к абсолютному употреблению) и Б (неполнознаменательные слова) - оппозиционные явления; Аб (структурно недостаточные слова) и аБ (модальные и фазисные лексемы) - периферийные звенья; АБ (информативно неполные слова) - промежуточная зона. Слова, расположенные в звеньях Аб, аБ, АБ, представляют зону переходности и демонстрируют движение слов от полнознаменательных к неполнознаменательным.
Проблема дифференциации слов с точки зрения полнознаменательности очень важна в синтаксисе для решения целого ряда вопросов. Наиболее важными среди них для практики преподавания синтаксиса являются вопросы обязательной сочетаемости слов, членимости/нечленимости словосочетаний и способности/неспособности слова выполнять самостоятельно синтаксическую функцию члена предложения.
Литература
1. Апресян, Ю.Д. О семантической не-пустоте и мотивированности глагольных лексических функций / Ю.Д. Апресян // Вопр. языкознания. 2004. № 4.
2. Бабайцева, В.В. Явления переходности в грамматике русского языка / В.В. Бабайцева. М., 2000.
3. Белоусов, В.Н. Глаголы с неполной знаменательностью и их синтаксические характеристики / В.Н. Белоусов // Слово и грамматические законы языка: Глагол. М., 1989.
4. Виноградов, В.В. Основные типы лексических значений слова / В.В. Виноградов // Лексикология и лексикография. М., 1977.
5. Гайсина, Р.М. Лексико-семантическое поле глаголов отношения в современном русском языке / Р.М. Гайсина. Саратов, 1981.
6. Дорофеева, Т.М. Синтаксическая сочетаемость русского глагола / Т.М. Дорофеева. М., 1986.
7. Золотова, Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка / Г.А. Золотова. М., 1973.
8. Почепцов, Г.Г. Об обязательном и факультативном окружении / Г.Г. Почепцов // Вопр. языкознания. 1968. №1.
9. Скобликова, Е.С. Согласование и управление в русском языке / Е.С. Скобликова. М., 1971.
10. Чеснокова, Л.Д. Категория количества / Л.Д. Чеснокова. Таганрог, 1992.
11. Шмелев, Д.Н. Очерки по семасиологии русского языка / Д.Н. Шмелев. М., 1964.
Л.Б. ЛЕВИНА (Набережные Челны)
ВАЛЕНТНОСТНЫЕ СВОЙСТВА ОБЪЕКТНО-СЕНТЕНЦИОНАЛЬНЫХ ГЛАГОЛОВ НА МАТЕРИАЛЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Подвергаются анализу английские глаголы, имеющие объектную сочетаемость V+придаточное дополнительное предложение, вводимое союзом that.
В основе понятия валентности лежит тот факт, что в природе каждого лингвистического элемента существует возможность или даже потребность вступать в отношения с другими элементами. Релевантной для настоящего исследования является левая и правая валентность [1], основанием для выделения которой служит положение зависимого элемента относительно синтаксически ведущего, точнее - правая валентность, поскольку рассматриваются глагольно-объектные сочетания, а также одноместная и многоместная валентность, выделяемая в общепринятом толковании по количеству участников, количеству мест в предикате, а в предлагаемой работе - по количеству объектных позиций.
Поскольку глагол общепризнанно является «стержнем предложения» (Ш.Балли), проблемы глагольной сочетаемости, валентности являются весьма актуальными. И хотя современное языкознание, подойдя к описанию языка как важнейшего средства человеческого общения, всячески подчеркивает именно «фактор человека в языке» (Д.А. Штелинг) [4], тем не менее не отказывается от структурного языкознания и использует методы структурной лингвистики там, где это необходимо.
Данная работа посвящена анализу глаголов, сочетающихся с придаточными дополнительными предложениями (ПЕ), и, в частности, той группы глаголов, которые управляют ПЕ посредством союза that, либо бессоюзно (that/0). Последняя группа глаголов названа объектно-сентенциональ-ными глаголами (ОСГ) [2]. Данный термин характеризует группу ОСГ с точки зрения формы (sententional - «имеющий форму предложения») и с точки зрения содержания (лат. sententia - «мнение, суждение, образ мыслей»).
© Левина Л.Б., 2008
Анализ материала проводится следующим образом: фиксируются все глаголы, отмеченные с ПЕ и имеющие одинаковое количество валентностей. Из них выделены объектно-сентенциональные глаголы (ОСГ), отмеченные в данном валент-ностном классе. Одновременно проводится сравнительный анализ всех видов объектной сочетаемости при каждом объектно-сентенциональном глаголе. Наша трактовка валентности проявилась не только в названии валентностных классов через количественный аспект: двувалентные, трехвалентные... десятивалентные, а также в классификации учитывается количество «мест», объектных позиций в каждом из видов объектной сочетаемости.
Так, например, глагол умственной деятельности guess является двувалентным объектно-сентенциональным глаголом:
1. I guess that some of you aren't going to like it [5: 208].
Из данного примера видна сочетаемость глагола guess с ПЕ при помощи союза that, следовательно, глагол является объектно-сентенциональным.
Кроме того, для этого глагола возможно присоединение ПЕ бессоюзным способом:
2. I guess I should have gone [5: 196].
Этот же глагол проявляет способность
присоединять ПЕ при помощи союзов и союзных слов из группы Wh:
3. Rupert guessed who he was [6: 125].
Приведенные примеры № 1 - 3 составляют один вид сочетаемости - V+O1cx-pp 1.
Далее, глагол guess зафиксирован с О1 простого состава, выраженным группой существительного, т.е. глагол имеет сочетаемость V+ О1.
Например:
4. ...guessing his thoughts [5: 229].
Иных видов комбинаторики при глаголе guess не отмечено, следовательно, глагол является двувалентным, одноместным.
Аналогичными характеристиками обладают следующие глаголы: concede, emphasize, imply, maintain.
Фактический материал показывает, что примером двуместного глагола может слу-
1 Обозначения O1cx-pp (complex-primary predica-
tion) и другие (О1 - беспредложное дополнение,
О3 - предложное дополнение, О2 - беспредложное или предложное, в зависимости от позиции, Осх-їр - вторичная предикация, Осх-с1 - катенатив-ные глаголы) взяты из докторской диссертации Бурлаковой В.В. Структура глагольных сочетаний в современном английском языке. Л., 1971.
жить глагол deceive, который принимает два дополнения одновременно.
5. But she couldn't deceive herself that there was any sense of guilt in Charlie's facile flowing informative script [8: 91].
Из приведенного примера видно, что глагол deceive сочетается с двумя дополнениями - О1 простого состава, выраженным возвратным местоимением, обозначающим лицо, и О-^^рр, представленным that/0-ПЕ, обозначающей ситуацию. Глагол имеет значение «обманывать», которое требует двух объектных позиций: «кого-либо» и «в чем-либо», как показывает приведенный пример.
Данную сочетаемость V+O1 +О1СХ-РР имеют глаголы речи: prompt, implore, flatter.
Таким образом, было выявлено 83 двувалентных глагола и среди них отмечено 12 объектно-сентенциональных глаголов.
Это глаголы acknowledge, assume, calculate, concede, deceive, doubt, emphasize, flatter, guess, note, perceive, state. Сравнительный анализ позволяет утверждать, что данный тип сочетаемости характерен лишь для определенной группы глаголов и среди двувалентных глаголов в нем участвуют только глаголы умственной деятельности и собственно глаголы речи.
Своеобразный подход, принятый нами, как отмечалось ранее, проявился в названии валентностных классов глаголов через количественный аспект: двувалентные глаголы, трехвалентные глаголы, четырехвалентные ... десятивалентные.
Например, глаголы explain, give зафиксированы как пятивалентные глаголы. Это означает, что у данных глаголов отмечено пять видов объектной сочетаемости в зависимости от типа и структуры дополнений.
Explain - V+O1cx-PP/O3 + O1cx-PP/ 03+О3/
°1 + °3/О1.
Give - V + O1 + O1cx-PP/O1 + 03сх-рр/
О2+О1+ О3/О2+О1/О1+О3/.
Глаголы write, do зафиксированы как шестивалентные глаголы, имеющие формально одинаковые структурные типы сочетаемости:
Write
} - V+O1cx-PP/O3+01£Х-рр/О2+О1/О1 +
О2/О3/О1
Do
Однако, как было показано ранее [3], глагол do, в отличие от глагола write, не может присоединять that/0-ПЕ, т. е. придаточное предложение, вводимое союзом that или бессоюзно, что является основным пред-
метом нашего исследования. Именно данная комбинаторика интересует нас как в плане выражения, так и в плане содержания.
Аналогично пятивалентный глагол give, в отличие от глагола explain, не обладает данной комбинаторикой в силу своей определенной лексической направленности. Например:
6. Не gave them what they asked for [11: 45].
Данный случай иллюстрирует комбинаторику глагола give с О1 простого состава и Wh-ПЕ1 в позиции О3 описательного характера.
7. And Moose explained that he_had_got it out of_Scotty... [5: 149].
Из примера видна сочетаемость глагола explain с that-ПЕ.
Следует сказать, что из двадцати пяти глаголов, отмеченных с пятью видами объектной сочетаемости, одиннадцать глаголов зафиксированы с that/0- ПЕ и таким образом являются объектно-сентен-циональными глаголами (ОСГ).
Это такие глаголы, как admit, believe, confess, dream, explain, find, mean, promise, provide, read, warn.
А из восемнадцати глаголов, имеющих шесть видов объектной сочетаемости, четырнадцать глаголов показали сочетаемость с that/0-ПЕ. Это глаголы argue, arrange, beg, expect, fear, hate, know, remember, say, see, show, wish, write, allow.
Если сравнивать лексический состав глаголов, то пятивалентные глаголы включают глаголы умственной деятельности, конкретного действия, собственно глаголы речи и глаголы, характеризующие и сопровождающие речь. Все глаголы имеют в одном, а некоторые глаголы речи и умственной деятельности и в двух видах сочетаемости ПЕ.
Семантический состав шестивалентных глаголов включает глаголы умственной деятельности, собственно глаголы речи, чувственного восприятия, физического восприятия, конкретной деятельности, фазовые глаголы. Следовательно, в отличие от пятивалентных глаголов, шестивалентные глаголы имеют в своем составе, кроме общих для обоих классов групп глаголов умственной деятельности, собственно глаголов речи и конкретной деятельности, дополнительно глаголы чувственного и физического восприятия и фазовые глаголы,
2 Wh-ПЕ - присоединение ПЕ при помощи “what” и других союзных из группы Wh слов.
но у шестивалентных глаголов полностью отсутствуют глаголы, сопровождающие речь и дающие характеристику речи при помощи жестов, мимики и т. д. Это объясняется тем, что по мере увеличения количества валентности из семантического состава класса исчезают однозначные глаголы, вытесняемые многозначными, что свидетельствует о детерминации семантикой ядра количества объектных валентностей.
Обнаружено, что с that/0-ПЕ сочетаются почти все шестивалентные глаголы, кроме глагола конкретной деятельности do, фазовых глаголов begin, stop и глагола физического восприятия look. Тем не менее обнаруженная закономерность не нарушается: комбинаторику V+that/0-ПЕ составляют только глаголы умственной деятельности, собственно глаголы речи и чувственного восприятия.
Следует четко различать глаголы чувственного (внутреннего) восприятия, связанные с внутренним миром человека, и глаголы физического (внешнего) восприятия, выражающие механические действия, поскольку глаголы чувственного восприятия могут комбинироваться с that/0-ПЕ, а глаголы физического восприятия данной сочетаемостью не обладают.
С Wh-ПЕ сочетаются все семантические разряды глаголов вследствие как ситуативной, так и предметной референтной соотнесенности Wh-ПЕ.
Таким образом, выявленные комбинаторные различия между пяти- и шестивалентными глаголами не нарушают общих закономерностей относительно семантического состава группы V+that/0-ПЕ.
Максимальный валентный набор объектной сочетаемости зарегистрирован у глагола tell. Tell отмечен в десяти видах объектной комбинаторики и в трех видах сочетаемости он имеет ПЕ. Например:
8. (From the motion of the heads at the other end of the bar, the agitated clinking of the Coca-Cola glasses), she could teM. that her words were being repeated from one to another [8: 93].
Контекст показывает, что ядерный глагол обозначает мыслительную деятельность ('know, decide' [9: 1037] и сочетается с that/0-ПЕ в позиции О1, раскрывающей содержание мысли. Таким образом, глагол 'tell’ сочетается с that/0-ПЕ только в значении умственной деятельности, но не речи. Глагол tell отмечен также с wh-ПЕ в позиции О1. Основным же значением
глагола tell является речь - 'make known (in spoken or written words), give information concerning, a description of'- [9: 1037], и в связи с этим одноместная сочетаемость не характерна для глагола, и самой распространенной является комбинаторика с О1 простого состава и ПЕ, т. е. двуместная:
9. They told me that sin was ugly [7: 243].
В этом виде сочетаемости семантика глагола «сказать, рассказывать» раскрывается при помощи двух объектных позиций - «кому» и «что», эксплицитно представленных.
Далее глагол способен открывать три объектные позиции. Например:
10. You tejj her from me that I'll never speak to her again [7: 131].
В данном предложении отмечены все три типа дополнения: О2 и О3 простой структуры и О1 выражено that/0-ПЕ.
Как показали примеры, во всех трех видах сочетаемости с ПЕ - V + O1cx-pp; V+O1+ O1cx-pp и V+O2 + O3 + O1cx-pp глагол tell имеет that/0-ПЕ. Это объясняется семантической незавершенностью глагола, требующего изъяснения при помощи that/0-ПЕ. Поскольку значение вопроси-тельности, в отличие от глагола ask, полностью отсутствует у tell, то глагол отмечен только с wh-ПЕ, вводными относительными местоимениями, но не вопросительными.
Говоря о валентностных свойствах глагола tell, важно подчеркнуть, что широко используемый словарь А.С. Хорнби [9; 10] отмечает конструкцию VP12 (наш пример 9), но не фиксирует предыдущую структуру VP11 (наш пример 8). Следует указать на то, что в фактическом исследованном материале зафиксированы глаголы, участие которых в структуре V+ that/0-ПЕ не отражено в указанных словарях. Кроме десятивалентного глагола tell, это двувалентный глагол emphasize и пятивалентный глагол mean.
Таким образом, на основании анализа четырех групп глаголов с объектной сочетаемостью, имеющих наименьшее количество валентностей - двувалентные глаголы, среднее количество - пяти- и шестивалентные и наибольшее количество - десятивалентные глаголы, можно утверждать следующее:
1. Выделение группы объектно-сентенциальных глаголов оправдано с точки зрения формы и содержания.
2. ОСГ - глаголы, сочетающиеся с that/0-ПЕ, строго ограничены семантически и обозначают умственную деятельность, речь либо чувственное восприятие.
3. Структурные модели, полученные в работе, имеют прикладное значение и могут быть использованы при составлении словарей.
Литература
1. Левина, Л.Б. Валентность как реальная сочетаемость / Л.Б. Левина // Учен. зап. КГУ (Набережночелнинский филиал). 1999. Вып. 1. С. 64.
2. Левина, Л.Б. Глаголы, выступающие ядром структуры V+ придаточное дополнительное предложение: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.Б. Левина. Л., 1976.
3. Левина, Л.Б. Шестивалентные глаголы / Л.Б. Левина // Материалы итоговой научной конференции за 2001 г. Набережные Челны, 2002. С. 73.
4. Штелинг, Д.А. Грамматическая семантика английского языка. Фактор человека в языке / Д.А. Штелинг. М.:МГИМО, 1996. С.7.
5. Aldridge, J. The Hunter / J. Aldridge. London,1950.
6. Aldridge, J. The Statesman's game / J. Aldridge. London, 1966.
7. Braine, J. The Jelous God / J. Braine. London, 1964.
8. Greene, G. May I Borrow Your Husband? / G. Greene. N.Y., 1967.
9. Hornby, A.S. The Advanced Learner's Dictinary of Current Ebglish / A.S. Hornby. London, 1963.
10. Hornby, A.S. Oxford Student's Dictinary of Current Ebglish / A.S. Hornby. M., 1984.
11. Steinbeck, J. East of Eden / J. Steinbeck. N.Y.: Bantam Books, 1952.
Т.Ю. ГАВРИЛКИНА (Астрахань)
НУЛЕВАЯ СУФФИКСАЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОЙ ПОЛЕМИКИ
Анализируются различные подходы к определению способа образования слов типа ход, лов, вывоз, синь, сушь, интеллектуал.
В русском языке наиболее продуктивным аффиксальным способом словообразования является суффиксальный спо-
© Гаврилкина Т.Ю., 2008