Научная статья на тему 'В Санкт-Петербургской духовной Академии прошел круглый стол на тему «Публикации в научных журналах. Современное состояние и перспективы» (продолжение)'

В Санкт-Петербургской духовной Академии прошел круглый стол на тему «Публикации в научных журналах. Современное состояние и перспективы» (продолжение) Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
80
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «В Санкт-Петербургской духовной Академии прошел круглый стол на тему «Публикации в научных журналах. Современное состояние и перспективы» (продолжение)»

от редакции

Д.В. Волужков

в санкт-петербургской Духовной академии прошел круглый стол на тему «публикации в научных журналах. современное состояние и перспективы» (продолжение)

22 сентября 2016 года в Книжной гостиной Санкт-Петербургской духовной академии прошел круглый стол на тему «Публикации в научных журналах. Современное состояние и перспективы», посвященный 195-летию журнала «Христианское чтение».

Во второй части мероприятия профессор Анатолий Николаевич Кашеваров, говоря о значении церковной периодики, подчеркнул, что в Синодальный период ни одна социальная группа, ни один социальный институт не предложили столько периодических изданий, сколько это сделала Русская Православная Церковь, выпуская более 360 наименований. Это были научные журналы, церковные газеты и листки. При этом в Санкт-Петербурге издавалось 90 наименований, в Москве — 52, в Киеве — 27.

Затем круглый стол перешел в форму свободной дискуссии между участниками и гостями мероприятия. Поднимались такие вопросы и проблемы, как потеря живой научной мысли в современных научных периодических изданиях, возможность совмещения в «Христианском чтении» научности и популярности, проблема сложности и формализации научного языка. С особым интересом и поддержкой была воспринята идея возродить приложение, включающее в себя переиздание или новый перевод святоотеческого наследия.

В конце мероприятия студент I курса магистратуры церковно-исто-рического отделения Тарасов Максим показал небольшую презентацию, в которой рассказал о Российском индексе научного цитирования (РИНЦ) и о рейтинге «Христианского чтения» в этой системе.

Итог мероприятия можно сформулировать так: если современный ученый не публикуется, значит, он не существует. Именно такими словами редколлегия журнала призвала молодых ученых к публикации результатов своих изысканий.

Дмитрий Владимирович Волужков — секретарь редколлегии научного журнала «Христианское чтение», директор Издательства СПбПДА (izdatspbda@gmail.com).

Ниже публикуется краткая история «Христианского чтения» с момента основания до наших дней. Журнал «Христианское чтение» — первый в истории православной периодики печатный орган, который в настоящее время является старейшим не только академическим церковным печатным органом, но и вообще российским изданием.

1821-1918 гг.

Появление в начале XIX в. духовного журнала было вызвано рядом причин. Прежде всего, война 1812 г. коренным образом повлияла на мировоззрение и литературные вкусы светского общества. Эпоха увлечения французскими энциклопедистами и атеистами сменилась периодом увлечения западным мистицизмом. Новые идеи получали широкое распространение благодаря периодическим изданиям, таким, как «Сионский вестник». Поэтому закономерно, что новый духовный журнал возник именно в столице, где «брожение умов» было наиболее чувствительным. Также, именно в Санкт-Петербурге находилось Российское библейское общество, осуществлявшее, в том числе, перевод Священного Писания на русский язык.

Кроме того, реформа духовного образования 1809-1814гг. поставила духовные учебные заведения и особенно Академии на принципиально иной уровень. Академии теперь воспринимались не только как учебные заведения, но как научно-исследовательские центры, результаты деятельности которых должны были представляться, в первую очередь, церковной общественности.

Еще одна причина — Санкт-Петербургская духовная академия уже в первые годы своего существования получила опыт издательской деятельности, с 1817 г. и вплоть до конца 1820-х гг. регулярно издавая сборники студенческих работ и проповедей. Поэтому рано или поздно должен был быть поставлен вопрос о том, чтобы не только студенты, но и преподаватели имели возможность публиковать результаты своей научной и исследовательской деятельности.

Инициатором учреждения духовного журнала выступил ректор Академии архимандрит Григорий (Постников), ученик и преемник святителя Филарета (Дроздова). Вопрос обсуждался на нескольких заседаниях конференции духовной академии — 10, 17 и 24 октября 1820 г. Ректор обратился к профессорской корпорации: «Не полезно бы было с будущего года начать при академии повременное христианское издание?».

Это предложение было единодушно принято. Сразу же был создан «кружок» — редакция журнала во главе с ректором. Положение, согласно которому ректор Академии являлся редактором журнала, было взято за правило и исполнялось вплоть до начала 1870-х гг. С 1874 г. должность редактора становится выборной. Избрание редактора вплоть до 1910 г. проходило посредством тайного голосования на общем собрании наставников Академии.

В состав редакции вошли не все преподаватели Академии, а только девять человек, не считая ректора Академии: ректор Санкт-Петербургской духовной семинарии архимандрит Поликарп (Гойтанников), инспектор Академии архимандрит Нафанаил (Павловский), профессор еврейского языка протоиерей Герасим Павский, профессор по классу физики и математики Василий Иванович Себржинский, профессор философии Иродион Яковлевич Ветринский, бакалавр греческого языка Гавриил Иоаннович Меглицкий, бакалавр греческого и немецкого языков Иоанн Михайлович Певницкий, бакалавр гражданской истории Василий Владимирович Оржевский.

После утверждения проекта Комиссией духовных училищ в январе 1821г. в свет вышел первый номер академического журнала, получившего название «Христианское чтение». Это стало важнейшим событием не только в истории высшей духовной школы, но и в истории Русской Православной Церкви.

К 60-м гг. XIX в., когда Россия переживала период реформ и преобразований, строгая научно-богословская тематика академического журнала стала маловостребованной. Количество подписчиков «Христианского чтения» значительно уменьшилось, и все шло к закрытию издания. Однако благодаря инициативам ректора Академии протоиерея Иоанна Янышева журнал удалось не только сохранить, но и сделать актуальным и интересным для читателя. В конце 1860-х — начале 1870-х гг. в «Христианском чтении» появляются новые рубрики: «Обозрение внутренней жизни», «Вести с Востока», «Летопись заграничной жизни» и др.

С 1875 г. при Академии был учрежден еще один журнал — «Церковный вестник», который выходил еженедельно, а «Христианское чтение» стало ежемесячным к нему «Приложением», вновь приобретя форму сугубо научного издания, без новостных заметок и публицистических обзоров, которые печатались здесь с 1860-х гг. Первоначально редакция «Христианского чтения» была объединена с редакцией «Церковного вестника». С 1881г. редакции были разделены. Цензура публикуемых статей вначале поручалась редакторам журналов.

С середины 1880-х гг. главным цензором академических журналов становится ректор.

В течение всего дореволюционного периода журнал издавался ежемесячно с 1821 по 1874 гг. и с 1897 по 1916 гг. включительно, а с 1875 по 1896 гг. — один раз в два месяца. С 1821 по 1847 гг. все ежемесячные журналы прошивались в 4 тома по три номера в каждом. Каждый том имел свое оглавление и свою нумерацию. С 1848 по 1917 гг. номера прошивались всего лишь в два тома. Исключение составили лишь издания за 1863-1864 и 1872-1874 гг., когда номера журнала прошивались в 3 тома по четыре номера в каждом. Таким образом, за весь период издания с 1821 по 1917 г. всего было выпущено 248 томов журнала. Общий объем страниц только с 1821 по 1895 гг. составил «не менее ста пятидесяти тысяч страниц». Общее количество статей за весь период издания превысило 5200, а, учитывая тот факт, что некоторые статьи были настолько велики по объему, что редакция печатала их в нескольких номерах (иногда в течение целого года), то тогда счет публикаций превышает шесть тысяч.

Начиная с 1848 г. и вплоть до последнего года издания «Христианское чтение» выходило с приложениями. Это были не только переводы святоотеческих творений. Так, с 1879 по 1880 гг. выходила работа И. С. Якимова «Толкование на книгу пророка Иеремии», с 1883 по 1895 гг. — того же И. С. Якимова «Толкование на книгу пророка Исаии». Начиная с 1906 г. публиковались отредактированные профессором А. И. Бриллиантовым «Лекции по истории древней церкви» профессора В. В. Болотова. С 1870 по 1915 гг. приложением выходили «Журналы (протоколы) заседаний Совета Санкт-Петербургской духовной академии» за 1869-1870 — 19141915 учебные годы.

В начале XX в. материальное положение «Христианского чтения» серьезно ухудшилось. С 1906 г. журнал становится убыточным. Тираж с 3200 экземпляров в 1906 г. сократился до 1150 экземпляров в 1915 г. Число платных подписчиков с 2574 снизилось до 647. Число бесплатных подписчиков было также сокращено с 400 до 300. Доход от подписки в 1906 г. составил 10433 р., а расход по изданию — 14292 р. По мере сокращения издания уменьшался как доход, так и расход, и в 1915 г. доход составил лишь 2665 р., а расход 9000 р. Всего же за 10 лет доход от журнала составил 52437 р., а расход — 106308 р., то есть убыток составил 53871 р.

«Христианское чтение» и до этого периода часто издавалось в убыток, и редакциям удавалось держаться на плаву за счет доходов от подписки на «Церковный вестник». Но в начале XX в. и «Церковный вестник»

не приносил достаточной прибыли, чтобы покрыть все расходы по издательству «Христианского чтения».

В 1913 г. Совет Академии обратился с ходатайством в Св. Синод о выделении ежегодно, начиная с 1914 г., на издание «Христианского чтения» субсидии в размере не менее 7000 руб. Однако Св. Синод отказал «ввиду крайней ограниченности средств духовно-учебного капитала».

Издание журналов было продолжено за счет накоплений прошлых лет. Во второй половине 1915 г. Совет Академии вынужден был констатировать, что в редакции больше нет никаких источников для продолжения своей деятельности. Сами журналы себя больше не окупали. Для продолжения издательской деятельности были необходимы внешние вливания. Понимая, что Св. Синод вряд ли пойдет на финансирование двух академических журналов, Совет Академии отказался от «Церковного вестника» в пользу «Христианского чтения».

В 1916 г. Св. Синод, признавая важность и необходимость продолжения издания «Христианского чтения», как научно-богословского академического органа и старейшего духовного журнала России, назначил на издание журнала единовременное пособие в размере 6000 рублей.

Несмотря на трудности, «Христианское чтение» продолжало выходить в течение 1916-1917гг. Только в 1918 г. редакция была вынуждена прекратить свою деятельность из-за отсутствия средств. По той же причине свою деятельность прекратила и сама Академия.

1990—2008 гг.

Издание журнала под названием «Вестник Ленинградской Духовной академии» было возобновлено в 1990 году Ленинградской Духовной академией и семинарией. Главным редактором стал иеромонах Сергий (Кузьмин).

«Вестник Ленинградской Духовной академии» № 1 за 1990 год

Номер открывался благословением митрополита Алексия (вскоре избранного Патриархом Московским и Всея Руси):

Божие благословение на издание ежеквартального журнала «Вестник Ленинградской Духовной академии», который должен стать преемником издававшегося Санкт-Петербургской духовной академией

«Христианского чтения», публиковавшего серьезные богословские исследования, осуществлявшиеся профессорами академии.

Митрополит АЛЕКСИЙ 16.04.1990

Также в номере было опубликовано приветственное обращение ректора Ленинградских Духовных академии и семинарии профессора протоиерея Владимира Сорокина.

Номер содержал следующие рубрики: Из истории Русской Православной Церкви

Архиеп. Иоанн (Снычев), проф. прот. Ливерий Воронов, иером. Сергий (Кузьмин), Лопухин А. Н., доц. архим. Августин (Никитин) Библейские исследования проф. прот. В. Сорокин Из жизни Духовных школ Иером. Вениамин (Новик), Ващенко М. И. Проповедь

проф. прот. В. Стойков, проф. прот. Ливерий Воронов Из истории Православия

Булгаков С. Н., доц. прот. Стефан Дымша, прот. А. Ранне Приобщение к вере. Наша церковно-приходская школа Доц. прот. В. Федоров Библиография

А. Б. Новая литература по старообрядчеству Интересные факты:

• № 2 за 1990 год вышел тиражом 10000 экземпляров. Издание осуществлено совместно с Ленинградским отделением Международного фонда Славянской письменности и славянских культур;

• Помощь бумагой в издании № 2 за 1990 год оказала Евангеличе-ско-Лютеранская Церковь Финляндии;

• № 1 за 1991 год вышел тиражом 5000 экземпляров. Помощь в издании оказала Евангелическо-Лютеранская Церковь Финляндии;

• В №2 за 1990 год был напечатан перечень замеченных в №1 за 1990 год неточностей и опечаток;

• № 6 за 1991 год помощь в издании оказала Евангелическо-Люте-ранская Церковь Финляндии;

• С 1993 года (с № 8) главным редактором стал протоиерей Владимир Мустафин;

• В № 10 за 1995 год опубликована статья наставника Иоанна Ми-ролюбова «об исправлении богослужебных книг при патриархе Иосифе»;

• № 11 за 1996 год («Проповеди протоиерея Ливерия Воронова») вышел тиражом 1000 экземпляров;

• В №17 за 1999 год впервые опубликована статья Дмитрия Юревича, 3 класс СПбДС (ныне протоиерей Димитрий Юревич, заведующий кафедрой библеистики СПбДА, с 2005 года — технический редактор, в 2008-2015 гг. ответственный редактор журнала);

• В №18 за 1999 год впервые опубликована статья иеромонаха Ила-риона (Алфеева) (ныне митрополит Волоколамский, председатель ОВЦС);

• Начиная с №19 за 2000 год, рукописи принимаются в электронном виде (до этого — в машинописном). При этом к электронной версии обязательно требовался распечатанный на бумаге текст;

• В № 19 за 2000 год впервые опубликована статья Дмитрия Лушни-кова (ныне священник Димитрий Лушников — заведующий кафедрой богословия СПбДА);

• № 21 за 2002 год вышел тиражом 500 экземпляров;

• В № 25 за 2005 год впервые опубликована статья Дмитрия Карпука (ныне Д. А. Карпук — преподаватель, секретарь кафедры церковной истории, заведующий аспирантурой СПбДА);

• В № 28 за 2007 год впервые опубликована статья И. А. Иванова (ныне священник Игорь Иванов, заведующий кафедрой иностранных языков СПбДА — с 2015 года ответственный редактор журнала);

• До 2008 года в журнале печатались не только научные статьи, но и архиерейские послания, юбилейные приветствия, разнообразные отчеты Академии, некрологи.

2008 — по настоящее время

6 октября 2008 года ректором Санкт-Петербургской Православной духовной академии назначен епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Новым ректором, ставшим, по дореволюционной традиции, главным редактором журнала, перед редакцией была поставлена задача по вхождению «Христианского чтения» в перечень ВАК. Ответственным редактором журнала становится священник Димитрий Юревич.

В 2009 году вышло два номера журнала, совместно с фирмой Nota Bene, в 2010 году — четыре объемом около 200 страниц каждый.

С 2009 года журнал постепенно начинает выходить в новом формате, с учетом требований, предъявляемых ВАК к рецензируемым научным изданиям, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук. Так, научное рецензирование статей вводилось постепенно в течение 2010-11 гг.

С 2009 года на сайте электронного архива журнала размещаются электронные версии журнала в формате PDF. В архиве имеется каталог по номерам и алфавитный каталог.

С 2013 года внедрена уникальная электронная система подачи статей для публикации («Личный кабинет»).

Количество номеров 1990—2016гг.

1990 № 1, 2, 3

1991 № 1, 2, 3, 4, 5, 6

1992 №7

1993 №8

1994 № 9

1995 № 10

1996 №11, 12, 13

1997 № 14 (Юбилейный сборник, 275 лет от основания и 50 лет вос-

становления Санкт-Петербургских Духовных школ)

№ 15

1998 № 16

1999 № 17, 18

2000 № 19

2001 №20

2002 №21, 22, 23

2005 № 24, 25

2006 № 26, 27

2007 № 28

2008 № 29

2009 №7 - 8 [30]

№9 - 10 [31]

2010 № 1 (32), 2 (33), 3 (34), 4 (35)

2011 № 1 (3б), 2 (37), 3 (38), 4 (39),

№ 5 (40) Спец. выпуск: Библейская археология

№ 6 (41) 190 лет издания журнала

2012 №1, 2, 3, 4

№ 5 Спец. выпуск: Святитель Николай Японский. Письма священнику Сергию Судзуки (из неопубликованного)

№6

2013 № 1, 2, 3

2014 №1, 2 - 3, 4, 5, 6

2015 № 1, 2, 3, 4, 5, 6

2016 № 1, 2, 3, 4, 5, 6

ринЦ и вак

В августе 2013 года журнал включен в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), договор №476-08/2013 от 07.08.2013 г.

С 29 декабря 2015 года журнал включен в перечень ВАК («Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук») по группам специальностей: 26.00.00 Теология; 07.00.00 Исторические науки и археология; 09.00.00 Философские науки.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Dmitriy Vladimirovich Voluzhkov — Secretary of the Editorial Board of the Scientific Journal "Christian Reading", director of the Publishing House of Saint Petersburg Orthodox Theological Academy (izdatspbda@gmail.com).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.