Рецензии, рефераты, обзоры
Глебов М. С., Полунина О. С.
В РАН обсудили вопросы информационно-психологической
безопасности БРИКС
Глебов Максим Сергеевич — аспирант, Московский городской педагогический университет, Москва, РФ. E-mail: regresnet@,inbox.ru SPIN-код РИНЦ: 2647-4504
Полунина Ольга Сергеевна — кандидат исторических наук, исследователь, Международный центр социально-политических исследований и консалтинга, Москва, РФ.
E-mail: polunina-icspsc@mail.ru SPIN-код РИНЦ: 5184-1894
Аннотация
Статья представляет собой обзор работы круглого стола «Вопросы информационно -психологической безопасности стран БРИКС» в рамках первой международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества». В ходе конференции обсуждался широкий круг проблем экономического и политического развития стран — участниц БРИКС. Сам круглый стол был посвящен рискам, связанным с информационно-психологическим противоборством. Эта проблематика была представлена в рамках восьми докладов и их последующего обсуждения. Среди тем, получивших освещение на круглом столе, можно назвать «Перспективные технологии: новые возможности и риски стратегической коммуникации для стран БРИКС», «Угрозы кибербезопасности БРИКС: на примере Бразилии»; «БРИКС и формирование многополярного информационного пространства» и др.
Ключевые слова
БРИКС, стратегическая коммуникация, цифровая дипломатия, информационно-психологическое противоборство, мировая политика, нетрадиционные военные действия, кибербезопасность, Россия, Бразилия.
В РАН 3 ноября 2015 года в рамках первой международной научно-практической конференции «Страны БРИКС: стратегии развития и механизмы взаимодействия и сотрудничества в изменяющимся мире» по инициативе Международного центра социально-политических исследований и консалтинга был проведен круглый стол «Вопросы информационно-психологической безопасности стран БРИКС». Академическую поддержку мероприятию оказала Дипломатическая академия МИД РФ.
Специальными гостями на встрече стали Чрезвычайный и Полномочный Посол Боливарианской Республики Венесуэла в Российской Федерации Хуан Висенте Паредес Торреалба и министр-советник, ответственный за вопросы энергетики и политики, Хоглис Хесус Мартинес Нуньес. Круглый стол открылся обсуждением
взаимоотношений Венесуэлы с государствами — членами БРИКС.
Выступление Чрезвычайного и Полномочного Посла Боливарианской Республики Венесуэла Хуана Висенте Паредеса Торреалбы
Господин Торреалба рассказал об избирательной системе Венесуэлы, напомнив, что парламентские выборы там пройдут 6 декабря 2015 года. Правительство Венесуэлы сделало все, чтобы сделать голосование и подсчет голосов открытым, прозрачным и честным. Например, власти внедрили информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) на каждом избирательном участке. Сначала с помощью специального оборудования избиратель регистрируется (машина проверяет не только паспортные данные, но и отпечаток пальца). Затем в другом помещении на компьютере происходит выбор или кандидата, или партии, после чего избиратель еще раз подтверждает, за кого он проголосовал. Несмотря на то что данная система признана очень надежной, западные и оппозиционные СМИ во время любых выборов в Венесуэле вели информационно-психологическую войну против победившего на выборах правительства Уго Чавеса. Главная цель внешних враждебных акторов правой оппозиции — создать почву для дестабилизации обстановки в Венесуэле.
Также господин Торреалба рассказал об экономической войне, которая ведется против Венесуэлы уже несколько лет. В заключительной части своего выступления посол напомнил о дружеских отношениях между народами России и Венесуэлы, о проекте по обучению венесуэльских студентов в российских вузах, об успешно
развивающихся долгосрочных проектах в области экономики и культуры. «Россия и Венесуэла должны вместе противостоять информационно-психологическим атакам, которые явно усилились после того, как Россия начала бомбить объекты террористов», — заявил посол.
Министр-советник посольства Венесуэлы Хоглис Хесус Мартинес Нуньес отметил, что США увеличили количество информационных атак по отношению к государствам Латинской Америки. Информационно-психологические операции реализуются прежде всего против правительств, которые проводят независимую внешнюю политику в соответствии со своими национальными интересами, а не в интересах США и их сторонников на международной арене.
Те правительства в странах Латинской Америки, которым удалось потеснить олигархические кланы, предоставив реальные рычаги управления широким слоям населения («прямая демократия»), чаще подвергаются информационно-психологическим атакам. В заключительной части выступления господин Мартинес отметил значимость объединения БРИКС в качестве ответа на концепцию однополярного мира, которая навязывается США мировому сообществу. Государства — члены БРИКС подчеркивают, что их объединение способствует созданию новой концепции многополярного мира, где учитываются интересы всех стран-участников, а не одной страны-гегемона.
Работа круглого стола «Вопросы информационно-психологической безопасности
стран БРИКС»
Во второй части круглого стола были заслушаны доклады о проблемах информационно-психологического противоборства стран БРИКС. Открыл дискуссию доктор исторических наук, профессор, директор Международного центра социально-политических исследований и консалтинга Евгений Николаевич Пашенцев с докладом «Перспективные технологии: новые возможности и риски стратегической коммуникации для стран БРИКС». В своем выступлении он акцентировал внимание на стратегическом уровне информационно-психологического противоборства, которое ведется против БРИКС. Большое внимание докладчик уделил практике применения в США новых автоматизированных технологий расчета времени, места и форм психологических операций на основе «больших данных» (Big Data). Эти технологии позволяют предсказывать время общественных волнений, степень их напряженности, в частности, возможности применения насилия участниками массовых беспорядков в странах, где планируются информационно-психологические операции. Докладчик проиллюстрировал на примере Бразилии и Венесуэлы, как применялись технологии прогнозирования общественных волнений. Для БРИКС это является серьезной проблемой, поскольку очень высокая точность предсказания событий позволяет противнику действовать довольно эффективно. Государственные и частные ведомства Соединенных Штатов Америки могут не только обрабатывать огромное количество данных и прогнозировать беспорядки, но и повысить на этой основе эффективность своих действий по синхронизации волнений в различных регионах мира. Также проводится анализ эффективности психологического воздействия на общественность страны, где планируется спровоцировать беспорядки. Оценивается и эмоциональная сила участников массовых выступлений. Если она недостаточна, ее можно усилить.
Тему, связанную с информационно-психологическим аспектом этноконфессиональной безопасности стран БРИКС, затронул доцент кафедры международного права и прав человека юридического института Московского городского педагогического университета Сергей Анатольевич Бурьянов. Доктор политических наук, профессор кафедры политологии и политической философии Дипломатической академии МИД России Марина Алексеевна Кукарцева сделала доклад «Национальная идентичность стран БРИКС и особенности механизмов коммуникации», где она акцентировала внимание на ключевой, с точки зрения исследователя, проблеме государств — членов БРИКС: ими еще не найдены те точки соприкосновения, которые определили бы стратегию развития группы (кроме
экономических интересов и стремления противостоять государству-гегемону). М.А. Кукарцева пришла к выводу, что, если страны БРИКС стремятся создать единое коммуникативное пространство и будут апеллировать прежде всего к коммуникативной рациональности, шансы на создание в среднесрочной перспективе реальной оппозиции доминирующему Западу будут вполне реальны.
Заместитель руководителя Центра евроатлантических и оборонных исследований, начальник сектора США и стран Латинской Америки Российского института стратегических исследований Дмитрий Николаевич Бурых представил доклад на тему «Угрозы кибербезопасности БРИКС: на примере Бразилии». Бразилия, по его мнению, находится в опасном положении, постоянно подвергаясь информационным атакам. Внимание агрессоров к стране обусловлено, в том числе, и ее тесным сотрудничеством с Китаем и Россией в военной и геостратегической отраслях. Однако ситуация постепенно исправляется. Во-первых, Бразилия прокладывает оптоволоконный кабель, который свяжет Южную Америку с Европой в обход США. Во-вторых, страна уходит от монополии США в сфере поставки коммуникационного оборудования.
Независимый эксперт, советник председателя правления страхового открытого акционерного общества «Русский Страховой Центр» Илья Станиславович Бронский выступил с докладом «Информационно-психологические операции как средство дестабилизации стран БРИКС». И.С. Бронский обратил внимание на новую концепцию нетрадиционных военных действий, которые проводят США против своих политических оппонентов, в том числе против участников БРИКС. Методы ведения нетрадиционных военных действий (оригинальный термин — unconventional warfare) включают в себя информационные войны, организацию, подготовку и использование протестных движений, повстанческих и контрповстанческих сил, а также диверсии, террористические акты и физическое уничтожение знаковых представителей противника.
Главная цель нетрадиционных военных операций — перевод проигравшей страны в режим неявной оккупации, а также перевод ресурсов, активов страны в собственность транснациональных компаний, которые профинансировали ту или иную «нетрадиционную операцию». Таким образом, с помощью смены неугодных режимов под видом «революций» ТНК извлекают сверхдоходы.
Особый интерес вызвал доклад доктора философии, исследователя Центра российских и евразийских исследований Университета Упсалы и Центра исследования и обучения в области кризисного управления CRISMART Шведского колледжа обороны
доктора Грега Саймонза «Материальные угрозы нематериальными средствами: Аспекты информационной и коммуникационной безопасности БРИКС». Докладчик считает БРИКС политико-экономическим формированием, бросающим вызов сложившемуся статус-кво главенства США в мировой политике и экономике. Г. Саймонз рассматривает БРИКС как новый политический бренд, развитие которого, как и любого бренда, означает эффективные коммуникации, цели, стратегии, действия и конкретные результаты, которые могут укрепить репутацию объединения в мире. Чтобы достичь своих целей БРИКС должен стать проектом, зависящим от провозглашенных целей и ценностей, разделяемых более широкой аудиторией, а не только самими участниками объединения. Указал исследователь и на слабые стороны БРИКС. Одно из них — недавний срок образования объединения, следовательно, у него еще нет сформировавшегося бренда и репутации. Еще одной слабостью, по мнению Г. Саймонза, является то, что в рамках объединения представлено до пяти разных наборов национальных интересов. Это может позволить враждебной внешней силе спроецировать политическое разделение государств-членов и нарушить функционирование группы. В заключительной части доклада Г. Саймонз дал рекомендации странам БРИКС по формированию системы защиты в области информационно-психологического противоборства: странам нужна общедоступная и тщательно отлаженная форма коммуникации между собой, с собственными гражданами, а также с международным сообществом. Эти уровни коммуникации должны не только четко дать понять, какие политические и экономические цели реализует БРИКС и его государства-члены по отдельности, но и показать, как страны БРИКС, их население и партнеры могут извлечь материальную и нематериальную выгоду из этих отношений. Для того чтобы реализовать и придать смысл собственной стратегии и стратегической коммуникации, синхронизировать свои слова и поступки, БРИКС нужно разработать четкий сильный бренд и репутацию в международном сообществе. Декларируемые ценности и нормы должны соответствовать идее бренда и отражаться на репутации.
Как БРИКС в целом, так и государства-члены должны принять во внимание материальные и нематериальные условия, которые создают внешнюю среду, позволяющую иностранным акторам начать подрывную деятельность в отношении социально-политической системы организации. Эти угрозы должны быть вовремя минимизированы.
Детальное исследование, посвященное вопросам информационной
безопасности государств — членов БРИКС, содержал доклад профессора кафедры государственного управления и национальной безопасности Дипломатической академии МИД России Ивана Викторовича Сурмы «БРИКС и формирование многополярного информационного пространства». И.В. Сурма подчеркнул, что государствам — членам БРИКС необходимо уметь защищаться от негативного воздействия в информационном пространстве. Проблема заключается в том, что члены БРИКС уязвимы в вопросах кибербезопасности, так как вся информационно-коммуникационная структура (прежде всего серверы) находится в США. Докладчик подметил и то, что ситуация в скором времени может улучшиться. В частности, БРИКС планирует в ближайшие годы создать свою сетевую инфраструктуру.
И.В. Сурма отметил, что США с помощью цифровой дипломатии оказывают информационное воздействие на население государств — членов БРИКС. В первую очередь, правительство США использует социальные сети для ведения политики «мягкой силы» против стран БРИКС. Также электронные системы банковских операций, используемые не только в БРИКС, но и во всем мире, регулируются Федеральной резервной системой США и CHAPS1.
В заключительной части доклада И.В. Сурма дал несколько рекомендаций странам БРИКС:
1) наращивать связи внутри БРИКС, особенно в научно-технической области;
2) совместно вырабатывать и координировать курс в реформировании глобальной информационной и финансово-экономической архитектуры;
3) продвигать идею создания сети взаимодействующих региональных интеграционных объединений (в которых страны БРИКС выступают в роли лидеров) на четырех континентах;
4) укреплять взаимодействие БРИКС в рамках «Большой двадцатки»;
5) координировать позиции по важным международным проблемам в ООН и других международных организациях.
Один из авторов настоящего обзора, исследователь Международного центра социально-политических исследований и консалтинга Ольга Сергеевна Полунина выступила с докладом «Практические аспекты реализации стратегической коммуникации России в Бразилии на этапе обострения международной обстановки».
1 CHAPS (Clearing House Automated Payment System) — система клиринговых расчетов в Великобритании. Работа системы поддерживается компанией CHAPS Clearing Company Limited, основанной в Лондоне в 1984 году.
Поставив вопросы, касающиеся проблем стратегических коммуникаций Бразилии и России, в частности синхронизации слов и дел, автору удалось получить эффективную обратную связь от участников круглого стола, что доказывает актуальность исследований в данной области.
Завершил работу круглого стола доклад кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института системных проектов Московского городского педагогического университета Татьяны Владимировны Щербаковой «Сетевые манипуляции как угроза для национальной безопасности стран БРИКС». В своем докладе Т.В. Щербакова акцентировала внимание на роли социальных сетей как инструмента «мягкой силы». Тенденции последних лет свидетельствуют, что для сдерживания стран БРИКС применяется в первую очередь не военное, а информационное воздействие, искусственное обострение национальных, религиозных и культурных противоречий.
В докладе также обращается внимание на то, как работают технологии сетевого манипулирования, выделяются следующие его особенности:
1) индивидуальное обращение к каждому уникальному пользователю;
2) мобильность «личной» коммуникации;
3) сегментирование информационного потока (в том числе настройка лент новостей);
4) моделирование виртуальной реальности;
5) вброс фейк-контента;
6) визуальные манипуляции (в том числе инфографика, манипуляции со статистикой);
6) персональный характер распространения информации;
7) контекстные подсказки;
8) рейтингование постов, система пользовательской оценки;
9) упрощение аргументации утверждения;
10) эмоциональный характер восприятия информации.
Подводя итоги, можно отметить, что все докладчики выделили основные проблемы, которые стоят перед объединением БРИКС. В первую очередь, БРИКС должен иметь более четкую цель в долгосрочной перспективе, кроме общих экономических интересов. Во-вторых, общественность государств — членов БРИКС должна более активно участвовать в делах организации. Общественность России и
остальных участников БРИКС испытывает потребность в обмене информацией. Нашим народам необходимо больше знать о социальной, политической и культурной жизни друг друга. В-третьих, государства — члены БРИКС должны не только уметь защищаться во время информационно-психологического противоборства, но и давать симметричный ответ на все попытки дестабилизации общественного порядка.
Glebov M.S., Polunina O.S.
RAS Discussed the Issues of Information and Psychological Security of
BRICS
Maxim S. Glebov — graduate student, Moscow City Teachers' Training University, Moscow, Russian Federation. E-mail: regresnet@inbox.ru
Olga S. Polunina — Ph.D., Associate Professor, Moscow City Teachers' Training University, International Centre for Socio-Political Studies and Consulting, Moscow, Russian Federation. E-mail: polunina-icspsc@mail.ru
Annotation
The article presents a review of the work of the round-table discussion on "Information and Psychological Security of BRICS" in the framework of the first international scientific conference "BRICS: Development Strategies and Mechanisms for Collaboration and Cooperation". At the event a wide range of problems of economic and political development of the member countries of the BRICS were discussed, with particular attention paid to the problems and risks associated with information and psychological warfare.
First of all, this issue was discussed in the eight academic papers and subsequent discussions. Among the topics covered at the round-table were: Advanced ICTs, new opportunities and risks of strategic communication for the BRICS countries, the threat of cybersecurity of BRICS: the example of Brazil; BRICS and the formation of a multipolar information environment, etc.
Keywords
BRICS, strategic communication, digital diplomacy, information and psychological warfare, unconventional warfare, public diplomacy, world politics, Russia, Brazil.