обусловленных
тп>
йот
<^■0
*0П
Я Я О
АКУШЕРСТВО • ГИНЕКОЛОГИЯ • РЕПРОДУКЦИЯ
В ПРЕДДВЕРИИ ЮБИЛЕЯ -ИНТЕРВЬЮ С ВЕДУЩИМ АКУШЕРОМ-ГИНЕКОЛОГОМ СТРАНЫ О.И. ЛИНЁВОй
Филиппова Т.Ю.
В 2010 году, объявленном правительством России годом Учителя, отмечает свой юбилей заведующая кафедрой акушерства и гинекологии института последипломного образования Самарского медицинского университета, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач Российской Федерации Ольга Игоревна Линева - 70 лет со дня рождения и 40 лет педагогической деятельности.
02
_с
то
Е
і
ф
ю
«Господь бог дал человеку всего лишь 2 колена и повелел: на одно из них преклоняться перед Учителем, на другое - перед врачом»
(Народная мудрость).
Ольга Игоревна Линева - человек, перед которым преклоняют оба колена все акушеры-гинекологи Самарской области и, конечно, многотысячная армия пациентов, хотя многие из них и не знают, кому они обязаны за свою спасенную жизнь, радость материнства, репродуктивное благополучие в силу скромности и исключительной порядочности этого человека. И мне, Филипповой Татьяне Юрьевне, доктору медицинских наук, доценту кафедры, начальнику отдела реализации приоритетного национального проекта в здравоохранении Территориального фонда ОМС Самарской области, повезло быть учеником и другом этого поистине прекрасного человека.
Вашему вниманию предоставляется интервью с Учителем.
Ольга Игоревна, Вы рассказывали о своем трудном, голодном детстве, отсутствии игрушек и развлечений. Кто были Ваши родители, и что повлияло на выбор профессии.
Моя мама долгое время работала заведующей школьной библиотекой, имеет звание Ветерана КПСС. У мамы, инвалида II группы, после производственной травмы на швейной фабрике, случившейся, когда ей было 16 лет, значительно ограничены функции правой руки. Мой папа - кадровый военный, погиб от тяжелых ран в 1944 году, похоронен в Польше. Я его практически не помню. В памяти всплывают картины мучительного ухода из жизни моей бабушки от рака печени, т.к. мне приходилось за ней ухаживать, бессилие врачей. Длительные, от 3 до 6 месяцев, госпитализации мамы; слезы жалости ребенка от вида тяжело раненых мужчин в военных госпиталях, где мама
организовывала концерты и всегда брала меня с собой.
Уже в далеком детстве из-за сострадания хотелось быть врачом, чтобы вылечить, или хотя бы облегчить жизнь больного человека.
Однако в школьные годы эта мысль отошла на задний план, я увлеклась математикой, побеждала во всех олимпиадах, любила учиться сама и учить других. Мне доставляло большое удовольствие помогать 3 «двоечникам» и «второгодникам» (возможно, уже в! детстве таким образом проявлялись задатки будущего £■ педагога).
После окончания школы я решила поступать в£ Казанский государственный университет на физико-ф математический факультет, где меня уже ждали как| медалистку и победительницу ежегодных олимпиад. к Но вмешалась моя любимая первая учительница О.К. Ц Шаманова, которая очень твердо напомнила мне о^ больной маме, о предназначении человека на Земле -помогать людям. Это не подлежит сравнению с изучением и открытием законов «сухой» науки - математики. Так я сделала выбор и поступила в медицинский институт, о чем никогда не жалела.
Жизненный опыт свидетельствует, что специальность акушера-гинеколога не выбирают - специальность выбирает наиболее достойных, кто сможет
справиться с этой миссией. Как Вас выбрала Ваша будущая профессия?
В медицинском институте я увлеклась нормальной, а затем патологической физиологией, выполнила 3 серьезных научных исследования, выступала с докладами на Всероссийских конференциях, опубликовала несколько научных статей, готовила себя к научноисследовательской и педагогической работе. Все изменила производственная летняя практика и работа в качестве медсестры на последних курсах. Появилось непосредственное ощущение сопричастности к выздоровлению больных и понимания, что живешь не зря.
Возник вопрос: какую выбрать врачебную специальность? Конечно, всех привлекала хирургия, но я, зная свои физические возможности, боялась, что не выдержу тяжелых нагрузок и моральной ответственности. Так как у меня была высокая успеваемость (средний балл - 4,98; диплом с отличием), я могла выбирать. Перед распределением наш декан лечебного факультета, проф. Р.Г. Бакиева, вызвала меня на беседу, которая продолжалась более часа. В 1963 году в вузах формировались группы спецординатуры с углубленным изучением иностранного языка для поездки на работу в развивающиеся страны. Женщин брали только на специальность «акушерство и гинекология». Так я стала акушером-гинекологом. К сожалению, в жаркие страны на работу меня не взяли по состоянию здоровья.
Ольга Игоревна, Вы всегда гордитесь, что принадлежите к Казанской акушерско-гинекологической школе профессора В.С. Груздева. Расскажите, пожалуйста, подробнее об этой школе.
Профессор Викторин Сергеевич Груздев возглавил кафедру и клинику акушерства и гинекологии Казанского университета в 1900 году после известного отечественного акушера проф. Н.Н. Феноме-нова. Популярность проф. B.C. Груздева была огромной как в Казани, так и за ее пределами. Достаточно сказать, что председатель 7-го Всероссийского съезда акушеров-гинеко-логов в Ленинграде (1926 г.) проф.
Д.О. Отт назвал проф. Груздева корифеем науки и предложил избрать его Почетным председателем. Проф. В.М.
Аристовский на чествовании Викторина Сергеевича в связи с 60-летием со дня рождения сказал: «Жив и будет жить Казанский университет, если он еще может гордиться славными именами таких работников, каким является В.С. Груздев».
Школа проф. В.С. Груздева всегда отличалась широтой и многогранностью научных и практических интересов (проблема узкого таза, экламп-
сия, кровотечения, онкогинекология и т.д.), чем снискала уважение и мировую известность.
Но мне хочется подчеркнуть роль личности проф. В.С. Груздева как общественного деятеля и гражданина. Он был действительным и почетным членом многих благотворительных обществ и институтов, в 1910 году внес пожертвования в губернское казначейство для помощи больным акушерско-гинекологической клиники из бедных несостоятельных семей. В 1915 году он организовал фонд для премии за практически значимые и новаторские научные исследования, сделанные врачами или студентами в лабораториях и клиниках университета. Премия носила имя В.С. Груздева, фонд содержал 3000 руб., довольно большие по тем временам денежные средства.
С 1932 по 1963 год после проф. В.С. Груздева кафедру возглавил его ученик, профессор Павел Васильевич Маненков. Следуя примеру основателя школы, проф. П.В. Маненков сочетал в своей работе различные виды деятельности - научную, педагогическую, врачебную и общественную. Тематика научных исследований его глубока и разнообразна (топографическая анатомия, оперативное акушерство и гинекология, онкогинекология, местная инфильтраци-онная анестезия, эмбриология, трубное бесплодие и т.д.), но всегда была неразрывно связана с практикой врачевания.
Свою научно-исследовательскую и врачебную деятельность проф. П.В. Маненков сочетал с педагогической работой. Его лекции были глубоко содержательными и включали интересные практические наблюдения и конкретные обобщения. Являясь высококвалифицированным специалистом, проф. П.В. Маненков постоянно делился с сотрудниками
к о
АКУШЕРСТВО • ГИНЕКОЛОГИЯ • РЕПРОДУКЦИЯ
своим богатым опытом и знаниями и пользовался большим авторитетом среди врачей и больных. Клинические обходы профессора с последующим обсуждением вопросов диагностики и лечения больных служили для студентов и врачей прекрасной школой профессионального мастерства и большого человеколюбия. В частности, в одной из его работ, которую можно рассматривать и как завещание врача-прак-тика, в монографии «Итоги клинического опыта», красной нитью проходит мысль о необходимости бережного отношения к больным, точности при диагностике и большой тщательности при проведении лечения.
Много времени проф. П.В. Маненков уделял воспитанию студентов, предъявляя к ним высокие требования в части усвоения знаний, выполнения учебных обязанностей и дисциплины. Около П.В. Маненкова всегда находились талантливые люди, известные ученые и врачи. Многие из них в дальнейшем стали профессорами и заведующими кафедр - это М.Я. Романов (Астрахань), Х.Х. Мещеров, И.В. Данилов, З.М. Якубова, Р.Г. Бакиева (Казань), К.Н. Сызганова (Симферополь), Н.И. Фролова (Челябинск), С.И. Кошкина (Ярославль), К.В. Воронин (Днепропетровск), М.М. Мельникова (Ставрополь), Л.А. Козлов (Казань), Б.Г. Садыков (Казань), а также доцентами - Н.В. Андрезен, В.С. Кондаратский, И.Ф. Поляков, В.С. Добронецкий, О.А. Королькова, М.В. Монасыпова и др. Имя П.В. Маненкова не может быть забыто его учениками и последователями. Оно всегда будет жить в их памяти.
Мне посчастливилось слушать лекции проф. П.В. Маненкова, общаться с ним как с научным консультантом по моей кандидатской диссертации, до сих пор чувствую душевный трепет и глубокое уважение к нему.
С 1963 года кафедрой заведовала профессор Рауза Гатаевна Бакиева, она же - декан лечебного факультета КГМИ. Рауза Гатаевна была не только высоким профессионалом, ученым и общественным деятелем, но и добрым, чутким, радушным человеком - «вторая мама» для студентов и сотрудников.
£
то
Е
і
ф
Успех Вашей педагогической и научной деятельности базируется на высоком профессионализме клинициста. Где проходило Ваше становление, чей авто-| ^ ритет и профессионализм способствовал этому?
Я считаю, что мне очень повезло в жизни. Свое ста-ч ^ новление как клинициста я начала в стенах ведущей х £3 отечественной акушерско-гинекологической клиники ^ им. В.С. Груздева. Как я уже отмечала, это была насто- ^ ^ ящая академическая школа со своими традициями,! « требовательностью к сотрудникам и высоким профес-^ ^ сионализмом.
Ф ^
В наше время тоже были проблемы с получением! га практических навыков, поэтому мы очень много, бук-Ёо £ вально через день, дежурили в отделении (безусловно, ^ “ бесплатно). Не у каждого практикующего специалиста^ ^ хватало терпения наблюдать в течение длительного? ^
> ^
времени, как молодой врач пытается сделать ту или^ о иную операцию. Мне повезло работать вместе с про-# о фессором Л.А. Козловым, с которым я выполнила^ I подавляющее большинство акушерских операций.:> Пока мы мыли руки 10 минут («по Спасокукоцкому») , £ он экзаменовал меня по теоретическим знаниям тех- «
добивался правильного^
га
навы-а
с;
ники операции, а затем выполнения ее на практике.
Параллельно с овладением практическими ками я видела необходимость в умении принимать организационные решения, особенно в ургентных ситуациях.
Я вспоминаю родильницу М., у которой в раннем послеродовом периоде развился кардио-пуль-мональный шок в связи с эмболией околоплодными водами. В родовом зале собралось более 20 врачей клиники, ординаторов и студентов. Каждый пытался как-то помочь в этой ситуации; паники, как таковой, не было,
X
ТО
I-
I
S
CL
С
ф
CL
о О
в
была просто несогласованность и неразбериха, пока бразды правления не взяла в свои руки зав. кафедрой проф. Р.Г. Бакиева. Она принесла с собой протокол оказания неотложной помощи при эмболии околоплодными водами, отметила в нем все, что было сделано больной до ее прихода, и распределила обязанности персонала для проведения дальнейших реанимационных мероприятий.
Дальнейшее моё становление как клинициста и педагога проходило на кафедре акушерства и гинекологии Куйбышевского медицинского института, куда уже после защиты кандидатской диссертации в 1970 году я прошла по конкурсу на должность ассистента. Мне казалось, что я неплохо знаю свою профессию, теоретически владею достаточными практическими навыками, имею почти 2-х летний стаж педагогической работы. Однако процесс становления клинициста и педагога бесконечен, и нет предела совершенствованию. Я посещала практические занятия опытных преподавателей: асс. Л.В. Целебровской, асс. А.М. Зотки-ной, доц. И.А. Купаевой, доц. В.В. Горячевой, асс. Е.И.Плакиной и др. Были открытые уроки с последующим обсуждением методики преподавания, были блестящие лекции проф. А.М. Аминева, проф. Г.Л. Ратнера в школе молодых преподавателей, были курсы повышения квалификации преподавателей на кафедре проф. А.С. Слепых (г. Ленинград) и акад. Г.М. Савельевой (г. Москва).
Проф. Г.К. Парафейник (зав. кафедрой акушерства и гинекологии) был очень строг к сотрудникам в плане учебной дисциплины: никто не мог опоздать на занятия, оставить студентов надолго без преподавателя. Он научил меня требовательности к студентам. Зная особенности моего характера, он постоянно напоминал, что можно быть добрым человеком, но нельзя быть «добреньким» преподавателем.
Я многому научилась, работая доцентом на кафедре проф. Р.А. Родкиной: артистизму чтения лекций, определению приоритетов в работе, готовности в любую минуту заменить любого лектора и провести занятия на любую тему, изложению материала не заумно, а в доступной для каждой аудитории форме и т.д.
Перейдя работать на кафедру, возглавляемую проф. Е.Ф. Украинцевой, я поняла, что имидж кафедры зависит от порядочности и высокого профессионализма сотрудников, а не только от ученых степеней и званий, что учебный процесс на последипломном уровне должен вестись «на равных» с должным уважением к слушателям.
Я по праву считаю своим Учителем академика А.Н. Стрижакова, который был моим научным консультантом по докторской диссертации. Он - образец «высшего пилотажа» во всем: академизм в чтении блестящих лекций и научных докладов, научных публикаций, технике операций, высокая требовательность к себе и к окружающим, в том числе к своим ученикам, принципиальность и ответственность. Этот перечень можно продолжить. Я боюсь сделать что-то
не так, чтобы не вызвать его осуждения. Для меня Александр Николаевич - эталон, к которому нужно стремиться. Благодаря его влиянию я повысила требовательность к себе и к своим ученикам.
Вторым консультантом моей докторской диссертации была проф. З.А. Волкова - красивая, скромная, чуткая, добрая, пережившая войну и горечь потерь, она разработала новое научное направление - экология репродукции. Проф. З.А. Волкова создала нормативную базу по гигиене труда женщин. Следуя ее примеру, я тоже старалась не просто выполнить научные исследования, но сделать все от меня зависящее, и даже невозможное, для внедрения методических рекомендаций в практику.
(Л
Ъ
02
с
Нельзя обойти вниманием формирование Вас как организатора здравоохранения. Каждый акушер-гинеколог должен владеть этими навыками в своей практической деятельности. Считаю, что это один из секретов большого количества организаторов здравоохранения из нашей специальности. Вы ровно 10 лет возглавляли акушерско-гинекологическую службу Самарской области, совмещая эту работу с заведованием кафедрой. 10 лет - это целая жизнь, полная и насыщенная событиями и делами: реструктуризация службы, переход на страховую медицину, целевые программы, внедрение новых организационных технологий и т.д. С Вашей легкой руки и под Вашим методическим руководством я формировала и развивала холистическую модель охраны репродуктивного здоровья на примере здравоохранения г. Тольятти, где в течение 12 лет возглавляла акушер-ско-гинекологичнскую службу. Что важного для себя Вы вынесли во время пребывания на этом ответственном посту?
В 1992 году меня пригласил руководитель департамента здравоохранения Самарской области проф. Р.А. Галкин на работу в качестве главного внештатного акушера-гинеколога. Не имея опыта работы организатора здравоохранения, я благодарна проф. Р.А. Гал-
АКУШЕРСТВО • ГИНЕКОЛОГИЯ • РЕПРОДУКЦИЯ
кину, Н.Ф. Манакову, Г.Л. Ивановой, проф. В.В. Павлову и другим, которые, с моей точки зрения, завершили формирование меня как специалиста акушера-гинеколога.
Особо хочется подчеркнуть долговременное плодотворное сотрудничество с академиком Владимиром Николаевичем Серовым, великолепным клиницистом, ученым, организатором, эрудированным и мудрым человеком, Президентом Российского общества аку-шеров-гинекологов, который на протяжении многих лет работает в НЦАГиП РАМН. Также особо хотелось бы отметить сотрудничество с проф. О.Г. Фроловой (организатор «от бога», трудолюбивый, скромный, порядочный человек), зам. начальника Управления охраны здоровья матери и ребенка МЗ РФ Л.В. Гавриловой (жизнерадостный человек, демократичный и инициативный руководитель). Нельзя не упомянуть изучение и внедрение позитивного опыта зарубежных стран (США, Нидерланды, Англия, Ирландия и др.), с которым мы имели возможность познакомиться. Они помогли нам создать акушерско-гинекологическую службу в регионе с лучшими показателями в Приволжском Федеральном округе.
А соответствие функциональным обязанностям заведующей кафедрой акушерства и гинекологии? Это - тоже целая наука.
Спасибо ректорату (ректору, академику РАМН А.Ф. Краснову; ректору, академику РАМН Г.П. Котельникову; проректорам, проф. В.В. Косареву, проф. Н.Н. Крюкову; директору ИПО, проф. Н.Ф. Давыдкину и проф. С.Н. Измалкову; начальнику отдела кадров В.Б. Карташовой; зав. учебным отделом, доц. В.А. Кудро-вой и др.) за терпение и снисходительность к моим промахам и ошибкам, доброжелательность и поддержку. Без этого я бы не состоялась как руководитель.
Ольга Игоревна, вы очень щедрый человек и всегда помогаете своим ученикам, как в научном поиске, так и во всех жизненных ситуациях. Я помню, как на искреннюю благодарность за помощь Вы ответили, что Вам самой по жизни очень щедро помогали Ваши Учителя, и Вы считаете своим долгом передать все, что когда-то получили от них, другим, кто в Вашей помощи нуждается. При этом вы очень четко дифференцируете разумность своей помощи, без вреда для дела, которому служите, и жертвенности для себя.
Кто были Вашими Учителями, проявившими к Вам человеческую заботу, и какие воспоминания Вас особенно согревают?
Я всегда могла рассчитывать на помощь и поддержку моих Учителей. Они помогли мне избавиться от недостатков: излишняя впечатлительность, плаксивость, склонность к драматизации ситуации, медлительность, неуверенность в себе и т.д., которые явно мешали выдержать все тяготы избранной профессии. Я никогда не забуду как доценты Л.А. Козлов и Б.Г. Садыков, асс. И.Ф. Поляков дали мне безвозмездно деньги на проведение банкета после защиты
кандидатской диссертации, подчеркнув, что у меня нет отца, больная мать, а я своим трудом заслужила этот праздник.
Не в традициях Ольги Игоревны перечислять свои заслуги, но в связи с подведением итога профессиональной деятельности накануне юбилея мне очень хочется это сделать.
Профессор О.И. Линева является членом Правления Российского общества акушеров-гинекологов, членом к проблемной комиссии «Научные основы! репродуктивного здоровья работающих» Научного § Совета РАМН, председателем научной проблемной 2 комиссии по акушерству и гинекологии Самарского о государственного медицинского университета, заместителем председателя диссертационного Совета , к членом редакционных советов 6 научных журналов , ^ гинекологов-эндокринологов X
председателем клуба Самарской области.
В 2001 году проф. О.И. Линевой присвоено почетное звание «Заслуженный врач Российской Федерации». Кроме того, она награждена Юбилейной меда-^ лью «За доблестный труд» (1990 г.), медалью Россий- ^ ского общества акушеров-гинекологов «За большой1 личный вклад в развитие акушерства и гинекологии»« (2007 г.), медалью «За укрепление авторитета Россий- ^ ской науки» (2008 г.), почетными грамотами губерна-| тора Самарской области, ректора СамГМУ, руководи- §| телей МЗ и СР Самарской области, дипломом победи-^ теля в номинации «Женщина-ученый» в акции «Жен-^ щина года 2009».
За 27 лет работы на кафедре последипломного’! образования проф. О.И. Линева непосредственно при- о нимала участие в обучении более 5,5 тысяч врачей, Щ 174 клинических ординаторов и интернов, 287 интер-т нов МЗ и СР Самарской области. Ольга Игоревна явля-* ется автором учебно-методического пособия «Органи-
02
_с
то
Е
і
ф
ю
ю
со
ю
1^
+
Ёц
ф
го
ф
.0
I-
2
т
о
с
0
1
X
о
ческой практике», главы «Гинекологические болезни» в учебнике «Геронтология и гериатрия», раздела «Аку-^ шерство и гинекология» руководства «Семейная о медицина», руководства «Сестринское дело в аку-| шерстве и гинекологии», учебников «Акушерство» и^ «Гинекология» для средних медицинских учебных“ заведений, главы «Патологические роды» националь-^ ного руководства по акушерству, монографии «Про-Ф фессия акушера-гинеколога: взгляд клинициста, пси-| холога и юриста» и т.д.
В течение многих лет научно-исследовательская | деятельность Ольги Игоревны была посвящена про-^ блеме профилактики профессиональной и экологической патологии репродуктивной системы женщин. По этой проблеме в 1990 г. она защитила докторскую диссертацию под руководством акад. А.Н. Стрижакова и проф. З.А. Волковой, которым она обязана своему становлению в качестве учёного. Круг научных интересов проф. О.И. Линевой затрагивает наиболее актуальные проблемы акушерства и гинекологии: гестозы,
х
го
I-
I
2
а.
с
ф
а.
0 О Р ^
1 ш
го ^
I о
^ со
0 р ^ ф
I—
х го к ^
^ со
и
1 ° О ™ ф @ ф
= ■“ О О. * о со о
зация неотложной помощи в акушерско-гинекологи-
гепатозы, хроническая плацентарная недостаточность, септические заболевания, миома матки, нейро-обменно-эндокринные синдромы, организация акушерско-гинекологической службы и т.д. Под её руководством защищено 56 диссертаций, из них 7 -докторских. Проф. О.И. Линева - автор 518 печатных работ, 9 монографий, 5 учебников, 10 пособий и 8 руководств для врачей, имеет 5 патентов, под её редакцией выпущено 3 сборника печатных работ. Результаты своих научных исследований Ольга Игоревна неоднократно докладывала на съездах, научных конференциях, симпозиумах, форумах и конгрессах как в России, так и за рубежом. Проф. О.И. Линева является академиком РАМТН и членом-корреспонден-том РЭА.
Дорогая Ольга Игоревна!
Позвольте разделить с Вами радость этого юбилея, радость от того, что Вы с нами, и, по-прежнему, красивая и женственная, талантливая и трудолюбивая, мудрая и гибкая, авантюрная и ответственная, добросердечная и требовательная, увлеченная и увлекающая, альтруистичная и необыкновенно богатая духовно. Мы гордимся нашим правом называть себя Вашими учениками, постараемся это право оправдать своими делами и передать Вашу эстафету уже нашим ученикам и коллегам. Мы постоянно ощущаем Ваше внимание к нашим успехам и поступкам и внутренне сверяем свой курс с Вашим ярким маяком.
Ваш возраст Вам не идёт,
Но юбилей пусть состоится.
Гоустинка о годах пройдет,
И к творчеству душа стремится!
Ваши ученики.
її
Данная интернет-версия статьи была скачана с сайта http://www.gyn.su Не предназначено для использования в коммерческих целях. Информацию о репринтах можно получить в редакции. Тел: +74956495495; e-mail: [email protected] Copyright © 2010 Издательство ИРБИС