УДК 336.743.008.6 А. В. ПИРОГОВА
кандидат экономических наук, доцент, Байкальский государственный университет экономики и права
РОЛЬ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКА ЕГО РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Финансовый контроль является важнейшим элементом государственного контроля и управления, от качества осуществления которого зависит развитие любой страны. Частью системы государственного финансового контроля является валютный контроль. Он призван обеспечивать соблюдение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. В процессе осуществления валютного контроля важную роль играют таможенные органы. Это связано с тем, что через таможенную границу РФ перемещаются такие особые категории товаров, как валюта и валютные ценности. В статье отмечена многогранность категории «государственный финансовый контроль», раскрыто содержание системы финансового контроля и государственного финансового контроля как его части; определены место и роль валютного контроля. Представлены результаты деятельности Федеральной таможенной службы России в качестве агента валютного контроля как на уровне РФ в целом, так и по Иркутской таможне за 2006-2013 гг. Сделан вывод о том, что, несмотря на предпринимаемые в России меры, в частности, по автоматизации технологий валютного контроля, анализ показателей осуществления валютного контроля Федеральной таможенной службы России отражает неблагоприятный инвестиционный климат на территории страны.
Ключевые слова: финансовый контроль; валютный контроль; таможенные органы; валюта; валютные ценности.
A. V. PIROGOVA
PhD in Economics, Associate Professor, Baikal State University of Economics and Law
THE ROLE OF FOREIGN EXCHANGE CONTROLS IN STATE FINANCIAL CONTROLS AND THEIR EFFICIENCY ASSESSMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
State controls and public administration incorporate financial controls the quality of which determines growth and development of any country. Foreign exchange controls are components of the system of state financial controls which are intended to ensure compliance with the currency legislation while conducting currency transactions. Customs authorities play an important role in foreign exchange controls. It is related to the fact that such special categories of goods as currency and currency values are conveyed across the customs border of the Russian Federation. The author emphasizes the diversity of the notion of «state financial control», reveals the content of the financial control system and state financial control as its part; defines the place and role of foreign exchange controls. The results of the activities of the Federal Customs Service of Russia as a currency control agent both at the level of the Russian Federation and at the regional level for 2006-2013 years are provided. It is concluded that despite the efforts undertaken, like, the exchange controls technology automation, the analysis of indicators of foreign exchange controls of the Federal Customs Service of Russia denotes the existence of unfavorable investment climate in the country.
Keywords: financial controls; exchange controls; customs; currency; currency values.
Состояние государственных финансов непосредственно влияет на экономическое и социальное развитие страны. Поэтому государство должно тщательно контролировать все процессы, связанные с формированием и использованием государственных средств, посредством осуществления финансового
© А. В. Пирогова, 2014
контроля. Важнейшим инструментом финансового контроля является государственный финансовый контроль. С его помощью контролируется полнота выполнения обязательств физических и юридических лиц перед государством (посредством налогового, таможенного, валютного контроля); проверя-
ется соблюдение органами государственной власти, юридическими и физическими лицами требований финансового законодательства; осуществляется контроль за целевым, эффективным и рациональным использованием государственных средств и др. [8, с. 225]. Главной целью государственного финансового контроля является установление соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики государства [6, с. 28]. Отдельные авторы определяют цель государственного финансового контроля более узко — как «обеспечение законности и эффективности использования государственных бюджетных и внебюджетных финансовых средств и государственной собственности» [9, с. 90].
Существуют различные определения понятия «государственный финансовый контроль», наиболее полное из которых, по нашему мнению, дано В. М. Родионовой [4]. Она считает, что государственный финансовый контроль — «это основанная на нормах финансового права система органов и мероприятий по проверке законности и целесообразности действий в сфере образования, распределения и использования денежных фондов государства, одна из форм государственного контроля, способствующая обеспечению законности, охране государственной собственности, целевому,
эффективному и экономному использованию государственных средств, помогающая вскрыть нарушения установленной государством финансовой дисциплины» [6, с. 37]. Система организации финансового контроля в развитых странах с рыночной экономикой представлена на рис. 1 [Там же, с. 29].
В сфере компетенции выделены следующие виды государственного финансового контроля: общегосударственный, бюджетно-финансовый и ведомственный (см. рис. 1). При этом валютный контроль является частью общегосударственного финансового контроля и обеспечивает соблюдение валютного законодательства при совершении валютных операций.
Валютный контроль — это неотъемлемая часть валютного регулирования как деятельности государства (валютной политики). Следствием практической реализации норм валютного регулирования служит поведение участников валютных операций, урегулированное нормами валютного законодательства, и деятельность органов и агентов валютного контроля, призванная получить информацию о валютных операциях. Такая постоянная контрольная деятельность нужна как для того, чтобы выявлять нарушения властных предписаний государства в валютной сфере, так и для того, чтобы корректировать валютную политику государства. Исходя из этого,
Рис. 1. Система организации финансового контроля в развитых странах с рыночной экономикой
валютный контроль можно определить как вид государственного финансового контроля, т. е. деятельность государственных органов и уполномоченных организаций, проводимая с помощью специальных приемов и способов для обеспечения законности и правопорядка в сфере валютных отношений.
Главным нормативно-правовым актом, регулирующим валютные отношения на территории Российской Федерации, является Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-Ф3 (далее — Закон № 173-Ф3). Частью 1.2 ст. 22 данного закона определены органы и агенты валютного контроля, которые представлены на рис. 2.
Рис. 2. Органы и агенты валютного контроля
Важнейшим направлением валютного контроля является контроль за поступлением в Российскую Федерацию валютной выручки от экспорта и импорта. Таможенные органы как агенты валютного контроля осуществляют контроль с целью обеспечения соблюдения норм и правил, регулирующих перемещение через границу Российской Федерации юридическими и физическими лицами иностранной валюты, ценных бумаг в валюте РФ, драгоценных металлов и камней. Валютный контроль в области таможенного дела представляет собой деятельность специально уполномоченных государством субъектов в области образования, распределения и использования валютных фондов страны, направленных на обеспечение соблюдения валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Основными субъектами валютного контроля в области таможенного дела являются таможенные органы и банки, уполномоченные на осуществление такой деятельности государством [1, с. 78].
Целью валютного контроля при экспорте товаров является предотвращение сокрытия Известия ИГЭА. 2014. № 4 (96)
выручки — денежных средств в иностранной валюте или в валюте РФ, переведенных или подлежащих переводу в пользу экспортера импортером-нерезидентом в качестве оплаты за экспортируемые по контракту товары. Таким образом, обязательным требованием валютного контроля является зачисление валютной выручки от экспорта товаров субъектом внешнеэкономической деятельности (ВЭД) на свой рублевый и (или) валютный счет в уполномоченном банке [2, с. 23-25].
Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ (п. 6 ст. 22 Закона № 173-Ф3). Органы и агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции и в соответствии с законодательством РФ имеют право:
— проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;
— проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;
— запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (п. 1 ст. 23 Закона № 173-Ф3).
Объектами валютных правоотношений, в соответствии с Законом № 173-Ф3, являются: валюта РФ, иностранная валюта, внутренние ценные бумаги, внешние ценные бумаги, валютные ценности — иностранная валюта и внешние ценные бумаги.
Важнейшим агентом валютного контроля в РФ является Федеральная таможенная служба (ФТС) России. Таможенными органами в пределах своих полномочий проводятся проверки соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования. Общее количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, по данным ФТС России, в 2013 г. по сравнению с 2011 г. сократилось более чем в три раза — с 18 тыс. до 5 тыс. (табл. 1).
Таблица 1 Результаты проверок, проводимых Федеральной таможенной службой России в области валютного контроля, за 2011—2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013
Количество проверок соблюдения участниками ВЭД валютного законодательства, тыс. 18,0 9,5 5,0
Количество дел об АП, возбужденных и переданных в Росфиннадзор по ст. 15.25 КоАП РФ, тыс. (на сумму, млрд дол. США) 12,0 (...) 10,5 (230) 5,0 (320)
Сумма административного штрафа, приходящегося на 1 дело об АП, возбужденное и переданное в Росфиннадзор по ст. 15.25 КоАП РФ, млн дол. США 21,905 64,000
Составлено по данным Федеральной таможенной службы России.
Количество дел об административных правонарушениях (АП), возбужденных и переданных в Росфиннадзор, ответственность за которые предусмотрена ст. 15.25 КоАП «Нарушение валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования», за 2011—2013 гг. также сократилось. Вместе с тем следует обратить внимание на существенный рост сумм нарушений валютного законодательства, выявляемых ФТС России: в 2013 г. по сравнению с 2012 г. на 39,1 % до уровня 320 млрд дол. США. Данные изменения привели к трехкратному увеличению сумм административных штрафов, приходящихся на одно дело об АП, возбужденное и переданное в Росфиннадзор по ст. 15.25 КоАП. РФ, с 21,905 млн дол. США в 2012 г. до 64 млн дол. США по итогам 2013 г. (см. табл. 1).
ФТС России в 2012 г. была проведена значительная работа по адаптации автоматизированных технологий валютного контроля к изменениям в валютном законодательстве РФ в части упрощения процедур валютного контроля. С этой целью для реализации положений Федерального закона «О внесении изменений в федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» в части упрощения процедур валютного
контроля» от 6 декабря 2011 г. № 406-ФЗ было издано постановление Правительства РФ «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в электронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» от 28 декабря 2012 г. № 1459. Совместно с Центральным банком РФ были разработаны структура и формат информации в электронном виде для передачи таможенными органами Банку России и уполномоченным банкам.
Проведенная работа позволила исключить требование Банка России об обязательном представлении участниками ВЭД в уполномоченные банки зарегистрированных таможенными органами деклараций на товары в бумажном виде в качестве подтверждающих документов, связанных с проведением валютных операций.
Анализ динамики выявления таможенными органами предполагаемых нарушений актов валютного законодательства Российской Федерации в 2011—2013 гг.1 (рис. 3) показал, что больше всего нарушений происходит по импортным контрактам — 98,5 %, или 401,97 млрд дол. США, по итогам 2013 г.2 Причем структурно данная доля на протяжении 2011—2013 гг. изменялась несущественно.
2011 2012 2013
По экспортным контрактам По импортным контрактам
Рис. 3. Динамика выявления ФТС России предполагаемых нарушений актов валютного законодательства РФ за 2011—2013 гг., млрд дол. США
1 Доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России. URL : http://www. customs.ru.
2 Таможенная служба Российской Федерации в 2012, 2013 гг. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL : http://www.customs.ru.
■ Непоступление экспортной выручки
■ Невозврат платежей, уплаченных за неввезенный товар, в том числе с использованием поддельных таможенных деклараций
Рис. 4. Динамика нарушений валютного законодательства РФ в стоимостном выражении, за 2006—2012 гг., млрд р. (Составлено по данным ФТС России)
Большую часть выявленных нарушений валютного законодательства Российской Федерации в стоимостном выражении составляли нарушения, связанные с представлением в уполномоченные банки фиктивных подтверждающих документов в обоснование переводов денежных средств в пользу нерезидентов в качестве оплаты импортируемых товаров. При этом более половины суммы указанных нарушений были связаны с использованием подложных товарно-транспортных накладных, оформленных в государствах — членах Таможенного союза.
Анализ динамики непоступления экспортной выручки и невозврата платежей, уплаченных за неввезенный товар, в том числе с использованием поддельных таможенных деклараций, представленный на рис. 4, свидетельствует о резком росте последних в 2009-2010 гг. по сравнению с предыдущими годами (в 12 раз — с 26,05 млрд р. в 2008 г. до 318,44 млрд р. по итогам 2009 г.).
Данные значения фактически являются отражением так называемой «утечки капитала», которая продолжилась и в 2010 г. и достигла своего максимума — 609,55 млрд р. В 2011-2013 гг. наблюдалось постепенное сокращение невозврата платежей, уплаченных за неввезенный товар, до уровня 371,68 млрд р. в 2012 г. Следует заметить, что проблема нелегального перемещения капиталов, как части теневой экономики, безусловно, неблагоприятно воздействует на функционирование платежной системы и негативно сказывается на национальной экономике [3, с. 144; 10, с. 66-67].
Сопоставление данных рис. 4 и 5 позволяет сделать вывод о том, что в 2012 г. 36,3 % выяв-
ляемых нарушении валютного законодательства в стоимостном выражении были связаны с использованием поддельных таможенных деклараций. Анализ данного показателя в динамике свидетельствует о его существенном сокращении: с 83,7 % (509,97 млрд р.) в 2010 г. до 36,3 % (134,94 млрд р.) в 2012 г.1
20 000 18 000 16 000 14 000 12 000 10 000 8 000 6 000 4 000 2 000 0
134,94
684
2012
600
500
400
300
200
100
0
2010 2011 н Количество таможенных деклараций Сумма, млрд р.
Рис. 5. Динамика нарушений валютного законодательства РФ с использованием поддельных таможенных деклараций в количественном и стоимостном выражении в 2010-2012 гг.
(Составлено по данным ФТС России)
Положительные тенденции сокращения количества поддельных деклараций на товар, выявленных ФТС России по итогам 2013 г., представленные на рис. 6, обусловлены внедрением системы передачи уполномоченным банкам в электронном виде информации об оформленных декларациях на товары в рамках постановления Правительства Российской Федерации «О порядке передачи таможенными органами Центральному банку Российской Федерации и уполномоченным банкам в элек-
1 Таможенная служба Российской Федерации в 2012, 2013 гг. Справочные материалы к заседанию коллегии ФТС России. URL : http://www.customs.ru.
108
0 65 74
тронном виде информации о зарегистрированных таможенными органами декларациях на товары» от 28 декабря 2012 г. № 1459.
383
400 300 200 100
0
I квартал II квартал III квартал IV квартал
Рис. 6. Динамика выявленных ФТС России по результатам проверок поддельных деклараций на товары в 2013 г.
В целях повышения результативности проверок соблюдения требований валютного законодательства (за счет исключения передачи в Банк России и уполномоченные банки деклараций на товары с техническими ошибками) ФТС России разработала технологию осуществления контроля за соблюдением правил заявления в декларации на товары сведений, необходимых для целей валютного контроля, при декларировании товаров в электронной форме, которая утверждена Распоряжением ФТС России от 19 августа 2013 г. № 270-р.
Результаты работы Иркутской таможни в области валютных отношений за 2011-2013 гг. представлены в табл. 2.
Из данных табл. 2 следует, что количество участников ВЭД в течение исследуемого периода (2011-2013 гг.) сократилось как по экспортным, так и по импортным операциям. Следует отметить, что за 2011-2013 гг. увеличилось количество стран дальнего зарубежья,
с которыми были установлены внешнеторговые отношения, что отражают данные табл. 3.
Основными странами-контрагентами в 2012-2013 гг. среди стран ближнего зарубежья по экспорту был Узбекистан, по импорту — Украина. Среди стран дальнего зарубежья лидерами по экспорту являются Китай, США, Япония, по импорту Китай и Австралия. Также можно отметить, что в 2013 г. по сравнению с 2012 г. экспорт во все страны ближнего зарубежья увеличился, больше всего на Украину (187 % в 2013 г. к 2012 г.), а импорт увеличился только из Киргизии, Азербайджана и Таджикистана (223 % в 2013 г. к 2012 г.). Больше всего увеличился экспорт товаров в Индию (в 2013 г. по сравнению с 2012 г. в 3 раза больше) за счет тесного сотрудничества в военно-технической отрасли. Индия является постоянным торговым партнером Иркутской области, около 90 % экспорта приходится на авиатехнику, оборудование и комплектующие, поставляемые ООО «Научно-производственная корпорация "Иркут"». Наиболее сильно сократился экспорт товаров в Японию (в 2013 г. 64 % по отношению к 2012 г.) и Республику Корея (в 2013 г. 72 % по отношению к 2012 г.). Импорт из стран дальнего зарубежья в 2013 г. по сравнению с
2012 г. в целом сократился, вместе с тем наблюдался некоторый рост импорта товаров из Нидерландов, Республики Корея, Египта и Швейцарии. Отделением валютного контроля по Иркутской таможне проводились проверки соблюдения валютного законодательства за 2011-2013 гг., результаты которых представлены в табл. 4.
Таблица 2
Динамика показателей деятельности Иркутской таможни в области валютных отношений за 2011—2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013 Отклонение 2012/2011 Отклонение 2013/2012 Отклонение 2013/2011
Количество участников ВЭД, всего 1011 971 878 -40 -93 -133
В том числе: по экспортным операциям 685 652 613 -33 -39 -72
по импортным операциям 400 394 326 -6 -68 -74
Количество стран, с которыми установлены внешнеторговые отношения, всего 82 90 98 8 8 16
В том числе: страны дальнего зарубежья 74 83 90 9 7 16
страны ближнего зарубежья 8 7 8 -1 1 0
Страны-партнеры, участвующие в экспортных операциях 67 75 76 8 1 9
в импортных операциях 60 64 75 4 11 15
Составлено по данным Иркутской таможни.
Таблица 3
Основные страны-контрагенты в сфере валютных отношений, по данным Иркутской таможни, в 2012—2013 гг., тыс. дол. США*
Страна Экспорт Импорт
2012 2013 2013, % к 2012 г. 2012 2013 2013, % к 2012 г.
Страны ближнего зарубежья Узбекистан 195069 261 429 134 1760 1 176 67
Украина 22 419 42 019 187 40689 25 841 64
Таджикистан 45 772 50 349 110 18 40 223
Азербайджан 21 382 23 974 112 0 945 0
Киргизия 15 804 19 788 125 648 927 143
Туркмения 3 512 5 290 151 0 0 0
Страны дальнего зарубежья Китай 1 981 767 2 059 248 104 390 300 331 697 85
Индия 303 343 934 703 в 3 раза 9 310 8 333 89
США 564 588 898 251 159 42 545 25 022 59
Япония 915121 586 246 64 13 374 6 705 50
Нидерланды 138 084 336 641 в 2,4 раза 3 210 3 354 104
Республика Корея 345 590 248 970 72 10 201 14 579 143
Швейцария 268287 252 200 94 1 043 1 878 180
Австралия 0 127 0 207 480 151 128 73
Турция 60 932 138 086 в 2,3 раза 25 402 508 2
Польша 72 742 113 842 157 4 983 3 056 61
Германия 69 208 64 953 94 53 399 22 788 43
Монголия 64 953 69 468 107 6 480 320 5
Египет 64 455 56 682 88 0 63 0
Франция 8 661 8 173 94 65 156 37 843 58
* Без учета взаимной торговли с Республикой Казахстан и Республикой Беларусь.
Таблица 4
Результаты проверок, проведенных отделением валютного контроля Иркутской таможни в 2011—2013 гг.
Показатель 2011 2012 2013 Отклонение 2013/2012 Отклонение 2013/2011
Количество проверок, всего 268 138 125 -13 -143
В том числе: инициативных 249 125 116 -9 -133
% в общем объеме проверок 92,90 90,50 93,00 2,40 0,09
результативных 69 47 36 -11 -33
% в общем объеме инициативных проверок 27,70 37,60 31,00 -6,60 3,29
Количество правонарушений (на общую сумму, млн р.) 632 (1 011,7) 252 (311,4) 951 (613,5) 699 (302,1) 319 (-398,2)
Возбуждено дел об АП, всего (на общую сумму, тыс. р.) 232 (344,5) 156 (348,2) 139 (215,5) -17 (-132,7) -93 (-129,0)
В том числе дел: по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ (на общую сумму, млн р.) 33 (11,4) 102 (164,3) 75 (47,6) -27 (-116,6) 42 (36,2)
по ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ (на общую сумму, млн р.) 2 (42,60) 2 (21,20) 2 (27,20) 0 (6,10) 0 (-15,44)
по ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ (на общую сумму, млн р.) 199 (333,1) 52 (162,7) 62 (140,6) 10 (-22,1) -137 (-192,5)
Следует отметить, что в 2013 г. отделением валютного контроля Иркутской таможни возбуждено 22 дела об АП по ст. 19.7 КоАП РФ, в 2012 и 2011 гг. дела по указанной статье отсутствовали.
По данным табл. 4 видно, что в 2012 г. по сравнению с 2011 г. наблюдается снижение общего количества проверок почти в 2 раза (268/138) и проведенных инициативных проверок на 49,8 % (249/125), как и по России
в целом. Вместе с тем качественный показатель, отражающий результативность данной категории проверок, улучшился. Так, сумма возбужденных дел об АП возросла на 1,05 %. Также в 2012 г. наблюдалось значительное увеличение количества и сумм возбужденных дел об АП по ч. 4 ст. 15.25. КоАП РФ. Количество возбужденных дел об АП возросло — 310 % в 2012 г. по сравнению с 2011 г., сумма возбужденных дел об АП возросла в 14,4 раза (11,41 млн р. / 164,27 млн р.), доля результативных проверок за этот период увеличилась на 9,9 %, а все остальные показатели снизились.
Количество проведенных проверок в
2013 г. по сравнению с 2012 г. уменьшилось на 9 %. Качественный показатель, отражающий результативность данной категории проверок, улучшился. Так, сумма выявленных правонарушений в 2013 г. возросла в два раза (с 311,371 млн р. до 613,49 млн р.) по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. Общее количество правонарушений, выявленных отделением валютного контроля Иркутской таможни в 2013 г., увеличилось в 3,8 раза (с 252 до 951 ед.) по сравнению с
2012 г., тогда как все остальные показатели изменились незначительно.
Необходимо отметить увеличение сумм по выявленным нарушениям и возбужденным делам об АП при совместной работе отделения валютного контроля и структурных подразделений Иркутской таможни.
В 2013 г. в рамках приказа ФТС России «Об утверждении Административного регламента Федеральной таможенной службы по исполнению государственной функции по осуществлению в пределах своей компетенции контроля за валютными операциями резидентов и нерезидентов, не являющихся кредитными организациями, связанными с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, а также ввозом в Российскую Федерацию и вывозом из Российской Федерации товаров, в соответствии с международными договорами государств — членов Таможенного союза, валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования» от 24 декабря 2012 г. № 2621 отделением валютного контроля проведены 23 проверки.
Дополнительные показатели работы отделения валютного контроля Иркутской таможни по валютному контролю за 2011 и 2013 гг. представлены в табл. 5.
По данным табл. 5 видно, что в 2013 г. сумма по всем показателям ниже, чем в 2011 г., за исключением количества протоколов об АП, составленных по ст. 19.7 КоАП РФ должностными лицами таможни (увеличилось на 22), количества поступивших поручений ФТС РФ по экспорту (увеличилось на 3), количества предложений об актуализации или отмене действующих профилей рисков (увеличилось на 3).
Таможенное декларирование ценностей, перемещаемых физическими лицами через границу РФ за 2011-2013 гг., по данным Иркутской таможни, представлено в табл. 6.
Сравнительный анализ данных отчетного периода 2011-2013 гг. показал, что в 2012 г. было самое высокое значение суммы перемещенной наличной валюты (иностранной и валюты РФ) и дорожных чеков — всего 8,549 млн дол. США, в том числе 6,305 млн дол. при вывозе, 2,244 млн дол. при ввозе. Осуществление валютного контроля, в части исполнения порядка перемещения физическими лицами валютных ценностей, валюты РФ, дорожных чеков, в отчетный период регламентировалось положениями Закона № 173-ФЗ и Договором о порядке перемещения физическими лицами наличных денежных средств и (или) денежных инструментов через таможенную границу Таможенного союза, утвержденным решением Межгоссовета ЕврАзЭС от 5 июля 2010 г. № 51.
В основе анализа данного направления лежит оценка объемов таможенного декларирования при перемещении через границу РФ физическими лицами наличной иностранной валюты, валюты Российской Федерации, дорожных чеков, внутренних и внешних ценных бумаг в документарной форме, динамики их ввоза и вывоза. При статистическом мониторинге перемещения физическими лицами валютных ценностей используется база данных «Сведения о ввозе и вывозе ценностей физическими лицами», формируемая в системе КПС «Агент ВК».
Проанализируем перемещение наличной валюты и дорожных чеков по видам валют в
2013 г. (табл. 7).
Таблица 5
Динамика дополнительных показателей работы отдела валютного контроля Иркутской таможни за 2011 и 2013 гг.
Показатель 2011 2013 Отклонение 2013/2011
Количество проверок, всего 268 125 -143
В том числе: по экспорту 210 100 -110
по импорту 58 25 -33
Из них инициативные 249 116 -133
В том числе без нарушений: по экспорту 166 31 -135
по импорту 34 12 -22
Количество протоколов об АП, составленных по ст. 15.25 КоАП РФ должностными лицами таможни 234 139 -95
Количество дел об АП, прекращенных ТУ Росфиннадзора 3 3 0
В том числе в связи с истечением сроков давности 1 0 -1
Количество протоколов об АП, составленных по ст. 19.7 КоАП РФ должностными лицами таможни 0 22 22
Количество постановлений по делам об АП, отмененных судом 17 0 -17
Дела об АП по импорту Количество прекращенных дел об АП, возбужденных по ст. 15.25 ч. 5 (на сумму, тыс. р.) 0 (0) 1 (18 030) 1 (18 030)
Сумма взысканных штрафов по информации, поступившей из Росфиннадзора, тыс. р. 3 337,4 590,9 -2 746,5
В том числе: Иркутская таможня 541,7
Братская таможня 3 345,40 7,76 -
Восточно-Сибирская оперативная таможня - 42,243 -
Количество разработанных срочных проектов профилей рисков 0 1 1
Количество разработанных проектов ориентировок 1 0 -1
Количество предложений об актуализации или отмене действующих профилей рисков 0 3 3
Составлено по данным Иркутской таможни и [7, с. 175-176].
Таблица 6
Таможенное декларирование ценностей (валюта и дорожные чеки), перемещаемых физическими лицами через границу Российской Федерации, за 2011—2013 гг.
Направление перемещения 2011 2012 2013 Отклонение 2013/2012
млн дол. США удельный вес, % млн дол. США удельный вес, % млн дол. США удельный вес, % млн дол. США 2013, в % к 2011 г.
Вывоз 6,20 82,1 6,30 73,8 6,30 97,0 -0,04 1,3
В том числе дорожные чеки 1,00 15,5 0,04 0,7 0 0 -0,04 0
Ввоз 1,40 17,9 2,20 26,3 0,20 3,0 -2,10 -85,6
Всего 7,50 100,0 8,50 100,0 6,50 100,0 -2,10 -14,3
Составлено по данным Иркутской таможни.
Таблица 7
Перемещение наличной валюты и дорожных чеков по видам валют за 2013 г.,
по данным Иркутской таможни
Вид валюты Всего Ввезено Вывезено
удельный вес, % млн дол. США удельный вес, % млн дол. США удельный вес, % млн дол. США
Доллары США 69,8 4,700 64,1 1,400 72,4 3,300
Российские рубли 16,8 1,100 33,3 0,700 9,0 0,400
Евро 7,8 0,500 2,2 0,050 10,6 0,477
Китайские юани 5,6 0,400 0,4 0,008 8,0 0,400
Всего 100,0 6,700 100,0 2,100 100,0 4,500
Составлено по данным Иркутской таможни.
Сравнительный анализ перемещения наличной валюты и дорожных чеков по видам валют в 2011 и 2013 гг. показал, что основной валютой были доллары США, наименьшая доля — у китайского юаня (5,6 %).
В целях выявления и предупреждения нарушений правил перемещения денежных средств должностными лицами таможенных постов Аэропорт Иркутск и Братский осуществляется устный опрос физических лиц, пересекающих таможенную границу, а также проводятся таможенные осмотры сопровождаемого багажа и ручной клади с применением технических средств таможенного контроля.
Таким образом, подводя итог, можно сказать, что таможенные органы продолжают выявлять новые способы незаконного вывода участниками ВЭД денежных средств из Российской Федерации. ФТС России проведена значительная работа по адаптации автоматизированных технологий валютного контроля к изменениям в валютном законодательстве Российской Федерации в части упрощения процедур валютного контроля.
В целом валютное законодательство РФ сложно даже для специалистов, не говоря об участниках внешнеэкономической деятельности, в качестве которых выступают как юридические, так и физические лица [5]. Поэтому для осуществления валютного контроля на высоком уровне требуется совершенствование нормативно-правовой базы валютного контроля, в таком случае и валютная
политика государства в целом будет эффективной [12; 13].
Для решения данной проблемы требуется внесение изменений в действующее законодательство валютного регулирования и валютного контроля, а также устранение пробелов и противоречий. Необходимо сделать его более понятным, устранить по возможности количество ссылок на другие нормативно-правовые акты. Также сделать его информационно доступным не только для специалистов в этой области, но и для самих участников ВЭД. Ведь зачастую нарушения валютного законодательства происходят из-за того, что участники ВЭД не совсем правильно понимают трактовку нормативно-правового акта. Если будет создана законодательная база на уровне, доступном для участников внешнеэкономической деятельности, возможно, что и количество правонарушений уменьшится, а в таком случае валютная политика государства в целом будет иметь устойчивый характер.
Валютный контроль является одним из самых жестких административных ограничений свободы внешнеэкономических связей. Через него прошли многие страны в период экономических кризисов. Устанавливая валютные ограничения внешней торговли, государство тем самым фактически признает, что в настоящий момент у него отсутствуют экономические рычаги для создания привлекательного инвестиционного климата в стране, который мог бы сделать просто бессмысленным сокрытие валютных средств за рубежом.
Список использованной литературы
1. Богомолова А. А. Таможенное право : конспект лекций / А. А. Богомолова. — М. : Юрайт, 2010. — 169 с.
2. Грачева Е. Ю. Финансовое право России / Е. Ю. Грачева, Н. А. Куфакова, С. Г. Пепеляев. — М. : ТЕИС, 2010. — 232 с.
3. Киреенко А. П. Теоретико-методологические основы оценки уклонения от уплаты налогов / А. П. Ки-реенко // Уклонение от уплаты налогов. Проблемы и решения / под ред. И. А. Майбурова, А. П. Киреенко, Ю. Б. Иванова. — М. : Юнити-Дана, 2013. — С. 143-159.
4. Лапина М. А. Понятие и виды финансового контроля / М. А. Лапина, А. С. Ловинюкова // Юридический мир. — 2012. — № 4. — С. 28-32.
5. Орлова Е. Изменения в валютном законодательстве / Е. Орлова // Налоговый вестник. — 2013. — № 9. — С. 8-19.
6. Родионова В. М. Финансовый контроль : учеб. / В. М. Родионова, В. И. Шлейков. — М. : ФБК-ПРЕСС, 2002. — 320 с.
7. Сапожкова Т. П. Осуществление валютного контроля в Иркутской таможне / Т. П. Сапожкова // Проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности в условиях вступления России в ВТО : материалы науч.-практ. конф. к 60-летию Иркутской таможни и 20-летию Сибирского таможенного управления, г. Иркутск, 23-24 мая 2012 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2012. — С. 174-176.
8. Сорокина Т. В. Необходимость финансового контроля в государственном секторе экономики / Т. В. Сорокина, Е. В. Ильюк // Материалы 63-й ежегодной конф. профессорско-преподавательского состава, докторантов, аспирантов и студентов 22-28 марта 2004 г. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2004. — Ч. 1. — С. 224-227.
9. Степашин С. В. Государственный финансовый контроль : учеб. для вузов / С. В. Степашин, Н. С. Столяров, С. О. Шохин, В. А. Жуков. — СПб. : Питер, 2004. — 557 с.
10. Фролова Е. Е. Правовое регулирование государственного финансового контроля в сфере денежного обращения в Российской Федерации / Е. Е. Фролова. — Иркутск : Репроцентр А1, 2010. — 336 с.
11. Хамаганова Л. Д. Мировой опыт в организации валютного контроля и валютного регулирования : учеб. пособие / Л. Д. Хамаганова. — Иркутск : Изд-во ИГЭА, 2001. — 125 с.
12. Хаменушко И. В. Валютное регулирование в Российской Федерации: правила, контроль, ответственность : учеб.-практ. пособие / И. В. Хаменушко. — М. : Норма, 2013. — 352 с.
13. Ялбулганов А. А. Некоторые проблемы развития законодательства о государственном финансовом контроле / А. А. Ялбулганов // Публично-правовые исследования. — 2012. — № 1. — С. 62-75.
References
1. Bogomolova A. A. Tamozhennoe pravo [Customs law]. Moscow, Yurayt Publ., 2010. 169 p.
2. Gracheva E. Yu., Kufakova N. A., Pepelyaev S. G. Finansovoe pravo Rossii [Financial Law of Russia]. Moscow, TEIS Publ., 2010. 232 p.
3. Kireenko A. P. Theoretical and methodological foundations of tax avoidance practice evaluation. In Mayburov I. A., A. P. Kireenko, Ivanov Yu. B. (eds) Uklonenie of uplafy nalogov. Problemy i resheniya [Tax Evasion. Problems and Solutions]. Moscow, YuNITI-DANA Publ., 2013. Pp. 143-159 (in Russian).
4. Lapina M. A., Lovinyukova A. S. The concept and types of financial control. Yuridicheskiy mir = The Legal World, 2012, no. 4, pp. 28-32 (in Russian).
5. Orlova E. Changes in foreign exchange legislation. Nalogovyy vesfnik = Tax Bulletin, 2013, no. 9, pp. 8-19.
6. Rodionova V. M., Shleykov V. I. Finansovyy konfrol [Financial control]. Moscow, FBK-PRESS Publ., 2002. 320 p.
7. Sapozhkova T. P. Currency control in Irkutsk Customs. Problemy regulirovaniya vneshneekonomicheskoy deya-fel'nosfi v usloviyakh vsfupleniya Rossii v VTO. Maferialy nauchno-prakficheskoy konferenfsii k 60-lefiyu Irkufskoy famozhni i 20-lefiyu Sibirskogo famozhennogo upravleniya, g. Irkufsk, 23—24 maya 2012 g. [Problems of foreign economic activity regulation under the Russia's accession to the WTO. The proceedings of the scientific and practical conference dedicated to the 60th anniversary of the Irkutsk Customs and the 20th anniversary of the Siberian Customs Office, Irkutsk, May 23-24, 2012]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2012. Pp. 174-176 (in Russian).
8. Sorokina T. V., Iliyuk E. V. The need for financial control in the public sector of the economy. Maferialy 63-y ezhegod-noy konf. professorsko-prepodavafelskogo sosfava, dokforanfov, aspiranfov i sfudenfov 22—28 marfa 2004 g. (sekfsiya finansovo-ekonomicheskogo fakulfefa) [The proceedings of the 63d annual conference of faculty members, doctoral and PhD students, March 22-28, 2004 (section of the Department of Finance and Economics)]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2004. Pt. 1. Pp. 224-227 (in Russian).
9. Stepashin S. V., Stolyarov N. S., Shokhin S. O., Zhukov V. A. Gosudarsfvennyy finansovyy konfrol [State financial control]. Saint Petersburg, Piter Publ., 2004. 557 p.
10. Frolova E. E. Pravovoe regulirovanie gosudarsfvennogo finansovogo konfrolya v sfere denezhnogo obrash-heniya v Rossiyskoy Federafsii [Legal regulation of state financial control in the sphere of monetory circulation in the Russian Federation]. Irkutsk, Reprotsentr A1 Publ., 2010. 336 p.
11. Khamaganova L. D. Mirovoy opyf v organizafsii valyufnogo konfrolya i valyufnogo regulirovaniya [The world experience in organization of exchange control and currency regulation]. Irkutsk State Economics Academy, 2001. 125 p.
12. Khamenushko I. V. Valyufnoe regulirovanie v Rossiyskoy Federafsii: pravila, konfrol, ofvefsfvennosf [Currency regulation in the Russian Federation: the rules, control, responsibility]. Moscow, Norma Publ., 2013. 352 p.
13. Yalbulganov A. A. Some problems of development of legislation on state financial control. Publichno-pravovye issledovaniya = Public and Legal Research, 2012, no. 1, pp. 62-75 (in Russian).
Информация об авторе
Пирогова Алена Валерьевна — кандидат экономических наук, доцент, кафедра налогов и таможенного дела, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Author
Pirogova Alena Valerevna — PhD in Economics, Associate Professor, Department of Taxes and Customs, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: [email protected].