сить оперативность и качество управления. При этом в связи с широким международным сотрудничеством в области космической деятельности может быть преодолен языковой барьер в рамках сотрудничающих сторон на основе использования автоматического распознавания голосовых команд [1] и перевода с одного языка на другой. Проблемным вопросом при создании такого интерфейса является разработка соответствующих физических датчиков, алгоритмов и программных средств, обеспечивающих в совокупности распознавание смысла голосовых команд или текста.
Одной из важнейших проблем является проблема обеспечения безопасности. Средства безопасности предусматривают использование целого ряда механизмов для защиты передаваемых управляющих сигналов, речи и данных. В их число входят средства аутентификации, обеспечения конфиденциальности, управление ключами (включая передачу последних по эфиру) и блокировка (разблокировка) терминалов. Кроме того, обеспечивается сквозное шифрование, при котором задействуется технология синхронного шифрования потока информации, что позволяет достичь высокого уровня защиты трафика пользователя. Криптографические методы и средства защиты информации в настоящее время экономически более выгодны, чем другие технические и организационные меры, а в ряде случаев только они способны дать существенные результаты. Уже сейчас производители предлагают широкий спектр криптосредств для сокрытия документальной, речевой и другой информации, которые работают в сетях при скоростях передачи информации от десятков бит до сотен мегабит в секунду.
В перспективе должна быть налажена индустриальная технология разработки программного обеспечения с использованием упомянутого ТПО. Экономические данные [2] свидетельствуют о том, что уже в настоящее время доходы от разработок программного обеспечения вносят существенный вклад в валовой национальный продукт ведущих стран, который с углублением информатизации будет только нарастать. Это обстоятельство является залогом самого пристального внимания к созданию программного обеспечения и серьезного отношения к его развитию, в том числе и применительно к ракетно-космической технике.
В РКТ программное обеспечение находит применение и развитие в области научных исследований, проектирования и производства, испытаний и управ-
ления полетом, т. е. на всех этапах жизненного цикла ракетно-космической техники. Сегодня и в будущем эффективное проведение научных исследований не мыслится без программного обеспечения поддержки банков данных и баз знаний. Современное проектирование элементов РКТ, ракетно-космических комплексов осуществляется с широким применением систем автоматизированного проектирования (САПР). Основу САПР составляют развитые аппаратно-программные средства в составе локальных вычислительных сетей (ЛВС). В ходе производства РКТ программное обеспечение используется как интеллектуальное ядро систем контроля качества продукции и диагностического контроля. В заводских условиях, на контрольно-испытательных станциях [3] и космодромах эффективное проведение испытаний возможно только при наличии высокоинтеллектуальных аппаратно-программных комплексов (АПК). На базе таких АПК создаются перспективные наземные проверочно-пусковые комплексы (НППК).
Программные средства перечисленных фрагментов обеспечивают автоматизированное решение функциональных задач, информационное взаимодействие между фрагментами, а также с центром управления полетом, информационными системами корпоративного управления предприятий и ведомств ракетно-космической отрасли, конструкторских организаций и научно-исследовательских учреждений. Без применения программных комплексов на объектах НАКУ, в ЦУПах и баллистических центрах невозможны контроль и управление полетом транспортных средств выведения и космических аппаратов. Дальнейшее развитие космической деятельности будет сопровождаться повышением роли, степени интеллектуализации и расширением областей применения программного обеспечения.
References
1. URL: http://www.kocmoc.info/ (data obrascheniya: 12.10.2013).
2. URL: http://www.nppmera.ru/zadachi-i-perspektivyi-avtomatizaczii-izdelij-rkt (data obrascheniya: 12.10.2013).
3. URL: http://www.space-ins.ru/index.php/katego-ria2/171-2010-10-25-08-18-49.html (data obrascheniya: 12.10.2013).
© Ерисов А. А., Черепахин В. Е., 2013
УДК 629.783.002.71
ВАРИАЦИИ УНИВЕРСАЛЬНЫХ КОНТЕЙНЕРОВ ДЛЯ ТРАНСПОРТИРОВАНИЯ
КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ
С. Н. Лозовенко, В. И. Голублев, Л. С. Ермаков
ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 662972, г. Железногорск Красноярского края, ул. Ленина, 52
Рассмотрены универсальные транспортные контейнера разработки ОАО «ИСС», предназначенные для транспортирования изделий космической техники с обеспечением поддержания требуемых параметров для них внутри контейнера.
Ключевые слова: транспортные контейнеры, космическая техника.
Решетневскуе чтения. 2013
VARIATIONS OF UNIVERSAL CONTAINERS FOR TRANSPORTATION SPACECRAFTS
S. N. Lozovenko, V. I. Golublev, L. S. Ermakov
JSC "Information Satellite Systems" named after academician M. F. Reshetnev" 52, Lenin str., Zheleznogorsk, Krasnoyarsk region, 662972, Russia
Universal transporting containers designed by JSC "ISS", assigned for transportation ofproducts of space technics with assurance of required parameters inside the container for them.
Keywords: transporting containers, space technics.
Современные тенденции развития космической техники и стремительное создание одновременно нескольких изделий космической техники обусловливают применение индивидуального универсального наземного технологического оборудования, порою под каждый конструктивный облик изделия космической техники, для работы с ними на всех этапах жизненного цикла.
На этапе транспортирования изделия космической техники, например, от ОАО «ИСС» до технического комплекса космодрома запуска, одним из видов наземного технологического оборудования является транспортный контейнер, предназначенный для доставки изделий космической техники с обеспечением поддержания требуемых параметров (комфортных условий), таких как чистота среды, температурно-влажностные параметры внутри контейнера.
В зависимости от требуемых задач и конструктивного облика транспортируемого изделия космической техники варьируется конструктивное исполнение транспортных контейнеров и его функциональная оснащенность, что отражает создание более 15 видов транспортных контейнеров в ОАО «ИСС» на 2013 год. Некоторые из них являются уникальными и перспективными образцами наземного технологического оборудования:
1. Транспортный контейнер 762.6420-0, предназначенный для транспортирования на небольшие расстояния автомобильным транспортом космического аппарата на базе платформы «Экспресс-1000» или его антенных панелей с обеспечением поддержания комфортных условий (рис. 1).
Комфортные условия внутри контейнера для транспортируемого изделия обеспечиваются:
- в части температуры - двумя тепловентилято-рами, установленными внутри контейнера;
- в части влажности - подготовленным силикаге-лем, укладываемым внутри контейнера;
- в части чистоты среды - поддержанием избыточного давления с помощью подачи «чистого» воздуха от блока наддува [2].
2. Транспортный контейнер 154.9330-000, предназначенный для транспортирования автомобильным, авиационным и железнодорожным видами транспорта космического аппарата массой до 3 000 кг на полигон запуска (рис. 2).
Комфортные условия внутри контейнера для транспортируемого изделия обеспечиваются:
- в части температуры - основным и резервным холодильным агрегатом, основным и резервным нагревательным устройством, установленными внутри контейнера;
- в части влажности - подготовленным силикаге-лем, укладываемым в специальный наружный отсек, сообщающийся с внутренним объемом контейнера;
- в части чистоты среды - фильтрующими компонентами, укладываемыми в специальный наружный отсек, сообщающийся с внутренним объемом контейнера.
3. Транспортный контейнер 14Ф141.9420-0, предназначенный для транспортирования автомобильным, авиационным и железнодорожным видами транспорта космического аппарата массой до 5 тонн или двух космических аппаратов на базе платформы «Экс-пресс-1000» общей массой до 5 тонн на полигон запуска, что успешно подтверждено штатной доставкой одновременно двух космических аппаратов «Луч-5Б» и «Ямал-300К» на космодром «Байконур» (рис. 3).
Рис. 1. Транспортный контейнер 762.6420-0
Рис. 2. Транспортный контейнер 154.9330-000
Рис. 3. Транспортный контейнер 14Ф 141.9420-0
Комфортные условия внутри контейнера для транспортируемого изделия обеспечиваются:
- в части температуры - восемью тепловентиля-торами и двумя воздухоохладителями, установленными внутри контейнера;
- в части влажности - подготовленным силикаге-лем, укладываемым внутри контейнера;
- в части чистоты среды - поддержанием избыточного давления с помощью подачи «чистого» воздуха от блока наддува.
4. Транспортный контейнер 154.9447-000, предназначенный для межоперационного транспортирования железнодорожным транспортом между техническими комплексами космодрома запуска космического аппарата массой до 5 тонн или двух космических аппаратов на базе платформы «Экспресс-1000» общей массой до 5 тонн с обеспечением поддержания комфортных условий в процессе транспортирования и возможностью кантования изделия при проведении работ на техническом комплексе (рис. 4) [1].
Рис. 4. Транспортный контейнер 154.9447-000
Комфортные условия внутри контейнера для транспортируемого изделия обеспечиваются автономным агрегатом термостатирования, подсоединяемым к контейнеру [3].
Многовариантность конструктивного облика универсальных контейнеров для транспортирования космических аппаратов и его устройств, гарантированно обеспечивающих комфортные условия для космического аппарата при его транспортировании, в очередной раз подтверждает высокотехнический уровень специалистов ОАО «ИСС» благодаря их накопленному научно-практическому опыту при наземной эксплуатации космических аппаратов.
Библиографические ссылки
1. Лозовенко С. Н. и др. О создании транспортного контейнера с устройством для кантования космических аппаратов // Решетневские чтения : материалы XVI Междунар. науч. конф. Красноярск, 2012. С. 338— 339.
2. 762.6420-0РЭ. Контейнер транспортный. Руководство по эксплуатации. ОАО «ИСС», 2010.
3. 154.9447-000РЭ. Контейнер транспортный. Руководство по эксплуатации. ОАО «ИСС», 2011.
References
1. Lozovenko S. N. [i dr.]/ O sozdanii transportnogo kontejnera s ustrojstvom dlja kantovanija kosmicheskih apparatov // Reshetnevskie chtenija : materialy XVI Mezhdunar. nauch. konf. Krasnojarsk, 2012. S. 338--339.
2. 762.6420-0RJe. Kontejner transportnyj. Rukovo-dstvo po jekspluatacii. OAO «ISS», 2010.
3. 154.9447-000RJe. Kontejner transportnyj. Ruko-vodstvo po jekspluatacii. OAO «ISS», 2011.
© Лозовенко С. Н., Голублев В. И., Ермаков Л. С., 2013
УДК 629.76/78
ПРОБЛЕМЫ ЭКСПЛУАТАЦИИ И РЕМОНТА МЕЖДУНАРОДНОЙ КОСМИЧЕСКОЙ СТАНЦИИ
Д. Р. Тележенко, А. Ю. Леонгард
Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Россия, 660014, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31. E-mail: [email protected]
Рассмотрены примеры крупных технических происшествий на Международной космической станции (МКС) и проблемы их устраненияи.
Ключевые слова: проблемы, МКС, открытый космос.