виды и типы текстов в зависимости от изучаемой специальности, которые помогли бы студенту не только реализовывать на практике коммуникативные возможности говорения, но и проявить свои уже накопленные на данном этапе обучения профессиональные знания.
Организация процесса обучения начинается с текстов, содержащих простейшие характеристики и с упражнений, направленных на монологическую форму отработки материала. Следующий этап предполагает постепенное усложнение текстов и по структуре, и по стилю. Основной целью выступает выработка у студента алгоритма выполнения деятельности, направленной на решение иноязычных коммуникативных квазипрофессиональных задач.
Список литературы:
1. Алексеева И. С. Профессиональный тренинг переводчика: учебное пособие по устному и письменному переводу для переводчиков и преподавателей. - СПб.: Союз, 2008.
2. Андронкина Н.М. Проблемы обучения иноязычному общению в преподавании иностранного языка как специальности. - СПб., 2009.
3. Гуль Н.В. Подготовка студентов к чтению неадаптированной литературы // Лингводидактические проблемы обучения иностранному языку. -СПб., 2009.
4. Комиссаров В.Н. Современное переводоведение: учебное пособие. -М.: ЭТС, 2009.
ВАЖНОСТЬ НОВЫХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ,
МЕТОДОВ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ, КОТОРЫЕ БЫ СООТВЕТСТВОВАЛИ ОБНОВЛЕННЫМ СОДЕРЖАНИЮ И СТАНДАРТАМ ОБРАЗОВАНИЯ
© Парфенова Д.С.*
«Школа здоровья» № 48, г. Москва
В статье рассматривается важность новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования.
Быстрый ритм жизни и стремительность сегодняшнего дня диктуют свои условия, правила в быту, поведении и образе жизни. На сегодняшний день большую актуальность приобретают проблемы современного обра -
* Учитель немецкого языка.
зования. Век массовой глобальной информатизации требует от образования идти в ногу со временем. Главной задачей школы в современных условиях жизни это - качественное образование, которое готовит востребованных людей способных к творчеству и саморазвитию, людей готовых к переменам и активно двигающихся вперед.
В данный момент коммуникационные и технологические преобразования в обществе вовлекли как в непосредственное, так и опосредованное общение (например, через систему Интернет) огромное количество школьников разных возрастов и интересов. Соответственно возросли и потребности в использовании иностранного языка. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и обобщения духовного наследия соизучаемых стран и народов. Новые задачи предполагают изменения в требованиях к уровню владения иностранным языком, определение новых подходов к отбору содержания и организации материала, использование адекватных форм и видов контроля при разных вариантах его изучения. Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Сегодня существенно изменился социокультурный контекст изучения иностранных языков в России. Значительно возросла образовательная и самообразовательная функции иностранных языков, их профессиональная значимость в школе, в вузе, на рынке труда в целом, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Спецификой иностранных языков как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер, особенно сейчас, когда ставятся задачи со изучения языков и культур на всех ступенях и при всех вариантах обучения иностранным языкам. Если на начальном этапе обучения иностранный язык выступает преимущественно как учебный предмет, то на продвинутой ступени обучения в школе он уже способен быть и инструментом образования и самообразования. Признавая существование различных методов в современном процессе обучению иностранному языку, следует все же отметить, что на первый план сегодняшнего обучения выходят методы и технологии, основанные на применении ИКТ. Мир новейших информационных технологий занимает все большее место в нашей жизни. Использование компьютерных технологий на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся всех возрастов, расширяет их кругозор. Компьютерные технологии дают высокий эффект обучения иностранному языку, если они используются вместе с современными педагогическими технологиями и передовыми методическими приемами.
В настоящее время чрезвычайно важен и актуален поиск новых педагогических технологий, методов и средств обучения, которые бы соответствовали обновленным содержанию и стандартам образования. На первый план в обучении иностранному языку с использованием ИКТ, на мой взгляд, выходят применение презентаций на уроках и проектная деятельность.
Презентации можно использовать и на начальном этапе обучения и на продвинутом. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо аудиторной доски проецирование слайд-фильмов с экрана компьютера на большой настенный экран или персональный компьютер (ноутбук) для каждого учащегося. Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации процесса его усвоения. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образцы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций и т.п. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования. Применение компьютерной презентации позволит существенно повысить эффективность урока. Существующие на рынке программного обеспечения средства построения презентаций позволяют без программирования в короткий срок создавать, и при необходимости изменять, компьютерные презентации.
Использование компьютерной презентации на уроке позволяет: повысить мотивацию учащихся; использовать большое количество иллюстративного материала; интенсифицировать урок, исключив время для написания материала на доске; вовлечь учащихся в самостоятельный процесс обучения, что особенно важно для развития их общеучебных навыков.
В данном случае компьютер служит средством для поиска необходимой информации, а также стимулом для формирования речевых высказываний. Красочно оформленные презентации вызывают большой интерес на начальном этапе обучения. Презентации решают проблему использования наглядного материала. Например, если раньше приходилось вырезать и приклеивать картинки на доску, то сейчас с помощью Интернет можно найти картинки и рисунки и сразу вставить на слайд. Если картинок много, то оформить несколько слайдов. Детям очень нравятся презентации. Создание презентаций требует творческого подхода со стороны учителя и
просто хорошего знания компьютера. Таким образом, компьютер не заменяет учителя на уроках иностранного языка, а является эффективным помощником, позволяющим повысить качество обучения и эффективность контроля. В настоящее время использование компьютера в учебном процессе очень актуально. Одна из самых эффективных программ для создания презентаций - Microsoft Power Point. Обладая такой возможностью, как интерактивность, компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть ее как наглядного средства остается неизменной, меняются только ее формы, в зависимости от поставленной цели ее использования. При достаточном опыте работы создание презентации в Microsoft Power Point занимает около трех-четырех часов. Использование презентаций на уроках иностранного языка в учебном процессе принципиально изменило подход к оценке информационных умений педагога, которые до недавнего времени преимущественно связывались со способностью транслировать информацию ученикам. Сегодня же уровень информационных умений учителя иностранного языка определяется не только коммуникативными навыками, но и возможностью использования компьютера в качестве источника информации. С этой точки зрения очень важен уровень сформированное™ аналитических, прогностических и проективных умений учителя иностранного языка, направленных на оценку качества образовательных электронных ресурсов и эффективности их применения в учебном процессе. Информация, представленная в презентациях, должна оцениваться исходя из общих дидактических принципов научности и доступности ее представления, возможности адаптации к индивидуальным возможностям обучаемого.
А теперь обратимся к проектной деятельности. Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает им школа, а уметь применять эти знания на практике. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Очень важна активная устная практики для каждого ученика с целью формирования умений и навыков речевой деятельности и необходимого уровня лингвистической компетенции. Необходимость включения учащихся в активный диалог культур, чтобы язык воспринимался «как средство межкультурного взаимодействия».
Данный подход к обучению, по мнению исследователя, предполагает перенос акцента «со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся». Для чего, безусловно, подходит проектная
деятельность. В ходе работы над проектом учащиеся овладевают различными умениями и навыками коммуникативной деятельности. Они учатся работать с текстами (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать и обобщать информацию. В процессе создания проекта происходит творческий процесс генерации идей, а также непосредственное общение учеников с учителем и друг с другом на иностранном языке. Учащиеся овладевают умениями вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения. Особый интерес представляют предложенные Е.С. Полат мевдународные телекоммуникационные проекты, в которых посредством компьютерных телекоммуникаций организуется совместная проектная деятельность учащихся-партнеров из разных стран. Исключительность их использования в обучении иностранному языку состоит в создании языковой среды и на ее основе создании потребности в использовании иностранного языка на практике. Участники подобного проекта в реальности применяют полученные знания и могут оценить всю важность имеющихся навыков общения.
Общие черты метода проектов и указанные специфические особенности проектной деятельности в обучении иностранному языку накладывают определенный отпечаток на использование этой технологии в педагогической практике. Однако наличие несомненных преимуществ и возможностей позволяет говорить об огромном образовательном и воспитательном потенциале метода проектов для обучения иностранному языку, который педагоги реализуют в своей работе.
Как уже говорилось, в основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, учащиеся должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте), анализировать информацию, делать обобщения, выводы, пр., умение работать с разнообразным справочным материалом. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в школе, не только в обучении иностранному языку, причем вовсе необязательно, предваряя работу учащихся в проекте. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения.
Таким образом, компьютерные телекоммуникации - интенсивно развивающийся вид информационных технологий, использование глобальной
сети - обещают современные перевороты в методах и формах обучения. Учебное значение использования компьютерных телекоммуникаций в образовании состоит в том, что они: стимулируют и облегчают обмен опытом преподавания различных предметов; повышают интерес учащихся к учебному процессу; расширяют коммуникационную практику учащихся; делают возможным использование новых методических приемов, основанных на сопоставлении собственных данных учащихся, и тех, которые они получают в результате общения.
Учитывая большие дидактические возможности компьютерного представления знаний, уже в ближайшее время следует ожидать более интенсивного использования компьютерных технологий в образовании.
Список литературы:
1. Степанова Г.В. Метод проектов в обучении (датский метод) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.kripk.onego.ru/divisions/vestnik/ j05Z05.doc.
2. Ариан М.А. Методика преподавания иностранных языков: общий курс. - Н.-Новгород: НГЛУ, 2004. - 190 с.
3. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов // Наука и школа. - 1997. - № 4.
4. Кочетурова Н. Метод проектов в обучении языку: теория и практика [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.orus.slavica.org/node/235.