УДК 796
СТРУКТУРА ПОСТРОЕНИЯ МИКРОЦИКЛОВ В ЛЕТНЕМ ПОЛИАТЛОНЕ
© Артем Федорович САДИЛКИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, ассистент, кафедра теории и методики спортивных дисциплин, e-mail: [email protected]
Проблема взаимосовместимости и взаимовлияния видов полиатлона во многом предопределяет планирование и методику подготовки спортсмена. Входящие в летний полиатлон разнофакторные упражнения оказывают различное воздействие друг на друга. Установление оптимального взаимодействия смежных по видам пятиборья занятий повысит эффективность учебно-тренировочного процесса.
Ключевые слова: летний полиатлон; микроцикл; полицикловое планирование; концентрация тренировочных нагрузок.
Роль микроциклов - малых циклов (чаще недельных) - очень велика. По существу, это из них, как из главных звеньев, составляется вся годичная цепь занятий.
Проблема взаимосвязи между отдельными тренировочными занятиями на протяжении недельных циклов тренировки начала широко изучаться в 40-50-е гг. XX в. Считалось, что наибольший эффект от тренировочных нагрузок достигается тогда, когда каждое последующее тренировочное занятие начинается в фазе суперкомпенсации, которая характеризуется сверхвосстановлением имеющегося ранее исходного уровня [1, 2]. Однако со временем в спортивной практике пришли к заключению, что начинать каждое очередное тренировочное занятие, дожидаясь
наступления фазы «сверхвосстановления», невыгодно, поскольку она чаще всего наступает не на следующий день, а через несколько дней пассивного отдыха. И чем выше величина тренировочного воздействия, применяемого на протяжении отдельного тренировочного занятия, тем больше этот срок удлиняется (до 2-4 дней).
Малое суммарное количество тренировочных нагрузок, выполняемых в начале на протяжении отдельных микроциклов, а затем и периодов развития спортивной формы, не способствует достижению высоких спортивных результатов. Особенно в циклических видах многоборья, в которых необходимо выполнять достаточно большое количество высокообъемных и высокоинтенсивных тре-
нировочных нагрузок, чтобы достичь необходимого уровня скоростной выносливости в спринте, общей и специальной выносливости в беге на средние и длинные дистанции [3].
Более эффективной является система тренировки, предусматривающая использование повторных тренировочных занятий на протяжении недельных циклов в фазах не только полного восстановления, но и частичного.
На современном этапе развития спорта недельные циклы строятся таким образом, что снижение работоспособности суммируется от одного тренировочного занятия к другому. За некоторым количеством таких тренировок следуют дни пассивного отдыха, которые способствуют полному или сверх-исходному восстановлению работоспособности к началу первого тренировочного занятия следующего микроцикла. По мере нарастания тренированности исходный уровень работоспособности от одного микроцикла спортивной тренировки к последующему повышается. Естественно, что все это влияет на динамику спортивных результатов [3].
На динамику процессов восстановления влияет не только чередование тренировочных занятий с днями пассивного отдыха или же «высокоинтенсивных» тренировок с «малоинтенсивными», но и использование такой структуры построения недельных циклов тренировки, которая предусматривает смену тренировочных занятий разного вида. Например, в метаниях часто за «техническими» тренировками следуют «силовые».
Рассматривая вопросы функционирования систем организма, отметим, что рост спортивных результатов в метании зависит в основном от механизмов функционирования центральной нервной системы, а в циклических видах полиатлона, требующих проявление общей и специальной выносливости (таких как плавание и бег на средние дистанции), - дыхательной, сердечно-сосудистой, кровеносной и вегетативной нервной систем. По-разному у них проходят и процессы снижения и восстановления работоспособности как после отдельных тренировочных занятий, так и определенного количества их.
Например, если в беге на выносливость после использования интервальных тренировок в анаэробно-гликолитическом и анаэроб-но-алактатном режимах к концу тренировки,
как правило, наблюдается снижение уровня работоспособности, то в метании он может значительно улучшаться. Поэтому для полного восстановления в плавании или в беге на выносливость после интервальных тренировок, выполненных в вышеназванных режимах, спортсмены на следующий день отдыхают или же используют тренировочную нагрузку в аэробном режиме. В метании же на протяжении недельных циклов подготовки могут применяться одинаковые по силе воздействия тренировочные занятия.
В установлении оптимального взаимодействия смежных по дням занятий мы исходим из принципиальной последовательности тренировочных занятий в связи с их преимущественной направленностью:
1) изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях;
2) совершенствование техники при больших и максимальных усилиях;
3) развитие быстроты в короткой работе;
4) развитие быстроты в удлиненной работе;
5) развитие силы при усилиях 60-80 % от максимальной;
6) развитие силы при усилиях 85-100 % от максимальной;
7) развитие силовой выносливости в работе малой и средней интенсивности;
8) развитие силовой выносливости в работе большой и субмаксимальной интенсивности;
9) развитие выносливости в работе максимальной и близкой к ней интенсивности;
10) развитие выносливости в работе большой интенсивности;
11) развитие выносливости в умеренной интенсивности;
12) активный отдых.
Принципиальная последовательность показывает, в каком порядке целесообразнее планировать занятия и связывать их между собой. Например, после тренировочного занятия, посвященного преимущественно развитию быстроты или изучению техники, рекомендуется на следующем занятии развивать выносливость, а не поступать наоборот [4].
Указанная последовательность не исчерпывает всех преимущественных направленностей тренировочных занятий, но она показывает принципиальный подход к решению такой задачи в практике.
Проблема взаимосовместимости и взаимовлияния во многом предопределяет планирование и методику подготовки пятиборца. Входящие в пятиборье разнофакторные упражнения оказывают различное воздействие друг на друга. При этом отдельные из них плохо сосуществуют между собой, в определенной степени оказывают отрицательное воздействие одно на другое, затрудняя совершенствование параллельно в двух или нескольких упражнениях, поскольку развивают плохо совместимые качества, способности и навыки.
Вместе с тем если рассматривать эту проблему с точки зрения построения одного тренировочного дня или недельного тренировочного цикла, то следует также учитывать, что при большом расходе энергетического потенциала в интенсивной тренировке в одном из видов пятиборья организм может не успеть восстановиться и прийти в состояние готовности к тренировке в другом, также требующем значительной затраты энергии.
На основе разработанной нами схемы полициклового планирования годичного цикла подготовки с чередованием концентрации нагрузок в отдельных видах летнего полиатлона были составлены тренировочные недельные циклы. Наименования отдельных микро- и мезоциклов конкретизируются, т. е. носят конкретно-прикладной характер, на-
пример, мезоцикл концентрации нагрузок в плавании, мезоцикл концентрации нагрузок в отстающих видах и т. п. По нашему мнению, в многоборных видах, в частности в летнем полиатлоне, такая конкретизация мезоциклов подготовки не только правомерна, но и необходима.
Общая нагрузка от тренировочных занятий в микроцикле обычно изменяется по дням в виде «двойной волны»: нагрузка нарастает в первые три дня, затем следует день со сниженной нагрузкой или активный отдых, после чего в течение двух дней нагрузка снова нарастает и в седьмой день вновь снижается или вместо этого один день отводится для полного отдыха (табл. 1, рис. 1).
Кроме основных тренировочных занятий, отображенных в таблицах, в недельном цикле должны иметь место дополнительные тренировочные занятия: утренние специализированные зарядки, сухое плавание, холостая стрельба, легкоатлетические разминки, восстановительные мероприятия, занятия ОФП и СФП, упражнения на гибкость. Основными задачами таких дополнительных занятий являются: ускорение процессов восстановления после больших нагрузок, развитие «отстающих» физических качеств, совершенствование элементов техники отдельных видов полиатлона.
Таблица 1
Базовый недельный микроцикл в общеподготовительном мезоцикле концентрации нагрузок в беге на выносливость
Дни микроцикла Виды полиатлона Преимущественная направленность тренировочного занятия
1 1. Метание Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях
2. Бег на выносливость Развитие силы при усилиях 60-80 % от максимальной. Развитие аэробной выносливости в работе большой интенсивности
2 Плавание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях. Развитие аэробной выносливости в работе большой интенсивности
3 Бег на выносливость Развитие выносливости в умеренной интенсивности
4 1. Стрельба Изучение и совершенствование техники
2. Плавание Активный отдых
5 1. Спринтерский бег Развитие быстроты в короткой работе
2. Метание Развитие скоростно-силовых качеств
6 Бег на выносливость Развитие выносливости в работе большой интенсивности
7 1. Стрельба Изучение и совершенствование техники. Развитие статической выносливости
2. Плавание Активный отдых
Ж
л
а V
стрельб
бег
бег
ж
плавай!
а
стрельб
1 2 дни недели
Рис. 1. Базовый микроцикл в общеподготовительном мезоцикле концентрации нагрузок в беге на выносливость
метание
6
7
Таблица 2
Базовый недельный цикл в 1-ом специально-подготовительном мезоцикле концентрации нагрузок в плавании и стрельбе
Дни микроцикла Виды полиатлона Преимущественная направленность тренировочного занятия
1 1. Метание Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях
2. Спринтерский бег Развитие быстроты в короткой работе. Развитие силы при усилиях 85-100 % от максимальной
2 1. Стрельба Изучение и совершенствование техники
2. Плавание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях. Развитие выносливости в работе максимальной интенсивности и близкой к ней
3 Бег на выносливость Активный отдых
4 1. Стрельба Совершенствование психической подготовленности
2. Плавание Развитие быстроты в короткой работе. Развитие быстроты в удлиненной работе
5 1. Метание Развитие специальной физической подготовленности
2. Бег на выносливость Развитие выносливости в работе большой интенсивности
6 Плавание Развитие выносливости в работе большой интенсивности
7 1. Стрельба Совершенствование техники. Развитие статической выносливости
2. Бег Активный отдых
Как видно из табл. 2, в базовом недельном цикле в специально-подготовительном мезоцикле концентрации нагрузок в плавании и стрельбе увеличилось количество тренировочных занятий по стрельбе с двух до трех, за счет сокращения тренировок в метании. Это обусловливается тем, что после данного мезоцикла следует соревновательный мезоцикл по четырехборью, в программу которого метание не входит. Однако при-
обретенный уровень скоростно-силовых качеств в метании поддерживается за счет дополнительных тренировочных занятий по специальной силовой подготовке (рис. 2).
Количество тренировочных занятий с развивающей нагрузкой в плавании увеличивается за счет снижения нагрузки, в частно -сти, интенсивности, в занятиях в беге на выносливость.
спринт.
бег
плавание
Шй
дни недели
Рис. 2. Базовый микроцикл в 1-ом специально-подготовительном мезоцикле концентрации нагрузок в плавании и стрельбе
Мезоцикл концентрации нагрузки в ведущих (очковых) видах строится индивидуально для каждого многоборца. В большинстве случаев такие циклы имеют место в подготовке высококвалифицированных по-лиатлонистов, тогда как при планировании подготовки многоборцев старших разрядов мы рекомендуем мезоциклы концентрации нагрузок в отстающем виде, которые также используются в подготовке высококвалифицированных спортсменов. Недельные циклы данных мезоциклов одинаковые по структуре, но отличаются подбором средств и методов тренировки, поскольку концентрация нагрузки в ведущих видах актуальна на этапе непосредственной предсоревновательной
подготовки, а концентрация нагрузок в отстающем виде имеет место в подготовительных циклах.
В ударном недельном цикле концентрации нагрузок в ведущих видах (метание и спринтерский бег) количество основных тренировочных занятий в этих видах увеличивается до трех (табл. 3). В третий день недельного цикла развивающая нагрузка в беге на выносливость, а в шестой - большая нагрузка в плавании, при этом занятия в метании
или спринтерском беге не должны стоять после них и планируются в начале первой и второй волны недельной нагрузки. В остальных тренировочных занятиях в плавании и беге на выносливость нагрузка носит восстановительный или поддерживающий характер (рис. 3).
В модельном микроцикле распределение тренировочной работы и нагрузки по дням недели, а также внешние условия должны соответствовать регламенту соревнований. В табл. 4 и 5 рассмотрены схемы построения модельных циклов в соответствии с программой Чемпионатов России по летнему полиатлону: 1 день соревнований - спринтерский бег, плавание; 2 день - стрельба; 3 день - метание; 4 день - бег на выносливость.
На рис. 4 показано, что с третьего по шестой день недельного цикла последовательность тренировочных занятий по видам полиатлона полностью моделирует регламент соревнований, тогда как занятия первых двух дней микроцикла носят индивидуальный характер и отводятся подготовке отстающих видов.
метание
7
Таблица 3
Ударный недельный микроцикл концентрации нагрузок в ведущих видах (метание и спринтерский бег) в мезоцикле предсоревновательной подготовки у высококвалифицированных полиатлонистов
Дни микроцикла Виды полиатлона Преимущественная направленность тренировочного занятия
1 1. Спринтерский бег Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях. Развитие быстроты в короткой работе
2. Метание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2 1. Спринтерский бег Развитие быстроты в удлиненной работе. Развитие скоростно-силовых качеств
2. Плавание Совершенствование техники при малых и средних усилиях
3 1. Стрельба Совершенствование техники
2. Бег на выносливость Развитие выносливости в работе большой интенсивности
4 1. Метание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2. Плавание Активный отдых
5 1. Спринтерский бег Развитие быстроты в короткой работе. Развитие скоростной выносливости
2. Метание Развитие специальной физической подготовленности
6 1. Метание Изучение и совершенствование техники при малых и средних усилиях
2. Плавание Развитие выносливости в работе большой интенсивности
7 1. Стрельба Совершенствование техники. Развитие статической выносливости
2. Бег Активный отдых
/I метание
УЩШ
спринт.
бег
7
дни недели
Рис. 3. Ударный микроцикл концентрации нагрузок в ведущих видах (метание и спринтерский бег) в мезоцикле предсоревновательной подготовки у высококвалифицированных полиатлонистов
Таблица 4
Модельный недельный микроцикл в мезоцикле реализации высшего уровня готовности у полиатлонистов старших разрядов
Дни микроцикла Виды полиатлона Преимущественная направленность тренировочного занятия
1 1. Метание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2. Отстающий вид Совершенствование элементов техники отстающего вида
2 1. Стрельба Совершенствование техники
2. Отстающий вид Совершенствование элементов техники отстающего вида
3 1 Спринтерский бег Совершенствование специальной подготовленности
2. Плавание Совершенствование специальной подготовленности
4 1. Стрельба Совершенствование психической подготовленности
5 1. Метание Совершенствование специальной физической подготовленности
6 1. Бег на выносливость Развитие выносливости в работе большой интенсивности
7 1. Плавание Активный отдых
2. Восстановительные мероприятия
дни недели
Рис. 4. Модельный микроцикл в мезоцикле реализации высшего уровня готовности у полиатлонистов старших разрядов
Таблица 5
Модельный недельный микроцикл в мезоцикле реализации высшего уровня готовности у высококвалифицированных полиатлонистов
Дни микроцикла Виды полиатлона Преимущественная направленность тренировочного занятия
1 1. Спринтерский бег Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2. Плавание Развитие быстроты в удлиненной работе
2 1. Стрельба Совершенствование техники
2. Бег Активный отдых
3 1 Метание Совершенствование специальной подготовленности
2. Плавание Совершенствование техники
4 1. Спринтерский бег Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2. Плавание Совершенствование специальной подготовленности
5 1. Стрельба Совершенствование психической подготовленности
2. Бег Активный отдых
6 1. Метание Совершенствование техники при больших и максимальных усилиях
2. Бег на выносливость Развитие выносливости в работе большой интенсивности
7 1. Плавание Активный отдых
2. Восстановительные мероприятия
1 2 дни недели
Рис. 5. Модельный микроцикл в мезоцикле реализации высшего уровня готовности у высококвалифицированных полиатлонистов
7
На рис. 5 показано двуцикловое моделирование программы соревнований чемпионатов России: в начале недельного цикла моделирование соревновательного регламента без бега на выносливость. В мезоцикле реализации высшего уровня готовности у высококвалифицированных полиатлонистов модельные недельные циклы мы рекомендуем
чередовать с микроциклами концентрации нагрузки в ведущих видах. Структура подводящего микроцикла, имеющего место непосредственно перед главным стартом, зависит от индивидуальных психических и физических особенностей полиатлониста, его ведущих и отстающих видов.
1. Матвеев Л.П. Основы спортивной тренировки. М., 1977.
2. Платонов В.Н. Теория и методика спортивной тренировки. К., 1984.
3. Бондарчук А.П. Управление тренировочным процессом спортсменов высокого класса. М., 2007.
4. Озолин Н.Г. Настольная книга тренера: наука побеждать. М., 2004.
Поступила в редакцию 18.05.2012 г.
UDC 796
STRUCTURE OF CONSTRUCTION OF MICROCYCLES IN SUMMER POLYATHLON
Artyom Fedorovich SADILKIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Assistant, Theory and Methodics of Sport Disciplines Department, e-mail: [email protected]
The problem of interoperability and interaction of polyathlon types in many respects predetermines the planning and methodology for sportsman preparing. Included in the summer polyathlon the exercises have different effects on each other. Establishment of optimal interaction between adjacent to the types of pentathlon classes will increase the effectiveness of educational-training process.
Key words: summer polyathlon; Microcycle; policycles planning; concentration of training loads.