Ю.А. Виноградова
Ватикан во внешнеполитической доктрине ПНР
в 1970-е гг.
Взаимоотношения с понтификатом католической церкви и, соответственно, с теократическим государством Ватикан были важным направлением внешней политики Польской Народной Республики на всем протяжении ее существования. С одной стороны, роль церкви во внутриполитической и общественной жизни Польши, ее влияние в обществе было очень велико, так как ПНР не стала государством «воинствующего атеизма», как её старший партнер по Варшавскому блоку СССР. Польша характеризуется высокой религиозностью населения, а по удельному весу признающих себя верующими занимает первое место в Европе. Более того, тотальная секуляризация общественной жизни, дискредитация религии, массовые гонения на священников, проводившиеся в довоенном Советском Союзе, не могли быть повторены в польских реалиях -прежде всего потому, что там не произошло тотального отказа от прежних ценностей. В отличие от России, где совершилась народная революция, в ПНР режим «насаждался», и личности, которая заменила бы полякам «бога живого», не нашлось .
С другой стороны, государство Ватикан являлось одним из международных партнеров ПНР. В 1970-е гг. государственная власть Польши пересмотрела свои отношения с Ватиканом, что привело к «оттепели» в политике по отношению к Костелу внутри страны. Этот процесс вполне укладывался в рамки политики «разрядки», которую проводил СССР, а также был связан с принятием новой конституции в 1976 г. Новый курс в отношении к странам Восточного блока демонстрировал и Ватикан.
В период понтификата Иоанна XXIII (1958-1963) католическая церковь начала пересмотр своей внешнеполитической доктрины, что было продиктовано уменьшением конфронтации между Востоком и Западом. Его предшественник Пий XII был нетерпим к коммунистам, а Иоанн XXIII, «красный папа», являлся сторонником более гибкой политики, к примеру, он вёл переписку с Н.С. Хрущёвым, принимал лидеров социалистических государств в
1 См.: ЯжборовскаяИ.С. Польская католическая церковь и государство в 40-90-е годы XX века // Религии мира. История и современность / Под ред. О.В. Чернышева. М., 2003. С. 19; Сарнов Б. Наш советский новояз. М., 2005. С. 544-546; Люкс Л. Третий Рим? Третий Рейх? Третий путь? Исторические очерки о России, Германии и Западе. М., 2002. С. 68-69.
Ватикане. Именно при нем было отменено церковное правило, налагавшее епитимью на католиков, голосующих за коммунистов на выборах. По отношению к ПНР исключения сделано не было: Папа принял на аудиенции члена Государственного совета ПНР Завей-ского, после чего на церковной конференции польских епископов подтвердил намерения католической церкви строить двухсторонние отношения с польским государством на принципах толерантности .
Преемник Иоанна XXIII Павел VI (1963-1978) продолжал его политику, используя в отношении ПНР «тактику малых шагов». В 1966 г. планировался визит Римского Папы в Польшу, однако противоречия между двумя странами еще оставались значительными, и польское руководство отказалось принять понтифика. Несмотря на эту заминку, в том же году при посредничестве итальянского посла Аллауда и архиепископа Ла Коста стороны договорились о принятии верительных грамот послов ПНР в Риме. Польско-ватиканское сотрудничество продолжилось по вопросу войны во Вьетнаме, Ватикан и ПНР выступили посредниками на переговорах ДРВ и США в Варшаве в декабре 1966 г., однако Папа снова не был приглашён в Польшу. В 1967 г. ПНР приняла верительные грамоты посла Ватикана Касаролы, было дано разрешение на его временный приезд в страну, взамен Ватикан употребил свое влияние и помог состояться в апреле 1967 г. визиту в Италию одного из членов политбюро ЦК Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) Э. Охаба. Главной нерешённой проблемой оставалось посещение Папой Римским польского города Ченстохова для освещения образа Богоматери «Золотое Лицо» и встречи с верующими, что имело колоссальное значение для польских католиков. Не случайно впоследствии этот образ стал символом оппозиционного движения «Солидарность».
Внешние связи польского духовенства и светских католиков, в том числе неконтролируемые контакты с Ватиканом, вызывали у властей серьезные опасения. Среди наиболее активных объединений можно назвать легальный союз «Каритас», объединявший 1250 ксендзов, имевший собственный еженедельник «Общественная мысль». Другой союз ПАКС (PAX), насчитывавший в своих рядах около десяти тысяч светских католиков, был лоялен власти и участвовал в процессе «построения социалистического государства»,
2 См.: Notatka Wydzialu Administracyjnego KC PZPR o kontaktach polsko-watykanskich w latach 60-ych sporzqdzona w 1969 r. // Tajne dokumenty Panstwo-Kosciol 1960-1980. Warszawa, 1990. S. 314-316; Величко О.И. Иоанн XXIII в отечественной исторической литературе и научной публицистике // Религии мира. История и современность... С. 286.
постепенно отдаляясь от внутрицерковной деятельности. Общехристианское движение «Христианский общественный союз» (СЬ88) контактировало с католическими организациями Западной Европы, что вызывало недовольство в руководстве ПОРП, обвинявшем его в оппозиционной деятельности. Клуб католической интеллигенции (ККИ, КЖ) в документах ЦК ПОРП характеризовался неоднозначно. С одной стороны, власти обвиняли клуб в сотрудничестве с оппозицией в Чехословакии, с другой - их одобрение вызывала деятельность этой организации в области внутрицерковных реформ и лоялизма в отношениях с социалистическим государством.
В 1970 г. Ватикан сформулировал политические принципы на ближайшее десятилетие, провозгласившие курс на диалог и сближение с коммунистическими режимами реформистского типа во благо верующих. Ватикан декларировал надгосударственность католической церкви, с одной стороны, и приступил к критике пороков буржуазного строя. Борьба за мир и разоружение стали также одной из важных составляющих доктрины католической церкви. В отношении ПНР Ватикан предложил расширить диалог и нормализовать отношения, обсудить возможность обмена послами и постоянными представительствами. Пойдя на переговоры с Ватиканом, ЦК ПОРП преследовал еще одну цель - ослабить роль кардинала Вышиньского внутри страны .
В отношениях между католической церковью и государством 1970-й год характеризовался рядом опасений со стороны последнего. В связи с 50-летием «чуда на Висле» и победой Польши в войне с советскими республиками (1920-1921) епископат намеревался распространить с пасторских кафедр поминальный лист с именами героев-пилсудчиков, что могло быть расценено СССР как оскорбление. Советское посольство даже направило протест в Государственный совет ПНР по поводу этой инициативы кардинала Вышинь-ского. Акция была запрещена властями, и духовенство не посмело ослушаться4.
3 См.: Лпа^а роїііукі ^угпапіо^е ІаіасЬ 60-усЬ РКЬ 8рок^сЪопа 1970 г. рггег ^усСгіаІ Асіт^ігасуіпу КС Р2РЯ // Таіпе сСокишепІу... 8. 316329.
4 См.: Ноіаїка ^ускіаіи Administгacyjnego КС Р2РЯ г 8 Іірса 1970 г. // Та)пе сокитепіу. 8. 334-336; Різто сугекіога Цк^и со 8ргамг ^угпап, А1ек-sandгa 8kaгzyпskiego, со episkopatu Роккі г сіпіа 14 Іірса 1970 г. // Мс. 8. 338339; Ітґгиксіа сугекіога Цк^и со 8рга^г ^угпап, A1eksandгa 8kaгzyпskiego, Да ргге^'осІтсг^сусЬ ргегусіо^г ^^е^юсЬкісЬ гас пак^о^усЬ г сіпіа 15 Іірса 1970 г. // !Ьіс. 8. 339-342, Іп/огтас]а Берагіатепіи IV МЗ’М' о рггеЬіеди
В апреле 1971 г. был создан комитет по делам религии при ЦК ПОРП под председательством секретаря Станислава Кани. С этих пор политика в отношении церкви сосредоточилась в одних руках. Изменилось название, суть осталась прежней - религиозная политика контролировалась напрямую ЦК ПОРП. В число функций комитета входила координация отношений правительства ПНР с Ватиканом .
Нормализация отношений государства и церкви в 1970-е гг. была признана необходимой как властью, так и костёлом. В том числе епископат поддержал инициативу правительства в отношении Ватикана, но протестовал против назначения Александра Скаржиньского, который казался клиру одиозной фигурой, главой делегации в апостольской столице. В то же время костёл предложил возобновить работу совместной с правительством комиссии, среди задач которой была координация связей с Ватиканом. Последнее заседание этой комиссии состоялось в январе 1967 г., после чего её работа возобновилась лишь 24 сентября 1980 г.6.
Первым этапом переговоров между властями ПНР и Ватиканом было подписание декларации намерений. В октябре 1971 г. началась подготовка второго этапа. Министерство внутренних дел ставило задачу договориться о статусе западнопольских епархий и о ликвидации восточных. Власти стремились также исключить из состава делегации кардинала Кароля Войтылу, будущего понтифика Иоанна Павла II, и епископа Игнатия Токарчука, обвиненного в подрывной деятельности против социалистического строя7. Кроме того, правительство собиралось получить согласие Ватикана на обязательные консультации с ЦК при назначении архиереев, в том числе примаса Польши, и добиться церковного наказания ксендзов, участвовавших в нелегальной деятельности организации «Движение» («Ruch»), судебные процессы против которых проходили летом и осенью 1971 г.8 Наконец, власти ПНР требовали от Ватикана
uroczystosci koscielnych // Ibid. S. 342-346; Informacja Wydzialu Organizacyjne-go KC PZPR // Ibid. S. 347-349.
5 См.: Uchwala Wydzialu Administracyjnego KC PZPR o powolaniu Zespolu Polityki Wyznaniowej z dnia 24 kwietnia 1971 r. // Tajne dokumenty... S. 350351.
6 См.: List Prymasa Polski do premiera rzqdu PRL z dnia 7 wrzesnia 1971 r. // Tajne dokumenty... S. 356-360.
7 См.: Notatka Wydzialu Administracyjnego KC PZPR dotyczqca biskupa Ig-nacego Tokarczuka z dnia 14 wrzesnia 1971 r. // Tajne dokumenty... S. 360-362.
8 См.: Protokol z posiedzenia Zespolu Polityki Wyznaniowej w dniu 7 pazdziernika 1971 r. // Tajne dokumenty... S. 369-370.
признать соглашение между ПНР и ФРГ о границах по линии Одер - Нейса, подписанное 16 декабря 1970 г. Однако по большинству этих вопросов из-за максималистской позиции ПНР переговоры с Ватиканом в 1971 г. зашли в тупик и были прекращены, а возобновление диалога стало возможным только в 1972 г.
Переговоры были назначены на конец октября, перед этим представители ПНР провели консультации со своими коллегами из Варшавского блока на съезде комиссий по делам религии 22-26 октября 1972 г. в Софии. Главной целью правительства на переговорах с Ватиканом было признание римско-католической церковью социалистического стоя и правопорядка, представление и утверждение кандидатов на должность епископов государством и заключение пакетного соглашения с Ватиканом. В этом случае правительство намеревалось дать разрешение на приезд Папы Римского в ПНР9. Подписание в начале 1970-х гг. двухсторонних договоров Ватикана с Чехословакией и Венгрией, по мнению руководства ПНР, привело к ослаблению там католической церкви. Эта модель отношений казалась польским коммунистам также привлекательной. Разумеется, «нормализация» отношений с апостольской столицей мыслилась руководителями ПНР не иначе, как только на их условиях10. Официальные отношения с Ватиканом были окончательно оформлены только в 1974 г.11.
В процессе подготовки новой конституции ПНР епископат Польши добивался либерализации политики государства в религиозной сфере, о чем Польшей были взяты обязательства на европейской конференции в Хельсинки. Опыт конституционного признания церкви уже имелся в Румынии. Соответствующая статья появилась и в польской конституции12.
Поскольку общественная поддержка режима сокращалась, а церковь становилась все более влиятельной, власти пошли на расширение диалога с духовенством. Двадцать девятого октября
1977 г. первый секретарь ЦК ПОРП Эдвард Герек впервые официально принял кардинала Вышиньского13. С другой стороны, в пра-
9 См.: Notatka Wydzialu Administracyjnego KC PZPR w sprawie rozmów polsko-watynanskich z wrzesnia І972 r. II Tajne dokumenty... S. 398-4G6.
10 См.: Protokól z posiedzenia Zespolu Polityki Wyznaniowej w dniu 7 pazdziernika i97i r. II Tajne dokumenty... S. 372.
11 См.: ЯжборовскаяИ.С. Указ. соч. С. 27.
12 См.: Opracowanie MSW o próbach wykorzystywania Kosciola rzymskoka-tolickiego przez osrodki dywersji ideologicznej i politycznej z wrzesnia І974 r. II Tajne dokumenty... S. 411 -422
13 См.: Яжборовская И.С. Указ. соч. С. 3G.
iGi
вительстве осознали необходимость активизации прямых контактов с Ватиканом без посредничества польского клира для уменьшения политического влияния последнего. На этой волне, особенно после принятия конституции 1976 г., отношения ПНР с Ватиканом становились всё более интенсивными.
Эдвард Герек 1 декабря 1977 г. нанёс визит в Рим, встретившись перед этим с кардиналом Стефаном Вышиньским. В преддверии тысячелетия государственности заговорили о приезде главы церкви в Польшу, предполагалось, что это произойдет 3 мая
1978 г.14. Власти заменили Скаржиньского, против кандидатуры которого во главе комиссии по делам религии протестовал клир, Каколем, к которому костёл относился лояльно. Стороны были готовы пойти и на другие взаимные уступки15.
Павлу VI не довелось посетить Польшу, и лишь его преемник Иоанн Павел II впервые нанёс визит в ПНР 2-11 июня 1979 г. Это стало существенным шагом к «потеплению» двусторонних от-ношений16. В конце 1970-х гг. правительство ставило задачу проведения мирных инициатив в Европе через посредничество Ватикана. Общая идея сотрудничества с Ватиканом развивалась параллельно с решением задачи ослабления католической церкви внутри страны, поставленной в конце 1970-х гг. в качестве основной на следующее десятилетие.
Ватикан во внешнеполитической доктрине ПНР занимал значительное место. Главными задачами на протяжении 1970-х гг. были добиться от костёла признания законности социалистического строя в Польше и использовать Ватикан в качестве посредника в отношениях с государствами Запада, в том числе по вопросу признания границ между Польшей и ФРГ. Кроме того, двусторонние отношения с Ватиканом отчасти служили средством ослабления католической церкви внутри страны.
Виноградова Юлия Александровна - аспирантка кафедры зарубежной истории и международных отношений РГУ им. И. Канта.
14 См.: Kopia pisma Konferencji Episkopatu Polski do przewodniczqcego Ra-du Panstwa z uwagami do proektu Konstytucji PRL zlozona na rçce sekretarza KC PZPR Stanislawa Kani 28 stycznia 1976 r. II Tajne dokumenty... S. 428-433.
15 См.: Notatka kierowkika Urzçdu do Spraw Wyznan Kqkola z rozmowy z prymasem kard. Stefanem Wyszynskim z 3 listopada 1977 r. II Tajne dokumenty... S. 434-44i.
16 См.: Notatka Wydzialu Administracyjnego KC PZPR na temat problemów polityki wyznaniowej z 16 czerwca 198G r. II Tajne dokumenty... S. 443-45G; Филиппов Б.А. Иоанн Павел II II Вопросы истории. 1993. № 3. С. 49-55.