ВАЖНЕЙШИЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ ИНТЕГРАЦИИ БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЫ И РЕАЛЬНОГО СЕКТОРА
О. В. МОНАХОВ1
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, д. 6, 117198, Москва, Россия
Консолидация банковского и промышленного капитала является характерным явлением для всей мировой экономики. В числе факторов, стимулирующих этот процесс, западные аналитики называют снижение рисков в результате диверсификации активов, экономию от роста масштабов, снижения издержек и устранения избыточных акгивов, повышение эффективности управления, возможность повышения цен в результате монополизации и ряд других. Интенсивность и формы банковских слияний и поглощений в тот или иной период зависят от состояния экономики страны.
Роль финансово-промышленных групп в процессе интеграции банковского и промышленного капитала, механизм и этапы их формирования
Наиболее значимой организационной формой интеграции банковской системы и реального сектора экономики является формирование финансово-промышленных групп. ФПГ представляют собой важнейший элемент организационной структуры экономики развитых стран. Они повышают эффективность макроэкономического регулирования производства, общую устойчивость экономической системы к кризисам и колебаниям экономической конъюнктуры.
Формирование российских финансово-промышленных групп происходит через холдинг или объединение капиталов (система участий). Холдинг предполагает наличие материнской и дочерних компаний, где первая владеет контрольными пакетами акций других. Это достигается двумя путями: созданием новых предприятий с решающим правом голоса в структуре их управления, либо скупкой контрольных пакетов акций действующих предприятий напрямую или через дочерние структуры.
Формирующиеся в России ФПГ имеют в своем составе главным образом крупные предприятия, уже имеющие доминирующее или значимое положение в определенных сегментах рынка, но постепенно утрачивающие его, особенно по отношению к западным производителям. Заметим, что вхождение в ФПГ в основном крупных предприятий не всегда позитивно сказывается на гибкости и динамичности их структуры управления.
В условиях переходной экономики создание финансово-промышленных групп оказывает, несомненно, позитивное воздействие как на процесс макроэкономической стабилизации и формирование потенциала для экономического роста, так и на повышение устойчивости самой банковской системы. Для макроэкономической динамики имеет значение, достигаемое в этом случае повышение степени концентрации финансовых ресурсов в сфере производства. В то же время, производственный сектор потенциально представляет собой самую устойчивую базу для вложения в различных формах капиталов финансовых структур.
В России на современном этапе эта форма интеграции банковской системы и реального сектора экономики имеет особое значение. Несмотря на ряд кризисных явлений, неизбежных в период организационного становления любой системы, банковская сфера России в период рыночных реформ стала наиболее динамично развивающимся сектором экономики, накопившим значительные финансовые ресурсы о том, что ФПГ - разумная альтернатива их разворовыванию. В то же время возможности самофинансирования производственных предприятий резко упали. Так как макроэкономические предпосылки для масштабного привлечения кредитных ресурсов в реальный сектор экономики все еще отсутствуют, наиболее вероятным и реально возможным направлением использования банковского капитала в производственном секторе является участие в капитале промышленных компаний, обеспечивающее в той или иной мере также участие в управлении и контроль над их деятельностью. Именно этот путь привлечения финансовых ресурсов банковской системы в реальный сектор экономики и может быть реализован в
1 Монахов О. В. - ассистент кафедры экономики предприятия и предпринимательства экономического факультета РУДН
настоящее время в России через финансово-промышленные группы. При этом фактические масштабы этого процесса уже сейчас значительно шире, чем показывает число официально зарегистрированных ФПГ.
В мировой практике связи банков и промышленных компаний в рамках финансово-промышленных групп осуществляются по четырем основным направлениям: владение акциями; предоставление кредитов; командирование банковских служащих на работу в компании; размещение банком облигаций, выпускаемых компанией. Соотношение этих направлений зависит от общей экономической ситуации, состояния производственного и финансового секторов. В России в настоящее время имеются условия для использования второй и третьей формы: владения акциями и, как правило, тесно связанного с этим направления банковских служащих на работу в компании.
До окончания активного периода приватизации, когда происходит массовое поступление на рынок крупных пакетов акций предприятий по ценам, на порядок ниже их реальной цены, покупка акций, безусловно, будет оставаться более привлекательным способом инвестирования капитала банками, чем предоставление кредита. Такой путь инвестирования средств, отличает меньшая степень риска, он дает возможность участия в управлении предприятиями, либо получения прибыли за счет спекулятивных операций с этими акциями на фондовом рынке.
Однако владение акциями, создавая банку более прочную основу для контроля над производственными предприятиями, способствует таким образом снижению кредитных рисков, являясь в нынешних условиях самой надежной гарантией возврата кредита. Поэтому по мере создания макроэкономических предпосылок, обеспечивающих эффективность долгосрочного кредитования производства, владение акциями будет способствовать и активизации кредитных вложений банков, в первую очередь в контролируемые предприятия. Одновременно будет развиваться вложение капитала в предприятия “своей” системы связанных с головными банками страховых компаний, инвестиционных фондов и других финансовых структур.
Заинтересованность в росте курсовой стоимости акций промышленных предприятий группы стимулирует банки к повышению уровня их менеджмента, что в условиях реформирования экономических отношений является особенно важным фактором роста объемов и эффективности производства. Крупные банки располагают для этого значительно более развитыми и квалифицированными маркетинговыми, инвестиционными, информационно-аналитическими службами. При этом возможность влияния этих служб на принятие управленческих решений в отношении входящих в группу промышленных компаний, в том числе и через командирование на предприятия банковских служащих, зависит от величины принадлежащего банку пакета акций.
Повышая ликвидность акций предприятий группы, ФПГ данного типа способствуют развитию рынка корпоративных ценных бумаг, создавая таким образом условия для повышения мобильности капиталов и их привлечения в реальный сектор экономики.
С другой стороны, создаваемые таким образом финансово-промышленные группы способствуют решению проблемы формирования денежных ресурсов головных банков по следующим основным направлениям:
• операции с акциями контролируемых предприятий на рынке ценных бумаг;
• обслуживание их счетов и расширение клиентуры за счет увеличения возможностей привлечения на обслуживание предприятий, не входящих в группу, но связанных с контролируемыми по линии поставок сырья и сбыта производимой продукции, рост депозитных ресурсов банка;
• управление консолидированным капиталом группы, возможности которого оговариваются в договоре о создании ФПГ.
Финансово-промышленные группы, созданные по инициативе и под эгидой крупных банков, наиболее динамично развиваются и получают реальную прибыль. Хотя по данным экспертного обследования российских финансово-промышленных групп, проведенного в текущем году в рамках проекта Европейского союза ТАСИС, по инициативе банков возникло лишь 5% из 28 обследованных ФПГ, их доля в общем обороте составляет 41%. Это объясняется, с одной стороны, отбором банками предприятий в наиболее прибыльных сферах производства, прежде всего экспортной ориентации, с наиболее высоким
техническим и технологическим уровнем (поэтому входящие в состав таких ФПГ предприятия чаще всего технологически и экономически не связаны, а сами объединения имеют конгломеративный характер). С другой стороны, банки обычно формируют в своей группе целую систему дочерних структур: страховых, торговых, лизинговых компаний, инвестиционных и пенсионных фондов и т.д. Это позволяет активнее аккумулировать финансовые ресурсы, повышать их мобильность и эффективность использования.
По мнению экспертов в настоящее время под эгидой крупных банков на основе принципов ФПГ действует также около десятка структур, не зарегистрированных официально.
До последнего времени банки, формирующие финансово-промышленные группы, за очень редким исключением, выступали в роли не стратегических, а лишь “портфельных” инвесторов. Целью головных банков являлось, в первую очередь, получение прибыли от повышения курса акций контролируемых предприятий. В связи с этим и наибольшую активность в ФПГ они проявляли в направлении создания инфраструктуры обеспечения операций на финансовом рынке: депозитариев, клиринговых, вексельных центров, современных информационных, расчетных и маркетинговых служб и т.п.
“Портфельный” характер банковских инвестиций в акции промышленных предприятий подтверждается и отбором отраслей, которые расцениваются банками в качестве наиболее приоритетных при формировании ФПГ. Это прежде всего нефтегазовая, металлургическая и химическая промышленность - отрасли, инвестиционное кредитование которых является заведомо неподъемным для любого из имеющихся коммерческих банков, но акции которых отличаются высокими объемами торговли с периодическими всплесками, что делает их наиболее привлекательными для спекулятивных операций.
В последнее время характер взаимоотношений банков и промышленных предприятий меняется. Становится очевидным, что перспективы устойчивого развития имеют лишь те банки, которые помимо операций на финансовом рынке, прочно и эффективно связаны с производством. Поэтому большинство банков начинают разрабатывать долгосрочную стратегию развития “своей” группы.
Финансово-промышленные группы, формирующиеся под эгидой крупных банков, являются перспективными для российской экономики с точки зрения активизации инвестиционной деятельности в реальном секторе экономики и заслуживают внимания в сфере совершенствования нормативно-правового регулирования их образования и функционирования, а также методов и норм регулирования банковской деятельности.
Однако большая часть официально зарегистрированных на сегодняшний день в России финансово-промышленных групп имеет совершенно другой характер. По данным того же обследования 55% ФПГ (с долей оборота 40%) составляют так называемые кооперативные группы, объединяющие группу предприятий одной отрасли или технологически взаимозависимых предприятий. Такие группы часто имеют и региональный характер. Основной целью создания этих групп являлась выживаемость в кризисных условиях, в первую очередь решение проблемы сбыта продукции и платежей, а также получение финансовой поддержки государства. Финансовые структуры, входящие в состав таких групп, являются очень слабыми, даже потенциально не способными выполнять роль стратегических инвесторов. Это, как правило, один или несколько мелких банков, выполняющих роль расчетно-кассовых центров, обслуживающих входящие в состав группы промышленные предприятия. В организационно-экономической структуре таких групп отсутствует “ядро” - головная финансовая или промышленная компания, выполняющая роль координирующего центра, они не имеют и стратегии развития. Такой характер ФПГ не решает задачи привлечения финансово-кредитных ресурсов к инвестированию производства. По прогнозам экспертов, большая часть таких финансово-промышленных групп либо распадется, либо трансформируется в просто промышленные группы.
С конца 1995 г. начал формироваться третий тип финансово-промышленных групп, создаваемых по инициативе и при значительных масштабах участия государства. Формы организации таких групп могут существенно различаться - от прямого учреждения таких суперхолдингов как АО “Российская металлургия”, до залоговых аукционов и инвестиционных конкурсов. Общими “типовыми” признаками при этом являются высокая степень государственного участия и закрепленная в нормативных документах
направленность на привлечение отечественных и иностранных инвестиций. На стимулирование образований объединений такого типа были направлены и закон “О финансово-промышленных группах” 1995 г. и принятый в 1996 г. Указ Президента “О мерах по стимулированию создания и деятельности финансово-промышленных групп”, где предусматривались различные меры прямой и косвенной финансовой поддержки ФПГ, в том числе и право Центрального Банка предоставлять льготы банкам-участникам ФПГ, осуществляющим в ней инвестиционную деятельность.
В условиях инвестиционного кризиса стратегия экономической политики Правительства, направленная на формирование мощных вертикально интегрированных промышленных конгломератов во главе с банками и сохранении при этом значительных масштабов государственного участия, является оправданной, что подтверждается и опытом других стран в период кризисного состояния экономики. Такая организационная структура повышает возможности аккумулирования финансово-кредитных ресурсов и их концентрации в “точках роста” на приоритетных с точки зрения экономической стратегии направлениях, т.е. создает инвестиционную инфраструктуру для проведения активной структурной политики. Кроме того, предполагалось, что создание крупных промышленных холдингов, пользующихся государственной поддержкой, будет способствовать росту курсовой стоимости их акций, что дает возможность государству в последующем продать принадлежащие ему пакеты акций по более высокой цене и таким образом увеличить поступления в бюджет. Однако по ряду причин преимущества данного типа финансово-промышленных групп реализованы не были.
Во-первых, этому в значительной степени препятствовало несовершенство организационного механизма создания таких групп, не обеспечивающего качественный отбор финансовых структур в качестве стратегических инвесторов.
Во-вторых, практически полностью отсутствуют предусмотренные законодательно льготы и другие формы финансовой по.^цержки ФПГ со стороны государства. Более того, действие Указа 1996 г. в той его части, которая касается обеспечения финансирования государственной поддержки финансово-промышленных групп, выделения средств в рамках реализации федеральных целевых программ, было впоследствии приостановлено другим Указом в связи с критическим состоянием федерального бюджета. Банк России также отклонил все поступившие предложения банков-участников ФПГ о снижении норм обязательного резервирования и изменении других нормативов.
В большей степени активная государственная политика в отношении финансово-промышленных групп проявилась на региональном уровне. Хотя по своей организационной структуре региональные ФПГ являются в основном “кооперативными”, поддержка администрациями субъектов Федерации существенно меняет перспективы их развития. По нашему мнению - это особый тип финансово-промышленных групп, специфика которого связана с их ролью в формирующемся экономическом механизме федеративных отношений.
Региональные ФПГ нередко формируются по инициативе и под контролем администраций для решения социально-экономических проблем региона. В некоторых случаях они “встраиваются” в механизм реализации региональных программ в качестве саморазвивающейся “целереализующей структуры”, причем не только на уровне субъекта Федерации, но и отдельного города или района.
В качестве мер финансовой поддержки ФПГ, например, администрацией Свердловской области, предусмотрены полное или частичное освобождение от ряда налогов в части, зачисляемой в областной бюджет; льготная аренда имущества, находящегося в собственности субъекта Федерации; передача в доверительное управление пакетов акций предприятий, находящихся в областной собственности и не вошедших в ФПГ; предоставление инвестиционных налоговых кредитов. В Орловской области постановлением областной Думы принята схема стимулирования вхождения банков в состав региональных ФПГ путем предоставления льгот по налогу на прибыль банков в части, зачисляемой в региональные или муниципальные бюджеты в рамках полномочий соответствующих органов. Разработаны даже методические рекомендации по расчету оптимальной ставки налога на прибыль банков, входящих в состав ФПГ, при которой банкам будет выгоднее выделять инвестиционные кредиты предприятиям группы, чем
перечислять налоги в бюджет. В последние годы стал формироваться новый тип финансово-промышленных групп - создаваемых крупными промышленными предприятиями, имеющими благоприятные перспективы развития, свою “нишу” на рынке, располагающими мощным производственным потенциалом, адаптировавшимися к рыночным отношениям. Стремясь упрочить свое положение за счет относительной “автономизации” воспроизводственных процессов, они объединяют предприятия по принципу замкнутой технологической цепочки и привлекают наиболее мощные и устойчивые финансовые структуры в качестве стратегических инвесторов. Объединения такого типа привлекательны и для крупных банков, ориентирующихся на долгосрочную стратегию развития, как наименее рисковая сфера долгосрочных вложений, поэтому они также являются перспективными с точки зрения консолидации финансовых ресурсов банковского и реального секторов экономики.
Динамика формирования финансово-промышленных групп,их отраслевая, региональная и межнациональная структура
Важно также отметить, что процесс формирования финансово-промышленных групп имеет тенденцию к ускорению. Если в 1993 г. в стране была создана лишь одна ФПГ, в 1994 г. - пять, то в 1995 г. их насчитывалось уже 21, к началу 1997 г. - более 40, а в настоящее время в государственный реестр внесено уже 75 финансово-промышленных групп, в которые входит более 1500 предприятий и 90 банков. Эти данные свидетельствуют не только об активизации процесса образования ФПГ, но и о качественном изменении его характера: переходе от создания в основном неформальных объединений к
институциональному оформлению тесного взаимопроникновения банковского и промышленного капиталов. Так как в реально действующих в России в настоящее время финансово-промышленных группах структурообразующей основой являются банки, то в целом эта тенденция отражает повышение роли банков в инвестиционном процессе.
К сожалению, официальной статистикой не приводятся данные о динамике развития и масштабах деятельности российских ФПГ, что не только затрудняет проведение анализа, но и не позволяет сделать достоверные выводы о перспективах их функционирования. По имеющимся оценкам, на начало 1997г., в совокупном объеме производства финансовопромышленных групп России преобладали сталеплавильное производство (21,2%), медноникелевое производство и автомобилестроение (соответственно 13,5 и 12,2%). Далее по убывающей следуют нефтеперерабатывающая и нефтехимическая промышленность (8,5%), производство химических материалов и пестицидов экологического воздействия (6,9%), алюминиевое производство (6,4%), выпуск электротехнического оборудования (5,7%), радиоэлектроника (4,5%), материалы для жилищного строительства (3%), товары народного потребления (2,9%), средства связи и телекоммуникации (2,2%), новые технологии нефте- и газоотдачи пластов (2,1%). Остальные виды производств обеспечивали менее 2% продукции в рамках ФПГ. Характерно, что доля занятых на производстве и переработке сырья в составе зарегистрированных ФПГ в два раза превышает долю занятых в отраслях высокой степени обработки. В то же время нельзя не отметить постепенную отраслевую переориентацию деятельности ФПГ.
К примеру, появляются и уже укрепили свои позиции финансово-промышленные группы, специализирующиеся на производстве сложной машиностроительной продукции (ФПГ ’’Международные моторы”). В числе учредителей этой группы 44 крупных российских и украинских предприятия авиастроения. Центральной компанией этой ФПГ станет либо новое акционерное общество, либо уже существующая ассоциация двигателестроителей.
Сходную по специализации представляет собой ФПГ ’’Российский авиационный консорциум”. В ее состав наряду с промышленными предприятиями авиастроения входят “Аэрофлот”, а также транспортная Компания АО “Универсал”.
Финансово-промышленная группа “Нижегородские автомобили” создавалась по инициативе снизу. Примечательной особенностью этой группы является также то обстоятельство, что наряду с традиционными участниками (банк, промышленные предприятия) в ее состав входит страховая компания “Континент-полис”.
Примером реализации в рамках ФПГ новой технологической цепочки может служить группа “Роснефтекокс”. В ее состав входят предприятия по транспортировке нефти, ее переработке, а также несколько электродных заводов. Подобная кооперация позволила ввести на Новоуфимском нефтеперерабатывающем заводе мощность по производству игольчатого кокса. Единственное предприятие бывшего СССР, специализировавшееся на выпуске подобной продукции, осталось в Таджикистане, в связи с чем потребность' в игольчатом коксе, требуемом для выпуска специальных сталей и сверхчистого алюминия, удовлетворялась за счет закупок в США и Японии.
Активно формируются и региональные финансово-промышленные группы. Часть из них обладает ярко выраженной отраслевой специализацией. Прежде всего это Волжско-Камская ФПГ, включающая крупнейшие автомобилестроительные объединения: АО “АвтоВАЗ” и “Камаз".
Примером финансово-промышленной группы с дифференцированной структурой, решающей к тому же приоритетные федеральные и региональные задачи, является ФПГ “Тульский промышленник”, объединяющая 18 предприятий и организаций, основное из которых - ’’Тулачермет”.
Среди других региональных финансово-промышленных групп выделяется группа “Единство”, объединяющая машиностроительные предприятия по производству оборудования для ТЭК и АПК. Одновременно в нее входят десять предприятий пищевой промышленности, а кроме банка - государственный пенсионный фонд “Созидание”.
Помимо упомянутых финансово-промышленных групп, являющихся лидерами на отечественном рынке, можно перечислить еще несколько ФПГ, устойчиво набирающих темпы развития. Это “Уральские заводы” (г.Ижевск), “Сокол” (г.Воронеж), “Драгоценности Урала” (г.Екатеринбург), “Скоростной флот” (г.Москва), “Восточно-Сибирская группа” (г.Иркутск), “Приморье” (г.Владивосток), “Магнитогорская сталь” (г. Магнитогорск).
В условиях дефицита денежной массы многие участники ФПГ активно используют денежные суррогаты, в том числе векселя. Это во многом способствовало росту на предприятиях ФПГ объемов производства, повышению технологической эффективности. Возрастает уровень оплаты труда, но в основном в форме выплаты процентов по депозитам. Что же касается конечных финансовых результатов деятельности ФПГ, то пока по большинству из них они оставляют желать лучшего. Так, нередки случаи, когда на фоне роста объемов промышленного производства не увеличиваются ни прибыль, ни соответственно размеры налоговых отчислений в бюджетную систему. В совокупности это свидетельствует либо о злоупотреблениях, либо о недостаточной результативности функционирования ФПГ, серьезных просчетах при определении перспектив их деятельности и значительных неиспользованных резервах этой формы интеграции банковского и промышленного капитала.
Формирование ФПГ в рамках общей структурной перестройки экономики предполагало создание крупных структур со смешанным капиталом - промышленным, торговым, финансовым, причем, что очень важно, как в государственном, так и в межнациональном масштабе. Достаточно активно этот процесс развивается в рамках СНГ. В качестве позитивного примера сотрудничества можно констатировать формирование транснациональных ФПГ “Интеррос” (Россия и Казахстан), “Точность” (Россия, Беларусь и Украина). По информации Межгосударственного экономического комитета СНГ, Россия, Казахстан и Украина намерены создать несколько межгосударственных финансовопромышленных групп, специализирующихся на производстве черных металлов, проката титана, редкоземельных металлов и труб большого диаметра. Имеется в виду создать транснациональную компанию по производству и поставкам труб большого диаметра для нефтепроводов “Трубтранс”, межгосударственной ФПГ по производству титанового проката “Титан”, транснациональной компании “Алюминий”.
Общие принципы формирования подобных компаний зафиксированы в “Соглашении о содействии в создании и развитии производственных, коммерческих, кредитно-финансовых, страховых и смешанных транснациональных объединений”, подписанном главами правительств стран СНГ еще в апреле 1994г. Прошедший с тех пор период времени показал, что ускорить процесс формирования транснациональных ФПГ можно
только при условии достижения взаимосогласованных, взвешенных и научно обоснованных решений всеми странами-участницами по следующим принципиальным позициям:
урегулирование различий в законодательной базе стран СНГ в части создания и функционирования акционерных обществ, совместных предприятий, привлечения иностранных инвестиций, проведения приватизации государственной собственности;
разработка методики консолидированного учета, единых норм финансовых ресурсов при формировании уставного капитала, распределении прибыли, а также системы налогообложения.
Инвестиционные возможности страховых, инвестиционных и пенсионных фондов как конкурентов и партнеров банков
Зарубежный опыт свидетельствует о значительном, а главное последовательном, укреплении позиций финансового капитала, включающего наряду с банковским и промышленным капиталом финансовые ресурсы основных денежно-кредитных институтов. В результате существенно усиливаются возможности и результативность интеграционных процессов на рынке капитала, поскольку, как правило, банки контролируют многие страховые, пенсионные и иные институциональные образования и имеют в связи с этим более солидный потенциал для непосредственного участия в делах промышленных монополий.
В России отмеченная тенденция пока не получила такого же развития, так как отсутствует объективная основа для формирования финансового капитала с разветвленной структурой. В то же время нельзя недооценивать роль небанковских организаций в ‘’оттягивании1’ части средств с рынка капитала, что хотя и незначительно, но уже оказывает определенное влияние на формирование ресурсного потенциала банковской сферы.
Страховые организации оказывают влияние на инвестиционный процесс по двум направлениям.
Во-первых, страхование является одним из важных каналов мобилизации финансовых ресурсов для инвестирования в реальный сектор экономики. Распоряжение средствами клиентов в течение достаточного длительного периода времени, обусловленное спецификой предоставления этого вида финансовых услуг, дает возможность страхователю использовать эти ресурсы (наряду с имеющимися собственными средствами) в инвестиционных целях. Вследствие этого, страховые компании являются обычно одним из крупнейших инвестиционных институтов. В развитых странах страховая индустрия обеспечивает до четверти долгосрочных капиталовложений. Общая сумма инвестиций, которыми управляют страховые организации Европы, США и Японии, достигает нескольких триллионов долларов.
Во-вторых, определенные виды страхования стимулируют инвестиционную активность, гарантируя инвесторам возврат вложенных средств, а в ряде случаев и возмещение неполученных доходов при наступлении различных неблагоприятных событий, приведших к потере всех или части вложенных сумм (страхование имущества и гражданской ответственности, страхование от политических и коммерческих рисков и т.п.). Для повышения инвестиционных возможностей банков особое значение имеет такой вид страхования финансовых инвестиций от коммерческих рисков как страхование банковских депозитов. Оно существует практически во всех развитых странах, обеспечивая как прирост депозитов, так и предотвращение массового изъятия средств с депозитных счетов в случае неблагоприятных колебаний конъюнктуры.
Инвестиционный потенциал российского страхового рынка крайне низок. Общий объем страховой премии, собранной за 1997 г. (около 34 трлн. руб.), сопоставим с оборотом одной средней западной страховой компании. Если в развитых странах доля страховых взносов в величине валового внутреннего продукта достигает 8-12%, то в нашей стране она немногим превышает 1%. Доля России в мировом страховом рынке составляет 0,4%.
Перечень страховых услуг, предлагаемых на страховом рынке России, крайне ограничен. Если в США существует до трех тысяч видов страхования, в европейских
странах — около пятисот, то у нас в настоящее время их немногим более пятидесяти. Страхованием охвачено менее 10% возможных рисков.
Фактически инвестиционный потенциал российских страховых компаний является еще более низким, чем это вытекает из количественных оценок объема собственных и привлеченных финансовых ресурсов, что связано с особенностями структуры страховых услуг в России.
Во-первых, в настоящее время в операциях страховых компаний долгосрочное страхование жизни не играет сколько-нибудь существенной роли. Между тем, средства резервов по страхованию жизни, в связи с длительным сроком действия договоров и, соответственно, наиболее благоприятными возможностями долгосрочных вложений привлеченных финансовых ресурсов, являются в зарубежных странах основным и наиболее важным источником инвестиций страховых компаний.
Во-вторых, с начала 90-х годов широкое распространение получили договоры так называемого краткосрочного страхования жизни, которые, по существу, никакого отношения к страховым операциям не имеют. Это так называемое “зарплатное страхование”, позволяющее снизить налогооблагаемую базу предприятий, в связи с незначительным временным разрывом между поступлением взносов и выплатой страхового обеспечения, не может служить источником для инвестиций.
Наконец, в-третьих, практически не проводится страхование финансовых гарантий, предусматривающее предоставление страховщиком гарантий того, что определенные финансовые обязательства, оговоренные в процессе заключения договора между заемщиком и инвестором, будут выполнены.
Современное состояние российского рынка страховых услуг оценивается экспертами как стагнирующее. В течение 1998 года прекратили свою деятельность около 600 страховых компаний, у 330 из которых были отозваны лицензии. В результате число зарегистрированных страховых компаний за год сократилось более чем на 15%. Лишь немногим более 20% общего числа страховых организаций имеют уставный капитал, превышающий 1 млрд. руб. В настоящее время 70% общего объема операций страхового рынка приходится на примерно 200 страховых компаний (менее 10% действующих). Большинство же зарегистрированных компаний оперируют мизерными ресурсами. Выполнение решения об увеличении с будущего года минимального размера уставного капитала страховых организаций потребует от 40% ныне действующих компаний увеличить свои уставные капиталы более чем в 20 раз, что фактически обрекает их на уход со страхового рынка.
Страховой рынок во всех странах тесно переплетается с банковским. Конкуренция между банками и страховыми компаниями в сфере привлечения финансовых ресурсов проявляется в большей степени в дополняющих услугах, которые в принципе могут предоставляться и той и другой отрасли. Прямая конкуренция между ними возникает на уровне накопительных форм банковских и страховых услуг (накопления с целью строительства, накопления на счетах и в виде ценных бумаг, накопительных форм страхования жизни).
Страховые компании диверсифицируют свою деятельность, проникая в традиционные сферы кредитных институтов, и наоборот. Так, 75% европейских банков в той или иной форме действуют на страховом рынке, в то же время 37% страховых компаний предлагают своим клиентам альтернативные финансовые услуги. При этом банки преследуют цель использования капитала, аккумулируемого страховой сферой, а страховые компании -приобрести широкую сеть распространения своих услуг, с современной технической базой и высоким качеством обслуживания, позволяющую значительно увеличить клиентуру.
В настоящее время во всем мире получила чрезвычайно широкое распространение концепция “банковского страхования”, предусматривающая объединенное предложение населению страховых и банковских услуг. Организационно оно может проводиться в следующих формах: сотрудничество между банком и страховой компанией на коммерческой основе; приобретение банком пакета акций страховой компании; создание банком дочерней страховой компании или, наоборот, создание страховой компанией дочерней фирмы, специализирующейся на операциях с банковскими учреждениями. Во всех случаях осуществляется распространение страховых услуг через банковскую сеть.
Наиболее привлекательным для банков является проникновение в сферу страхования жизни. Во-первых, таким образом удается предотвратить перетекание сбережений населения в индустрию страхования жизни вследствие ее финансовых преимуществ. Во-вторых, это не требует больших затрат и особой профессиональной компетенции. В-третьих, страхование жизни, в особенности накопительное, является в большей степени финансовой, чем страховой услугой. С другой стороны, долгосрочный характер привлекаемых таким путем ресурсов в наибольшей степени способствует повышению инвестиционного потенциала банков.
Так как банковские счета имеет практически все население развитых стран, теоретически возможным является полный захват банками данного сегмента страхового рынка.
Рисковое страхование требует больших специальных затрат и особой профессиональной компетенции. Поэтому создание собственной страховой компании, специализирующейся на данном виде страховых услуг, по силам только мощным в финансовом отношении банковским группам. Чаще всего в этой области банки ограничиваются продажей страховых полисов самостоятельных компаний на комиссионной основе.
Одной из наиболее популярных форм распространения страховых услуг с помощью банков является “страховая нагрузка” на выдаваемые банками кредитные или расчетные карточки. Практически все виды выпускаемых зарубежными банками карточек среди прочих услуг дают своим клиентам разнообразную страховую защиту.
Тенденции взаимодействия банков и страховых компаний в развитых странах позволяют говорить о стирании границ между банковским и страховым рынком и необходимости рассматривать их как единый сегмент финансового рынка, функцией которого является единая задача распределения и перераспределения различного рода рисков и управление инвестициями.
Формы взаимодействия банковского и страхового рынков в России в основном соответствуют опыту развитых стран. Однако стагнирующее состояние страхового рынка накладывает свои особенности на характер и результаты этого процесса. Прежде всего, это проявляется в особой зависимости страхового сектора от банковского. Значительная часть страховых компаний, действующих на российском рынке, является составным элементом холдинговых структур, создаваемых крупными коммерческими банками. При этом банки либо присоединяют действующую, либо учреждают свою собственную страховую компанию. Подчиненный характер взаимоотношений, вытекающий из такой формы организации, изначально предопределяет высокую степень зависимости страховой компании от результатов финансовой деятельности учредителей и возможность ее использования исключительно как “поставщика” капитала. Это может оказать негативное воздействие на стабильность и долгосрочные перспективы развития страхового бизнеса.
Сбыт страховых услуг через банковскую сеть в России на сегодняшний день в основном концентрируется на предоставлении страховых услуг владельцам пластиковых карточек, т.е. охватывает очень незначительный контингент населения. Развитие банковского и страхового рынков в этом направлении сдерживается неразвитостью банковских расчетных и кредитных операций для физических лиц.
Инвестиционные институты, создаваемые специально для привлечения инвестиций населения, в развитых странах Запада и США называют взаимными фондами. В России они получили название инвестиционных фондов.
Инвестиционные (взаимные) фонды - это акционерные общества, исключительной сферой деятельности которых являются операции с ценными бумагами. Доходы фондов формируются за счет дивидендных и процентных поступлений, а также операций по приобретению и продаже ценных бумаг из их портфелей. При этом в отличие от банков фонды не связаны банковскими нормативами по отчетности, резервам, соотношению собственного и привлеченного капитала. Средние доходы пайщиков инвестиционных фондов в США существенно превышают уровень процентных ставок по банковским депозитам, что позволяет этим инвестиционным институтам эффективно конкурировать с банковским сектором за привлечение денежных средств населения. К середине 90-х годов совокупные активы взаимных фондов в этой стране сравнялись с величиной денежных средств на депозитных и расчетных банковских счетах. Рост взаимных фондов считается
одним из важнейших источников увеличения инвестиционных ресурсов американских компаний.
Система инвестиционных фондов в России изначально была создана для аккумулирования приватизационных чеков населения, поэтому первые инвестиционные фонды получили название чековых.
В любой стране на деятельность инвестиционных фондов как института, работающего с населением, накладываются определенные ограничения, направленные на снижение риска инвестиций и защиту прав акционеров. Однако в России жесткие ограничения сферы деятельности подобных институтов (запрещение приобретать более 10% голосующих акций акционерных обществ, инвестировать более 5% активов в ценные бумаги одного эмитента, инвестировать средства в долговые обязательства и др.) были установлены в условиях практического отсутствия развитого рынка корпоративных ценных бумаг, крайне ограниченного круга надежных, и тем более способных выплачивать дивиденды эмитентов.. В то же время , как указывается ранее, чековые фонды фактически были лишены права на инвестиции в валютные активы и операции на рынке ГКО - т.е. возможности работы в тех сегментах финансового рынка, которые позволили большинству банков накопить значительные денежные ресурсы. В таких условиях эти инвестиционные институты были изначально обречены на вымирание.
К настоящему времени еще продолжают функционировать около 400 чековых фондов, большинство из которых вообще не выплачивает дивиденды своим акционерам, а остальные выплачивают их в чисто символических размерах. В связи с очевидной нежизнеспособностью данных инвестиционных институтов, было принято решение об их обязательной реорганизации в той или иной форме до конца 1999 года. При этом наиболее перспективным считается путь их преобразования в паевые инвестиционные фонды.(ПИФ)
Паевые фонды начали создаваться в России с 1995 г. В отличие от чековых фондов, данные инвестиционные институты выпускают для своих вкладчиков не акции, а инвестиционные паи. Дивиденды по инвестиционным паям не выплачиваются, а возможный доход (или убыток) вкладчика определяется разницей между ценой приобретения пая и его рыночной ценой в момент обратной продажи, по которой фонд обязан выкупить пай по требованию инвестора.
Перспективы развития этого нового инвестиционного института определяются двумя группами факторов.
Во-первых, общим инвестиционным потенциалом населения. Очевидно, что в ближайшем будущем этот потенциал останется низким, что связано с низким общим уровнем среднедушевых доходов, преобладанием в их структуре временных доходов (от неосновной работы) и низким уровнем доверия населения к негосударственным финансовым структурам вообще, в особенности же к инвестиционным фондам, сама идея которых была очень серьезно дискредитирована реализацией с помощью ЧИФов стратегии “ваучерной” приватизации. Так, по данным обследования, проведенного специалистами ИЭ РАН в крупных городах России, менее 25% работающего населения, регулярно сберегающего определенную часть своего дохода, приобретали акции, а около 60% предпочитали валютные активы и вклад денег в Сбербанк. Среди людей, не имеющих ярко выраженных мотивов к сбережению, доля приобретающих акции вообще составила около 5%2.
Во-вторых, механизмом регулирования деятельности паевых фондов. Доходы инвесторов ПИФов облагаются налогом по ставкам подоходного налогообложения физических лиц (либо, если инвестором является юридическое лицо - налога на прибыль). По сравнению со ставками обложения доходов от капитала (процентов и дивидендов), предусматриваемая Налоговым кодексом система подоходного налогообложения физических лиц делает вложение в паевые инвестиционные фонды значительно менее привлекательными, чем банковские депозиты или прямое вложение в акции. Ситуация может измениться в случае принятия новых поправок, в соответствии с которыми налогообложению подлежат и доходы в виде % и девидендов. Кроме того, хотя инвесторы
2 См. ж. “Финансы”, 1997,№ 7, с.16-17.
паевых инвестиционных фондов де-юре не являются плательщиками налога на имущество, де-факто они несут тяжесть и этого вида налогообложения, так как управляющая компания должна уплачивать данный налог за счет имущества фонда.
Не решена проблема определения выкупной цены пая. В развитых странах существует организованный рынок, где котируются акции взаимных и паевых фондов, предназначенные для физических лиц. У нас подобный рынок отсутствует, и выкупную цену пая на практике назначают сами эмитенты, что ущемляет права инвесторов.
Наконец, достаточно сложной является проблема управляющей компании, которая согласно Указу Президента по данному вопросу, должна осуществлять доверительное управление имуществом паевого фонда. Финансовыми возможностями для выкупа акций чековых инвестиционных фондов располагают лишь некоторые коммерческие банки, накопившие также и большой опыт работы с ценными бумагами.
Таким образом, можно сделать вывод, что инвестиционные фонды в России в ближайшем будущем не только не смогут конкурировать с банковской системой в привлечении денежных средств населения, но, наоборот, единственный путь их сохранения и развития - это организационное “врастание” в эту систему в качестве дочерних структур.
Пенсионные фонды являются наиболее распространенным институциональным элементом кредитно-денежных систем экономик рыночного типа, предназначенным для привлечения индивидуальных сбережений населения на рынок капиталов. Во-первых, пенсионные платежи являются потенциально самыми массовыми видами сбережений. Во-вторых, специфика пенсионных активов заключается в том, что они передаются вкладчиком в фонд на длительный период (в среднем период накопления составляет 10-15 лет) и могут быть использованы для инвестирования в долгосрочные экономические программы. В развитых странах пенсионные фонды (наряду со страховыми) являются основными инвесторами в акции и облигации корпораций и одними из крупнейших покупателей правительственных ценных бумаг. Наконец, в-третьих, развитие таких учреждений способствует решению кризисных проблем в государственных системах пенсионного обеспечения.
Для России последний фактор имеет особенно большое значение. Средний размер пенсии составляет в настоящее время 45-47% от уровня прожиточного минимума. Учитывая тенденцию старения населения (согласно демографическим прогнозам в 2005 г. соотношение пенсионеров и работающих составит 1: 1,2), можно предположить, что острота данной социальной проблемы будет возрастать. В условиях низкого уровня жизни и кризиса государственной системы пенсионного обеспечения, пенсионные накопления являются практически единственными привлекательными с точки зрения реальной выгодности и в то же время доступными для достаточно широких групп населения.
По форме организации и составу участников различают корпоративные (создаваемые финансово-промышленными группами или отдельными предприятиями), банковские, отраслевые, региональные и открытые (для всего населения) негосударственные пенсионные фонды.
В России быстрый рост числа частных пенсионных фондов в период с начала либерализации кредитно-финансовой деятельности не сопровождался однако качественным повышением значимости этих учреждений в привлечении сбережений населения на рынок капиталов. Хотя общее число действующих фондов оценивается примерно в одну тысячу, лицензии получили менее трехсот. Число участников негосударственных пенсионных фондов на начало текущего года ненамного превышает 2 млн. человек, что составляет менее 3% экономически активного населения. Суммарные активы НФП на начало 1998 г. составили 7,2 млрд. деноминированных рублей, что почти в 5 раз ниже финансового потенциала страхового рынка. При этом основные финансовые ресурсы, аккумулированные российской негосударственной пенсионной системой, сосредоточены в небольшом числе корпоративных фондов, созданных крупнейшими промышленными и финансовыми структурами. Так, более 65% суммарных активов НПФ на начало текущего года приходилось на 3 фонда (ЛУКойл-гарант, Сургутнефтегаз и Газфонд), объединяющих около 20% участников. Финансовый потенциал этих фондов определяется как наиболее широкими возможностями привлечения участников (высокий уровень оплаты труда и
концентрации трудовых ресурсов), так и мощной финансовой подпиткой со стороны материнских структур.
Наиболее многочисленную группу составляют открытые фонды, однако, собственный потенциал у большинства из них крайне низок, поэтому перспективы развития имеют лишь те, которые работают в альянсе с банками. При этом банки обычно выполняют функцию компании по управлению активами фонда. Собственно банковские пенсионные фонды к настоящему времени не получили широкого распространения, так как низкий уровень охвата населения банковскими услугами существенно ограничивает ьозможности привлечения участников такими фондами.
Круг региональных и отраслевых фондов еще более ограничен, а финансовый потенциал незначителен. Жизнеспособность этих типов фондов определяется в первом случае поддержкой со стороны региональных властей, а во втором - финансовым положением предприятий соответствующей отрасли. И то и другое в настоящее время крайне неустойчиво.
Таким образом, потенциал страховых, инвестиционных и пенсионных фондов в настоящее время крайне низок, и в ближайшем будущем они как и инвестиционные фонды вряд ли смогут конкурировать с банковской системой в привлечении средств населения. Более вероятный путь их развития в аспекте изучаемой проблемы - это также организационное “врастание” в эту систему, как и ПИФов. Учитывая слабость отдельных кредитных институтов в составе ФПГ, особенно усилившуюся в связи с августовскими событиями 1998г., этот процесс, наряду с привлечением в финансово-промышленные группы капиталов лизинговых, трастовых, риэлторских, факторинговых компаний, вексельных, депозитарных и клиринговых, следует рассматривать как позитивную тенденцию.
THE MAJOR TENDENCIES AND PERSPECTIVE FORMS OF INTEGRATION OF BANK SYSTEM AND REAL SECTOR
O.V.MONACHOV Russian University of Peoples' Friendship Miklucho-Maklaya str., 6,117198, Moscow, Russia
The consolidation of the bank and industrial capital is the characteristic phenomenon for whole global economy. Western analysers name some factors among those stimulating this process: lowering of risks as a result of diversification of assetses, the economy from the growth of scales, lowering of costs and elimination of redundant assetses, heightening of efficiency of management, opportunity of a heightening of the prices in a result of monopolization and some others The intensity and shapes of bank merges and absorptions in this or that period depend on a condition of a national economy.