Научная статья на тему 'Инновационные технологии в обучении иностранному языку'

Инновационные технологии в обучении иностранному языку Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
15786
1513
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Системные технологии
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОБЩЕНИЕ / ИННОВАЦИИ / СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / КОМПЬЮТЕРИЗАЦИЯ / ЗНАНИЯ / COMMUNICATION / INNOVATION / MODERN TECHNOLOGIES / COMPUTERIZATION / KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Куличкова Елена Александровна

Цель обучения иностранному языку это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Innovative technologies in teaching a foreign language

The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students’ interest in learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «Инновационные технологии в обучении иностранному языку»

ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ

Куличкова Елена Александровна, преподаватель английского языка, ГАПОУ «Чистопольский сельскохозяйственный

техникум им. Г.И. Усманова» e-mail: [email protected]

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся, то есть практическое владение иностранным языком. Задачи педагога - активизировать деятельность каждого студента в процессе обучения, создать ситуации для их творческой активности. Существует множество нестандартных форм работы преподавателя, активизирующих внимание и повышающих интерес учащихся к иностранному языку.

Ключевые слова: общение, инновации, современные технологии, компьютеризация, знания.

The main purpose of teaching foreign language is communicative activity of students or working knowledge of foreign language. The task of the teacher is to reinforce the work of each student in the learning process and to come up with a situation for their creativity. There are many non-standard forms of work of the teacher activating attention and increasing the students' interest in learning foreign languages.

Key words: communication, innovation, modern technologies, computerization, knowledge.

Страна шагнула в третье тысячелетие, которое выдвигает принципиально новые требования к подготовке специалистов. Они должны обладать рыночным мышлением, предприимчивостью, умением принимать смелые решения, качественно знать три языка - два государственных (татарский и русский) и иностранный.

Процессы глобализации, интенсивное развитие коммуникаций, интернета, дистанционных форм образования ставят основным требованием к современным работникам знание языков. Поэтому обучение иностранному языку рассматривается как необходимое звено в общей программе гуманитаризации образования.

Современным специалистам необходимы качества личности, основанные не только на логике, но и на интуиции и творчестве: рациональное и образно-чувственное мышление, рефлексию, оперативное реагирование на ситуацию, целеустремленность, умение принимать решения в условиях неопределенности, конкурентоспособность. Конкурентоспособность предполагает наличие у специалиста таких качеств, умений и способностей, как здоровье, интеллект, высокая работоспособность, организованность, креативность, дисциплинированность, наличие деловых связей, коммуникабельность и коммуникативные умения.

Овладение иностранным языком необходимо и в повседневной жизни, и на производстве: связи с зарубежными партнерами, загранкомандировки, оснащение производства импортным оборудованием, деловая переписка, компьютеры. За что ни возьмись, все требует знания в основном английского языка.

Язык, будь то родной или иностранный, служит средством общения, позволяя осуществлять взаимодействие людей между собой, воздействовать друг на друга в естественных условиях социальной жизни.

Немалый успех работы зависит от методов обучения. Огромное разнообразие видов деятельности преподавателей и студентов на уроке - это и есть методы обучения.

За последние годы все большее внимание педагогической науки и практики привлекают методы обучения, которые по своему содержанию и способам осуществления невозможны без высокого уровня внешней и внутренней активности студентов. Обычно их называют «активными методами обучения».

Из таких методов наиболее распространенный - дидактические игры. Дидактические игры - это коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентирует свое поведение на выигрыш. Игру, организованную в целях обучения, можно назвать учебной игрой.

В условиях подготовки квалифицированных рабочих и специалистов широкое применение находят деловые игры. Их цель - формирование и отработка конкретных умений действовать в четко определенных ситуациях. Студенты обучаются оперативно анализировать заданные производственные условия, принимают оптимальные решения, решают экономические проблемы.

К активным методам относятся проблемное обучение. Студенты сталкиваются с учебными, жизненными и производственными ситуациями.

К активным методам относится и внеклассная работа: проведение конкурсов, олимпиад, КВНов, викторин,

пресс-конференции, например, проведение недели естественнонаучных дисциплин. Проведение конкурса на лучшего чтеца, выявляющий правильность произношения и общую выразительность речи. Конкурс на лучшего переводчика-синхрониста, который дает возможность выявить понимание речи на слух. Конкурс на лучшего переводчика-референта выявляет умение понимать иноязычный текст при чтении. Конкурс на лучшего рассказчика дает возможность выявить умение строить связное высказывание. Конкурс на лучшего собеседника выявляет умение вести диалог, обмениваться репликами.

Викторину можно проводить на любом этапе обучения иностранному языку. Ее предметом могут быть страноведческие знания. Кружок разговорной речи является огромным полем деятельности преподавателя, где можно использовать приемы, присущие интенсивным методам. Это и создание атмосферы, благоприятствующей общению.

Процессы обновления в сфере обучения иностранным языкам в современной школе создают ситуацию, в которой педагогам предоставлены право и возможность самостоятельного выбора учебных пособий и других обучающих средств. Современный учитель отказывается от готовых методических «рецептов», жестко регламентирующих деятельность

в рамках конкретной методической системы, в пользу анализа современной ситуации обучения иностранным языкам, в пользу эффективного использования новых технологий в учебном процессе. Задача учителя состоит в том, чтобы создать условия практического овладения языком для каждого студента, выбрать такие методы обучения, которые позволили бы каждому ученику проявить свою активность, своё творчество. Задача учителя - активизировать познавательную деятельность учащегося в процессе обучения иностранным языкам. Современные педагогические технологии такие, как обучение в сотрудничестве, проектная методика, использование новых информационных технологий, Интернет - ресурсов помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей детей, их уровня обу-ченности, склонностей и т.д.

Современные технологии - это, несомненно, компьютерные технологии, имеющие ряд преимуществ перед традиционными методами.

Компьютерное обучение несет в себе огромный мотивационный потенциал. Одним из наиболее революционных достижений за последние десятилетия, которое значительно повлияло на образовательный процесс во всем мире, стало создание

всемирной компьютерной сети, получившей название Интернет, что буквально означает «международная сеть» (англ. international net). Использование кибернетического пространства (cyberspace) в учебных целях является абсолютно новым направлением общей дидактики и частной методики, так как происходящие изменения затрагивают все стороны учебного процесса, начиная от выбора приемов и стиля работы и заканчивая изменением требований к академическому уровню обучающихся.

Содержательная основа массовой компьютеризации образования, безусловно, связана с тем, что современный компьютер представляет собой эффективное средство оптимизации условий умственного труда вообще, в любом его проявлении. Р. Вильямс и К. Макли в своей статье «Компьютеры в школе» пишут: «Есть одна особенность компьютера, которая раскрывается при использовании его как устройства для обучении других, и как помощника в приобретении знаний, это его неодушевленность. Машина может «дружелюбно» общаться с пользователем и в какие-то моменты «поддерживать» его, однако она никогда не проявит признаков раздражительности и не даст почувствовать, что ей стало скучно. В этом смысле применение компьютеров является, возможно, наиболее полез-

ным при индивидуализации определенных аспектов преподавания».

Основная цель изучения иностранного языка - формирование коммуникативной компетенции, все остальные цели (образовательная, воспитательная, развивающая) реализуются в процессе осуществления этой главной цели. Коммуникативный подход подразумевает обучение общению и формирование способности к межкультурному взаимодействию, что является основой функционирования Интернета. Вне общения Интернет не имеет смысла - это международное, многонациональное, кросс-культурное общество, чья жизнедеятельность основана на электронном общении миллионов людей во всем мире, говорящих одновременно - самый гигантский по размерам и количеству участников разговор, который когда-либо происходил. Включаясь в него на уроке иностранного языка, мы создаем модель реального общения.

Общаясь в истинной языковой среде, обеспеченной интернетом, учащиеся оказываются в настоящих жизненных ситуациях. Вовлеченные в решение широкого круга значимых, реалистичных, интересующих и достижимых задач, учащиеся обучаются спонтанно и адекватно на них реагировать, что стимулирует создание оригинальных высказываний, а не шаблонную манипуляцию языковыми формулами.

Первостепенное значение придается пониманию, передаче содержания и выражению смысла, что мотивирует изучение структуры и словаря иностранного языка, которые служат этой цели. Таким образом, внимание студентов концентрируется на использовании форм, нежели на них самих, и обучение грамматике осуществляется косвенным образом, в непосредственном общении, исключая чистое изучение грамматических правил.

Компьютер лоялен к разнообразию ответов учащихся, он не сопровождает работу учащихся хвалебными или порицательными комментариями, что развивает их самостоятельность и создает благоприятную атмосферу на уроке, придавая им уверенность в себе, что является немаловажным фактором, для развития индивидуальности.

Развитие образования в наши дни органично связано с повышением уровня его информационного потенциала. Эта характерная черта во многом определяет как направление эволюции самого образования, так и будущее всего общества. Для наиболее успешного ориентирования в мировом информационном пространстве необходимо овладение учащимися информационной культурой, поскольку приоритет в поиске информации все больше и больше отдается Интернету.

Как информационная система, Интернет предлагает своим пользователям многообразие информации и ресурсов. Базовый набор услуг может включать в себя:

- электронную почту (e-mail);

- телеконференции (UseNet);

- видеоконференции и веби-нары;

- возможность публикации собственной информации, создание собственной домашней странички (homepage) и размещение ее на Web-сервере;

- доступ к информационным ресурсам;

- справочные каталоги;

- поисковые системы;

- разговор в сети (Chat, Twitter).

Эти ресурсы коммуникативной

и межкультурной компетенции невозможны без практики общения, и использование ресурсов Интернета на уроке иностранного языка в этом смысле просто незаменимо: виртуальная среда позволяет выйти за временные и пространственные рамки, предоставляя ее пользователям возможность аутентичного общения с реальными собеседниками на актуальные для обеих сторон темы. Однако нельзя забывать о том, что Интернет всего лишь вспомогательное техническое средство обучения, и для достижения оптимальных результатов необходимо грамотно интегрировать его использование в процесс урока.

Информатизация является необходимым компонентом и условием общей модернизации образования, обновления содержания и форм учебной деятельности, всего уклада школы, управления образованием. Без информатизации выполнить в полном объеме программу модернизации невозможно. Информатизация образования является приоритетом развития социальной сферы РФ, обозначенным в документах Правительства России. Обучение иностранному языку, как часть образовательного процесса, не может остаться в стороне этих глобальных изменений в школе. Не только новизна работы с компьютером, которая сама по себе повышает интерес к учебе, но и возможность регулировать учебные задачи по степени трудности, поощрение правильных решений позитивно сказываются на мотивации.

Компьютер - это средство, используемое преподавателем, который может выполнять разнообразные функции в процессе обучения иностранным языкам:

- средство тренировки;

- средство создания текстов на изучаемом языке;

- средство обработки и хранения статистической информации об учебной деятельности;

- средство коммуникации с носителями языка в системе электронной почты.

Основными направлениями использования информационно-коммуникативных технологии учителями иностранного языка являются: мультимедиа-уроки, которые проводятся на основе компьютерных обучающих программ, тестирование на компьютерах, дистанционные олимпиады, телекоммуникационные проекты, уроки на основе авторских компьютерных презентаций в форме лекций, семинаров, лабораторных работ, докладов студентов, проектная деятельность и многое другое. Все эти приемы и формы работы, кроме телекоммуникационных проектов, я применяю на различных этапах урока и в различных видах речевой деятельности. Методически формы работы с компьютером на занятиях английского языка могут быть различными: освоение нового материала или его закрепление с использованием обучающих программ, написание сочинений, изложений, диктантов, использование программ-переводчиков при работе со сложными текстами, проверка грамотности и правописания на английском языке, использование программ-тренажеров для пополнения словарного запаса.

Применение компьютерных презентаций в учебном процессе позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала учащимися и проводить занятия на качественно новом уровне, используя вместо

аудиторной доски проектирование слайд-фильмов и опорных таблиц с экрана компьютера на большой настенный экран. Применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока. Презентация позволяет воздействовать сразу на несколько видов памяти: зрительную, слуховую, эмоциональную и в некоторых случаях моторную.

Эффективность воздействия учебного материала на учащихся во многом зависит от степени и уровня иллюстративности материала. Компьютерные презентации позволяют акцентировать внимание учащихся на значимых моментах излагаемой информации и создавать наглядные эффектные образы в виде иллюстраций, схем, диаграмм, графических композиций. Компьютерные презентации позволяют эффективно адаптировать учебный материал под особенности обучающихся. Усиление интерактивности приводит к более интенсивному участию в процессе обучения самого обучаемого, что способствует повышению эффективности восприятия и запоминания учебного материала. Использовать презентацию в учебном процессе можно на различных этапах урока, при этом суть её как наглядного средства остаётся неизменной, меняются только её формы, в зависимости от поставленной цели её использования.

Стоит ли создавать презентации на каждый урок и не слишком ли много времени это занимает? Совершенно не обязательно постоянно использовать презентации, тем более что в некоторых случаях это может принести вред или быть утомительным, однако в тех случаях, когда материал урока содержит большое количество иллюстративного материала, применение компьютерной презентации позволяет существенно повысить эффективность урока.

В настоящее время внедрение компьютера, технологии мультимедиа и глобальной информационной компьютерной сети влияет на систему образования, вызывая значительные изменения в содержании и методах обучения английского языка. Процесс внедрения компьютерных технологий происходит постоянно, он проникает во все сферы деятельности человека. Но самое главное, что он ведет к ускоренному развитию личности, тем самым повышает общий уровень образования.

Изучение английского языка с использованием информационно-коммуникационных технологий дает студентам возможность самостоятельно принимать участие в тестировании, в викторинах, конкурсах, олимпиадах, проводимых по сети, переписываться со сверстниками из других стран, участвовать в чатах, создавать блоги. Они могут получать любую инфор-

мацию по проблеме, над которой работают: лингвострановедческий материал, новости из жизни известных людей, статьи из газет и журналов, необходимую литературу, фильмы и т.д. Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов позволяют моим студентам углубить свои знания.

В своей работе я активно использую электронные учебники. Достоинством электронных учебников, на мой взгляд, являются: во-первых, их мобильность, во-вторых, доступность связи с развитием компьютерных сетей, в-третьих, адекватность уровню развития современных научных знаний. С другой стороны, создание электронных учебников способствует также решению и такой проблемы, как постоянное обновление информационного материала. В них также может содержаться большое количество упражнений и примеров, подробно иллюстрироваться различные виды информации. Кроме того, при помощи электронных учебников осуществляется контроль знаний - компьютерное тестирование. Электронные словари также соединяют в себе функции поиска интересующей информации, демонстрации языковых закономерностей и дают возможность освоить учебный материал с помощью специальной системы упражнений. Все современные

электронные словари используют звуковые средства мультимедийных персональных компьютеров для воспроизведения произношения.

Использование современных

средств таких, как компьютерные программы и Интернет-технологии, а также обучение в сотрудничестве и проектная методика позволяют решать эти задачи. Основной целью обучения иностранному языку в профессиональных учебных заведениях является подготовка высококвалифицированного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночной экономики, и воспитание личности, желающей и способной к общению, людей, желающих и способных получать самообразование. Участие в разнообразных международных программах, возможность учиться за границей предполагают не только высокий уровень владения иностранным языком, но и определенные особенности личности: коммуникабельность, отсутствие языкового барьера, знание норм международного этикета, широкий кругозор, умение что называется «подать» себя. Как правило, при выполнении различных тестов при поступлении в высшее учебное заведение или участии в конкурсах или олимпиадах, устанавливается строгий лимит времени выполнения каждого задания, что также требует особого вида подготовки. Использование современных средств обучения, внедрение активных и интерактивных методов и примене-

ние инновационных технологий позволяют успешно решать эти задачи.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Азимов Э.Г. «Интернет на уроках английского языка», «Иностранные языки в

школе», 2001, № 1, с.45-50.

2. Барменкова О.И. «Видеозанятия в системе обучения иностранной речи», «Иностранные языки в школе», 1999, №3, с. 20-25.

3. Владимирова Л.П. «Интернет на уроках иностранного языка. «Иностранные языки в школе», 2002, № 3, с. 33-41.

Кондратьева Мария Александровна, кандидат филологических

наук, доцент кафедры «Иностранные языки» Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского

e-mail: [email protected]

СТИЛИСТИЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ АНТОНИМИЧНЫХ СРАВНЕНИЙ В НЕМЕЦКОМ ЯЗЫКЕ

В данной статье изучается стилистический потенциал антонимичных сравнений в немецком языке на материале современных публицистических текстов. Сравнение представлено как многоаспектное понятие. Выделяются различные классификации антитезы.

Ключевые слова: сравнение, стилистический потенциал, антитеза, антонимы, оксюморон.

The article studies the stylistic potential of antonymous comparisons in German on material of modern publicistic texts. Comparison is presented as multidimensional concept. Various classifications of an antithesis are allocated.

Keywords: comparison, stylistic potential, antithesis, antonyms, oxymoron.

Сравнение, являясь одной из наи- ление и выступает объектом иссле-более частых мыслительных опе- дования целого ряда наук. Риторика

раций, осуществляемых человеком, исследует выразительные возмож-представляет собой многогранное яв- ности сравнения. Философский энци-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.