ВАЛЕОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ КАК ФАКТОР ВОССТАНОВЛЕНИЯ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНТОВ
Ирина Борисовна Страхова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52, кандидат социологических наук, доцент кафедры социальных коммуникаций и социологии управления, тел. (383)243-95-01
В статье рассматривается проблема социальных воздействий на образ жизни молодёжи в процессе обучения и воспитания студентов на занятиях физической культурой. Представлены результаты социологического исследования отношения к здоровью и мотивации здорового образа жизни студентов с ослабленным здоровьем.
Ключевые слова: физическая культура, здоровье, здоровый образ жизни,
мотивация, валеологическое образование, валеологическая культура.
VALEOLOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF RECOVERY OF STUDENTS’ HEALTH
Irina B. Strakhova
Novosibirsk State University of Economy and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 52 Kamenskaya St., Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor of Department of Social Communications & Management Sociology, tel. (383)243-95-01
The article focuses on the issue of a social impact on the youth’s way of life during physical culture classes. The results of a sociological survey on the attitude of physically weak students towards health and their motivation for healthy way of life are presented.
Key words: physical culture, health, healthy way of life, motivation, valeological education, valeological culture.
В условиях сниженного уровня здоровья молодежи возрастает внимание к здоровому образу жизни студентов, что указывает на озабоченность общества проблемами воспроизводства и качества рабочей силы и человеческого потенциала в целом. Обеспечить высокий уровень подготовки специалистов невозможно без усиления познавательной активности самих студентов. Воспитать у студента жизненную потребность трудиться, желание быть социально активным, совершенствовать свои знания, умение заботиться о здоровье своем и окружающих - одна из главных задач высшей школы.
По данным ежегодных медицинских осмотров у 80-85% студентов отмечаются нарушения в состоянии здоровья, около трети поступающих в вузы имеют серьёзные хронические заболевания, препятствующие полноценной, активной жизни человека. На занятиях физической культурой такие студенты зачисляются в специальную медицинскую группу, что должно обеспечить особое внимание к ним со стороны педагогов. Механизм социальных воздействий на образ жизни студентов с ослабленным здоровьем заключается в использовании валеологического образования, под которым
мы понимаем процесс обучения и воспитания студентов на занятиях физической культурой, направленный на формирование системы научных знаний и умений, обеспечивающих ценностное отношение к здоровью и мотивацию здорового образа жизни (ЗОЖ).
Целью валеологического образования является формирование культуры здоровья, ответственного отношения к своему здоровью и окружающей среде как условию и фактору его сохранения и развития. Результат такого образования определяется, с одной стороны, уровнем теоретических знаний об основах здоровья и здорового образа жизни, а с другой - наличием валеологической культуры, которая позволяет самому человеку занять активную позицию в отношении сохранения и укрепления собственного здоровья, использовать умения и навыки для развития своих потенциальных возможностей.
Сохранение и укрепление здоровья находятся в прямой зависимости от уровня культуры, который отражает меру осознания и отношения человека к самому себе. Какое место занимает здоровье в системе ценностей молодежи? Каково отношение студентов к здоровью и как оно конкретно проявляется в повседневных действиях и поступках? Некоторые ответы на эти вопросы помогли дать результаты проведенного нами социологического исследования по изучению валеологической культуры студентов с ослабленным здоровьем. В анкетном опросе приняли участие 546 студентов специальной медицинской группы 1, 2 и 3 курсов обучения Новосибирского
государственного университета экономики и управления и Сибирского института управления - филиала РАНХиГС.
Изучение отношения к здоровью как основного компонента валеологической культуры предполагает, в первую очередь, анализ самооценки физического и социального самочувствия. Самооценку здоровья необходимо рассматривать как относительный показатель состояния здоровья и как мотивационную детерминанту поведения относительно факторов, способствующих или угрожающих здоровью человека.
Студентам, участвующим в опросе, предлагалось ответить на вопрос «Как Вы оцениваете состояние своего здоровья?». По нашим данным 39% респондентов считают своё здоровье хорошим, почти половина опрошенных (47%) - удовлетворительным и 11% - плохим. Анализ ответов респондентов на вопрос о наличии конкретных заболеваний показал, что более половины студентов (54%) имеют заболевания опорно-двигательного аппарата, около трети (29%) - заболевания органов зрения. Это подтверждается и данными медицинских осмотров студентов, по которым эти заболевания традиционно занимают первые места. Важно подчеркнуть, что именно эти заболевания являются «болезнями образа жизни». Потому что к их появлению приводит, прежде всего, неправильное поведение в отношении собственного здоровья. Достаточно высока, учитывая возраст респондентов, доля заболеваний сердечно-сосудистой системы (22% опрошенных), заболеваний внутренних органов (21%), заболеваний лор-органов и дыхательной системы (16%).
Необходимо отметить, что, оценивая своё здоровье, человек вкладывает в это понятие не только физическое, но, не в меньшей степени, психическое благополучие и социальное самочувствие. Потому что хорошее здоровье -это, прежде всего, предпосылка для долговременной активности в социуме. Анализ социального самочувствия по ответам на вопрос «Мешает ли Вам в достижении жизненных целей ваше заболевание?» показал, в частности, что менее трети студентов (32%) не испытывают никаких трудностей и ограничений в связи с имеющимся заболеванием. Практически столько же студентов (29%) вынуждены ограничивать себя в активной физической деятельности. В молодом возрасте это ограничение существенно влияет на общее ощущение благополучия. Поэтому респонденты отмечают трудности психологического характера: 19% опрошенных испытывают чувство тревоги за будущую жизнь, 17% - чувство неуверенности в своих силах, большинство студентов понимают неизбежность осложнений в будущей жизни в связи с состоянием своего здоровья.
Низкий уровень здоровья человека должен активизировать действенную
заботу о нём. Ответы респондентов на вопрос: «В какой степени проявляется Ваша забота о здоровье?» свидетельствуют, что, несмотря на низкий уровень здоровья, подавляющее большинство студентов (69%) заботятся о здоровье от случая к случаю и только 24% делают это постоянно. Реально оценивая свои недостаточные усилия по сохранению и укреплению здоровья, большинство респондентов (64%) называют свой образ жизни здоровым «в какой-то степени», только 12% оценивают его как здоровый, 18% - как нездоровый.
Для того, чтобы иметь представление о причинах, по которым студенты отказываются от заботы о собственном здоровье, в анкете был задан вопрос: «Если Вам не всегда удаётся заботиться о здоровье, что является основным препятствием?». Анализ ответов на него показал, что в качестве основной причины респонденты называют нехватку времени (47% опрошенных), 25% отмечают, что им не хватает терпения и силы воли, 18% отметили причину объективного характера - недостаток материальных средств и условий. На наш взгляд, указанные причины свидетельствуют о том, что у студентов не сформирована потребность в систематической заботе о собственном здоровье и отмечается низкий уровень мобилизации усилий в сфере этой деятельности.
Основными факторами укрепления здоровья для студентов являются посещение занятий по физической культуре и самостоятельные занятия физическими упражнениями: их использование в повседневной жизни
отметили соответственно 66% и 49% опрошенных. Однако, при положительном отношении к физической культуре в целом (у 73% опрошенных), значительное количество студентов (45%) активного интереса к ней не проявляют и посещают занятия в силу необходимости (для получения зачета). Систематически занимаются физическими упражнениями самостоятельно всего 18% респондентов. О низкой эффективности действий по укреплению здоровья свидетельствует также то, что невостребованными для студентов остаются наиболее значимые факторы ЗОЖ: самосовершенствование, рациональный режим труда и отдыха, валеологическое самообразование. Их использование в повседневной жизни отметили соответственно 26%, 12% и 8% респондентов.
Представленный анализ позволяет нам сделать вывод о неадекватном отношении студентов к собственному здоровью, которое выражается в недостаточной заботе и несформированной потребности сохранения и укрепления утраченного здоровья.
В системе ценностей студентов лидирующие позиции занимают семья (29% респондентов), здоровье (26%), материальный достаток (24%) и образование (12%). Низкий ранг имеют ценности духовного развития, интересной работы и творчества, которые должны формировать здоровую, социально-активную личность (8-ое, 9-ое, 10-ое места соответственно по 11-ти ранговой шкале). Мы проанализировали ценностные установки студентов в отношении здоровья. В анкете предлагалось ответить на вопрос о том, что человек считает главным в достижении жизненного успеха. Менее четверти респондентов (23%) выбрали «здоровье» из предложенных вариантов. Большинство (52%) предполагают достичь жизненных целей с помощью силы характера, 16% - считают залогом успеха материальный достаток, 9% -образование. Установки студентов в отношении заботы о здоровье свидетельствуют, что 23% респондентов осознают важность здоровья для дальнейшей жизни и выражают готовность заботиться о нём. Подавляющее же большинство студентов осознают важность здоровья, скорее всего, в силу его значительной утраты. При этом 51% респондентов отвечают, что «здоровье это важно, но не всегда удаётся позаботиться о нём», каждый четвёртый из опрошенных считает, что «забота о здоровье важна наряду с учёбой, развлечениями».
Анализ мотивации ЗОЖ показал, что основным мотивом поведения студентов в отношении здоровья является его неудовлетворительное состояние (для 68% опрошенных), для 54% — желание иметь хорошую семью, для 49% — улучшение внешней привлекательности. Доля социальнозначимых мотивов невысока: для 30% — это «желание быть успешным в профессиональной карьере», для 26% — «развиваться как личность, самосовершенствоваться».
Результаты нашего исследования позволяют сделать вывод о том, что ценностном сознании студентов с ослабленным здоровьем не сформировано отношение к здоровью как к главной жизненной ценности. Большинство студенческой молодёжи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия и считает основными условиями его сохранения отказ от вредных привычек, двигательный режим и правильное питание. Таким образом, забота о здоровье воспринимается на уровне потребностей самосохранения, не затрагивая уровень социогенных и высших потребностей человека.
Изучение факторов социализации в отношении здоровья позволило нам выделить некоторые причины пассивного поведения студентов по его сохранению и восстановлению. Мы предложили респондентам оценить свои умения и навыки в области физической культуры. По нашим данным треть опрошенных (34%) студентов считают, что достаточно освоили все необходимые виды физических упражнений. Большая часть респондентов (57%) отмечают, что их навыки недостаточны для регулярных занятий, 5% -практически ничего не умеют. Самооценка знаний, необходимых для заботы о здоровье, показала, что для большей части респондентов их недостаток препятствует оздоровительной деятельности. Так, 47% студентов не знают об «особенностях образа жизни при наличии заболевания», 34% респондентов ответили, что не знают как «правильно организовать самостоятельные занятия физическими упражнениями», 28% - не знают как «составить комплекс упражнений при своем заболевании». Нельзя не отметить, что чуть меньше половины (45%) студентов получили навыки заботы о здоровье в семье, 27% - в вузе, всего 12% - в школе, почти пятая часть (19%) респондентов указали на то, что их никто не учил заботиться о здоровье. По результатам исследования в значительной мере характер поведения в отношении здоровья определяется низкой валеологической грамотностью, недостатком умений и навыков ведения здорового образа жизни.
Мы считаем, что валеологическое образование студентов с ослабленным
здоровьем позволяет управлять процессом мотивации ЗОЖ молодежи. Это требует учёта превалирующих в сознании молодёжи ценностей и ценностных ориентаций и развития потребности в здоровье для реализации не только биологической, но, прежде всего, социальной сущности человека. Мотивация оздоровительной деятельности на занятиях физической культурой посредством обучения студентов знаниям, умениям, навыкам ведения ЗОЖ неразрывно связана с воспитанием личности в целом, формированием адекватного представления о здоровье человека и собственных возможностях его сохранения и развития.
1. Белова И.И. Парадоксы здорового образа жизни учащейся молодежи // Социс: Социологические исследования. - М., 2008. № 4. С. 84 - 87.
2. Брехман И.И. Валеология — наука о здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1990. 182
с.
3. Варламова С.Н. Здоровый образ жизни - шаг вперед, два назад // Социс: Социологические исследования. М., 2010. № 4. С. 75 - 88.
4. Мануйленко Э.В. Индивидуальные программы по формированию у студентов здорового стиля жизни // Теория и практика физической культуры. 2009. №2. С. 44-46.
5. Орлова В.В. Ценностные приоритеты молодежи в сибирском регионе // Социс: Социологические исследования. М., 2009. № 6. С. 95 - 99.
6. Паначев В.Д. Исследование факторов здорового образа жизни студентов // Социс: Социологические исследования. М., 2004. № 11. С. 98 - 100.
7. Страхова И.Б. Социология личности: учеб. пособие. Новосибирск: НГУЭУ, 2010.
154с.
8. Страхова И.Б. Теория здоровья и болезни. Формирование собственной оздоровительной программы : учебное пособие. Новосибирск: СибАГС, 2001. 36 с.
© И. Б. Страхова, 2014