Юристъ-Правоведъ. 2024. № 4(111). - С. 27-31. Jurist-Pravoved. 2024. № 4(111). - Pp. 27-31.
Научная статья УДК 346.6
ВАЛЮТНЫЙ СОЮЗ: АРГУМЕНТЫ ЗА И ПРОТИВ Брыкин Константин Игоревич
Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева, Москва, Российская Федерация [email protected]
Введение: в рамках деятельности межгосударственных объединений, членом которых является Российская Федерация, все чаще поднимается вопрос о создании единой (региональной) валюты. Валютные союзы и особенности их деятельности в основном исследовались учеными-экономистами. Актуальность темы обусловлена необходимостью публично-правового изучения данной проблематики применительно к возможности формирования валютных союзов БРИКС или ШОС.
Материалы и методы: на основе исторического метода познания и анализа рассмотрены финансово-правовые последствия санкционной политики в отношении Ирана, а также опыт Сент-Китса и Невиса как члена Восточнокарибского валютного союза по борьбе с высоким государственным долгом. Методы синтеза, диалектики и структурно-функциональный позволили на основе правовой и экономической доктрины выявить этапы развития региональной интеграции, преимущества и недостатки вступления в валютный союз, который в контексте системного метода познания представляет собой межотраслевое понятие.
Результаты исследования: разработка концепции валютного союза требует внимательного подхода к уровню экономического развития каждой страны и возможности их интеграции. При положительном ответе на данный вопрос - требуется подключение правового инструментария для гармонизации денежно-кредитной, бюджетной, налоговой, таможенно-тарифной политики государств-членов валютного союза.
Выводы и заключения: формирование валюты валютного союза - процесс продолжительный и сложный. В случае успешной реализации такого проекта плюсами для членов валютного союза будут снижение транзакционных издержек, расширение торговых отношений, снижение волатильности обменного курса, рост инвестиционных вложений и повышение политической стабильности. Для получения указанный преимуществ необходимо использовать финансово-правовые механизмы осуществления финансовой деятельности, которые минимизируют бюджетный и инвестиционный дисбаланс в государствах - членах валютного союза.
Ключевые слова: валютный союз, валюта, экономическая интеграция, денежно-кредитная политика, девальвация, государственный долг, валютный курс.
Для цитирования: Брыкин К. И. Валютный союз: аргументы за и против / К. И. Брыкин // Юристъ-Правоведъ : науч.-теоретич. и информац.-методич. журн. Ростов-на-Дону. 2024. № 4(111). -С. 27-31.
Original paper
CURRENCY UNION: PROS AND CONS
Brykin Konstantin Igorevich
G. Mirzoev Russian University of Lawyers and Notaries, Moscow, Russian Federation
Introduction: within the framework of the activities of interstate associations, of which the Russian Federation is a member, the issue of creating a single (regional) currency is increasingly raised. Currency unions and the specifics of their activities have been mainly studied by economists. The relevance of the topic is due to the need for a public-law study of this issue in relation to the possibility of forming currency unions of BRICS or SCO.
Materials and methods: based on the historical method of cognition and analysis, the financial and legal consequences of the sanctions policy towards Iran, as well as the experience of Saint Kitts and Nevis as a member of the Eastern Caribbean Currency Union in combating high public debt are considered. The methods of synthesis, dialectics and structural-functional made it possible, on the basis of legal and economic
doctrine, to identify the stages of development of regional integration, the advantages and disadvantages of joining a currency union, which in the context of the systemic method of cognition is an intersectoral concept.
Results of the study: the development of the concept of a currency union requires a careful approach to the level of economic development of each country and the possibility of their integration. If the answer to this question is positive, it is necessary to use legal instruments to harmonize the monetary, budget, tax, customs and tariff policies of the member states of the currency union.
Findings and conclusions: the formation of the currency of the currency union is a long and complex process. In case of successful implementation of such a project, the advantages for the members of the currency union will be a decrease in transaction costs, expansion of trade relations, a decrease in exchange rate volatility, an increase in investment and an increase in political stability. To obtain these advantages, it is necessary to use financial and legal mechanisms for implementing financial activities that minimize the budget and investment imbalance in the member states of the currency union.
Keywords: currency union, currency, economic integration, monetary policy, devaluation, public debt, exchange rate.
For citation: Brykin K. I. Currency union: pros and cons / K. I. Brykin // Yurist-Pravoved : scientific-theoretical and information-methodical journal. Rostov-on-Don. 2024. № 4(111). - Pp. 27-31.
Современные тенденции развития международных экономических отношений свидетельствуют о глобальных изменениях, казалось бы, давно устоявшегося миропорядка. Беспрецедентные ограничительные меры, направленные против российских граждан и организаций, а также вторичные санкции в отношении российских партнеров из других юрисдикций, заставили всерьез переосмыслить расстановку сил на мировой арене.
В качестве примера негативного влияния западной санкционной политики можно привести финансовые санкции в отношении Ирана. В литературе отмечается [3, с. 415-417], что при отсутствии санкций Иран мог бы получить более выгодные условия реализации нефтяных проектов либо финансировать их самостоятельно. Санкции нанесли удар по инвестиционному климату, что повлекло дополнительные затраты для Ирана по контрактам обратного выкупа и дополнительные процентные платежи по внешнему долгу. В 1999 г. агентство Moody's Investor Services присвоило суверенному долгу Ирана рейтинг В2, однако давление санкций заставило Moody's отозвать кредитные рейтинги в то время, когда Иран намеревался выпустить свои первые еврооблигации под управлением BNP Paribas и Commerzbank AG. Санкционная политика США также затруднила деятельность международных нефтяных компаний с Ираном. Так, экспорт каспийской нефти по трубопроводам Ирана имеет самые низкие транспортные расходы, однако санкции помешали поставкам каспийской нефти через Иран.
Результатом политики запугивания со стороны Запада стало объединение стран глобального Юга и Азии в различные межгосударственные объединения, укрупнение таких объединений. Размышляя над региональными интеграционными процессами, а также слиянием экономик различных юрисдикций, с правовой точки зрения представляется важным начать с базовой терминологии.
В одних научных работах выделяют валютный, таможенный, экономический союзы и общий рынок [1, с. 93-95], где последний - это свободный рынок для товаров и услуг, производимых его участниками, а также для факторов производства, т. е. капитала и рабочей силы; валютный союз - это соглашение между двумя или более суверенными государствами о совместном использовании одной и той же валюты и ответственности за управление ею; таможенный союз - это соглашение между странами об отмене таможенных тарифов на торговлю между членами союза и проведении единой таможенной политики в отношении иных юрисдикций; экономический союз - это сочетание общего рынка и валютного союза, при котором ограничения на перемещение товаров или факторов производства отсутствуют и используется единая валюта.
В исследовании европейской интеграции используется термин «экономический и валютный союз», структура которого раскрывается через две составляющие [7, с. 49-50]:
- общая экономическая политика, подразумевающая выработку общих целей и направлений экономического развития, установление системы многостороннего слежения за хозяйственной динамикой, национальные программы стабилизации/конвергенции, координацию налоговой политики. В рамках данного направления осуществляется контроль динамики макроэкономических показателей стран-членов союза, мониторинг динамики обменных курсов, контроль состояния госбюджета, мониторинг динамики номинальной и реальной
зарплаты, анализ национальных планов действий в области занятости, а также мониторинг структурных преобразований на рынках труда, товаров и услуг;
- единая валютная политика, координатором которой выступает наднациональный Центробанк. Ключевой задачей регулятора является поддержание стабильности цен путем совершения операций на открытом рынке, проводимой процентной политикой и установлением минимальных резервных требований. Единая валютная политика состоит их таких элементов, как количественное определение показателя инфляции, соответствующего главной цели регулятора, а также использование следующих средств для достижения ценовой стабильности
- контроль за объемом денежной массы и прогноз и оценка перспектив ценовой динамики.
В доктрине также отмечают, что торгово-экономические группы проходят следующие этапы
интеграции [4, с. 172-173]:
- зона свободной торговли, в которой отсутствуют таможенные тарифы и квоты в отношении стран-участниц, при этом внешнеторговая политика в отношении третьих стран проводится странами раздельно;
- таможенный союз, при котором в дополнение режиму зоны свободной торговли осуществляется единая внешнеторговая политика;
- общий рынок, при котором дополнительно устраняются границы при перемещении в границах союза всех факторов производства;
- экономический союз предполагает также и согласование экономической политики, проводимой членами союза;
- валютный союз - это последний этап интеграции, предполагающий создание единой валютной системы, в том числе единый наднациональный эмиссионный центр, единая валюта, согласованная денежно-кредитная и валютная политика.
В ранее проведенном исследовании указанной тематики автором сделан вывод о том, что «валютный союз, являясь одной из форм интеграции, представляет собой экономико-правое явление, предполагающее проведение государствами - членами такого союза единой бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, таможенно-тарифной политики и образование наднационального эмиссионного центра региональной валюты, что в совокупности влечет необходимость делегирования части финансовых полномочий наднациональным финансовым органам» [5, с. 56].
Почему государства стремятся к экономической интеграции в целях достижения ее наивысшей степени - валютного союза? В поддержку названной идеи можно привести несколько аргументов. Во-первых, снижение транзакционных издержек, поскольку необходимость в совершении обменных операций между разными валютами и уплаты соответствующих комиссий утрачивают актуальность. Во-вторых, расширение торговых отношений, т.к. организациям становится значительно проще сопоставлять ценовую политику в странах-членах валютного союза и совершать гражданско-правовые сделки без рисков колебания валютных курсов. В-третьих, снижение волатильности обменного курса, что особенно выгодно для планирования предстоящих поступлений и выплат для международных организаций. В-четвертых, неизбежный рост инвестиционных вложений, поскольку исторически инвесторы всегда отдавали предпочтение стабильным активами (валюте). Инвесторам также будет проще использовать все возможные преимущества и сравнивать доходность во всех странах-членах союза. Наконец, повышение политической стабильности, которое станет результатом глубокой экономической интеграции и партнерством в других сферах общественных отношений.
Безусловно, при становлении валютного союза государства столкнутся и с рядом трудностей. Специалисты часто указывают на риск утраты финансового суверенитета при вступлении государства в валютный союз. При возникновении платежного дисбаланса государство (вне союза) может проводить политику меркантилизма либо протекционизма - могут вводиться ограничения на импорт и повышение тарифов, либо увеличение доли экспорта, оказание мер государственной поддержки организациям-экспортерам. В качестве крайней меры может использоваться девальвация. Использование соответствующего экономико-правового инструментария отдельной страной невозможно в рамках союза.
Необходимо учитывать существующие сегодня реалии. С учетом санкций в финансовом секторе необходимо искать новые пути сотрудничества, выстраивание новой международной финансовой инфраструктуры, которая будет свободна от воли одного государства. А введение одной валюты в рамках валютного союза с дружественными странами гарантирует свободу платежей и движения капитала, в том числе путем отмены валютного контроля, гарантирует инвесторам защиту от девальвации.
По нашему мнению, если создание валютного союза отвечает интересам государства и общества, содействует социально-экономическому и технологическому развитию, то при условии надлежащей проработки финансово-правовых механизмов защиты национальной финансовой безопасности и финансовой устойчивости делегирование отдельных полномочий наднациональному органу валютного союза допустимо. Указанное не поставит крест на финансовом суверенитете государства, но будет лишь результатом использования государством своих правомочий в целях извлечения преимуществ для всего общества и достижения национальных целей развития [6, с. 84].
С точки зрения экономики, существует риск экономического дисбаланса между государствами-членами валютного союза (например, невозможность девальвации своей валюты отдельным государством при рецессии), строгие рамки при проведении бюджетной и налоговой политики (например, отдельное государство не может самостоятельно стимулировать свою экономику налогово-правовыми механизмами или корректировкой государственных расходных обязательств, поскольку нужно соблюдать единые стандарты, что может повлечь риски экономической стагнации), разные экономические циклы и последствия от единой денежно-кредитной политики (например, рост процентных ставок для борьбы с инфляцией в одной стране может привести к рецессии в другой стране), риск утраты национальной идентичности (поскольку валюта - это государственный символ, история, наследие).
Примером успешно существующего валютного союза является Восточнокарибский валютный союз, в котором есть наднациональный центральный банк и введена зона свободной торговли. Таможенный союз сформирован неокончательно, поскольку тарифы согласованы лишь частично, а для членов союза импортные операции являются важным доходным источником. При этом во время мирового финансового кризиса 2008-2009 гг. вскрылась огромная проблема - катастрофический уровень государственного долга. Практически, как и в Греции в рамках европейской зоны, в Восточнокарибском валютном союзе наибольший государственный долг приходился на Сент-Китс и Невис (около 160 % от ВВП). В долговом портфеле данного государства большая часть - внутренние займы, которые регулярно пролонгировались. Власти поставили цель по достижению соотношения уровня госдолга к ВВП до 60 % к 2020 г., которая реализовывалась в рамках следующих мероприятий [2, с. 50-51]:
- бюджетная корректировка: введение нового доходного источника - налога на добавленную стоимость, резкое повышение тарифов на электроэнергию на 80 %, а также меры по сдерживанию роста заработной платы;
- реструктуризация долга: с 2011 г. начался процесс реструктуризации государственного долга, направленной на значительное сокращение задолженности;
- гарантия: для успешной и эффективной реализации вышеназванной программы по реструктуризации долга потребовалось обеспечение, которое предоставил Карибский банк развития в виде частичной гарантии новых инструментов обмена;
- обмен долга на акции/землю;
- стабилизационный фонд: в ходе реструктуризации долга был создан специальный резервный фонд банковского сектора в Восточнокарибском центральном банке для предоставления временной ликвидности национальным финансовым учреждениям в случае необходимости;
- кредит МВФ: в дополнение к программе экономических реформ МВФ одобрил трехлетнюю кредитную программу на сумму 80,7 млн долларов.
Указанный пример наглядно демонстрирует необходимость планомерного и сбалансированного распределения доходов и движения капитала по всей территории валютного союза в целях недопущения дисбалансов. Бюджетно-правовая деятельность каждого члена валютного союза становится крайне важной для ее коллег по союзу. При возникновении дефицита бюджета в одной стране за его размером, финансово-правовыми механизмами его преодоления будут внимательно следить все остальные члены союза. Особенности налогового законодательства в отдельных странах союза возможны, однако такие особенности не могут быть чрезвычайно велики (например, пониженные ставки по НДФЛ в одной стране могу привести к транзиту рабочей силы, а льготы по налогу на прибыль - массовой регистрации организаций в соответствующей юрисдикции).
Наконец, ключевая особенность - проведение разумной денежно-кредитной политики. Необходимо сформировать наднациональный эмиссионный центр, нормативно определить его правовой статус, права и обязанности, включая вопросы эмиссии валюты валютного союза, взаимодействия с национальными регуляторами, установления процентных ставок и их использования в кредитовании, лимиты такого кредитования, прямого или опосредованного
участия в финансировании проектов развития, дополнительной финансовой поддержки при реализации стрессовых сценариев экономики, проведения контроля (надзора) и пр.
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ
1. Mladek J.V. Currency Unions - Pro and Con // Finance and development. 1966. № 2. Vol. III.
2. Schipke A. Snapshot of Another Monetary Union // Finance & Development. 2012. 49. № 1. Vol.
3. Torbat A.E. Impacts of the US Trade and Financial Sanctions on Iran // World Economy. 2005. № 28.
4. Акельев Е.С., Ермушко Ж.А. Перспективы развития валютных союзов в условиях мирового экономического кризиса // Вестник науки Сибири. 2012. № 4 (5).
5. Брыкин К.И. К вопросу о понятии и сущности валютного союза // Вестник Московского университета. 2023. № 3.
6. Брыкин К.И. Особенности реализации финансового суверенитета государства в валютном союзе // Право и государство: теория и практика. 2024. № 2 (230).
7. Буторина О.В. Международные валюты: интеграция и конкуренция. М., 2003.
REFERENCES
1. Mladek J.V. Currency Unions - Pro and Con // Finance and development. 1966. № 2. Vol. III.
2. Schipke A. Snapshot of Another Monetary Union // Finance & Development. 2012. 49. № 1. Vol.
3. Torbat A.E. Impacts of the US Trade and Financial Sanctions on Iran // World Economy. 2005. № 28.
4. Akel'ev E.S., Ermushko Zh.A. Prospects for the Development of Currency Unions in the Context of the Global Economic Crisis // Bulletin of Science of Siberia. 2012. № 4 (5).
5. Brykin K.I. On the Concept and Essence of a Currency Union // Bulletin of Moscow University. 2023. № 3.
6. Brykin K.I. Features of the implementation of the financial sovereignty of the state in the currency union // Law and state: theory and practice. 2024. № 2 (230).
7. Butorina O.V. International currencies: integration and competition. Moscow, 2003.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Брыкин Константин Игоревич, кандидат юридических наук, доцент кафедры фундаментальной юриспруденции и международного права. Российский университет адвокатуры и нотариата имени Г.Б. Мирзоева. 105120, Российская Федерация, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д. 3/5, стр. 1.
INFORMATION ABOUT THE AUTHOR
Brykin Konstantin Igorevich, PhD in Law, Associate Professor of the Department of Fundamental Jurisprudence and International Law. G. Mirzoev Russian University of Lawyers and Notaries. 3/5 b. 1, Maly Poluyaroslavsky lane, Moscow 105120 Russian Federation.