Научная статья на тему 'Василий Иванович долоцкий - первый профессор литургики Санкт-Петербургской духовной академии'

Василий Иванович долоцкий - первый профессор литургики Санкт-Петербургской духовной академии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
298
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Христианское чтение
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ДОЛОЦКИЙ В.И / ЛИТУРГИКА / ПРОФЕССОР / ТРАДИЦИЯ / ИСТОРИЧЕСКИЙ МЕТОД / НОВИЗНА / НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ / САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ / ДУХОВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОГОСЛОВСКАЯ НАУКА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Карамышев Николай Тихонович

Цель статьи восполнить пробел в отношении В.И. Долоцкого как преподавателя литургики, дав краткий очерк его жизни и деятельности. В процессе преподавания В.И. Долоцким использовался исторический подход в литургике, который при этом носил фрагментарный характер. Именно В.И. Долоцким были заложены основы научной литургики в СПбДА в переломный момент перед реформой 1869 г. и в первые пореформенные годы. В.И. Долоцкий может считаться первым православным ученым-литургистом в строгом смысле этого слова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Vasiliy Ivanovich Dolotskiy - the First Professor of Liturgical Studies

The purpose of this article is to fill the gap in relation to V.I. Dolotskiy as a liturgy teacher, giving a brief outline of his life and work. In the process of teaching V.I. Dolotskiy used historical approach in the liturgy, which, however, is fragmented. It was V.I. Dolotskiy who laid a foundation of scientific liturgy in the SPbTA at a turning point before the reform of year 1869 and in the early reform years. V.I. Dolotskiy can be considered to be the first Orthodox liturgical scholar in the strict sense of the word.

Текст научной работы на тему «Василий Иванович долоцкий - первый профессор литургики Санкт-Петербургской духовной академии»

История Санкт-Петербургской духовной академии

Н.Т. Карамышев

ВАСИЛИЙ ИВАНОВИЧ ДОЛОЦКИЙ — ПЕРВЫЙ ПРОФЕССОР ЛИТУРГИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЙ ДУХОВНОЙ АКАДЕМИИ

Цель статьи — восполнить пробел в отношении В.И. Долоцкого как преподавателя литургики, дав краткий очерк его жизни и деятельности. В процессе преподавания В.И. Долоцким использовался исторический подход в литургике, который при этом носил фрагментарный характер. Именно В.И. Долоцким были заложены основы научной литургики в СПбДА в переломный момент перед реформой 1869 г. и в первые пореформенные годы. В.И. Долоцкий может считаться первым православным ученым-литургистом в строгом смысле этого слова.

Ключевыеслова: Долоцкий В.И., литургика, профессор, традиция, исторический метод, новизна, научное исследование, Санкт-Петербургская духовная академия, духовное образование, богословская наука.

В процессе реформы начала XIX в. по преобразованию духовных академий в высшие школы в учебные планы академий был включён особый предмет — церковные древности. Предмет был связан с церковной историей и под «церковными древностями» подразумевали древности учения, древности богослужения, а также древности состава иерархии Церкви и общества. К началу 40-х годов XIX в. «церковные древности» были выделены в особую кафедру. В преподавании литургики проявились главные аспекты: священные места богослужения, времена богослужения, действия богослужения.

В конце 60-х годов из кафедры церковных древностей выделяются две дисциплины: церковная археология и литургика, и по Уставу 1869 г. в академиях учреждается особая кафедра церковной археологии и литургики. Перед преподавателями стояли трудные задачи по перестройке дисциплин. Церковная археология должна была стать наукой о памятниках церковного искусства, а литургика — наукой об истории богослужения.

Литургической науке в течение последующих 30-45 лет удалось достичь значительных результатов благодаря совокупным усилиям нескольких поколений преподавателей кафедры «церковной археологии и литургики. Литургика, как одна из областей богословия, достигла высокого развития в российских ду-

Николай Тихонович Карамышев — соискатель кафедры истории Русской Православной Церкви Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (karanikt@yandex.ru).

ховных академиях и имела общепризнанные успехи1. Значение трудов российских учёных по литургике — непреходящее, и наследие российских литурги-стов в наше время привлекает не только отечественных ученых, но и представителей иных стран и конфессий2.

Данная статья посвящена Василию Ивановичу Долоцкому, преподавателю столичной Санкт-Петербургской духовной академии (СПбДА), который преподавал литургику на протяжении более, чем 30 лет, с 1840 по 1873 гг. В.И. Долоцкий является одним из преподавателей литургики, трудами которого совершалось становление литургики как науки. О Василии Ивановиче нет специальных исследований, а есть лишь упоминание в работах, посвящённых российской литургической науке в целом или истории СПбДА3. Мтатьи, по-свящённой Василию Ивановичу Долоцкому, нет даже в многотомном издании «Православной энциклопедии»4. При этом историки литургики признают, что В.И. Долоцкий был не только первым заведующим кафедрой литургики в СПбДА с момента ее учреждения в 1839 г., но «может считаться и первым православным ученым-литургистом в строгом смысле этого слова»5. Поэтому цель настоящей статьи — восполнить пробел в отношении В.И. Долоцкого как преподавателя литургики, дав краткий очерк его жизни и преподавательской деятельности. В статье затронуты наиболее важные аспекты учебной деятельности В.И. Долоцкого — учебные курсы и взаимодействие со студентами; особенности же его научной деятельности предполагается рассмотреть в другой статье.

1 Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.). М., 2012. С. 137.

2См., например: Aalst G., van. A.A. Dmitrievsky (1856-1929): Biographische gegevens en zijn liturgische leer vooral over het liturgisch typikon // Het Christelijk Oosten. Nijmegen, 1955. V. 7. P. 29-37, 212-225; 1956. V. 8. P. 163-176 и др.

3Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века // Сайт «Богословии». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения: 17.09.2011.); Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918 гг.). Дисс. на соиск. уч. степ. канд. богосл. СПбПДА, 2008; Мокроусов К. Литургико-археологическое наследие проф. Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровского. Дисс. на соиск. учен. степ. канд. богосл. СПбПДА, 2006; Русские писатели-богословы: Библиографический указатель. Выпуск 3. Исследователи богослужения и церковного искусства. М., 2004. С. 47-50; Си-луан (Конев), иеродиак. Жизнь и труды профессора Санкт-Петербургской духовной академии Покровского Н.В. (1848-1917). Дипл. раб. СПбПДА, 2005; Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889.

4См.: Православная энциклопедия. Т. XV. М., 2007.

5ЖелтовМ., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века. Там

же.

Заметим сразу, что преподавательская деятельность В.И. Долоцкого развивалась как под воздействием его собственных усилий — накопления и систематизации данных, отработки методов, понимания ключевых проблем преподаваемых дисциплин, так и под определенным влиянием внешних обстоятельств — прежде всего, действующих Уставов академий (1814, 1869 гг.), а также общих тенденций в научно-учебном пространстве.

Василий Иванович Долоцкий родился 4 января 1815 г.6 в Санкт-Петербурге в семье потомственного священника. Дед литургиста Василий До-лоцкий ^ 1809) был священником Гдовского уезда. Отец Иван Васильевич Долоцкий (ок. 1786 - 1852) окончил Санкт-Петербургскую духовную семинарию в 1811 г. и служил в Благовещенской церкви на Васильевском острове, а впоследствии — в церкви на Волковском кладбище до выхода за штат. Родной брат Александр (ок. 1820 - 27.06.1860) также окончил духовную семинарию (1839) и Санкт-Петербургскую духовную академию (1843) и служил священником церкви Волковского кладбища, а с 1853 г. — священником Скорбященской церкви за Литейным двором7. Род матери Василия Ивановича также был священническим, причем здесь родословная священнослужителей прослеживается до второй половины XVII в.8

Василий Иванович не был женат 9 и не имел потомков по прямой линии, но живы потомки его родного брата Александра по линии сына последнего, Николая Александровича (род. 1854 г.).

Василий Долоцкий учился в духовном училище и духовной семинарии, а затем с 1833 г. в Санкт-Петербургской духовной академии, которую окончил в 1837 г. со степенью магистра богословия, заняв в разрядном списке XII курса (1833 - 1837) 5-е место10. После окончания академии он был определен инспек-

6На надгробной плите В.И. Долоцкого указана дата рождения 4 января 1815 г., а в некрологе указана другая дата рождения — 3 января 1814 г. (см. Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819).

7Долоцкие (род профессора) // Генеалогический сайт А.А. Бовкало. URL: http://www.peter-gen.com /bovkalo/spbd/dolotskypr.htm (дата обращения: 15.01.2014.).

8Долоцкие // Сайт «Наша родословная: Генеалогические исследования Андрея Новожилова и Нины Белозеровой». URL: http://novbelgen.net/dl (дата обращения: 01.01.2014).

9По крайней мере, в 1859 г. В.И. Долоцкий был холост, и нет других источников о его семейном положении и его родственниках по прямой линии. (В деле о службе профессора Василия Долоцкого, которое можно датировать 1859 г. и позднее, указано: «Холост. Казенную квартиру имеет в здании академии». ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого).

10Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской академии 1814-1869 гг. СПб., 1907. С. XLVIII.

тором и учителем Александро-Невских духовных училищ, но уже в 1838 г. переведен в СПбДА бакалавром по классу французского языка11. Через некоторое время В.И. Долоцкий был определен на новообразованную кафедру церковных древностей бакалавром «учения о богослужении (с 18 августа 1839 г.)»12. Согласно Уставу 1869 г., в академии была учреждена самостоятельная кафедра церковной археологии и литургики, которую Василий Иванович занимал вплоть до своего выхода в отставку в 1873 г. Таким образом, Василий Иванович До-лоцкий был первым профессором литургики со времени введения ее в Санкт-Петербургской духовной академии. «25 сентября 1851 г. он стал экстраординарным, с 19 декабря 1852 г. ординарным профессором»13, а в 1870 г. утвержден в звании заслуженного ординарного профессора.

После выхода в отставку в 1873 г. — согласно Уставу 1869 г. академическим профессорам не дозволялось продолжать службу более 35 лет — по особому ходатайству столичного митрополита Исидора (Никольского) Св. Синод разрешил В.И. Долоцкому прослужить еще один год. Таким образом, своей alma mater Василий Иванович отплатил «36 годами усердной и полезной службы во всевозможных должностях и званиях»14. В 1880 г. совет Санкт-Петербургской духовной академии избрал Василия Ивановича почетным членом академии.

В.И. Долоцкий много трудился и как преподаватель и как ученый. Им был напечатан целый ряд статей по преподаваемой им науке в журнале «Христианское чтение». Однако академические лекции Долоцкого не были опубликованы и, хотя неоднократно литографировались, к сожалению, не дошли до нас. Сохранились лишь рукописные программы лекций по церковной археологии и литургике и некоторые учебные пособия.

Во время своей долголетней службы в академии Василий Иванович, кроме прямых своих обязанностей, участвовал в качестве переводчика и редактора в издании творений святых отцов и историков Церкви в приложении к журналу «Христианское чтение». С 1848 по 1854 гг. В.И. Долоцкий исполнял должность секретаря Духовного цензурного комитета при СПбДА15. С 1855 по 1857 гг. был

11ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

12Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819; Языков Д.Д. Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Библиограф. 1886. № 6/7. С. 100.

13 Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 343.

14Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819.

15ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

редактором второго раздела журнала «Христианское чтение», в котором печатались «переводы писаний св. отцов и учителей греческой Церкви, относящихся к истолкованию православного богослужения»16, а с 1858 по 1863 гг. был одним из редакторов по «переводу византийских историков VIII - середины XIV вв.»17.

К тому же в 1841 г. В.И. Долоцкий «временно преподавал герменевтику и чтение Св. Писания»18, а также исполнял почти все академические должности, начиная с помощника библиотекаря, помощника инспектора, инспектора, библиотекаря, помощника эконома, и кончая должностью ректора. Должность ректора «он исправлял двукратно, и притом второй раз — более года (с 9 сентября 1871 и по 12 ноября 1872 гг.)»19.

Василий Иванович имел неоднократные благословения Св. Синода и благодарности, был награжден бронзовой медалью на Андреевской ленте «В память войны 1853-1856 гг.» и орденом св. Анны 2-ой степени в 1859 г.20 «за беспорочную многолетнюю службу в одной должности»21. 16 апреля 1872 г. Василий Иванович был пожалован чином действительного статского советника, хотя «прежде гражданских чинов не получал»22. Получение сразу столь высокого гражданского чина было неординарным случаем, ибо для производства в чин

действительного статского советника был установлен срок службы в 10 лет со

23

времени получения предыдущего чина .

Своей многолетней опытностью, знанием дел и людей Долоцкий оказывал важные и ценные услуги академии: с его участием решались многие сложные академические дела, за что сослуживцы называли Василия Ивановича «своим Нестором».

16Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821-1917) К 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6(41). С. 58.

17Там же. С. 51-62.

18ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

19Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819.

20ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

21Характерен девиз этого ордена, изображенный начальными латинскими буквами AJPF: АшапйЬш Justitiam, Pietatem, Fidem (Любящим правду, благочестие, верность).

22Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет ( 1858-1888 гг.). СПб., 1889. С. 158.

23Гражданский чин действительного статского советника соответствовал званиям генерал-майора в армии и контр-адмирала во флоте и давал потомственное дворянство.

Василий Иванович Долоцкий «скончался после продолжительной и тяжёлой болезни»24 20 ноября (2 декабря по н.ст.) 1885 года. Примечательно, что дата кончины В.И. Долоцкого приходится на предпразднство Введения Богородицы во Храм, а заупокойная литургия и отпевание пришлись на 25 ноября (7 декабря по н.ст.)25 попразднство Введения Богородицы в Храм.

В речи перед отпеванием проф. В.Г. Рождественским были сказаны прочувствованные слова. Прежде всего, был отмечен нравственный характер личности Василия Ивановича, который выделял его в академии: честность слов и искренность отношений, сердечное сочувствие и благожелательность ко всем. Добавим к общему портрету конкретные дела, характеризующие нравственные качества личности Василия Ивановича.

Так, В.И. Долоцкий вместе с И.Е. Троицким26 выразили согласие и были назначены опекунами малолетних сирот (Петра, Ивана, Семёна) умершего священника Георгия Полесского и жены его Анны Андреевой Полесской (ур. Павловской27), которые доводились им ближайшими родственниками. По определению Консистории от 13 мая 1866 г. опекуны, «имея в воспитании сирот и

сохранении имущества должное попечение», подавали бы «в Консисторию еже-

28

годно в январе месяце сведения о положении сирот и состоянии имущества»28.

Личные сбережения В.И. Долоцкий оставил в распоряжении родной академии, выразив в своем духовном завещании посмертную волю: «Препроводить в совет СПбДА билетами 1<-го> восточного займа 1600 руб. с тем, чтобы капитал этот оставался неприкосновенным, а проценты с него ежегодно выдаваемы были по удостоению Совета академии под именем «премии профессора Долоц-кого», за лучшее кандидатское сочинение по церковной археологии и литурги-ке»29. По представлению митрополита Исидора Св. Синод утвердил учрежде-

24Василий Иванович Долоцкий: Некролог // Новое время. 1885. № 3498, 22 ноября (4 декабря). СПб.

25Там же.

26Троицкий Иван Егорович, доктор богословия, заслуженный ординарный профессор СПбДА. Выпускник СПбДА — 7-й магистр XXII курса (1855-1859 гг.).

27А.А. Полесская (Павловская) являлась племянницей В.И. Долоцкому. См. Долоцкие // Сайт Андрея Новожилова и Нины Белозеровой. URL: http://novbelgen.net/dl (последнее изменение: 01.01.2014)

28ЦГИА СПб. Ф. 277. Оп. 4. Д. 10. Дело о назначении профессора академии Долоцкого В.И., бакалавра Троицкого И. опекунами детей умершего священника Полесского (1866).

29РГИА. Ф. 796. Оп. 167. Д. 403. Дело об учреждении при СПб духовной академии премии бывшего профессора оной Долоцкого, за лучшее кандидатское сочинение по церковной археологии и литургике (1886).

ние в СПбДА с 1886 г. премии профессора Долоцкого. Она составляла около 85 руб., но присуждалась не каждый год 30.

В отпевании, совершенном ректором академии преосвященным Ладожским Арсением (Брянцевым), участвовали инспектор академии архимандрит Антоний (Вадковский), председатель Учебного комитета при Св. Синоде протоиерей А.И. Парвов и до 40 протоиереев и священников, преимущественно учеников и слушателей почившего наставника31. Долг уважения В.И. Долоцко-му отдали также профессора академии и студенты, бывший ректор академии протопресвитер Иоанн Янышев и многие другие лица. После отпевания присутствующие «длинной, медленно движущейся процессией провожали покойного профессора до нового Алек<сандро>.-Нев.<ского> кладбища»32. Таково было уважение к Василию Ивановичу. Погребен В.И. Долоцкий был в Александро-Невской Лавре на Никольском кладбище.

Чтения В.И. Долоцкого по литургике и церковной археологии не блистали каким-либо изысканным красноречием, но производили глубокое впечатление на слушателей. Так, профессор В.Г. Рождественский вспоминал: «Как тихою, величавою степенною походкою входил убеленный уже сединами в аудиторию и сев за кафедру, также тихим, спокойным, но хорошо внятным, голосом начинал обыкновенно чтение»33. В.И. Долоцкий не любил «выставлять что-либо из сокровищ своего знания как бы на показ, на удивление своих слушателей», но «богатые сокровища его ученой эрудиции были очевидны для всех, как для всех был также очевиден и его необыкновенно светлый ум, его искусство со всею ясностью передать самые мельчайшие подробности того или другого предмета из церковно-богослужебной старины»34. Он, как опытный преподаватель, читал лекции четко и ясно, доступно для понимания студентов. Его бывший студент преосвященный Никанор (Бровкович) подчеркивал в своих автобиографических материалах: «В.И. Долоцкий читал свою литургику всегда

30Выпускники, удостоенные премии профессора В.И. Долоцкого: Сперовский Николай (1890 г.); Петровский Александр (1892 г.); Пападополо-Керамевс Константин (1901 г.); Терен-тьев Виктор (1902 г.); Рутковский Александр (1911 г.).

31 Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819.

32Погребение В.И. Долоцкого // Петербургский листок. 1885. № 322. 26 ноября (8 декабря). С. 2.

33Рождественский В.Г., прот. Речь перед началом отпевания Долоцкого В.И. // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 820.

34Там же.

по тетрадке, всегда из курса в курс одно и тоже, читал раздельно по слову, ясно, просто и логично, и со знанием дела. Это просто было и слушать, и понимать»35. Однако свидетельство другого ученика В.И. Долоцкого, окончившего академию через шесть лет после преосвященного Никано-ра, протоиерея Феодора Павловича36, дает основание усомниться в том, что профессор читал из курса в курс «одно и то же». Это свидетельство выразилось в стихотворной форме:

«Д-<олоц>кий любитель Святой старины, Был редкий учитель С любой стороны.

Немного с запинкой Всегда говорил, Но часто новинкой Ученой дарил.

И тактом, и речью Почтенье внушал; А мыслью, как течью, Насквозь прошибал»37.

При жизни Василий Иванович не опубликовал своего курса лекций по ли-тургике. Что помешало ему окончательно обработать и опубликовать записи в виде пособия по литургике: нехватка времени, слабое здоровье (в последние годы жизни он тяжело болел) или какие-то другие причины? Автор некролога38

35Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы: В 3 т. Т. I. / Под ред. свящ. С. Петровского. Одесса, 1900. С. 256. Никанор (Бровкович Александр Иванович; 1826-1890), архиепископ Херсонский и Одесский — выпускник СПбДА (1851), 1-й магистр XIX курса.

36Павлович Феодор Александрович (1832-1905), протоиерей — выпускник СПбДА (1857), 6-й магистр XXII курса. Любил поэзию и издал в 1890 г. отдельной книгой свои стихи «На досуге. Стихотворения прот. Ф. Паловича». В стихотворении «Тени прошлого» поэт даёт характеристики двенадцати современным ему профессорам родной академии: епископу Макарию (Булгакову), Иоанну Соколову, В.И. Долоцкому, В.Н. Карпову, М.И. Голубеву, К.И. Лучицкому и др. Характеристики зачастую были не только меткими, но и едкими.

37Павлович Ф.А., прот. На досуге. Стихотворения. СПб., 1890. С. 141. Цит. по: РодосскийА.С. Биографический словарь студентов XXVIII-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869. СПб., 1907. С. 143.

38 Автором некролога в Церковном вестнике (1885. № 48. С. 819.), предположительно, является И.Е. Троицкий.

отмечал: «Странная судьба постигла эти учено-литературные труды покойного. Прежде, чем он успел их окончательно обработать и привести в систему, как на них набросились бездарные кропатели разных учебников и популярных брошюр по предмету богослужения и буквально разнесли их по строчкам. Та же судьба постигла и его записки в руках семинарских преподавателей. Те и другие странствовали, и странствуют по белому свету под всевозможными именами, кроме имени их действительного автора-собственника»39. На основании этого замечания можно предположить, что В.И. Долоцкий готовил свой курс лекций к изданию, и составленные им записки активно использовались в качестве материала для издаваемых учебников и брошюр по литургике. По мнению автора некролога, это являлось примером «наглой эксплуатации», но Василий Иванович «не желал судиться со своими хищниками» и приостановился с дальнейшим обнародованием своих трудов. А выход из академии на пенсию и слабое здоровье заставили его совсем отказаться от продолжения работы над изданием печатного курса лекций по богослужению. Лекции В.И. Долоцкого слушали будущие преподаватели литургики в СПбДА А.Л. Катанский (в 1862-1863 гг.) и Н.В. Покровский (в 1871-1872 гг.).

В период действия Устава 1869 г. предмет церковная археология и литур-гика относился к церковно-практическому отделению, к нему же относилась и соответствующая кафедра. Устав 1869 г. предполагал двухэтапную специализацию студентов — по отделениям на трёх первых курсах и по группам наук на IV курсе, поэтому студентам II и III курсов церковно-практического отделения В.И. Долоцкий читал лекции, а со студентами IV курса проводил специально-практические занятия. Кроме того, студенты III курса писали кандидатские сочинения по предметам их отделений, в том числе — по церковной археологии и литургике. Но сочинений по этим дисциплинам, как правило, было немного40, что, видимо, было связано с труднодоступностью соответствующих источников и относительной новизной этих наук. Такое положение было не только в СПбДА, но и в МДА41, и в других академиях.

39Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819.

40«Так, в 1873 г. в СПбДА было представлено 2 сочинения по библейской археологии и 1 — по литургике» (см.: Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 г. // Христианское чтение. 1874. № 3. С. 464).

41 Преподававший в МДА соответствующие дисциплины А.Л. Катанский сетовал, что «2-3 диссертации, писанные по моему предмету, не попали в число магистерских». Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора: (с 1847 по 1913 г.) //Христианское чтение. 1914. № 10. С. 1218.

На практических занятиях со студентами IV курса внимание акцентировалось на изучении греческих литературных источников и современной западной литературы по предмету, разбирались также учебники и пособия по отдельным темам42. Студенты упражнялись «в составлении уроков применительно к

требованиям подготовки преподавателя семинарии и в произнесении этих уро-

43

ков в присутствии наставника» .

В академии проводились и публичные испытания студентов. Готовилась программа испытаний, в которую включались разделы из всех предметов, по которой и проводились испытания. Каждый преподаватель составлял конспект для подготовки студентов по разделу своего предмета. На выпускные экзамены выносились определённые разделы курса, например: «О чтении Священного Писания и пении священных песней при богослужении»44 или «О священных сосудах».

В.И. Долоцкий преподавал литургику на протяжении длительного периода времени — более 30 лет. Период преподавания характерен тем, что в начале преподавания использовались сложившиеся традиции, а основным учебным пособием служила «Скрижаль» преосвященного Вениамина. Впоследствии, при появлении новых источников и литературы, доступных в использовании, В.И. Долоцкий постепенно начинает применять в церковной археологии и ли-тургике исторический подход. В конце его деятельности произошла перестройка преподавательского процесса и структуры курса в связи с положениями Устава 1869 г., но почва для этого В.И. Долоцким была уже подготовлена.

В немногочисленной литературе, содержащей упоминания о В.И. Долоц-ком45, а также в некрологах указывается, что он занял кафедру, на которой преподавалась литургика46, в 1839 г., т.е. с момента выделения в академии этой дисциплины. Однако архивные документы позволяют уточнить эту дату. В рукописном фонде Василия Ивановича Долоцкого находятся два документа,

42ОР РНБ Ф. 1183. (В.И. Долоцкий). Д. 33. Антиминс. Учебное пособие. Писарский почерк, 4 экз. без даты.

43Отчет о состоянии Санкт-Петербургской духовной академии за 1873 г. // Христианское чтение. 1874. № 3. С. 462.

44ОР РНБ Ф. 1183. (В.И. Долоцкий). Д. 19. Конспект для публичного испытания студентов СПбДА XVIII академического курса по классу православной литургики. 1849 г.

45См. например: Чистович И.А. История Санкт-Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 353; Русские писатели-богословы: Библиографический указатель. Выпуск 3. Исследователи богослужения и церковного искусства. М., 2004. С. 47-50. Долоцкий Василий Иванович (1815-1885). Долоцкий Василий Иванович: Некролог // Библиограф. 1886. № 6/7. С. 100.

46До 1869 г. кафедра носила название «Церковных древностей», а по Уставу 1869 г. — «Церковная археология и литургика».

позволяющие выявить дату начала преподавания им литургики. Первый документ — «Студентам высшего отделения Санкт-Петербургской духовной академии в первую половину 1840-го года, из учения о Церкви излагаемо было учение о общественном богослужении. Пройдены следующие части сего учения»47 — датирован 16 июня 1840 г. и подписан бакалавром священником Михаилом Богословским. Второй документ — «Конспект предметов, преподанных студентам С.П.бургской духовной академии XV-го учебного академического курса: по классу учение о Церкви»48 — датирован 24 мая 1843 г. и подписан бакалавром Василием Долоцким. Таким образом, видимо, до Долоцкого курс по литургике преподавал священник Михаил Богословский49, программой которого мог воспользоваться Василий Иванович при продолжении чтения этого курса во второй половине 1840/41 уч. г.

Поэтому можно предположить, что В.И. Долоцкий начал самостоятельное преподавание на кафедре не ранее первой половины 1840 г. Видимо, начало самостоятельного преподавания В.И. Долоцкого на кафедре задержало и то, что преподавание литургики ему поручено «с оставлением за ним класса французского языка»50, от какового В.И. Долоцкий был «уволен по прошению» лишь в 1843 г.51

В процессе преподавания как структура учебного курса литургики, так и его конкретные разделы подвергались неоднократной переработке, происходило постепенное формирование литургики как науки, причем объяснение богослужения совершенствовалось с учетом исторического подхода. Проследим это по рукописным и литографированным программам литургики В.И. Долоцкого.

47ОР РНБ Ф. 1183. (В.И. Долоцкий). Д. 55. Свящ. Михаил Богословский. План лекций студентам СПбДА по классу чтения о общественном богослужении в первой половине 1840 г.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

48Там же. Д. 18. Бакалавр Василий Долоцкий. Конспект предметов, преподанных студентам С.П.бургской духовной академии в XV-го учебного академического курса: по классу учение о Церкви. 1843 г.

49Богословский Михаил Измайлович (1807-1884), протопресвитер — выпускник СПбДА (1831), 1-й магистр ГХ-го курса, по окончании курса оставлен при академии бакалавром греческого языка. С 1833 г. священник, с 1839 г. член Конференции СПбДА, вышел из академии в 1842 г. Доктор богословия.

50Чистович И.А. История С.Петербургской духовной академии. СПб., 1857. С. 353.

51ЦГИА СПб Ф. 277. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого. История Санкт-Петербургской духовной академии 115

Так, в «Плане лекций»52 бакалавра Михаила Богословского от 1840 г. и в «Конспекте предметов»53 бакалавра Василия Долоцкого от 1843 г. «учение о общественном богослужении» излагалось в курсе «учения о Церкви». Программа Долоцкого 1853 г. имеет уже название «Краткая программа литургики»54. В «Краткой программе литургики» 1853 года (см. рис. 155 и рис. 256) рукой До-лоцкого внесены правки в разделы курса, что свидетельствует о переработке структуры курса.

В литографированной же программе («Программа лекций по церковной археологии и литургике»57) на 1871/72 уч. г. во введении к предмету литурги-ке отводится главное место. Важно отметить несколько новых черт этой программы. Во-первых, полностью переработано введение: в нем главное внимание уделяется необходимости и важности литургики, которая должна занять главное место в практическом отношении, а церковная археология — быть наукой вспомогательной. Во-вторых, во введение включен раздел «Источники и пособия по литургике». В-третьих, в раздел «Богослужение в круге седмичном» включен новый пункт: «Древность установления суточных времен богослужения». В-четвёртых, в раздел «Праздники» включены новые пункты: 1) суббота: каждый день праздничный в Древней Церкви; 2) господские праздники: история праздников и образы празднования как в древности, так и в настоящее время; 3) происхождение праздников Креста Господня и образ их празднования.

Таким образом, за более, чем 30-летний период преподавания В.И. До-лоцкого произошли заметные изменения в литургике как науке и учебной дисциплине. Если начался преподавательский путь с использованием старых тра-

52ОР РНБ Ф. 1183. (В.И. Долоцкий). Д. 55. Свящ. Михаил Богословский. План лекций студентам СПбДА по классу чтения о общественном богослужении в первой половине 1840 г.

53Там же. Д. 18. Бакалавр Василий Долоцкий. Конспект предметов, преподанных студентам С.Петербургской духовной академии в Х^го учебного академического курса: по классу учение о Церкви. 1843 г.

54Там же. Д. 18. Л. 28-33. Краткая программа литургики. 1853 г.

55Там же. Д. 18. Л. 28. Краткая программа литургики. 1853 г.

56Там же. Д. 18. Л. 33. Краткая программа литургики. 1853 г.

57Там же. Д. 20. Программа лекций по церковной археологии и литургике в 1871-1872 учебном академическом году. Введение. 1. Понятие о церковной археологии и литургики. 2. Тесная связь между сими науками, из которых последняя должна занять в церковно-практическом отделении главное место и первая должна быть наукой вспомогательной. 3. Задача литургики, читаемой в связи с археологией. 4. Место литургики в круге богословских наук. 5. Необходимость и важность литургики. 6. Разделение литургики. 7. Источники и пособия по изучению литургики.

диций и подходов, то закончился он перестройкой всего учебного процесса, зафиксированной Уставом 1869 г.

Начало преподавания В.И. Долоцкого традиционно носило назидательно-истолковательный характер объяснения форм церковного богослужения: древние обряды и предметы принимались и рассматривались в законченно-символической форме. В процессе же преподавания В.И. Долоцким постепенно создавались предпосылки для использования в литургике исторического подхода, который объясняет не только богослужение, но и развитие богослужения, появление богослужебных форм и обрядов. Правда у В.И. Долоцкого исторический подход носит еще фрагментарный характер, но именно В.И. Долоцким были заложены основы научной литургики в СПбДА в переломный момент перед реформой 1869 г. и в первые пореформенные годы.

* * *

Выражаю особую благодарность Андрею Новожилову и Нине Белозёро-вой за любезно предоставленные копии документов:

РГИА Ф. 796. Канцелярия Св. Синода.

1. Оп. 167. Д. 403. Дело об учреждении при СПб духовной академии премии бывшего профессора оной Долоцкого, за лучшее кандидатское сочинение по церковной археологии и литургике.

ЦГИА СПб. Ф. 277. Санкт-Петербургская духовная академия.

2. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

3. Оп. 4. Д. 10. Дело о назначении профессора академии Долоцкого В.И., бакалавра Троицкого И. опекунами детей умершего священника Полесского (1866).

■ с. ЗСлХУ угл? е^с-ы -ч-ел! ^г-о ^рг^&сос.у/

¿У ги }

1-е^с /с*

* Л С с-У еУ^к^У € //

___________

¿^е^мял/^«^ ('г:/, г ,г ; ^■сх/зд-гЪ?^се-^оиУ - -' < -

^Т" 7 ?

^О. Л? .-с? д*-'-^ т ''и < 'у,

сД&^С ° / '- ^О Я , ^ г < У/' г ' ■■ г к <

г' : х тп-^^л^-глУ; -¿с '' " - .....; -

/^МР-ОгтЪС*^ ^ <' :Г ' '■' ¡У ' .(/ / ( /у' ГЛзг-Ъ

(^Ь ¿УГ? ^ < '' ' ^^ £ я, ! '/> Н'с -с/ ^ ^

(С^ ,■ /Я;

-■<■( ¿У' с <* ЭС^-К-^С-Г-а 'у.

Рис. 1. Первый лист программы литургики В.И. Долоцкого

1853 г.

^-и тя&^селЗ; (Л, е^Осе ^ ; ^ р?* -

¿СЬСЬЧЛА, -С4. сР-ау, е-^ъ илХУЬ>; гу

су е./оц тп&а 7.

Дг/л-»^ 4 сляпсен & с^г^гъю/и,

1С? Я^^/СГТаГ^; У, / С /К^ЯХУ-Ъ

тг/ ¿-су

сЛ^ЫЛ^аЭ (Г ^ (р -ТТЬсялтс^тг&гЪ)

Ж" I

Я.

Я.

б^тт'алЛ: У/

9 ^ О

с/елли&ес? О'— с с^л-и^. л -и^е * .

......^ 7

а

"'Л'

ъъ

Рис. 2. Последний лист программы литургики В.И. Долоцкого 1853 г.

Источники и литература

1. Источники

1.1. Архивные документы

Российский государственный исторический архив (РГИА)

Ф. 796. Канцелярия Св. Синода.

1. Оп. 167. Д. 403. Дело об учреждении при СПб духовной академии премии бывшего профессора оной Долоцкого, за лучшее кандидатское сочинение по церковной археологии и литургике.

Центральный государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб)

Ф. 277. Санкт-Петербургская духовная академия.

2. Оп. 1. Д. 484. Дело о службе профессора Василия Долоцкого.

3. Оп. 4. Д. 10. Дело о назначении профессора академии Долоцкого В.И., бакалавра Троицкого И. опекунами детей умершего священника Полесского (1866).

Отдел рукописей Российской национальной библиотеки (ОР РНБ)

Ф. 1183. Долоцкий Василий Иванович.

4. Д. 18. Конспект предметов, преподанных студентам С.П.бургской духовной академии в Х^го учебного академического курса: по классу учение о Церкви. 1843 г.

5. Д. 18. Л. 28-33. Краткая программа литургики. 1853 г.

6. Д. 19. Конспект для публичного испытания студентов СПбДА XVIII академического курса по классу православной литургики. 1849 г.

7. Д. 20. Программа лекций по церковной археологии и литургике в 1871/72 учебном академическом году. 1872 г.

8. Д. 33. Положение об антиминсе. Учебное пособие. Б/д.

9. Д. 37. Рукописные листы. Переводы по истории: Адам Бременский «Церковная история (История Гамбургской церкви)».

10. Д. 39. Рукописные листы к переводу святого Григория, папы Римского «Книга о пастырских обязанностях Иоанну, епископу Равенны».

11. Д. 40. Рукописные листы к переводу святого отца нашего Григория Великого, папы Римского из Книги пастырских правил, часть третья: «О том как пастырь, хорошо живущий, должен учить и наставлять пасомых».

12. Д. 41. Рукописные листы к переводу святого отца нашего Григория Нисского «Слово на Святую Пасху».

13. Д. 43. Рукописные листы к переводу святого отца нашего Иоанна Да-маскина «Слово на Св. Великую Субботу».

14. Д. 44. Рукописные листы к переводу святого отца нашего Иоанна Да-маскина «Слово на Успение Всепетой, Всеславной и Преблагословленной Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии».

15. Д. 45. Рукописные листы к переводу святого отца нашего Иоанна Златоуста «Слово на Рождество Спасителя нашего Иисуса Христа».

16. Д. 46. Рукописные листы к переводу: Иустин Мученик «Диалог с Трифоном иудеем».

17. Д. 47. Рукописные листы. Переводы по истории: Феодорит Кирский «Церковная история».

18. Д. 55. Свящ. Михаил Богословский. План лекций студентам СПбДА по классу чтения о общественном богослужении в первой половине 1840 г.

1.2. Официальные документы

19. Годичное торжественное собрание Санкт-Петербургской духовной академии 17 февраля 1871 года // Христианское чтение. 1871. № 2. С. 242-277.

20. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1871 год // Христианское чтение. 1872. № 3. С. 471-516.

21. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1872 год // Христианское чтение. 1873. № 3. С. 490-524.

22. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1873 год // Христианское чтение. 1874. № 3. С. 435-476.

23. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1890 год // Христианское чтение. 1891. № 3/4. С. 333.

24. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1892 год // Христианское чтение. 1893. № 3/4. С. 337.

25. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1901 год // Христианское чтение. 1902. № 3. С. 379-380.

26. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1902 год // Христианское чтение. 1903. № 3. С. 516.

27. Отчет о состоянии С.-Петербургской духовной академии за 1911 год. СПб., 1912. С. 50.

28. Устав православных духовных академий // Христианское чтение. 1869. №7. С. 1-35.

1.3. Периодическая печать

29. Василий Иванович Долоцкий: Некролог // Новое время. 1885. № 3498. 22 ноября (4 декабря).

30. Василий Иванович Долоцкий: Некролог // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819.

31. Погребение В.И. Долоцкого // Петербургский листок. 1885. № 322. 26 ноября (8 декабря). С. 2.

32. Рождественский В.Г., прот. Речь перед началом отпевания Долоцкого В.И. // Церковный вестник. 1885. № 48. С. 819-820.

33. Языков Д.Д. Василий Иванович Долоцкий: Некролог // Библиограф. 1886. № 6/7. С. 100.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1.4. Научные статьи, воспоминания и мемуары преподавателей СПбДА, учебные пособия по изучению литургики других авторов

34. Долоцкий В.И. О исповеди // Христианское чтение. 1842. № 1-6. С. 450-468.

35. Долоцкий В.И. О чтении Св. Писания при богослужении // Христианское чтение. 1846. Ч. 3. С. 145-160.

36. Долоцкий В.И. О христианских храмах // Христианское чтение. 1847. Ч. 2. С. 453-467, Ч. 4. С. 282-302.

37. Долоцкий В.И. О составных частях храма // Христианское чтение. 1847. Ч. 3. № 7. С. 131-163.

38. Долоцкий В.И. О священных одеждах // Христианское чтение. 1848. Ч. 1. С. 325-345.

39. Долоцкий В.И. Праздник Рождества Христова // Христианское чтение. 1849. Ч. 2. С. 432-450.

40. Долоцкий В.И. Святая и Великая Суббота // Христианское чтение. 1850. Ч. 1. С. 275-292.

41. Долоцкий В.И. О священных сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в Православной Церкви // Христианское чтение. 1852. Ч. 1. С. 88-104.

42. Долоцкий В.И. Когда и кем написаны греческие службы, входящие в состав месячной Минеи // Христианское чтение. 1860. Ч. 2. С. 39-54, 136-170.

43. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора: (С 1847 по 1913 г.) //Христианское чтение. 1914. № 10. С. 1217-1233.

44. Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические материалы. В 3 т. Т. I / Под редакцией свящ. С. Петровского. Одесса, 1900. С. 255-256.

45. Смолодович Даниил. Литургика, или Наука о богослужении Православной Восточной Церкви. Киев, 1860.

46. Черняев А. Подробное систематическое указание состава литургики, или Науки богослужения Православной Церкви. Харьков, 1859.

2. Литература

2.1. Монографии, статьи, курсовые сочинения студентов духовных академий

47. Богословские труды: Юбилейный сборник, посвященный 175-летию Ленинградской духовной академии. М., 1986.

48. Карпук Д.А. История Санкт-Петербургской духовной академии (1889-1918 гг.). Дисс. на соискание ученой степени канд. богосл. СПбПДА, 2008.

49. Карпук Д.А. Периодические издания Санкт-Петербургской духовной академии (1821-1917). К 190-летию журнала «Христианское чтение» // Христианское чтение. 2011. № 6(41). С. 41-89.

50. Мокроусов К. Литургико-археологическое наследие профессора Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровского. Дисс. на соискание ученой степени канд. богосл. СПбПДА, 2008.

51. Родосский А.С. Биографический словарь студентов первых XVШ-ми курсов Санкт-Петербургской духовной академии 1814-1869. СПб., 1907.

52. Русские писатели-богословы: Библиографический указатель. Выпуск 3. Исследователи богослужения и церковного искусства. М., 2004.

53. Силуан (Конев), иеродиак. Жизнь и труды профессора Санкт-Петербургской духовной академии Покровского Н.В. (1848-1917). Дипл. раб. СПбПДА, 2005.

54. Сухова Н.Ю. Высшая духовная школа: проблемы и реформы. М.,

2006.

55. Сухова Н.Ю. Русская богословская наука (по докторским и магистерским диссертациям 1870-1918 гг.). М., 2012.

56. Сухова Н.Ю. Система научно-богословской аттестации в России в XIX - начале XX в. М., 2009.

57. Чистович И.А. История С.-Петербургской духовной академии. СПб.,

1857.

58. Чистович И.А. С.-Петербургская духовная академия запоследние 30 лет (1858-1888 гг.). СПб., 1889.

2.2. Электронные ресурсы

59. Желтов М., свящ. Обзор истории православной литургической науки до конца ХХ века // Сайт «Богослов.ги». URL: http://www.bogoslov.ru/text/1883125.html (дата размещения: 17.09.2011).

60. Долоцкие (род профессора) // Генеалогический сайт А.А. Бовка-ло. URL: http://www.petergen.com/bovkalo/spbd/dolotskypr.htm (дата обращения: 15.01.2014.).

61. Долоцкие // Сайт «Наша родословная: Генеалогические исследования Андрея Новожилова и Нины Белозеровой». URL: http://novbelgen.net/dl (дата обращения: 01.01.2014).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.