - Ekaterinburg: SPE HPE «Rus. St. Prof.-and-Ped. Un-ty», 2009. - 110 p.
4. Klimova, G.P., Klimov, V.P. Aesthetic Taste as a Design Culture and a Person's Creativity [Text]: Monograph / Under the Edition of G.P. Klimova; V.P. Klimov. - SPE HPE «Rus. St. Prof.-and-Ped. Un-ty», 2009. - 110 p.
5. Kozhukhovskaya, S.M. Organization, Structure and Contents of the Experts' Training in the Field of Design-Education [Text] / S.M. Kozhukhovskaya // Education and Science. The future in Retrospective. - Ekaterinburg: Publishing House of the Russian Academy of Sciences, 2005. - P. 224.
6. Tkachenko, E.V, Kozhukhovskaya, S.M. Design-Education. Theory, Practice, Development Trajectory [Text] / E.V. Tkachenko, S.M. Kozhukhovskaya.- Ekaterinburg: Akva-press, 2004.
- 240 p.
7. Tkachenko, E.V, Kozhukhovskaya, S.M. Organization, Structure and Contents of Professional Training Teachers in the Field of Design [Text] / E.V. Tkachenko, S.M. Kozhukhovskaya // Education and Science. - 2001. - №4. - P. 136-147.