Научная статья на тему 'В сетях шпионажа: Анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории'

В сетях шпионажа: Анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
314
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
АНАЛИЗ СТЕРЕОТИПОВ / МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / МЕДИАПЕДАГОГИКА / МЕДИАГРАМОТНОСТЬ / МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТЬ / СТУДЕНТЫ / ВУЗ СОВЕТСКИЕ ФИЛЬМЫ 1930-Х ГОДОВ / ШПИОНЫ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Федоров А. В.

Главный медиаобразовательный итог анализа стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на занятиях в студенческой аудитории не только понимание аудиторией историко-политического, социокультурного контекста и механизмов формирования стереотипных пропагандистских представлений советских шпионских фильмов этой эпохи, но развитие у аудитории медийного восприятия, умений анализа и интерпретации медиатекста, развитие аналитического мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В сетях шпионажа: Анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории»

В сетях шпионажа: анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории*

А. В.Федоров,

доктор педагогических наук, профессор, президент Ассоциации медиапедагогики России, проректор по научной работе Таганрогского государственного педагогического института.

[email protected] Аннотация: Анализ стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на медиаобразовательных занятиях в студенческой аудитории.

Главный медиаобразовательный итог анализа стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов на занятиях в студенческой аудитории - не только понимание аудиторией историко-политического, социокультурного контекста и механизмов формирования стереотипных пропагандистских представлений советских шпионских фильмов этой эпохи, но развитие у аудитории медийного восприятия, умений анализа и интерпретации медиатекста, развитие аналитического мышления.

Ключевые слова: Анализ стереотипов, медиаобразование, медиапедаго-гика, медиаграмотность, медиакомпетентность, студенты, вуз советские фильмы 1930-х годов, шпионы.

Stereotypes analysis of the Soviet spy films of the 1930s in media education lesson for student audience

Prof. Dr. Alexander Fedorov,

president of Russian Association for Media Education, vice-rector of Taganrog State Pedagogical Institute, [email protected] Abstract: The main outcome of stereotypes analysis of the Soviet spy films of the 1930s in media education lesson for student audience - not just the students' understanding of historical, political, social and cultural context and the mechanisms of formation of stereotypical representations of Soviet propaganda, the spy films of this era, but the development of the audience's perception of media, skills of analysis and interpretation of media texts, the formation of analitical thinking.

Key words: Stereotypes analysis, Soviet films 1930s years, spy, media education, media literacy, media competence, analysis, universities, students.

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 20092013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь), «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров).

Советские шпионские фильмы 1930-х были построены по двум стереотипным сюжетным схемам:

- шпионы охотятся за советскими военными секретами, стремясь выкрасть у советских ученых, инженеров чертежи новейших самолетов и прочей техники, а также планы/карты месторождений полезных ископаемых («Частный случай», «Высокая награда», «Ошибка инженера Кочина», «Гайчи», «Гость»), вербуют или пытаются вербовать для этих целей неустойчивых советских граждан интеллигентного вида, но в итоге терпят полное поражение - их ждет разоблачение и арест;

- шпионы/диверсанты нелегально переходят советскую границу, но их разоблачают и ловят отважные пограничники, которым активно помогает местное население («Застава у Чертова брода», «Граница на замке», «Дочь Родины», «Ущелье Ала-масов», «Морской пост», «На границе», «На дальней заставе», «Пограничники»).

Шпионы эти могли маскироваться под простых трудящихся «народного вида» («Дочь Родины», «Граница на замке»), но, как правило, изначально имели омерзительные черты «гнилой интеллигенции» («Высокая награда», «На границе», «Ошибка инженера Кочина»).

Очень часто ловить и разоблачать вражеских шпионов в советских фильмах 1930-х годов помогали вездесущие дети младшего и пионерского возраста («Печать времени», «Высокая награда», «Гай-чи», «Поезд едет в Москву»). Чего стоит одна только фабула фильма «Печать времени» (1933), где шпи-

он в купе с кулаком и священником хочет вызвать панику населения и помешать военным маневрам, да не тут-то было: его разоблачают пионеры. «Особая и двусмысленная прелесть фильма заключается в том, что эта экранизация кукольного спектакля: марионетки вместо людей - можно ли представить более ядовитую самопародию!» [Притуленко,1995. С.105].

Если в начале 1930-х главными врагами в советских фильмах выступали в основном кулаки, вредители из «бывших», басмачи, да затаившиеся белогвардейцы, то во второй половине 1930-х их по большей части вытеснили зарубежные шпионы. Это легко проследить и статистически: с 1930 по 1935 шпионы (в той или иной ипостаси) появлялись в 8-ми игровых фильмах, а с 1936 по 1939 уже в 20-ти (из них: 1936 год - 2; 1937 - 4; 1938 - 6; 1939 - 8). Конечно, далеко не всегда шпионы в этих фильмах становились доминирующими персонажами. Иногда положительные герои разоблачали и ликвидировали их как бы между делом, походя. Но суть от этого не менялась - экран активно внушал зрителям, что шпионы буквально наводнили страну и, следовательно, - шпионом может быть каждый - прохожий, сосед, приятель, возлюбленный, родственник... Главное - во время проявить бдительность, не расслабляться, сообщить «органам» о своих подозрениях, дать отпор, задержать и т.д. Как говаривал один из главных героев «Высокой награды», «людей надо проверять. Внимательно и зорко проверять, чтобы под маской не спрятался враг».

При этом шпионы изображались «чуждыми не только по национальной, но и по классовой принадлежности. Они — представители буржуазной культуры [Снайдер, 1999].

В итоге на основании просмотренного и изученного материала студенты могут выделить обобщенную структуру стереотипов советских шпионских фильмов 1930-х годов.

Структура стереотипов советских фильмов о шпионах 1930-х годов

Исторический период, место действия: 1930-е годы, СССР иногда зарубежные страны, посольства.

Обстановка, предметы быта: скромные жилища и предметы быта советских персонажей, служебная обстановка кабинетов.

Приемы изображения действительности: условно реалистические по отношению к положительным; по отношению к персонажам отрицательным возможна определенная доза гротеска.

Персонажи, их ценности, идеи, одежды, телосложение, лексика, мимика, жесты: положительные (пограничники, сотрудники контрразведки, мирные граждане) и отрицательные (шпионы, диверсанты и их пособники). Они разделены идеологией и мировоззрением (буржуазным и коммунистическим). Мужские персонажи (как положительные, так и отрицательные), как правило, обладают крепким телосложением. Однако возможны варианты - как положительные мужские персонажи (ученые, инженеры), так и отрицательные (шпионы, их пособники) могут

иметь заурядные физические данные и интеллигентную внешность.

При внешне симпатичных данных женские персонажи могут быть положительными героинями без страха и упрека («Дочь Родины», «Высока награда»), так и отрицательными («Застава у Чертова брода», «Ошибка инженера Кочина»). Само собой, даже если шпионы могут на какое-то время (до разоблачения, например) выглядеть нейтрально или привлекательно, но затем обязательно обнаружат свою мерзкую сущность...

Правда, часто уже с самого начала шпионы могут быть показаны врагами с «заграничной» внешностью и неприятными тембрами голосов (например, персонажи А.Файта в «Высокой награде» или Э.Гарина в фильме «На границе»)...

Существенное изменение в жизни персонажей: шпионы совершают преступление (кража/попытка кражи секретных документов, чертежей, нелегальный переход границы, диверсия, шантаж, убийство).

Возникшая проблема: нарушение советских законов.

Поиски решения проблемы: расследование преступления, слежка, преследование шпионов и диверсантов.

Решение проблемы: доблестные советские контрразведчики разоблачают/ловят/уничтожают вражеских шпионов и диверсантов.

Любопытно, что стереотипы шпионских лент 1930-х были талантливо спародированы Геннадием Полокой еще в 1970 году - в фильме «Один из нас», действие которого разворачивается накануне

войны с нацистами, и где собраны практически все штампы шпионской серии сталинских времен. Не менее изощренную постмодернистскую игру со стереотипами шпионских фильмов 1930-х затеяли авторы фильма «Шпион» (2012), поставленном по роману Б.Акунина. Но если в черно-белой пародии Г.Полоки внешний изобразительный ряд точно вписывался в стилистику кинематографа 1930-х, то в цветном «Шпионе» возникает своего рода утопический образ ампира сталинской довоенной Москвы, в реальности оставшейся лишь в замыслах, чертежах и макетах. Да и персонажи ленты по своей стереотипности приближены больше к комиксным, нежели к привычно кинематографическим.

Фильмография (выборочная)

Две встречи. СССР, 1932. Режиссер Яков Уринов. Сценаристы: Яков Протазанов, Яков Уринов. Оператор Борис Козлов. Художники: Иван Степанов, Александр Евмененко. Актеры: Георгий Музалевский, Федор Блажевич, Сергей Мартинсон, Софья Магарилл, Александр Тимонтаев, Михаил Тарханов, Иван Штраух, Андрей Файт, Александр Чистяков

Враг у порога. СССР, 1932. Режиссер Лазарь Анци-Половский. Сценарист Василий Катинов. Оператор А. Роговс-кий. Художник Владимир Покровский. Актеры: Василий Чудаков, Алена Егорова, Н. Николаев и др.

Печать времени. СССР, 1932. Режиссер Георгий Кроль. Сценарист Мария Итина. Оператор Сергей Забозла-ев. Актеры: Сергей Сплошнов, Леонид Макарьев, Урсула Круг и др.

Частный случай. СССР, 1933. Режиссер Илья Трауберг. Сценаристы: Илья Трауберг, Николай Чуковский. Оператор Вениамин Левитин. Художник

Павел Зальцман. Актеры: Николай Мичурин, Николай Крючков, Александр Мельников, Сергей Поначевный, Евгения Пырялова, Александр Брянцев, Софья Магарилл, Олег Жаков и др.

Застава у Чертова брода. СССР, 1936. Режиссеры: Мирон Билинский, Константин Исаев

Сценарист Константин Исаев. Оператор Яков Кулиш. Композитор Юлий Мейтус. Художник Владимир Кап-луновский. Актеры: Марина Ладынина, Иван Коваль-Самборский, Юрий Лавров, Евгений Пономаренко, Петр Репнин, Лаврентий Масоха и др.

Партийный билет. СССР, 1936. Режиссер Иван Пырьев. Сценарист Екатерина Виноградская. Операторы: Алексей Солодков, Анатолий Солодков. Композитор Валерий Желобинский. Художник: Василий Рахальс. Актеры: Ада Войцик, Андрей Абрикосов, Игорь Малеев, Анатолий Горюнов, Мария Яроцкая, Сергей Антимонов и др.

Граница на замке. СССР, 1937. Режиссеры: Василий Журавлёв, Константин Когтев. Сценаристы: Михаил Долгополов, Илья Бачелис. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Никита Богословский. Художник Яков Фельдман. Актеры: Константин Нассо-нов, Семен Свашенко, Галина Могилев-ская, Константин Градополов (старший), Виктор Аркасов, Федор Селезнёв, Михаил Викторов, Виктор Шепель, Лев Прозоровский, Павел Массальский и др.

Дочь Родины. СССР, 1937. Режиссер Владимир Корш-Саблин. Сценарист Иоган Зельцер. Операторы: Борис Рябов, Евгений Шапиро. Композитор Исаак Дунаевский. Художник Владимир Покровский. Актеры: Мария Блюмен-таль-Тамарина, Зинаида Карпова, Роза Свердлова, Михаил Болдуман, Геннадий Мичурин, Иван Коваль-Самборс-кий, Александр Чистяков и др.

На Дальнем Востоке (Мужество). СССР. 1937. Режиссер Давид Марьян, Ефим Арон. Сценаристы: Петр Павленко, Станислав Радзинский. Оператор

Валентин Павлов. Композитор Георгий Милютин. Художник Василий Комарден-ков. Актеры: Николай Боголюбов, Лев Свердлин, Михаил Болдуман и др.

Ущелье Аламасов. СССР, 1937. Режиссер Владимир Шнейдеров. Сценарист Михаил Розенфельд. Оператор Александр Шеленков. Композитор Зиновий Фельдман. Художник Иван Степанов. Актеры: Даниил Сагал, Петр Аржанов, Николай Мичурин, Иван Ко-валь-Самборский и др.

Гайчи. СССР, 1938. Режиссер Владимир Шнейдеров. Сценарист В. Моска-левич. Оператор Николай Прозоровский. Композитор Зиновий Фельдман. Художник: Кира Геннингсон. Актеры: Ердык Манджиев, Георгий Субботин, Виктор Третьяков, В. Толгаев, Юлия Цай и др.

Морской пост. СССР, 1938. Режиссер Владимир Гончуков. Сценарист Лев Линьков. Оператор Г. Шабанов. Ком -позитор Николай Крюков. Художник Николай Валерианов. Актеры: Иван Новосельцев, С. Юмашева, Николай Ивакин, И. Рожнятовский, Александр Луценко и др.

На границе. СССР, 1938. Режиссер и сценарист Александр Иванов (по литературным материалам П.Павленко). Оператор Владимир Рапопорт. Композитор Венедикт Пушков. Художник Павел Зальцман. Актеры: Елена Тяпки-на, Зоя Фёдорова, Николай Крючков, Степан Крылов, Николай Виноградов, Эраст Гарин и др.

Поезд идет в Москву. СССР, 1938. Режиссеры: Альберт Гендельштейн, Дмитрий Познанский. Сценаристы: Альберт Гендельштейн, Владимир Крепс. Оператор Михаил Кириллов. Композитор Валентин Кручинин. Художник Кира Геннингсон. Актеры: Владимир Тумаларьянц, Осип Абдулов, Алексей Грибов и др.

Честь. СССР, 1938. Режиссер Евгений Червяков. Сценаристы: Лев Никулин, Юрий Никулин. Оператор Михаил Гиндин. Композитор Юрий Шапорин. Художники: Виктор Иванов, Владимир

Камский. Актеры: Освальд Глазунов, Е. Исаева, Василий Ванин и др.

Высокая награда. СССР, 1939. Режиссер Евгений Шнейдер. Сценарист Игорь Савченко. Оператор Александр Шеленков. Композитор Владимир Юровский. Художник Людмила Блато-ва. Актеры: Николай Свободин, Тамара Альцева, Владимир Тумаларьянц, Андрей Абрикосов, Виктор Селезнёв, Константин Нассонов, Михаил Трояновский, Александр Громов, Павел Массальский, Виктор Кулаков, Андрей Файт и др.

Гость. СССР, 1939. Режиссеры: Герберт Раппапорт, Адольф Минкин. Сценарист Лев Канторович. Оператор Георгий Филатов. Художник Павел Бета-ки. Актеры: Иван Кузнецов, Юлия Цай, Петр Аржанов, Николай Васильев, Зула Нахашкиев, Валентина Телегина и др.

Мужество. СССР, 1939. Режиссеры: Михаил Калатозов, Семен Деревян-ский. Сценарист Георгий Кубанский. Оператор Вениамин Левитин. Композитор Венедикт Пушков. Художник Ефим Хигер. Актеры: Олег Жаков, Дмитрий Дудников, Константин Сорокин, Алексей Бонди, Александр Бениаминов и др.

Ночь в сентябре. СССР, 1939. Режиссер Борис Барнет. Сценарист Игорь Чекин. Оператор Наум Наумов-Страж. Композитор Владимир Юровский. Художник Владимир Баллюзек. Актеры: Эммануил Абхаидзе, Николай Крючков, Даниил Сагал, Зоя Фёдорова и др.

Ошибка инженера Кочина. СССР, 1939. Режиссер Александр Ма-черет. Сценаристы: Юрий Олеша, Александр Мачерет (по пьесе братьев Тур и Л. Шейнина «Очная ставка»). Оператор Игорь Гелейн. Художник Артур Бергер. Актеры: Михаил Жаров, Сергей Никонов, Любовь Орлова, Николай До-рохин, Борис Петкер, Фаина Раневская, Борис Свобода, Петр Леонтьев, Виктор Ключарев, Леонид Кмит и др.

Родина. СССР, 1939. Режиссеры: Николай Шенгелая, Диомиде Антадзе. Сценаристы: Георгий Мдивани, Николай

Шенгелая. Оператор Константин Кузнецов. Композитор Андрей Баланчивад-зе. Художник Иосиф Габашвили. Актеры: Нато Вачнадзе, Коте Даушвили, Серго Закариадзе и др.

Советские патриоты. СССР,

1939. Режиссер Григорий Ломидзе. Сценарист Николай Рожков. Операторы: Алексей Солодков, Джаваншир Маме-дов. Композитор Юрий Никольский. Художник: Валентина Хмелёва. Актеры: Степан Крылов, Леонид Белогор-цев, Виктор Воробьев и др.

Девушка с того берега. СССР,

1940. Режиссер - Лео Исакия. Сценаристы Лео Исакия, Ило Мосашвили. Оператор Александр Дигмелов. Композитор Алексей Мачавариани. Художник Реваз Мирзашвили. Актеры: Медея Джапаридзе, Елизавета Черкезишвили, Михаил Мгеладзе, Леонид Романов, Василий Баланчивадзе и др.

На дальней заставе. СССР, 1940.

Режиссер Евгений Брюнчугин. Сценарист А. Пунченок. Оператор Константин Венц. Композитор Даниил Покрасс. Художники: Петр Галаджев, Михаил Карякин. Актеры: Всеволод Блюмен-таль-Тамарин, Асли Бурханов, Александр Баранов и др.

Пограничники. СССР, 1940. Режиссер Александр Маковский. Сценарист Алексей Ян. Оператор Владимир Лавров. Композитор Георгий Березовский. Актеры: Николай Ивакин, Иван Юдин, Алты Карлиев, И. Каравайчен-ко и др.

Один из нас. СССР, 1970. Режиссер Геннадий Полока. Сценаристы Алексей Нагорный, Гелий Рябов. Операто-

ры Самуил Рубашкин, Генри Абрамян. Композитор Эдуард Хагагортян. Актеры: Георгий Юматов, Игорь Дмитриев, Людмила Гурченко, Николай Гринько, Тамара Семина, Ирина Короткова, Иван Рыжов, Федор Никитин, Татьяна Конюхова, Владимир Грачев, Муза Крепкогорская, Николай Граббе, Алексей Смирнов и др.

Шпион. Россия, 2012. Режиссер: Алексей Андрианов. Сценаристы: Владимир Валуцкий, Николай Куликов. Оператор: Денис Аларкон-Рамирес. Композитор Юрий Потеенко. Художник: Виктор Петров. Актеры: Данила Козловский, Федор Бондарчук, Владимир Епи-фанцев, Виктор Вержбицкий, Виктория Толстоганова, Сергей Газаров, Алексей Горбунов, Екатерина Мельник, Анна Чи-повская, Андрей Мерзликин, Александр Кузнецов, Алексей Панин и др.

Литература Притуленко В. Адресовано детям // Кино: политика и люди (30-е годы) / Отв. ред. Л.Х.Маматова. М.: Материк, 1995. С.100-109.

Снайдер М. Детектив или шпионский триллер. «Ошибка инженера Ко-чина» и «Предатель» // Киноведческие записки. 1999. № 41.

References Pritulenko B. Addressed to children. In: Cinema: Politics and People (30 years). Moscow: Materik, 1995, p.100-109.

Snyder, M. Detective or spy thriller. «Error of Engineer Kochin» and «Traitor». Kinovencheskie Zapiski. 1999. N 41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.