ВАЛЮТНО-ФИНАНСОВЫЙ МЕХАНИЗМ СТРАН С РАЗВИВАЮЩЕЙСЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКОЙ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
В последние десятилетия финансовые кризисы в отдельных странах и регионах мира становятся все более частыми и глубокими. В связи с этим встает вопрос о правильном выборе и грамотной реализации кредитно-финансовой политики в странах с развивающимся рынком, способной снизить их уязвимость по отношению к резким и внезапным колебаниям потоков капитала и валютных курсов.
Государство имеет в своем распоряжении разнообразные средства и инструменты воздействия на экономику — антициклические, структурные, административные и регламентирующие. Проблема в том, что сложно, а то и невозможно установить, какие из них и в какой мере следует использовать для предотвращения негативных последствий чрезмерного притока иностранного капитала, ставшего причиной последнего международного финансового кризиса 1997 — 1998 гг. Опыт 90-х годов свидетельствует, что не может быть единого рецепта на этот счет, что инструменты регулиро-
Ковзанадзе Ираклий Карлович,
доктор экономических наук, Ш профессор Тбилисского государ-
Г ^ ственного университета им.
т"9 Джавахишвили, является авто-
ром более 45 научных работ в области математики и экономики. Имеет многолетний опыт практических работ в банковских системах Грузии и Европы. В 1998 — 2003 гг. работал генеральным директором одного из крупнейших банков Грузии — «Объединенного Грузинского банка». Выступал на ежегодных собраниях Европейского Банка Реконструкции и Развития (Лондон 1999, 2001, Бухарест 2002), а также на конференции Всемирного банка «Надзор, менеджмент и оценка финансовых рисков» (Всемирный Банк, Вашингтон, 2003) с докладом по вопросам банковских систем и системных банковских кризисов в странах с переходной экономикой в условиях финансовой глобализации.
вания и контроля должны применяться комплексно, с учетом конкретной ситуации и особенностей развития отдельных стран.
Одним из примечательных феноменов 90-х годов был беспрецедентный приток частного иностранного капитала в страны с развивающейся рыночной экономикой. Показатель среднегодового притока частного капитала в 1990 — 2000 гг. превысил даже уровень 70-х и начала 80-х годов, когда возник так называемый международный кризис задолженности, охвативший ряд крупных развивающихся стран. Основными странами-реципиента-ми, на которые приходилось 75% чистого притока частного капитала в 90-е годы, стали Китай, Бразилия, Мексика, Таиланд, Индонезия, Южная Корея, Аргентина, Малайзия, Индия, Турция и Россия. При этом доля пяти первых из перечисленных стран превысила 50%.
Структура и отраслевое распределение иностранного капитала в 90-е годы были иными, чем в период, предшествовавший кризису задолженности 1982 г., когда ввоз капитала осуществлялся главным образом в форме банковских кредитов государственному сектору. В 90-е годы главными формами притока капитала стали прямые иностранные и портфельные инвестиции, которые направлялись в частный сектор.
Увеличение притока капитала в страны с развивающимся рынком было связано с рядом факторов — внутренних и внешних. Среди внутренних факторов, снизивших риски частных инвестиций, — повышение кредитоспособности значительного числа рассматриваемых стран после реструктуризации их внешнего долга; улучшение производственных показателей благодаря реализации программ стабилизации и структурных реформ; установление фиксированного валютного курса. Существенную роль сыграли и внешние факторы, связанные с цикличностью развития рыночной экономики и структурными сдвигами в странах-доно-
pax. Так, в начале 90-х годов, когда экономика ведущих промышленно развитых стран находилась в фазе спада, сопровождавшегося снижением процентных ставок, западные инвесторы стали отдавать предпочтение вложениям в экономику стран с развивающимся рынком. Когда же фаза циклического спада была пройдена, и процентные ставки повысились, вступили в действие структурные факторы, которые стимулировали экспорт капитала, в том числе сильная конкуренция на внутренних рынках.
Повышенный интерес инвесторов к странам с развивающимся рынком способствовал интеграции последних в международную финансовую систему, что в целом выгодно не только отдельным странам, но и всей мировой экономике. Вместе с тем, как свидетельствовали события конца 90-х годов, чрезмерный приток капитала вызвал резкое падение курсов национальных валют, а затем и бегство капитала, банковский кризис. Общая причина бегства капитала для стран с развивающимся рынком — это утрата инвесторами доверия к внутренней экономической политике, которая привела к усилению макроэкономических диспропорций и к обострению ряда проблем на микроэкономическом уровне (кризис банковской системы, неплатежеспособность банков, повышение уязвимости компаний и банков к росту процентных ставок, девальвация национальной валюты).
В свою очередь, кризис платежного баланса был прежде всего связан со слабостью национальных финансовых и банковских систем. В условиях недостаточно развитой и эффективной банковской системы девальвация национальных валют дает больший эффект, чем повышение процентных ставок. Именно поэтому правительства стран с развивающимся рынком отдавали предпочтение девальвации. Неразвитостью финансовой системы отчасти объясняются и очень рискованные характеристики портфеля долговых обязательств, особенно с точки зрения сроков их погашения. Как известно, большинство долговых обязательств были краткосрочными, что несет в себе риск возникновения кризиса ликвидности даже при общей кредитоспособности заемщиков. Крупномасштабный приток иностранного капитала в страны с развивающимся рынком имел для них ряд негативных последствий. Так, он привел к перегреву экономики, ускорению инфляции, выявившей завышен-ность курсов национальных валют, росту дефицита текущего платежного баланса. Кроме того, приток иностранного капитала имел два ключевых не-
гативных последствия для национальных банковских систем: во-первых, рост дефицита баланса центральных банков и других государственных кредитно-финансовых институтов, что неизбежно в условиях фиксированного курса национальных валют и так называемой политики стерилизации (продажи высокодоходных внутренних облигаций и покупки активов в иностранной валюте с низкими процентными доходами); и во-вторых, рост кредитования, который усилил несоответствие по срокам платежей между банковскими активами и обязательствами, а в результате и неустойчивость банковского сектора. Почти во всех странах с развивающимся рынком вслед за остановкой притока иностранного капитала разразились банковские кризисы, более опасные для экономики, чем валютные, поскольку их последствия имеют более затяжной и разрушительный характер и отражаются на значительно более широком круге макроэкономических показателей (ВВП, импорт, объем банковских депозитов, цена различных активов и т.д.), к тому же для восстановления этих показателей требуется гораздо больше времени, чем для устранения диспропорций, вызванных валютным кризисом (так, для восстановления цен на активы после банковского кризиса требуется, как правило, вдвое больше времени, чем для их восстановления после валютного кризиса). После девальвации валюты, вызванной валютным кризисом, объем экспорта достигает докризисного уровня сравнительно быстро, опережая при этом темпы восстановления экономики в целом. В отличие от этого после банковского кризиса объем экспорта обычно продолжает сокращаться еще почти два года.
О тяжести банковского кризиса свидетельствует также и его продолжительность. Банковские кризисы достигают своего пика через год-полтора после начала и могут продолжаться года четыре и более. К тому же для возвращения экономики к докризисным темпам роста после банковского кризиса должно пройти, как правило, не менее трех лет. Подобное затягивание рецессии связано с двумя причинами: обвалом цен на активы, обычно сопровождающим банковские кризисы и вызывающим спад потребительских расходов населения, и крахом кредитования, что приводит к сильному сокращению инвестиций. Политика, направленная на преодоление и предотвращение кризисов, подобных кризису конца 90-х годов, должна включать два основных направления: во-первых, совершенствование внутренней экономической политики и повышение ее прозрачности; и, во-вторых,
реформирование механизма международного регулирования и контроля.
Что касается внутренней экономической политики, то большинство экспертов сходятся во мнении, что страны с развивающейся экономикой могут создать здоровые основы для экономического роста, ужесточив регулирование кредитно-финансовой системы, усовершенствовав правовые основы взаимоотношений между кредиторами и должниками, обеспечив прозрачность информации и эффективность управления государственным долгом. Международное финансовое сообщество может содействовать странам с развивающейся экономикой не только предоставлением технической помощи, но и разработкой международных стандартов в области достаточности капитала кредитно-финансовых учреждений, регулирования банковской деятельности и рынка ценных бумаг.
Новые подходы к оценке странового риска
В последнее время понятие странового риска, используемое в операциях международных организаций и крупных коммерческих банков, значительно расширилось. Это обусловлено не только кризисными явлениями на финансовых рынках, но и значительным ростом объема и дифференциации предоставляемых финансовых услуг. Традиционно страновой риск содержал в себе два элемента: риск неплатежа (невыполнения странами своих долговых обязательств в иностранной валюте) и риск невозможности перевода средств за рубеж, связанный с неспособностью Центрального банка найти необходимую для этого иностранную валюту. Оба эти риска объединяются в категорию «политического риска».
Страновой риск, помимо политического, включает также системные рыночные и кредитные риски. События последних лет свидетельствуют, что уровень политического риска в странах переходной экономики значительно снизился при одновременном повышении системных рыночного и кредитного рисков, которые связаны не только с качеством отдельных партнеров (банков, предприятий и т.д.), но и с макроэкономическими, социальными и политическими условиями в той или иной стране.
Снижение уровня политического риска обусловливается прежде всего действием следующих факторов:
• постепенным решением проблем неплатежеспособности стран-должников;
• предупреждением политических рисков благо-
даря схемам международных организаций и банков, использующих различные механизмы мониторинга (слежения за рисками) и их оценки;
• ростом иностранных прямых инвестиций в экономику большинства стран с переходной экономикой;
• расширением кредитов, предоставляемых этим странам на многосторонней основе такими международными организациями, как МВФ, МБРР и др.
В отличие от политического риска, уровень системного рыночного риска в странах с переходной экономикой значительно повысился под воздействием трех факторов: либерализации международных правил движения капиталов, интернационализации финансовых потоков и слишком быстрого развития финансовых систем в этих странах, вследствие чего, например, выпуск государственных займов для покрытия внутреннего государственного долга не сопровождался здесь модернизацией системы аккумуляции сбережений населения. Все это усиливает уязвимость финансовых систем рассматриваемых стран и создает условия для обострения кризисных явлений, когда иностранные инвесторы под воздействием различных факторов внезапно и массово покидают финансовые рынки этих государств.
Либерализация внутренней финансовой сферы и финансовых отношений с другими странами может стать серьезным дестабилизирующим фактором, если:
а) открытие национальной экономики для внешней конкуренции осуществляется слишком быстро, то есть значительно опережает темпы структурных преобразований и повышения конкурентоспособности национальной экономики, поскольку в этом случае неизбежно растет дефицит платежного баланса;
б) либерализация валютного контроля опережает оздоровление-финансовой системы страны, что чревато значительным ростом задолженности банков в иностранной валюте;
в) происходит массированная секьюритизация внутреннего государственного долга (выпуск долговых обязательств на сумму долга), не соответствующая «поглощающей способности» национального финансового рынка, что неизбежно приводит к росту дефицита государственного бюджета;
г) экономическая политика государства не пользуется доверием у серьезных инвесторов (например, из-за неполной информации, кор-
рупции и т.д.), что может вызвать внезапный
отток краткосрочных иностранных капиталов.
Что касается системного кредитного риска, то он в последние годы возрастал в основном под влиянием изменения общеэкономической среды, в которой действуют предприятия и банки (что может проявляться в частых колебаниях процентных ставок, валютных курсов, биржевых котировок и т.д.); и изменения финансового положения банков и предприятий, в том числе из-за ухудшения качества и структуры их балансов, несоблюдения установленных нормативов, ошибок в управлении активами и рисками и др.
Оценить и предупредить рыночный и кредитный риски гораздо труднее, чем риск неплатежа, причины которого хорошо известны и практически одинаковы для всех стран. Анализ таких макроэкономических показателей, как объем инвестиций и сбережений, динамика ВВП, обменные курсы национальной валюты, уровень процентных ставок, внешнеторговые потоки, сальдо платежного баланса и государственного бюджета и других за сравнительно длительный период позволяет с достаточной точностью оценить риск ликвидности или платежеспособности.
Факторы, влияющие на уровни рыночного и кредитного рисков, гораздо многочисленнее факторов политического риска. Так, если одной из основных причин политического риска является неплатежеспособность государства, то на уровень рыночного или кредитного риска влияют обменный курс национальной валюты, уровень процентных ставок, темпы инфляции, динамика биржевых цен и др. При этом различное сочетание факторов, которые в отдельности не предвещают ничего плохого, может стать взрывоопасным в одних странах и не принести никакого вреда в других. Попытки разработать модели оценки рыночных рисков направлены прежде всего на выявление взаимосвязи между макроэкономическими показателями, характеризующими структуру национальной экономики отраслевыми показателями (особенно касающимися положения банков и сектора недвижимости) и притоком долгосрочных и краткосрочных иностранных капиталов в страны с переходной экономикой.
1 Манделл Р. Эволюция международной валютной системы // Проблемы теории и практики управления. — 2003. - № 2; Доронин И. Мировой финансовый рынок на пороге XXI в. //Деньги и кредит. 2000. № 5; Навой A.B. Валютные кризисы: сущность, причины, последствия //Деньги и кредит. 2003. № 2; Шмелев В.В. Рынок евровалют — ключевое звено международной валютао-фи-нансовой системы //Деньги и кредит. — 2001. — № 3.
Несмотря на различия между тремя указанными выше типами рисков, в реальной действительности границы между ними, как правило, размыты, и часто повышение уровня одного риска влечет за собой повышение уровней других рисков. Еще одна особенность последних лет заключается в том, что финансовые кризисы, начавшись в одной из стран, все чаще приобретают региональный масштаб. Кроме того, страновой риск, касающийся государств с переходной экономикой, в последние годы частично перемещается с макроэкономического уровня (внешняя и внутренняя задолженность государства) на микроэкономический (отдельные банки, предприятия и проекты).
В последнее время в странах с переходной экономикой страновые финансовые риски все чаще проявляются в кризисе биржевых или валютных рынков, оказывая влияние на банковскую систему этих стран1.
Обычно эти кризисы развиваются в следующей последовательности:
а) обострение биржевого кризиса, связанного с оттоком капиталов, вследствие повышения валютного риска;
б) истощение валютных резервов Центрального банка, вынужденного из-за этого повышать процентную ставку;
в) резкое снижение курса национальной валюты;
г) кризис банковской системы, обусловленный ростом задолженности банков в иностранной валюте, убытками от биржевых сделок и операций с недвижимостью, банкротством клиентов, а также накоплением в балансах банков сомнительных или безнадежных долгов;
д) нарастание трудностей с финансированием предприятий, долги которых (особенно в иностранной валюте) быстро увеличиваются, что обостряет кризис взаимных неплатежей;
е) общий спад (рецессия) экономики, вызванный повышением процентных ставок, ограничением банковского кредита, мерами бюджетного регулирования, снижением объема инвестиций и спроса. Следовательно, важнейшими задачами управления страновыми рисками являются установление лимитов рыночных и кредитных рисков и контроль за их соблюдением.
Банковское ядро финансовых систем
Последние годы характеризовались глобализацией банковского бизнеса, расширением сферы деятельности коммерческих банков, превращением многих из них в транснациональные.
Немаловажное влияние на развитие банковского бизнеса оказало совершенствование информационных технологий. Глобальная компьютеризация, расширение сети интернет-технологий позволили не только создать более эффективную систему обслуживания клиентов, обеспечить ускорение расчетов и платежей, усовершенствовать контроль за денежными потоками, но и способствовали внедрению совершенно новых банковских продуктов.
Указанные сдвиги усилили риски в банковской деятельности, и, соответственно, потребовали пересмотра подходов надзорных органов различных стран к оценке и анализу финансового состояния кредитных организаций.
Несмотря на некоторое ослабление своей активности, крупнейшие банки мира в основном сохранили устойчивые позиции на международном финансовом рынке. В условиях глобализации экономических процессов их развитие осуществляется по следующим основным направлениям:
• слияние банков как в пределах одной страны, так и в международном масштабе;
• расширение международной банковской деятельности;
• использование новых банковских и информационных технологий.
При возрастающей конкуренции на рынке банковско-финансовых услуг заметно активизировался процесс слияния кредитных учреждений. К числу наиболее крупных слияний в 2000 — 2001 гг. относятся: 1) объединение в сентябре 2000 г. японских банков Fuji Bank, Dai-Ichi Kangyo Bank и Industrial Bank of Japan в финансовую группу Mizuho Financial Group, уже в 2001 г. новое банковское образование заняло первое место в мировой банковской классификации по размеру совокупных активов и второе — по размеру основного капитала; 2) слияние американских банков Chase Manhattan Corp. и JP Morgan (декабрь 2000 г.). Новый банк JP Morgan Chase занимает четвертую позицию в мировой банковской классификации по размерам активов и капитала; 3) слияние японских банков Sakura Bank (10 место по капиталу в
2000 г.) и Sumitomo Bank (15 место по капиталу в
2001 г.) и создание новой банковско-финансовой
2Лаврушин О.И. Центральный банк в условиях рыночной экономики // Банковское дело. 2002. № 5; Пушкорева A.A., Шенцис Б.Д. Денежно-кредитная политика и политика Центрального банка// Банковское дело. 2002. № 1; Банки и их роль в развитии регионов. Выступления В.П. Горегляда, A.B. Мурычева, О.В. Вью-гина, ГГ. Фетисова, М. Гапонова, А.Г. Силуанова, А.И. Буйного, Л.И. Лариной // Банковское дело. 2003. № 3.
группы Sumitomo Mitsui Banking Corp. (апрель 2001 г.); 4) слияние канадского банка Royal Bank of Canada (второй крупнейший банк Канады по размеру совокупных активов) и американского банка Centura Banks Inc. (62 место в США по размеру активов); 5) приобретение банком HypoVereinsbank (Германия, 7 место в мировой классификации по активам и 12 — по капиталу) крупнейшего австрийского банка Bank Austria.
Определение места и роли денежно-кредитной политики в структуре экономической политики государства заслуживает особого внимания2. Денежно-кредитная политика является одной из составных частей государственной экономической политики, включающей также структурную, бюджетно-налоговую и внешнеэкономическую политику.
Денежно-кредитная политика, независимо разрабатываемая центральными банками, устанавливает приоритетные показатели, сигнализирующие о выработке экономических стратегий и направлений развития страны. Достижение основной цели денежно-кредитной политики — поддержание финансовой стабильности и формирование предпосылок, обеспечивающих устойчивость экономического роста страны, возможно только при выполнении следующих ключевых условий:
• если денежно-кредитная политика адекватна достигнутому или целевому уровню экономического развития;
• если поведение Центрального банка на рынке как проводника денежно-кредитной политики предсказуемо, и он выполняет поставленные задачи. Данные условия обязательны для формирования устойчивых ожиданий инвесторов и других экономических субъектов — участников рынка.
Главной задачей денежно-кредитной политики на среднесрочную перспективу считается прежде всего ослабление инфляции при возможном ускорении роста ВВП, занятости и реальных доходов населения.
Таким образом, при проведении денежно-кредитной политики Центральный Банк формально должен придерживаться таргетирования инфляции. Этот метод предполагает прогнозирование инфляции на уровне, совместимом с заданной целью развития экономики, и желательными значениями макроэкономических параметров. При тар-гетировании инфляции комплексная государственная денежно-кредитная политика должна определять уровень монетаризации экономики, рост денежной массы, процентные ставки, нормы
обязательного резервирования, а также обменный курс национальной валюты.
Влияние монетарного фактора на инфляционные процессы подлежит особенно тщательному анализу. Органы государственного денежно-кредитного регулирования должны оценивать силу воздействия роста массы денег в экономике на уровень инфляции, ибо таргетирование инфляции подразумевает выделение некоего ценового индекса, свободного от влияния, например, изменения тарифов естественных монополий, и его удержание в заданном диапазоне.
Рефинансирование банков как источник денежного предложения (кредитор последней инстанции) является важнейшим инструментом денежно-кредитной политики во всем мире. Ставка рефинансирования, изменяемая в зависимости от экономической ситуации, выполняет сигнальные функции, дает участникам денежного рынка информацию об оценке Центральным банком сложившегося уровня и перспектив инфляции, оказывая влияние на инфляционные ожидания хозяйствующих субъектов. В настоящее время наиболее значимую роль играют ставки по депозитным операциям, в результате использования которых осуществляется поглощение свободной банковской ликвидности. Следовательно, установление ставок по кредитам и ставки рефинансирования на уровне, несоответствующем ожиданиям инвесторов (коммерческих банков) и их готовности к принятию рисков, не позволяет использовать данный механизм кредитования коммерческих банков как источник увеличения денежной массы.
Регулирование Центральным банком участия национальных коммерческих банков в операциях на финансовых рынках — неотъемлемая функция ЦБ. Однако вопрос о целесообразности участия банков в данном конкретном секторе финансового рынка решается по-разному - ведь банки, участвуя в операциях на финансовых рынках, могут преследовать разные цели. Этими целями могут быть: управление ликвидностью (размещение временно свободных ресурсов в инструменты, отличающиеся высокой ликвидностью и надежностью, но, как правило, низкой доходностью); мобилизация капитала и привлечение ресурсов; инвестиции и спекуляции.
Необходимо отметить, что именно денежный рынок, на котором, как правило, обращаются краткосрочные долговые инструменты, наиболее важен для банковской системы, потому что как раз в этом сегменте банки проводят основной объем опера-
ций по оперативному регулированию собственной ликвидности.
В своей основе денежный рынок должен представлять собой рынок высоколиквидных инструментов, с высокой скоростью и надежностью расчетов по ним. Стабильность денежного рынка неразрывно связана со стабильностью банковской системы. Поскольку обеспечение стабильности банковской системы и есть одна из ключевых задач Центрального банка, то к кругу его функций относится и поддержание устойчивости денежного рынка, в том числе путем осуществления расчетов (как по денежным средствам, так и по другим инструментам) на этом рынке.
Мировой опыт (а теперь уже и наш собственный) учит: любой долговой инструмент, допущенный к обращению на денежном рынке, должен иметь гарантии погашения. Скорее всего, это будут гарантии, предоставленные эмитенту банками — участниками денежного рынка, — во всяком случае, такова практика стран с развитыми рынками. При этом исполнение гарантий должно быть предельно автоматичным. Чтобы обеспечить такой автоматизм, банки-гаранты, в свою очередь, должны обладать активами, которые могут послужить обеспечением кредита рефинансирования (или объектом сделки РЕПО с Центральным Банком) в объеме, достаточном для исполнения гарантий. Следовательно, обеспечение безотзывности и окончательности расчетов — ключевая задача центральных банков при осуществлении межбанковских расчетов.
Начиная со второй половины 90-х годов, национальные банковские системы в странах СНГ перешли на качественно более совершенный уровень развития. Характерным примером может служить современная банковская система Грузии, дальнейшему укреплению которой отведено особое место в денежно-кредитной политике республики.
Радикальным макроэкономическим реформам в Грузии сопутствовали меры по созданию негосударственных банков. Этот процесс начался в 1989 г. В тот период регистрация банков осуществлялась союзным Государственным банком, в руках которого было сосредоточено все управление кре-дитно-банковской системой страны. Национальному банку Грузии, созданному в соответствии с законом «О банках и банковской деятельности» от 2 августа 1991 г., вместе с другими функциями Центрального банка была делегирована повторная регистрация всех коммерческих и кооперативных банков, действующих на территории страны.
Таким образом, была создана двухуровневая банковская система и определен порядок ответственности и полномочий Национального банка Грузии как органа, проводящего единую денежно-кредитную политику этой страны, созданы правовые рамки деятельности коммерческих банков, разработана система мер лицензирования банков. Национальный банк установил корреспондентские отношения с банками многих стран (США, Германии, Франции, Швейцарии, Великобритании). Были приняты законы: «О Национальном банке Грузии», «О деятельности коммерческих банков Грузии», «О предпринимателях», «Об иностранных инвестициях». Этими законами и соответствующими нормативными актами была регламентирована деятельность коммерческих банков в Грузии и заложена основа интернационализации кредитных связей. Так, в 1995 г. по инициативе Национального банка был создан межбанковский кредитный аукцион, который сыграл важную роль в укреплении банковской системы. Процессу становления в Грузии банковской системы рыночного типа способствовало также создание рынка казначейских обязательств.
Национальный Банк Грузии осуществляет денежно-кредитную политику с помощью инструментов, которые законодательно закреплены за ним. Это процентные ставки по операциям Банка Грузии; нормативы обязательных резервов, депонируемых в Национальном Банке; операции на открытом рынке; рефинансирование банков; валютное регулирование; установление ориентиров роста денежной массы; прямые количественные ограничения.
Перечисленный инструментарий не был изобретением Национального Банка Грузии — он соответствует используемому в мировой практике. Однако специфика современной экономики Грузии, в том числе определенная сегментация и существенное сжатие финансовых рынков, препятствуют широкому применению инструментов денежно-кредитной политики и усилению их эффективного воздействия на реальную экономику.
Сегментация финансовых рынков означает, что каждый финансовый инструмент имеет свою ограниченную сферу применения, где он практически не может быть заменен другими инструментами. Реально действующими в настоящее время являются нормативы обязательных резервов, рефинансирование (в части проведения депозитных операций), валютное регулирование.
В целях повышения эффективности банковс-
кой деятельности были реализованы принцип сочетания стратегических и краткосрочных целей денежно-кредитной политики и программ социально-экономического развития страны; сделан серьезный шаг в направлении обеспечения устойчивости денежно-кредитной системы, укрепления стабильности курса национальной денежной единицы—лари.
Значительное внимание уделяется усилению гибкости проведения денежно-кредитной политики. Общая тенденция развития банковской системы страны характеризуется укреплением банков, ликвидацией слабо капитализированных банковских институтов. Приоритетное значение в деятельности Национального банка Грузии придается формированию единой платежной системы. С этой целью были созданы клиринговые механизмы по региональным межбанковским расчетам, и средства банков, как и во всех цивилизованных странах, были сосредоточены на едином корреспондентском счете в Национальном банке. Для полной безопасности и функционирования национальной платежной системы в соответствии с мировыми стандартами был создан резервный центр. В целом Национальный банк за последние 5 — 6 лет проделал большой путь развития в области информационных технологий, осуществил целенаправленную работу по автоматизации своих операций.
На взгляд автора, необходимо разработать и принять Национальный Банковский кодекс, без которого нельзя сформировать эффективную денежно-кредитную систему и положить конец разрозненности действующих нормативных документов, зачастую противоречащих друг другу. Банковский кодекс, прежде всего, должен регламентировать полномочия Национального банка и Правительства в отношении коммерческих банков; статус и степень независимости Национального банка; порядок создания и прекращения деятельности кредитно-финансовых учреждений (в том числе порядок формирования их уставного фонда); права и обязанности кредитных организаций, их кредиторов, вкладчиков и клиентов; процедуру санации и банкротства кредитных институтов; правовые нормы по страхованию вкладов и т.д.
Вместе с тем, проведенный анализ вскрывает значительную зависимость банков от общей экономической ситуации и довольно ограниченную возможность их влияния на собственную ресурсную базу. В настоящее время пассивные операции банков по формированию кредитных рисков и ак-
тивные операции, связанные с коммерческим кредитованием предприятий, носят в основном краткосрочный характер. Большую часть привлеченных ресурсов коммерческих банков составляют средства до востребования. Да и так называемые «срочные» средства по существу краткосрочны. Однако и в сложившихся условиях под руководством Национального Банка Грузии коммерческие банки стремятся развивать все виды операционной деятельности, привлекать ресурсы из различных ис-
точников, использовать все многообразие форм расширения своей ресурсной базы. Этутенденцию нужно поощрить и поддержать. Кроме этого, необходимо укреплять и расширять связи между банками как внутри страны, так и на межгосударственном уровне, прежде всего в рамках СНГ. Скоординированная таким образом совместная деятельность даст хороший шанс сформировать эффективную кредитно-финансовую систему суверенной Грузии.
/ \
ВНИМАНИЮ БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ
Г. МОСКВЫ И МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ 1 7 ноября 2004 г.
IV СЪЕЗД БУХГАЛТЕРОВ И АУДИТОРОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Московский областной Дом искусств «Кузьминки» (г. Москва, м. Кузьминки, Волгоградский проспект, 121)
В работе Съезда принимают участие руководители Правительства, министерств и ведомств Российской Федерации и Московской области, Управления судебно-экономи-ческой экспертизы при МВД России, ученые и специалисты в области ведения бухгалтерского учета, аудита и налогообложения.
Телефоны для справок: 286-88-33, 154-94-05 Регистрационный взнос участника IV Съезда - 1 000 руб. Оплата возможна безналичным или наличным платежом.