Научная статья
УДК 7.071.1+75.03+75.04
DOI 10.46748/ARTEURAS.2023.02.006
Вдохновитель Шикотанской группы художников О.Н. Лошаков
Хайрулина Анна Валерьевна
Российская государственная специализированная академия искусств, Москва, Российская Федерация
https://orcid.org/0000-0001-9915-2204, [email protected]
Аннотация. Статья посвящена творчеству академика Российской академии художеств, заслуженного художника Российской Федерации, профессора Олега Николаевича Лошакова. Материалы исследования расширяют диапазон представлений о годах творчества мастера на Дальнем Востоке. Вместе с организованной им группой молодых живописцев и графиков, первых выпускников Владивостокского художественного училища, он несколько десятилетий писал пейзажи на острове Шикотан. В статье представлены произведения живописи членов Шикотанской группы, обозначены характерные стилевые, композиционные и колористические особенности их работ. Проводится анализ творчества О.Н. Лошакова, в частности, выявляются новые аспекты его пейзажной живописи 1960-х годов, также рассмотрены работы зрелого и позднего периодов в контексте развития отечественного искусства второй половины XX – начала XXI века. Актуальность статьи определяется ограниченным количеством исследований о творчестве О.Н. Лошакова и художников Шикотанской группы, чьи работы являются яркой страницей в истории изобразительного искусства Приморья.
Ключевые слова: О.Н. Лошаков, искусство Приморья, Шикотан, Шикотанская группа, «суровый стиль», реализм, хрущевская оттепель
Для цитирования: Хайрулина А.В. Вдохновитель Шикотанской группы художников О.Н. Лошаков // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 2 (29). С. 210–223. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.02.006. URL: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1000
Original article
The inspirer of the Shikotan group of artists O.N. Loshakov
Anna V. Khairulina
Russian State Academy of Arts for special needs' students, Moscow, Russian Federation
https://orcid.org/0000-0001-9915-2204, [email protected]
Abstract. The article is devoted to the study of the work of Oleg Nikolaevich Loshakov, the Academician of the Russian Academy of Arts, Honored Artist of the Russian Federation, Professor. He organized a group of young artists, consisting of his first graduates of the Vladivostok Art School, and together with them painted landscapes on Shikotan Island for several decades. The analysis of the paintings of the Shikotan group representatives made it possible to identify their characteristic stylistic, compositional and coloristic features. The research materials expand the range of ideas about the years of Loshakov's work in the Far East, reveal new aspects of his landscape painting of the 1960s, as well as the works of the mature and late periods in the context of the development of Russian art in the second half of the 20th – early 21st centuries. The relevance of the article is determined by the lack of an extensive study of the works of art by O.N. Loshakov and other artists of the Shikoltan group, whose artwork is a bright page in the history of Primorye fine art.
Keywords: Oleg Loshakov, Primorye art, Shikotan Island, Shikotan group, severe style, realism, thaw period
For citation: Khairulina, A.V. (2023) ‘The inspirer of the Shikotan group of artists O.N. Loshakov’, Iskusstvo Evrazii = The Art of Eurasia, (2), pp. 210–223. doi:10.46748/ARTEURAS.2023.02.006. Available from: https://eurasia-art.ru/art/article/view/1000 (In Russ.)
© Хайрулина А.В., 2023
Введение
В начале XXI века исследователи вновь обращаются к искусству 1960-х годов — времени хрущевской оттепели, ими переосмысливается понятие «сурового стиля» и его роль в творчестве последующих поколений живописцев, изучаются течения и направления художественной практики второй половины ХХ столетия — сложного периода в отечественном искусстве.
В контексте творчества художников-шестидесятников начинал свой путь в искусстве Олег Николаевич Лошаков, ставший впоследствии академиком Российской академии художеств, заслуженным художником Российской Федерации, профессором, одним из ведущих живописцев России, повлиявшим на творчество многих мастеров разных поколений. Диапазон его интересов очень велик, но до настоящего времени изучена лишь небольшая часть его достижений. Едва исследован ранний период творчества О.Н. Лошакова, относящегося к младшему поколению художников 1960-х годов. Не вполне раскрыты детали создания Шикотанской группы. Именно эти аспекты художественной жизни мастера, много сделавшего для развития отечественного искусства, и стали целью данного исследования. На основе имеющихся архивных и иконографических материалов проведен комплексный анализ развития творчества О.Н. Лошакова.
Олег Николаевич родился в Москве в 1936 году, первые навыки профессионального изобразительного мастерства получил во время учебы в Московской средней художественной школе. В восемнадцатилетнем возрасте поступил в Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, где прошел серьезную академическую подготовку. Его наставником и руководителем творческой мастерской был академик Академии художеств СССР, народный художник СССР П.П. Соколов-Скаля [1].
Академический период ученичества О.Н. Лошакова совпал с годами известной хрущевской оттепели, когда «молодое искусство настойчиво испытывало потребность не только в преодолении фальшивой риторики, но и в выражении правды широких социальных процессов, общественных настроений новой эпохи» [2, с. 19]. В это время в творческую жизнь страны входили профессиональные художники — участники Великой Отечественной войны или те, кто перенес голод и потери в тылу. Это были люди особой закалки, стремящиеся выразить в своем творчестве «правду жизни». Многие живописцы тогда отправлялись в длительные поездки из Москвы и Ленинграда на стройки Сибири, на Русский Север и Кавказ, в своих картинах они воссоздавали суровый быт и труд советского народа. Произведения этих мастеров объединяли тематика, композиционное построение и колористическое решение. Их творчество привлекало своей новизной многих искусствоведов. В статье «Пора разобраться», опубликованной в газете «Московский художник» (1962), искусствовед А.А. Каменский определил направление творчества группы художников того времени как «суровый стиль» [3]. Эти молодые мастера ориентировались на изобразительное искусство СССР периода 1920–1930-х годов, в первую очередь на творчество А. Дейнеки, Г. Нисского, а также П. Кончаловского, А. Лентулова и др. Яркими представителями «сурового стиля» были художники Н. Андронов, В. Иванов, Г. Нисский, Т. Салахов, В. Попков, Г. Коржев, П. Никонов, П. Оссовский, В. Стожаров и другие. Все они создавали не только большие сюжетные полотна, но и пейзажные картины.
Одним из первых выразителей «сурового стиля» в пейзаже стал Е. Зверьков, начало творческого пути которого пришлось на 1950–1960-е годы. Его искусство отличалось ярко индивидуальной позицией, глубиной и правдивостью содержания, сложностью характеристики образов природы.
Художники-шестидесятники всё чаще обращались к таким темам, как дом, семья, любовь, жизнь простого рабочего человека. Вместе с тем героями произведений этих живописцев становились не «маленькие» люди, а те, кто совершал великие дела, растил хлеб, исследовал недра Земли, работал на грандиозных стройках Сибири, — их образы были по-настоящему героическими.
Произведения мастеров живописи, работавших в «суровом стиле», несомненно, оказали большое влияние на формирование творческой направленности многих молодых художников того времени. Встречи с признанными мастерами помогли живописцам осознать себя продолжателями национальных художественных традиций.
Однако стоит отметить и определенное несходство творческих устремлений О.Н. Лошакова и его молодых товарищей с представителями «суровых». Это была когорта художников «переходного» поколения, родившихся в середине 1930-х годов и идущих вслед за «суровыми», но создающих искусство, насыщенное идеями своего времени. Основной задачей они видели тесную связь искусства с жизнью страны, повседневным человеческим опытом и психологией народа. Искусствовед А.И. Морозов охарактеризовал художественную направленность этого поколения мастеров так: «В этом смысле новый пласт примыкал скорее к лирическим подосновам поколения
“шестидесятников”, нежели к их публицистике зрелой поры» [2, с. 73].
Начало творческого пути
После окончания Московского художественного института О.Н. Лошаков вместе со своим товарищем И.С. Чуйковым был направлен по распределению на Дальний Восток. Молодые выпускники академической школы два года преподавали во Владивостокском художественном училище (1960–1962). Становление мастера происходило во Владивостоке. Природа Дальнего Востока покорила его своей могучей первозданной красотой, с 1963 по 1965 год Олег Николаевич совершил туда несколько длительных творческих поездок [4; 5].
Всё свободное время О.Н. Лошаков отдавал творчеству. Первые созданные здесь произведения живописца отличались свежестью восприятия и верностью наблюдения натуры, художественной убедительностью. Свидетельством тому является пейзаж «Старый Владивосток» (1962), где изображен вечерний город с рано опустевшими улочками, освещенными теплым светом фонарей. Глядя на картину, представляешь, как на этой окраине, застроенной низкими деревянными домами, течет неспешная жизнь, и только старый трамвай напоминает о каждодневном преодолении «некой силы, притаившейся в этой вздыбленной земле» [6, с. 6].
Два обязательных года педагогической деятельности по распределению во Владивостокском художественном училище пролетели быстро. Работая в Приморском крае, О.Н. Лошаков раскрылся как незаурядная и целеустремленная творческая личность. Преподавательский дар, высокое мастерство определили заслуженный авторитет художника в профессиональной среде. За годы работы в училище он оказал значительное влияние на становление молодых художников Приморья и в первую очередь на выпускников, ощутивших воздействие творческой манеры Олега Николаевича, вобравшей традиции национального реалистического искусства и новации шестидесятников. Обладая яркой творческой индивидуальностью, мастер транслировал своим ученикам свежие идеи и обучал новым приемам, раскрывал стилевые особенности искусства того времени.
Пейзажи этих лет О.Н. Лошаков писал вместе с группой молодых художников, куда входили А. Карих, В. Рачёв, Е. Корж, Ю. Волков и А. Усенко. Им он преподавал живопись во Владивостокском художественном училище. Сама природа и люди Приморского края оказались неисчерпаемой сокровищницей идей, тем и сюжетов. Олег Николаевич всячески способствовал тому, чтобы ученики, обращаясь к жизни современников, могли смелее и полнее раскрыть свой талант. Под влиянием и при поддержке педагога живописцы искали новые формы изображения — это были их первые опыты художественного синтеза.
Ко второй половине 1960-х годов О.Н. Лошаков — уже сформировавшийся мастер живописи реалистического направления, обладающий собственным восприятием мира и свободой художественных решений. Ему тесны рамки натуралистической трактовки формы — О.Н. Лошакову свойственна метафоричность в изображении, что приводило к созданию романтически-возвышенных образов природы Дальнего Востока. В творческих приемах живописца одновременно сочетались обобщенность выражения и детализация. Сам художник называл себя в то время «буквалистом в живописи». В начале работы он писал широкими кистями в свободной манере, а заканчивая, прорабатывал мотив тонкими линиями. В 1965 году он создает большую работу «Портальные краны», ставшую в некотором смысле символом своеобразия его творческих интересов. Индустриальный мотив, присущий «суровому стилю», воспринимался художником по-новому, а необычный ракурс придавал картине динамизм и внутреннее напряжение. В более поздних произведениях живописец последовательно разрабатывает ряд сюжетных задач, постепенно усложняя композиционные и колористические решения, как, например, в пейзаже-картине «Портовый город Владивосток» (1966), где жизнь шумного, делового города контрастирует с «ширью водных пространств» [6, с. 6].
Стремление попробовать свои силы в различных жанрах свидетельствует о содержательности творчества мастера. В этот период характерными для художника становятся сюжеты, посвященные «чистой природе» Приморья, такие как композиция «Вечер. Владивосток» (1967). На этой картине город изображен с верхней точки зрения, что позволило увидеть необъятные просторы земли, моря и неба.
Шикотанская группа
В 1966 году Олег Николаевич волей судьбы попадает на Шикотан — крупнейший остров Малой гряды Курильских островов, который привлекал живописца разнообразными необычайными впечатлениями. Суровая и могучая природа, насыщенность, яркость и острота ее колорита, особый сложный рельеф местности, непростые характеры и судьбы жителей нашли отражение в творческих работах О.Н. Лошакова этого периода.
К тому времени окончательно сформировалась группа художников из Москвы, Владивостока, Уссурийска, куда вошли Ю. Волков, Е. Корж, В. Рачёв, И. Кузнецов, А. Усенко, В. Серов, В. Пономарёв, В. Владыкин. Позже она была названа Шикотанской группой. В разные годы в нее входили известные московские живописцы и графики Т. Назаренко, В. Пономарёв, А. Ахальцев, Г. Копцов, И. Панкратов; приморцы Н. Петров, Н. Большаков, А. Пырков, И. Ионченков, В. Снытко, А. Плешивцев, В. Яхненко [7].
С середины 1960-х и вплоть до 1990-х годов первым и бессменным руководителем Шикотанской группы был О.Н. Лошаков. Длительные поездки на остров Шикотан, природа которого отличалась суровой первозданной красотой, дали молодым художникам мощный импульс к созданию многочисленных произведений. По словам Олега Николаевича, творческое долгожительство группы стало следствием многих причин, но важным было то, что «никто не предпринимал никаких официальных организационных усилий для ее создания, не вырабатывал никаких правил и условий для ее участников, ничего не требовал от художников, в нее входящих. Группа сложилась сама собой из обычной для того времени поездки друзей-единомышленников на этюды и держалась исключительно на их энтузиазме и творческих интересах» [7]. Мастеров объединяла широта творческих поисков и общий интерес к Дальнему Востоку, к его неповторимой, необычной красоте, мощи, эпическому характеру природы.
Большое внимание живописцы уделяли быту местных жителей, они изучали особенности природы Курильских островов, подчеркивая в своих произведениях ее характерные свойства, утверждая тем самым, что монументальность и размах морской стихии, просторов земли, необъятности неба, их первозданная красота и мощь определяют романтическую неповторимость острова Шикотан. У всех художников этой группы было много общего как в их профессиональной подготовке, так и во взглядах на искусство и привязанности к пейзажному жанру, но каждый мастер создавал романтический образ далекого и удивительного острова по-своему. Известный московский историк искусства В.С. Манин писал: «Круг художников во главе с Лошаковым имел вполне определенные черты. В этом течении не было ничего украшательского, орнаментального. Напротив, произведения обладали цельностью взгляда на мир, на природу, на жизнь; романтика в них сочеталась с суровой правдой, форсированный цвет определял драматическое звучание темы» [8, с. 591].
Один из первых участников Шикотанской группы Е. Корж отмечал: «Шикотан — рай для художника. В смысле красоты он безграничен. Там было видно, как рождалась Земля. Рядом с нежными холмами на берегах лежала тысячелетняя лава, застывшая в море, а неподалеку — скалы. <…> Важно, что на Шикотане был дух свободы. Мы писали то, что нам нравилось, и так, как нам того хотелось» (Цит. по: [9, с. 6]).
В эти годы в отечественном изобразительном искусстве человек с сильным характером, преобразующий мир, становился главным героем произведений живописцев. Помимо отдельных пейзажей художники, находясь на острове, создавали целые серии портретов его жителей. Это были работы, самобытные с точки зрения психологической трактовки. Художников привлекали ярко выраженные характеры, сложные оттенки души человека. Чаще других к жанру портрета обращался Ю. Волков, он стремился к глубокому постижению характера людей [10]. В своем искусстве живописец отдавал предпочтение изображению человека труда, хозяина острова. Самое известное его произведение этого периода «Девчата с острова Шикотан» (1969) — групповой портрет, который стал своего рода визитной карточкой художественного объединения.
Единственным художником-графиком в группе был И. Кузнецов, он выполнял работы в различных жанрах (портрета, пейзажа, тематической композиции) и техниках (рисунка, офорта, линогравюры). Один из всего творческого объединения И. Кузнецов создал серию произведений о Шикотанской группе. Они обладали рядом отличительных черт: максимальной обобщенностью формы, точностью рисунка и композиционного построения, четким ритмом. В графических листах этого мастера нередко взят ракурс с высоты птичьего полета, как, например, в работах «Воспоминания о Шикотане», «Обработчицы» (обе 1979) и «Туман рассеялся» (1980). Панорамность и высокая точка обзора в пейзажах свойственны многим художникам Шикотанской группы, что было обусловлено особенностями дальневосточной природы, где водное пространство воспринимается панорамно даже с берега.
Заметная линия творческих поисков живописцев, выраженная в стремлении отразить собственное миропонимание, была свойственна художникам В. Рачёву (картины «Остров Шикотан», «Сейнеры», 1971, и «У старого пирса», 1980), А. Усенко («Ворота в океан», 1973; «Рыбокомбинат “Островной”», 1976, и «Вечернее облако», 1979) и В. Серову («Вечереет», «Теплый день», обе 1971, и «Бухта о. Шикотан», 1975). В своих работах они стремились по-новому запечатлеть пейзаж острова, отличающийся яркими красками. Изображаемое на их картинах «моделируется цветом, большие насыщенные пятна создают пластическую напряженность, при этом сохраняя общее чувство гармонии восторга» [9, с. 7].
За длительный период пребывания на земле Южно-Курильской гряды живописцами и графиками было создано множество произведений: «Творчество мастеров “Шикотанской группы”, — подчеркивала исследователь Л.М. Маныч, — будучи результатом содружества художников столицы (Москва) и периферии, на рубеже 1960-х – 1970-х годов отразило важные особенности художественного мировосприятия, свойственного, как мы считаем, целому направлению в пейзажной живописи этого периода» [11, с. 86]. Произведения Шикотанской группы с большим успехом демонстрировались на многих масштабных зональных, республиканских, всесоюзных выставках. Для всех художников творческого объединения это было время, насыщенное созданием значительных работ.
Ведущая роль в работе Шикотанской группы, безусловно, принадлежит ее руководителю, мастеру живописи О.Н. Лошакову. Обладая обширными знаниями, большим практическим опытом, талантом организатора, лидерскими качествами, он умел «увлечь» людей своими идеями. Остров Шикотан стал для Олега Николаевича и его товарищей своеобразной творческой лабораторией и одновременно школой, где они «росли, совершенствовались, учились жизни, учились мастерству» [12, с. 32]. Создавая свои произведения и передавая красоту и многообразие мира, они объединяли романтические настроения с правдивой реальностью жизни. Работа на острове Шикотан стала для художника той основой, из которой рождались новые наблюдения, генерировались идеи. Здесь, на «пятачке земли размером с почтовую марку» [13, с. 63], Олегом Николаевичем были написаны многие живописные полотна, по которым в истории и отечественного, и мирового искусства будут судить о его творчестве: «Берег моря» и «Край света» (1969), «На Курилы» (1973–1974, рис. 1), «На Шикотане» (1978), «Большой Корабль» (1984), «Тихий океан у берегов Шикотана» (1986) и другие. Для многих его произведений характерен панорамный формат, декоративность колористического решения, многоплановость, передающая широкий простор пейзажа и дающая волю размышлениям об открытии новых горизонтов.
Рис. 1. О.Н. Лошаков. На Курилы. 1977. Холст, масло. 74 × 181. Фото: [14]
Олег Николаевич Лошаков пишет сюжетные полотна разных форматов, раскрывая в них суровость жизни на Дальнем Востоке, что передано, например, в картине «Шум моря» (1971). Как писал искусствовед В.С. Манин, «судьба человека даже в красивом крае романтичных надежд воспринимается драматически…» [14, с. 380], поэтому так напряженно звучит на плотно написанном черном фоне красный цвет одежды женщины. А смятая белая занавеска подчеркивает внутреннее состояние смятения героини. За окном комнаты, в которой она находится, виден суровый темный океан. Образный мир произведений Олега Николаевича богат и сложен. Чувством тревожного ожидания наполнены сюжеты больших этюдов «Тайфун подходит» (1985) и «У причалов» (1987). Мастерство живописца, создающего сложные тематические работы, проявляется в совершенстве композиционных решений, большом разнообразии сюжетов, в глубоком и точном понимании цвета. Его художественный язык подчинен задаче предельно наглядного раскрытия темы произведения, выявления ее особой значительности.
Позднее, на основе многочисленных этюдов, написанных на Дальнем Востоке, О.Н. Лошаков уже в творческой мастерской в Москве создаст большие композиции, такие как «Романтичный пейзаж на рубеже тысячелетий» (1994), «На Южных Курилах кратковременные дожди» и «Шикотан. Малокурильская бухта» (2001), «И так каждый день» (2002). В них мастер раскрывается как многозначная и сложная творческая личность. Палитра художника за это время претерпела некоторые изменения, цветовые решения его картин стали более многогранными и глубокими, соотношения тонов — более сложными. Но произведения мастера всё так же отличают ярко выраженная индивидуальная манера, особый мир образов и идей. Многолетняя работа на Дальнем Востоке стала самобытным уникальным явлением художественной практики живописца и значительным творческим вкладом в развитие искусства нашей страны.
После Дальнего Востока
С 1993 года Олег Николаевич преподает живопись и композицию в Российской государственной специализированной академии искусств, руководит творческой мастерской станковой живописи (i). Он по-прежнему много работает, опираясь на свое твердое убеждение, что, только следуя реалистическим традициям передачи натуры, окружающего бесконечно прекрасного мира, можно создать подлинные произведения искусства.
На рубеже XX–XXI веков в творчестве большого мастера одним из главных жанров по-прежнему остается пейзаж. Вот уже почти двадцать лет О.Н. Лошаков увлеченно пишет виды Средней полосы России. После длительного пребывания на Дальнем Востоке Подмосковье и Владимирский край предстают перед художником новой, неизведанной Вселенной. Обычно Олег Николаевич создает картины «чистой природы», иногда пишет «архитектурные» пейзажи. Во многих произведениях этого периода мы видим сочетания интенсивных и почти локальных цветов, которые были свойственны манере живописца уже с 1970-х годов [1, с. 5]. Подобное колористическое решение придает картинам особую динамику и энергетику. Характерным примером являются пейзажи «Непогода. Деревня Горушка» (1998), «В тени старых ив» (2001), «Вид из деревни Старые Омутищи на реку Клязьму вечером» (2001, рис. 2).
Рис. 2. О.Н. Лошаков. Вид из деревни Старые Омутищи на реку Клязьму вечером. 2001. Холст, масло. 60 × 120. Фото: [1]
Другие же пейзажи, наоборот, выполнены на сближенных оттенках, тончайших нюансах света и тени, как, например, в этюдах «Старые Омутищи в конце лета» (1999), «В тишине за поворотом реки послышался звук моторной лодки» (2002, рис. 3), «Серебристый день» (2004), «Осенняя меланхолия. Омутищи» (2005). В произведениях художника все элементы композиции всегда хорошо продуманы и уравновешены, что говорит о его большом опыте. О.Н. Лошаков серьезно работает над колористическим решением, создавая цветовые комбинации, он заставляет каждый красочный мазок звучать на холсте. Особенно привлекательны для живописца насыщенные нежными тональными переходами состояния природы и воздуха.
Рис. 3. О.Н. Лошаков. В тишине за поворотом реки послышался звук моторной лодки. 2002. Холст, масло. 60 × 80. Фото: [1]
Особую роль в пейзажах О.Н. Лошакова всегда играет небо в его быстроменяющихся состояниях: «Небосвод, бескрайний простор над землей, концентрированную пластику небесной сферы художник выписывает тщательно, бережно, вдумчиво — со всеми тончайшими нюансами цвета и света, с проникновенными, почти молитвенными, интонациями» [1, с. 6]. Приближенный к горизонтали формат позволяет точно и гибко передать ширь и бесконечность небесного пространства, ускользающий свет, пробивающийся сквозь толщу облаков в таких пейзажах, как «Летний вечер» (1994, рис. 4), «Вечер на Садовой улице» (2004), «Улица Набережная в Омутищах» (2004) и других.
Рис. 4. О.Н. Лошаков. Летний вечер. 1994. Холст, масло. 60 × 80. Фото: [1]
Каждый год летом Олег Николаевич выезжает в деревню и пишет живописные берега извилистой и неторопливой реки Клязьмы, рощу на ее противоположной стороне, соседские деревенские дома и клумбы с цветами. Здесь невозможно не вспомнить этюды «Деревня Леоново» (1995, рис. 5), «Пора позднего лета» (1997), «Деревня Горушка» (1998, рис. 6), «Вид из огорода» (2009) и «Борькин дом» (2014). Очень точно подметил искусствовед Н. Иванов: если в период пребывания на о. Шикотан Олег Николаевич писал природу острова широко, монументально, «без подробного пересчета деталей», то теперь «появились отдельные деревья, кустики, какие-то строения, церковная архитектура» [1, с. 5]. Однако каждый пейзаж — это новое состояние природы и души мастера.
Рис 5. О.Н. Лошаков. Деревня Леоново. Где-то посреди России. 1995. Холст, масло. 60 × 80. Фото: [1]
Рис. 6. О.Н. Лошаков. Деревня Горушка. 1998. Холст, масло. 69 × 86,5. Фото: [1]
В 2000-е годы происходят значительные изменения в эмоциональном строе произведений мастера живописи: острая динамика сменяется спокойной лирической манерой.
Не проходят мимо внимательного взгляда художника деревенские натюрморты: «Дачный натюрморт» (1992), «Теплым осенним вечером» (2003), «Яблоки и флоксы» (2012), «Яблоки на столе» (2014), которые являют зрителю красочные изображения даров природы, обилие плодов на скатерти, обыгранных композиционно и колористически. Отдельным жанром в творчестве О.Н. Лошакова можно назвать «пленэрный натюрморт» [1, с. 8]. В произведении «Хорошо летом в деревне» (2004, рис. 7) запечатлена масса сочной зелени, обрамляющей полевой букет в синем кувшине, стоящем на столике, а белая скатерть и цветы создают этому изображению контраст, подчеркивая состояние жаркого полудня, обильно залитого светом.
Рис. 7. О.Н. Лошаков. Хорошо летом в деревне. 2004. Холст, масло. 80 × 60. Фото: [1]
Кроме излюбленных мотивов деревни Олег Николаевич пишет и городские пейзажи. Он любит бывать в небольших старинных городах России, во время путешествия по которым создает серии пленэрных пейзажей, разнообразных по тематике и исполнению. На его холстах запечатленными оказываются каменные храмы и монастыри, старинная архитектура городов и разнообразные деревенские постройки, поля и лесные дали. Картины «Тула. Улица Льва Толстого» (1995), «Переславль-Залесский. Мост через Трубеж» (2002) — широко известные полотна, на которых памятные места нашей страны навсегда остались запечатленными О.Н. Лошаковым.
Два написанных художником пейзажа Кириллова монастыря отличаются колористическим решением и внутренним настроением: один построен на мажорных контрастах сочного зеленого, белого и голубого, второй — на мягких, сближенных соотношениях тонов. Этюд «Кирилло-Белозерский монастырь» (1994, рис. 8) занимает почти весь холст. На нем размашистыми мазками показана широта земных просторов и яркая зелень. В это буйство красок гармонично вписана архитектура мужского монастыря. Примечателен с точки зрения живописных качеств светлый пейзаж «Кирилло-Белозерский монастырь» (1994, рис. 9) с изображением величественной архитектуры древнего строения, которое расположено на берегу большого Сиверского озера. Композиция произведения построена так, что сам монастырь со своими светоносными белокаменными стенами и башнями словно является источником света.
Рис. 8. О.Н. Лошаков. Кирилло-Белозерский монастырь. 1994. Холст, масло. 60 × 73. Фото: [15]
Рис. 9. О.Н. Лошаков. Кирилло-Белозерский монастырь. 1994. Холст, масло. 36,5 × 73. Фото: [1]
Рис. 10. О.Н. Лошаков. Вечер в Суздале. 1996. Холст, масло. 48 × 63. Фото: [1]
В пейзаже «Суздаль. Туча над городом» (1996) с невероятной точностью широкими цветовыми пятнами написано переходное состояние природы во время дождя: густые тучи уже закрыли небо, но всё еще пробиваются последние яркие всполохи лучей солнца и освещают белую колоннаду торговых рядов. Контрастные краски закатного неба с ровным строем уносящихся вдаль облаков и светлых неподвижных храмов, освещенных последними лучами солнца, даны в произведении «Вечер в Суздале» (1996, рис. 10). Отметим, что работы мастера 1990–2000-х годов более камерны по своему содержанию в сравнении с произведениями, написанными на Дальнем Востоке. В настоящее время Олег Николаевич находит вдохновение в простых содержательных мотивах, близких ему, как и каждому человеку, живущему в России.
Заключение
Искусство О.Н. Лошакова в современной живописи — явление мощное и оригинальное. Воплощая глубоко индивидуальное восприятие окружающей действительности, он сформировал свой художественный «почерк», а темы его произведений, характер изобразительного языка оказались созвучными современной эпохе. Творчество мастера получило широкое признание в нашей стране. Данное исследование позволило проследить эволюцию творческого процесса живописца, дало возможность сопоставить особенности его произведений разных периодов. Каждая персональная выставка Олега Николаевича Лошакова становится событием в художественных кругах. Полотна мастера представлены в музеях России и зарубежных собраниях, а его творчество оказало большое влияние на многочисленных учеников и последователей в наши дни.
Примечание
(i) Лошаков Олег Николаевич // Российская академия художеств [сайт]. URL:https://www.rah.ru/the_academy_today/the_members_of_the_academie/member.php?ID=51396&sphrase_id=107000 (дата обращения: 08.09.2022).
Список источников
1. Иванов Н.М. Излюбленные места Олега Лошакова // Олег Лошаков. Живопись. Излюбленные пейзажные мотивы в деревне Старые Омутищи и в других достопримечательных местах. М.: [б. и.], 2015. С. 5–8.
2. Морозов А.И. Поколения молодых. Живопись советских художников 1960-х – 1980-х годов. М.: Советский художник, 1989. 256 с.; ил.
3. Каменский А.А. Пора разобраться // Московский художник. 1962. № 1. С. 3–4.
4. Миклушевская И.Н., Саматова А.Д. Становление Шикотанской группы. Начало // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2021. № 2-1. С. 109–116.
5. Левданская Н.А. «Шикотанская группа» как явление в художественной жизни Дальнего Востока России // II Потаповские чтения: доклады, сообщения / науч. ред. Г.Г. Неустроева. Якутск: Рекламное агентство «Апрель», 2009. С. 115–118.
6. Лошаков О.Н. Альбом / авт. вступ. статьи А. Морозов. М.: Советский художник, 1976. 55 с.; ил.
7. Лошаков О.Н. Художники на Курилах. М.: Московский художник. 2010. 30 с.
8. Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000. 632 с.; ил.
9. Прантенко Н.А. Коллекция живописи и графики художников-шикотанцев в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2 (22). С 5–8.
10. Даценко А.А., Миклушевская И.Н., Саматова А.Д. Юрий Иванович Волков — художник из Шикотанской группы // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2020. № 1-1. С. 288–298.
11. Маныч Л.М. Поэтика русской пейзажной живописи второй половины 1950-х – 1970-х годов : дис. … канд. искусствоведения. М., 2007. 278 с.
12. Лошаков О.Н. Поездки на Шикотан // Художник. № 8. 1974. С. 32.
13. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с.
14. Манин В.С. Русская живопись ХХ века : альбом в 3 т. СПб.: Аврора. 2007. 1424 с.; ил.
15. Олег Лошаков. От Петушков до Шикотана. Живопись : каталог выставки / Российская академия художеств, Научно-исследовательский институт теории и истории изобразительных искусств Российской академии художеств. М.: Энциклопедия, 2022. 17 с., 23 л. цв. ил.
References
1. Ivanov, N.M. (2015) ‘Favorite places of Oleg Loshakov’, in Oleg Loshakov. Painting. Favorite landscape motifs in the village of Starye Omutischi and other places of interest [Exhibition catalogue]. Moscow: s.n., pp. 5–8. (In Russ.)
2. Morozov, A.I. (1989) The generation of the young. Painting by Soviet artists of the 1960s – 1980s. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)
3. Kamenskiy, A.A. (1962) ‘It's time to figure it out’, Moskovskiy khudozhnik = Moscow Artist, (1), pp. 3–4. (In Russ.)
4. Miklushevskaya, I.N. and Samatova, A.D. (2021) ‘The establishment of the Shikotan group’, Dekorativnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGKHPU im. S.G. Stroganova = Decorative art and object-spatial environment. Bulletin of Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts, (2-1), pp. 109–116. (In Russ.)
5. Levdanskaya, N.A. (2009) ‘Shikotan group as a phenomenon in the artistic life of the Russian Far East’, in Neustroeva, G.G. (ed.) Second Potapov Readings: reports, messages [Conference proceedings]. Yakutsk: April Advertising Agency, pp. 115–118. (In Russ.)
6. Morozov, A.I. (comp.) (1976) Oleg Loshakov. Moscow: Sovetskiy khudozhnik. (In Russ.)
7. Loshakov, O.N. (2010) Artists on the Kuril Islands. Moscow: Moskovskiy khudozhnik. (In Russ.)
8. Manin, V.S. (2000) Russian landscape painting. Moscow: Bely Gorod. (In Russ.)
9. Prantenko, N.A. (2013) ‘Collection of paintings and drawings by Shikotan artists in the collection of the Primorye Art Gallery’, Gumanitarnye issledovaniya v vostochnoi Sibire i na Dal'nem Vostoke = Humanitarian studies in Eastern Siberia and the Far East, (2), pp. 5–8. (In Russ.)
10. Dazenko, A.A., Miklushevskaya, I.N. and Samatova, A.D. (2020) ‘Yuriy Ivanovich Volkov — the artist of Shikotanskii group’, Dekorativnoye iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda. Vestnik RGKHPU im. S.G. Stroganova = Decorative art and object-spatial environment. Bulletin of Moscow State Stroganov Academy of Design and Applied Arts, (1-1), pp. 288–298. (In Russ.)
11. Manych, L.M. (2007) Poetics of Russian landscape painting of the second half of the 1950s – the 1970s. Cand. Art sci. thesis. Moscow. (In Russ.)
12. Loshakov, O.N. (1974) ‘Trips to Shikotan’, Khudozhnik = Artist, (8), pp. 32. (In Russ.)
13. Kandyba, V.I. (1990) Artists of Primorye. Leningrad: Khudozhnik RSFSR. (In Russ.)
14. Manin, V.S. (2007) Russian painting of the twentieth century. Saint Petersburg: Aurora. (In Russ.)
15. Oleg Loshakov. From Petushki to Shikotan. Painting (2022) [Exhibition catalogue]. Moscow: Encyclopedia Publ. (In Russ.)
Информация об авторе:
Хайрулина Анна Валерьевна, ассистент-педагог кафедры живописи и графики, Российская государственная специализированная академия искусств, Москва, Российская Федерация, https://orcid.org/0000-0001-9915-2204, [email protected].
Information about the author:
Anna Valerievna Khairulina, Assistant-padagogue of the Department of painting and gaphics, Russian State Academy of Arts for special needs' students, Moscow, Russian Federation, https://orcid.org/0000-0001-9915-2204, [email protected].
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.
The author declares that there is no conflict of interest.
Статья поступила в редакцию 21.04.2023; одобрена после рецензирования 03.05.2023; принята к публикации 11.05.2023.
The article was received by the editorial board on 21 April 2023; approved after reviewing on 03 May 2023; accepted for publication on 11 May 2023.