УДК 612.1
ВАРИАБЕЛЬНОСТЬ СЕРДЕЧНОГО РИТМА У СТУДЕНТОВ С РАЗНОЙ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТЬЮ
Федор Борисович Литвин, доктор биологических наук, профессор, Смоленская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Андрей Михайлович Цы-гановский, кандидат биологических наук, старший преподаватель, Брянский государственный университета им. акад. И.Г. Петровского; Сергей Николаевич Сбитный, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Людмила Николаевна Забелина, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Брянская государственная инженерно-технологическая академия; Наталья Геннадиевна Каленникова, доцент, Брянский государственный технический университет; Татьяна Ивановна Станишев-ская, доктор биологических наук, доцент, Мелитопольский государственный педагогический университет им. Б. Хмельницкого, Украина
Аннотация
По результатам выполненной работы установлено, что у студентов технического вуза за период обучения усиливается централизация механизмов регуляции сердечного ритма. К окончанию вуза растет число студентов с I и II типами, на фоне снижения численности обследованных с III и IV типами вегетативной регуляции. Регулярные занятия спортом расширяют адаптивные возможности организма студентов технических вузов. В результате снижается эрготропная направленность в работе регуляторных систем при одновременном усилении механизмов трофотропной направленности. В условиях профессиональных занятий спортом за время обучения увеличивается представительство студентов с умеренной централизацией и выраженной автономностью по управлению сердечным ритмом. За время обучения от 1 курса к 5 курсу независимо от типа вегетативной регуляции отмечается разнонаправленная динамика показателей автономного и центрального контуров управления, что является доказательством объективности, высокой чувствительности и валидности используемого метода математического анализа сердечного ритма.
Ключевые слова: студенты, вариационная пульсометрия, типы вегетативной регуляции сердечного ритма, двигательная активность.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.07.125.p123-129
HEART RATE VARIABILITY AMONG THE STUDENTS WITH DIFFERENT
PHYSICAL ACTIVITY
Fedor Borisovich Lytvyn, the doctor of biological sciences, professor, Smolensk State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism; Andrei Mikhailovich Cyganowski, the candidate of biological sciences, senior lecturer, Bryansk State University named after Acad. I. G. Petrov-
sky; Sergey Nikolaevich Zbitny, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Lyudmila Nikolaevna Zabelina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Bryansk State Engineering-Technological Academy; Natalia Gennadievna Kalinnikovа, the senior lecturer, Bryansk State Technical University; Tatyana Ivanovna Staniszewska, the doctor of biological sciences, senior lecturer, B. Khmelnitsky Melitopol State Pedagogical University,
Melitopol, Ukraine
Annotation
The results revealed that students of the technical College have had the increased centralization of the mechanisms of regulation of heart rhythm for the period of the study. By the time of graduation, a growing number of students of II and I types, with the decline in the number of the examined patients with III and IV types of vegetative regulation has been observed. Regular exercises enhance the adaptive capacity of the organism of the engineering students. As a result, the ergotropic orientation in the work of the regulatory systems is reduced while the trophotropic mechanisms of regulation are tend to increase. Among students of the 5th course those with III and IV types of cardiac rhythm regulation are dominating.
In the context of the professional sports doing during the training, there is increasing representation of the students with moderate centralization and pronounced autonomy for the management of heart rhythm. Throughout the education from the 1st to the 5th year regardless of the type of vegetative regulation there is differently directed dynamics of the autonomous and central control loops, which is a proof of objectivity, high sensitivity and validity of the used method of the mathematical analysis of the cardiac rhythm.
Keywords: students, variational pulsometry, types of vegetative regulation of heart rate, locomotor activity.
ВВЕДЕНИЕ
Адаптация к комплексу новых факторов, специфичных для высшей школы, представляет собой сложный многоуровневый психофизиологический процесс и сопровождается значительным напряжением компенсаторно-приспособительных систем организма студентов [4, 5]. Однако, растущий молодой организм не всегда способен адекватно реагировать на сильные и продолжительные напряженные ситуации, что, несомненно, приводит к функциональным расстройствам и заболеваниям [3, 6]. Данные последних лет свидетельствуют о том, что только 30% студентов практически здоровы, а 70% имеют отклонения в состоянии здоровья [1]. Современные представления о сердечнососудистой системе как индикаторе адаптационных реакций организма позволяют нам обратиться к анализу ритма сердечных сокращений [2, 8, 10]. Прогностическая ценность информации заключается в том, что нервная и гуморальная регуляция сердца изменяются раньше, чем выявляются гемодинамические, метаболические или энергетические нарушения. Из этого следует, что показатели, отражающие вегетативный статус и функциональные возможности сердечно-сосудистой системы, в значительной степени приближают исследователей к вопросу о количественной оценке здоровья студенческой молодежи.
Целью исследования явилось определение типологических особенностей вегетативной регуляции сердца у студентов вузов разной направленности, как маркера адаптации к обучению в вузе.
МЕТОДИКА
В исследовании приняло участие 420 студентов обоего пола в возрасте от 17 до 23 лет из них 115 студентов спортсменов игровых видов спорта факультетов физического воспитания и 305 студентов технических вузов. Адаптацию организма студентов к учебной деятельности изучали на основе анализа сердечного ритма, в последовательности кардиоинтервалов которого, закодирована информация о состоянии гомеостаза и «цене» адаптации организма к образовательному процессу в вузе. Использовался аппаратно-программный комплекс «Варикард 2.51», программное обеспечение «Иским 6». Регистрацию проводили в положении сидя в течение 5 минут. Временные характеристики ВСР включали: RMSSD, мс; pNN50; Mx-Mn, м^ SDNN мс; АМо, %; SI, усл. ед. Спектральный анализ включал следующие характеристики: TP, мс2; HF, мс2; VLF, мс2; ULF, мс2; LF/HF, усл. ед.; VLF/HF, усл. ед. В работе использовался индивидуально -типологический подход в оценке особенностей вегетативной регуляции, предложенный Н.И. Шлык (2009) согласно которому выделяются четыре типа вегетативной регуляции: умеренное и выраженное преобладание центрального контура регуляции (I и II типы); умеренное и выраженное преобладание автономного контура регуляции (III и IV типы). Умеренному преобладанию центральной регуляции (I тип) соответствовали значения SI>100 усл. ед. и VLF>240 мс2; выраженному преобладанию центральной регуляции (II тип) - SI>100 усл. ед. и VLF<240 мс2; умеренному преобладанию автономной регуляции (III тип) - SI от 20 до 100 усл. ед. и VLF>240 мс2; выраженному преобладанию автономной регуляции (IV тип) - SI<20 усл. ед. и VLF>240 мс2; TP>8000 мс2.
Статистическую обработку данных осуществляли методом вариационной статистики с использованием t-критерия Стьюдента. Использовался пакет компьютерных программ Биостат.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
По данным исследования соотношение типов вегетативной регуляции сердечного ритма изменяется от 1 курса к 5 курсу в зависимости от профиля вуза. В техническом вузе за время обучения уменьшается число лиц с доминированием автономной регуляции кардиоритма как свидетельство снижения адаптивных возможностей на фоне повышения напряженности функционирования регуляторных систем организма студентов. Повышение уровня сложности образовательной программы в процессе обучения сопровождается усилением напряженности функционирования организма. Так, если на 1 курсе численность студентов с умеренным преобладанием автономного контура регуляции (III тип) составляет 56±7% от общего числа участвующих в исследовании, то к 5 курсу их количество достоверно снижается до 31±4% (р<0,05). С позиций физиологической целесообразности, наиболее благоприятным является III тип, поскольку управляемая саморегуляция позволяет достигнуть оптимального состояния без перенапряжения системы управления. По данным временных показателей за пять лет у студентов с III типом регуляции показатели парасимпатического контура изменялись разнонаправлено. Величина показателя RMSSD достоверно повысилась на 34%, тогда как величина pNN50 достоверно уменьшаются на 35% (р<0,05), а показатель Mx-Mn остался без изменений (таблица 1). Из временных характеристик симпатического звена величина АМо снижается на 42%. Среди спектральных характеристик отмечается достоверное увеличение показателя ТР на 45% (р<0,05), на фоне тенденции роста HF на 3%, LF - на 8% и на 10% показателя VLF. В целом за пять лет у лиц с III типом усиливается децентрализация управления сердечным ритмом, что отражает достоверное снижение интегрального показателя SI на 46%. В тоже время за период обучения не выявлено выпускников с IV типом регуляции, притом, что на 1 курсе данный тип встречался у 7% испытуемых. Следовательно, напряженность регуляторных систем к 5 курсу возрастает.
Таблица 1
Динамика функционального состояния регуляторных систем студентов за время
обучения в техническом вузе (M±m)
' ^ Тип Показателя..^ I II III IV
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
RMSSD, мс 32,3±2,5 78,2±3,9 35,6±2,3 26,2±1,7 56,3±5,7 75,2±7,2 114,74±8,1 -
Mx-Mn, мс 198,7±11,9 209,0±13,6 167,0±16,1 196,4±21,9 370,5±33,7 363,4±21,4 517,2±38,0 -
pNN50,% 4,30±0,14 9,32±2,98 2,70±0,73 3,54±1,55 35,6±4,88 26,3±2,1 44,28±7,01 -
AMo, % 52,0±3,0 61,3±4,3 79,4±4,3 57,0±3,7 45,0±2,0 31,8±1,7 25,70±2,6 -
SI, усл. ед. 209,8±23,9 148,3±14,2 448,6±44,2 350,8±34,0 80,4±8,51 54,9±6,4 28,29±2,83 -
TP, мс2 1826±138 2426±200 1493±294 1587±258 4624±658 6706±602 9568±435 -
HF, мс 394±54 617±190 260,4±28,0 203±21 2773±310 2852±334 6003±1108 -
LF, мс 1049±339 1599±408 561,2±68,8 725±123 2008±289 2161±331 2013±650 -
VLF, мс 335±22 406±30 112±14 181±23 473±68 519±70 5826±132 -
Усиление управления сердечным ритмом со стороны центрального контура дестабилизирует управляемую систему и организм в целом. Выраженную централизацию с подавлением саморегуляции наблюдали у студентов технического вуза за 5-летний период обучения. Если на 1 курсе I тип встречался у 25±3% студентов, то к 5 курсу у 49±5% (р<0,05), а представительство лиц с выраженным доминированием центрального регулирования (II тип) увеличилось от 12±2% среди первокурсников до 20±3% у студентов 5 курса (р<0,05). У студентов со II типом регуляции подавляется активность парасимпатического звена регуляции, что сопровождается снижением показателя КМ^Б на 36% (р<0,05), ОТ - на 28%. На этом фоне усиливается вклад LF - на 29% и достоверно повышается активность коркового уровня с ростом показателя VLF - на 60% (р<0,05). Это логично укладывается в представление о регуляторно-адаптивном статусе, при котором чем ниже значение КМ^Б и ОТ, тем меньше вклад парасимпатического звена регуляции
и тем, соответственно, выше степень напряжения регуляторных систем с ростом показателя VLF. Сходная динамика с усилением напряженности регуляторных систем за время обучения в вузе показана в ряде работ (Шлык Н.И., 2011; Севрюкова Г. А., 2012; и др.). Вместе с тем, у студентов с I типом регуляции за время учебы происходит более выраженный сдвиг вегетативного баланса в сторону автономного управления. В частности, величина RMSSD повышается на 142% (р<0,05), pNN50 - на 117% (р<0,05), ТР - на 33% (р>0,05), HF - на 57% (р<0,05), LF - на 52% (р<0,05) и VLF на 21%. В результате величина SI достоверно снижается на 42% (р<0,05).
Повышение адаптивных возможностей на фоне снижения напряженности в соответствии с изученными типами вегетативной регуляции сердечного ритма отмечается у студентов технического вуза, регулярно занимающихся в спортивных секциях. Частота встречаемости изученных типов регуляции среди студентов 1 курса до начала занятий в секциях была близка к первокурсникам, не занимающихся спортом и составила 29±2%, 8±1%, 54±4% и 9±1% для I II III IV типов соответственно. Повышенная двигательная активность способствует расширению функционального резерва организма, о чем свидетельствует положительная динамика показателей механизмов регуляции сердечного ритма. В результате увеличивается частота встречаемости до 66±4% и 13±1% (р<0,05) студентов с III и IV типами вегетативной регуляции сердечного ритма. Отметим, что у студентов с III типом регуляции от 1 курса к 5 курсу синхронно повышаются показатели активности как центрального, так и автономного контуров управления сердечным ритмом. В частности показатель RMSSD увеличивается на 53% (р<0,05), pNN50 - на 30% (р<0,05) (таблица 2).
Таблица 2
Динамика функционального состояния регуляторных систем студентов, систематически занимающихся спортом за время обучения в техническом вузе _(M±m)_
^^^^ Тип Показат&яи. I II III IV
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
RMSSD, мс 39,8±6,1 61,4±26,5 40,3±12,3 29,2±7,1 49,9±0,7 76,3±11,8 94,4±9,8 120,0±11,0
Mx-Mn, мс 209,0± 19,6 231,5±20,0 118,0±15,0 143,4±19,3 347,0±8,4 377,0±38,1 678,5±55,7 592,0±47,1
pNN50,% 7,75±2,70 7,49±3,52 4,920,72 3,56±1,64 23,90±1,69 31,14±4,41 45,47±4,29 44,38±4,17
AMo, % 54,8±5,9 48,7±3,5 82,6±10,0 84,2±11,6 30,2±1,3 33,3±1,9 14,4±1,0 18,3±1,1
SI, усл. ед. 229,2±61,7 167,1±31,0 626,1± 192,3 629,6± 212,6 61,0±8,8 56,5±10,1 15,9±1,0 10,8±0,8
TP, мс2 2405±251 2758±284 1072±276 1198±316 4751±676 6642±1045 15080± 2062 18643± 2792
HF, мс 750±102 942±133 348±95 368±72 1154±200 2742±413 3668±502 6348±720
LF, мс 883±105 1988±138 571±70 879±93 2434±244 3137±392 3521±494 5789±562
VLF, мс 381±44 614±54 132±16 116±20 713±31 1102±85 1652±104 2923±168
Усиление активности симпатического контура регуляции менее значимое. Так, величина АМо недостоверно увеличивается на 10%. По спектральным характеристикам отмечаются статистически значимый рост показателей для ТР - на 40%, ИБ - на 58%, ЬБ - 29% и УЬБ - на 55% (р<0,05). Усиление активности автономного контура регуляции сопровождается снижением на 7% величины показателя 81. Более выраженное усиление парасимпатического контура управления сердечным ритмом при занятиях спортом отмечается среди студентов с IV типом регуляции, что подтверждается снижением показателя 81 на 45% (р<0,05). Наряду с усилением активности автономного контура регуляции при росте величин КМ88Б на 27%, ИБ - на 73%, стремительно нарастает на 77% величина 'УЬБ (р<0,05), отражая расширение адаптационных возможностей организма. У студентов со II типом регуляции за время обучения и спортивных тренировок сохраняется высокая активность центрального контура управления при одновременном снижении вклада парасимпатического звена. В результате на 38% снижается величина показателя
КМ88Б и на 37% показателя рМЫ50 (р<0,05), а показатель LF повышается на 54%. При умеренной централизации управления сердечным ритмом (I тип) под влиянием повышенных физических нагрузок усиливается влияние парасимпатического контура с ростом показателей КМ88Б на 54% (р<0,05) и Мх-Мп - на 11%. На синхронное повышение регуляторных процессов указывает стремительный рост спектральных характеристик: LF VLF ОТ на 139%, 61% и 26% соответственно (р<0,05). Не исключено, что тип регуляции определяет направленность адаптационных процессов.
В частности, при II типе регуляции устойчивость организма к воздействию тренировочных нагрузок формируется в результате усиления эрготропных процессов, что приводит к снижению адаптивных возможностей сердечного ритма, тогда как при I типе регуляции усиливается трофотропная функция с повышением регуляторно-адаптивных возможностей организма в ответ на физическую нагрузку. Наиболее выраженные изменения вегетативной регуляции сердечного ритма характерны для студентов-профессионалов в спорте. Анализ частоты встречаемости показал, что у будущих специалистов по физической культуре и спорту от 1 курса к 5 курсу достоверно от 13±2% до 6±1% снижается число лиц со II типом регуляции сердечного ритма (р<0,05). Особенностью поведения данного типа за период обучения у студентов является смещение вегетативного равновесия в сторону усиления автономного контура управления сердечным ритмом. Так, значения показателей КМ88Б, Мх-Мп, рМЫ50, ОТ увеличиваются на 26%, 32%, 334% и 143% (р<0,05) соответственно, а АМо снижается на 37% (р<0,05). В результате величина показателя 8! снижается на 62% (р<0,05) (таблица 3).
Таблица 3
Динамика функционального состояния регуляторных систем студентов за время
обучения в спортивном вузе (М±т)
Тип ПоказатеЭи--^ I II III IV
1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс 1 курс 5 курс
ЯМ88Б, мс 33,9±3,05 38,9±4,1 29,6±5,3 37,3±6,8 55,6±3,0 70,1±6,9 128,3±10,6 140,0±16,7
Мх-Мп, мс 222,4±11,9 240,1± 16,2 166,1±8,20 218,9±17,8 349,5±16,3 350,7±25,0 400,3±10,6 423,0±12,0
рМШ0,% 8,07±2,56 13,52±4,46 2,91±0,84 12,63±3,87 32,1±2,93 41,2±4,64 53,0±3,41 60,2±4,99
АМо, % 51,6±1,9 40,0±2,6 70,8±51,3 52,3±3,9 29,5±1,5 29,3±1,4 50,9±5,7 54,6±5,8
8^ усл. ед. 307,2±24,3 181,9±21,0 352,3±40,0 216,8±32,8 52,9±4,6 53,4±6,6 14,2±0,6 16,8±0,8
ТР, мс2 778±79 1388±74 986±103 1640±251 4960±549 5312±881 17162±635 17750± 1538
НБ, мс 170±26 194±9 241±27 586±132 1681±278 2434±476 10999± 1362 12007± 1501
LF, мс 283±26 577±70 356±82 604±120 2027±406 1666±319 3052±770 3698±850
VLF, мс 148±23 269±42 150±14 254±30 863±115 616±136 4127±553 3196±487
Число студентов с I типом регуляции от 1 курса к 5 курсу повышается от 20±3% до 28±2% (р<0,05). Есть предположение, что рост численности студентов с I типом регуляции, происходит в результате «миграции» отдельных студентов из группы со II типом регуляции. У этой части студентов систематические физические нагрузки повышают адаптационный потенциал и расширяют функциональные возможности, что проявляется усилением активности автономного контура регуляции. Нарастает вклад парасимпатического звена ВНС. Показатели КМ88Б, рМЫ50, ОТ, Мх-Мп, повышаются на 23%, 79%, 90% (р<0,05), 4%, 5% (р>0,05) соответственно. Одновременно снижается уровень активности симпатического звена. В результате показатель АМо снижается на 11%, LF -14%, а VLF повышается на 19%, а стресс-индекс снижается на 14%. От 1 курса к 5 курсу достоверно от 10±2% до 23±4% увеличивается численность выпускников с выраженным доминированием автономной регуляции сердечного ритма (р<0,05). Важно отметить, что независимо от курса обучения, максимальное число студентов относится к III типу регуляции и составляет 57±5% на 1 курсе и 43±4% - на 5 курсе. Предполагается, что за период обучения под влиянием систематических физических нагрузок происходит рост адап-
тивных возможностей организма у части студентов, которые из группы с III типом, переходит в группу с IV типом регуляции. Для таких студентов характерно повышение показателей RMSSD, HF, pNN50, SDNN, Mx-Mn на 36%, 167% (р<0,05), 23%, 2%, 2% (р>0,05) соответственно.
Показатель индекса напряжения уменьшается на 46% (р<0,05). В целом, повышается суммарная активность разных уровней управления адаптационными процессами в организме спортсменов. Такое поведение организма следует расценивать как гиперадаптивное, успешно противодействующее физическим нагрузкам [7].
Таким образом, мониторинг индивидуально-типологических особенностей вегетативной регуляции сердечного ритма у студентов может служить объективным критерием в оценке функционального состояния на протяжении пятилетнего срока обучения в вузе.
ВЫВОДЫ
1. Анализ полученных результатов вариабельности сердечного ритма подтверждает целесообразность учета типа вегетативной регуляции при оценке адаптационного потенциала студентов во время обучения в вузе.
2. Рост численности студентов с I и II типами вегетативной регуляции сердечного ритма при одновременном снижении представителей с III и IV типами за период обучения в техническом вузе свидетельствуют о повышении функциональной напряженности организма и снижении его адаптационного потенциала.
3. Систематические занятия спортом сопровождаются расширением границ функционального резерва организма с увеличением числа студентов с устойчивой вегетативной регуляцией (III IV типы), как отражение благоприятной тенденции в состоянии здоровья студентов.
4. В результате систематической тренировочной деятельности у студентов спортивного вуза за время обучения повысились вегетативные влияния на сердце со стороны парасимпатического звена вегетативной нервной системы, что приводит к снижению напряженности регуляторных систем.
5. Изучение показателей вариабельности сердечного ритма позволяет выявить текущее функциональное состояние сердечно-сосудистой системы студентов и является существенным объективным информационным критерием оценки готовности студентов к умственной и физической деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Агаджанян, Н. А. Изучение образа жизни, состояния здоровья и успеваемости студентов при интенсификации образовательного процесса / Н.А. Агаджанян, Т.Ш. Миннибаев, А.Е. Северин // Гигиена и санитария. - 2005. - № 3. - С. 48-52.
2. Баевский, Р.М. Проблемы изучения вариабельности сердечного ритма в космической медицине / Р.М. Баевский, В.М. Баранов, Й. Танк // Вариабельность сердечного ритма : материалы IV всерос. симпозиума / Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2008. - С. 24-27.
3. Бароненко, В.А. Здоровье и физическая культура студента : учебное пособие / В.А. Бароненко, Л.А. Рапопорт. - М. : Альфа, 2003. - 417 с.
4. Врачебный контроль и лечебная физкультура в системе укрепления здоровья студентов / В.Е. Апарин [и др.] // Проблемы здоровьесбережения школьников и студентов. Новые научные тенденции в медицине и фармации : тез. докл. науч.-практ. конф. / Воронежский гос. ун-т. - Воронеж, 2008. - С. 19-22.
5. Севрюкова, Г. А. Характеристика функционального состояния и регуляторно-адаптивных возможностей организма студентов в процессе обучения в медицинском вузе : дис. ... д-ра биол. наук : 03.03.01 / Севрюкова Г.А. - Майкоп, 2012. - 486 с.
6. Функциональное состояние студентов при умственной нагрузке / Э.С. Геворкян, С.Н. Минасян, Н.Н. Ксаджикян, А.В. Даян // Гигиена и санитария. - 2005. - № 5. - С. 55-57.
7. Хаспекова, Н.Б. Диагностическая информативность мониторирования вариабельности ритма сердца / Н.Б. Хаспекова // Вестник аритмологии. - 2003. - № 32. - С. 15-23.
8. Шлык, Н.И. Сердечный ритм и тип регуляции у детей, подростков и спортсменов : монография / Н.И. Шлык. - Ижевск : Изд-во «Удмуртский университет», 2009. - 255 с.
9. Шлык, Н.И. особенности вариабельности сердечного ритма у младших школьников с разными типами вегетативной регуляции в покое и при занятиях спортом / Н.И. Шлык, Е.Н. Сапожникова, Т.Г. Кириллова // Вариабельность сердечного ритма : материалы V всерос. симпозиума / Удмуртский гос. ун-т. - Ижевск, 2011. - С. 369-384.
10. Cardiovascular and respiratory systems: modeling, analysis, and control / J.J. Batzel, F. Kappel, D. Schetneditz, H.T. Tran. - SIAM, Society for industrial and Applied Mathematics, 2006. - 274 p.
REFERENCES
1. Aghajanian, N.A., Minnibayev, T.S. and, Severin A.E. (2005), "The study of lifestyle, health status and academic performance of students at the intensification of the educational process", Hygiene and sanitation, No. 3, pp. 48-52.
2. Aparin, V.E. (2008), "Medical monitoring and therapeutic exercise in the system of strengthening of health of students", Problems of health protection of schoolchildren and students. New scientific developments in medicine and pharmacy: conference, Voronezh, pp. 19-22.
3. Baevsky, R.M., Baranov, V.M. and Tank J. (2008), "Problems in the study of heart rate variability in space medicine", Heart rate Variability: conference, Izhevsk, pp. 24-27.
4. Baranenko, V.A. and Rapoport L.A (2003), Health and physical education student: textbook, Alpha, Moscow.
5. Gevorkyan, E. S., Minassian, S.N., Ksajikian, N.N. and Diane, A.V. (2005), "Functional status of students in terms of mental workload", Hygiene and sanitation, No. 5, pp. 55-57.
6. Sevryukova, GA (2012), Characteristics of functional state and regulatory-adaptive opportunities of an organism of students in the learning process in medical school, dissertation, Maikop
7. Haspekova, N.B. (2003), "Diagnostic informativeness of monitoring HRV", Bulletin of Ar-rhythmology, No. 32, pp. 15-23.
8. Shlyk, N.A. (2009), Heart rate and type of regulation in children, adolescents and athletes, Publishing house "Udmurtia University", Izhevsk.
9. Shlyk, Sapozhnikova E.N. and Kirillov T.G. (2011), "Features of heart rate variability in primary school children with different types of autonomic regulation at rest and during sports", Heart rate Variability: conference, Izhevsk, pp. 369-384.
10. Batzel, J.J., Kappel, F., Schetneditz, D. and Tran, H.T. (2006), Cardiovascular and respiratory systems: modeling, analysis, and control, SIAM, Society for industrial and Applied Mathematics.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 22.07.2015.
УДК 796.032
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ЭВОЛЮЦИИ ЗИМНИХ
ОЛИМПИЙСКИХ ИГР
Наталия Юрьевна Мельникова, кандидат педагогических наук, профессор, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодежи и
туризма (ГЦОЛИФК), Москва
Аннотация
Развитие международного олимпийского движения в целом и Зимних Олимпийских игр, выбранных в качестве объекта настоящего исследования, характеризуется сложными, многофакторными взаимоотношениями людей, основанными на общечеловеческих ценностях, на их интересах, мотивах, установках и др. Вместе с тем, олимпийское движение базируется на идеалах и ценностях олимпизма, сформулированных его основателем П. де Кубертеном, основные базисы которых незыблемы, начиная с истоков современного олимпийского движения. Важной составляющей при определении содержания методологии научного исследования является выбор оптимальных подходов для решения конкретной научной проблемы.
В данной статье отображены и систематизированы основные методологические подходы, определяющие оптимальное направление научного поиска к решению научных проблем, связан-