Вестник Томского государственного университета. 2015. № 395. С. 217-223. Б01: 10.17223/15617793/395/35
УДК 374
И. В. Иванова
АКТУАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВЗГЛЯДОВ К.Э. ЦИОЛКОВСКОГО В СВЕТЕ МОДЕРНИЗАЦИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Определяя сферу дополнительного образования детей как инновационную площадку для отработки образовательных технологий будущего, авторы обращаются к антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, изучение которой может предопределить направления развития системы образования в России в ХХ1 в. Статья построена на теоретическом анализе трудов К.Э. Циолковского, в которых раскрыты идеи, содержащие значимые подходы к отбору приоритетных ценностных ориентиров образования и воспитания. Проведено обращение к образовательной практике дополнительного космического образования в России.
Ключевые слова: модернизация образования; дополнительное образование детей; космическое образование; дополнительное космическое образование; антропокосмическая концепция воспитания.
Характерной чертой современного этапа обновления образовательного процесса является ориентация на максимальную индивидуализацию сопровождения развития учащихся, призванную обеспечить достижение результатов и эффектов в их личностном, социальном и интеллектуальном развитии. Именно так ставится вопрос в Федеральном государственном образовательном стандарте нового поколения, в «Законе об образовании в РФ», в материалах национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».
Важной задачей деятельности образовательных организаций становится оказание помощи растущему человеку в процессе самосозидания и саморазвития. Акцент в воспитательной практике постепенно смещается в сторону поддержки становления личности, развития у нее способности к самореализации. Как отмечено в Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 г., в постиндустриальном обществе, где решены задачи удовлетворения базовых потребностей человека, на передний план выдвигаются ценности самовыражения, личностного роста и гражданской солидарности.
Одним из условий, призванных обеспечить саморазвитие учащихся, в современной образовательной практике выступает дополнительное образование детей.
Дополнительное образование - часть общего образования, позволяющая учащемуся приобрести потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно. Пространство дополнительного образования является благоприятным и естественным для саморазвития ребенка. Оно позволяет саморазвиваться в том виде деятельности, который соответствует направленности личности, интересам и потребностям, что дает возможность быть успешным, почувствовать себя значимым, поверить в свои возможности.
Дополнительное образование детей сегодня приобретает новый статус. В ситуации перехода Российской Федерации от индустриального к постиндустриальному информационному обществу нарастают вызовы системе образования и социализации человека. Все острее встает задача общественного понимания необходимости дополнительного образования как открытого вариативного образования и его миссии наиболее полного обеспечения права человека на раз-
витие и свободный выбор различных видов деятельности, в которых происходит личностное и профессиональное самоопределение детей и подростков [1].
Востребованность неформального образования как важнейшей составляющей образовательного пространства современного российского общества нашла своё отражение в основополагающих документах образовательной политики страны: Национальной доктрине образования в РФ, Федеральной программе развития образования, Концепции модернизации российского образования, Концепции модернизации дополнительного образования детей Российской Федерации до 2020 г. В соответствии с этими документами основной целью современного образования является подготовка разносторонне развитой личности гражданина, способной к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования, к самообразованию и самосовершенствованию.
Конкурентные преимущества дополнительного образования в сравнении с другими видами формального образования проявляются в следующих его характеристиках:
- добровольный, свободный выбор направлений и видов деятельности, содержания образования, объема и темпа его освоения, педагога, формы освоения образовательной программы;
- вариативность содержания и форм организации образовательного процесса;
- учет индивидуальных потребностей ребенка и его семьи;
- отсутствие универсальных, единых для всех стандартов содержания образования, жесткой регламентации образовательного процесса, что создает благоприятные условия для естественного роста, культурного и личностного становления, творчества, инновации, инициативы, успешности в достижении общезначимой цели;
- возможность реализации индивидуальных образовательных маршрутов и программ для каждого ребенка;
- доступность знания и информации для каждого;
- учет педагогического принципа принятия и защиты индивидуальных интересов ребенка без учета его академических заслуг;
- адаптивность к возникающим изменениям [2].
Персонализация дополнительного образования усиливает его преимущества по сравнению с другими институтами формального образования посредством актуализации следующих аспектов:
- участие в вариативных развивающих образовательных программах на основе добровольного выбора детей (семей) в соответствии с их интересами, склонностями и ценностями;
- возможность выбора режима и темпа освоения образовательных программ, выстраивания индивидуальных образовательных траекторий (что имеет особое значение применительно к одаренным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья);
- право на пробы и ошибки, возможность смены образовательных программ, педагогов и организаций;
- неформализованность содержания образования, организации образовательного процесса, уклада организаций дополнительного образования;
- вариативный характер оценки образовательных результатов;
- тесная связь с практикой, ориентация на создание конкретного персонального продукта и его публичную презентацию;
- возможность на практике применить полученные знания и навыки;
- разновозрастный характер объединений;
- возможность выбрать себе педагога, наставника, тренера.
Анализ характеристик и аспектов дополнительного образования детей позволяет осознать ценностный статус дополнительного образования как уникальной и конкурентоспособной социальной практики наращивания мотивационного потенциала личности и инновационного потенциала общества.
Ключевая социокультурная роль дополнительного образования детей состоит в том, что мотивация внутренней активности саморазвития детской и подростковой субкультуры становится задачей всего общества, а не отдельных организационно-управленческих институтов: детского сада, школы, техникума или вуза. Именно в XXI в. приоритетом образования должно стать превращение жизненного пространства в мотивирующее пространство, определяющее самоактуализацию и самореализацию личности, где воспитание человека начинается с формирования мотивации к познанию, творчеству, труду, спорту, приобщения к ценностям и традициям многонациональной культуры российского народа.
Таким образом, сфера дополнительного образования детей создает особые возможности для развития образования в целом, в том числе для расширения доступа к глобальным знаниям и информации, опережающего обновления его содержания в соответствии с задачами перспективного развития страны. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в XXI в.
Говоря об инновационной образовательной деятельности, об образовательных технологиях будущего, нельзя не обратить свой взор на идеи великого педагога, ученого, калужского изобретателя Константина Эдуардовича Циолковского, который оставил своим потомкам ценные педагогические идеи, имеющие возможность найти свое воплощение в инновационной образовательной практике. Созданная ученым «космическая педагогика» является мировоззренческим синтезом его «космических идей».
Обратимся к антропокосмической концепции воспитания К.Э. Циолковского, современное прочтение которой может стать полезным при проектировании моделей развития современного образования, в том числе дополнительного.
Ученый думал над тем, как «изменить самого человека в сторону ума, нравственности, знания, общественности, здоровья, долголетия...» [3], т.е. как воспитать человека «совершенным», способным к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию, что означает, согласно его концепции, разумным, жаждущим знаний, способным к активной преобразующей деятельности по изменению на основах высшей нравственности самого себя, Земли, а затем и Космоса. Этим вопросам посвящена антропокосмиче-ская концепция воспитания К. Э. Циолковского, которая вся пронизана идеями саморазвития, самоактуализации и самосовершенствования личности, особенно актуальными и востребованными в контексте модернизации современного образования в России.
В антропокосмической концепции К.Э. Циолковского проблемы воспитания «земного человека» (еще не совершенного, у которого чувства и страсти преобладают над разумом) переходят к человеку «космическому», «совершенному», у которого ум заменил «животные страсти», причинявшие страдания. Циолковский верил в то, что в будущем обществе вполне возможно существование такого «бесстрастного» человека, который не мучается, а чувствует себя всегда ровно и спокойно. Такое состояние, которое педагог характеризует как «спокойствие души», «нирвана», и нужно начинать воспитывать в человеке в детские годы [4. Л. 41].
Размышляя над этими вопросами, ученый оставил много ценных мыслей. Важным фактором воспитания «совершенного человека» он считал духовно-нравственное воспитание. В этом смысле космическое воспитание, по мнению К.Э. Циолковского, можно соотнести с духовно-нравственным воспитанием, целью которого является духовное самопознание личности в опоре на общечеловеческие ценности жизни и культуры; воспитание личности, способной и готовой к жизненному выбору и самоконтролю. Здесь образование понимается как расширение возможностей личности, раскрытие ее внутреннего мира, нравственного начала.
Сформированные мировоззренческие, духовно-нравственные ценности являются условием формирования нравственной устойчивости личности к влиянию отрицательных факторов социальной среды, а значит, способствуют движению саморазвития личности в направлении позитивных проявлений идентичности [5].
Нравственная устойчивость как готовность и способность личности к грамотному оцениванию и рефлексии ситуаций, изменений, происходящих в обществе и личностном плане, является одной из категорий, включенных в механизм формирования ценностных ориента-ций. Именно этот механизм позволяет ребенку в ситуации сложного выбора осознанно, ориентируясь на духовно-нравственный багаж своих мировоззренческих основ, отстаивать свою позицию, идти по пути продуктивного саморазвития и самосовершенствования.
Особую ценность представляют размышления ученого о вопросах психологии формирования ценностно-смысловой сферы личности. К.Э. Циолковский считал, что основной источник зла и страданий кроется в самом человеке, в двойственности его природы, в биологически и социально предопределенной внутренней борьбе добра и зла. С одной стороны -низменные, животные страсти, приносящие человеку страдания. С другой - изначально заложенные в человеке стремления к познанию себя и окружающего мира, к самореализации и самосозиданию, к активному участию в разумном, гармоничном преобразовании мира. Кто победит в этой внутренней борьбе - во многом зависит, по глубокому убеждению Циолковского, от воспитания и образования человека. Ученый советовал с раннего детства развивать «полезные» и подавлять у учащихся «дурные» наклонности, такие как зависть, мстительность и др., с помощью «изучения души ребенка, понимания страстей», устранения всех поводов для их проявления. Педагог был уверен, что «в детские годы человека можно многое создать в душе и подавить дурное врожденное» [4].
К. Э. Циолковский много думал о внутренней психической природе человека, о том, как научиться управлять заложенной в ней энергией, «переключать» дурные свойства на полезные для общества и самого человека. Этому он посвятил значительную часть своих работ («Нирвана», «Ум и страсти», «Свойства человека» и др.).
В представлении ученого великой ценностью является способность личности к такому нравственному саморазвитию и преобразованию, которым не может обладать никто, кроме человека. Он утверждал, что человек безграничен в своем духовном развитии, как безгранична и бесконечна сама Вселенная [3].
Исходя из собственных этически-нравственных воззрений о том, что смысл жизни - «сделать как можно больше полезного для людей», Циолковский подчеркивает, что «высокий подъем чувств» должен обязательно реализоваться в «добрых плодах на благо человечества», в связи с этим изучать свойства человека, его внутренний духовный мир надо больше для того, чтобы «изменить все дурные свойства» на «общественно-полезные» [6. С. 14]. В этом состоит основной аксиологический смысл педагогических воззрений К. Э. Циолковского.
В работах ученого мы также находим идею учета психолого-педагогических особенностей детей в процессе обучения, что позволит обеспечить свободное самопознание и саморазвитие личности. Он предлагал строить обучение и воспитание исходя из
природы человека, его возрастных и психологических особенностей.
Константин Эдуардович также писал о ведущей роли социального в самореализации личности, считая, что наибольшую радость и удовлетворение приносит труд, творческая деятельность, особенно если они имеют общественно полезную направленность [6. С. 17]. Данный постулат особенно рельефно сегодня представлен в системе дополнительного образования детей, в условиях которого каждый ребенок имеет возможность заниматься любимым делом, подготавливать и реализовывать различные социальные и творческие проекты.
Великий ученый и педагог, основоположник научной космонавтики, Циолковский специально не разрабатывал конкретные проблемы психолого-педаго-гической теории, но изучение его учительского труда показывает, что вся многогранная деятельность ученого, включая космическую педагогику и психологию, отражена в его работах. Ученого волновали психолого-педагогические вопросы, связанные с воспитанием человека в плане его антропокосмической концепции, основанной на философии понимания смысла человеческой жизни на Земле и будущей жизни в Космосе. Созданная К.Э. Циолковским антропоцентрическая концепция воспитания глубоко гуманистична, так как обращена к человеку, его судьбе. «...Важность знания и усовершенствования человеческого рода, - писал ученый, - составляют основание моего труда» [7].
К. Э. Циолковский понимал, что для космического будущего человеческого сообщества нужны и соответствующие свойства человека, и иные человеческие качества. Отсюда его интерес и обращение к проблемам педагогики и психологии, к наукам, напрямую связанным с самим человеком и его воспитанием.
Ученый говорит о научном (психолого-педагогическом) подходе к качествам «строительного материала», а именно - к свойствам человека. Педагог-космист подчеркивает, что все свойства человека (физические, нравственные и умственные) должны развиваться в гармонии и единстве. «Совершенный человек, - писал Константин Эдуардович, - должен обладать умом, силой, красотой и здоровьем» [4. Л. 6].
Чтобы воспитать «совершенного человека», К.Э. Циолковский стремится «узнать все о человеке, его психологии, биологических свойствах». Считая психологию «механикой мозга», он подробно останавливается на процессе возникновения и развития физических, умственных и нравственных свойств личности. Под физическими подразумеваются «здоровье, плодовитость, органы чувств, красота, долголетие». Под умственными - память, воображение, логичность, творчество и др. В числе нравственных свойств определены «голод, жажда, боль, ревность, любовь, дружество, бескорыстие, жестокость, доброта, правдивость, лживость, справедливость и т.д.» [4. Л. 3]. Идея гармоничного развития личности, уделения особого внимания физическому здоровью подрастающего поколения нашла свое отражение в содержании Концепции развития дополнительного образования детей до 2020 г. и других документах, определяющих образовательную политику России в настоящее время.
Особый интерес представляют педагогические идеи ученого, касающиеся сенсорного развития детей. Признавая, что «все способности в зачаточном состоянии прирожденны и у разных людей при одинаковых внешних условиях имеют самую разнообразную величину», ученый подчеркивал роль и силу организованного стороннего воздействия (воспитания, сопровождения). Правильно построенное воспитание, по его мнению, такое, при котором человек получает от внешнего мира как можно больше впечатлений. В связи с этим в его антропокосмической концепции уделяется внимание развитию органов чувств (зрения, слуха, речи, осязания, вкуса). Циолковский считал их «окнами» в окружающий мир, которые помогают его понять. «Органы чувств, - отмечал он, - принимая впечатления, откладывают их в мозгу, обогащая мир воображения, память, образуя идеи» [4. Л. 26]. Чем больше впечатлений от внешнего мира получит человек, тем больше у него будет возникать новых идей, новых чувств, в том числе связанных с космосом. Ученый говорит о познании мира, изучении его основ, что приведет к познанию себя через мир, самостроительству. Данные идеи могут сегодня быть широко востребованы в практике дополнительного образования, не скованного рамками образовательных стандартов.
Говоря о системе дополнительного образования детей, каждый представляет ее как пространство, предоставляющее максимум условий для раскрытия индивидуальных способностей личности, развития творческого потенциала. В данном контексте уместно отметить, что К.Э. Циолковский придавал большое значение «выращиванию» гениев, способных быстро и эффективно «продвинуть человечество вперед» к счастливой жизни. Он размышлял об истоках гениальности, о том, что определяет способность гения заглянуть далеко вперед и открыть пути ускорения научно-технического и нравственного прогресса. Константин Эдуардович, пытаясь найти ответы на поставленные вопросы, изучал биографии наиболее выдающихся ученых (Морзе, Фарадей, Гершепь, Уатт и др.), анализировал собственную жизнь, пытаясь определить, сказалась ли наследственность на его характере и способностях [6. С. 57]. В результате ученый сделал следующие выводы: «В деле прогресса человечества мы редко замечаем влияние наследственности. Все эти фарадеи, эдиссоны, форды, граммы, колумбы, ватты, стефенсоны, ньютоны, лапласы, франклины и прочие вышли из народа и не имели талантливых предков. Никаких следов наследственности мы тут не видим. Ясно, что гений более создается условиями, чем передается от родителей или других предков. Таланты у предков, может быть, и были, но, очевидно, на весь мир не проявились: они выражались мелочно... Только в редких случаях сказывается явно наследственность дарований» [8. С. 15-16].
Однако ученый не отрицал целиком влияния наследственности: «Я думаю, что получил соединение сильной воли отца... и его страсти к изобретательству с талантливостью матери» [8. С. 25] и пояснял, что подобные признаки не проявились у его братьев и сестер, поскольку те были счастливыми, без физических недо-
статков, а его постоянно «унижала глухота, бедная жизнь и неудовлетворенность. Она подгоняла мою волю, заставляла работать, искать» [Там же].
И эта мысль ученого имеет особую актуальность в современной теории и практике дополнительного образования детей. Сегодня в системе дополнительного образования в России стоит задача по созданию условий, способствующих гармоничному развитию личности, при этом важным самостоятельным звеном выделяется уровень оказания педагогической поддержки детям, нуждающимся в ней (дети с повышенным уровнем агрессивности, тревожности, стеснительности, гиперактивные, одаренные дети). Предметом педагогической поддержки становится процесс совместного с ребенком определения его собственных интересов, целей, возможностей и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему сохранить свое человеческое достоинство и самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении, здоровом образе жизни.
Циолковский глубоко верил, что наступит время, когда изменятся взгляды на образование, когда человек будет воспитываться как «гражданин Вселенной», проявляющий заботу о своем «большом доме» - Вселенной, о собственном совершенствовании и развитии.
В созданной К.Э. Циолковским концепции воспитания «совершенного человека» особое значение придается условиям жизни, социальной среде, в которой должны воспитываться гении [9. С. 65]. В педагогических воззрениях ученого воспитанию отводится главная социальная функция. Только воспитав совершенного человека, подчеркивал Константин Эдуардович, мы сможем построить совершенное общество. Эти процессы должны идти параллельно друг другу. «Двигатели прогресса, - писал Циолковский, -есть результат природных дарований, воспитания и влияния среды» [10]. В высказывании ученого кроется смыслообразующая идея саморазвития и самосовершенствования личности и возможность ее достижения через согласованное действие внешних факторов (воспитание, сопровождение) с индивидуальными свойствами личности.
На вопрос, каким должно быть образование, чтобы оно смогло выполнить свою главную функцию - воспитать «совершенного человека», гражданина, заложить в нем те высшие культурные, духовные и нравственные ценности, которые он понесет потом в Космос, Циолковский дал ответ в своем проекте школы будущего. Сфера образования, школа только тогда сможет выполнить свою человекосозидающую функцию, когда ее усилия, ее аксиологические приоритеты будут направлены на формирование гуманистически ориентированной личности, «гражданина Вселенной», имеющего «высшую точку зрения» и руководствующегося ею в своей активно-преобразующей деятельности. В его «идеальной» школе нашли отражение идеи антропокос-мической концепции воспитания: отсутствие насилия, страха, угроз, наказаний, угрюмого настроения, строгой системы преподавания и режима [11].
Философские основы и сущность антропоцентризма, идеями которого пронизаны труды
К.Э. Циолковского, можно представить в общем виде следующими постулатами:
- космизм как принцип, лежащий в основе мировоззрения, позволяет рассматривать всё происходящее на Земле в тесном единстве с космическими процессами;
- провозглашение взаимозависимости человека и Космоса, их неразрывности;
- ведущая идея нравственного Всеединства человека, человечества и Вселенной;
- рассмотрение духовно-нравственного воспитания как условия взращивания гражданина Вселенной;
- провозглашение человека как существа разумного и созидающего, который выступает во Вселенной как сила, способная на основах разума и нравственности преобразовывать природу и воздействовать на динамику космической эволюции;
- придание личности самосозидающей функции, рассмотрение человека как ключевой единицы саморазвития через познание Вселенной;
- определение творчества и саморазвития в качестве важнейших факторов эволюции, призванных вести мир к совершенству и гармонии;
- придание космической направленности процессу преобразования человеком самого себя, своей духовной, нравственной природы;
- провозглашение идеи воспитания детей в духе «всекосмического единства на основах нравственности»;
- определение в качестве ведущей задачи космического образования создания условий для того, чтобы сделать человека высокоразумным и нравственным, а значит, и более совершенным и счастливым.
Данные постулаты имеют прямое отношение к сфере образования и воспитания. В идеях К. Э. Циолковского заключены предпосылки для создания космической педагогики, назначение которой состоит в разработке теоретических проблем воспитания «человека космического», обладающего «космическим сознанием», «космической нравственностью», «космическими чувствами».
Многие идеи К.Э. Циолковского в отношении образования «совершенного человека» согласуются с современными идеями модернизации дополнительного образования детей в России:
- создание условий, мотивации для взращивания разумного человека, жаждущего знаний, способного к активной преобразующей деятельности по изменению на основах высшей нравственности самого себя, Земли, а затем и Космоса;
- обеспечение свободного самопознания и творческого самовыражения личности;
- развитие конгруэнтной личности, готовой к самоприятию и самопрогнозированию;
- приоритет духовно-нравственного развития личности;
- обеспечение всестороннего развития ребенка (сенсорное, физическое, духовное, умственное);
- создание условий для оказания педагогической поддержки детям, нуждающимся в ней;
- индивидуальный подход к развитию ребенка;
- учет индивидуально-психологических и возрастных особенностей личности и др.
Реализация данных идей, согласно К. Э. Циолковскому, приведет к воспитанию «совершенного человека», способного к самопознанию, саморазвитию, самосовершенствованию.
Созданная ученым антропокосмическая концепция педагогики раскрывает цели, пути и средства воспитания «совершенного человека», «гражданина Вселенной», обладающего нравственными качествами и «высшим» разумом. «Космическая педагогика» Циолковского представляет для современности большой интерес в плане проектирования и реализации инновационных моделей дополнительного образования детей, направленных на формирование гармоничного человека, способного к совершенствованию себя и окружающего мира.
Главная ценность антропокосмической концепции Константина Эдуардовича заключается в том, что он стремился к тому, чтобы воспитать Человека, помнящего свое родство и единство со всем живым на планете и в Космосе; научить его жить так, чтобы «устранить всякое зло и страдания из обихода человеческой жизни; помочь понять лучше общественное устройство, основанное на свободе и демократии», создать такую школу, которая воспитает в человеке «чувство нравственной ответственности за судьбу человечества и Вселенной, заложит в нем высокие нравственные гуманистические идеалы, которые он понесет в Космос, где и обретет счастье и достойное человека существование» [12. С. 57-58].
Проблемы «социализации» и «космизации» образования на современном этапе модернизации образования представляются особенно актуальными. Новая философия образования и воспитания, связанная со взглядом на человека, чья деятельность приобретает новые измерения: общепланетарное и земное, может стать основой для долговременного прогностического подхода к разработке стратегии образования.
Все эти положения актуализируются в наше время, когда процессы переориентации ценностей и стремление выработать новые аксиологические представления о мире и человеке воспринимаются как движение к гуманистическому мировоззрению, проникнутому идеями самоценности личности, ее нерушимых прав и достоинств человека. Современное реформирование образования направлено прежде всего на создание новой российской гуманистической и лич-ностно-ориентированной школы, на создание условий для самоактуализации и самовыражения ребенка, раскрытие его духовных устремлений.
Научно-практическое значение для современных реформ образования имеет педагогическая аксиология, которая исследует природу ценностей, их место в реальности человеческого бытия и Вселенной, рассматривает их взаимосвязь и отражение в структуре и деятельности личности. Главное место в структуре ценностей отводится приоритету науки, знания и образования, в процессе приобретения которых формируются общечеловеческие и гуманистические начала в мировоззрении людей.
К аксиологическим приоритетам космического образования можно отнести: ценности, связанные с самопознанием личности через ощущения связи с окружающим миром, Вселенной, Космосом; ценности, связанные с самосовершенствованием и самовыражением через познание своих интересов, индивидуальных возможностей и способностей; экзистенциальные и моральные ценности.
Целью космического образования является духовное самопознание личности в опоре на общечеловеческие ценности жизни и культуры; воспитание личности, способной и готовой к жизненному выбору и самоконтролю. В этом смысле образование понимается как раскрытие нравственного начала личности. Эти представления о человеке и его развитии близки к экзистенциализму как учению о построении своей судьбы и являются общей чертой идей космического воспитания мыслителей-космистов.
Содержание космического образования по своему смыслу близко:
- к пониманию полного освобождения и раскрепощения личности, обладающей собственной нравственной ценностью и осознающей себя Гражданином Вселенной;
- служению гуманистическим идеалам и вечным ценностям, Святыням, которые сопровождают историю человеческого рода от самых истоков (святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый источник добра);
- соотнесению себя с всечеловеческим, осознание своей сопричастности к другому, укрепление вселенской близости, основанной на единой принадлежности к человеческому роду;
- заботе о мире и согласии между людьми, о сохранении природы и гармонизации отношения с ней;
- видению мира как единого целого, где благополучие каждого зависит от благополучия остальных.
Духовно-нравственная ориентация в космическом образовании ставит задачу создания новой философии образования, открытой к таинствам жизни человека, его стремлениям, возможностям и свершениям. Реализация идей космического образования отвечает тенденции модернизации современного образования в РФ в области создания условий для стимулирования саморазвития личности учащихся и развития духовно-нравственных качеств подрастающего поколения.
Рассуждая о возрастающей роли дополнительного образования детей в воспитании подрастающего поколения в настоящее время, важно отметить, что идеи космического образования, изложенные в трудах К. Э. Циолковского, сегодня особенно рельефно могут быть воплощены в системе дополнительного космического образования, которое соединяет в себе две характерные тенденции развития образования в России - вариативность дополнительного образования и мировоззренческую основу личностно-ориенти-рованного образовательного процесса.
Педагогические воззрения К.Э. Циолковского представляют собой не только теоретически стройные постулаты, но имеют реальное воплощение в образовательной практике организаций дополнительного образования, дошкольных образовательных организаций, школ. Организаций космического образования в настоящее время насчитывается не так уж много: Боровская ноосферная школа, Новосибирский космиче -ский лицей, космическая школа-лицей им. В.Н. Чело-мея города Байконур, Международная космическая школа, Школа свободного воспитания пос. Черноголовка Московской области, Центр дистанционного образования «Эйдос», Детско-юношеский центр космического образования «Галактика» г. Калуги. Содержание деятельности данных организации построено с учетом идей космического образования. Кроме того, во многих из них построена система сотрудничества с образовательными организациями разных типов и видов через реализацию инновационных образовательных проектов космической направленности, что позволяет вовлечь большое количество детей [13].
Дополнительное космическое образование сегодня предоставляет максимум условий и возможностей для взращивания в ребенке мировоззренческой основы, развития космического мышления, которое в будущем предопределит, как говорил великий педагог, ученый-космист К. Э. Циолковской, формирование высоко духовной личности
Завершая статью, отметим, что педагогическое наследие К. Э. Циолковского содержит в себе методологически значимые подходы к отбору приоритетных ценностных ориентиров отечественного образования и воспитания, которые могут предопределить направления и технологии инновационного развития системы образования в России в XXI в.
ЛИТЕРАТУРА
1. Концепция развития дополнительного образования детей на период до 2020 года. Утв. распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г.
№1726-р.
2. Иванова И.В. Неформальное образование - инвестиции в человеческий капитал // Вестник Томского государственного университета.
2015. № 390. С. 179-184.
3. Циолковский К.Э. Попытка концентрическими кругами уяснить направление и ценность моих работ дня людей. Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1.
Д. 224. Л. 1-70.
4. Циолковский К.Э. Свойства человека // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 380.
5. ШадриковВ.Д. Философия образования и образовательные политики. М., 1993. 288 с.
6. Циолковский К.Э. Нирвана // Очерки о Вселенной. М. : ПАИМС, 1992. 256 с.
7. Циолковский К.Э. Письма в Социалистическую Академию общественных наук, 30 июля 1918 г. // Архив АН СССР. Ф. 555. Оп. 3. Д. 130.
Л. 1-4.
8. Циолковский К.Э. Черты из моей жизни. Тула, 1983.
9. Циолковский К.Э. Любовь к самому себе, или истинное себялюбие // Очерки о Вселенной. М. : ПАИМС, 1992. 256 с.
10. Циолковский К. Э. Руководители человечества // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 466. Л. 2.
11. Циолковский К.Э. Какой тип школы желателен? // Архив РАН. Ф. 555. Оп. 1. Д. 386. Л. 1.
12. Касаткина С.Н. Антропокосмическая концепция воспитания К.Э. Циолковского. Калуга : КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2010. 200 с.
13. Иванова И.В., Кононова А.Ю. Практика социализации детей средствами космического образования // Дополнительное образование и воспитание. 2013. № 4. С. 50-56.
Статья представлена научной редакцией «Психология и педагогика» 26 марта 2015 г.
THE RELEVANCE OF THE PEDAGOGICAL VIEWS OF K.E. TSIOLKOVSKY IN THE LIGHT OF FURTHER MODERNIZATION OF EDUCATION IN RUSSIA
Tomsk State University Journal, 2015, 395, 217-223. DOI: 10.17223/15617793/395/35
Ivanova Irina V. Kaluga State University named after K.E. Tsiolkovsky (Kaluga, Russian Federation). E-mail: IvanovaDIV@yandex.ru
Keywords: modernization of education; additional education of children; cosmic education; additional cosmic education; anthropocosmic concept of education.
A characteristic feature of the present stage of renovation of the educational process is to focus on the maximum individualization support development of students, which is reflected in the Concept of modernization of additional education of children of the Russian Federation until 2020 and other fundamental documents of the educational policy of Russia. One of the conditions that can provide self-development of students is additional education of children. Analysis of the characteristics and aspects of additional education for children helps to realize its value as a unique and competitive social practice of increasing the motivational potential of a person and the innovative potential of society. Additional education of children becomes an innovative platform for developing educational models and technologies of the future, and personalization of additional education is defined as a leading trend in the development of education in the 21st century. Speaking about the educational technologies of the future, one cannot ignore the ideas of the great teacher, scientist, inventor Konstantin Tsiolkovsky, who left his descendants valuable pedagogical ideas that can be translated into innovative educational practice. The ideas of anthropocentrism penetrate the works of K.E. Tsiolkovsky. The philosophical foundations and essence of anthropoentrism can be represented in the following postulates: - cosmism as a principle underlying the world view allows considering everything happening in the world in close connection with the cosmic processes; -declaration of interdependence of man and the cosmos; - leading idea of unity of moral union of man, humanity and the universe; -consideration of spiritual and moral education as a condition for the cultivation of a citizen of the universe; - declaration of man as a rational and creative creature which in the universe is a force capable of transforming nature and impacting the dynamics of cosmic evolution on the basis of reason and morality; - giving a person a self-creating function; - definition of creativity and self-development as the most important factors of evolution designed to lead the world towards perfection and harmony; - the leading problem in cosmic education is creating conditions to make a person highly intelligent and moral, therefore, more perfect and happy. K.E. Tsiolkovsky's ideas on educating a "perfect person" are in line with modern ideas of children's additional education modernization in Russia: - creating an environment and motivation for nurturing a reasonable person eager to learn, capable of active transforming activity based on the highest morality of oneself, the Earth, and the Cosmos (the world); - ensuring free self-cognition and creative self-expression of a person; developing a congruent person ready to self-acceptance and self-forecasting; - prioritizing the spiritual and moral development of a person; - ensuring the balanced development of a child; - creating conditions for educational support of children; - considering individual psychological characteristics of personality and age, and others. Today, K.E. Tsiolkovsky's ideas of cosmic education can be implemented in the system of additional cosmic education that combines the variability of additional education and philosophical foundations of a student-centered educational process. Pedagogical views of K.E. Tsiolkovsky are not only theoretically orderly postulates, but also have a real embodiment in the educational practices of organizations of additional education, pre-school educational institutions and schools.
REFERENCES
1. The concept of additional education for children in the period up to 2020. Approved by the Decree of the Government of the
Russian Federation of 04.09.2014 no.1726-r. (In Russian).
2. Ivanova I.V. Non-formal education as investment in human capital. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta - Tomsk State
University Journal, 2015, no. 390, pp. 179-184. (In Russian).
3. Tsiolkovsky K.E. Popytka kontsentricheskimi krugami uyasnit' napravlenie i tsennost' moikh rabot dlya lyudey [Trying to understand the direction and the value of my work for people by concentric circles]. Archive of the Russian Academy of Sciences. Fund 555. List 1. File 224. P. 1-70.
4. Tsiolkovsky K.E. Svoystva cheloveka [Properties of man]. Archive of the Russian Academy of Sciences. Fund 555. List 1. File
380.
5. Shadrikov V.D. Filosofiya obrazovaniya i obrazovatel'nye politiki [Philosophy of education and educational policy]. Moscow:
Logos Publ., 1993. 288 p.
6. Tsiolkovsky K.E. Ocherki o Vselennoy [Essays on the Universe]. Moscow: PAIMS Publ., 1992. 256 p.
7. Tsiolkovsky K.E. Pis'ma v Sotsialisticheskuyu Akademiyu obshchestvennykh nauk, 30 iyulya 1918 g. [Letters to the Socialist
Academy of Social Sciences, July 30, 1918]. Archive of the USSR Academy of Sciences. Fund 555. List 3. File 130. P. 1-4.
8. Tsiolkovsky K.E. Cherty iz moey zhizni [Features of my life]. Tula: Priokskoe knizhnoe izdatel'stvo Publ., 1983. 448 p.
9. Tsiolkovsky K.E. Ocherki o Vselennoy [Essays on the Universe]. Moscow: PAIMS Publ., 1992. 256 p.
10. Tsiolkovsky K. E. Rukovoditeli chelovechestva [Leaders of humanity]. Archive of the Russian Academy of Sciences. Fund 555. List 1. File 466. P. 2.
11. Tsiolkovsky K.E. Kakoy tip shkoly zhelatelen? [What type of school is desirable?]. Archive of the Russian Academy of Sciences. Fund 555. List 1. File 386. P. 1.
12. Kasatkina S.N. Antropokosmicheskaya kontseptsiya vospitaniya K.E. Tsiolkovskogo [Anthropocosmic concept of education of K.E. Tsiolkovsky]. Kaluga: KGPU im. K.E. Tsiolkovskogo Publ., 2010. 200 p.
13. Ivanova I.V., Kononova A.Yu. Praktika sotsializatsii detey sredstvami kosmicheskogo obrazovaniya [The practice of socialization of children by means of cosmic education]. Dopolnitel'noe obrazovanie i vospitanie, 2013, no. 4, pp. 50-56.
Received: 26 March 2015