ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
В поисках способа оценки инновационного потенциала региона (на примере Волгоградской области)
Е. Б. Гончарова,
к. э. н., доцент кафедры менеджмента и бизнеса Камышинского технологического института (филиала) Волгоградского государственного технического университета
e-mail: [email protected]
В представленной статье проводится анализ развития экономики региона с целью исследования и оценки его инновационного потенциала, как макросистемы.
Возможны различные варианты оценки инновационного потенциала региона, но нет ни одного способа его расчета в реальных условиях.
Инновационный потенциал региона невозможно сформировать без его развитой экономики. Поэтому при формировании методики расчета инновационного потенциала необходимо учитывать региональную особенность, что и привело автора данного исследования к полученным результатам.
Ключевые слова: оценка, инновационный потенциал, регион.
В современных условиях развития экономики важным фактором в функционировании социально-экономической системы любого масштаба, будет являться ее активное осуществление стратегически направленных мероприятий по созданию и укреплению явных и скрытых преимуществ перед своими конкурентами в виде своей инновационной направленности. Конкурентное преимущество, получают те социально-экономические системы, которые позволяют максимально быстро накопить определенные ресурсы, навыки, знания, позволяющие ввести в действие комплекс мероприятий по активизации инновационной деятельности. Если речь идет о регионе, то конкурентные преимущества обеспечат ему комплекс административных мер, направленный на поиск способов управления инновационной деятельностью хозяйствующих субъектов на его территории и направлений реализации программ, обеспечивающих его инновационную активность.
Для России важнейшими факторами конкурентоспособности становятся регионы, способные принять передовые технологии и предприятия с высококвалифицированными кадрами. России необходимо найти важные подходы к решению регионального инновационного развития. Регионы же, становясь базой для инновационно-промышленных кластеров, обеспечивают возможности для роста инновационного потенциала национальной экономики.
Для того чтобы дать оценку размера инновационного потенциала области путем соотношения ресурсного обеспечения функционирующей экономической
системы необходимо проследить динамику продажи инновационных товаров организациями, занимающимися инновационной деятельностью на территории Волгоградской области. По количеству отгрузки инновационной продукции можно судить о степени распространения и развитости рынка инноваций на территории области.
В 2005 г. больший удельный вес в объеме отгруженных инновационных товаров составила прочая продукция в виде отгрузки кокса и нефтепродуктов (8309 млн рублей). С одной стороны жаль, что при возросшей величине в общей сумме объема отгруженных инновационных товаров — значительную роль сыграл только один вид экономической деятельности, а не произошло равномерного увеличения всех (или большей части) видов экономической деятельности. С другой стороны, заметно реальное увеличение экспорта региона со всеми вытекающими отсюда последствиями для его экономики в целом. Поэтому при расчете инновационного потенциала макросистемы рассмотрим динамику объема отгруженных инновационных товаров. Динамика изменения этой величины для Волгоградской области отражена в табл. 2.
Далее представлены масштабы продаж инновационных товаров промышленных производств.
Конечно, достаточно низкий показатель доли инновационных товаров в общем объеме отгруженных товаров. Выходит, область сама производит и потребляет достаточно большой объем продукции, а это может быть следствием недостаточно насыщенного импортом рынка, что и вдохновляет местного производителя.
Таблица 1
Объем отгруженных инновационных товаров инновационно-активными организациями промышленных производств по степени новации по годам, млн руб. (показатели за 2003 г. приведены по данным [1], за 2004 г. — [3], за 2005 г. — [7], за 2006 г. — [8], за 2007 г. — [9])
По данным табл. 4 видно, что показатель подачи заявок на изобретения в Волгоградской области имеет довольно высокий и стабильный уровень. Существует тенденция к повышению этого показателя за последние три года. А число, заявок на полезные модели и товарные знаки по Волгоградской области имеет волнообразную динамику. Есть предположение, что создавшаяся ситуация связана с принятием в 2004 г. Закона Волгоградской области «Об инновационной деятельности», что и явилось положительным результатом в данной области характеризующей инновационную активность региона.
Для осуществления необходимых расчетов по оценке величины инновационного потенциала региона необходимо за исследуемый период проследить динамику использования объектов интеллектуальной собственности по Волгоградской области.
По введению в хозяйственный оборот объектов промышленной собственности согласно сведениям из ежегодной отчетности по форме 4-НТ (перечень) в Волгоградской области используются изобретения, на которые еще в СССР были выданы 2 авторских свидетельства, продолжают использоваться 11 изобретений, ранее охраняемых как авторские свидетельства и переведенные в патенты. Так же Волгоградская область использует 51 изобретение, 25 полезных моделей и 40
Таблица 3
Величина отгруженных инновационных товаров в общем объеме продукции инновационно-активных организаций промышленных производств по годам, млн руб. (показатели за 2003 г. приведены по данным [1], за 2004 г. — [3], за 2005 г. — [7], за 2006 г. — [8], за 2007 г. — [9])
Таблица 2
Объем отгруженных инновационных товаров инновационно-активными организациями промышленных производств по экспорту по годам, млн руб. (показатели за 2003 г. приведены по данным [1], за 2004 г. — [3], за 2005 г. — [7])
Период Объем отгруженных инновационных товаров в том числе по экспорту за пределы РФ
2003 г. 1218 27
2004 г. 1428 5
2005 г. 9627 27
промышленных образцов, на которые были выданы патенты РФ в 2002 г.
Необходимо все же отметить, что сложившееся в сфере инновационной деятельности положение сдерживает развитие экономики Волгоградской области, поэтому создание инновационной системы относится к числу главных приоритетов.
Эта система должна обеспечить рост конкурентоспособности экономики Волгоградской области на основе сбалансированного развития и эффективного использования как уникальных природных ресурсов, так и имеющегося научно-технического, образовательного и промышленного потенциала области.
Поскольку величина инновационного потенциала в существенной степени предопределена величинами составляющих его сегментов и секторов, необходимо иметь методологический аппарат, который позволил бы осуществить корректные оценки такого параметра, как достаточность размера инновационного потенциала. Возможны следующие оценки размеров каждого из сегментов его величины [4].
Каждый из составляющих инновационный потенциал сегментов можно оценивать по абсолютной величине, по относительной величине и по реальной величине.
Абсолютную величину научно-технического сегмента инновационного потенциала определяют как количество новшеств, которые могут быть пред-
Таблица 4
Динамика подачи заявок в 2000-2007 гг. на изобретения, полезные модели и товарные знаки по Волгоградской области (показатели рассчитаны по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-НТ (перечень), [11])
Период Количество заявок на:
изобретения полезные модели товарные знаки
2000 г. 319 27 312
2001 г. 334 53 283
2002 г. 361 45 205
2003 г. 346 48 158
2004 г. 404 50 87
2005 г. 397 58 182
2006 г. 454 41 161
2007 г. 512 63 215
Пери- од Объем отгруженных инновационных товаров В том числе по степени новации:
значительно измененные или вновь внедренные в сравнении с ранее выпускавшимися в мире усовер- шенство- ванные прочая
2003 г. 1218 488 464 266
2004 г. 1428 926 429 73
2005 г. 9627 752 442 8433
2006 г. 2397 814 301 1282
2007 г. 2441 1325 851 265
Период Отгружено товаров, выполнено работ и услуг в том числе инновационные товары
2003 г. 39675 1218
2004 г. 49944 1428
2005 г. 115298 9627
2006 г. 296290 2397
2007 г. 376821 2441
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
Таблица 5
Динамика использования объектов интеллектуальной собственности по Волгоградской области за период с 2004 по 2007 гг. (показатели рассчитаны по данным формы федерального государственного статистического наблюдения № 4-НТ (перечень), [11])
ложены в каждый конкретный момент времени к введению в сферу практического использования макросистемы.
Относительную величину научно-технического сегмента инновационного потенциала определяют количеством новшеств, которые можно ввести в сферу практического использования макроэкономической системы при наличии существующих ресурсных ограничений.
Реальную (фактическую) величину научнотехнического сегмента инновационного потенциала определяют не общим количеством разработанных или созданных новшеств, а тем количеством, которое фактически может быть применено в сфере практического использования для повышения уровня макросистемы до мирового или выше в каждый конкретный момент времени.
Величина образовательного сегмента инновационного потенциала характеризует возможности макросистемы по использованию созданных научнотехническим сегментом новшеств. Размер данного показателя представляет равнодействующую нескольких показателей:
• во-первых, общее число специалистов, которых можно подготовить к деятельности в макросистеме с учетом имеющегося уровня техникотехнологического обеспечения и возможности их адаптации к его перспективному развитию;
• во-вторых, возможность переподготовки специалистов для полноценного использования нововведений;
• в-третьих, число специалистов, которые могут практически использовать новшества, вводимые в практику производственного потребления макросистемы;
• в-четвертых, продолжительность диффузии научно-технических новшеств по степени адаптации специалистов, занятых в макросистеме. Волгоградская область сохраняет высокий научнотехнический и образовательный потенциал. Научнотехническая политика на ее территории осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О науке и научно-технической политике», Законом Волгоградской области «О научной деятельности и региональной научно-технической политике», регулирующими
Таблица 6
Шкала содержательной оценки инвестиционного климата территориальной системы по метрике расстояний (показатели приведены по данным [6])
Величина расстояний, п. п. Содержательная оценка бизнес-климата
До 10,5 Наиболее благоприятный климат
10,5-25,0 Весьма благоприятный климат
25,1-40,0 Относительно благоприятный климат
40,1-50,0 Не вполне благоприятное состояние системы
50,1-60,0 Депрессивное состояние системы
60,1-75,0 Кризисное состояние инвестиционного климата
75,1-88,5 Состояние глубокого кризиса инвестиций
88,6 и выше Коллапс территориально системы бизнес-климата
отношения между субъектами научной деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и научно-технической продукции.
С 2000 г. действует Совет по научно-технической политике Волгоградской области, который в 2005 г. преобразован в Совет при главе администрации Волгоградской области по науке, технологиям и инновациям [12].
Величина инвестиционного сегмента инновационного потенциала характеризует возможности макросистемы по введению научно-технических новаций в сферу практического использования. Ее размер определяется следующими параметрами: во-первых, величиной ресурсов (материальных, трудовых, технических, финансовых), имеющихся в наличии макросистемы; во-вторых, величиной ресурсов, которые макросистема может использовать для своего перманентного инновационного развития; в-третьих, скоростью диффузии нововведений наиболее современного технологического уклада; в-четвертых, числом новшеств, которые можно одновременно вводить в сферу практического использования.
Так, между администрацией Волгоградской области и Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере действует соглашение, которое позволяет производить субсидирование двух третей процентной ставки по кредитам, взятым инновационными предприятиями малого и среднего бизнеса. Центр трансфера и технологий реализует семь программ, направленных на новые технологии и их внедрение.
В 2005 г. при участии администрации Волгоградской области было создано Агентство инвестиций и развития. За время своей работы оно стало по-настоящему эффективным инструментом, с помощью которого потенциальный инвестор может полностью реализовать свои планы и программы в самых разнообразных проектах, в том числе и инновационных. Реализация этих проектов позволит существенно улучшить экономическую ситуацию в регионе [10].
Ниже приведена существующая методика интегрированной оценки инвестиционного климата базирующаяся на метрике расстояний относительных показателей. Базовым расстоянием является разность между наихудшим и наилучшим значениями. Вы-
Пери- од Вид объекта интеллектуальной собственности
Изо- брете- ния Полез- ные модели Промыш- ленные образцы Базы дан- ных Программы для ЭВМ Всего
2004 г. 54 24 26 — — 104
2005 г. 65 15 16 — 2 98
2006 г. 82 15 19 — 2 118
2007 г. 90 15 21 1 10 137
числив расстояние между фактическим и наилучшим значениями, и соотнеся его с базовым расстоянием, получают меру относительных различий указанных расстояний.
На этой основе разработана специальная шкала для содержательной оценки меры отличий фактической оценки инвестиционного климата от наилучшего как представлено в табл. 6.
По методике интегрированной оценки инвестиционного климата, Волгоградская область оценена в
50.0 процентных пункта [6]. Эта величина означает, что фактическое расстояние инвестиционного климата в рассматриваемой территориальной системе на
50.0 п. п. (50,0 - 0) хуже наилучшего состояния бизнес-климата и на 50,0 п. п. (100 - 50,0) лучше наихудшего состояния системы.
Другими словами, состояние бизнес-климата региона находится ровно посередине между благоприятным и кризисным, что с одной стороны хорошо, значит, намеченная политика в области инновационного развития не бездействует, а с другой — не очень благоприятно, так как несколько неверных ошибок могут ухудшить наметившуюся тенденцию к улучшению. Если сравнивать с областями, чье экономическое положение соизмеримо с исследуемым регионом, то Волгоградская область в этом рейтинге так же занимает среднюю позицию, находясь после республики Татарстан (чей показатель оценен в 25,0 п. п.), Астраханской области (33,3 п. п.) и Самарской области (41,7 п. п.). После Волгоградской области находятся такие регионы, как Чувашия (58,3 п. п.), Мордовия (75,0 п. п.) и Калмыкия (83,3 п. п.).
Далее приведена методика, основывающаяся на развернутой характеристике взаимосвязи инновационного потенциала и инвестиционной привлекательности 88 субъектов РФ с ресурсно-затратными и результативными показателями функционирования их территориальных хозяйственных комплексов была использована атрибутивная группировка по инновационному потенциалу и степени его востребованности. При этом все регионы нашей страны были разбиты на четыре группы:
• I группа — субъекты РФ с близкими значениями рейтингов инновационного и инвестиционного потенциалов, куда и входит Волгоградская область (регионы с востребованным инновационным потенциалом);
• II группа — регионы нашей страны, в которых инновационный потенциал существенно ниже инвестиционного потенциала (преимущественно ресурсно-сырьевые регионы);
• III группа — субъекты РФ в которых инновационные рейтинги не ниже 44, и они заметно выше инвестиционного рейтинга (субъекты РФ с невостребованным инновационным потенциалом);
• IV группа — регионы нашей страны с низкими значениями рейтингов инновационного и инвестиционного потенциалов (регионы с низким уровнем инновационного потенциала и разбалансированным хозяйством).
88 субъектов РФ распределились по четырем охарактеризованным выше группам следующим образом:
I группа — 13 субъектов; II группа — 21 субъект; III группа — 21 субъект; IV группа — 33 субъекта.
Согласно данным для рангового дисперсионного анализа инновационно — экономической активности субъектов РФ Волгоградская область занимает одно из лидирующих мест среди регионов России и находится в первой группе регионов с востребованным инновационным потенциалом [5].
Волгоградская область по величине инновационного потенциала занимает 10-е место — среди 13 регионов РФ входящих в I группу, и, 19-е место — среди 88 регионов РФ [5]. Но сами расчеты инновационного потенциала, к сожалению, не приводятся. Поэтому автор, задавшись целью осуществить подобное, пришел к мысли, что необходимо создать подобную методику расчета инновационного потенциала макросистемы в виде региона.
Все показатели, кроме инновационного потенциала, можно просчитать, используя данные статистических источников. Величина инновационного потенциала включает в свой расчет группу показателей, которые необходимо определить и выделить из ряда данных экономической жизни области.
Таким образом, для определения величины инновационного потенциала Волгоградской области, обратимся к мнению Г. И. Жица [4], который доказывает, что величина инновационного потенциала представляет собой коэффициент, величина которого изменяется в пределах от 0 до 1. Его величина определяется как произведение ряда показателей, характеризующих инновационный потенциал, выраженный следующей формулой:
Р1 = (Кг/Ко) N/Щ) (1)
где Р? — величина инновационного потенциала системы; Щ — количество (стоимость) ресурсов, используемых системой, которые можно считать нововведениями; Ко — общее количество (стоимость) ресурсов, которыми располагает система для обеспечения своего функционирования; Щ — количество (стоимость) новшеств, экспортируемых за рубеж; Що — общее количество (стоимость) продукции, производимой в системе; (Кг /Ко) — показатель инновационной восприимчивости (При этом величина инновационной восприимчивости системы оценивается по количеству ресурсов, независимо от их вида, которые можно считать нововведениями); (Щ /Ыо) — степень востребованности новшеств (при этом соответствие производимых новшеств мировому уровню представляет собой показатель, характеризующий размеры экспорта новшеств, производимых системой относительно общего объема продукции, производимой в системе).
Размер инновационного потенциала системы, оцениваемый в виде относительного показателя, рассчитывается как произведение доли новых ресурсов, обеспечивающих функционирование системы, на долю новшеств, экспортируемых за рубеж. В идеале этот показатель равен единице, что позволяет сформулировать главное требование к формирующим его параметрам, которое в формализованном виде, записывается следующим образом:
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010
Р? = Нш (Кг /Ко) Щ/Ы0) - 1. (2)
Согласно приведенной информации, расчет инновационного потенциала региона, согласно данным табл.2 и табл.3, будет выглядеть следующим образом:
Р '2003г = (76/552) (27/39675) =
=0,13768x0,00068= 0,0000937;
Р 52004г = (104/541) (5/49994) =
=0,192237 х 0,0001 = 0,0000192;
Р '2005г = (98/637) (27/115298) =
= 0,153846 х 0,000234 = 0,000036.
По полученным данным трудно сказать о существовании какого-либо инновационного потенциала в регионе, поэтому эту формулу можно применить для расчета инновационного потенциала, только необходимо заменить часть показателей на показатели, доступные в рамках региона.
Итак, за показатель Щ примем показатель ЩКгг, показывающий количество (стоимость) реализованных инновационных товаров, которые являются значительно измененными или вновь внедренными в сравнении с ранее выпускавшимися в мире. Данные по этому показателю представлены в табл. 1.
За показатель Що примем ЩКо, показывающий общее количество (стоимость) инновационных товаров, производимых в области, так же по табл. 1. Таким образом, получаем адаптированную формулу расчета величины инновационного потенциала региона:
РК = (Кг /Ко) (ЩКгг/ЩКо), (3)
где РК — величина инновационного потенциала системы; Щ — количество (стоимость) ресурсов, используемых системой, которые можно считать нововведениями; Ко — общее количество (стоимость) ресурсов, которыми располагает система для обеспечения своего функционирования; ЩКгг — количество (стоимость) реализованных инновационных товаров, которые являются значительно измененными или вновь внедренными в сравнении с ранее выпускавшимися в мире; ЩКо — общее количество (стоимость) инновационных товаров, производимых в области [2].
В идеале этот показатель, как и в предыдущем случае, будет равен единице:
РК = Нш (Кг /Ко) (ЩКгг/ЩКо) - 1. (4)
Произведя соответствующие расчеты, получаем следующие данные:
РК2003г = ((611+76)/552) (488/1218) = =1,24457 х 0,40066 г 0,5;
РК2004г = ((552+104)/541) (926/1428) =
0 \----------1-----------1----------1----------1---
2003 г. 2004 г. 2005 г. 2006 г. 2007 г.
Рис. 1. Динамика изменения величины инновационного потенциала Волгоградской области за период с 2003 г. по 2007 г. (составлено автором на основе вывода формулы 4)
= 1,2126 х 0,6485 г 0,8;
РК2005г = ((541+98)/637) (752/9627) =
= 1,0031 х 0,0781 г 0,1;
РК2006г = ((637+118)/656) (814/2397) =
= 1,1509 х 0,33959 г 0,4;
РК2007г = ((656+137)/790) (1325/2441) =
= 1,0038 х 0,5428 г 0,5.
Согласно полученным данным можно графически построить изменение инновационного потенциала Волгоградской области, как представлено на рис. 1.
По оценке инновационного потенциала Волгоградской области и по представленному графику видна волнообразная динамика величины инновационного потенциала. 2004 г. был для области прорывным — наконец то был принят Закон об инновационной деятельности, что активизировало деятельность организаций. Затем последовал этап (в 2005 г. минимальное значение инновационного потенциала), характерный для начала восходящего периода и связан с осуществлением необходимых затрат средств и ресурсов. Что и было доказано по итогам следующих лет. Максимальная величина затрат за период 2005 г. дало положительный эффект в виде растущего показателя величины инновационного потенциала региона в последующие два года.
Скептики могут заметить, что показатель величины инновационного потенциала исследуемого региона только-только сравнялся с уровнем 2003 года. Но, уважаемые, не стоит забывать, что рассчитанный показатель — это условная величина и внутри него качественный состав по всем рассчитанным параметрам поменялся с положительным знаком. Очень надеемся, что полученный результат и методика его расчета помогут специалистам в других регионах осуществить подобные расчеты.
Список использованных источников
1. Волгоградский областной комитет государственной статистики. Статистический сборник: Инновационная деятельность предприятий и организаций Волгоградской области в 2003 г. Волгоград, 2004.
2. Е. Б. Гончарова. Управление развитием инновационного потенциала региона : на примере Волгоградской области. Дисс. ... к. э. н. (08.00.05). Саратов, 2007.
3. Госкомстат России. Волгоградский областной комитет государственной статистики. Статистический сборник: Инновационная деятельность предприятий и организаций Волгоградской области в 2004 г. Волгоград, 2005.
4. Г. И. Жиц. Инновационный потенциал и экономический рост. Саратов: Сарат. гос. техн. ун-т, 2000.
5. А. М. Илышев, Н. Н. Илышева, И. Н. Воропанова. Учет и анализ инновационной и инвестиционной деятельности организации: учебное пособие. М.: КНОРУС, 2005.
6. В. М. Рябцев, Е. И. Тихомирова, С. И. Чаплыгин. Многомерный статистический анализ экономического развития регионов РФ. Самара: Изд-во Самарск. гос. экон. акад., 2002.
7. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области: Статистический сборник. Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. Волгоград, 2006.
8. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики по Волгоградской области: Статистический сборник. Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. Волгоград, 2007.
9. Федеральная служба государственной статистики. Территориальный орган федеральной службы государственной статистики
по Волгоградской области: Статистический сборник. Инновационная деятельность в организациях Волгоградской области. Волгоград, 2008.
10. http://pressa.kuban.info/article/reporter_ufo/62317.
11. http://www.fips.ru/ruptoru/Regions.htm.
12. http://www.volganet.ru/economics/Invest/r5_2.htm.
In searches of the way of the estimation of innovative potential of region (on the example of the Volgograd region)
E. Goncharova, docent of Kamushin branch of Volgograd State Technical University (VSTU).
In presented article the analysis of development of economy of region with the purpose of research and an estimation of its innovative potential, as macrosystems is spent. Various variants of an estimation of innovative potential of region are possible, but there is no way of its calculation in real conditions. The innovative potential of region cannot be generated without its developed economy. Therefore at formation of a design procedure of innovative potential it is necessary to consider regional feature, as has led authors of the given research to the received results.
Keywords: economy of region, innovational system, regional innovational system, innovative development.
Международная научная школа для молодежи
«Методология и организация инновационной деятельности в сфере высоких технологий»
Факультет экономики и менеджмента СПбГПУ приглашает пройти бесплатное обучение в Международной научной школе для молодежи «Методология и организация инновационной деятельности в сфере высоких технологий» 22-27 сентября 2010 года. Открытие Школы состоится 22 сентября в 10 часов в Доме Ученых в Лесном.
Организатор Школы — Санкт-Петербургский государственный политехнический университет при финансовой поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации. Партнеры Школы — Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере и Фонд «ТВН».
Цель создания Школы — получение участниками знаний и навыков, необходимых для коммерциализации научно-технических разработок в сфере высоких технологий. Программа Школы предусматривает проведение лекций ведущих российских и зарубежных ученых и специалистов, а также тренинг, на котором участники будут разрабатывать стратегии вывода на рынок новых продуктов на основе научнотехнических разработок.
В ходе обучения молодые ученые приобретут навыки презентации инновационных проектов потенциальным партнерам и инвесторам. Лучшие инновационные проекты участников школы будут представлены на III Петербургском международном инновационном форуме, который пройдет в Ленэкспо с 29 сентября по 1 октября 2010 года.
Школа организуется для студентов, аспирантов и молодых ученых Санкт-Петербурга, а также для участников и заявителей программы УМНИК. Обучение в Школе бесплатное. По результатам работы Школы будет издан сборник тезисов и выступлений. Занятия проводятся на кафедре «Предпринимательство и коммерция» ФЭМа. Для участия в работе Школы необходимо зарегистрироваться до 20 сентября 2010 года на сайте http://www.school.kafedrapik.ru.
ИННОВАЦИИ № 8 (142), 2010