Научная статья на тему 'Важность профессиональной мотивации старшеклассников'

Важность профессиональной мотивации старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1109
161
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ МОТИВАЦИЯ / МОТИВАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС / СПОСОБНОСТИ / САМОСОЗНАНИЕ / ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ульянова Наталия Анатольевна

Данная статья посвящена проблемам формирования мотивации учащихся на старшем этапе обучения. В статье автор определяет мотивационный комплекс личности, как основной компонент педагогической деятельности учителя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ульянова Наталия Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Важность профессиональной мотивации старшеклассников»

стемы образования в целом установленным потребностям, целям, требованиям и нормам (стандартам), которые определяются отдельными гражданами, предприятиями и организациями, обществом и государством в целом.

Список литературы:

1. Борисова Е.М., Гуревич К.М. Психологическая диагностика в школьной профориентации // Вопросы психологии, 1988. № 1.-С. 77-82.

2. Гинзбург М.Р. Личностное самоопределение как психологическая проблема. Вопросы психологии, 1988. № 2.

3. Ермаков Д. Профильное обучение: проблемы и перспективы // Народное образование. - 2004. - № 7. - С.101 -107.

4. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 1991

5. Психологическое сопровождение выбора профессии / Под ред. Л.М. Митиной. -М.; Флинт, 1998. 179 с.

6. Столяренко Л.Д. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000

Данная статья посвящена проблемам формирования мотивации учащихся на старшем этапе обучения. В статье автор определяет мотивационный комплекс личности, как основной компонент педагогической деятельности учителя.

Ульянова Наталия Анатольевна,

учитель «МОУ Солнечная СОШ №1» Сургутский р-он, п.Солнечный

ВАЖНОСТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Необходимо ли формировать профессиональную мотивацию учащихся в школе?

Ключевые слова: профессиональная мотивация, мотивационный комплекс, способности, самосознание, профориентационная работа.

Для старшеклассников основной школы выбор профиля обучения является самым главным и важным вопросом их образовательного развития. Его решение поможет им сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования и определиться с будущей сферой их профессиональной деятельности. Отсюда старший школьный возраст, сопровождается противоречиями и ломкой привычных жизненных представлений. Предстоящий осознанный выбор будущей профессии заставляет школьников достаточно серьезно подходить к изучению дисциплин связанных с их будущим профессиональным выбором [3]. Поэтому, для того чтобы возникающие противоречия имели позитивный характер и были профессионально направлены, учителю предстоит много работы в области профессиональной мотивации старшеклассников.

В первую очередь наш интерес определяется тем, что формирование мотивации и ценностных ориентаций является неотъемлемой частью развития личности человека. В переходные, кризисные периоды развития возникают новые мотивы, новые ценностные ориентации, новые потребности и интересы, а на их основе перестраиваются и качества личности, харак-

терные для предшествующего периода. Таким образом, мотивы, присущие данному возрасту выступают в качестве личностнообразующей системы и связаны с развитием самосознания, осознания положения собственного "Я” в системе общественных отношений. Как ценностные ориентации, так и мотивы относятся к важнейшим компонентам структуры личности, по степени сформированное™ которых можно судить об уровне сформированное™ личности.

Актуальность темы заключается в том, что проблема профессиональной мотивации в настоящее время приобрела особое значение. Именно в ней специфическим образом высвечиваются основные моменты взаимодействия индивида и общества, в котором образовательный процесс приобретает приоритетное значение. На фоне профильного обучения на плечи учителя ложится не только формирование мотивации, направленной на изучение школьного предмета, преподаваемого данным учителем, но и формирование профильной направленности старшеклассника через изучаемый предмет, даже если данный предмет не является профилирующим в выбранном старшеклассником профиле. Следовательно, одними из важнейших компонентов педагогической деятельности является

мотивационный комплекс личности: мотивация учебной и профессиональной деятельности, мотивация успеха и боязнь неудачи, факторы привлекательности той или иной профессии для старшеклассника. Правильное выявление профессиональных мотивов, интересов и склонностей является важным прогностическим фактором удовлетворённости профессией в будущем. Отношение к будущей профессии, мотивы её выбора являются чрезвычайно важными факторами, обуславливающими успешность, как выбора профессионального пути, так и будущего профессионального обучения.

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторами существует сложная система взаимосвязей. При определенных условиях (в частности, при высоком интересе личности к конкретной деятельности) может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к предмету, осознанность выбора профессии и др.), и школьник добивается больших успехов.

Однако дело не только в том, что способности и мотивация находятся в диалектическом единстве, и каждый из них определенным образом влияет на уровень успеваемости. Анализ исследовательских работ, проведенных в вузах, показал, что сильные и слабые студенты-первокурсники отличаются вовсе не по интеллектуальным показателям, а по тому, в какой степени у них развита профессиональная мотивация. Конечно, из этого вовсе не следует, что способности не являются значимым фактором учебной деятельности. Подобные факты можно объяснить тем, что существующая система конкурсного отбора в вузы, так или иначе, проводит селекцию абитуриентов на уровне общих интеллектуальных способностей. Те, кто выдерживает отбор и попадает в число первокурсников, в целом обладают примерно одинаковыми способностями. В этом случае на первое место выступает фактор профессиональной мотивации; одну из ведущих ролей в формировании «отличников» и «троечников» начинает играть система внутренних побуждений личности к учебно-познавательной деятельности в вузе. В самой сфере профессиональной мотивации важнейшую роль играет положительное отношение к профессии, поскольку этот мотив связан с конечными целями обучения [1]. Из этого напрашивается вывод, что, на сколько успешно в профильном плане смотивиро-ван будущий студент на столько выше у него будет интерес к учебно-познавательному процессу в вузе или другом учебном заведении.

Применительно к учебной деятельности старшеклассников в системе школьного образования под профильной мотивацией понимается совокупность факторов и процессов, которые, отражаясь в сознании, побуждают и направляют личность к изучению учебных предметов, связанных не только с выбранным профилем.

Профессиональная мотивация выступает как внутренний движущий фактор развития профессионализ-

ма и личности, так как только на основе ее высокого уровня формирования, возможно эффективное развитие профессиональной образованности и культуры личности.

При этом под мотивами профессиональной деятельности понимается осознание предметов актуальных потребностей личности (получение высшего образования, саморазвития, самопознания, профессионального развития, повышение социального статуса и т.д.), удовлетворяемых посредством выполнения учебных задач и побуждающих его к изучению будущей профессиональной деятельности [2]. Если выпускник школы разбирается в том, что за профессию он выбрал и считает ее достойной и значимой для общества, это, безусловно, влияет на то, как будет складываться его дальнейшее профессиональное обучение. Но нельзя забывать, что отношение к профессии в целом, влияет на эффективность учебной деятельности старшеклассников. Они, в частности, сказываются на общем уровне профессиональной подготовки, и потому данная проблема входит в число вопросов педагогической и социально-педагогической психологии. Но есть и обратная зависимость: на отношение к профессии, безусловно, влияют как различные стратегии, технологии, методы обучения, применяемые учителем на уроке, так и социальные группы.

Таким образом, формирование учителем положительного отношение к профессии через свой предмет является важным фактором повышения учебной успеваемости будущих студентов и является одним из актуальных вопросов педагогики и педагогической психологии. Здесь еще немало нерешенных задач. В современных условиях динамичного развития профессиональных знаний, в силу предъявляемых к личности требований о непрерывном профессиональном образовании и совершенствовании, дальнейшая разработка указанной проблемы приобретает все большую значимость. Ее конкретное решение во многом зависит от совместных усилий педагога и психолога, как на стадии профориентационной работы в школе, так и в процессе профессионального обучения. Эти усилия в основном сводятся к оказанию личности компетентной психолого-педагогической помощи в ее поиске профессии для себя и себя в профессии. Конечно, задача эта нелегкая, но зато важная и благородная, ибо ее успешное решение поможет человеку предотвратить превращение своей будущей профессиональной судьбы в путь без цели и ориентиров [1].

Литература

1. Журкина А.Я. Методика формирования профессионального самоопределения на различных возрастных этапах: Книга для учителя.- Кемерово: Кемер.обл. ИУУ, Институт общ. и сред.обр.РАО.-1996.-146с.

2. Критерии готовности учащегося к профессиональному самоопределению. / Под.ред. С.Н.Чистяковой.- М.: Фило-логия,1997. 111с.

3. Чинибаева Г.С. Формирование готовности в професси-

ональном самоопределении учащихся старших классов школы-лицея: Автореф.дис. ...канд.пед.наук.- Апмата,

1999.-26С.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.