Научная статья на тему 'О создании транспортного контейнера с устройством для кантования космических аппаратов'

О создании транспортного контейнера с устройством для кантования космических аппаратов Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
94
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Лозовенко С. Н., Головенкин Е. Н., Антипьев А. И., Цайтлер А. В., Метелица Д. В.

Рассмотрен транспортный контейнер разработки ОАО «ИСС», предназначенный для транспортирования автоматических космических аппаратов с обеспечением поддержания комфортных условий и возможностью кантования космического аппарата из горизонтального в вертикальное положение и наоборот.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Лозовенко С. Н., Головенкин Е. Н., Антипьев А. И., Цайтлер А. В., Метелица Д. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ABOUT DESIGN OF TRANSPORTING CONTAINER WITH SATELLITE TILT MECHANISM

Transporting container designed by JSC «ISS», assigned for automatic satellite transportation with assurance of comfort conditions maintenance and satellite tilting ability from horizontal position to vertical and other way, are reviewed.

Текст научной работы на тему «О создании транспортного контейнера с устройством для кантования космических аппаратов»

Решетневскце чтения

рабочих колес турбонасосного агрегата // Проблемы разработки, изготовления и эксплуатации ракетно-космической и авиационной техники : материалы VII Всерос. науч.-технич. конф. Омск : Изд-во ОмГТУ, 2012. С. 80-84.

4. Краев В. В., Крушенко Г. Г. Расчет припусков на механическую обработку с учетом технологической наследственности // Технология металлов. 2010. № 4. С. 38-41.

5. Milad M., Zreiba N., Elhalouani F., Baradai C. The effect of cold work on structure and properties of AISI 304 stainless steel // Journal of Materials Processing Technology. 18 July 2008. Vol. 203, Iss. 1-3. P. 80-85.

6. Strength of ultrafine-grained corrosion-resistant steels after severe plastic deformation / O. V. Rybal'chenko [et al.] // Materials Science and Engineering: A, Vol. 387389. 2004. 15 December. P. 244-248.

G. G. Krushenko

Institute of Computational Modelling of Russian Academy of Sciences, Siberian Branch, Russia, Krasnoyarsk

TECHNOLOGICAL AND MATHEMAYIL METHODS INCREASING THE QUALITY OF COMPONENTS OF TURBO-PUMP ASSEMBLY ENGINE OF FLYING VEHICLE

It is demonstrated that it is possible to increase quality of components and safety of turbo-pump assembly power set offlying vehicle as a result of using some technological and mathematical methods.

© KpymeHKO r. r., 2012

УДК 629.783.002.71

С. Н. Лозовенко, Е. Н. Головенкин, А. И. Антипьев, А. В. Цайтлер, Д. В. Метелица

ОАО «Информационные спутниковые системы» имени академика М. Ф. Решетнева», Россия, Железногорск

О СОЗДАНИИ ТРАНСПОРТНОГО КОНТЕЙНЕРА С УСТРОЙСТВОМ ДЛЯ КАНТОВАНИЯ КОСМИЧЕСКИХ АППАРАТОВ

Рассмотрен транспортный контейнер разработки ОАО «ИСС», предназначенный для транспортирования автоматических космических аппаратов с обеспечением поддержания комфортных условий и возможностью кантования космического аппарата из горизонтального в вертикальное положение и наоборот.

Современный цикл подготовки автоматических космических аппаратов к запуску на космодроме «Байконур» в целях безопасности обслуживающего персонала и изделий включает межоперационное транспортирование между техническими комплексами, предназначенными для определенных видов работ с космическими аппаратами. Это вызвано тем, что заправка космических аппаратов ксеноном и амидолом должна производиться в отдельно имеющемся сооружении. Однако для подготовки спутников к запуску требуется специальное наземное технологическое оборудование, такое как кантователь космического аппарата, но не все площади корпусов полигона, фундамент которых заложен еще в прошлом веке, позволяют разместить подобное оборудование. В связи с вышеуказанной необходимостью транспортирования космических аппаратов между площадками и адаптацией под существующие сооружения космодрома «Байконур» зародилась инженерная идея создания транспортного контейнера, предназначенного для транспортирования автоматических космических аппаратов с обеспечением поддержания комфортных условий и возможностью кантования космического

аппарата из горизонтального в вертикальное положение и наоборот.

Уникальное конструктивное исполнение транспортного контейнера, разработанного в ОАО «ИСС», зона полезного груза которого составляет 9,2 метра в длину и 4 метра в диаметре, позволяет размещать как уже созданные современные космические аппараты, так и только разрабатываемые. Вследствие этого габаритные размеры контейнера составили: 11,55 м в длину, 4,46 м в ширину, 4,58 м в высоту. Конструкция транспортировочного контейнера предусматривает закрепление изделия массой до 5 тонн по двухопор-ной схеме закрепления, в которой одной из опор является рама устройства для кантования с возможностью ее перевода на 90° при помощи грузоподъемных средств, а другой - съемная передняя опора, предназначенная для снижения циклических нагрузок, действующих на космический аппарат при его транспортировании, до допустимого уровня. Другая схема закрепления предусматривает закрепление малых космических аппаратов консольно на раме кантователя, при этом обеспечивается момент до 12 тонн на метр. Перевод рамы устройства для кантования из горизон-

Эксплуатация и ремонт ракетно-космической техники

тального в вертикальное положение позволяет производить стыковку спутника в вертикальном положении, что снижает трудоемкость работ по его перестыковке [1; 2].

Накопленный в ОАО «ИСС» опыт при наземной эксплуатации автоматических космических аппаратов позволяет достаточно уверенно сказать, что наиболее эффективным способом их защиты от негативного воздействия периодически повторяющихся нагрузок, возникающих при транспортировании, является применение в конструкции транспортных контейнеров двухопорной схемы закрепления изделий.

Благодаря накопленному научно-практическому опыту в ОАО «ИСС» сформированы алгоритмы проектирования и отработки, которые дают возможность задать оптимальный конструктивный облик универсальному контейнеру и его устройствам, которые, в

свою очередь, гарантированно обеспечивают получение требуемых проектных параметров.

Транспортный контейнер с устройством для кантования космических аппаратов позволяет выйти на новый уровень в цикле подготовки космических аппаратов к запуску на техническом комплексе, применение которого существенно снижает трудоемкость и оптимизирует выполняемую работу.

Библиографические ссылки

1. Контейнер для транспортирования малых космических аппаратов / А. И. Антипьев [и др.] // Ре-шетневские чтения : материалы XIV Междунар. науч. конф. ; Сиб. гос. аэрокосмич. ун-т. Красноярск, 2010. С. 246.

2. 154.9447-000РЭ. Контейнер транспортный. Руководство по эксплуатации. ОАО «ИСС», 2011.

S. N. Lozovenko, E. N. Golovenkin, A. I. Antipiev, A. V. Tsaitler, D. V. Metelitsa JSC «Academician M. F. Reshetnev «Information Satellite Systems», Russia, Zheleznogorsk

ABOUT DESIGN OF TRANSPORTING CONTAINER WITH SATELLITE TILT MECHANISM

Transporting container designed by JSC «ISS», assigned for automatic satellite transportation with assurance of comfort conditions maintenance and satellite tilting ability from horizontal position to vertical and other way, are reviewed.

© Лозовенко С. Н., Головенкин Е. Н., Антипьев А. И., Цайтлер А. В., Метелица Д. В., 2012

УДК 629.76.004

А. В. Семрак, Р. Д. Иванов, М. Е. Баранов, А. В. Сидельников, Е. М. Королев

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Россия, Красноярск

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЫХ КОНСТРУКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В РАКЕТНО КОСМИЧЕСКОЙ ТЕХНИКЕ

Рассматривается технология использования новых конструктивных материалов в РКТ.

При разработке космических летательных аппаратов требуются новые материалы, которые должны выдерживать нагрузки космических полетов и иметь достаточно низкую удельную массу. Снижение веса является первоочередной задачей проектирования космического летательного аппарата.

Основные конструкционные материалы, используемые в ракетно-космической технике, - это металлы, интерметаллиды, полимеры и т. д.

Металлы. Замена традиционных сплавов на гранулированные позволит резко сократить расход металла, даст возможность получения изделий из сплавов с повышенным содержанием легирующих компонентов, а также позволит создавать материалы нового класса переменного химического состава, обеспечивающих значительное повышение механических, эксплуатационных и многих специальных характеристик.

Новая технология позволяет снизить массу деталей (на 10...30 % в зависимости от типа конструкции) и увеличит ресурс использования.

Интерметаллиды. Эти материалы имеют низкую плотность (3,7...6,0 г/см3) и обладают высокой жаропрочностью (до 1200 °С), высокими характеристиками коррозионной стойкости, жаростойкости и износостойкости.

Использование интерметаллидов в двигательных установках позволит повысить удельную тягу двигателей на 25...30 %, обеспечит снижение массы конструкций до 40 %.

Полимеры. Углеродные волокна и композиты из них имеют глубокий черный цвет и хорошо проводят электричество, что обеспечивает специальные электрофизические свойства, а также требования по теплостойкости и теплопроводности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.