Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ ШИКОТАНСКОЙ ГРУППЫ НА РАЗВИТИЕ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА'

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ ШИКОТАНСКОЙ ГРУППЫ НА РАЗВИТИЕ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
151
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
О.Н. Лошаков / «Оттепель» / «суровый стиль» / Шикотанская группа / The era of reforms / the time of the "thaw" / traditions in art / "severe style" / realism / Shikotan Island / Shikotan group

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хайрулина Анна Валерьевна

Рассматривается проблема развития живописи на Дальнем Востоке, творчество мастеров Шикотанской группы (в жанрах пейзажа, портрета, сюжетно-тематической картины), специфика освоения дальневосточными мастерами «сурового стиля» в контексте развития отечественного искусства второй половины ХХ – начала XXI века.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ON THE INFLUENCE OF THE WORK OF THE MASTERS OF THE SHIKOTAN GROUP ON THE DEVELOPMENT OF EASEL PAINTING IN THE FAR EAST

The article is devoted to the development of painting in the Far East. The article examines the work of the masters of painting who are members of the Shikotan group, whose permanent head was Oleg Nikolaevich Loshakov, academician of the Russian Academy of Arts, Honored Artist of the Russian Federation, Professor. The author analyzes the orientation and value changes in the art of Primorye, associated with the synthesis of the Moscow school of painting, the ";severe style" and the cultural traditions of the East of our country, which gave impetus to the development of the art of painting. An essential part of the article is the material about the specifics of the development of the Far Eastern masters of the ";severe style", acquaintance with the creative manner of the Moscow artists of the members of the Shikotan group. The works of painting created by both artists of the Far East and Moscow painters are analyzed. The author analyzes the work of artists in the context of the development of Russian art in the second half of the XX-beginning of the XXI century. The article examines the paintings created by the masters of the Shikotan group in the genres of landscape, portrait, and subjectthemed paintings.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ ШИКОТАНСКОЙ ГРУППЫ НА РАЗВИТИЕ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА»

RAR УДК 7.01 ББК 85.

10.34685/HI.2021.34.3.011

ВЛИЯНИЕ ТВОРЧЕСТВА МАСТЕРОВ ШИКОТАНСКОЙ ГРУППЫ НА РАЗВИТИЕ СТАНКОВОЙ ЖИВОПИСИ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

Хайрулина Анна Валерьевна,

аспирант Российской государственной специализированной академии искусств,

Адрес: 121165 Москва Резервный проезд, дом 12.

E-mail: [email protected]

Аннотация

Рассматривается проблема развития живописи на Дальнем Востоке, творчество мастеров Шикотанской группы (в жанрах пейзажа, портрета, сюжетно-тематической картины), специфика освоения дальневосточными мастерами «сурового стиля» в контексте развития отечественного искусства второй половины ХХ - начала XXI века. Ключевые слова

О.Н. Лошаков, «Оттепель», «суровый стиль», Шикотанская группа.

Путь становления живописи Дальнего Востока был сложным. Изначально художественная одаренность народа, традиционно жившего на этой территории, находила выражение в фольклоре и прикладном искусстве. Но история профессионального искусства началась на рубеже XIX - XX вв. во Владивостоке.

Это был узкий круг художников, приезжавших в разные годы из Санкт-Петербурга, Москвы, Одессы. Решающую роль в развитии художественной культуры Приморского края сыграло в середине ХХ века открытие Владивостокского художественного училища, образование Союза художников и организация художественного музея во Владивостоке.

Историю создания Шикотанской группы в середине 1960-х годов рассказал сам Олег Николаевич Лошаков. После окончания Московского государственного художественного институт имени В.И.Сурикова он по направлению работал в 1962 - 1964 годах преподавателем Владивостокского художественного училища. Выпустив в 1964 году группу молодых художников, своих

учеников, О.Н. Лошаков возвратился в Москву. Однако ненадолго. Природа Дальневосточного края всецело покорила мысли и творческое воображение Олега Николаевича. Ему не терпелось набрать натурных этюдов, изобразить все увиденное на Дальнем Востоке на холстах.

Рубеж 1950-1960-х годов был непростыми для искусства нашей страны. Известная хрущевская «оттепель» закончилась разгромом 30-й юбилейной выставки Московского Союза художников в московском Манеже в декабре 1962 года. «Вместе с разгромом выставки разогнали молодежную комиссию в МОСХе и фактически прекратили работу с молодежью и творческие командировки по стране»1. Олег Николаевич Лошаков, будучи еще в комсомольском возрасте, стремился возобновить процесс работы с молодежью. Его предложения поддержали в Москве, в горкоме комсомола и создали новую молодежную комиссию. В скором

1 Интервью с советским и российским живописцем, пе-

дагогом, профессором, Академиком РАХ, Заслуженным

художников РСФСР, членом МСХ, О.Н. Лошаковым.

времени возобновились творческие командировки для художников.

В 1964 году Олег Николаевич отправился во Владивосток. Он писал в городе вместе с некоторыми своими выпускниками: Владимиром Рачёвым, Евгением Коржем, Юрием Волковым, Александром Усенко. Два года, 1964 и 1965, эта группа художников работала во Владивостоке и его окрестностях, ходили писать живописные, покрытые лесами сопки. Педагога и его учеников объединяло одно неутолимое желание - писать много, максимально реализовывать свой творческий потенциал. Со временем, О.Н. Лошаков смог «вжиться» в Приморье, прочувствовать этот край «с его яркой неуемной природой, как свое место»2. За эту пару лет был набран большой объем натурного материала, на основе которого было написано много сюжетных работ. Эти дальневосточные пейзажи, портреты, тематические картины, натюрморты Олег Николаевич Лошаков и его выпускники позже выставляли на молодежных выставках во Владивостоке, Москве и других городах.

Под влиянием искусства О.Н. Лошакова -мастера «сурового стиля» происходили существенные изменения в творчестве его учеников. Во взаимодействии столичной и региональной культуры постепенно происходила эволюция станковой живописи Дальнего Востока. Средства живописи давали широкие возможности для самовыражения.

С лета 1966 года Олег Николаевич и его ученики решили художественно осваивать другие территории Дальнего Востока. Было решено встретиться с товарищами во Владивостоке, а оттуда уже держать путь в новые места. Живописцы довольно активно выбирали место для творческой работы, например, в командировочном листе Олега Николаевича Лошакова было отмечено около 20 поселков и городов, находящихся на Дальневосточном побережье - от Командорских островов до Южных Курил3. Волей судьбы, однако, О.Н. Лошаков оказался не во Владивостоке, а в Южно-Сахалинске, совершенно не зная, что из Южно-Сахалинска на Кам-

чатку довольно трудно добраться из-за редкого морского и авиационного сообщения. Спустя пару дней ожидания в аэропорту Олег Николаевич повстречал знакомых московских художников, это были Кирилл Дорон и Юрий Куперман. Именно они посоветовали О.Н. Лошакову посетить остров Шикотан: «Мы проехали по всему побережью, от севера Камчатки до Южных Курил. Поезжай на Шикотан, лучше места не найдешь!»4. Олег Николаевич посчитал это предложение определенным знаком, связался с товарищами во Владивостоке. Решили встретится на острове Шикотан. Путь до Шикотана лежал через остров Кунашир, попасть туда можно было, договорившись с местными рыбаками. Первым на остров прибыл Олег Николаевич Лошаков и через комитет комсомола сумел договориться о проживании на Шикотане для всей группы художников. Следом за ним прибыли Юрий Волков, Владимир Рачев и Евгений Корж5. Никто из художников тогда и предположить не мог, что, казалось бы, случайная поездка обернется многолетней серьезной творческой работой и станет поворотной в судьбе каждого члена Шикотан-ской группы, окажет значительное влияние на развитие живописи Дальнего Востока.

Суровая и могучая природа, невероятные просторы, постоянно меняющиеся состояния неба и моря надолго увлекли мысли художников. Край света, где было видно, как рождалась земля, и «рядом с нежными холмами на берегах лежала тысячелетняя лава, застывшая в море...»6. Увиденное на Шикотане будоражило и волновало творческое воображение Олега Николаевича и его товарищей. Новая обстановка требовала от художников поиска новых средств выражения, обновления палитры, изучения самого строения форм природы. «Необычайное разнообразие пейзажей и контрасты погоды: дни со сплошным туманом и проливными дождями сменялись блистающими, солнечными. Все это заставляло относиться к мотиву в этюде как к необыкновенно напряженному и динамичному композици-

Зотова О.И. Шикотанская группа: эволюция «сурового стиля» // Русское искусство. 2008. №3. С. 76-82.

Лошаков О.Н. Художники на Курилах. // «Московский художник», 2010

4 Там же.

5 Там же.

6 Панкратьев Е. Самый правдивый рассказ о легендарных «шикотанцах». 2007.

2

онному организму»7. Художникам требовалось время, чтобы вжиться, проникнуться необычностью этих мест. Возможно, натура не всегда поддавалась кисти, и бывали ошибки, но также ими приобретались и достижения.

В начале работы на острове художники Шикотанской группы открывали и осмысливали неизведанный мир острова через пейзаж. Однако спустя некоторое время с вниманием стали относиться к островной жизни, связанной с бытом рыбаков и вахтовым трудом рабочих рыбокомбината. Олег Николаевич вспоминал: «Первые годы нас больше занимала работа над пейзажем. Портреты хотя и писали, но без ясной цели использовать их в дальнейшей работе. Однако, чем упорнее трудились мы над пейзажем, тем сильнее ощущали односторонность этого увлечения. Возникало желание высказать впечатления, связанные непосредственно с людьми, с их жизнью, о которой мы теперь знали не так уж мало»8.

Общая творческая тенденция, свойственная художникам Шикотанской группы, сформулирована искусствоведом В.И. Кандыбой: «Природа... не повод для лирической эмоции, не только «портрет» местности, образ мира, мироздания»9. Для произведений Олега Николаевича Лошакова и других художников группы были характерны ракурсы, переданные с высокой точки зрения, панорамность пейзажей, напряженный и насыщенный колорит почти открытого цвета.

Во многих научных исследованиях, статьях и публикациях 1960-1970-х годов художников Шикотанской группы относили к продолжателям «сурового стиля». Однако несколько лет спустя О.Н. Лошаков говорил о себе и товарищах так: «На самом деле мы уже другое поколение, остро чувствующее драматические перемены в жизни страны и глубоко переживающие ее трудности»10. Известный исследователь искусства А.И. Морозов отмечал, что «самоопределение» Олега Николаевича действительно попало на время высочайшей точки развития «сурового

стиля», тем не менее сходство это может быть замечено лишь во внешних чертах11.

Для Олега Николаевича Лошакова первое время работы на Шикотане было связано с поиском внутреннего состояния, которое постепенно рождалось от «всех этих новых интенсивных впечатлений»12. Со временем формировался и его метод понимания природы. О.Н. Лошаков шел от индивидуального самовыражения к крупной изобразительной форме, к монументальной экспрессии, конструктивному лаконизму выражения. Вместе с тем, важно отметить, что в первую очередь он творчески принадлежал к московской живописной школе, а затем - к «суровому стилю». Этим объяснялись истоки красочности, эмоциональность его произведений.

Бухта в Малокурильске была одним из любимых мотивов художника. Олег Николаевич Лошаков - мастер быстрых натурных этюдов, в которых передавалось состояние природы, яркость и контрастность ее красок («На Шикотане». 1978) или сближенность ее теплых тонов («У пирса». 1968) (Илл.1.).

7 Лошаков О. Н.Поездки на Шикотан. // «Художник», 1974. № 8. С. 32.

8 Там же.

9 Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР. 1990. 128 с., ил.

Илл. 1. О. Н. Лошаков. У пирса. 1968. к., м. 50х75. Альбом. Олег Лошаков. Мой остров Шикотан.

Выразительностью и монументальностью формы отличается работа Лошакова «Берег» 1970, где изображено взятое крупным планом опаленное солнцем рыжее, лежащее на берегу, ржавое судно.

11 Морозов А.И. Олег Лошаков. М.: Советский художник, 1976.

10 Лошаков О.Н. Художники на Курилах // Московский

художник. 2010.

12 Лошаков О. Н. Поездки на Шикотан. // Художник. 1974. № 8. С. 32.

В ряде произведений 1970-х годов возникает особая просветленная гармония («Затишье», «После тайфуна» и другие). Эта гармония и в больших пейзажах «На Курилы» (1973-74), и в «Дыхании осени» (1987-88) - где множеством цветовых переходов создано «многоцветное сияние воздуха, прозрачная тяжесть воды, переданные с тонким пониманием колористической и фактурной выразительности»13. «Тихий океан у берегов Шикотана» (1986) (илл. 2.), «Край света» (1969) повествуют о борьбе стихии воды и земли, покрытой изрезанными камнями. Благодаря выбранному колориту художник передает напряженное настроение природы.

Илл. 3. О. Н. Лошаков. Около причалов.1973. к., м. 50х80. Альбом. Олег Лошаков. Мой остров Шикотан.

Илл. 2. О.Н. Лошаков. Тихий океан у берегов Шикотана.1986. х., м. 70x128. Альбом. Олег Лошаков. Мой остров Шикотан.

О.Н. Лошакова вдохновляло соединение урбанистических и природных объектов, это наблюдается в целом ряде произведений разных лет «Свалка №3» (1970), «За складом готовой продукции» (1970), «Новый барак» (1973), «Около причалов» (1973) (илл. 3.), Морские пейзажи «Морские узоры» (1972), «Шикотан. Вечер после дождя в Малокурильске» (1989), «Свалка № 6» (1989) и другие)

С конца 1960-х годов Олег Николаевич пишет портреты, в которых из-за господства «сурового стиля» в изобразительном искусстве страны создается внешне обобщенный, собирательный образ. Однако в женских портретах этого времени у мастера наблюдается проявление интереса к личностному состоянию («Нина» (1967), «Таня» (1968) (илл. 4.), «Надя» (1973) и другие).

С годами направление поисков художника меняется в сторону осмысления и выявления

Илл. 4. О. Н. Лошаков. Таня. 1968. к., м. 70x49. Альбом. Олег Лошаков. Мой остров Шикотан.

духовного облика современника («Художник Евгений Корж» (1989) и «Художник Юрий Волков» (1989) и другие). «Лошаков схватывает характер в целом, выделяя в нем главное: наличие внутреннего стержня, силу, жизнеспособность ин-дивидуальности»14. В некоторых портретных произведениях 1970-1980-х годов появляется метафоричность как новое качество образно-

13 Указ. соч.

14 Морозов А.И. Олег Лошаков. М.: Советский худож-

ник, 1976.

сти («Шум моря» (1971), «Девушка в черном» (1980-е) и другие). В этих произведениях - «раздумье о человеке, находящемся у предела познанного мира и имеющего мужество глянуть в лицо неведомому» 15. В работе «Туманное утро на Шикотане» (1973) (илл. 5.) - сложное пространственное посторенние, в котором соединены пейзаж, интерьер и женская фигура у стола с раскрытым письмом.

Илл. 5. О. Н. Лошаков. Туманное утро на Шикотане. 1973. х., м., 120x182. Альбом. Олег Лошаков. Мой остров Шикотан.

«Художник смело переступил грань внешней зрительной достоверности, но многократно усилил внутреннюю достоверность пластического рассказа об одном из важных, может быть, ключевых моментов человеческой жизни»16. Таким образом, начиная с 1970-х годов Лошаков внедрял в свою творческую практику создания портретов и произведений других жанров сложный принцип образной многомерности.

Ученики Олега Николаевича, которые работали в Шикотанской группе, при всем уважении к наставнику стремились идти своим путем в искусстве.

Юрий Иванович Волков, был родом с Сахалина, но шикотанский период оказался самым ярким и знаковым в его творческой судьбе. Созданные им этюды «Вечерний Шикотан», «На Курилах», «Шикотанские бараки», «Шикотанские ели», «На сейнере» (1974) (илл. 6.) отличаются насыщенным контрастным колоритом, декоративным и сложным пластическим решением образов.

Илл. 6. Волков Ю. И. На сейнере. 1974. к., м. 55х63.

Написанная в 1969 году картина «Девчата с острова Шикотан» стала своего рода визитной карточкой шикотанцев17. Собирательные образы работниц Рыбокомбината написаны живо, динамично, широкими мазками кисти. Живописец стремился обобщить создаваемые женские образы, «сделать изображения своих моделей знаком масштабных свершений»18. За время нескольких творческих поездок на остров художником были написаны многочисленные этюды, которые служили хорошим материалом для его сюжет-но-тематических композиций. Так была создана картина «Сайра с кальмарами» (1972), в которой необычен ракурс, контрастно колористическое решение, построенное на противопоставлении серо-голубого цвета сайры и рыже-охристой поверхностью стола. Олег Николаевич говорил, что Юрий Волков «упорно собирал материал к каждой картине по всем правилам академического обучения»19. Так, например, были созданы

15 Там же.

16 Там же.

17 Прантенко Н. А. Коллекция живописи и графики ху-дожников-шикотанцев в собрании приморской картинной галереи. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2013. №2. С. 5-8.

18 Даценко А.А. Юрий Иванович Волков - художник из Шикотанской группы. // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда / Вестник МГХПА, 2020. №1. С. 288-298

19 Лошаков О. Н.Поездки на Шикотан. // Художник. 1974. № 8. С. 32.

широко известные произведения «Портрет прозаика» (1971) и «Бригадир докеров, Н. И. Широков» (1978). В своем творчестве он решал задачи открытого воздействия на зрителя.

Значительные находки в цвете и композиции принадлежат Владимиру Семеновичу Рачеву. Молодой художник одним из первых быстро и органично влился в новую среду острова, «проявил обостренное чутье к местному пейзажу, нашел его верное понимание без всякой экзотики»20. Его работы - о тяжелой повседневности, они почти безлюдны и безмолвны, в них обобщено изображение природы («Сейнеры» (1971), «Далекие облака» (1974) (илл. 7.), «Утро. Шикотан» (1980), «У старого пирса» (1980) и другие).

цесс. Гравюры Игоря Кузнецова отличают четкий ритмический строй, обобщенные, серьезно продуманные формы, панорамность, простран-ственность композиционных решений («Воспоминания о Шикотане» (1979), «Тишина» (1979), «Тихая гавань (1976)», «Обработчицы» (1979), «Туман рассеялся» (1980) (илл. 8.) и другие.

Илл. 7. В. С. Рачев. Далекие облака. 1974. /В.И. Кандыба. Художники Приморья.

«Пространственный размах, заостренная разномасштабность близкого и далекого, конструирование пространства ради искомого художественного эффекта, а не его натурное точное воспроизведение - все это привносит в пейзаж декоративность, красочную и пластическую напряженность, отчетливо современное звучание», - пишет о нем В.И. Кандыба21.

Игорь Александрович Кузенцов - единственный из шикотанцев, кто для воплощения островной темы выбрал выразительные средства графического искусства. Стоит отметить, что работа в таких техниках, как линогравюра и офорт, - это очень сложный и трудоемкий про-

Илл. 8. И. А. Кузнецов. Туман рассеялся. 1980. /В.И. Кандыба. Художники Приморья.

Как писал искусствовед В.И. Кандыба, анализируя творчество художника: «Человек прочно входит в работы Кузнецова то сам по себе, то

в окружении природы, одухотворенной его при-

22

сутствием и трудом»22.

Евгений Николаевич Корж нашел себя в этюдных портретах рыбаков и рыбообработ-чиц, которые стали началом «серьезного композиционного овладения натурой с ясно выраженной портретной установкой»23. Используя декоративную выразительность, сильные цветовые соотношения, живописную пластику мазка, художник раздвигает жанровые рамки, соединяя портрет и пейзаж, создавая сложные многоплановые пространства тематической картины, повествующей о жизни морского побережья острова. «Портрет поэта И. Фаликова» (1976),

20 Там же.

21 Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник

РСФСР, 1990. 128 с., ил.

22 23

Там же.

Сысоев В. На самых дальних наших островах. О творческих поездках художников. // Искусство. 1975. №7. С. 33-38.

стоялась персональная выставка самой Шико-танской группы. Творчество О.Н. Лошакова, Е.Н. Коржа, В.С. Рачева и других привлекли внимание к острову, и в разное время количество участников группы насчитывало более 20 профессиональных художников. К Олегу Николаевичу присоединялись мастера живописи и графики, например, Владимир Владыкин, Василий Пономарев, Татьяна Назаренко, Андрей Ахаль-цев, Геннадий Копцов, Иван Панкратов и другие. «Каждый художник, посещающий российский Дальний Восток, считал своим долгом хотя бы заглянуть на Шикотан, чтобы воочию убедиться, какая там красота и неповторимая и немного чудная жизнь»24.

Таким образом, искусство московского жи-

Илл. 9. Е. Н. Корж. Портрет рыбачки. 1977

«На Шикотане. Портрет Тани Марченко» (1976), «Портрет рыбачки» (1977) (илл. 9.).

Евгений Корж не обходит стороной и жанр пейзажа, проявляя интерес не только к первозданной островной природе «Курильские ели» (1986), но и к современным ржавым причалам «Краболовки» (1986).

Пейзажи Владимира Артемовича Серова отличает особенная колористическая тонкость. Как и у В. Рачева, картинам В. Серова присущи немногословность и строгость, стремление к обобщенности композиционных решений («У моря» (1971), «Бухта о. Шикотан» (1975) (илл. 10.), «Вид на вулкан Тятя-яма» (1977), «Первый день осени» (1986), «Безмолвие. Тихоокеанское побережье» (1986) и другие.

Плоды упорной творческой работы художников Шикотанской группы были представлены на многих масштабных зональных, республиканских и всесоюзных выставках. Известность группа также приобрела благодаря многочисленным выставкам и статьям, посвященным этим выставкам, и творчеству художников в таких известных журналах, как «Творчество», «Искусство» и «Художник». Не сразу, но художни-ков-шикотанцев заметили, их непохожий стиль письма, обыденные, но в то же время неповторимые сюжеты их картин. Уже в 1969 году проходила зональная выставка «Советский Дальний Восток» в г. Владивосток, где для картин Олега Николаевича Лошакова и его товарищей было выделено особое место. А уже в 1973-75 гг. со-

Илл. 10. В. А. Серов. Бухта о. Шикотан. 1975. к., м. 63х79.

вописца О.Н.Лошакова повлияло на становление молодых художников, как «суровый стиль» 1960-х влиял на развитие новых стилистических тенденций, его творческие принципы повлияли на новые этапы эволюции живописи Дальнего Востока.

Список литературы

1. Зотова О.И. Шикотанская группа: эволюция «сурового стиля». // Русское искусство. 2008. №3. С. 76-82.

2. Даценко А.А. Юрий Иванович Волков - художник из Шикотанской группы. // Деко-

24 Лошаков О.Н. Художники на Курилах // Московский художник. 2010.

ративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА, 2020. №1. С. 288-298.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Интервью с советским и российским живописцем, педагогом, профессором, Академиком РАХ, Заслуженным художников РСФСР, членом МСХ, О.Н. Лошаковым. (даты интервью: 14.02.2019 и 31.10.2019.).

4. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 128 с., ил.

5. Лошаков О.Н. Художники на Курилах // Московский художник. 2010.

6. Лошаков О. Н. Поездки на Шикотан // Художник. 1974. № 8. С. 32.

7. Морозов А.И. Олег Лошаков. М.: Советский художник, 1976.

8. Панкратьев Е. Самый правдивый рассказ о легендарных «шикотанцах», 2007. URL: https://novostivl.ru/post/3858/ (дата обращения: 23.03.2021).

9. Прантенко Н. А. Коллекция живописи и графики художников-шикотанцев в собрании приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке, 2013. №2. С. 5-8.

10. Сысоев В. На самых дальних наших островах. О творческих поездках художников // Искусство. 1975. №7. С. 33-38.

ON THE INFLUENCE OF THE WORK OF THE MASTERS OF THE SHIKOTAN GROUP ON THE DEVELOPMENT OF EASEL PAINTING IN THE FAR EAST

Khairulina Anna Valeryevna,

Postgraduate student of the Russian State Specialized Academy of Arts, Address: 121165 Moscow Reserve passage, house 12.

E-mail: [email protected]

Abstract

The article is devoted to the development of painting in the Far East. The article examines the work of the masters of painting who are members of the Shikotan group, whose permanent head was Oleg Nikolaevich Loshakov, academician of the Russian Academy of Arts, Honored Artist of the Russian Federation, Professor. The author analyzes the orientation and value changes in the art of Primorye, associated with the synthesis of the Moscow school of painting, the "severe style" and the cultural traditions of the East of our country, which gave impetus to the development of the art of painting. An essential part of the article is the material about the specifics of the development of the Far Eastern masters of the "severe style", acquaintance with the creative manner of the Moscow artists of the members of the Shikotan group. The works of painting created by both artists of the Far East and Moscow painters are analyzed. The author analyzes the work of artists in the context of the development of Russian art in the second half of the XX-beginning of the XXI century. The article examines the paintings created by the masters of the Shikotan group in the genres of landscape, portrait, and subject-themed paintings.

Keywords

The era of reforms, the time of the "thaw", traditions in art, "severe style", realism, Shikotan Island, Shikotan group.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.