УДК 378
САМОСОХРАНИТЕЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
Ирина Борисовна Страхова
Новосибирский государственный университет экономики и управления, 630099, Россия, г. Новосибирск, ул. Каменская, 52, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии, тел. (383)243-95-01
В статье рассматривается проблема социальных воздействий на формирование сознания и поведения студенческой молодежи в соответствии с требованиями здоровья. Представлены результаты социологического исследования по изучению отношения к здоровью как ценности; мотивации и компонентов здорового образа жизни студентов; факторов, влияющих на поведение молодежи в отношении здоровья.
Ключевые слова: студенты, самосохранительное поведение, здоровье, здоровый образ жизни, мотивация.
SELF-PRESERVING ATTITUDE OF STUDENTS
Irina B. Strakhova
Novosibirsk State University of Economics and Management, 630099, Russia, Novosibirsk, 52 Kamenskaya St., Ph. D., Associate Professor of Department of Social Communications and Management Sociology, tel. (383)243-95-01
The paper focuses on social impacts and their role in fashioning the students' consciousness and attitude in compliance with health needs. The results of sociological research on their attitude towards health as a value, motivation and components of students' healthy life style, as well as the factors influencing their attitude towards health are presented.
Key words: students, self-preserving attitude, health, healthy life style, motivation.
Современный социум предъявляет повышенные требования к человеку в плане активности, реализации своих индивидуальных особенностей и личностных качеств. Развитие способности к самоопределению и самореализации особенно важно для молодежи, которая находится в ситуации становления ценностной системы, адаптации к экономическим и социальным условиям, выбора жизненной стратегии. Условием и предпосылкой социальной активности является здоровье, которое в значительной степени зависит от личной ответственности человека за его сохранение и развитие. Низкий уровень здоровья студентов и его отрицательная динамика в период обучения в вузе свидетельствуют о необходимости пристального внимания к анализу социальных факторов, определяющих целенаправленное формирование сознания и поведения молодежи в соответствии с требованиями здоровья.
В научной литературе введено понятие «самосохранительное (витальное, здоровьесохранительное) поведение, которое определяется как «система действий и отношений, опосредующих здоровье и продолжительность жизни индивида» [2, с.15]. В основе изучения самосохранительного поведения лежит ис-
следование ценностно-мотивационной структуры личности и ценности здоровья в этой структуре. Осознанная потребность в здоровье, проявляясь в мотивах и установках, определяет целенаправленное поведение человека по критерию здоровья, которое конкретное выражение находит в образе жизни. Обобщение научных подходов к категории «здоровый образ жизни» позволяет определить здоровый образ жизни (ЗОЖ) как поведение, направленное на сохранение и развитие здоровья человека на физическом, психоэмоциональном и ментально-духовном уровнях. Духовный аспект здоровья как стержень целостного здоровья определяет бережное к нему отношение и мотивирует человека к сознательному самосохранительному поведению, формируя личностные качества, необходимые для реализации жизненных и профессиональных планов.
Прикладные социологические исследования, посвященные здоровью и образу жизни студентов, содержат убедительные доказательства распространения негативных тенденций в образе жизни молодежи в условиях современных социально-экономических перемен. Мы также неоднократно указывали на декларативный характер отношения студентов к здоровью, который проявляется в признании его высокой ценности и отсутствии реальных действий по его сохранению и укреплению в повседневной жизни [4, 5, 6]. Актуальность изучения социальных механизмов и способов управленческого воздействия на формирование ценностного отношения к здоровью и здорового образа жизни определила цель проведённого нами социологического исследования самосохранитель-ного поведения студенческой молодежи. Реализация цели потребовала решения следующих задач: изучить отношение студентов к здоровью; изучить мотивацию и компоненты здорового образа жизни студентов; определить факторы, влияющие на поведение молодежи в отношении здоровья. В анкетном опросе приняли участие 146 студентов 1, 2 и 3 курсов обучения Сибирского института управления - филиала РАНХиГС и Новосибирского государственного университета экономики и управления (НГУЭУ).
Отношение к здоровью является важнейшим элементом самосохранитель-ного поведения. Статистика ежегодных медицинских осмотров студентов вузов убедительно указывает на то, что большинство заболеваний молодежи имеют поведенческую основу. Анализ самооценки здоровья студентов, участвующих в опросе, показал, что более половины респондентов (56%) считают свое здоровье хорошим, около трети (32%) - удовлетворительным, 10% - плохим. Большинство студентов отмечают у себя заболевания опорно-двигательного аппарата (37%), органов зрения (19%), лор-органов и дыхательной системы (16%). Традиционно такие заболевания называют «болезнями образа жизни». Низкий уровень физического здоровья снижает психическое и социальное самочувствие молодежи. Поэтому студенты отмечают беспокойство за профессиональную карьеру (26%), за создание семьи и здоровье будущих детей (21%), 19% ограничивают себя в двигательной активности и испытывают неуверенность в своих силах. Самооценка здоровья является фактором мотивации самосохрани-тельного поведения. Вместе с тем, несмотря на указанные проблемы, большинство студентов (61%) заботятся о здоровье «от случая к случаю» и только 24%
делают это постоянно. Более того, 12% респондентов отметили, что «не считают нужным прилагать к этому усилия».
В системе ценностей молодежи здоровье традиционно занимает достаточно высокие позиции. Мы предложили респондентам проранжировать одиннадцать основных жизненных ценностей. В результате, лидирующими в ценностном сознании по четырем первым рангам оказались: семья, материальный достаток, здоровье и образование. Последние места списка занимают интересная работа, творчество, свободное время. При этом обращает на себя внимание тот факт, что студенты оценивают свое здоровье как инструментальную ценность (здоровье для достижения других целей), а не терминальную (конечную, абсолютную). Так, при ответе на вопрос: «Для чего нужно здоровье современному человеку?», 43% респондентов отметили - для «благополучной, обеспеченной жизни», 34% - для «реализации намеченных планов», 11% студентов считают, что «быть здоровым престижно», и только 5% назвали здоровье «непременным условием полноты бытия Человека в мире». Доминирование материальных ценностей над ценностью здоровья не способствует самосохранительному поведению молодежи. Студенты легко начинают эксплуатировать здоровье как наиболее доступный и, зачастую, единственный ресурс.
Для понимания студенческой молодежью здоровья как ценности респондентам было предложено определить значение здоровья в их жизни. Четверть студентов признали, что «здоровье - это главное» (23%) и выразили готовность заботиться о нем. Почти половина респондентов ответили, что «здоровье это важно, но не всегда удаётся позаботиться о нём» (46%), треть прошенных (29%) считает, что «забота о здоровье важна наряду с учёбой, развлечениями». В основном, студенты осознают, что их здоровье в значительной степени зависит от них самих. Однако, большая часть (48%) сможет изменить отношение к собственному здоровью «только в случае болезни» или «при реальной угрозе появления болезни» (36%).
Учитывая стремление молодежи к высокой степени самореализации, мы предложили респондентам ответить на вопрос о главных факторах достижения жизненного успеха. Так, большинство студентов предполагают достичь жизненных целей с помощью образования (39%) и материального достатка (36%). На личностные факторы «силу характера, способности» указали 28% опрошенных. Менее четверти студентов (22%) выбрали «здоровье» в качестве условия жизненного успеха.
Основа самосохранительного поведения человека - позитивная ориентация на здоровье, которая является результатом адекватного представления о ЗОЖ и осознания здоровья как универсальной жизненной ценности. Чтобы оценить представление студентов о ЗОЖ, мы предложили в анкете ответить на вопрос «Какие компоненты, по Вашему мнению, составляют понятие «здоровый образ жизни»?». В результате, большинство опрошенных включили в ЗОЖ отсутствие вредных привычек (76%), двигательную активность (71%), правильное питание (69%), рациональный режим труда и отдыха (58%). Доля остальных факторов сохранения здоровья значительно меньше: саморазвитие, самосовер-
шенствование считают важными для здоровья 43% респондентов, 29% - психосексуальную и половую культуру. Всего 28% респондентов считают непременным условием здоровой жизни полноценную духовную жизнь, 14% - культуру межличностных отношений. Это означает, что большинство студенческой молодежи воспринимает здоровье на уровне физического благополучия. Полагаем, что у респондентов не сформировано представление о важности психоэмоционального и духовного уровней здоровья для развития социально активной личности.
Это находит подтверждение и в повседневных действиях студентов по сохранению и укреплению здоровья, которые свидетельствуют о противоречивости отношения молодежи к своему здоровью. Так, основным фактором ЗОЖ респонденты считают посещение занятий по физической культуре (76%). При этом более трети студентов (39%) интереса к ней не проявляют и ходят на занятия «для получения зачета». Самостоятельно занимаются физическими упражнениями и спортом 29% респондентов, а регулярно выполняют утреннюю гимнастику только 4% студентов. Большинство студенческой молодёжи (69%) высказались за отказ от вредных привычек. Но при этом допускают возможность курения 46%, употребление алкоголя - 37% опрошенных. Небрежное отношение к рациональному питанию и закаливанию выражается в том, что менее трети студентов (29%) отметили «стараюсь правильно питаться», 8% - используют закаливающие процедуры. Особо отметим, что незначительная доля студентов (менее 10% опрошенных) используют факторы ЗОЖ, которые позволяют развивать личностные качества, самосовершенствоваться, заниматься валеологи-ческим самообразованием. На наш взгляд, деятельность, выраженная в нарушении форм самосохранительного поведения, свидетельствует о низкой социальной ответственности студенческой молодёжи за своё здоровье.
Анализ мотивации ЗОЖ также показывает, что в основе самосохранитель-ного поведения потребность сохранения физического здоровья и прагматические ориентации студенческой молодёжи. Большинство студентов (64%) готовы вести здоровый образ жизни для того, чтобы «улучшить состояние здоровья, общее самочувствие». Современные реалии заставляют молодёжь в качестве мотива выбирать «конкурентоспособность, возможность зарабатывать больше денег» (56%). Почти у половины респондентов (49%) в качестве мотива выступает потребность «иметь хорошую семью, здоровых детей» и «быть физически сильнее, привлекательнее» (48%). Для трети студентов здоровье необходимо, чтобы «получать от жизни радость, удовольствие» (34%), и «чувствовать себя уверенно, психологически комфортно» (32%). Доля социально-значимых мотивов невысока: менее четверти респондентов готовы заботиться о здоровье, чтобы «быть успешным в профессиональной карьере» (24%), «быть полезным для общества» (16%). Нельзя не отметить, что 21% опрошенных не считают нужным вести здоровый образ жизни, и только 11% студентов отметили, что «ЗОЖ - это философия жизни, способ взаимодействия с миром».
Включение молодёжи в социальную практику, направленную на формирование самосохранительного поведения, требует анализа и учета факторов, влияющих на отношение молодёжи к здоровью. Зачастую препятствием к оздоро-
вительной деятельности является «низкая валеологическая грамотность, недостаток умений и навыков ведения здорового образа жизни» [4, с.178]. По результатам нашего исследования личностные факторы оказывают самое большое влияние на выбор студентами действий, осуществляемых для сохранения и укрепления собственного здоровья. Это, прежде всего, неудовлетворительное состояние здоровья, низкая работоспособность, страх заболеть, болезни родных и близких. Эти социальные факторы, влияющие на отношение к здоровью, указали около половины (43%) опрошенных студентов.
Среди факторов социализации основным является фактор влияния семьи. Семья закладывает навыки заботы о здоровье, которые студенты (27%) воспроизводят во взрослой жизни. На тех же позициях находится фактор «требований будущей профессии» (25%). Студенческая молодёжь осознает, что самореализация возможна при соответствии карьеры и социального статуса требованиям индивидуального здоровья. На перспективы будущей профессиональной деятельности влияет также фактор образования, обучения в вузе. Однако, только 17% респондентов указали, что получили необходимые знания о здоровье и навыки ведения здорового образа жизни в вузе. Это свидетельствует о невыполнении в полной мере функции вуза по формированию позитивного отношения молодежи к здоровью.
Результаты нашего исследования подтверждают мнение о том, что необходимо изменить поведение молодежи в отношении здоровья. Социально одобряемым должно стать ответственное отношение человека к своему здоровью и здоровью окружающих. Мотивация самосохранительного поведения является результатом воспитания и самовоспитания. Особая роль в этом процессе принадлежит физической культуре. Именно физическая культура способна формировать не только здоровый образ жизни студентов, но, прежде всего, отношение к здоровью как социальной ценности, которые являются важнейшими компонентами общей и профессиональной культуры будущих специалистов.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Анисимова С.Ф. Отношение студентов к здоровью как ценности (по материалам социологического исследования) / С.Ф. Анисимова // Управленческое консультирование. -2014. - № 3. - С.157 - 166.
2. Журавлева И.В. Здоровье подростка: социологический анализ / И.В. Журавлева. — М.: Издательство института социологии РАН, 2002. — 240 с.
3. Коршунова О. С. Поиск инновационных направлений в образовательном пространстве по дисциплине «Физическая культура» в высшей школе // Молодой ученый. - 2015. - № 5. - С. 599-603.
4. Страхова И. Б. Валеологическое образование как фактор восстановления здоровья студентов // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2014. Х Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 8-18 апреля 2014 г.). - Новосибирск : СГГА, 2014. Т. 2. -С. 176-178.
5. Страхова И. Б. Потребности и интересы студентов с ослабленным здоровьем в области физической культуры // Интерэкспо ГЕО-Сибирь-2016. XII Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и со-
временность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 18-22 апреля 2016 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2016. Т. 2. - С 186-191.
6. Страхова И. Б. Рациональное питание как фактор здорового образа жизни студенческой молодёжи // Интерэкспо ГЕ0-Сибирь-2015. XI Междунар. науч. конгр. : Междунар. науч. конф. «Глобальные процессы в региональном измерении: опыт истории и современность» : сб. материалов в 2 т. (Новосибирск, 13-25 апреля 2015 г.). - Новосибирск : СГУГиТ, 2015. Т. 2. - С. 168-173.
7. Шклярук В.Я. Самосохранительное поведение в молодежной среде // Социс: социологические исследования. - М., 2008. - № 10. - С. 139-142.
© И. Б. Страхова, 2017