ВАРИАНТЫ ПОДГОТОВКИ ЛЕТНИХ ПОЛИАТЛОНИСТОВ (ПО ДАННЫМ ОПРОСА ВЕДУЩИХ ТРЕНЕРОВ РОССИИ)
И.М. Лучникова
Luchnikova I.M. Variants of training summer polyathletes according to survey data of Russian leading coaches. One of the major problems is perfection of sports training system and efficiency of training process organization of summer polyathletes at different stages of a year cycle. The author analyzes results of a survey and concludes that there is no single opinion on dynamics in training load in a year cycle of training summer polyathletes. There are great differences in quantity of trainings in a week microcycle, distribution of training time to separate kinds of multiathlon in the second training period.
Летний полиатлон является комплексным видом спорта, способствующим решению основных задач по физическому воспитанию и оздоровлению населения страны. Одной из важнейших проблем на сегодняшний день по-прежнему является совершенствование системы спортивной тренировки и эффективности построения тренировочного процесса летних полиатлонистов на различных этапах годичного цикла. Достижение высокого результата в спорте связывают, прежде всего, с совершенствованием системы спортивной тренировки, в частности, построением структуры тренировочных нагрузок в больших, средних и малых циклах подготовки.
Одним из важнейших показателей спортивной тренировки по-прежнему остается объем физической нагрузки. В связи с этим проблема поиска путей оптимизации тренировочного процесса построение его структуры и содержания на различных этапах годичного цикла остается актуальной на сегодняшний день.
С целью изучения практического состояния подготовки летних полиатлонистов, выявлены наиболее слабые звенья построения тренировочного процесса, было проведено анкетирование (текст анкеты дан в приложении), предусматривающее личное вручение анкеты респонденту. В анкетировании принимали участие 26 специалистов по летнему полиатлону из г. Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля, Калуги, Нижнего Новгорода, Йошкар-Олы, Уфы, Рыбинска, Казани, Тамбова, работающие со сборными командами областей, краев и вузов, специализирующихся по подготовке летних полиатлонистов со стажем работы свыше 10 лет. Из них специалистов высшей категории -
10 человек, 8 тренеров имеют первую категорию, 5 - вторую и 3 человека - без категории. Из 26 тренеров - 5 имеют звание Заслуженный тренер России. 92 % опрошенных имели высшее специальное образование, 8 % - среднее. 54 % респондентов в своей профессиональной деятельности подготовили победителей и призеров Чемпионатов мира, 77 % - победителей и призеров Чемпионатов России. Воспитанники 58 % тренеров получили звание МСМК, еще 92 % подготовили МС.
Ответы респондентов позволили установить, как в настоящее время обстоит дело с содержанием спортивной тренировки в годичных, мезо- и микроциклах, а также на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям. В частности, выявлена динамика тренировочной нагрузки в годичном цикле, принципы распределения многоборья в цикле, особенности подготовки по стрельбе и метанию гранаты, методическое обеспечение по-лиатлона, как вида спорта, средства и методы тренировки в макроцикле, а также особенности соревновательной деятельности: количество стартов в году, моделирование условий соревнований, участие спортсменов в соревнованиях по отдельным видам спорта. На вопрос о количестве тренировок в микроцикле на разных этапах подготовки, специалисты придерживались различного мнения: 31 % опрошенных считают, что на 1 этапе подготовительного периода недельный микроцикл должен содержать от 10 до 12 тренировок, 69 % - от 5 до 8.
На втором этапе подготовительного периода недельный микроцикл, по мнению 27 % специалистов, должен включать от 11 до 14 тренировок, 50 % высказались в пользу
7-10 тренировочных занятий, 23 % - посчи-
тали оптимальным проводить 5-6 тренировок в неделю, 19 % респондентов в недельных микроциклах на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям проводили 15-20 тренировок, 15 % - 5-6, 66 % -
8-12 тренировочных занятий. Микроцикл соревновательного периода, по мнению 38 % опрошенных, должен включать 9-12 тренировок, 62 % считают оптимальным 5-7 занятий. В недельном микроцикле переходного периода 31 % специалистов проводят 8-12 тренировок, и столько же респондентов - 3-4 тренировочных занятия, оставшиеся 38 % тренеров - 5-6.
Большинство опрошенных (73 %) в первом подготовительном периоде больше времени отводят кроссовой подготовке, 27 % -плаванию. Во втором подготовительном периоде 100 % респондентов отдают предпочтение нескольким видам многоборья: 31 % -плаванию и спринту, 23 % - всем, 15 % -стрельбе и спринту, 15 % - метанию и спринту, 8 % - стрельбе и плаванию, 8 % -стрельбе и кроссу.
На этапе непосредственной подготовки к соревнованиям 69 % тренеров больше уделяют внимания тренировке в метании, стрельбе и спринте, а 31 % - всем видам многоборья. В соревновательном периоде 77 % специалистов тренируют все виды, 23 % - спринт и метания.
В переходном периоде 100 % опрошенных большую часть времени отдают кроссовой подготовке. Ведущим качеством многоборцев 54 % специалистов считают выносливость, 23 % - скоростно-силовые, 15 % - быстроту, 8 % - координационные.
Стрелковую подготовку 77 % тренеров проводят круглогодично и только 23 % -концентрированно перед соревнованиями. Подготовку в метании 73 % тренеров планируют круглогодично, 27 % - концентрированно. В недельном микроцикле 100 % специалистов отводят 2 тренировки спринту, 2-3 - метанию, 3 - плаванию, 70 % тренеров выделяют на кросс 1-2 тренировки, 22 % -4-6 занятий, 8 % - 8 тренировок, стрельбе 54 % тренеров отводят 3 тренировки, 31 % -1 тренировку, 15 % - 5 занятий.
При планировании тренировочного процесса 100 % опрошенных используют методическую литературу по легкой атлетике, 77 % - по плаванию, 42 % - по стрельбе.
При планировании средств и методов тренировки в макроцикле 54 % тренеров, помимо ориентации на собственную профессиональную интуицию и личный опыт, используют методическую литературу, 38 % тренеров используют методическую литературу и личный опыт профессиональной педагогической деятельности, а 8 % тренеров ориентируются только на собственную профессиональную интуицию и личный опыт.
По мнению 65 % тренеров, наиболее неразработанными методическими положениями являются вопросы планирования многолетней подготовки, 54 % отметили недостаток материалов по рациональному сочетанию видов многоборья на различных этапах, 50 % -неопределенность оптимальных объемов нагрузки в каждом виде многоборья, 42 % -отсутствие рационального распределения тренировочных средств в годичном цикле подготовки. Подавляющее большинство опрошенных (92 %) выделяют в годичном цикле этап непосредственной подготовки к соревнованиям и только 8 % не говорят о его существовании. 62 % специалистов, выделяющих этап непосредственной подготовки к соревнованиям, назвали основным стартом Чемпионат России, 38 % - Чемпионат мира и Кубок мира. 69 % тренеров на этап непосредственной подготовки выделяют 3-6 недель, еще 31 % опрошенных - 8-10 недель. 54 % опрошенных при подготовке к соревнованиям распределяют нагрузки волнообразно, 31 % - вариативно и 15 % - и вариативно, и волнообразно. 70 % тренеров моделируют программу и условия соревнований на этапе непосредственной подготовки к соревнованиям, остальные 30 % - моделированием не занимаются. 54 % специалистов в восстановительном микроцикле при непосредственной подготовке к соревнованиям снижают объемы и интенсивность нагрузки, 8 % - исключают из тренировочного процесса соревновательные упражнения и заменяют их ОФП, 38 % - используют и тот, и другой методические приемы.
Согласно результатам анкетирования было выявлено, что МСМК и МС участвуют в соревнованиях по многоборью 8 раз в сезон, КМС и спортсмены I разряда - 6, II разряда и ниже - 2. В отдельных видах многоборцы в течение года участвуют в соревно-
ваниях по легкой атлетике 6-8 раз, по плаванию - 2-4 раза, стрельбе - 2 раза.
Анализируя результаты анкетирования, следует сделать вывод об отсутствии единого мнения относительно динамики тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов в летнем полиатлоне.
Так, большие расхождения были обнаружены в количестве тренировок в недельном микроцикле (от 8-12 занятий до 3-4), распределении тренировочного времени на отдельные виды многоборья во втором подготовительном периоде. Большинство специалистов (92 %) выделяют этап непосредственной подготовки, но его продолжительность у разных специалистов сильно варьируется (от 3 до 10 недель).
Также был выявлен недостаток методической литературы по вопросам планирования многолетней подготовки, рационального сочетания видов многоборья на различных этапах, определения оптимальных объемов нагрузки в каждом из видов многоборья, рационального распределения тренировочных средств в годичном цикле подготовки. Большинство тренеров при планировании используют материалы по легкой атлетике, плаванию и, в меньшей степени, по стрельбе. Поэтому перечисленные вопросы подготовки многоборцев являются актуальными и требуют тщательной разработки.
Приложение
АНКЕТА
Сведения о профессиональной деятельности
1. Фамилия, имя, отечество____________________
2. Стаж работы:
а) до 5 лет
б) до 10 лет
в) свыше 10 лет
3. Спортивное звание__________________________
4. Результаты Вашей профессиональной деятельности:
а) много подготовил победителей и призеров
Чемпионатов Мира_______________человек
б) много подготовил победителей и призеров
Чемпионатов России_____________человек
в) подготовил МСМК________________человек
г) подготовил МС__________________человек
д) подготовил КМС и 1 разрядников______че-
ловек
5. Образование:
а) среднее
б) высшее
в) высшее-специальное
Динамика тренировочной нагрузки в годичном цикле подготовки спортсменов в летнем полиатлоне
1. Количество тренировок в микроцикле:
а) на 1 этапе подготовительного периода___
б) на 2 этапе подготовительного периода___
в) на этапе непосредственной подготовки к
соревнованиям___________________________
г) на соревновательном этапе______________
д) в переходном периоде___________________
2. Какому виду в летнем полиатлоне Вы уделяете большее внимание в тренировочном процессе (спринт, метание, кросс, плавание, стрельба):
а) на 1 этапе подготовительного периода___
б) на 2 этапе подготовительного периода___
в) на этапе непосредственной подготовки к
соревнованиям___________________________
г) на соревновательном этапе______________
д) в переходном периоде___________________
3. Назовите ведущие качества многоборцев:
а) скоростно-силовые
б) выносливость
в) быстрота
г) координационные способности
5. Как планируете стрелковую подготовку в летнем полиатлоне:
а) круглогодично
б) концентрированно перед соревнованиями
6. Как планируете тренировку по метанию:
а) круглогодично
б) концентрированно перед соревнованиями
7. Сколько тренировок отводите в микроцикле:
а) спринту___________
б) метанию___________
в) кроссу____________
г) стрельбе__________
д) плаванию__________
Методическая подготовка спортсмена
1. Используете ли Вы методическую литературу в своей работе:
а) по легкой атлетике
б) по плаванию
в) по стрельбе
2. Как планируете средства и методы тренировки в макроцикле:
а) с учетом научно-обосновательных рекомендаций различных авторов
б) ориентируетесь на собственную профессиональную интуицию, личный опыт
в) используете методическую литературу и личный опыт профессионально педагогической деятельности
3. Какие, на Ваш взгляд, методические положения подготовки летних полиатлонистов недостаточно развиты в литературных публикациях последних лет:
а) вопросы многолетнего планирования по летнему полиатлону
І26
б) вопросы рационального распределения тренировочных средств в годичном цикле подготовки
в) сочетание различных видов летнего многоборья в микроцикле на различных этапах подготовки
г) определение оптимальных объемов в каждом виде многоборья
д) напишите сами
Этап непосредственной подготовки к соревнованиям
1. Выделяете ли Вы этап непосредственной подготовки к основным соревнованиям:
а) да
б) нет
2. Если «да», то к каким соревнованиям и какую:
продолжительность он занимает_________________
если «нет», то почему_____________________
3. Как Вы распределяете нагрузку при подготовке к соревнованиям:
а) волнообразно
б) вариативно
4. Моделируете ли Вы на предсоревновательном
этапе условие и программу предстоящих соревнований __________________________________
5. Как Вы строите тренировочный процесс в восстановительном микроцикле при непосредственной подготовке к соревнованиям:
а) снижаете только объем и интенсивность
б) исключаете ли Вы полностью из тренировочного процесса соревновательные упражнения и заменяете их ОФП
в) то и другое
Соревновательная деятельность
1. Сколько раз в сезоне стартуют Ваши воспитанники:
а) МСМК и МС______________________
б) КМС и 1 разряд_________________
в) 2 разряд и ниже________________
2. Участвуют ли Ваши спортсмены в соревнованиях по отдельным видам летнего полиатлона в годичном цикле:
а) по легкой атлетике____________раз
б) по плаванию___________________раз
в) по стрельбе___________________раз
г) в многоборье__________________раз
Поступила в редакцию 3.08.2007 г.