Вестник ТГПУ (ТБРББиПвИп). 2015. 11 (164)
УДК 37.013.41
И. В. Иванова, В. А. Макарова
ВАРИАТИВНОСТЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Рассмотрена вариативность как ведущая тенденция развития дополнительного образования детей в России. Определена специфика системы дополнительного образования детей, построенной на принципах вариативности и интегративности образования, преемственности и непрерывности, доступности, личностной детерминации, индивидуализации, гуманизации, единства обучения, воспитания и развития. Раскрыты возможности дополнительного образования детей в становлении саморазвивающейся личности в условиях современной образовательной парадигмы. Статья построена на основе анализа требований современной нормативно-правовой базы дополнительного образования детей. Определена роль дополнительного образования детей в создании условий для социализации и индивидуализации личности, а также профилактики дефектов социализации.
Ключевые слова: дополнительное образование детей, вариативность, индивидуализация, саморазвитие личности, дефекты социализации.
Глобализация, включенность российского общества в общемировые процессы, наступившая эра коммуникационной цивилизации в значительной степени повлияли на политические, социокультурные и экономические процессы в России.
Как отмечает А. Г. Асмолов, происходящие социальные перемены привели к тому, что обозначился переход общества от относительно стабильной фазы к динамической фазе развития. Присущие этому переходу социальная, ментальная и экономическая дифференциации общества стали предпосылкой сосуществования государственного, негосударственного и семейного образования, а тем самым неизбежной социальной трансформации всей системы образования в целом [1].
Перед Россией сегодня стоит задача достижения приоритетности образования и превращения его в российском менталитете в ценность, что является стратегической задачей государственной политики и носит идеологический характер. Толь -ко при условии ее успешного решения образование может выступить как ресурс повышения конкурентоспособности личности, общества и государства. Перспективы прогрессивного развития российского общества во многом зависят от раскрытия творческого потенциала и неповторимой индивидуальности его представителей. Однако в настоящее время большинство людей оказываются неспособными к проявлению инициативы и самостоятельности, адекватному самовыражению. В связи с этим важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и обретения подлинного призвания. Акцент в образовательной практике смещается в сторону поддержки становления в растущем человеке ярко индивидуального, развития способности к самопознанию и самореализации [2].
В своих работах исследователи (А. Г. Асмолов, И. Д. Демакова, О. А. Карабанова, В. С. Магун, Д. И. Фельдштейн) отмечают, что для современного общества характерно нарастание рисков, проявляющихся в процессе социализации подрастающего поколения, а именно: кризис семьи; рост социального сиротства; феномен ранней коммерциализации подростков; риск нарастания агрессивно-насильственного поведения подростков; рост детской и подростковой преступности; рост детей - жертв насилия; снижение возрастной границы раннего алкоголизма, распространение наркомании и токсикомании; личностная незрелость; неадекватные стратегии совладания подростков и молодежи с трудными жизненными ситуациями [1-4].
Перечень подобных феноменов и тенденций можно было бы продолжить. Но уже и этой выборки достаточно, чтобы констатировать несогласованность действий различных социальных институтов, направленных на решение задач профилактики и предупреждения особого рода дефектов, характеризуемых учеными как дефекты социализации.
Одной из ведущих задач модернизации современного образования в РФ является обеспечение условий для саморазвития личности учащихся через включение в социальные, интеллектуальные, творческие практики, что возможно при условии осуществления свободного выбора видов деятельности, а значит, подразумевает вариативность образовательных предложений.
В сложившихся условиях именно вариативность как ведущая тенденция российского образования выступает как необходимое условие расширения возможностей саморазвития личности при решении жизненных задач.
Вариативность образования трактуется как тенденция, характеризующая способность образова-
ния соответствовать мотивам и возможностям различных групп обучающихся и индивидуальным особенностям отдельных детей, а также возможность управления изменениями, инновациями в едином образовательном пространстве как пространстве разнообразия [5].
Вариативность в полной мере раскрывается в дополнительном образовании детей, предоставляющем возможность выбора направлений и видов деятельности, которые для конкретного ребенка являются приоритетными и представляют собой «психологическую базу» саморазвития личности. Еще Л. Н. Толстой писал: «В школе не должно быть предусмотренных ранее программ, учебных планов, методов, средств вне учета интересов и желаний детей, их родителей и наличия соответствующих педагогов, любящих и хорошо знающих свой предмет» [6, с. 45].
Дополнительное образование детей сегодня приобретает новый статус. Востребованность неформального образования как важнейшей составляющей образовательного пространства современного российского общества нашла свое отражение в основополагающих документах образовательной политики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации. В соответствии с этими документами основной целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, самообразованию и самосовершенствованию.
Дополнительное образование - часть общего образования, позволяющего учащемуся приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Пространство дополнительного образования является благоприятным и естественным для саморазвития ребенка. Оно позволяет саморазвиваться в том виде деятельности, который соответствует направленности личности, интересам и потребностям, что дает возможность быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности [7, с. 47].
Для дополнительного образования детей характерно отсутствие стандартизации и наличие вариативности, которая выражается:
- в добровольном, свободном выборе направлений и видов деятельности, содержании образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы освоения образовательной программы;
- отсутствии универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для естественного роста, культурного и личностного становления, творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели (по В. И. Слобод-чикову) [8, с. 354-355];
- учете индивидуальных потребностей ребенка и его семьи;
- реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ;
- учете педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг [9, с. 179-184].
В системе дополнительного образования детей и молодежи присутствует та атмосфера комфортности и уюта, та самая «ситуация успеха (по Л. С. Выготскому), партнерские отношения между педагогом и учащимися, которые способствуют гуманизации отношений. Такой тип образования представляет собой феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее самореализации и культурной адаптации, выходящих за рамки стандарта общего образования.
Методологической основой развития системы дополнительного образования детей является опора на идеи философии гуманизма, обращенной к внутренним истокам активности человека, его образу «Я» [7, 9].
Дополнительное образование детей можно определить как часть социального пространства, главной функцией которого является формирование будущего поколения граждан и обеспечение персонификации развития личности. Как пишут В. И. Слободчиков и Е. И. Исаев, «личность -это прежде всего персонализованная самоопределившаяся самость среди других, для других и тем самым - для себя. Именно личность есть то, что выражается в индивидуальности, которая раскрывается в самобытном «прочтении» социальных норм, выработке своего мировоззрения...» [8, с. 341].
Занятость детей в сфере дополнительного образования позволяет решать следующие основные задачи: удовлетворение потребностей, которые могут быть связанными с жизненными планами или обусловлены конкретной ситуацией (интерес, желание обрести друзей и т. д.); исполнение заказа (профессионализация, коррекционное обучение и пр.); развитие способностей; организация свободного времени (хобби, досуг); расширение пространства самореализации; обретение индивидуальности [7, 9-12].
Вестник ТГПУ (TSPU Bulletin). 2015. 11 (164)
Подводя итог, заметим, что вариативность об- странство неформального образования является разования способствует как социализации и инди- не только областью получения знаний, но и изме-видуализации личности, так и управлению функ- няет отношение человека к природной среде, вы-ционированием и изменениями в системе образо- рабатывает необходимые социальные нормы пове-вания на разных уровнях. Образовательное про- дения.
Список литературы
1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А., Карабанова О. А., Салмина Н. Г. Культурно-историческая системно-деятельностная парадигма проектирования стандартов школьного образования // Вопросы психологии. 2007. № 4. С. 16-23.
2. Иванова И. В. Саморазвитие личности: психолого-педагогический аспект. Калуга: КГУ им. К. Э. Циолковского, 2013. 265 с.
3. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / отв. ред. B. C. Магун. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. 327 с.
4. Максимова Ж. С. Цели воспитания в современной России: социальное содержание в социальном контексте // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2014. Вып. 5 (146). С. 18-24.
5. Стандарт общего образования: на пути к общественному договору. М.: Просвещение, 2006. 39 с.
6. Толстой Л. Н. Педагогические сочинения. М.: Педагогика, 1989. 544 с.
7. Евладова Е. Б., Логинова Л. Г., Михайлова Н. Н. Дополнительное образование детей. М.: ВЛАДОС, 2004. 349 с.
8. Слободчиков В. И., Исаев Е. И. Психология человека. М.: Школа Пресс, 1995. 466 с.
9. Иванова И. В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского гос. ун-та. 2015. № 390. C. 179-184.
10. Иванова И. В. ФГОС начального общего образования: новые возможности в организации внеурочной деятельности // Воспитание школьников. 2015. № 2. С. 11-17.
11. Иванова И. В., Макарова В. А. Воспитание и социализация детей и молодежи в системе дополнительного образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). 2015. Вып. 8 (161). С. 14-20.
12. Иванова И. В. Дополнительное образование детей - образовательное пространство саморазвития // Методист. 2015. № 7. С. 25-29.
Иванова И. В., кандидат психологических наук, доцент. Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
ул. Ст. Разина, 26, Калуга, Россия, 248002. E-mail: [email protected]
Макарова В. А., доктор педагогических наук, профессор. Калужский государственный университет им. К. Э. Циолковского.
ул. Ст. Разина, 26, Калуга, Россия, 248002. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 17.02.2015.
I. V Ivanova, V A. Makarova VARIABILITY AS THE LEADING TREND OF DEVELOPMENT OF MODERN ADDITIONAL EDUCATION IN RUSSIA
The article describes variability as the leading trend in the development of additional education of children in Russia. The specificity of additional education for children is based on the principles of variability and integrity of education, continuity, accessibility, personal determination, individualization, humanization, unity of training, education and development. Disclosed the possibility of additional education of children in the development of a self-developing person in the conditions of modern educational paradigm. The article is based on the analysis of the requirements of a modern regulatory framework of additional education of children. The authors identify the role of additional education of children in creating conditions for socialization and individualization of personality, as well as the prevention of defects of socialization.
Key words: additional education of children, variability, individualization, self-development of personality, socialization defects.
References
1. Asmolov А. G., Burmenskaya G.V., Volodarskaya I. А., Karabanova O. А., Salmina N. G. Kul'turno-istoricheskaya sistemno-deyatel'nostnaya paradigma proektirovaniya standartov shkol'nogo obrazovaniya [Cultural-historical system-activity paradigm for designing of school education standards]. Voprosy psikhologii - Questions of Psychology, 2007, no. 4, pp. 16-23 (in Russian).
2. Ivanova I. V. Samorazvitiye lichnosti:psikhologo-pedagogicheskiyaspekt [Self-development of personality: psycho-pedagogical aspect]. Kaluga, KGU im. K. Eh. Tsiolkovskogo Publ., 2013. 265 p. (in Russian).
3. Grazhdanskiye, etnicheskiye i religioznye identichnosti v sovremennoy Rossii [Civil, ethnic and religious identity in modern Russia]. Ed. B. C. Magun. Moscow, Izdatel'stvo Instituta sotsiologii RAN, 2006. 327 p. (in Russian).
4. Maksimova Zh. S. Tseli vospitaniya v sovremennoy Rossii: sotsial'noye soderzhaniye v sotsial'nom kontekste [The goals of upbringing in contemporary Russia: Social content in a social context]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta - TSPU Bulletin, 2014, vol. 5 (146), pp. 18-24 (in Russian).
5. Standart obshchego obrazovaniya: na puti k obshhestvennomu dogovoru [Standard of general education: towards social contract]. Moscow, Prosveshcheniye Publ., 2006. 39 p. (in Russian).
6. Tolstoy L. N. Pedagogicheskiye sochineniya [Pedagogical writings]. Moscow, Pedagogika Publ., 1989. 544 p. (in Russian).
7. Evladova E. B., Loginova L. G., Mikhaylova N. N. Dopolnitel'noye obrazovaniye detey[Additional education of children]. Moscow, VLADOS Publ., 2004. 349 p. (in Russian).
8. Slobodchikov V. I., Isaev E. I. Psikhologiya cheloveka [Human psychology]. Moscow, Shkola Press Publ., 1995. 466 p. (in Russian).
9. Ivanova I. V. Neformalnoye obrazovaniye - investitsii v chelovecheskiy kapital [Non-formal education - investment in human capital]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State University Journal, 2015, vol. 390, pp. 179-184 (in Russian).
10. Ivanova I.V. FGOS nachal'nogo obshchego obrazovaniya: novye vozmozhnosti v organizatsii vneurochnoy deyatel'nosti [GEF primary education: new opportunities in organizing extracurricular activities]. Vospitaniye shkol'nikov- Education for Pupils, 2015, no. 2, pp. 11-17 (in Russian).
11. Ivanova I. V., Makarova V. A. Vospitaniye I sotsiolizatsiya detey i molodezhi v sisteme dopolnitel'nogo obrazovaniya [Education and socialization of children and young people in the system of supplementary education]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta -TSPU Bulletin, 2015, vol. 8 (161), pp. 14-20 (in Russian).
12. Ivanova I. V. Dopolnitel'noye obrazovaniye detey - obrazovatel'noye prostranstvo samorazvitiya [Additional education for children - self-education space]. Metodist - Methodist, 2015, no. 7, pp. 25-29 (in Russian).
Ivanova I. V.
Kaluga State University named after by K. E. Tsiolkovsky.
Ul. St. Rasina, 26, Kaluga, Russia, 248002.
E-mail: [email protected]
Makarova V. A.
Kaluga State University named after by K. E. Tsiolkovsky.
Ul. St. Rasina, 26, Kaluga, Russia, 248002.
E-mail: [email protected]