УДК (47)«1922/2015»:338.45:620.9
Д.Н. Щербаков
Варианты периодизации российско-китайского сотрудничества в нефтегазовой сфере после распада СССР
В статье исследуются варианты периодизации энергетического сотрудничества Китая и Российской Федерации. Понимание сущности данной периодизации является важным для определения перспектив российско-китайского энергетического сотрудничества.
На данный момент в российской и зарубежной историографической литературе нет единого подхода к периодизации нефтегазового сотрудничества России и Китая. Задачей автора данной статьи являются анализ плюсов и минусов имеющихся периодизаций и попытка выработки новой взвешенной периодизации сотрудничества с начала 90-х по настоящее время.
The article investigates different approaches to energy cooperation periodization between China and Russia. Understanding the essence of this periodization is important to determine the prospects for Sino-Russian energy cooperation.
At this point in the Russian and foreign historiographical literature there is no single approach to periodization of the oil and gas cooperation between Russia and China.The author’s objective is to analyze existing approaches to periodization and try to come out with a new well-grounded periodization.
Ключевые слова: энергетический рынок, газ, нефть, сотрудничество, этапы, периодизация, российско-китайские отношения.
Key words: energy market, gas, oil, cooperation, stages, periodization, Russia-China relations.
На данный момент в российской и зарубежной историческом литературе нет единого подхода к периодизации нефтегазового сотрудничества России и Китая, хотя это важный вопрос для прогнозирования и реализации дальнейшего сотрудничества между странами.
Так, О.А. Тимофеев рассматривает периодизацию российскокитайского энергетического сотрудничества, начиная с 2001 г. По его мнению, началом активного сотрудничества в энергетической сфере следует считать именно этот год, когда состоялось подписание Договора о добрососедстве, дружбе сотрудничестве и была создана ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) [9]. Данный этап сотрудничества продлился до 2008 г. и характеризуется формированием институциональной и экономической базы для дальнейшего развития сотрудничества.
© Щербаков Д.Н., 2015
158
В 2008 г. после окончания демаркационных работ была окончательно определена линия российско-китайской границы, что устранило важнейший фактор, в перспективе способный привести к обострению отношений. Также в 2008 г. объем двусторонней торговли впервые преодолел планку в 50 млрд долл. Россия стала превращаться в одного из наиболее перспективных партнеров Пекина в сфере нефтегазового сотрудничества. Была подписана Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР на 2009-2018 гг. [9].
Следующий этап энергетического сотрудничества, по мнению
О.А. Тимофеева, начался в 2009 г. и продолжался до 2014 г. В этот период энергетическое сотрудничество России и Китая активизировалось. В 2009 г. в Екатеринбурге состоялся пилотный саммит БРИК (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), способный после вступления России в ВТО стать мощным фактором защиты интересов развивающихся стран в разработке справедливых условий мировой торговли. Кроме того, в 2009 г. было подписано Межправительственное соглашение между Россией и Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере.
В 2010 г. по предложению Китая российско-китайские отношения были охарактеризованы с помощью новой формулы - всестороннее стратегическое партнерство, что стало итогом анализа новых тенденций в двусторонних отношениях [5]. В 2011 г. была подписана «Сианьская инициатива», давшая старт Энергетическому клубу ШОС.
Новый председатель КНР Си Цзиньпин в ходе состоявшегося в марте 2013 г. визита охарактеризовал двусторонние отношения как наиболее важное стратегическое партнерство. Си Цзиньпин предлагал рассматривать взаимодействие с Россией в качестве образцовых отношений подобного типа.
В российском альтернате Совместного заявления 2013 г. появляется термин «всеобъемлющее партнерство» как вариант перевода китайского термина «^Ш» [9]. Данная формула зиждется на трех равноценных составляющих: политическом партнерстве, экономическом взаимодействии и гуманитарных связях.
В 2014 г. после долгих переговоров был подписан контракт на поставку газа Китаю, знаменуя начало нового этапа энергетического сотрудничества, который продолжается по сей день и продлится как минимум до 2018 г. Очевидно, что стабильное и поступательное развитие стратегического партнерства с северным соседом имеет для Пекина крайне важное значение и с точки зрения реализации ресурсов так называемой «мягкой силы» (Ш^Л) [9], которым
руководство КНР уделяет в последние годы столь пристальное внимание.
159
Н.С. Осинцева рассматривает периодизацию российско-
китайского энергетического сотрудничества, начиная с 1992 г. по 1999 г. При этом содержание этапов сотрудничества, по мнению Н.С. Осинцевой, коррелирует с развитием политических отношений России и Китая.
Первым этапом сотрудничества автор называет конструктивное партнерство 1992-1994 гг. На данном этапе российский лидер Б.Н. Ельцин впервые посетил Китай в декабре 1992 г., дальнейшие переговоры российского президента Б.Н. Ельцина и председателя КНР Цзян Цзэминя привели к подписанию ряда соглашений, провозглашавших решимость двух стран развивать отношения конструктивного партнерства, ориентированные на XXI в. [4]. Таким образом, этап конструктивного партнерства можно считать подготовительным к реализации энергетического сотрудничества.
Следующий этап российско-китайских отношений, по мнению Н. Осинцевой, - стратегическое сотрудничество (1995-1996). В ходе визитов глав КНР и РФ друг к другу лидеры стран договорились о проведении ежегодных встреч в верхах, регулярных встречах премьеров и постоянных консультациях на уровне министров иностранных дел. Таким образом, на данном этапе была сформирована нормативно-правовая база и внедрен механизм обмена на высшем и высоком уровне, необходимые для осуществления сотрудничества в энергетической сфере.
С 1997 по 1999 гг. российско-китайские отношения вышли на уровень углубленного, расширенного стратегического взаимодействия на практике. В указанный период на высшем уровне состоялись четыре встречи глав государств России и Китая. Лидеры России и Китая заявили о необходимости построения многополярной политической системы на основе долговременных, равноправных и доверительных межгосударственных отношений между странами. Следующей крупной вехой в укреплении российскокитайского политического диалога стал визит в ноябре 1997 г. российского президента Б.Н. Ельцина в Китай [4]. В ходе визита главы государств договорились, что обе страны будут всеми силами содействовать развитию и подъему на новый уровень отношений стратегического взаимодействия, обращенных в XXI в. Так, с 1997 по 1999 гг. премьеры двух стран провели четыре встречи. Из чего следует, что российско-китайское политическое сотрудничество приобретает системный и долговременный характер.
Ж.В. Петрунина, обращаясь к периодизации российско-
китайского нефтегазового сотрудничества, ограничивается рамками 2006-2014 гг. При этом периодизация автора строится на реализации практических шагов со стороны предприятий нефтегазового сектора.
160
Итак, по мнению Ж.В. Петруниной, российско-китайское сотрудничество в нефтяной области началось с торговли нефтью и нефтяным инженерно-техническим обслуживанием, а также с разведки и разработки нефтяных месторождений и др. К этому с российской стороны были привлечены такие крупные компании, как «НК «Роснефть», «АК «Транснефть», ОАО «ЛУКОЙЛ». В октябре 2006 г. ОАО «НК «Роснефть» и China National Petroleum Corporation (CNPC) учредили на территории РФ совместное предприятие по разведке и добыче углеводородов - ООО «Восток-Энерджи» (ОАО «НК «Роснефть» - 51 %, CNPC - 49 %) [6]. В 2006-2007 гг. ОАО «НК «Роснефть» и CNPC создали и зарегистрировали на территории КНР в сфере нефтепереработки АО «Китайско-Российская Восточная Нефтехимическая компания» («Восток-Нефтехимия»). Целью создания этого совместного предприятия являлось строительство нефтеперерабатывающих мощностей и реализация продуктов нефтепереработки на новых рынках.
2008-2009 гг. - очередной этап российско-китайского сотрудничества в энергетической сфере. Сотрудничество между Россией и Китаем в нефтяной сфере постепенно вышло на новый уровень, что вылилось в подписание Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве в нефтяной сфере (2008) и Соглашения о принципах строительства и эксплуатации нефтепровода «Сковородино - граница КНР» между ОАО «АК «Транснефть» и КННК (2008) [6].
Реализация этих соглашений позволила заключить в Пекине Межправительственное соглашение между Россией и Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере (2009 г.). Данное соглашение формализовало условия и параметры строительства нефтепровода от нефтеперерабатывающей станции «Сковородино» до нефтеперерабатывающей станции «Мохэ» в Китае. В соответствии с договоренностями российская компания «Транснефть» приступила к строительству объектов нефтепровода «Сковородино - граница КНР» на российской территории с апреля 2009 г. В мае 2009 г. компания начала строительство линейной части магистрального нефтепровода «Сковородино - Дацин» на территории КНР.
Следующий этап нефтегазового сотрудничества, как полагает Ж.В. Петрунина, начался в 2010 г. и продолжался до 2012 г. В мае 2010 г. было закончено бурение разведывательной скважины Блок-1 на Западно-Чонском участке. В сентябре 2010 г. ОАО «ЛУКОЙЛ» и CNPC подписали Соглашение о расширении стратегического сотрудничества. В соответствии с ним компании обозначили намерения развивать сотрудничество по действующим проектам «Кум-коль», «Северные Бузачи» (Казахстан) и «Арал» (Узбекистан), а также по перспективным апстрим-проектам в России, Китае и третьих странах [6].
161
В августе 2010 г. на станции «Сковородино» в Амурской области состоялась церемония завершения строительства российского участка нефтепровода «Сковородино - Мохэ» - «Сковородино -граница КНР» и начала его заполнения технологической нефтью. С 1 января 2011 г. начались постоянные поставки нефти по российскокитайскому трубопроводу. Благодаря введению в эксплуатацию нефтепровода Россия-Китай значительно увеличился объем экспорта нефти из России в Китай при снижении себестоимости ее перевозки. При этом между сторонами возникли проблемы, связанные с оплатой за поставляемую нефть [6]. В ходе визита российской делегации в Пекин в октябре 2011 г. сторонам удалось урегулировать многие вопросы, связанные с поставками нефти. Однако уже в феврале 2012 г. глава Китайской нефтегазовой компании PetroChina (дочерняя компания CNPC) Цзян Цземинь заявил, что стороны по-прежнему имеют разногласия по ценам.
А.В. Лукин рассматривает периодизацию российско-китайского энергетического сотрудничества, начиная с 1991 г. По его мнению, период с 1991 по 2000 г. можно условно разделить на три этапа. На протяжении первого этапа, с 1991 по 1993 гг., Россия и Китай рассматривали друг друга в качестве дружественных стран. На втором этапе, с 1994 по 1995 г., между Россией и Китаем складываются отношениями конструктивного партнерства. Третий этап, с 1996 по 2000 год, характеризуется установлением отношений стратегического партнерства [8].
В апреле 1996 года в ходе визита президента РФ Б. Ельцина в КНР была подписана «Совместная декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики», в которой установились отношения равноправного доверительного партнерства, направленного на стратегическое взаимодействие в XXI в. С момента установления между РФ и КНР в 1996 г. отношений стратегического партнерства повысился уровень доверия в политической области и практического сотрудничества между двумя странами. Развитие российскокитайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия является приоритетным направлением внешней политики двух стран [8].
Следующий период российско-китайского сотрудничества, в том числе и в энергетической сфере, начинается в 2000 г. и продолжается до 2011 г. [5]. По приглашению президента России В.В. Путина бывший председатель КНР Цзян Цзэминь 15-18 июля 2001 г. посетил Россию с официальным визитом. Руководители двух стран подписали «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой», который создал дополнительные возможности для дальнейшего укреп-
162
ления отношений между двумя странами путем наполнения их новым содержанием и выведения на качественно новый уровень.
«Московское совместное заявление глав государств России и Китая» от 16 июля 2001 г. заложило прочную базу для развития российско-китайских отношений в энергетической сфере, а также способствовало их выходу на качественно новый уровень.
15 июня 2001 г. в Шанхае состоялась встреча глав России, Китая, Казахстана, Киргизии, Таджикистана и Узбекистана, на которой было провозглашено создание Шанхайской организации сотрудничества (ШОС). Ранее Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан вошли в состав «Шанхайской пятерки». Впоследствии к ним присоединился и Узбекистан [8]. Главы шести государств подписали «Декларацию о создании ШОС».
В «Совместной декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики», принятой в мае 2003 г. отмечалось, что «углубление отношений добрососедства, дружбы, взаимовыгодного сотрудничества, партнерства и стратегического взаимодействия между Россией и Китаем будет оставаться приоритетным стратегическим направлением внешней политики двух стран» [8].
Кроме того, в июле 2005 г. в Кремле президент РФ В. В. Путин и Председатель КНР Ху Цзиньтао подписали совместную декларацию России и Китая «О международном порядке в XXI веке». Россия и Китай пришли к широкому консенсусу в отношении наиболее значимых вопросов российско-китайских отношений.
В 2010 г. главы двух стран опубликовали «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о всестороннем углублении российско-китайских отношений партнерства и стратегического взаимодействия». В этом документе главы государств дали высокую оценку значительному прогрессу, достигнутому за последние годы во всех сферах сотрудничества [5].
17 июля 2011 г. председатель КНР Ху Цзиньтао и президент России Д.А. Медведев опубликовали «Совместное заявление в связи с 10-летием Договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между КНР и РФ». Договор не только является итогом развития отношений двух стран за 10 лет, но и указывает пути дальнейшего сотрудничества. Таким образом, в период между 2001 и 2011 гг. отношения стратегического партнерства подтверждались неоднократно.
Кеди Хань рассматривает периодизацию российско-китайских отношений в энергетической сфере, определяя их развитие в соответствии с развитием торгово-экономических взаимоотношений России и Китая.
С 1992 г. по настоящее время экономические отношения между Россией и КНР быстро развивались. Этот период можно условно разделить на три этапа. На протяжении первого этапа (1992-1993)
163
обе стороны прилагали усилия для развития двусторонних экономических отношений. В 1992 г. объем товарооборота составил 5,8 млрд долл. США и увеличился на 50 % по сравнению с 1991 г. В 1993 г. объем товарооборота достиг 7,6 млрд долл. США и повысился на 31 % по сравнению с 1992 г. [10].
На втором этапе (1994-1999) из-за реформы экономического механизма двух стран развитие экономических отношений проходило медленно. В 1994 г. началось снижение объема товарооборота между Россией и Китаем, продолжавшееся до 1999 г., несмотря на некоторый рост с 5,4 млрд долл. США в 1995 г. до 6,1 млрд долл. США в 1997 г. [10].
На третьем этапе, с 2000 г. по настоящее время, экономические отношения между Россией и КНР быстро развиваются. Договором о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве 2000 года предусмотрено развитие сотрудничества в торгово-экономической, военно-
технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, которое содействует развитию экономических отношений и межрегионального и приграничного сотрудничества двух стран.
Кроме этого, ряд соглашений, также ставших важной основой для развития торгово-экономического сотрудничества, был подписан в ходе регулярных встреч глав правительств двух стран. На встрече премьеров двух стран в сентябре 2001 г. в Санкт-Петербурге был достигнут консенсус по углублению торговоэкономического сотрудничества, подписано семь экономических соглашений, которые дали новый импульс экономическому сотрудничеству на длительную перспективу [10]. В 2002 г. на седьмой регулярной встрече премьеров двух стран были подписаны соглашения, которые способствовали упрощению процесса оплаты в торговых операциях приграничных районов и развитию кредитнофинансового обслуживания.
В 2006 г. в ходе одиннадцатой регулярной встречи глав правительств были подписаны три соглашения и протокол в сфере противодействия легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. Кроме того, были подписаны соглашение о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашение о режиме государственной границы и протокол о расширении географических рамок приграничных территорий в Китае.
22 марта 2006 г. в Пекине состоялся первый РоссийскоКитайский экономический форум, который стал одним из наиболее масштабных мероприятий Национального года двух стран, одной из платформ развития экономических отношений [10]. В 2007 г. в рамках закрытия Года Китая в России состоялся второй РоссийскоКитайский экономический форум.
164
«План российско-китайского инвестиционного сотрудничества», одобренный в ходе визита в Москву председателя КНР в 2009 г., является важной основой для дальнейшего развития инвестиционного сотрудничества между двумя странами.
10 октября 2011 г. в Пекине открылся шестой РоссийскоКитайский экономический форум, на котором предприятия двух стран подписали шесть торгово-экономических совместных проектов на общую сумму более 7 млрд долл. США [10].
Очевидно, что экономические отношения между двумя странами в последние 14 лет динамично развиваются, и вместе с ними развивается сотрудничество в энергетической сфере.
Из всех проанализированных материалов наиболее обоснованными представляются варианты периодизации
О.А. Тимофеева и Ж. В. Петруниной - в силу того, что говорить о «сотрудничестве» в 90-е гг. недостаточно корректно ввиду отсутствия практических шагов взаимодействия.
Представляется, что первым этапом российско-китайских энергетических взаимоотношений является период с начала 90-х до 2006 г. - в это время происходило формирование предпосылок для сотрудничества в нефтегазовой сфере. Сторонами были задекларированы намерения о сотрудничестве, сформировались нормативно-правовая база и регламент сотрудничества.
Второй этап сотрудничества - 2006-2009 гг. характеризуется появлением реальных проектов в нефтяной сфере (Восток-Энерджи, Восток-Нефтехимия). В 2007 г. было подписано соглашение между российской Роснефтью и китайской нефтехимической корпорацией Sinopec по совместной разработке Венинского блока в рамках проекта Сахалин-3, т. е. появление совместных российскокитайских нефтегазовых проектов на российском шельфе.
Третий этап сотрудничества: 2009-2014 гг. Это период развития поставок нефти из РФ в Китай. Также в 2009 г. произошло подписание Межправительственного соглашения и начало строительства трубопровода в Китай.
Четвертый этап сотрудничества начался в 2014 г. подписанием «Газового контракта» - соглашения о поставках газа в Китай. Данный этап на сегодняшний день характеризуется активизацией поставок газа в Китай и реализацией совместных инфраструктурных проектов.
В дальнейшем следует ожидать интенсификации двустороннего сотрудничества в энергетической сфере, возможно расширение областей двустороннего сотрудничества за счет появления совместных проектов в области «апстрима» на территории Китая и проектов на территории третьих стран.
165
Также необходимо отметить, что заключенный в 2014 г. контракт на поставки газа открывает новые возможности по сотрудничеству в таких областях, как нефтехимия и газопереработка.
Список литературы
1. Восточный нефтепровод, ВСТО: экспертный портал. - URL:
http://www.vstoneft.ru/analit.php?number=228.
2. Карасий Г. Россия-Китай: партнерство, развернутое на стратегическую перспективу // Проблемы Дальнего Востока. - 1997. - № 2. - С. 36.
3. Нефтепровод работал надежно и без аварий. - URL:
http://primamedia.ru/news/asia/05.01.2012/185917/v-2011-godu-po-truboprovodnoy-sisteme-vsto- v-kitay-prishlo-15-mln-tonn-nefti.html.
4. Осинцева Н.С. Российско-китайский политический диалог в 90-е гг.
XX века // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск-Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. - Благовещенск, 2012.
5. Островский А. В. Перспективы торгово-экономического сотрудничества РФ и КНР в Северо-Восточной Азии // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы Междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск -Хэйхэ, 10-12 июня 2011 г.). - Благовещенск, 2011.
6. Петрунина Ж. Российско-китайское сотрудничество в нефтяной сфере в
XXI веке // Россия и Китай: история и перспективы сотрудничества: материалы 2-й междунар. науч.-практ. конф. (Благовещенск-Хэйхэ, 17-18 мая 2012 г.) / отв. ред. Д.В. Буяров. - Благовещенск, 2012.
7. Российско-китайская совместная декларация о многополярном мире и формировании нового международного порядка. - URL: http:// www.lawrussia.ru/ texts/legal_743/doc743a830x878.htm.
8. Россия и Китай: четыре века взаимодействия. История, современное состояние и перспективы развития российско-китайских отношений / ред. А.В. Лукин. - М., 2013.
9. Тимофеев О. А. Российско-китайские отношения на современном этапе и перспективы их развития // Вестн. Амурск. гос. ун-та. Сер.: гуманитар. науки. -2014. - № 64. - С. 57-61.
10. Хань Кеди. Китайско-российские отношения стратегического партнерства в рамках треугольника «Китай - Россия - США» // Российско-китайское сотрудничество в Северо-Восточной Азии: к устойчивому развитию и взаимному процветанию. - М., 2012.
11. Энергодиалог Россия - Китай. - URL: http://minenergo.gov.ru/china/oil/.
166