DOI 10.47643/1815-1337_2023_10_122 УДК 346.6; 347.73
АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ВАЛЮТНЫХ И РАСЧЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ: ТЕНДЕНЦИЯ К РАСШИРЕНИЮ
ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ ВО ВНЕШНЕТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЗДАНИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ ВАЛЮТ Current issues of public legal regulation of currency and settlement relations: the trend to the expanding use of national currencies in foreign trade activities and prospects for the creation of regional currencies
БРЫКИН Константин Игоревич,
кандидат юридических наук, доцент кафедры фундаментальной юриспруденции и международного права Российской академии адвокатуры и нотариата.
105120, Россия, г. Москва, Малый Полуярославский пер., д. 3/5, стр. 1. E-mail: [email protected];
Brykin Konstantin Igorevich,
Associate Professor of the Department of Fundamental Jurisprudence and International Law of the Russian Academy of Advocacy and Notaries, PhD in Law. 105120, Moscow, Maly Poluyaroslavsky lane, 3/5, building 1. E-mail: [email protected]
Краткая аннотация: Статья посвящена рассмотрению актуальных аспектов развития и государственного регулирования использования платежных систем в международных экономических отношениях, развития и укрепления корреспондентских отношений, возрастания роли национальных валют, используемых для расчетов во внешнеторговой деятельности, возможных путей применения цифровых валют для снижения издержек и санкционных рисков. В статье рассмотрен используемый с 2022 г. правовой механизм расчетных отношений участников внешнеэкономической деятельности по вопросам оплаты поставок природного газа через уполномоченный банк с использованием специальных рублевого и валютного счетов типа «К». Автор приходит к выводу, что обменный курс создаваемой региональной валюты в рамках межгосударственного объединения с участием Российской Федерации может быть привязан к стоимости драгоценного металла, сырьевых ресурсов или корзины природных ресурсов.
Abstract: The article is devoted to the consideration of topical aspects of the development and state regulation of the use of payment systems in international economic relations, the development and strengthening of correspondent relations, the increasing role of national currencies used for settlements in foreign trade, possible ways of using digital currencies to reduce costs and sanctions risks. The article considers the one used since 2022 the legal mechanism of settlement relations of participants in foreign economic activity on the payment of natural gas supplies through an authorized bank using special ruble and currency accounts of the «K» type. The author concludes that the exchange rate of the regional currency being created within the framework of an interstate association with the participation of the Russian Federation can be tied to the value of a precious metal, raw materials or a basket of natural resources.
Ключевые слова: валютное регулирование, валютный контроль, денежно-кредитная политика, платежная система, уполномоченный банк, корреспондентские отношения, расчеты, цифровая валюта, национальная валюта, резервная валюта, обменный курс.
Keywords: currency regulation, currency control, monetary policy, payment system, authorized bank, correspondent relations, settlements, digital currency, national currency, reserve currency, exchange rate.
Для цитирования: Брыкин К.И. Актуальные вопросы публично-правового регулирования валютных и расчетных отношений: тенденция к расширению использования национальных валют во внешнеторговой деятельности и перспективы создания региональных валют// Право и государство: теория и практика. 2023. № 10(226). С. 122-124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_122.
For citation: Brykin K.I. Current issues of public legal regulation of currency and settlement relations: the trend to the expanding use of national currencies in foreign trade activities and prospects for the creation of regional currencies // Law and state: theory and practice. 2023. No. 10(226). pp. 122124. http://doi.org/10.47643/1815-1337_2023_10_122.
Статья поступила в редакцию: 21.09.2023
В настоящее время наиболее остро стоящими перед государством являются вопросы, направленные на обеспечение финансового суверенитета Российской Федерации, включая вопросы финансовой безопасности и финансовой стабильности, что проявляется в оперативном реагировании регулирующих органов на ситуацию, складывающуюся на финансовом рынке, путем установления, изменения и своевременной отмены отвечающим национальным интересам мер денежно-кредитной политики и валютного контроля.
За введенными западными государствами ограничительными мерами в отношении Российской Федерации последовали структурная перестройка российской экономики и переориентация рынков сбыта на восточное направление, что потребовало проработки вопросов, в том числе связанных с логистикой новых платежных трасс путем установления и развития корреспондентских отношений с банками из дружественных юрисдикций, сотрудничеством в области платежных систем, включая подключение новых субъектов к системе быстрых платежей Банка России, интеграцию российских финансовых институтов в платежную инфраструктуру дружественных юрисдикций, поиск и обсуждение новых механизмов совершения транзакций.
От профессионального и научного сообщества юристов, экономистов, банкиров и связанных с ними специалистов сейчас особенно требуется проявление новаторских качеств для проработки указанных финансово-правовых механизмов. К числу последних могут быть отнесены расширение использования рубля во внешнеэкономических расчетах, а также использование валют дружественных юрисдикций, поиски возможностей для внедрения цифровых валют в расчеты по внешнеторговым контрактам и использования их потенциала для минимизации транзакци-онных издержек и исключения рисков санкционного давления на контрагентов, проработка вопроса создания региональных валют дружественных
Публично-правовые (государственно-правовые) науки
межгосударственных объединений.
Как справедливо отмечает Ю.А. Крохина, регулирование валютных отношений осуществляется с учётом экономических задач государства1. Профессор также определяет валютное регулирование как «комплекс экономических и правовых мер в сфере валютных отношений, направленных на упорядочение движения валютных потоков как внутри страны, так и на мировом валютном рынке. Валютное регулирование включено в систему денежно-кредитного регулирования и наряду с иными мерами государственного регулирования направлено на реализацию приоритетных направлений экономической политики государства»2. Названное наглядно демонстрирует проявление указанного института финансового права в качестве форм финансовой деятельности государства, направленной на публичное регулирование деятельности субъектов внешнеэкономической деятельности в целях охраны фискальных интересов государства.
Наше государство, обладая огромными природными ресурсами, имеет рычаги давления на партнеров-покупателей таких ресурсов. Введение ограничительных мер недружественными юрисдикциями вынудило использовать указанные рычаги. Так, с 1 апреля 2022 г. установлен особый правовой механизм расчетных отношений участников внешнеэкономической деятельности, который предполагает осуществление оплаты поставок природного газа в рублях3.
Для воплощения данного правила в жизнь нерезидент-покупатель природного газа должен обратиться в уполномоченный банк (АО «Газпромбанк») с заявлением об открытии двух специальных счетов типа «К» (рублевый и валютный). Нерезидент зачисляет денежные средства в иностранной валюте (оплата по договору поставки) на указанный специальный валютный счет, а уполномоченный банк осуществляет продажу иностранной валюты на организованных торгах, проводимых ПАО Московская биржа. Для продажи иностранной валюты уполномоченный банк перечисляет денежные средства на корсчета центрального контрагента с целью дальнейшего зачисления на счета, позволяющие реализовать валюту на организованных торгах4. Полученные от продажи иностранной валюты денежные средства в рублях подлежат зачислению на специальный рублевый счет, с которого осуществляется списание оплаты по договору поставки в рублях. При этом правовой режим как рублевого, так и валютного специальных счетов типа «К» регламентирован решением Совета директоров Банка России от 31.03.2022 «Об установлении режимов специальных счетов типа «К» в иностранной валюте и в валюте Российской Федерации»5.
Как резюмирует доктор юридических наук Ю.А. Крохина, «в условиях сокращения покупки импортных товаров для России оплата энергоносителей в национальной валюте приведет к укреплению последней» .
В финансово-правовой науке рассматриваемый правовой механизм расчетных отношений с использованием счета типа «К» рассматривался как реакция государства на действия недружественных юрисдикций в целях обеспечения финансовой безопасности государства в кризисный период посредством стабилизации и сохранения финансовой устойчивости и надежности различных экономических субъектов7.
С другой стороны, указанный механизм можно отнести и к валютным ограничениям, которые в финансово-правовой науке определяют в качестве мер «финансово-правового регулирования, препятствующие возникновению, изменению или прекращению валютных правоотношений, объектом которых являются национальная валюта и ценные бумаги, удостоверяющие право на получение национальной валюты, а также
8
валютные ценности, в том числе иностранная валюта» .
В Йоханнесбургской декларации-И9 страны-члены БРИКС выразили потребность в совершенствовании системы глобальных трансграничных платежных систем, развитии и укреплении корреспондентских отношений, повышении роли национальных валют в международных экономических отношениях, а также важность укрепления Пула условных валютных резервов БРИКС как валютно-финансового механизма, направленного на укрепление системы финансовой безопасности и минимизацию последствий возможных кризисных ситуаций. Банк России также уделяет особое внимание обеспечению трансграничных расчетов в условиях ограничительных мер, установлению отношений между российскими и зарубежными финансовыми институтами, запуску торгов валютными парами. Московская Биржа запустила торги армянским драмом, киргизским сомом, таджикским сомони, южноафриканским рэндом, узбекским сумом за рубли10.
Несмотря на реальное увеличение доли расчетов между Россией и дружественными юрисдикциями в национальных валютах вопрос возможного создания новой региональной валюты не утихает. В ходе XV саммита БРИКС создание единой валюты межгосударственного объединения поддержано Президентом Бразилии. Позднее средствами массовой информации Исламской Республики Иран распространены сведения о представлении чрезвычайным и полномочным послом России в ЮАР купюры номиналом 100 БРИКС11.
Старший банкир государственной корпорации развития «ВЭБ.РФ» Сергей Сторчак, обсуждая возможные перспективы появления ва-
1 Крохина Ю.А. Принципы валютного регулирования и валютного контроля как регуляторы национальной экономики // Вестник Финансовой академии. 2010. № 4. С. 16-20.
2 Крохина Ю.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения принципов валютного регулирования и валютного контроля // Российское правосудие. 2010. № 7 (51). С. 98-102.
См. Указ Президента Российской Федерации от 31.03.2022 № 172 «О специальном порядке исполнения иностранными покупателями обязательств перед российскими поставщиками природного газа» // СЗ РФ. 04.04.2022. № 14. Ст. 2244.
4 Пункт 7 Указа Президента Российской Федерации от 04.05.2022 № 254 «О временном порядке исполнения финансовых обязательств в сфере корпоративных отношений перед некоторыми иностранными кредиторами» // СЗ РФ. 09.05.2022. № 19. Ст. 3189.
5 Режим доступа: https://www.cbr.ru/about_br/dir/rsd_2022-03-31_02/. Дата доступа: 15.09.2023.
6 Крохина Ю.А. Актуальные проблемы административно-правового и финансово-правового регулирования на современном этапе в российской федерации // Перспективы развития финансового права. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития финансового права» («Писко-тинские чтения — 2022»). 2022. С. 41 -46.
7 Брыкин К.И. Финансовая стабильность и влияние санкций на российскую финансовую систему: финансово-правовые аспекты // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2023. № 1 (68). С. 69-73.
8 Крохина Ю.А. Правовое регулирование валютных отношений: от ограничений к интеграции // Вестник Финансовой академии. 2009. № 6 (54). С. 17-22.
9 Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/72103. Дата доступа: 04.09.2023.
10 Годовой отчет Банка России за 2022 год (утвержден Советом директоров Банка России 28.03.2023). Режим доступа: http://www.cbr.ru/about_br/publ/god/. Дата доступа: 01.07.2023.
11 Режим доступа: https://nsn.fm/in-the-world/opublikovan-variant-kupury-edinoi-valuty-briks. Дата доступа: 20.09.2023.
люты БРИКС, обращает внимание на необходимость возникновения двух предпосылок, чтобы страны объединения смогли создать единый эмиссионный центр и выпустить единую денежную единицу, - это политические и экономические предпосылки. При этом если первых предпосылок уже достаточно, то вторые находятся лишь на этапе формирования1. В развитие приведенного тезиса следует также согласиться с позицией профессора Ю.А. Крохиной: «единая национальная валюта — формула очень тонкой настройки, сочетающая внешнеполитические, экономические и юридические факторы»2.
Безусловно, оценивая возможности создания региональной валюты в рамках межгосударственного объединения с участием Российской Федерации следует присмотреться к опыту использования золотого стандарта, существовавшего до Бреттон-Вудской системы. В данном случае курс валюты может быть привязан как к физическому золоту, так и к котировкам драгоценного металла на организованных торгах. Помимо привязки обменного курса создаваемой региональной валюты к драгоценным металлам, следует также рассмотреть возможность его установления с учетом котировок на сырьевые ресурсы или стоимости корзины природных ресурсов.
Библиография:
1. Брыкин К.И. Финансовая стабильность и влияние санкций на российскую финансовую систему: финансово-правовые аспекты // Ученые труды Российской академии адвокатуры и нотариата. 2023. № 1(68). С. 69-73.
2. Крохина Ю.А. Актуальные проблемы административно-правового и финансово-правового регулирования на современном этапе в российской федерации // Перспективы развития финансового права. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития финансового права» («Пискотинские чтения — 2022»). 2022. С. 41-46.
3. Крохина Ю.А. Актуальные проблемы законодательного обеспечения принципов валютного регулирования и валютного контроля // Российское правосудие. 2010. № 7 (51). С. 98-102.
4. Крохина Ю.А. Правовое регулирование валютных отношений: от ограничений к интеграции // Вестник Финансовой академии. 2009. № 6(54). С. 17-22.
5. Крохина Ю.А. Принципы валютного регулирования и валютного контроля как регуляторы национальной экономики // Вестник Финансовой академии. 2010. № 4. С. 16-20.
References:
1. Brykin K.I. Financial stability and the impact of sanctions on the Russian financial system: financial and legal aspects // Scientific Proceedings of the Russian Academy of Advocacy and Notary. 2023. № 1 (68). P. 69-73.
2. Krokhina Yu.A. Actual problems of administrative-legal and financial-legal regulation at the present stage in the Russian Federation // Prospects for the development of financial law. Collection of articles based on the materials of the International Scientific and Practical Conference «Prospects for the development of financial law» («Piskotin readings - 2022»). 2022. P. 41-46.
3. Krokhina Yu.A. Actual problems of legislative support of the principles of currency regulation and currency control // Russian justice. 2010. № 7 (51). P. 98-102.
4. Krokhina Yu.A. Legal regulation of currency relations: from restrictions to integration // Bulletin of the Financial Academy. 2009. № 6 (54). P. 17-22.
5. Krokhina Yu.A. Principles of currency regulation and currency control as regulators of the national economy // Bulletin of the Financial Academy. 2010. № 4. P. 16-20.
1 Режим доступа: https://iz.ru/1572420/milana-gadzhieva-kseniia-sedunova-natalia-ilina/vnutri-eaes-rubl-po-suti-stal-rezervnoi-valiutoi. Дата доступа: 12.09.2023.
2 Крохина Ю.А. Актуальные проблемы административно-правового и финансово-правового регулирования на современном этапе в российской федерации // Перспективы развития финансового права. Сборник статей по материалам Международной научно-практической конференции «Перспективы развития финансового права» («Пискотинские чтения — 2022»). 2022. С. 41 -46.