О Ю. Д. КАРПЕНКО, 2012 УДК 613.96:612.014.49-057.875
Ю. Д. Карпенко
ДИНАМИКА ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ И АДАПТАЦИОННЫХ ПРОЦЕССОВ
У студентов
ГУ НИИ экологии Минприроды Чувашской Республики, Чебоксары
Изучили динамику функционального состояния и адаптационных процессов у студентов в период обучения в вузе. Показано, что процессы адаптации студентов к обучению в вузе, оцененные по характеру сдвигов показателей вариабельности сердечного ритма, имеющие положительные тенденции на первых трех курсах, на старших курсах сменяются на усиление напряжения механизмов регуляции сердечного ритма.
Ключевые слова: студенты, функциональное состояние, адаптационные процессы
Yu. D. Karpenko - DYNAMICS OF FUNCTIONAL STATUS AND ADAPTATION PROCESSES IN STUDENTS DURING PERIOD OF STUDIES IN A HIGHER EDUCATION INSTITUTION
State Institution «Scientific Research Institute of Ecology and Natural Resources» of the Ministry of Natural Resources and Environment of the Chuvash Republic, Cheboksary
The dynamics of the functional status and adaptation processes in students during the period of study in a higher education institution was investigated. Adaptation processes in students during period of studies in a higher education institution, assessed in terms of the nature of the shift in cardiac rhythm variability indices and characterized by having a positive trend in junior courses were shown to change an intensification of mechanisms of cardiac rhythm control in senior courses.
Key words: students, functional status, adaptation processes
Важнейшей задачей современной профилактической медицины является изучение формирования здоровья современного поколения учащихся и студентов в условиях интенсификации учебного процесса, внедрения компьютерных технологий, ускорения ритма жизни, расширения нестандартных моделей поведения и других изменений в социальной и экологической среде. Обращаясь к проблеме адаптации студентов к учебному процессу, важно отметить, что еще в школьном возрасте у детей отмечаются негативные сдвиги показателей функционального состояния и физического развития детского организма [6]. Соответственно у бывших школьников, ставших студентами вузов, потенциально высок риск развития и углубления пре-морбидных изменений в функциональном состоянии и формирования патологий [5].
Обучение в вузе представляет собой принципиально новый этап в жизни человека, в течение которого происходит существенное изменение показателей здоровья у студентов [2, 3]. Этот процесс протекает под воздействием больших групп факторов, которые модифицируют особенности морфофункционального состояния организма и преформируют характер последующего течения жизни. Для каждого периода жизни свойствен специфический набор значимых факторов [9]. В период обучения в вузе организм студентов может оказаться в состоянии повышенного напряжения функциональных систем организма не только из-за значительных объемов умственного труда, но из-за возрастания гипокинезии, рваного ритма жизни, нерегулярности питания, приобретения вредных привычек и разного рода нагрузок и стрессовых ситуаций, свойственных современной студенческой жизни. В этих условиях за годы обучения
Карпенко Ю. Д. - канд. биол. наук, докторант каф. анатомии, физиологии и гигиены человека ГОУ ВПО Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева ([email protected]).
в вузе в состоянии здоровья студентов не исключены негативные сдвиги [4], которые могут быть выявлены на донозологическом уровне в виде перестройки системы регуляции функции сердца и сосудов [2, 3].
В связи с вышеизложенным целью нашей работы стало изучение особенностей изменения функционального состояния сердечно-сосудистой системы (ССС) и характера адаптационных процессов в ходе обучения в вузе.
Материалы и методы
В исследовании приняли участие 439 практически здоровых студенток и 112 студентов I-V курсов Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. Средний возраст обследованных составил 21,13 ± 0,08 года.
Измерение систолического и диастолического давления (САД и ДАД) проводили с помощью автоматического тонометра ВР 3ВТО-А фирмы «Microlife» с учетом требований Минздравсоцразвития Российской Федерации [8]. Вариабельность сердечного ритма (ВСР) исследовали на компьютерном электрокардиографе «ПолиСпектр» фирмы «Нейрософт». Полученные показатели ВСР анализировали в соответствии с общепринятыми рекомендациями [1]. При этом определяли частоту сердечных сокращений (ЧСС), статистические (pNN50, RMSSD, SDNN), геометрические (SI, АХ, вегетативный показатель ритма - ВПР, показатель адекватности процессов регуляции - ПАПР) и спектральные (VLF, LF, LF/HF, TF) показатели ВСР Все измерения проводили в межсессионный период. Данные статистически обрабатывали, используя статистический пакет профессиональной статистики Statistica 6.0 for Windows.
результаты и обсуждение
Обобщенные результаты статистической обработки материалов исследования приведены в таблице.
При анализе показателей ССС в динамике выявили уменьшение ЧСС у студентов с I по III курс (р = 0,016) и
61
гиена и санитария
4/2012
Показатели состояния ССС студентов
Показатель Курс
i II III IV V
САД, мм рт. ст. 110,3 ± 1,4 112,1 ± 1,6 107,2 ± 1,8* 113,8 ± 1,4* 114,7 ± 1,9*
ДАД, мм рт. ст. 72,3 ± 0,5 71,9 ± 0,9 72,1 ± 1,5 73,0 ± 0,5 72,0 ± 1,4
ЧСС, уд/мин 76,85 ± 0,9 74,4 ± 1,9 70,7 ± 1,6* 74,3 ± 0,7* 79,41 ± 1,2*
ВИК, усл. ед. 4,19 ± 1,32 4,05 ± 1,66 -2,87 ± 2,28* -1,51 ± 1,24* 7,82 ± 4,1*
ПАПР, усл. ед. 56,8 ± 2,4 47,3 ± 3,4* 38,2 ± 3,7* 48,4 ± 1,5* 50,5 ± 2,3*
ВПР, усл. ед. 4,49 ± 0,24 3,26 ± 0,4* 4,03 ± 0,38 4,13 ± 0,11 5,19 ± 0,54*
SI, усл. ед. 99,9 ± 7,4 68,3 ± 8,6* 88,4 ± 9,8 90,04 ± 4,8 121,9 ± 5,5*
АХ, с 0,36 ± 0,02 0,45 ± 0,04* 0,36 ± 0,03 0,35 ± 0,01 0,31 ± 0,03
VLF, мс2 1206,6 ± 75,4 1477,5 ± 67,4 1148,7 ± 90,3 1585,7 ± 79,0* 1375,8 ± 112,9
LF, мс2 1038,7 ± 66,8 1181,6 ± 119,8 958,5 ± 59,3 1409,3 ± 90,8* 1787,0 ± 186,5*
HF, мс2 2119,3 ± 158,5 19,5 ± 119,6 1522,46 ± 132* 1421,5 ± 131,8* 1086,8 ± 106,7*
LF/HF 0,88 ± 0,06 0,71 ± 0,07 0,95 ± 0,13 1,71 ± 0,11* 1,79 ± 0,18*
TF, мс2 4661 ± 343 5492 ± 550 3824 ± 677 4794 ± 264 4553 ± 599
SDNN, мс 0,061 ± 0,002 0,068 ± 0,001* 0,055 ± 0,002* 0,056 ± 0,002* 0,050 ± 0,003*
RMSSD, мс 0,059 ± 0,003 0,074 ± 0,004* 0,055 ± 0,004 0,057 ± 0,002 0,053 ± 0,002
pNN50, мс 32,3 ± 2,3 39,4 ± 1,4* 29,9 ± 3,4 31,2 ± 1,6 27,64 ± 3,1
Примечание. * - p < 0,05 между показателями у студентов I и последующих курсов.
увеличение ЧСС у студентов IV (р = 0,47) и V (р = 0,03) курсов относительно ЧСС у студентов III курса. Аналогично изменялась доля студентов с повышенной ЧСС (от 80 до 100 уд/мин): на I курсе доля таких студентов составила 15,79%, на II курсе - 10,3%, на III курсе - 8,3%, на IV курсе - 12,5%, на V курсе - 18,9%. Изменение САД в течение обучения в вузе происходит схожим образом: САД на I и II курсах остается примерно на одном уровне (р > 0,05), к III курсу значения САД по сравнению с таковыми на I курсе понизились (р = 0,02); после III курса происходит повышение САД (р < 0,05), достигая максимума на V курсе. При анализе значений ДАД в динамике не выявили достоверных различий в зависимости от курса обучения. Уровень вегетативного индекса Кердо (ВИК) в течение I-III курса имеет тенденцию к уменьшению (р = 0,002). При этом доля студентов с положительным значением ВИК снижается от 59,62% (I курс) до 46,15% (Ш курс). К V курсу по сравнению с III курсом значение ВИК возрастает (р = 0,03), а доля студентов с положительным значением ВИК увеличивается до 69,23%. Уровень АХ на II курсе достиг максимального значения (0,45 ± 0,04 с). Такой сдвиг показателя ДХ свидетельствует о том, что на I-II курсах в организме студентов происходят активные процессы адаптации к новым для них социальным факторам. После III курса происходит снижение показателя ДХ: на V курсе по сравнению с II курсом значение данного показателя было достоверно ниже (р = 0,003). При анализе показателей SI обнаружили тенденцию к снижению с I ко II курсу (р = 0,043). На III и IV курсах происходит некоторая стабилизация SI на уровне 88,4 и 90,04 усл. ед., а на последнем курсе обучения в вузе наблюдается его увеличение до максимума (121,9 ± 7,5 усл. ед.). Доля студентов V курса, у которых значения SI находятся в пределах симпатикотонического диапазона (121-300 усл. ед.) [6], составляет 59%.
Существенные перестройки показателей ВСР отметили и по показателю ПАПР. Наибольший уровень ПАПР выявили на I (56,8 ± 2,4 усл. ед.) и на V (50,5
± 2,3 усл. ед.) курсах. Эти значения достоверно выше, чем на III курсе (38,2 ± 3,7 усл. ед.; р = 0,009), что свидетельствует о преобладающей активности симпатического отдела на начальном и завершающем периодах обучения. Уменьшение ВПР указывает на смещение вегетативного баланса в сторону преобладания тонуса парасимпатического отдела вегетативной нервной системы (ВНС) [1]. Минимальное среднее значение ВПР отметили на II курсе, это значение существенно ниже, чем на I курсе (р = 0,006). На старших курсах имеется тенденция к увеличению показателя ВПР, который достигает максимума на V курсе. Достоверные различия по данному показателю выявили между II и IV курсами (р = 0,029), между II и V курсами (р = 0,002).
При спектральном анализе ВСР установили, что общая мощность колебаний (TF) существенно повысилась к II курсу (р = 0,03), достигнув максимума (5492 ± 550 мс). На III курсе произошло снижение данного показателя (р > 0,05). На последующих курсах тенденция к изменению TF не выражена. Изменение значений VLF в целом повторяет динамику TF. К V курсу происходят существенное повышение мощности LF и снижение мощности HF, что приводит к увеличению отношения LF/HF и указывает на сдвиг вегетативного баланса в сторону преобладания симпатического тонуса. Все выявленные в течение обучения в вузе тенденции в изменении тонуса отделов ВНС нашли отражение в изменении статистических показателей ВСР. Изменения за годы обучения в вузе показателей RMSSD, SDNN и pNN50, отражающих активность парасимпатического звена ВНС, практически совпадают. Паттерн динамики этих изменений свидетельствует о значительном уменьшении парасимпатического компонента в регуляции ритма сердца. Наблюдаемые нами сдвиги, согласно данным литературы [1], следует рассматривать как индикатор нарушения адаптационных процессов на завершающем этапе обучения в вузе и повышения рисков нарушения здоровья в последующие периоды жизни.
В целях выявления возможных причин такого негативного процесса мы провели анкетирование, позволившее оценить гигиенические аспекты образа жизни студентов. Установили, что большая часть студентов не придерживается здоровьесберегающего поведения: 94% опрошенных подвержены воздействию продуктов активного или пассивного табакокурения; 89% отмечают употребление алкоголя (причем 70% из них потребляют спиртные напитки 3 раза в неделю). Питание студентов не сбалансировано по основным питательным компонентам; в энергообеспечении питания преобладающую роль играют углеводы (67%); большая часть студентов питаются бессистемно (только 31% студентов принима-
62
ют пищу 3-4 раза в день). На V курсе 75% студентов отмечают свою тревожность по поводу неопределенности своего социально-экономического статуса после окончания вуза. Из этих материалов следует, что реализуемая модель поведения в студенческой среде может рассматриваться как потенциальная причина выявленных изменений функционального состояния ССС и характера адаптационных процессов в ходе обучения в вузе.
Заключение
Результаты обследования студентов в течение всего срока обучения в вузе с применением современных методов кардиоинтервалометрии дают комплексную количественную характеристику адаптационных процессов и функционального состояния механизмов вегетативной регуляции. Положительная динамика функционального состояния студентов на первых трех курсах обучения сменяется на усиление напряжения. На V курсе у студентов отмечаются выраженное снижение парасимпатического тонуса и относительный рост активности симпатического отдела ВНС. Это может быть связано с усилением психоэмоциональной нагрузки под воздействием множества социально-экономических и бытовых детерминантов студенческой жизни.
Литер атур а
1. Баевский Р. М. // Вестн. аритмол. - 2002. - № 24. - С. 65-86.
2. Геворкян Э. С., Минасян С. М., Адамян Ц. И. и др. // Физиол. человека. - 2006. - Т 32, № 4. - С. 57-63.
3. Горьковая А. Ю., Тригорлый С. Н., Кириллов О. И. // Гиг. и сан. - 2009. - № 1. - С. 58-60.
4. Кирилюк О. Г. // Российское общество и цивилизационные горизонты трансформации: Межвузов. сборник науч. трудов. Вып. 2. - Саратов, 2005. - С. 234-238.
5. Кожевникова Н. Г., Катаева В. А. // Гиг. и сан. - 2011. - №
3. - С. 74-78.
6. Короткова М. О., Чирков В. И., Насыбулина Г. М. // Гиг. и сан. - 2007. - № 3. - С. 53-56.
7. Ноздрачев А. Д., Щербатых Ю. В. // Физиол. человека. -2001. - Т 27, № 6. - С. 95-101.
8. О мерах по совершенствованию организации медицинской помощи больным с артериальной гипертонией в Российской Федерации (приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации № 4 от 24.01.2003) // Профилактика заболеваний и укрепление здоровья. - 2003. - Т. 6, № 3. - С. 26-43.
9. Румянцев Г. И., Димитриев Д. А. // Гиг. и сан. - 2001. - № 6. - С. 3-6.
Поступила 07.07.11
© КОЛЛЕКТИВ АВТОРОВ, 2012 УДК 613.2:572.51]-057.875
Т Р. Зулькарнаев, А. И. Салимгараева, Е. А. Поварго, А. Т. Зулькарнаева, А. И. Агафонов
ХАРАКТЕРИСТИКА СТАТУСА ПИТАНИЯ И АНТРОПОМЕТРИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
у студентов уфы
МПФ ГБОУ ВПО Башкирский государственный медицинский университет Минздравсоцразвития России, Уфа
Проведена оценка антропометрических показателей и индекса массы тела, характеризующих статус питания у студентов Уфы. Антропометрические показатели у студентов Уфы достоверно ниже по сравнению с таковыми у сверстников из других регионов России. Отмечено, что дефицит массы тела у девушек встречается в 2,6 раза чаще, а ожирение - в 4,2 раза реже, чем у юношей, при приблизительно равном высоком процентном соотношении лиц с нормальной массой тела.
Ключевые слова: студенты, статус питания
T. R. Zul'karnaev, A. I. Salimgaraeva, E. A. Povargo, A. T. Zul'karnaeva, A. I. Agafonov — DESCRIPTION OF ANTHROPOMETRIC INDICES AND NUTRITIONAL STATUS IN STUDENTS IN UFA CITY
Federal State Budgetary Educational Istitution of Higher professional education Bashkir State Medical University of the Ministry of Health Care and Social Development, Ufa
The evaluation of the anthropometric measures and body mass index describing the nutritional status of students in Ufa has been performed. Anthropometric measures of students in Ufa were established to be significantly lower in comparison with anthropometric measures of their peers from other regions. It was noted that the deficit in body weight in girls occurs 2.6 times more often, and obesity is 4.2 times less than in boys at approximately equal high percentage of individuals with normal body weight.
Key words: students, nutritional status
Зулькарнаев Т. Р. - зав. каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин, проф., д-р мед. наук ([email protected]); Салимгараева А. И. - ассист. каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин ([email protected]); Поварго Е. А. - доц. каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин, канд. мед. наук (elena.povargo@mail. ru); Зулькарнаева А. Т. - аспирант каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин ([email protected]); Агафонов А. И. - аспирант каф. общей гигиены с экологией с курсом гигиенических дисциплин ([email protected]).
Вопросам изучения особенностей пищевого статуса различных контингентов населения в последние годы уделяется достаточно серьезное внимание. Многие отечественные исследователи отмечают выраженные отклонения в состоянии здоровья, обусловленные характером питания, у значительной части населения, особенно среди лиц молодого возраста. Это выражается в повышении частоты встречаемости дефицита массы тела, дисгармоничности телосложения, нарушения ряда функциональных показателей [4, 8]. Изучение алиментарного статуса в отношении студенческой молодежи весьма актуально, поскольку позволит устано-
63