ВАЛИДАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВНЕФОРМАЛЬНОГО И НЕФОРМАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ И НЕПРЕРЫВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Е. Куля
М. Пенковска
Главным фактором, определяющим деятельность Европейского союза в области непрерывного образования, является экономический кризис, обнаживший структурные слабости европейской экономики. Одновременно все более существенными становятся долгосрочные проблемы, такие как глобализация, растущий спрос на ограниченные ресурсы, демографическая яма и старение общества. В известном смысле попыткой их решения является принятая странами союза стратегия «Европа 2020», включающая три взаимосвязанных приоритета: (а) развитие «умное» - развитие экономики знаний и инноваций; (б) развитие сбалансированное - поддержка экономики, более эффективно использующей ресурсы, более экологичной и более конкурентоспособной; (в) развитие, способствующее социальной включенности - поддержка экономики с высоким уровнем занятости, обеспечение социальной и территориальной целостности. В этом документе Еврокомиссия подчеркнула необходимость повышения привлекательности европейской системы высшего образования на международной арене и повышения качества всех уровней образования и обучения в ЕС за счет поддержки мобильности студентов и стажеров, а также через улучшение положения молодежи на рынке труда. В качестве необходимых мер признаны, в частности, интеграция и совершенствование европейских программ мобильности межвузовского и научного сотрудничества; интенсификация программы модернизации высшего образования (программ обучения, управления и финансирования), в том числе путем сравнения показателей вузов и результатов процесса обучения в мировом масштабе, а также инициирование шагов, направленных на официальное признание внеформального и неформального обучения. Эти положения, реализуемые совместно с государствами-членами и социальными партнерами, должны способствовать вхождению молодежи на рынок труда благодаря стажировкам, практикам и другим методам обретения профессионального опыта1.
Образование через всю жизнь (lifelong learning), в том числе и валидация внеформального и неформального образования, тоже имеет большое значение для развития Европейского пространства высшего образования. В Пражском коммюнике и Берлинском коммюнике министры, признавая значение образования через всю жизнь как одного из основных способов расширения доступа к образованию на высшем уровне и выравнивания возможностей
1 Komisja Europejska. EUROPA 2020. Strategia na rzecz inteligentnego i zrownowazonego rozwoju sprzyjaj^cego wt^czeniu spotecznemu. Bruksela, 3.3.2010. http://ec.europa.eu/eu2020/pdf/1_ PL_ACT_part1 _v1 .pdf [15.03.2013]
76
в этом отношении, подчеркнули необходимость расширения участия вузов в общей стратегии действий, направленных на реализацию этой идеи.
Образование через всю жизнь включает формы деятельности, отличающиеся от традиционного высшего образования в стационарных формах, на которые поступают выпускники средних школ. Вузы разрабатывают программы обучения для лиц разного возраста, с разными образовательными потребностями и возможностями. Это, с одной стороны, является следствием растущей потребности в такого рода образовании, с другой же - следствием наблюдающихся демографических процессов. В этом контексте формирование предложения образовательных услуг, позволяющего реализовать идею образования через всю жизнь, станет одним из главных элементов стратегий развития вузов, а также фактором, связывающим реформы, осуществляемые вузами в рамках Болонского процесса1.
Валидацию внеформального и неформального обучения все чаще рассматривают как способ улучшения образования через всю жизнь (lifelong learning) и образования в разных местах и формах (lifewide learning). Понимая значение учебы вне среды формального образования и обучения, Европейский Совет принял в мае 2004 г. пакет общих европейских принципов в отношении идентификации и валидации внеформального и неформального обучения. В этих принципах указаны ключевые вопросы, имеющие принципиальное значение для разработки и внедрения методов и систем валидации2. Дальнейшая систематическая работа над общими принципами сделала возможным создание в 2006 г. программы «Образование и обучение 2010», а затем программы «Образование и обучение 2020», где определена стратегическая рамочная область европейского сотрудничества применительно к построению Европы, опирающейся на знания, и реализации концепции образования через всю жизнь для всех людей, включающей все уровни и ситуации, в том числе и внеформальное и неформальное обучение3. Валидация внеформального и неформального обучения опирается на оценку результатов обучения личности и может вести к выдаче свидетельства или диплома. Термин «валидация результатов обучения» понимается как подтверждение соответствующим органом того, что результаты обучения (знания, умения и компетенции), обретенные личностью в рамках формального, внеформального или неформального обучения, были оценены согласно ранее установленным критериям и соответствуют требованиям стандарта
1 A. Krasniewski, Proces Bolonski. Warszawa, 2009, s. 45-47.
2 Совет Европейского Союза, Conclusions of the Council and representatives of the
governments of Member States meeting within the Council on common European principles for the identification and validation of non-formal and informal learning (Решения, принятые на заседании Совета и представителей правительств государств-членов, обсуждающих с Советом вопрос о единых европейских принципах в отношении идентификации и валидации внеформального и неформального обучения) (EDUC 118 SOC 253, 18 мая 2004).
http://ec.europa.eu/education/policies/2010/doc/validation2004 _en.pdf [10.03.2013]
3 Konkluzje Rady z dnia 12 maja 2009 r. w sprawie strategicznych ram europejskiej wspotpracy w dziedzinie ksztatcenia i szkolenia (ET 2020) http://europa.eu/legislation_ summaries/education_training_youth/general_framework/ef0016_pl.htm [15.03.2013]
77
валидации. Валидация обычно ведет к сертификации, т. е. выдаче свидетельства или диплома.
Участие большого числа стран в деятельности ОЭСР в этой сфере и участие Еврокомиссии указывают на то, что валидация рассматривается как существенный элемент национальных политик в области образования, обучения и трудоустройства. Валидация внеформального и неформального обучения в Европе организуется разными способами. Система валидации результатов может мыслиться как интегральная часть уже существующей системы формального образования и обучения. Тогда она рассматривается как еще один образовательный маршрут, утвержденный на национальном уровне, ведущий к достижению результатов обучения и возможной сертификации. В некоторых странах валидация внеформального и неформального обучения функционирует параллельно с формальной системой. Управление ею осуществляется иначе, но в ней используются такие элементы инфраструктуры формальной системы, как образовательные критерии отнесения и стандарты на формальные квалификации. Она может представлять собой также совершенно отдельный процесс, ведущий к специфическим формам признания и не связанный с формальной системой ни институционально, ни в части стандартов или сертификации1.
Существуют также другие инструменты политики на европейском уровне, которые существенным образом связаны с процессами валидации. «Европейские рамки квалификации для образования через всю жизнь» (EQF) поддерживают процессы валидации через внедрение европейских критериев отнесения для уровней квалификации во всей Европе и ориентируют на включение систем валидации в системы формальных квалификаций. Благодаря уровням квалификации и структуре дескрипторов, которые характеризуют знания, умения и компетенции с точки зрения результатов обучения, упрощается обеспечение прозрачности уровней квалификации и сопоставимости между всеми странами и регионами2. Кроме того, в 2004 г. создана система Europass, включающая Europass CV, а также портфель документов, которые можно использовать, чтобы лучше выражать и представлять свои квалификации и компетенции во всей Европе. Другим инструментом, документирующим результаты обучения, является Youthpass в рамках программы «Молодежь в действии», а также паспорта умений и квалификаций секторов, разработанные в рамках европейского общественного диалога по секто-
1 Europejskie wskazowki dotyczqce walidacji uczenia siq pozaformalnego i nieformalnego. Luk-semburg 2009, s. 13-15. http://biblioteka-krk.ibe.edu.pl/opac_css/doc_num.php?explnum_id=63 [16.03.2013]
2 Европейский Парламент, Совет Европейских Сообществ, Recommendation of the
European Parliament and of the Council of 23 April 2008 on the establishment of the European qualifications framework for lifelong learning (Рекомендации Европейского Парламента и Совета от 23 апреля 2008 г. в отношении установления европейских рамок квалификации для образования через всю жизнь), Официальный дневник Европейских Сообществ, 2008, C 111, s. 1-7. URL: http://eur-
lex.europa.eu/LexUriServ/ LexUriServ.do?uri=0J:C:2008:111:0001:0007:EN:PDF [10.03.2013]
78
1
рам . В 2009 г. Еврокомиссия и Европейский центр развития профессионального обучения (Cedefop) опубликовали европейские директивы в отношении валидации внеформального и неформального обучения, которые служат техническим ориентиром в области валидации для лиц, принимающих решения, и профессионально занимающихся этим вопросом. В директивах основное внимание уделено валидации, рассматриваемой с разных позиций (индивидуальной, организационной, национальной, европейской). Данные директивы являются практическим инструментом, применяемым на основе принципа добровольности. Инструментом, потенциально позволяющим «переносить» внеформальное и неформальное обучение, являются системы баллов и достижений, опирающиеся на результаты обучения. Применительно к высшей школе это европейская система трансфера и накопления баллов (ECTS), которая была разработана в рамках Болонского процесса, чтобы облегчить мобильность между учреждениями высшего образования. Применительно к профессиональному образованию и обучению - европейская система трансферта достижений в профессиональном образовании и обучении (ECVET)1 2.
Существенное значение для валидации внеформального и неформального обучения имеет формирование национальных рамок квалификации. Переход к результатам обучения может оказаться важным для дальнейшего развития валидации, а возникающие национальные рамки квалификации упрощают введение национальных стандартов для результатов обучения (компетенций), позволяют учесть взаимосвязь квалификаций и поощряют трансферт и доступность обучения. Самым важным достоинством рамок квалификации с точки зрения упрощения валидации является то, что классификации уровней квалификации обычно пишутся в форме результатов обучения. Эти уровни не зависят от конкретного типа квалификации и позволяют использовать результаты внеформального и неформального обучения, являющиеся предметом валидации на определенном уровне, как основание для признания частичной или полной квалификации.
Ведущиеся в настоящее время в Европе работы над валидацией внеформального и неформального обучения, а также над национальными рамками квалификации, имеют общую цель. Эти два элемента дают возможность отдельным индивидам добиваться прогресса в учебной «карьере» благодаря результатам учебы и компетенциям, а не на основании продолжительности и локализации определенной учебной программы3.
Пока еще рано оценивать результаты валидации внеформального и неформального обучения, поскольку данный процесс находится in statu
1 Komisja Europejska. Zalecenia Rady w sprawie walidacji uczenia si§ pozaformalnego i nieformalnego. Bruksela 2012.2012/0234 (NLE). http://ec.europa.eu/education/lifelong-leamingpoNcy/doc/informal/proposal2012_pl.pdf [15.03.2013].
2 Ksztatcenie i szkolenie zawodowe w Polsce. Charakterystyka ogolna. Raport. Luksemburg 2011. http://www.cedefop.europa.eu/EN/Files/4105_pl.pdf [15.03.2013].
3 Europejskie wskazowki, s. 26.
79
1
nascendi. Представляется, однако, что валидация сыграет значительную роль в выравнивании возможностей в отношении признания умений и компетенций отдельных лиц. Это особенно важно в отношении кругов, обделенных вниманием, таких как эмигранты, а также лица с ограниченными возможностями. Она поможет и в выработке привычки к непрерывному образованию и повысит доступность и мобильность как в процессе обучения, так и на рынке труда. Кроме того, она увеличит вероятность признания знаний, накапливаемых в течение всей жизни, способствуя одновременно возрастанию интегрированности европейских стран.
Перевод с польского языка выполнен в ООО «Центральное бюро переводов «Знание» 1
1 В Польше не функционирует система валидации и признания квалификаций, обретенных в рамках неформального обучения. Отдельные сектора применяют собственные решения. Например, внешние экзамены, проводимые Окружными экзаменационными комиссиями, позволяют взрослым получить свидетельства об окончании школы II ступени (гимназии) или III ступени (лицей) без обязательного посещения школы. В то же время внешние экзамены, подтверждающие профессиональную квалификацию, доступны только для лиц, окончивших определенное учреждение системы профессионального образования. Ksztatcenie i szkolenie zawodowe w Polsce, s. 40.
80