Научная статья на тему 'Вариант модели профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности'

Вариант модели профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
346
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / SAFETY / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / COMPETENCE / МОДЕЛЬ / MODEL / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ / PROFESSIONAL / УМЕНИЕ / ABILITY / УЧИТЕЛЬ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ / TEACHER OF LIFE SAFETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Покотилова Анна Валерьяновна

Существует проблема конкретизации педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. Атрибутом компетентности является аналитическое умение разрабатывать содержание деятельности субъекта обеспечения безопасности жизнедеятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

There is a problem of concretization pedagogical conditions to form the professional competition the teacher of life safety. The competition attribute is the analytical ability developer of the safeguarding context from life safety.

Текст научной работы на тему «Вариант модели профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности»

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Бутовский, А. Д. Воспитание и телесные упражнения в английских школах // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. - К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 1. - С. 277-334.

2. Бутовский, А. Д. Наставление для производства гимнастических упражнений в гражданских учебных заведениях. Упражнения с подвижными снарядами / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 133-176.

3. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения во Франции / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. / А. Д. Бутовский. - К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 1. - С. 24-109.

4. Бутовский, А. Д. Телесные упражнения как предмет преподавания / А. Д. Бутовский // Собр. соч.: в 4 т. -К.: Олимп. лит., 2009. - Т. 2. - С. 177-333.

УДК 371.3 ББК 74.489.2

А. В. Покотилова

ВАРИАНТ МОДЕЛИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ УЧИТЕЛЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация. Существует проблема конкретизации педагогических условий формирования профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. Атрибутом компетентности является аналитическое умение разрабатывать содержание деятельности субъекта обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: «безопасность», «компетентность», «модель», «профессиональная», «умение», «учитель безопасности жизнедеятельности».

А. V. Pocotilova

VARIANT OF THE MODEL PROFESSIONAL COMPETITION THE TEACHER OF LIFE SAFETY

Abstract. There is a problem of concretization pedagogical conditions to form the professional competition the teacher of life safety. The competition attribute is the analytical ability developer of the safeguarding context from life safety.

Key words: «safety», «competence», «model», «professional», «ability», «teacher of life safety».

Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования нового поколения как социальный заказ системе педагогического образования определена задача подготовки учителя, осознающего общественную значимость личной педагогической деятельности и ориентированного в смежных областях деятельности, готового к постоянному профессиональному росту и способного решать профессиональные задачи самостоятельно, творчески, компетентно, на уровне мировых стандартов.

Основы профессиональной компетентности учителя, предполагающие интеграцию достаточного уровня знаний, умений, опыта, деловых и личностных качеств, а также нравственную позицию, закладываются у будущего учителя в процессе учебы в педагогическом институте. Одной из основных задач современной системы педагогического образования является подготовка для общеобразовательной школы учителя безопасности жизнедеятельности. Это обусловливает проблему конкретизации и адекватной реализации в вузе специфических педагогических условий подготовки будущего учителя безопасности жизнедеятельности.

Первоосновой компетентной профессиональной предметно-образовательной деятельности учителя безопасности жизнедеятельности выступают конкретно-предметные знания. Успешное овладение последними возможно на основе компетентностного подхода, т.е. в результате реализации такого содержания предметной подготовки учителя, которое не сводится к знаниево-ориентированному компоненту, а является целостным опытом решения профессиональных проблем, в структуре которого предметное знание выполняет ориентировочную роль. В современной педагогической науке накоплен значительный потенциал для теоретической разработки вопросов реализации в вузовской подготовке будущих учителей компетентностного подхода. Однако потенциал не получил еще должного теоретического осмысления, поскольку исследования (Е. В. Бондаревской, А. А. Леонтьева, Т. С. Поляковой, В. А. Сластенина и др.) свидетельствуют, что в педагогической практике распространены случаи, когда дипломированный учитель не толь-

ко не владеет целостным опытом решения профессиональных задач, но и не имеет четкого, ясного понимания специфики его ориентировочной основы.

Специфика предметного содержания обучения, с которым работает учитель безопасности жизнедеятельности (далее учитель), заключается в том, что оно имеет не просто интегрированный характер, а в свернутом виде отражает весь универсум культуры, что в контексте конкретных условий, как правило, требует от учителя не только знания ориентировочной основы раскрытия содержания деятельности субъекта обеспечения безопасности жизнедеятельности, но и аналитического умения самостоятельно разрабатывать эту основу как новую специфическую (иногда уникальную) реальность. Поскольку в нормативных учебных программах и учебниках (как средней школы так и высшей) это умение не всегда явно отражается, учителю, как правило, приходится самому обеспечивать необходимый характер и уровень профессиональной деятельности в этом аспекте.

В связи с этим, необходимым шагом к успешному решению задачи формирования профессионально компетентного учителя в процессе вузовской подготовки является построение учебных предметов как обеспечивающих способы системной передачи ему соответствующего социально -исторического опыта в контексте формирования умения его совершенствовать на основе сознательной реализации специфических видов и способов аналитической деятельности.

Вузовская профессиональная подготовка будущего учителя адекватна своей цели только при условии реализации в соответствии с конкретной, специально разработанной программой [4]. Как теоретически обоснованное и мысленно-конкретное общее представление о программе обучения содержится в нормативной (идеализированной и обобщенной) модели должного, которая «не составляет непосредственного проекта, "сценария" педагогической деятельности, а ... дает ответ на вопрос: что должно быть сделано для достижения лучших результатов?» [11, 214]. Другими словами, модель содержит адресованные практике конкретные нормы деятельности и выступает как прообраз проектов возможных её сценариев.

В связи с этим необходимо обратить внимание на то, что специалисты особо выделяют вопросы научно-обоснованного использования в преподавании предмета: методологических подходов и средств, реализующих возможности предмета для формирования профессионального мышления и овладения практическими умениями по управлению учебно-познавательной деятельностью школьников (Е. В. Бондаревская, С. М. Годник, Г. А. Козберг и др.) и психолого-педагогических, дидактических, организационно-педагогических и воспитательных средств, методов и приемов, полноценно реализующих систему обусловленных спецификой предмета научно-исследовательских методов поиска нового знания (В. А. Сластенин, Л. Д. Столяренко, В. В. Краевский и др.).

Результаты проведенного нами анализа нормативных источников («Программа модернизации педагогического образования» [13], «Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, специальность 033300 Безопасность жизнедеятельности» (далее Стандарт ВПО) [6], и результаты специальных исследований вопросов формирования компетентности субъекта (Асмолов А. Г., Кондаков А. М. (и др.) [10], Аристотель С. [1], Бондаревская Е. В. [3], Годник С. М., Козберг Г. А. [5], Гребнев Л. С. [7], Краевский В. В. [11], Сластенин В. А. [14], Столяренко Л. Д. [17]) позволили в исследовании педагогических условий формирования в вузе профессиональной компетентности учителя исходить из следующей классификации теоретических представлений об этом феномене педагогической реальности.

Класс представлений о сути профессиональной компетентности учителя (класс исходных данных I). Компетентный - сведущий в определенной области; признанный имеющим право по своим знаниям или полномочиям делать или вполне решать что-либо, судить о чем-либо [9, 148; 16, 315]. Компетентность - особый тип организации предметно-специфических знаний, позволяющий полноправно принимать эффективные решения в соответствующей области деятельности [5, 126; 9, 148]. Принципиальное различие между профессионализмом и профессиональной компетентностью заключается в том, что для первого характерно только знание субъектом правил выбора конкретных методических решений на основе теоретических знаний, а для последней - не только знание правил, но и понимание, почему эти правила именно таковы, почему надо действовать именно так, а не иначе. Это различие отметил ещё Аристотель: «Знать, что есть, и знать, почему есть, - это различное знание» [2, 280], так как знать, что есть, - это дело рассуждающего, а знать, почему есть, - это дело сведущего [2, 282]. Поскольку классическая трактовка термина "сведущий" - «знающий дело, науку; ученый, искусный, со сведениями» [8, 155] (и в контексте с отмеченными представлениями), на наш взгляд, целесообразно и правомерно использовать в качестве оперативного значения термина "профессиональная компетентность учителя" значение: "готовность учителя к выполнению профессиональной деятельности, вполне и безусловно соответствующей предъявляемым к ней требованиям".

Класс представлений о содержании профессиональной компетентности учителя (класс исходных данных II). Профессиональная компетентность учителя (далее ПКУ) - это

«интегративное, многокомпонентное явление, показатель личностного профессионализма и мастерства педагога» [5, 125], содержание которого раскрывается через педагогические умения, необходимые для высокоэффективной профессиональной деятельности и основу которых составляют специфический опыт личности и личностно ориентированная направленность. Суть содержания ПКУ - как обобщение его различных (с позиций философии, психологии, педагогики и др. наук) характеристик, - единство научно-теоретической и практической готовности учителя к успешному осуществлению педагогической деятельности. В контексте с данными представлениями, на наш взгляд, целесообразно и правомерно использовать в качестве оперативного значения термина: "профессионально компетентный учитель (в определенной сфере профессиональной деятельности)" значение: «учитель, обладающий познаниями, опытом, необходимыми ему для успешного и характеризуемого единством теоретических знаний и практических умений осуществления профессиональной деятельности (определенного вида деятельности)».

В исследовании педагогической реальности с целью её преобразования получение реального конечного результата возможно при условии конкретности направления исследования [11, 200]. Содержание профессиональной подготовки учителя, ориентированной на формирование профессиональной компетентности, предопределяется целями/задачами общего образования, которые он должен реализовывать/решить в конкретном виде профессиональной деятельности [10, 26]. Согласно положениям Стандарта ВПО учитель безопасности жизнедеятельности должен знать основы общих и специальных теоретических дисциплин в объёме, необходимом для решения типовых задач профессиональной деятельности; средства обучения и их дидактические возможности; основные направления и перспективы развития образования и педагогической науки.

Класс представлений о структуре профессиональной компетентности учителя (класс исходных данных III). Теоретическая готовность учителя к успешному осуществлению педагогической деятельности проявляется «в обобщенном умении педагогически мыслить, которое предполагает наличие у учителя аналитических, прогностических, проективных, а также рефлексивных умений» [99, 43], практическая - во внешних (предметных) умениях [14, 48], а моделью ПКУ может служить «свод обобщенных требований к учителю на уровне его теоретического и практического опыта» [14, 40], представляющий требования к наивысшему уровню сформиро-ванности педагогических умений.

Класс представлений о специфике формирования профессиональной компетентности учителя (класс исходных данных IV). ПКУ формируется, развивается, совершенствуется и проявляется только в процессе непосредственной профессиональной деятельности или вполне адекватной ей учебно-познавательной. Образовательный процесс является компетентностно-ориентированным, если для него характерно неуклонное акцентирование осознанного подхода к определенному предмету в заданной сфере деятельности [15, 20]. Важнейшей задачей компе-тентностно-ориентированного образовательного процесса является обучение будущего учителя педагогически мыслить и действовать, подвергая факты и явления теоретическому анализу [14, 41]. К важным образованиям, на основе которых формируется ПКУ, относятся общая педагогическая культура и профессиональная эрудиция учителя, которые как характеристики целостности личности служат мерилом ПКУ. К характерным проявлениям сформированности ПКУ относятся: (а) разносторонняя теоретическая подготовка к практической деятельности и углубленное понимание психолого-педагогических и методологических связей первой с последней; (б) способность осуществлять логически последовательное построение учебно-воспитательного процесса, реали-зовывать идеи системности и структурности обучения, принципы отбора материала, методы и приемы систематизации знаний, упражнений и т.п.; (в) способность овладевать педагогическими технологиями обучения и воспитания.

В целом из классификации данных следует, что система педагогических условий успешности формирования ПКУ должна быть ориентирована на усвоение будущим учителем: а) полноценного знания научно-теоретических основ предмета; б) глубокого и всестороннего знания психолого-педагогического аспекта процесса усвоения научно-теоретических основ предмета на конкретных образовательных уровнях - профессиональном и общеобразовательном; в) прочных умений реализовать образовательный потенциал предмета в соответствии с требованиями стандартов на наивысшем уровне профессионализма.

Непосредственно на основании данных классификации может быть получена исходная модель профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности. Примером модели может служить разработанный нами свод обобщенных требований к учителю безопасности жизнедеятельности на уровне его теоретического и практического опыта (рис. 1).

Свод обобщенных требований к учителю безопасности жизнедеятельности на уровне его теоретического и практического опыта

Профессионально компетентный учитель безопасности жизнедеятельности должен:

1

знать уметь владеть

>

уметь владеть

основные философские категории и проблемы человеческого бытия; основные закономерности взаимодействия человека и общества, историко-культурного развития человека и человечества; механизмы социализации личности;

анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

технологиями приобретения, использования и обновления гуманитарных, социальных и экономических знаний

ценностные основы профессиональной деятельности в сфере образования и основы просветительской деятельности; тенденции развития мирового историко-педагогического процесса и особенности современного этапа развития образования в мире; способы профессионального самопознания и саморазвития; системно анализировать и выбирать образовательные концепции; навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля

уметь

владеть

V-

V"

4

знать

уметь

владеть 5

знать

уметь владеть

сущность и структуру образовательных процессов и особенности реализации его в условиях поликультурного и полиэтнического общества; закономерности психического развития и особенности их проявления в учебном процессе в разные возрастные периоды; способы построения межличностных отношений в группах разного возраста и способы взаимодействия педагога с различными субъектами педагогического процесса;

учитывать различные контексты (социальные, культурные, национальные), в которых протекают процессы обучения, воспитания и социализации; осуществлять педагогический процесс в различных возрастных группах и различных типах образовательных учреждений;

способами установления контактов и поддержания взаимодействия с другими субъектами образовательного процесса, в том числе и в условиях поликультурной образовательной среды

теорию обучения и воспитания ребенка и технологии сопровождения субъектов педагогического процесса;

проектировать образовательный процесс с использованием современных технологий, соответствующих общим и специфическим закономерностям и особенностям возрастного развития личности; создавать педагогически целесообразную и психологически безопасную образовательную среду; использовать в образовательном процессе разнообразные ресурсы, в том числе потенциал других учебных предметов;

различными способами: вербальной и невербальной коммуникации; осуществления психолого-педагогической поддержки и сопровождения

методологию педагогических исследований проблем образования (обучения, воспитания, социализации);

использовать теоретические знания для генерации новых идей в области развития образования;

способами ориентации в профессиональных источниках информации

Рис. 1. Исходная модель профессиональной компетентности учителя безопасности жизнедеятельности.

2

3

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Аристотель, С. Метафизика: пер. с греч. А. В. Кубицкого / С. Аристотель. - М.: Эксмо, 2006. - 608 с.

2. Аристотель. Вторая аналитика] // Соч.: в 4 т. / Аристотель. - М.: Мысль, 1978. - Т. 2. - С. 255-346.

3. Бондаревская, Е. В. Личностно-ориентированный подход как технология модернизации образования / Е. В. Бондаревская // Методист: научно-методический журнал. - М., 2003.

4. Всемирная декларация о высшем образовании для XXI века: подходы и практические меры: принята на Всемирной конференции ЮНЕСКО «Высшее образование в XXI веке: подходы и практические меры» (Париж. 5-9 октября 1998 г.): офиц. текст. // Alma mater. - 1999. - № 3. - С. 29-35.

5. Годник, С. М. Становление профессиональной компетентности учителя: учеб. пособие / С. М. Годник, Г. А. Козберг. - Воронеж: Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2004. - 346 с.

6. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. Специальность 033300 Безопасность жизнедеятельности: офиц. текст. / утв. Приказом Мин. образования и науки РФ от 31.01.2005 г. № 715 пед/сп (новый). - М., 2005.

7. Гребнев, Л. Россия в Болонском процессе: середина большого пути / Л. Гребнев // Высшее образование в России. - 2004.- № 4. - С. 3-17.

8. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: словарь / В. И. Даль. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. - Т. 4. - 684 с.

9. Даль, В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: словарь / В. И. Даль. - М.: Гос. изд-во иностранных и национальных словарей, 1955. - Т. 2. - 780 с.

10. Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект: офиц. текст / Рос. акад. образования; под ред. А. М. Кондакова, А. А. Кузнецова. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 40 с. - (Стандарты второго поколения).

11. Краевский, В. В. Общие основы педагогики: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.В. Краев-ский. - М.: Изд. центр «Академия», 2003. - 256 с.

12. О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «Об образовании»: офиц. текст. -М.: Новая школа, 1996. - 64 с.

13. О программе модернизации педагогического образования: приказ Минобразования РФ от 01.04.03 № 1313 // Вестник Образования. - 2003. - № 10. - С. 9-36.

14. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин и др. - М.: Школа-Пресс, 1997. - 512 с.

15. Сафонцева, Н. Ю. Проблемное обучение на основе кластерного проектирования учебных программ: монография / Н. Ю. Сафонцева, А. Г. Черкашина. - Ростов н/Д., 2010. - 144 с.

16. Словарь иностранных слов / под ред. И. В. Лехина и др. - 6-е изд. , перераб. и доп. - М.: Советская Энциклопедия, 1964. - 784 с.

17. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология / Л. Д. Столяренко. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000. - 544 с. -(Учебники и учебные пособия).

УДК 37.013.77 ББК 88.40

Т. Д. Скуднова

ЧЕЛОВЕКОЦЕНТРИРОВАННАЯ МОДЕЛЬ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация. В данной статье ставится задача проанализировать социокультурные изменения в образовании в историческом контексте и показать современные тенденции и перспективы становления новой «человекоцентрированной» парадигмы психо лого-педагогического образования с позиций постнеклассической науки.

Ключевые слова: человекоцентрированное образование, субъектность, парадигма, психолого-педагогическая компетентность, творческое саморазвитие, профессиональное становление.

T. D. Skudnova

MANDIRECTED MODEL OF TRAINING OF SPECIALISTS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL EDUCATION

Abstract. This article seeks to analyze the socio-cultural changes in education in the historical context and show the modern trends and prospects of formation of a new «mandirected» paradigm of psychological and pedagogical education from the standpoint of post-non-classical science.

Key words: mandirected education, subjectivity, paradigm, psychological and pedagogical competence, creative self-development, professional formation.

Человечество, стоящее на изломе двух типов цивилизационного развития, неизбежно стоит и перед выбором тех социокультурных механизмов, которые способствуют полноценному вклю-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.